Для чего нужен инструмент ромашка тем

Развитие интеллектуальных способностей ученика «Ромашка Блума»

Цель технологии: развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему мыслить самостоятельно.

Критическое мышление – важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На развитие критического мышления влияет умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию. Педагогический прием «Ромашка Блума», создателем которого является американский психолог Бенджамин Блум, хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.

Ромашка Блума состоит из 6 уровней познавательной деятельности, то есть из 6 лепестков

Этот прием ценится не только универсальностью, поскольку подходит для всех классов, но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает творчески работать над текстом.

Прием развития критического мышления уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Уровни вопросов

Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:

Такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.

1. Простые вопросы

Здесь используются самые простые вопросы: кто? что? когда? где? как? Для ответа на них требуется знание фактического материала. Ключевым словом является слово «Назови». Ученику предлагается просто назвать героев, предмет, явление, термин и т.д.

«Репка»

«Листопад»

1. Назовите главных героев сказки «Репка».

3. Где родители внучки?

2. Назовите главную героиню стихотворения.

Используя простые вопросы Блума на уроках русского языка и литературы, в блок «Назови» можно включать задания на знание текста и заполнить таблицу «Да-Нет». Это языковой диктант по любому разделу, это та же игра «Читай-город» по характеристике того или иного героя, проверка знаний тропов.

Источник

Использование приема «Ромашка Блума»

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Добрый день, уважаемые коллеги!

Требования современного образования, обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип «учить не науке, а учить учиться«.

Такую задачу ставит технология развития критического мышления.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Одна из задач технологии развития критического мышления – формирование навыков общения, навыков формулировки вопросов. Ведь общение людей невозможно без вопросов. В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научиться анализировать информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, формулировать вопросы и находить на них ответы.

К сожалению, на уроках чаще спрашиваем мы, и это большая проблема наших детей. Им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно. Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то узнать.

Умение формулировать вопросы, позволит нам формировать, в первую очередь, такие виды УУД, как познавательные и коммуникативные.

Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот прием называется «Ромашка Блума» или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета с детьми любого возраста.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

А нужно ли учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает учить детей задавать вопросы.

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, 6 лепестков – 6 вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д.

Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках

Возможны два варианта:

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

А сейчас я предлагаю вам опробовать данный прием. На экране появился текст, который мы сейчас обсудим. В углу ромашка, на которую можно ориентироваться при составлении вопросов. После прочтения текста мы попробуем составить вопросы всех типов и зададим их другим группам учителей. Всего у нас 3 группы.

Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.

Саня взял сучок и что – то написал на снегу.

Ваня посмотрел, прочитал:

— «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.

— Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.

— Ну и дурак! – сказал Саня.

На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:

Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

Почему Саня назвал Ваню «дураком»?

Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Кто из друзей был прав?

3. Кубик Блума (+практика с ним).

Когда вы с детьми уже освоили ромашку, можно перейти к кубику Блума.

Этот прием сложнее в том, что на придумывание вопроса отводится меньше времени. Но одновременно включается игровой момент, дух соперничества. Этот прием даже больше нравится детям.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для учеников начальной школы грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами педагога и реформатора школьной системы Джона Холта:

«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.

Источник

Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе

Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.

Что такое Ромашка Блума

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.

Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:

Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:

Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.

Шесть лепестков – шесть вопросов

Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.

Простые вопросы

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.

Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».

Уточняющие вопросы

С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.

Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».

Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.

Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.

Творческие вопросы

В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:

Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.

Практические вопросы

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:

Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.

Оценочные вопросы

Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».

Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.

Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.

Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.

Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:

Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?

Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?

Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?

Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?

Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?

Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.

Когда вопросы-интерпретации актуальны?

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.

Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.

Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.

Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума

В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).

При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:

Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.

Шаблон Ромашки Блума

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.

Заключение

Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.

Источник

«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Отдел дополнительного профессионального образования

Итоговая аттестационная работа

«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения»

Молдашевой Дильдой Бауржановной

доктор пед. наук, профессор

кафедры методики преподавания иностранных языков

Мосина Маргарита Александровна

Мастер – класс учителей начальных классов

«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи мастер – класса:

-расширить понятие о критическом мышлении и методах развития критического мышления;

— показать приемы использования Ромашки Блума в своей работе;

— научить слушателей использовать данный прием в своей практической деятельности.

Необходимое время: 40-45 минут.

Минимальное и максимальное количество участников: от 10 до 20.

Краткая аннотация: на мастер-классе участники смогут расширить свои представления о приёмах критического мышления, получат опыт их использования при подготовке и проведении урока.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

— понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;

— практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

— повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

— рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Требования к организации мастер-класса:

Классная доска или маркерная, мел или маркер.

Бумага формата А4 по количеству групп.

Аудитория, обеспечивающая возможность организации групповой работы.

I .Презентация педагогического опыта учителей начальных классов

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами и надеемся на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе.

Требования современного образования нацеливают на принцип » учить не науке, а учить учиться «.

Такую задачу ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

Сегодня мы хотим вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или «таксономия», разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот прием называется » Ромашка Блума » или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках

Возможны два варианта:

II . Представление урока

1. Знакомство Цель: через знакомство подвести к теме мастер – класса. В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга.

2. Деление на группы по лепесткам ромашки ( каждый цвет лепестка соответствует типу вопроса)

— А как вы знакомились друг с другом? ( задавали вопросы)

— Знаете ли вы каких типов бывают вопросы?

Образец использования приема.

Учащиеся читали текст и составляли к нему вопросы.

Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.

Саня взял сучок и что – то написал на снегу.

Ваня посмотрел, прочитал:

— «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.

— Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.

— Ну и дурак! – сказал Саня.

На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:

Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

Почему Саня назвал Ваню «дураком»?

Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани? Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть фото Для чего нужен инструмент ромашка тем. Смотреть картинку Для чего нужен инструмент ромашка тем. Картинка про Для чего нужен инструмент ромашка тем. Фото Для чего нужен инструмент ромашка тем

Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Кто из друзей был прав?

Хотим представить фрагмент урока литературного чтения в 3 классе.

Тема: Борис Житков. “Цветок”

Размышление над текстом

На доске цветок с 6 лепестками. Каждый лепесток – вопрос.

Если я правильно понял…

Далее – о бъясняющий вопрос

Теперь вопрос творческого характера. Попробуем сделать предположение, прогноз.

Пятый вопрос – оценочный

Чем … отличается от …

Вопросы по осмыслению прочитанного текста

— Кто главные герои рассказа Б.Житкова “Цветок”?

— С чего началась данная история?

— Что случилось с Настей?

— Докажите, что данный цветок – это алое

— Как цветок помог вылечиться девочке?

Как ещё можно использовать этот цветок?

— Сравните этот цветок с другими цветами. Что вы можете сказать в пользу этого цветка?

— Сравните отношение мамы к цветку вначале и в конце рассказа

— Распределите вопросы по типам. Определите, какие вопросы относятся к вашей группе.

III . Имитационная игра с учителями с демонстрацией приёма «Ромашка Блума» для эффективной работы с учащимися

Цель: систематизировать знания о Ромашке Блума

Методы: работа в группе

Ресурсы: раздаточный материал (типы вопросов), текст сказок

Практическая работа в группах по составлению вопросов к сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»

Группам необходимо по предложенному тексту (новому):

Определите цели работы.

Составьте вопросы к тексту.

Представьте результаты работы.

Одно слово/ существительное

Два слова / прилагательные

Три слова / глаголы

Фраза из четырех слов / выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

Одно слово/ характеризует суть предмета или объекта .

Группы зачитывают свои работы

2 . Дискуссия по результатам совместной деятельности

Насколько полезна вам полученная информация и сможете ли вы её использовать в профессиональной деятельности?

Применение приема технологии развития критического мышления «Ромашка Блума» является удобным средством при отборе вопросов для обсуждения с учащимися изучаемых проблем. В зависимости от типа урока можно начинать разговор с разных по сложности вопросов. Так, на проблемном уроке вначале можно ставить вопросы, связанные с высоким уровнем мышления, а затем искать ответ на них, используя более простые вопросы.

Что было трудным в работе?

Заключительное слово педагога-мастера

Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:

«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *