Для чего нужен интеллект
Для чего нужен интеллект
В чем его уникальность?
Говорят в том, что он может осмысливать происходящее вокруг и внутри него.
Спросите себя: Какими ресурсами (силами), я как человек обладаю? И вы дадите себе примерно такие ответы: сила, здоровье, семья, умение считать, писать, играть на музыкальных инструментах, умение плакать (то есть, умение чувствовать, испытывать эмоции, переживать). А самым первым в этом списке неизменно оказывается ум или интеллект. Именно так отвечали и подростки в нашем исследовании их представлений о собственных способностях и ресурсах. Почему же так происходит? Давайте разбираться вместе.
Что для нас ум, интеллект?
Считается, что интеллект – это система так называемых общих способностей, базовых предпосылок для развития других уникальных специфических способностей. Так самые успешные спортсмены оказываются самыми умными из спортсменов. Виртуозные музыканты, художники, артисты умнее, чем их не столь замечательные и талантливые коллеги. Даже более умные рабочие трудятся гораздо эффективнее и с меньшим количеством ошибок, чем менее интеллектуально развитые. Известно также, что люди, которые постоянно занимаются интеллектуальным трудом (ученые, преподаватели ВУЗов, исследователи) живут дольше, чем люди, не дающие нагрузку своему мышлению. Так средняя продолжительность жизни ученых физиков (мужчин) – 86 лет, хотя сейчас средняя продолжительность жизни мужчины в России не достигает 55 лет. Во многих исследованиях доказано, что люди, стремящиеся к развитию интеллектуальных способностей, меньше болеют, легче переносят обострение хронических заболеваний.
Можно сказать, что интеллект – инструмент, который позволяет нам выстраивать жизнь такой, какой мы хотим, чтобы она была, позволяет видеть возможности, которые не сразу бросаются в глаза, помогает выбирать. А если обратиться к официальным определениям, то наиболее точным и понятным является определение М.А.Холодной: «это способность к такой организации частных функций познавательной активности, при которой заданная цель (проблема) может быть достигнута наиболее эффективным образом. Эффективность оказывается тем выше, чем ниже затраты временных ресурсов. Эффективность и является мерой интеллекта»
Как же овладеть своим потенциалом, как развить интеллект?
Путь, казалось бы, общеизвестен, но от этого он не становится ни проще, ни короче. Этот путь – образование. Сегодня обязательным условием для становления успешного человека оказывается окончание школы и получение высшего образования. Со мной могут поспорить люди, которые скажут: А я знаю людей, которые добились успеха (в том числе и коммерческого), не имея высшего образования! Да, действительно, такое возможно. Но это скорее исключение из правил, чем правило. Именно поэтому такие люди заметны. И, строго говоря, люди, добившиеся успеха без образования, не опровергают сказанного выше. Если мы сравним их уровень интеллекта с уровнем людей, обладающих таким же образованием (только школа, ПТУ, техникум и т.д.), понятно, у кого из них интеллект окажется выше. Но вернемся все же к обучению. Школа решает задачу насыщения юных голов знаниями и иногда (к сожалению, нечасто) обучает мыслить, искать решения, исследовать, обозначать проблемные области, ставить цели и задачи. В ВУЗах эта задача выходит на новый уровень – формирование парадигмы мышления, формирование умений выстраивать доказательную базу, критиковать, формировать эксперимент и не бояться получить неожиданный результат. Получение образования является очевидным условием формирования интеллекта. Однако же далеко не единственным.
Ведь до школы ребенком и его умственным развитием необходимо заниматься не меньше (как минимум), чем в школьном возрасте. В раннем детском возрасте (это возраст до трех лет) развитие малыша зависит от активности взаимодействия его родителей с ним, от количества физических нагрузок, от количества общения с ним, от разнообразия среды, в которой он растет и речевой активности (тех, кто окружает ребенка и его посильной собственной). И все это должны обеспечить ребенку в первую очередь родители, а только потом детские сады и пр. В дошкольном возрасте (от четырех до шести лет) развитие интеллекта связано с разнообразием сенсорных стимулов, то есть в окружающем мире должно быть множество разнообразных, интересных для ребенка, вещей, событий, людей. Так же важна физическая активность ребенка и его активное общение со сверстниками и взрослыми.
А достаточно ли факта обучения в школе (детсаду, ПТУ, ВУЗе и т.д.), чтобы оценивать интеллектуальное развитие? А ведь есть люди, которые всерьез утверждают, что никакого развития вообще нет! А есть только генетический набор, с которым ты родился, и не в твоих силах его изменить. Мол, с чем родился, с тем и живи! Яблочко от яблони. И т.д. К счастью таким людям у нас есть, что возразить. Эксперименты с близнецами (которые обладают равным генным набором), разлученными в детстве и помещенными в разные условия, неопровержимо доказали огромную роль условий, среды в развитии интеллекта. Однако эти же (и многие другие) эксперименты показали еще один важный для понимания интеллектуальных возможностей человека факт. А именно: генетически человеку задается не уровень интеллекта, а некий коридор, в котором этот уровень будет у человека существовать. А вот в каком именно месте этого коридора человек окажется (остановится) зависит уже от прижизненных условий, в которых он (ребенок) будет расти и развиваться.
Таким образом, в оценке интеллекта важны две стороны: наследственность (у мальчиков при этом интеллект задается только материнскими генами, а у девочек материнскими и отцовскими поровну) и условия среды, в которой находится ребенок.
Следующий вопрос: Как понять умный ли ты?
Мы живем в мире, где «умность», интеллектуальность является очень важным фактором успешности. Начиная с самого раннего возраста нас постоянно оценивают (насколько мы хороши). Все родители хотят, чтобы их ребенок был красивым, здоровым, умным, с сильным характером, способным добиваться поставленных целей. Если красота и здоровье родителями принимается как данность (есть – замечательно, нет – зато есть что-то более важное), то ум и сила воли являются тем, что родители не безосновательно относят к тому, что может быть развито в процессе жизни.
Что является обыденными, жизненными, критериями «умности» человека? Ниже дан неполный, но достаточный список признаков ума или глупости.
Но так ли это? Разве мы не знаем умных блондинок, двоечников Эйнштейна и Лобачевского, глупых теннисистов и умных боксеров, умных модельеров, которые только и говорят о моде? А что является более объективными, весомыми критериями в оценке интеллектуальных способностей человека? Ниже приведем признаки, которые учитывают эксперты-психологи при оценке интеллектуального уровня в процессе наблюдения.
Несмотря на то, что эти критерии являются более точными и объективными, чем предыдущий список, оценить интеллектуальный уровень человека, основываясь на них, может только специалист, профессионал, обладающий достаточным опытом. Вообще, если вам важно знать точно, каков ваш уровень интеллекта стоит обратиться к психологам-диагностам, которые имеют в своем арсенале и объективные методики оценки интеллектуального развития, и опыт для разъяснения результатов, дадут рекомендации, чтобы вы могли более эффективно использовать свои ресурсы.
Профессиональное психологическое исследование интеллектуального развития человека занимает в среднем от 1,5 до 2,5 часов. Оно включает в себя диагностику и памяти, и внимания, и способности решать арифметические задачи, и объем активного словаря, и уровень культуральной осведомленности (кто такой Гагарин, что такое самолет, что такое имидж, кто написал поэму «Герой нашего времени». ), и оценку многих других параметров.
Несмотря на то, что высокий уровень интеллекта так ценится в обществе, хочется заметить, что интеллект – это только лишь ресурс, которым нужно уметь воспользоваться, который нужно уметь применить и реализовать. Исходя из нашего опыта, зачастую интеллектуально одаренные подростки не достигают успеха, потому что им не хватает силы воли и стремления доводить начатое до конечного результата. В то время как их менее одаренные сверстники благодаря настойчивости и усидчивости становятся более успешными.
В связи с этим, надеемся, что вы сможете пользоваться своим умом для достижения успеха, признания, может быть известности и славы, совершать открытия, создавать технические новинки, писать сценарии и книги! Перед вами сейчас открыты все пути – выбор за ВАМИ!
Зачем нужен интеллект?
Зачем нужен интеллект?
У человека нет острых зубов, как у тигра, мощных мышц, как у медведя, быстрых ног, как у гепарда. И даже защититься рогами или мощным ударом копыта он не может. Он практически беззащитен, а это в мире зверей большой недостаток.
Каждое животное находится в условиях непрерывной борьбы за существование. Оно должно найти себе пропитание, избежать нападения хищников и завести потомство. Этому помогают быстрые ноги, острые зубы, крепкие мышцы.
Человек сильно выделяется в этом жестоком мире борьбы всех против всех своей явной беспомощностью. Но в то же время мы видим, что человечество не только не боится тигров или медведей, но даже решает, оставить их на Земле или уничтожить, как уничтожило раньше десятки видов других животных.
Посмотрим, как интеллект помогает побеждать в борьбе за существование.
Даже микроскопическая бактерия должна сначала решить, что перед ней – еда или хищник, – а потом уже действовать. А для этого любое животное должно хоть что-то знать об окружающей среде, или, говоря другими словами, иметь модель окружающей среды.
Перед тем как броситься на добычу или наутек, животное должно сначала распознать ситуацию.
Если мы рассмотрим какое-либо животное, то увидим, что оно успешно живет в пределах своей экологической ниши, несмотря на то, что число опасностей, которые его подстерегают, весьма велико.
Закон естественного отбора приводит к появлению таких животных, которые идеально приспособлены к конкретным условиям существования, то есть животных, которые имеют систему отражения окружающей среды.
Но обратим внимание, что произойдет, если изменится среда существования.
Хищная рыба, для которой нет никаких опасностей в ее родном пруду, может быть съедена случайно залетевшим журавлем. Стадо слонов может подвергнуться нападению несметных полчищ муравьев. Наступивший ледниковый период полностью меняет условия жизни, вынуждая животных покидать насиженные места или приспосабливаться к новым обстоятельствам.
В таком случае в действие опять приходит закон естественного отбора, который начинает отбирать особей, способных построить модель и этой ситуации, а значит выжить.
И наконец, любое земное животное пока бессильно перед воздействием космических катаклизмов. Следовательно, естественный отбор приводит к тому, что системы отражения должны будут воссоздавать все более и более широкую среду существования.
На определенной стадии развития должна появиться система отражения, способная воссоздать всю Вселенную. Такой системой отражения и стал человеческий интеллект, который воссоздает всю Вселенную, или другими словами:
Человек – это зеркало, в которое смотрится Вселенная.
Отражая Вселенную, интеллект в то же время отражает и те опасности, которые угрожают человеку. Интеллект позволяет построить модель любого хищника и модель такого поведения, которое позволяет справиться с этим хищником.
Преимущество построения модели в том, что в предстоящей схватке человек заранее может определить свою цель и заранее продумать, как ее достичь. Борьба за существование разделяется на два этапа. Сначала человек строит модель достижения цели, а затем эту цель реализует на практике. Это и дает человеку колоссальное преимущество в борьбе за выживание.
Интеллект нужен человеку для того, чтобы добиваться своих целей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Зачем умной женщине нужен муж
Зачем умной женщине нужен муж Перед тем, как сесть за написание этого раздела, я провел небольшой эксперимент. Тридцать замужних женщин разных возрастов (от двадцати трех до семидесяти шести лет) по моей просьбе ответили на один и тот же вопрос: «Зачем вам нужен муж?»
1. Зачем нужен диагноз?
1. Зачем нужен диагноз? Для многих людей, в том числе для некоторых терапевтов, слово “диагноз” – “плохое” слово. Все мы знаем о неправильном использовании психодиагностических формулировок: сложная личность легкомысленно упрощается интервьюером, который испытывает
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ?
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ? Рене не хочет ничего в себе менять, чтобы привлечь мужчину. Она уверена, что если изменит свою внешность или манеру поведения, то станет, по ее выражению, «большой обманщицей». «Я хочу, чтобы мужчина принимал меня такой, какая я есть!» — заявляет
3. Зачем нужен мозг?
3. Зачем нужен мозг? Когда-то мозг сравнивали не совсем точно с телефонным коммутатором; в самом деле, он устанавливает связи между мыслями, а также между происходящими событиями и нашими реакциями на эти события. Даже в этом отношении мозг устроен гораздо сложнее, чем все
Зачем женщине нужен Муж?
Зачем женщине нужен Муж? Хочу мужа, хочу мужа, хочу мужа я… Песня такая Муж обычно привлекает женщину как возможный Душевный друг, Опора и Защитник, Любовник, Спонсор, Обустроитель дома и Отец. И ответ будет зависеть от того, что из этого списка ей важно в первую очередь,
Глава 1. Что такое тренинг и зачем он нужен
Кому и зачем нужен спорт
Кому и зачем нужен спорт Природе понадобились тысячелетия, чтобы сделать из обезьяны человека. А тут надо за десяток лет превратить человека в обезьяну… Сетование тренера по гимнастике Я прекрасно понимаю спорт как заработок – и для спортсменов, и для тех, кто на них
Зачем вам нужен мужчина
Зачем вам нужен мужчина Если бы женщины не любили вас, мужчин, за ваши недостатки, то что было бы с вами? Оскар Уайльд Вот вопрос, который в разное время приобретает для женщины различный смысл.В самом юном возрасте это, конечно, любовь, то есть взаимное влечение, «резонанс
Зачем нужен информационный культуризм?
Зачем нужен информационный культуризм? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала определить, в чем состоит главная ценность «человека работающего»? Очевидно, в том:• что он практически знает, или каким уровнем знаний обладает – низким, средним или высоким;• что он
Зачем нужен гипноз
Зачем нужен гипноз Гипноз, или гипнотический транс – это состояние, в котором все психические и физиологические резервы концентрируются на одной задаче. Эта задача заключается в том, чтобы как можно глубже воспринять сигналы-команды, подаваемые гипнологом. Во время
Кому и зачем нужен антисоветский миф
Кому и зачем нужен антисоветский миф Антисоветский миф как конкретное средство политики и идеологического, психологического манипулирования общественным сознанием выполняет вполне определенную, конкретную функцию в буржуазном обществе. Посредством ее осуществления
Зачем нужен подход, или Как преодолеть препятствия
Зачем нужен подход, или Как преодолеть препятствия Собирая материал для этой книги, я беседовала со многими людьми об их честолюбивых замыслах, в том числе и со своей подругой Вики. У Вики есть четкое видение: она хочет превратить свою страсть к косметике в дело своей
Зачем мне нужен режим дня?
Зачем мне нужен режим дня? ЭТО ВАЖНО! Составь свое расписание так, чтобы тебе прежде всего было удобно. То есть чтобы в нем были учтены не только школьные занятия и домашние задания, обеды и ужины, но и твои увлечения в свободное время. Режим дня необходим тебе для того,
Интеллект… При этом слове многие из нас испытывают своеобразную гордость, поскольку известно, что человек обладает им в высшей мере. Некоторые даже думают, что интеллект – это то, что есть только у человека. Придётся их огорчить: интеллект имеется и у животных. Некоторые даже пытаются рассуждать о его наличии у растений и других групп организмов, однако пока что это не выходит за пределы фантастики. В последнее время высоких результатов достигли разработки в области искусственного интеллекта.
Что такое интеллект
Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.
Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.
Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.
Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.
Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).
Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.
Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.
Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:
Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).
Какие бывают виды интеллекта
Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.
Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.
О разнообразии видов и форм интеллекта можно судить, к примеру, по культурным особенностям разных народов. Скажем, у негроидной расы сильнее всего развито конкретно-наглядное и пластическое мышление. Жители Африки – хорошие художники и отличные танцоры; они от руки могут изобразить то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики. Рисование и танец в Африке играют роль своеобразных «алфавитов», из которых составляются особые языки. Европейское мышление – абстрактное. Живопись и танец в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; вместе с тем развиты звуко-буквенный алфавит, рассуждение абстрактными категориями, понимание таких феноменов, как закон, право, порядок и др. Азиатские народы монголоидной расы являются носителями «символьного» мышления. У них высокого развития достигли символьный (иероглифический) алфавит, система иносказаний; культура изобилует символами, лишёнными практического смысла и выражающими сложные идеи, а в поведении существенная роль отводится ритуалам и церемониям.
Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.
Уровни интеллектуальной активности
Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.
Исследователи выделяют три таких уровня:
На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.
На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.
На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.
Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.
В этом случае выделяются два уровня:
Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.
Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.
Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.
Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:
Какие факторы влияют на умственные способности человека
У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?
Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.
Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.
Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.
Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.
Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.
Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.
Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.
Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.
Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.
Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.
Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.
Как повысить уровень интеллекта
Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.
Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.
Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.
В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.
На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.