Для чего нужен кодекс

Искусственный интеллект и этика: эксперты оценили проект нового кодекса

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс
perig76 / Depositphotos.com

Стремительное развитие технологии искусственного интеллекта и его повсеместное внедрение в различные сферы общества обостряют определенные вопросы в отношении применения данной технологии. При этом понимание того, что развитие искусственного интеллекта и его внедрение сопряжено с необходимостью адаптации нормативного регулирования было обозначено уже несколько лет назад – так, выработка этических норм заявлена одним из пунктов программы «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» (п. 48 Указа Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»; далее – Указа Президента РФ № 480). При этом в документе отмечено, что в целях аналитической поддержки стратегии проводятся научные исследования, направленные на прогнозирование этических аспектов использования технологий искусственного интеллекта – результаты таких исследований должны учитываться при принятии управленческих решений (п. 57 Указа Президента РФ № 480).

Другим важным документом, регламентирующим необходимость урегулирования этических аспектов применения искусственного интеллекта, стала «Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.». В подзаконном акте расширение применения инструментов регулирования, а также формирование кодексов этических правил разработки, внедрения и применения технологий искусственного интеллекта определяется как одна из ключевых целей Концепции (Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р).

Что такое искусственный интеллект?

Понятие искусственного интеллекта определено в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека (п. 5 Указа Президента РФ № 480). К таким функциям относятся, например, самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма. В данной стратегии в качестве технологий, которые основаны на использовании искусственного интеллекта, приводятся в пример компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавания и синтез речи, интеллектуальная поддержка принятия решений (п. 5 Указа Президента РФ № 480).

Зачем нужен кодекс этики в сфере искусственного интеллекта?

Как заметил Председатель совета директоров некоммерческого фонда «Центр содействия законотворчеству», д. ю. н., профессор Вадим Виноградов в ходе круглого стола на площадке Общественной палаты РФ, информационные технологии, применяющиеся на данный момент, относятся к слабому искусственному интеллекту. Однако, скорость его эволюции позволяет судить о том, что процесс перехода к сильному искусственному интеллекту возможен в ближайшем будущем. При этом сложно представить в полной мере, на какие области будет распространено его влияние – однако рамки его применения будут распространяться на сложные для этического анализа сферы, например, военную. В такой ситуации разработка определенных этических норм по созданию и использованию искусственного интеллекта выступает необходимостью, уверен эксперт.

Как отмечает один из разработчиков кодекса, директор по развитию технологий искусственного интеллекта ООО «Яндекс»Александр Крайнов, в отношении искусственного интеллекта распространено большое количество заблуждений, причем некоторые из них переоценивают технологию, другие – недооценивают. Основная причина заключается в том, что у человека, не обладающим специальными знаниями в области информационных технологий, восприятие принципа функционирования искусственного интеллекта формируется на основании массовой культуры, СМИ и рассказов со стороны представителей ИТ-компаний, которые в некоторых случаях преукрашают свою деятельность. Такое восприятие зачастую создает недоверие к искусственному интеллекту, формируя ложные убеждения об опасности использования технологии. Эксперт объяснил, что искусственный интеллект представляет собой набор математических методов и решений на их базе, где каждое конкретное решение применяется для конкретной узкой задачи. Количество задач, которые решаются данным способом, стремительно растет. При этом заложенная в технологии искусственного интеллекта задача распространяется на большое количество людей, в связи с чем масштаб потенциальной ошибки в значительной степени увеличивается. Этические нормы выступают неким сдерживающим механизмом для применения искусственного интеллекта, который выступает «мягким» регулированием в отсутствии законодательного аппарата, заключил Александр Крайнов. При этом разработанный документ не является законом, его формулировки норм носят рекомендательный характер. Кодекс этики искусственного интеллекта также должен помочь сомневающимся людям обозначить основные принципы внедрения и использования технологии в повседневной жизни.

Ранее упомянутая Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года содержит упоминание о том, что развитие технологий искусственного интеллекта должно основываться «на базовых этических нормах» (Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р). Документ относит к ним:

При этом приведенные примеры базовых этических норм носят расплывчатые формулировки, которые могут затруднять понимание, каким образом следует внедрять искусственный интеллект с соблюдением этических требований. Концепция в значительной степени конкретизирует принципы, что может поспособствовать четче обозначить механизм внедрения принципов и их распространение на деятельность ИТ-компаний.

Как отметил управляющий директор центра регулирования искусственного интеллекта Сбербанка Андрей Незнамов, несмотря на наличие других подобных кодексов в других странах – эксперт продемонстрировал примеры более 10 стран – представленный проект является уникальным. Авторы учитывали практические кейсы использования искусственного интеллекта на практике, которые можно использовать как подсказку для акторов в сфере искусственного интеллекта.

Регулирование этических проблем искусственного интеллекта в мире

Внушительное число стран предпринимали попытки выработать, систематизировать, упорядочить этические нормы по использованию технологий искусственного интеллекта. Андрей Незнамов представил список наиболее распространенных принципов искусственного интеллекта, принятых в мире. Эксперт выделил следующие:

Ключевые положения кодекса

Планируется, что кодекс будет включать четыре раздела:

Согласно положениям документа, к общим этическим принципам относится человекоцентричный и гуманистический подход – технологии искусственного интеллекта должны использоваться во благо человека. Также, согласно Концепции, к таким принципам относится риск-ориентированный подход, согласно которому уровень внимания к этическим вопросом сопоставим с оценкой уровня потенциального риска от внедрения и использования искусственного интеллекта. Важную часть занимает принцип предосторожности, в соответствии с которым актором искусственного интеллекта должны быть предприняты меры по предотвращению вреда от их деятельности. Не последнее по важности место занимает принцип ответственного отношения к вопросам влияния систем искусственного интеллекта на общество в целом и на граждан в частности.

В документе отдельно прописаны конкретные точечные нормы по этическим стандартам поведения акторов в сфере искусственного интеллекта, среди которых:

Примечательно, что в документе есть положение об обязанности акторов принимать меры в целях обеспечения недискриминации и непричинения вреда. При этом, согласно положениям документа, не допускается передача полномочий ответственного нравственного выбора системам искусственного интеллекта. Таким образом, принятие важных морально-этических решений доверить искусственному интеллекту экспертное сообщество не готово.

Как отмечает Андрей Незнамов, авторы кодекса предусмотрели все наиболее прогрессивные механизмы реализации кодекса. Так, рекомендуется проводить оценку рисков применения систем искусственного интеллекта. Предлагается также использовать институт уполномоченных пор этике искусственного интеллекта или формировать коллегиальные отраслевые органы (например, комиссию по этике). Важным механизмом составители кодекса считают создание свода наилучших практик решения возникающих этических вопросов при эксплуатации систем искусственного интеллекта. При этом авторы отдельно отметили, что положения кодекса должны быть пересмотрены с учетом развития технологий искусственного интеллекта.

Обобщая положения кодекса до краткой версии, авторы представили следующий список принципов этики искусственного интеллекта:

Предложения по совершенствованию кодекса

Одно из наиболее значимых положений, которые следует закрепить в кодексе, должно содержать предложения по устранению дефицита инфраструктуры, считает заместитель декана по научной работе факультета права НИУ ВШЭ, д. ю. н. Александр Ларичев. Несмотря на то, что этот принцип не является этическим напрямую, он может являться своеобразным руководством к действию акторов, участвующих в процессе модернизации искусственного интеллекта напрямую, уверен эксперт. Проблема в том, что у регионов России отсутствуют равные возможности технологического развития. Также эксперт считает важным отразить в положениях кодекса принцип отсутствия предвзятости по социально-технологической предвзятости. По его мнению, следует также уточнить требование о необходимости способствовать достижению цели в области устойчивого развития, добавив положения о процессе осуществления достижения такой цели.

Как отметил Александр Крайнов, инфраструктура для искусственного интеллекта создается не территориально, при этом вопросы инфраструктуры регулируют другие документы, в то время, как одной из целью кодекса было закрепление норм, которые не были освещены в других документах.

Эксперт в том числе заметил, что в рекомендациях ЮНЕСКО право человека знать, какие решения принимаются с использованием алгоритмов искусственного интеллекта, в то время как в положениях кодекса это право носит формулировку разумно-применимого. С коллегой согласен Александр Журавлев, председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России, который назвал вопрос прозрачности деятельности алгоритма искусственного интеллекта принципиально важным. Он считает, что в кодекс важно заложить условие о том, что искусственный интеллект должен выступать в качестве помощника, поддержкой в принятии решений. Это относится к ключевым отраслям, где вопросы морально-этического выбора стоят наиболее остро – например, финансовая сфера, судопроизводство (в особенности, уголовное), трудоустройство. Более того, следует добавить порядок обжалования решений, когда у человека возникает сомнение в отношении того, принимала ли система решение по важному вопросу самостоятельно или нет.

При этом Александр Крайнов возразил: соответствующее положение кодекс содержит – обеспечить возможность отмены человеком или предотвращения принятия юридически значимых решений. При этом на практике человек при постоянном взаимодействии с алгоритмом искусственного интеллекта склонен в конечном счета соглашаться с результатами анализа системы, в связи с чем включение предлагаемого экспертами положения на практике проблему не решит.

По мнению Вадима Виноградова, одним из основных факторов, который следует учитывать при разработке кодекса этики искусственного интеллекта, это четкая формулировка понятий и норм. Эксперт считает, что в тексте такого документа следует избегать расплывчатых словесных конструкций – так, например, сохраняется возможность множественной трактовки фраз «сохранение нравственных и духовных ценностей» и «общепринятые этические нормы». Он также считает, что кодекс должен быть составлен с использованием упрощенного стиля, так как конечный адресат документа не будет иметь специальных познаний в области юриспруденции.

Заведующий лабораторией анализа данных правоприменения ВШЭ Григорий Красноженов предложил уточнить, для какого типа искусственного интеллекта разрабатывается кодекс. Эксперт считает, что так, как на текущем уровне технологического развития документ рассчитан на системы искусственного интеллекта с некоторой степенью автономности. Также, по мнению эксперта, в кодексе следует подчеркнуть, что акторами являются люди, а не машины, а также уточнить их перечень.

Михаил Якушев, заместитель директора Института права цифровой среды факультета права НИУ ВШЭ, считает, что так как документ носит рекомендательный характер, его стиль должен соответствовать заданной формуле. Так, например, эксперт считает, что включение норм об ответственности за нарушение принципов этики искусственного интеллекта, неуместны. Эксперт также предложил не ограничивать распространение кодекса исключительно на гражданскую сферу, а относить его положения также к военной сфере.

***
Необходимость в создании Национального проекта кодекса в сфере регулирования этических проблем разработки и эксплуатации искусственного интеллекта назрела давно. Эксперты в области юриспруденции и искусственного интеллекта провели масштабную работу по выработке кодекса. Как неоднократно подчеркивают авторы, кодекс не будет носить общеобязательный характер, выступая скорее примером «мягкого» права, когда нормы представляют собой рекомендации для государственных органов и компаний, использующих системы искусственного интеллекта.

На момент написания материала кодекс этики не был опубликован, содержание документа в его текущем виде предоставлены для оценки экспертам и представителям государственной власти. По словам авторов документа, по предварительным данным кодекс будет рассмотрен на уровне Правительства РФ к концу октября-началу ноября текущего года.

1 Информация с сайта Альянса в сфере искусственного интеллекта.
2 С текстом документа и материалами к нему можно ознакомиться на сайте проекта «РОБОПРАВО», исследовательского центра проблем регул­­ирования робототехники и искусственного ­­интеллекта.

Источник

Кодекс

Кодексы Российской Федерации, классификация кодексов РФ, система и доктрина кодекса

Уголовный кодекс РФ, кодексы народов майя, трудовой кодекс, гражданский кодекс, налоговый кодекс, жилищный кодекс, административный кодекс, семейный кодекс

Содержание

Содержание

Раздел 1. Возникновение слова «кодекс».

Раздел 2. Кодексы России.

Раздел 3. Гражданский кодекс Наполеона 1804 года.

— Подраздел 1. Система и доктрина кодекса.

— Подраздел 2. Гражданство и правоспособность.

— Подраздел 3. Вещные права.

— Подраздел 4. Обязательственное право.

— Подраздел 5. Семейное право.

Раздел 4. Месоамериканские кодексы.

— Подраздел 1. Технология изготовления.

— Подраздел 2. История.

Раздел 5. Кодексы Майя.

— Подраздел 1. Изготовление.

— Подраздел 2. История.

— Подраздел 3. Сохранившиеся кодексы.

— Подраздел 4. Другие кодексы Майя.

Раздел 6. Дуэльный кодекс.

Раздел 7. Уголовный кодекс России.

Кодекс (лат. codex — книга) — это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.

Считается, что родиной кодекса является Древний Рим. Кодекс пришел на смену неудобным в обращении свиткам. Появление переплета для книг также связывают с усовершенствованием кодекса.

Возникновение слова «кодекс»

Издание Грегорианом императорских конституций под названием К. (см. Грегориан), имевшее огромный успех, укрепило за словом значение законодательного сборника. За Грегориановым К. последовали К. Гермогениана, Феодосия и Юстиниана. В средних веках выражение кодекс затерялось (собрания законов в это время называют просто leges) и восстановляется только с XVI в., впервые в издании так называемого К. Генриха III, составленного Бриссонием и содержащего ордонансы французских королей. С этого времени оно становится очень употребительным.

Кодексы России

Как в Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP), так и в Российской Федерации кодексы использовались и используются весьма широко.

В современном законодательстве Российской Федерации кодексы, несмотря на своё название, являются обычными Федеральными законами (Конституция РФ не предусматривает разделение федеральных законов на «обычные законы» и кодексы). Данная позиция (о равенстве кодексов и «обычных» Федеральных законов) была подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 №182-О.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Кодекс (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.

Гражданский кодекс Наполеона 1804 года

Система и доктрина кодекса

Гражданский кодекс 1804 г. был разработан в традиции французской цивилистики ХУП-ХУШ вв. Главной особенностью этой традиции было взаимное переплетение кутюмного и римского права. Такую задачу и сознательно поставили себе составители:

“Мы совершали полюбовную сделку между писаным правом и кутюмами всякий раз, когда нам, возможно, было согласовать их право положения или видоизменить одни посредством других, не прерывая единства системы и не покушаясь на общий их дух”. Такая традиция позволила сделать новые институты права действительно едиными для всей страны.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Содержание первых титулов кодекса, а также принципиальных право положений, касавшихся гражданских прав и прав собственности, было сформулировано самими составителями, опираясь на принципы революционного законодательства и “Декларации прав человека и гражданина”. Текст этих разделов во многом воспроизводил соответствующие нормы из проектов 1793-1796 гг. Хотя в главном революционное законодательство повлияло на то, что н е включалось в кодекс из старого права.

В целом, главными источниками доктрины и текста нового ГК стали предреволюционная догматика, которая, в свою очередь, представляла сплав римского и кутюмного права, и революционное законодательство.

Кодекс был построен по институционной системе. Эта система, восходящая к “Институциям” Юстиниана, была классической для распространенной во Франции школы реципированного римского права.

ГК был разделен на 3 книги:

1) О лицах, куда были включены разделы о гражданских правах вообще, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве;

2) Об имуществах и о различных видоизменениях собственности, где были собраны институты вещного права;

3) О различных способах, которыми приобретают собственность, включившая наследственное право, обращение имуществ в семье, договоры и иные обязательства. Институционная схема была существенно переработана: третья книга внутренне строилась с учетом уже пандектов систематизации обязательств. Но главное заключалось в том, что составители придавали традиционной систематизации новый естественно-правовой и рациональный смысл:

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

В большей степени институционной была система изложения правовых норм. Многие статьи не были собственно регулирующими правовые ситуации, а научающими: что такое движимое и недвижимое, что такое договор, те или другие виды обязательств и т. п. Это сделало кодекс в значительной степени дидактическим сочинением по праву, за что его впоследствии упрекали. Но такая дидактика одновременно сделала кодекс весьма понятным даже для не очень ведущих в праве.

Составители ГК ориентировались на старую французскую традицию цивилистики. Исходя из этого, они абсолютизировали частное право. Право по закону (т. е. вытекающее из предписаний закона) в кодексе было уравнено с правом, вытекающим из частной договора. Закон не мог вторгаться в содержание частных соглашений, в сферу частных прав.

Многие нормы кодекса имели излишне общий характер. Это привело к тому, что многое отдавалось составителями на усмотрение судьи. В частности, судья сохранил право истолковывать правовые споры, основываясь на “обычаях мест”, “обыкновениях употребления” и т. п.

Гражданство и правоспособность

В кодексе устанавливалось единое понятие французского гражданства и связанного с ним единства прав на основе полного равенства. В этом заключалось главное антифеодальное качество нового правопорядка. (Равенство правоспособности не было абсолютным, оно было соответственно своему времени: правоспособность женщин была ограничена семейным правом и преимущественными возможностями мужчин быть участниками оборота.) гражданство в смысле пользования политическими правами отграничивалось от гражданства в частноправовом смысле.

Гражданскими правами (т. е. правоспособностью) наделялся каждый, имевший или приобретший особое “свойство Француза”, которое сообщал конституционный закон. Гражданство можно было не только приобрести, но и утратить. Хотя, в отличие от принципов конституций 1791-1793 гг., ГК установил только частноправовые (не политические) основания к утрате гражданства; не допускалась потеря гражданства через проговаривание к наказаниям.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Гражданская дееспособность наступала в 21 год. После этого ограничения дееспособности были возможны только в рамках брачно-семейных отношений или вследствие опеки. Предусматривалась и возможность полного лишения дееспособности, названная по традиции римского права интердиктом. Широкие полномочия в этой инициативе были предоставлены суду и родственникам, что вделало такую опеку институтом архаичным и даже реакционным в правовом смысле.

Вещные права

В сравнении с правом эпохи “старого режима” круг вещных прав (т. е. форм обладания, пользования и распоряжения имуществами) был сокращен. Признавались только права собственности, правомерного использования и пользования в порядке сервитута.

Центральным институтом вещного права было право собственности. Его понимание в ГК было важным инновацией: “Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее неограниченным порядком, лишь бы только это не производило такого использования, которое запрещено законами и уставами” (ст. 544). Согласно доктрине кодекса, собственность имела абсолютный характер: права владельца практически ничем не ограничивались и допускались только изначально предписанные законом ограничения. Основываясь на положении Декларации 1789 г. и почти в тех же выражениях, кодекс закрепил неприкосновенность и не отчуждаемость собственности. Еще одной важнейшей чертой собственности было предельно широкое понимание режима собственности, исходя из почти абсолютного права акцессии (присоединения). Этот последний элемент собственности имел выраженно архаичный характер, заранее предполагая преимущество земельной собственности. Отдельные права не могли быть предметом коммерческого оборота (права пользования недрами, пространстпреимуществоазрывны с собственностью на участок земли).

Кодекс выделял три вида собственности в зависимости от субъекта права: 1) индивидуальная, 2) государственная, или общественное обладание, 3) общинно-коммунальная. Преобладающее внимание уделялось частной собственности. Однако оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только в государственной (порты, крепости и т. п.) или только в коммунальной собственности.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Вторым по важности видом вещных прав стал узуфрукт.

Институт этот был разработан еще в римском праве. Однако в ГК он означал, по сути, особое право, примерно равнозначное наследственной ренте дореволюционной эпохи.

Узуфрукту арий не был собственником, его права ограничивались использованием земли или вещи (например, сада, дома). Но он мог продать свой узуфрукт, заключать с ним другие договоренности, передавать его по наследству, завещать. Права узуфрукту ария охранялись даже перед собственником, который не мог произвольно лишить пользователя его права; если собственник продавал весь объект в целом, то право-пользование сохранялось и при новом собственнике. Такая замаскированная аренда также была архаичным институтом (особенно, когда под узуфруктом понималось право пользования гражданскими доходами, т. е. по сути земельной ренты).

Третьим видом вещных прав было пользование вещью. Конкретное число случаев было невелико; сельскохозяйственная аренда и проживание в доме. В отличие от узуфрукта это право не могло быть ни переуступлено, ни сдано в поднаем. Пользователь имел право использовать свое право только в личных интересах или для семьи, но не для коммерческого оборота и обогащения.

Хотя владение не фигурировало в качестве самостоятельного права, во многих случаях оно охранялось отдельно. Такое охраняемое законами владение могло быть только добросовестным и только в случае, если обладатель добросовестно заблуждался относительно своих прав на вещь. Обладание вещами первой и второй группы при наличии добросовестности могло стать способом приобретения собственности на эти вещи (если проходили установленные ГК сроки исковой давности). Обладание движимыми вещами приравнивалось к праву собственности, если только вещь не была украдена.

Обязательственное право

Одним из краеугольных принципов договорного права закреплялась свобода сделки. Под этим подразумевалось, что никто не может быть принужден к заключению договора, не соответствующего его намерениям, и что содержание договоренности определяется только по воле заключивших его сторон. Ничто не могло быть основанием для одностороннего отказа от концессии: ни допущенные при ее заключении обман, ошибки (если только все это не превосходило определенную меру выгодности и нормальности и не грозило вообще уничтожить коммерческий оборот). Никакое вмешательство в сделку частных лиц не допускалось, если только она не противоречила закону, добрым нравам и общественному порядку. В истолковании последствий сделок и их выполнимости признавалась большая роль судьи.

Вторым краеугольным принципом договорного права было положение об обязательной силе соглашений. Это означало, что законно заключенные сделки не могут быть расторгнуты односторонними действиями и что договора обязывают и ко всем последствиям, которые могут вытекать из обычая или обыкновений коммерции. Принцип обязательной силы договоров был заново сформулирован в ГК (это сделал Порталис). В нем как нельзя более отражалось представление составителей о всемогуществе частной воли, индивидуализм кодекса.

Семейное право

Самым важным новацией в области брачно-семейного права было закрепление института только гражданского брака, заключавшегося государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брак был чисто светским, хотя потом не запрещалось проводить желаемые религиозные церемонии. Брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчины и в 15 лет для женщины. До достижения этого возраста браки могли заключаться только по особому разрешению главы государства. Однако до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступать в брак только при согласии родителей или семейного совета.

Предпочтение интересов семьи (причем законной) оказало влияние и на наследственное право. Признавая традиционное деление на наследование по закону и по завещанию, кодекс значительно ограничил права завещателя распорядиться своими имуществами. В зависимости от состава семьи завещатель мог распорядиться лишь от 1/2 до 3/4 принадлежавшей ему собственности. Незаконнорожденные и не признанные при жизни дети практически устранялись от прав наследования, и, даже будучи признанными, имели право на меньшую долю, чем законные.

Высокие квалификационные достоинства кодекса все же не сделали его вполне совершенным. В кодексе осталось немало противоречий, особенно между разными книгами. Ряд статей получил практическое значение только посредством богатой судебной практики. Довольно скоро, к концу XIX в., был поставлен вопрос о переработке ГК.

Для своего времени ГК 1804 г. имел выдающееся значение. Это была поистине вторая гражданская Конституция нового правопорядка. По оценке видного русского правоведа Е. В. Спекторского, кодекс “переводил на язык права вызванный революцией социальный переворот”, тесно связанный с идеей частной и экономической свободы. Это была “золотая книга” французской буржуазии той поры.

Наполеоновские завоевания открыли дорогу широкому распространению ГК по Европе, а затем и по всему миру. Он стал как бы одной из двух основных линий европейского права в целом.

Месоамериканские кодексы

Месоамериканские кодексы — рукописные документы коренных народов Центральной Америки доиспанского и раннего колониального периода, где в основном в пиктографической форме освещаются исторические и мифологические события, религиозные ритуалы, хозяйственные темы (например, сбор податей), содержатся астрономические и гадательные таблицы и другие сведения.

Будучи каждый уникальным документом, эти своеобразные книги являются ценнейшим памятником месоамериканской культуры и истории. Их принято называть по именам их исследователей или владельцев либо по месту хранения (например, кодекс Ботурини или Ватиканский кодекс 3773). В настоящее время кодексы и их факсимиле находятся в библиотеках и музейных собраниях разных стран мира.

Технология изготовления

Слово «кодекс» происходит от латинского codex, что означало «кусок дерева», так как первоначально кодексы составлялись на деревянных табличках. Также и бумага для индейских кодексов изготавливалась из коры разных видов фикусов и на языке ацтеков называлась аматль (аст. āmatl), что в испанском превратилось в амате (исп. papel amate). В юкатанском языке эквивалентом является слово kopo (или устаревший вариант написания copo), а в языке Майя классического периода — huun (или hun), что также означало «книга», «кора» или «одежда из коры».

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Для того, чтобы изготовить бумагу, длинные полосы коры сдирали с деревьев и очищали волокно от толстого слоя внешней коры. Затем полосы несколько раз отмачивали в воде и высушивали, после чего отбивали на камнях или деревянных досках. Полученные листы, достигавшие в длину нескольких метров, шлифовали камнями до гладкости.

Кроме того, некоторые кодексы написаны на выделанной оленьей шкуре.

Затем листы грунтовали гипсом и наносили рисунки с одной или обеих сторон. Для кистей различного размера использовался кроличий мех, краски изготавливались из разведённых в воде минералов.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Сложенные гармошкой книги помещали в «обложки» из дерева или шкуры, которые часто украшались золотом и драгоценными камнями. Их можно было читать, переворачивая лист за листом либо развернув во всю длину.

История

Точно неизвестно, когда впервые появились бумажные рукописи. В Теотиуакане археологами были найдены камни, датирующиеся VI веком н. э., которые напоминают камни, использовавшиеся при изготовлении бумаги. У племён Майя бумажные книги получили широкое распространение примерно в конце IX века, также есть данные, что Майя и другие народы, например, сап отеки и тольтеки, изготавливали бумажные рукописи уже в III в н. э., а книги — около 660 года.

У ацтеков изготовление бумаги было развитой индустрией, поставлявшей большое количество аматля для различных целей, в том числе для создания книг и документов. Кроме того, в Тешкоко находилась библиотека с обширной коллекцией майяских, сапотекских и тольтекских рукописей.

После начала колонизации Америки испанцами кодексы, как и другие памятники истории и культуры коренных народов, без счёта уничтожались в ходе порабощения и насильственной христианизации. Множество рукописей погибли в ходе битв, например, при осаде Теночтитлана в 1521 году. Вследствие этого до нашего времени сохранилось лишь небольшое число индейских рукописных книг доколумбовой эпохи. Из них большинство отсылались в Испанию в качестве трофеев и древностей.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Однако некоторые кодексы создавались и в колониальный период, так как европейские миссионеры полагали с их помощью более эффективно обращать индейцев в христианство. Для этого местные художники делали рисунки, к которым затем добавлялись подписи и объяснения на местных языках, записанных латинским алфавитом, а иногда на латыни. Помимо того, монахи, особенно францисканцы, стремились зафиксировать местные обычаи и верования. Так появилось множество своеобразных «иллюстрированных энциклопедий» местной жизни.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Историк Дамиан Бака считает, что «колониальные кодексы предназначались для того, чтобы перестроить умы и память коренных месоамериканцев. Эти кодексы, даже созданные самими ацтеками, представляли собой нарратив с господствующей испанской точки зрения». Однако это позволило сохранить пиктографическую традицию. Следует ещё отметить, что многие поздние рукописи были основаны в более ранних, доиспанских, или целиком скопированы с них.

В настоящее время известно около пятисот колониальных кодексов, и, вероятно, по мере научных изысканий их число будет увеличиваться.

Кодексы Майя

кодексы Майя — идеографические рукописи народа Майя. В настоящий момент несколько уцелевших кодексов принято обозначать по названиям городов, в библиотеках которых они находятся.

Темами кодексов были религия, астрономия и астрология, история, пророчества и гадательные практики, сельскохозяйственные и календарные циклы и т. п. С их помощью жрецы интерпретировали явления природы и действия божественных сил и проводили религиозные обряды.

Изготовление

кодексы писались на особой бумаге хун (hun или huun) из коры фикуса (в настоящее время такую бумагу принято называть ацтекским словом аматль). Впервые такая бумага появилась у народа Майя около V века н. э., примерно в то же время, что и у римлян. Большинство исследователей согласны в том, что Майя полуострова Юкатан первыми на американском континенте начали изготавливать бумагу. Первоначально она использовалась в качестве материала для одежды и лишь затем для передачи информации посредством письма.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Сама бумага считалась у Майя священной. Историк и антрополог Алан Сэндтстром полагает, что бумага пользовалась самым большим спросом наряду с драгоценными камнями и металлами, перьями и декоративными тканями.

Судя по сохранившимся кодексам, они имели в длину несколько метров и около 20 сантиметров в ширину и состояли из нескольких более коротких листов, склеенных вместе, так как бумагу изготавливали и перевозили стандартными связками, а затем при необходимости доклеивали столько листов, сколько требовалось, чтобы закончить книгу.

Изготовление рукописей представляло собой реализованный процесс, требовавший специалистов, которые в свою очередь должны были соблюдать ритуалы до и после работы над кодексом. Прежде чем приступить к рисованию, писец должен был обратиться к богам с просьбой, указать ему благоприятное время для каждого этапа работы. Также и жрецы, читавшие кодексы во время религиозных церемоний и праздников, должны были проходить ритуалы очищения.

На написание одного кодекса уходило несколько дней. Сначала черной тушью на основе угля с помощью своеобразного «пера» — острого кончика магея (агава американская) или осколка кости мелкого животного, например птицы, — рисовался контур, после чего детали раскрашивались меховой кисточкой. Каждый цвет имел своё значение, связанное с богами, природой и космосом.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Создатели рукописей именовались ah ts’ib (писцы) и ah woh (художники). В подавляющем большинстве это были мужчины. Юноша, обнаруживший способности к рисованию, проходил тщательную подготовку в течение нескольких лет, изучая такие предметы, как математика, астрономия, астрология, космология и история. Писцы относились к образованной элите общества. Покровителями писцов были

боги-братья Хун-Бац и Хун-Чоуэн, часто изображавшиеся в виде пишущих обезьян.

История

Ко времени прибытия конкистадоров на полуостров Юкатан в начале XVI века Майя уже покинули свои главные церемониальные центры, однако производство бумаги и традиция создания кодексов были по-прежнему широко распространены.

Сначала испанские миссионеры заинтересовались загадочными индейскими значками, но, расшифровав их с помощью местных жителей, увидели в них сатанинские измышления и стали их систематически уничтожать. Епископ Юкатана Диего де Ланда в июле 1562 года приказал сжигать все кодексы, которые попадут в руки христиан. Впоследствии он сказал: «Мы нашли множество книг, записанных этими значками, и поскольку в них не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи, все сожгли, что причинило им [Майя] большое горе».

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Алонсо де Сорита писал, что в 1540 году он видел в горах Гватемалы множество таких рукописей, описывавших историю местных индейцев за более чем восемьсот лет, которые переводили для него самые древние старики. Бартоломе де Лас Касас сетовал на то, что рукописные книги уничтожались монахами, опасавшимися, что они могут помешать обращению местных жителей в христианство. Последними были уничтожены кодексы в гватемальском городе Тайясале, завоеванном в 1697 году. Тем не менее несколько кодексов попали в Европу.

Чтобы сохранить свои книги, Майя стали зарывать их и прятать в пещерах, где их погубила высокая влажность. До наших дней дошли лишь три достоверно майяских кодекса и фрагмент четвёртого, которые неизвестным путём добрались до Европы и много лет пролежали в забвении, пока не были вновь открыты учёными.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

При таких скудных данных историки месоамериканских кодексов вынуждены прибегать к реконструкции и косвенным источникам, как то: этноботаническому анализу, историческим свидетельствам из вторых и третьих рук, малонадёжным переводам идеограмм Майя, анализу изображений на каменных стелах и керамике и т. д.

Сохранившиеся кодексы

До нашего времени дошли лишь четыре кодекса, находящиеся в европейских библиотеках. Это:

Первые два посвящены астрономии и прорицанию, третий — ритуалам, богам и астрологии. Четвертый кодекс сохранился частично.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Другие кодексы Майя

При раскопках археологи находили прямоугольные куски слипшейся массы с чешуйками краски, в основном в аристократических гробницах. Это всё, что осталось от кодексов, когда сгнили входившие в их состав органические вещества. Несколько подобных остатков, где прослеживаются рисунки, были сохранены в надежде, что когда-нибудь появится технология, которая позволит их изучить.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Старейшие майяские кодексы были найдены при раскопках захоронений в Уашактуне, Гуайтане, Сан-Агустин-Акасагуастлане и Небахе разных департаментов Гватемалы, в Алтун-Ха в Белизе и Копане в Гондурасе. Книги из Уашактуна и Алтун Ха относятся к раннему классическому периоду, в Небахе и Копане — позднему классическому, в Гуайтане — раннему пост классическому. Все это комки извести с остатками краски, которые невозможно открыть.

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Дуэльный кодекс

Дуэльный кодекс — неформальный свод правил проведения дуэли. В эпоху, когда дуэли были широко распространены, дуэльных кодексов не существовало, так как само понятие дуэли входило в противоречие с существующим правом, хотя, с другой стороны, было неразрывно связано с понятием дворянской чести.

участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик;

для дуэли необходимо наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Об оскорблении и праве оскорбленного человека.

Условное деление достаточных для дуэли оскорблений на категории:

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

Существует три рода дуэлей:

до тяжелого ранения

до смерти одного из противников.

Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно не принимать и кого не принято вызывать) считаются:

лица, опозоренные в общественном мнении;

несовершеннолетние, т. е. не достигшие 21 года (кроме женатых людей);

лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (простолюдины);

должники по отношению к своим заемщикам;

близкие родственники, например, дядя и племянник или дед и внук.

Кузены к дуэли уже допускаются;

Для чего нужен кодекс. Смотреть фото Для чего нужен кодекс. Смотреть картинку Для чего нужен кодекс. Картинка про Для чего нужен кодекс. Фото Для чего нужен кодекс

За одно и то же оскорбление можно вызывать на дуэль только один раз.

2. Не допускается замена одного дуэлянта другим, его поверенным, если сам дуэлянт был в состоянии драться.

Порядок проведения дуэли

1. В заранее условленное время противники, секунданты и врач прибывают в назначенное место. Опоздание допускается не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший человек, считается уклонившимся от дуэли.

2. Поединок начинается обычно через 5 минут после прибытия всех.

3. Противники и секунданты приветствуют друг друга поклоном.

4. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагает дуэлянтам в последний раз помириться.

5. В случае их отказа распорядитель излагает им условия поединка.

7. Все действия противники совершают по команде распорядителя.

11. Если в ходе дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступает за границу поля боя, такое поведение засчитывается как уклонение или отказ от честного поединка.

12. По окончании боя противники подают друг другу руки.

Уголовный кодекс России

Уголовный кодекс России (УК РФ) — основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории России.

Действующий Уголовный кодекс России был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, подписан президентом 13 июня 1996 года и вступил в силу с 1 января 1997 года, сменив Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, применявшийся до тех пор.

работа над проектами нового кодифицированного уголовного законодательства началась сразу после распада СССР. Первый проект Уголовного кодекса был внесён президентом РФ в Верховный Совет 19 октября 1992 года, он уже предусматривал многие изменения, определившие облик нового уголовного законодательства Российской Федерации: приоритет охраны жизни и здоровья человека, верховенство норм международного права ответственности за преступления небольшой тяжести; тем не менее, этот проект так и не был рассмотрен Верховным Советом, поскольку был отвергнут Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе.

Полезное

Смотреть что такое «Кодекс» в других словарях:

Кодекс — единый, свободный, внутренне согласованный кодифицированный акт (закон, иной нормативный акт), обеспечивающий полное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Это наиболее распространенный вид кодификационных актов. Его… … Элементарные начала общей теории права

Кодекс — Кодекс. [. ] на основе расширения фразеологических связей у слова может сложиться новое значение. Такова, например, картина развития значений слова кодекс в русском литературном языке XIX в. В 20 40 е годы, когда перед русской передовой… … История слов

Кодекс — (лат. codex) систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс, семейный кодекс). Кодекс являются результатом кодификационной деятельности законодателя.… … Политология. Словарь.

КОДЕКС — КОДЕКС, кодекса, муж. (лат. codex). 1. Систематизированный свод законов (офиц., юр.). Кодекс законов о труде. 2. перен. Общая совокупность правил, привычек, убеждений (книжн.). Это не укладывается в его моральный кодекс. Условный кодекс приличий … Толковый словарь Ушакова

КОДЕКС — (латинское codex), 1) систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую либо однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.п.). 2) В Древнем Риме форма книги из скрепленных вместе вощеных… … Современная энциклопедия

КОДЕКС — (лат. codex) 1) систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую либо однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т. п.). Наиболее часто в большинстве государств действуют кодексы: трудовой … Большой Энциклопедический словарь

КОДЕКС — (от лат. codex книга) единый систематизированный законодательный акт, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права. Например, кодекс законов о труде, налоговый кодекс. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

КОДЕКС — законодательный акт, в котором объединены и систематизирован ны нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. КОДЕКС чаще всего относится к какой либо одной отрасли права. Рас положение правовых норм в КОДЕКСЕ… … Финансовый словарь

кодекс — См … Словарь синонимов

КОДЕКС — (от лат. codex книга, собрание постановлений). Подобно тому, как для гос. регулирования различных областей народного хозяйства и соц. отношений различных групп населения существуют специальные К. законов, объдиняющие весь соответствующий… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *