Для чего нужен конкурс чтецов

Конкурсы чтецов как форма организации творческой деятельности дошкольников

Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть фото Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть картинку Для чего нужен конкурс чтецов. Картинка про Для чего нужен конкурс чтецов. Фото Для чего нужен конкурс чтецов Галина Ишмухаметова
Конкурсы чтецов как форма организации творческой деятельности дошкольников

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания»(авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Требования ФГОС предполагают :

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и в соответствии с ними я считаю, что проведение конкурсов чтецов и литературных праздников предоставляют большие возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть фото Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть картинку Для чего нужен конкурс чтецов. Картинка про Для чего нужен конкурс чтецов. Фото Для чего нужен конкурс чтецов

Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.

Стихотворения влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.

Я считаю, что очень важно не только заучить с детьми стихотворение, но и дать возможность воплотить произведения художественной литературы в действенно звучащее слово.

Часто мы от родителей слышали, что их дети не читали стихи на утренниках. И нам приходится объяснять им, почему. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. В свете требований ФГОС и активизации деятельности каждого ребёнка, в интересах его развития, в нашем саду стали традиционными литературные праздники и конкурсы чтецов. Они дают каждому ребёнку возможность для самореализации, позволяют продемонстрировать свои умения в выразительном чтении наизусть поэтических произведений.

Конкурсы чтецов, литературные праздники у нас были посвящены разным темам- временам года, творчеству одного автора- А. Л. Барто, С. В. Михалкову, Н. Н. Некрасову, К. И. Чуковскому, С. Я. Маршаку, знаменательным датам- 50-летию полёта Ю. Гагарина в космос, 65-летию Победы над фашистами и т. п. Мы стараемся подбирать интересные, высокохудожественные и понятные детям тексты, помня, что дети должны не только выучить стихи, но и услышать их.

Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть фото Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть картинку Для чего нужен конкурс чтецов. Картинка про Для чего нужен конкурс чтецов. Фото Для чего нужен конкурс чтецов

Конкурс чтецов проводим в одной группе, между детьми параллельных групп, а также между группами всего детского сада. Обязательно мы учитываем возрастные особенности детей. В составлении сценария включаем различные виды деятельности: подвижные игры, физкультминутки, речевые игры, восприятие музыки, музыкальные игры, исполнение песен, танцев, рассматривание репродукций картин художников, инсценировки, загадывание загадок, чтении пословиц, поговорок.

Произведения к конкурсу подбирают воспитатели, родители, при необходимости оказываем родителям помощь. Также мы учитываем интересы детей.

Ребятам очень нравятся такие мероприятия, они становятся раскрепощёнными, не боятся выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

Включение родителей в процесс подготовки и проведения конкурсов чтецов является важнейшим показателем установления доверительного делового контакта между семьёй и детским садом. Родители сами становятся заинтересованными в участии детей в конкурсах, учат стихи, готовят рисунки, принимают участие в оформлении,ждут, когда будет конкурс, приходят поддержать своих детей.

Конкурсы чтецов способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле.

Конкурсы чтецов и литературные праздники являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть фото Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть картинку Для чего нужен конкурс чтецов. Картинка про Для чего нужен конкурс чтецов. Фото Для чего нужен конкурс чтецов

После проведённых мероприятий дети и родители ещё и ещё тянутся к книге, учат новые стихи, открывают для себя новое, ждут новых конкурсов

Источник

Для чего мы проводим конкурс чтецов?

Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть фото Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть картинку Для чего нужен конкурс чтецов. Картинка про Для чего нужен конкурс чтецов. Фото Для чего нужен конкурс чтецов Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть фото Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть картинку Для чего нужен конкурс чтецов. Картинка про Для чего нужен конкурс чтецов. Фото Для чего нужен конкурс чтецов Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть фото Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть картинку Для чего нужен конкурс чтецов. Картинка про Для чего нужен конкурс чтецов. Фото Для чего нужен конкурс чтецов Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть фото Для чего нужен конкурс чтецов. Смотреть картинку Для чего нужен конкурс чтецов. Картинка про Для чего нужен конкурс чтецов. Фото Для чего нужен конкурс чтецов

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания»(авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Требования ФГОС предполагают:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и в соответствии с ними мы считаем, что проведение конкурсов чтецов и литературных праздников предоставляют большие возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.

Стихотворения влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.

Мы считаем, что очень важно не только заучить с детьми стихотворение, но и дать возможность воплотить произведения художественной литературы в действенно звучащее слово.

Часто мы от родителей слышали, что их дети не читали стихи на утренниках. И нам приходится объяснять им, почему. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. В свете требований ФГОС и активизации деятельности каждого ребёнка, в интересах его развития, мы решили провести конкурс чтецови сделать это традиционным. А впоследствии и проводить литературные викторины. Они дают каждому ребёнку возможность для самореализации, позволяют продемонстрировать свои умения в выразительном чтении наизусть поэтических произведений.

Победителей конкурса ожидают грамоты, дипломы, подарки, а остальных участников поощрительные призы.

Мы очень надеемся, что и вам, родителям и ребятам очень понравятся такие мероприятия. Потому что в дальнейшем, вы увидите своих детей раскрепощёнными, они не будут боятся выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности. Такие мероприятия разнообразят впечатления полученные ребенком, утвердят его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

А включение родителей в процесс подготовки и проведения конкурсов чтецов является важнейшим показателем установления доверительного делового контакта между семьёй и детским садом. Нам бы очень хотелось заинтересовать вас в участии детей в конкурсах, тем, что вы будете помогать детям учить стихи, готовить рисунки к стихам, принимать участие в оформлении конкурса, ждать с нетерпением, когда же будет конкурс, приходить поддержать своих детей.

Ведь конкурсы чтецов способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле.

Конкурсы чтецов и литературные праздники являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. А главное подготовят детей к школьной жизни, ведь в школе такие мероприятия традиционны. А у наших детей уже будет опыт участия в конкурсах и викторинах. Вот увидите, дети будут тянуться к книге, открывать для себя новое, ждать новых конкурсов.

Источник

Консультация «Литературные конкурсы как форма работы по развитию речи детей»

Автор: Еворовская С.Н., воспитатель первой квалификационной категории.

Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому в дошкольных учреждениях должны быть созданы оптимальные психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития детей.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

Одной из форм работы по развитию речи ребёнка является конкурс чтецов.

С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, не всегда и не у всех детей есть возможность прочесть выученные стихи. Каждому воспитателю приходилось быть в такой ситуации, когда после утренника надо было объяснять раздосадованным родителям, почему именно их малыш не смог прочитать стихотворение на празднике. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным.

Детям застенчивым, имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. К сожалению, не все дети, находясь у порога школьного обучения, чётко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить в работе со специалистом, а чёткой, правильной дикции, выразительности можно добиться. При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями, понимается как автоматическое запоминание и воспроизведение текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребёнок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании и поэтому литературные конкурсы дают каждому малышу возможность для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того, при организации конкурса, объединяются разные виды искусств – музыки, живописи, литературы, что воспитывает эстетический вкус, создаёт атмосферу праздника.

Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребёнком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

Конкурсы чтецов имеют следующие задачи:

Организация конкурса должна соответствовать следующим требованиям:

Конкурс может проводиться с детьми разных возрастов, внутри возрастной группы, между детьми параллельных групп. А также внутри сада, между разными группами. Необходимость учёта возраста детей очевидна: дети младшего и среднего возраста не могут длительное время слушать своих сверстников. В связи с этим в сценарии включают разнообразные подвижные, музыкальные, речевые игры; также предлагается разыгрывание диалогов, стихотворений, выполнение разных этюдов, исполнение детьми музыкальных номеров.

Стихотворения к конкурсу подбираются педагогами или родителями, по рекомендации воспитателей. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.

Поэтому при подведении итогов конкурса, дети могут быть оценены по разным номинациям: «Самое смешное стихотворение», «Самое доброе», «Удивительное рядом» и т.д. При подборе стихотворений важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Нельзя предлагать для заучивания длинные, с труднопроизносимыми словами, стихи детям с нарушением речи. С застенчивыми, неуверенными ребятами можно учить стихи юмористического содержания, которые охотно слушают сверстники.

Конкурсы чтецов могут иметь разнообразную тематику: стихи о при роде, весёлые стихи, про игры и игрушки, посвящённые предстоящему празднику; они могут быть построены по произведениям одного или разных авторов. Лучше всего такие конкурсы проводить перед детскими праздниками, чтобы дать возможность всем детям прочесть праздничные стихотворения сверстникам, детям другой группы. Победители получают возможность выступить со своими стихотворениями перед гостями на празднике. Это способствует социализации детей, расширяет границы общения. А также доставляет радость от участия в общем деле.

В состав жюри конкурса должны входить люди, хорошо знакомые детям данной группы, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт. В тоже время это должны быть компетентные, независимые эксперты. Членами жюри могут стать воспитатели соседней группы, специалисты, психолог. Особую радость детям доставляет тот факт, что в составе жюри находятся родители. В этом случае необходимо предварительно обговорить с родителями условия конкурса, предположительные номинации, критерии оценки. При подведении итогов оценка должна быть эмоционально-положительной и в то же время объективной.

Важным считается вопрос о поощрении детей. Как правило поощряются все участники.. В качестве награды могут быть использованы грамоты. медали, сувениры, значки, детские книги. Победитель получает то же поощрение, но с надписью «Победитель».

В ходе таких мероприятий дети становятся раскрепощёнными, не боятся публичных выступлений, охотно приглашают взрослых и сверстников на свои конкурсы. С большой благодарностью отзываются о конкурсах и родители. Они принимают участие в подготовке и проведении мероприятия, охотно приходят в детский сад, поддерживают своих детей. Ко многим взрослым приходит понимание того, что важно не только заучить с малышом текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу.

Ребёнок смотрит на мир широко раскрытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы, взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Дошкольники охотнее усваивают знания и приобретают опыт, когда деятельность проходит в виде игры. Различные конкурсы, соревнования стимулируют интерес детей. Кроме того, проведение таких мероприятий предполагает вступление взрослого в определенный творческий контакт, что очень важно для налаживания коммуникативных отношений. Организованные педагогами литературные конкурсы, досуги занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса.

Источник

Статья «Творческий конкурс как путь приобщения к чтению»

Филимонова О. В. ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ПУТЬ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ

Социализация личности – это процесс ее социального становления, опирающийся на мировоззренческие и культурные ценности и традиции, на знания законов и норм социального поведения, на знания и умения, на вербальные и невербальные каналы социальной коммуникации, в т.ч. электронную среду. Процесс социализации личности шире таких понятий, как «воспитание» и «образование».

Многочисленные социальные институты, в том числе, семья, школа, библиотека, главной задачей которых является развитие способностей, задатков детей, воспитание личности и гражданина в соответствии с господствующей в государстве моралью, культурными стандартами и ценностями, обеспечивают процесс социализации обучающихся.

Наиболее значимую роль в формировании культурной компетенции играет чтение. При этом технический, естественнонаучный или социально-гуманитарный текст развивает интеллектуальную сферу личности, а художественный текст оказывает влияние на нравственное и эстетическое развитие, является источником новых мыслей и чувств, в нем наиболее ярко отражается социальный опыт.

Чтение является важным средством и условием творческого мышления и познания в целом, способом осмысления и освоения законов жизни, это не просто процесс получения информации, а фактор, формирующий человека и пробуждающий его личностный потенциал[6, 89].

В специальной литературе есть термин «литературная социализация», под которой понимается развитие навыков чтения, воспитание читательского вкуса, популяризация художественной литературы, формирование информационной и библиотечно-библиографической культуры.

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»,- пишет В. А. Сухомлинский.

Чтение является мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотек, работающих с детьми, останется приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры.

Одним из средств приобщения к чтению являются творческие конкурсы, которые развивают такие компоненты творческого потенциала, как способность рисковать, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, развитие интуиции, художественного вкуса, индивидуальных задатков обучающихся.

Творческая деятельность способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение формирования творческого мышления, познавательной активности, накопление субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Чтение трактуется исследователями как сложное многообразное психологическое явление (Л.А.Беляева, Л.Г.Жабицкая, Е.А. А.Корсунский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, Я.А.Микк, С.Л.Рубиншейн и др.).

Психологией чтения разработаны общие проблемы восприятия текста (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.П.Нечаев, Н.И.Рубакин и др.); конкретные проблемы восприятия художественной литературы (Л.И.Беляева, М.Б.Вайну, Л.С.Выготский, В.Н.Дранков, Л.Г.Жабицкая, А.М.Левидов, О.И.Никифорова и др.); проблемы понимания текста (А.А.Брудный, Л.П.Доблаев, С.Л.Рубинштейн, Г.Г.Шпет и др.).

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…»

Основными задачами творческих художественных конкурсовявляются: повышение роли художественной литературы в нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании детей, активизация творческих и читательских способностей школьников, приобщение детей к библиотеке, книге, чтению; повышение статуса Книги, Чтения, Библиотеки в обществе; сохранение и развитие книжной традиции Детства; развитие у детей читательской культуры, воображения, фантазии, творческих способностей; выявление юных талантов и создание условий для их самореализации; привлечение внимания детей к лучшим текстам классической и современной русской словесности, формирование навыков выразительной подачи текста, культуры реи и культуры публичного выступления, совершенствование навыков звуковой интерпретации художественного текста, развитие артистических дарований.

Привлечение школьников к художественному чтению открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Ожидаемый конечный результат привлечения к художественному чтению: участники творческих конкурсов чтецов научатся грамотно применять знания основ техники речи, этапов работы чтеца над произведением, научатся анализировать произведения, овладеют основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности, научатся ориентироваться в этических вопросах, уценить труд в коллективе.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет дополнительные возможности организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных конкурсах. Участники конкурса представляют аудио-файл или записанную в видео-формате.

Дистанционная художественные конкурсы – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

В занятиях с детьми при подготовке к творческим конкурсам первостепенное значение имеет правильная организация творческой работы над исполнением, увлеченность отобранным произведением, потребность читать это произведение слушателям, чтобы взволновать их тем, что волнует самого исполнителя.

«Чтец получает право на исполнение тогда,-писал И. В. Ильинский,- когда он непременно хочет поделиться со слушателями теми впечатлениями, чувствами и мыслями, которые вызваны у него полюбившимся произведением, когда исполнитель является пропагандистом и толкователем литературного произведения»[7,211].

Подготовка исполнения включает анализ произведения; воплощение произведения в звучащем слове, развитие у учащихся качеств, умений и навыков, необходимых для выразительного чтения: воображения, наблюдательности, умения действовать словом, общаться; занятия техникой речи — развитие реберно-диафрагматического дыхания, выработка четкой дикции; обсуждение исполнения на разных этапах его подготовки.

В период анализа произведения необходимо вникать в текст, находить в нем новые интересные детали, все более тонкие оттенки подтекста.

Интересы и исполнительские возможности надо всячески расширять, привлекая их к работе над произведениями самыми разнообразными по содержанию и жанру. Но при этом необходимо учитывать исполнительские данные каждого ученика (темперамент, силу и тембр голоса) и его внутренние потенциальные возможности. Ученика необходимо заинтересовать работой над этим произведением, раскрыв ее увлекательные стороны.

Участие в отборе материала для исполнения заставляет их много читать, расширяет их литературный кругозор и воспитывает художественный вкус.

Воспитательное значение занятий выразительным чтением в большой степени зависит от качества произведений, выбранных для исполнения, огромное значение приобретает требование доступности: произведения, отбираемые для работы, должны быть понятны учащимся по содержанию и посильны для исполнения, которое требует значительно большей затраты психических и физических сил, чем просто чтение глазами.

Не следует исполнять произведения, большие по объему или требующие сильного напряжения голоса, произведения драматические, освоение которых будет тяжелой нагрузкой для психики исполнителя; необходимо учитывать индивидуальные особенности, интересы и вкусы: склонность к юмору, героике, лирике и т. д.

Художественное чтение развивает следующие способности и умения учащихся:

п ознавательные способности (в ладение большим объёмом информации, обогащение словарного запаса, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы, использование путей поиска информации, умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат, умение рассуждать, построение гипотез, критичность мышления, высокая любознательность);

т ворческие способности (гибкость мышления, способность высказывать оригинальные идеи; развитие интуиции и творческого воображения);

развитие эмоциональной сферы (уважение к другим, толерантность, склонность к самоанализу, настойчивость в выполнении заданий, соревновательность, чувство юмора, чуткость к анализу нравственных проблем)[4, 78].

Все эти принципы позволят учащимся овладеть способами мыслительной деятельности, умениями самостоятельной творческой деятельности, расширить кругозор, проявить себя на конкурсах различного уровня.

Среди типичных затруднений, возникающих при подготовке к конкурсу художественного чтения, можно назвать: недостаточное развитие навыков анализа, синтеза, обобщения информации, ограниченный лексический запас, неумение определить и построить структуру текста, идентифицировать стилистику текста; плохое владение грамматическими правилами построения текстов и др.

Для преодоления затруднений при чтении возможно применение ряда мобилизационных средств- любопытство, интерес, удивление и т.п.; беседы в форме вопросов и ответов; осмыслении предпочтений с их последующими обсуждениями, детализацией, определением ожиданий, беседы о прочитанном, повторное чтение, объяснение незнакомых слов и т.д.[8, 93].

При подготовке к чтению стихотворного текста необходимо правильное деление стихотворного текста на смысловые группы, а отсюда верная работа дыхания чтеца; умение интонацией и средствами голоса передать тончайшие нюансы чувств, заключенных в поэтическом слове, способность при декламации сохранять ритм и мелодику стихотворения; грамотная артикуляция звуков, позволяющая услышать каждое слово в его полном и завершенном звучании; владение голосом и умение распределять его силу на протяжении всего произведения таким образом, чтобы акцентировать внимание слушателей на тех местах, которые выделяются автором с помощью специальных языковых средств, используемых в стихосложении.

Существует много методических систем творческого чтения, например, система С. Абакумова, языковеда, доктора филологических наук. Его система включает такие методы, как предварительная беседа; выразительное чтение, творческое рассказывание; беседа о прочитанном, творческий пересказ- пересказ от имени героя книги, пересказ в сокращённом виде, пересказ от имени «Я» читателя и др.; словесное рисование; иллюстрирование; драматизация – это воспроизведение произведения в действии, в мимике, позах, мизансценах; литературное творчество детей; литературные экскурсии по местам жизни писателей; рассматривание книжных иллюстраций; тематические выставки книг о творчестве писателя, изданиях его произведений; педагогическое сопровождение учащихся-участников творческих конкурсов.

Педагогическое сопровождение участников конкурса предполагает знакомство с законами ораторского искусства и приемами привлечения и удержания внимания, презентационными технологиями и основами искусства публичной речи, создание имиджа оратора, в т.ч. речевого имиджа.

Элементами речевого имиджа являются высокая общая культура, владение стилистикой речи, понимание ритма, владение различными интонациями, владение искусством непосредственного воздействия на слушателя и др.

Анализ Интернет источников позволил выявить большое количество литературных конкурсов, проводимых в 2016 году, приведем некоторые из них.

Информационно-образовательный портал «Шаг вперед» приглашает к участию в конкурсах: Международный конкурс «Волшебный мир сказок К. И. Чуковского», международный конкурс чтецов «Весна идет, весне дорогу».

Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина проводит дистанционно Международный конкурс на лучшую творческую работу по сюжетам рассказов А. Грина «Прочитаем Грина вместе».

Международная занимательная викторина «Мир стихотворений Агнии Барто» проводится дистанционно на сайте «Арт-Талант», посвящен 110летию со дня рождения А. Л. Барто.

Всероссийский читательский конкурс «Читаем Альберта Лиханова» к 80летию со дня рождения писателя организован ООБФ «Российский детский фонд», РГДБ.

Конкурс чтецов «Живое литературное слово-2016» посвящен 120-летию со дня рождения С. А. Есенина. Организаторами Конкурса являются Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» (далее – Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина).

Фонд Шукшина «Формула успеха» проводит конкурс на лучшее прочтение рассказов в рамках фестиваля «Калина Красная» памяти В. М. Шукшина

Фестиваль имени Леонида Филатова, организатор: «Филатов-фест — 2016». ставит целью популяризацию творческого наследия Леонида Филатова.

V Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»— это соревнование по чтению вслух отрывков из произведений русской и зарубежной прозы.

Конкурс «Разукрасим мир стихами». инициирован секцией «Литература для детей и юношества» Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Цель его – привлечь внимание к творчеству современных поэтов Северной столицы.

Конкурс буктрейлеров «Греческие сокровища» к перекрестному 2016 Году культуры России и Греции проводит ЦБС Красногвардейского района и ЦДБ. На этом список литературно-художественных конкурсов не заканчивается, мы выбрали только некоторые, привлекшие внимание обучающихся, педагогов и библиотекаря нашей школы.

ГБОУ СОШ №515 с углубленным изучением немецкого языка им. И. В. Гете(Гетешуле) участвовала в 2015-2016 учебном году в таких литературно-художественных конкурсах, как I городской конкурс чтецов «Разукрасим мир стихами»- мероприятия по выразительному чтению стихотворений современных петербургских детских поэтов среди воспитанников ГБОУ г. Санкт-Петербурга. Победитель школьного этапа среди обучающихся начальной школы- Чумак Анатолий-4б класс. Ученик нашей школы Лука Чхапелия (5а класс) стал победителем районного тура межшкольного конкурса чтецов к 120-летию со дня рождения С. А. Есенина «Закружилась листва золотая…»; учащиеся 1а класса Четвериков Н., Толоконцева Е., Садовников М. победили в межшкольном конкурсе на самое выразительное чтение стихотворений к 110-летию А. Л. Барто, проходивших в Охтинской библиотеке Красногвардейского района. Ученики ГБОУ СОШ №515участвовали в районном конкурсе на лучшее прочтение произведений о блокаде Ленинграда. Дипломом 1 степени награждена Чижова Ксения. Специальный приз жюри присуждён за коллективное выступление с литературно-музыкальной композицией «Священный ленинградский хлеб». Ученики 6-9 классов записали и отправили на конкурс на лучшее прочтение рассказов в рамках фестиваля «Калина Красная» памяти В. М. Шукшина видеоролики с записью художественного чтения рассказов «Сапожки», «Ваня, ты как здесь», «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту».

Победители школьного этапа приняли участие V Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»(Милов А.-7а класс, Никоноров С.-6а класс, Чижова К.-8а класс).

Участие в этих мероприятиях показало, что литературно-художественные конкурсы являются действенной формой пропаганды книги и чтения, поскольку позволяют сочетать индивидуальные и массовые формы работы для различных уровней читательского развития, привлекают новых пользователей и расширяют спектр услуг библиотеки. Участие в таких конкурсах открывает перспективы творческого развития, свободного личного проявления не только одаренных учащихся, но и других групп детей и юношества, заинтересовавшихся многогранными возможностями книги и литературы; позволяет использовать компьютерные информационные технологии в читательском творчестве, укрепляет культурные связи через Интернет; повышает роль художественной литературы в нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании; сохраняет и развивает традиции семейного чтения, активизирует читательские способности школьников, повышает статус Книги, Чтения, Библиотеки в школьном пространстве, сохраняет и развивает книжные традиции Детства. Можно сделать вывод, что участие в творческих литературных конкурсах способствует решению задач по привлечению и пропаганде чтения.

Кузнецова Т. Я. Чтение как базовый фактор социализации личности// Национальная программа поддержки и развития чтения: год седьмой. Материалы VII Всероссийской научно- практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» и III Всероссийской конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 19–20 ноября 2013 г.). – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014. – 176 с.

Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения/ Орлова Э. А.. – М.: МЦБС, 2008. – 72 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *