Для чего нужен кварто квинтовый круг

Квинтовый круг: Говорим о музыке простыми словами

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей (или квартово-квинтовый круг) – это графическая схема, используемая музыкантами, для визуализации отношений между тональностями. Иными словами, это удобный способ организации двенадцати нот хроматической гаммы.

Впервые квартово-квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» от 1679 года русско-украинского композитора Николая Дилецкого.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Страница из книги «Идея грамматики мусикийской», на которой изображен квинтовый круг

Начать строить круг можно с любой ноты, например до. Далее, двигаясь в сторону увеличения высоты звука, откладываем одну квинту (пять ступеней или 3,5 тона). Первая квинта – это до-соль, таким образом, за тональностью до мажор следует тональность соль мажор. Затем добавляем еще одну квинту и получаем соль-ре. Ре мажор – это третья тональность. Повторив этот процесс 12 раз, мы, в конце концов, вернемся обратно к тональности до мажор.

Квинтовый круг называется квартово-квинтовым потому, что его можно построить и с помощью кварт. Если взять ноту до и понизить её на 2,5 тона, то мы так же получим ноту соль.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Линиями соединены ноты, расстояние между которыми равняется половине тона

Гейл Грейс (Gayle Grace) отмечает, что квинтовый круг позволяет посчитать количество знаков при ключе той или иной тональности. Каждый раз, отсчитывая 5 ступеней и двигаясь по квинтовому кругу по часовой стрелке, мы получаем тональность, количество знаков диез в которой на один больше, чем в предыдущей. Тональность до мажор не содержит знаков альтерации. В тональности соль мажор один диез, а в тональности до-диез мажор их семь.

Чтобы подсчитать количество знаков бемоль при ключе необходимо двигаться в обратном направлении, то есть против часовой стрелки. Например, начав с до и отсчитав квинту вниз, вы придете к тональности фа мажор, в которой один знак бемоль. Следующей тональностью будет си-бемоль мажор, в которой два знака бемоль при ключе, и так далее.

Что же касается минора, то минорные гаммы, идентичные мажорным по числу знаков при ключе, – это параллельные (мажорным) тональности. Определить их достаточно просто, нужно всего лишь построить от каждой тоники малую терцию (1,5 тона) вниз. Например, параллельной минорной тональностью для до мажора будет ля минор.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Очень часто на внешней части квинтового круга изображаются мажорные тональности, а на внутренней – минорные

Итан Хейн (Ethan Hein), профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что круг помогает понять устройство западной музыки разных стилей: классического рока, фолк-рока, поп-рока и джаза.

«Тональности и аккорды, которые на квинтовом круге расположены близко друг к другу, большинство западных слушателей будут считать созвучными. Тональности ля мажор и ре мажор имеют в своем составе шесть одинаковых нот, поэтому переход с одной на другую происходит плавно и не вызывает чувства диссонанса. Ля мажор и ми-бемоль мажор имеют всего одну общую ноту, поэтому переход от одной тональности к другой будет звучать странно или даже неприятно», – объясняет Итан.

Получается, что с каждым шагом по квинтовому кругу в начальной гамме до мажор один из тонов замещается на другой. Например, переход с до мажора на соседний соль мажор ведет к замещению всего одного тона, а перемещение на пять шагов из до мажора в си мажор ведет к замещению пяти тонов в начальной гамме.

Таким образом, чем ближе друг к другу расположены две заданные тональности, тем ближе степень их родства. По системе Римского-Корсакова, если между тональностями расстояние в один шаг – это первая степень родства, два шага – вторая, три – третья. К тональностям первой степени родства (или попросту родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак.

Ко второй степени родства относятся тональности, которые являются родственными к родственным тональностям. Аналогично, тональностями третьей степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям второй степени родства.

Именно со степенью родства связано то, что эти две последовательности аккордов часто используются в поп-музыке и джазе:

«В джазе основные тональности чаще всего сменяются по направлению часовой стрелки, а в роке, фолке и кантри – против», – говорит Итан.

Источник

Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация

Кварто-квинтовый круг тональностей – это одна из базовых вещей, необходимая для понимания музыкальной теории и гармонии. Понимание принципа построения этого круга поможет существенно облегчить сочинение композиций для любого музыканта, а также поможет в импровизации и составлении аранжировок. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, как построить его самостоятельно и в дальнейшем использовать его.

Построение круга через интервалы

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Шаг 1

Для начала начертите круг и разделите его на двенадцать сегментов, как будто это циферблат. На внешней стороне, на 12 часов напишите «До-мажор» или «C-maj».

Шаг 2

После этого от ноты C отсчитайте полную квинту – пять полных ступеней, или тонов. Вы должны прийти к ноте G. На циферблате на отметке 1 час напишите G-maj. Далее повторите тоже самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.

Замкнуться круг должен на тональности F-maj. После нее вы снова вернетесь в C.

Таким образом, сейчас вы составили круг мажорных тональностей. Теперь то же самое надо сделать с минорными ключами.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Шаг 3

На внутренней стороне круга, так же на 12 часов, под До-мажором напишите Ля-минор. После этого точно так же от тоники Ля отсчитайте пять полных тонов. Вы придете к ноте Ми. Напишите ее на 1 час, под G-maj. Повторите то же самое, пока круг не замкнется тональностью D-min.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг тональностей можно построить не только от квинты, но и от кварты. В этом случае вам потребуется двигаться против часовой стрелки, и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме этого, вместо диезов вам потребуется писать бемоли.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Последнее, что стоит запомнить, это то, что при построении круга по часовой стрелке, мы как бы двигаемся вверх, а против – вниз по тонам.

Знаки альтерации внутри ключей

Кварто-квинтовый круг тональностей позволяет очень просто запомнить и просчитать, сколько диезов или бемолей содержит конкретная нужная нам тональность. Это можно очень просто запомнить, зафиксировав, сколько раз вы отсчитываете кварту или квинту, прежде чем дойдете до нужного ключа. Так, в До-мажоре все ноты полные, а в Соль-мажоре – знак альтерации только один. По аналогии с этим считается и Ля-минор, Ми-минор, и так далее.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Итак, мы знаем количество диезов или бемолей. Но как мы узнаем, какие это конкретно ноты? Тут нужно запомнить их порядок появления в каждом из ключей. Он выглядит так:

F C G D A E B – для подсчета диезов.

B E A D G C F — для подсчета бемолей.

То есть, в тональности Соль-мажор есть только одна неполная нота – F#. В Ре-мажоре – две, F# и C#, и так далее.

Здесь есть очень тонкий момент – это ноты E и B. Дело в том, что они не могут быть неполными – у них просто не существует диезов и бемолей. Поэтому подразумевается, что вместо этих нот вы будете играть F и C соответственно, однако на нотном письме знаки альтерации все равно прописываются, чтобы уточнить, в каком конкретно ключе вы находитесь.

Вернитесь к вашему кругу, который вы сделали. Теперь, двигаясь по часовой стрелке, расставьте количество диезов на каждом из ключей, до тех пор, пока вы не дойдете C#-maj, или A#-min. Если вы все сделали правильно, эти ключи имеют семь знаков альтерации.

Теперь начните двигаться против часовой стрелки, расставляя бемоли до тональности B-maj или G#-min. Они содержат в себе семь бемолей при ключе.

Обратите внимание на то, что приведенные выше пример C#-maj содержит в себе пять бемолей, и семь диезов – что выглядит довольно странно. Причина этого заключается в так называемой энгармонии, когда два одинаковых звука могут быть записаны по-разному. До-диез мажор на кругу тональностей выстроен во время движения по часовой стрелке – то есть, вверх по октаве. Если вы будете строить круг вниз – то есть, против часовой стрелки, то вместо До-диез мажора вы напишите Ре-бемоль мажор. Но ведь фактически это одна и та же тональность, с одними и теми же нотами, просто записаны они по-разному. Это и есть энгармония.

Еще один классический пример – упомянутый выше Си-диез, который, по факту, является тем же самым звуком До. Поэтому, принято, что при значительном увеличении числа диезов или бемолей при ключе, на запись идут энгармонические аналоги тональностей. Это пошло из академической музыкальной теории, и вы можете просто запомнить схему круга тональностей для своего удобства.

Круг мажорных тональностей

Ниже представлен готовый круг мажорных тональностей.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Круг минорных тональностей

В этом разделе представлен круг минорных ключей.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Как пользоваться кругом тональностей

Нахождение нужной тональности

Как уже было сказано выше, зная, сколько неполных нот содержится в партии, которую вы играете, можно очень быстро и точно определить тональность всей композиции. Точно так же вы можете определить ключ по тому, какие аккорды используются в песне. Сделать это можно таким образом.

Снова посмотрите на ваш круг. Вас интересует только внешняя сторона, с мажорными ключами. Выберите нужную вам тональность. Если вы запишите следующие за ней по часовой стрелке шесть нот, то получите натуральную гамму выбранной тональности. Однако нот шесть, нужна еще одна. А она – это первая нота до выбранной вами тональности. Таким образом, руководствуясь кварто-квинтовым кругом, в тональность До-мажор входят ноты:

Благодаря этой информации вы можете, зная аккорды композиции, определить тональность, в которой она играется.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Транспонирование тональности

Снова выберите тональность. Следующий и предыдущий ключ от нее – самые удачные для модуляции, поскольку имеют родственные друг другу аккорды. После этого просто сдвиньте трезвучия композиции на квинту вверх или кварту вниз, в зависимости от того, в какую сторону происходит модуляция. Если мы берем все тот же до-мажор, то ближайшие в нему ключи – Фа-мажор и Соль-мажор.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Параллельные тональности

Если вы все делали правильно, то по итогу у вас должен получиться круг минорных и мажорных тональностей, где на внешней стороне находится мажор, а на внутренней, под ними, минор. Тональности, которые находятся друг под другом параллельны друг другу, и имеют внутри себя одни и те же ноты, только в разной последовательности.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Заключение

Кварто-квинтовый круг тональностей – это хороший и удобный инструмент, которым должен овладеть каждый музыкант. С первого взгляда он может показаться сложным, однако вы сможете быстро ориентироваться в нем, как только разберетесь в его построении. Мы настоятельно рекомендуем освоить данный материал, поскольку без него у вас могут возникнуть сложности в импровизации и сочинении музыки.

Источник

Квинтовый круг: Говорим о музыке простыми словами

Сохранить и прочитать потом —

Квинтовый круг тональностей (или квартово-квинтовый круг) – это графическая схема, используемая музыкантами, для визуализации отношений между тональностями. Иными словами, это удобный способ организации двенадцати нот хроматической гаммы.

Впервые квартово-квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» от 1679 года русско-украинского композитора Николая Дилецкого.

Страница из книги «Идея грамматики мусикийской», на которой изображен квинтовый круг.

Начать строить круг можно с любой ноты, например до. Далее, двигаясь в сторону увеличения высоты звука, откладываем одну квинту (пять ступеней или 3,5 тона). Первая квинта – это до-соль, таким образом, за тональностью до мажор следует тональность соль мажор. Затем добавляем еще одну квинту и получаем соль-ре. Ре мажор – это третья тональность. Повторив этот процесс 12 раз, мы, в конце концов, вернемся обратно к тональности до мажор.

Квинтовый круг называется квартово-квинтовым потому, что его можно построить и с помощью кварт. Если взять ноту до и понизить её на 2,5 тона, то мы так же получим ноту соль.

Линиями соединены ноты, расстояние между которыми равняется половине тона

Гейл Грейс (Gayle Grace) отмечает, что квинтовый круг позволяет посчитать количество знаков при ключе той или иной тональности. Каждый раз, отсчитывая 5 ступеней и двигаясь по квинтовому кругу по часовой стрелке, мы получаем тональность, количество знаков диез в которой на один больше, чем в предыдущей. Тональность до мажор не содержит знаков альтерации. В тональности соль мажор один диез, а в тональности до-диез мажор их семь.

Чтобы подсчитать количество знаков бемоль при ключе необходимо двигаться в обратном направлении, то есть против часовой стрелки. Например, начав с до и отсчитав квинту вниз, вы придете к тональности фа мажор, в которой один знак бемоль. Следующей тональностью будет си-бемоль мажор, в которой два знака бемоль при ключе, и так далее.

Что же касается минора, то минорные гаммы, идентичные мажорным по числу знаков при ключе, – это параллельные (мажорным) тональности. Определить их достаточно просто, нужно всего лишь построить от каждой тоники малую терцию (1,5 тона) вниз. Например, параллельной минорной тональностью для до мажора будет ля минор.

Очень часто на внешней части квинтового круга изображаются мажорные тональности, а на внутренней – минорные.

Итан Хейн (Ethan Hein), профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что круг помогает понять устройство западной музыки разных стилей: классического рока, фолк-рока, поп-рока и джаза.

«Тональности и аккорды, которые на квинтовом круге расположены близко друг к другу, большинство западных слушателей будут считать созвучными. Тональности ля мажор и ре мажор имеют в своем составе шесть одинаковых нот, поэтому переход с одной на другую происходит плавно и не вызывает чувства диссонанса. Ля мажор и ми-бемоль мажор имеют всего одну общую ноту, поэтому переход от одной тональности к другой будет звучать странно или даже неприятно», – объясняет Итан.

Получается, что с каждым шагом по квинтовому кругу в начальной гамме до мажор один из тонов замещается на другой. Например, переход с до мажора на соседний соль мажор ведет к замещению всего одного тона, а перемещение на пять шагов из до мажора в си мажор ведет к замещению пяти тонов в начальной гамме.

Таким образом, чем ближе друг к другу расположены две заданные тональности, тем ближе степень их родства. По системе Римского-Корсакова, если между тональностями расстояние в один шаг – это первая степень родства, два шага – вторая, три – третья. К тональностям первой степени родства (или попросту родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак.

Ко второй степени родства относятся тональности, которые являются родственными к родственным тональностям. Аналогично, тональностями третьей степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям второй степени родства.

«В джазе основные тональности чаще всего сменяются по направлению часовой стрелки, а в роке, фолке и кантри – против», – говорит Итан.

Появление квинтового круга было связано тем, что музыкантам была нужна универсальная схема, которая бы позволяла быстро выявлять соотношение тональностей и аккордов. «Если вы поймете принцип работы квинтового круга, то сможете без труда играть в выбранной тональности – вам не придется мучительно подбирать правильные ноты», – заключает Гейл Грейс.

Источник

Квинтовый круг: определение, схема, история, правила использования

Квинтовый круг – это вспомогательный инструмент для музыканта и продюсера. Он позволяет быстро определять количество знаков альтерации определённой тональности.

В этой статье разберём понятие «квинтовый круг», схему его построения, как его использовать на практике и немного затронем историю появления.

Перед прочтением этой статьи рекомендую ознакомиться с предыдущим постом «Тональность в музыкальной теории».

Что такое квинтовый круг

Квинтовый круг – это система в которой каждая тональность одного лада отстоит от предыдущей на квинту и имеет на один знак альтерации больше.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

На данной схеме изображён квинтовый круг мажорных тональностей. Здесь присутствуют как диезные, так и бемольные тональности.

На внешней стороне круга расположены названия тональностей: С (До), G (Соль), D (Ре), A (Ля), E (Ми), B (Си) или Сb (До-бемоль) и т.д. Все тональности мажорные.

На внутренней стороне указано количество диезов или бемолей, которое присутствует в данной тональности.

В нижней части круга есть 3 тональности, которые являются энгармонически равными – это:

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Энгармонически равными называются тональности, которые имеют один звуковой состав, но отличаются знаками альтерации (названиями ступеней).

Для минорных тональностей квинтовый круг выглядит так же.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

И опять мы видим три энгармонически равные тональности – это:

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Удобнее всего рассматривать совмещённый квинтовый круг где указаны мажорные тональности вместе с их минорными параллелями.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Немного об истории появления квинтового круга

Еще в VI век д.н. эры греческий учёный и философ Пифагор пытался систематизировать знания касательно музыкального строя. Поскольку он был неравнодушен к треугольникам и кругам, его система была основана на разделении круга на равные части с помощью нескольких вписанных треугольников. В точках касания вершин треугольника к окружности располагались определённые тона звука (высота звука). Всего их было 12. По задумке Пифагора, основной единицей измерения был цент. Полный круг составлял 1200 центов, а расстояние в полутон – 100 центов.

Круг Пифагора был очень похож на нынешний квинтовый круг.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Ещё одно упоминание о системе похожей на квинтовый круг содержится в рукописи Николая Дилецкого «Мусикийская грамматика», датированной 1679 годом. В ней можно встретить записи о «колесе весёлой мусикии» и «колесе печальной мусики», что, вероятно, соответствует кругу мажорной и минорной тональностей. «Мусикия» со славянского означает «музыка». Этот труд в первую очередь был предназначен для церковных певчих того времени.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

«Мусикийская грамматика» сейчас имеет в первую очередь историческое и культурное значение и не представляет интереса для современного музыканта.

Схема построения квинтового круга

Как уже было отмечено, квинтовый круг имеет такое название, потому что каждая следующая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту.

Чистая квинта – это 3,5 тона. Если отсчитать 3,5 тона от ноты До вверх, то получим ноту Соль. Если отсчитать 3,5 тона от ноты Соль вверх, получим ноту Ре и т.д. Именно в таком порядке располагаются тональности на квинтовом круге, при движении по часовой стрелке. Каждая следующая тональность имеет на один знак диеза больше чем предыдущая. Семь диезов имеет тональность До#-мажор и ей параллельная ля#-минор.

Порядок добавления диезов при ключе всегда одинаковый: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Его необходимо запомнить!

Также как и каждая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту, так и диезы при ключе отстоят друг от друга на чистую квинту.

Что касается бемольных тональностей, то схема их построения аналогичная. Движение по квинтовому кругу идёт в противоположном направлении. Таким образом, каждая бемольная тональность (при движении против часовой стрелки) также отстоит от предыдущей на чистую квинту.

Если отсчитать от ноты До вниз 3,5 тона, то получим ноту Фа. Если от ноты Фа отсчитать 3,5 тона вниз, получим ноту Сиb и т.д. Именно в таком порядке располагаются тональности на квинтовом круге. Семь бемолей имеет тональность Доb-мажор и ей параллельная ляb-минор.

Порядок добавления бемолей при ключе всегда одинаковый: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Его необходимо запомнить!

Также как и каждая тональность отстоит от предыдущей на чистую квинту, так и бемоли при ключе отстоят друг от друга на чистую квинту.

В чём разница между квинтовым и кварто-квинтовым кругом

Как было сказано выше, своё название квинтовый круг получил из-за того, что его схема построения основана на чистых квинтах. При этом стоит отметить, что расстояние в 3,5 тона характерно при движении вверх на диезных тональностях и при движении вниз на бемольных тональностях. Поскольку кварта является обращением интервала квинты, то при изменении направления движения (на диезных тональностях вниз, а на бемольных – вверх) интервал между соседними тональностями будет уже не чистой квинтой, а её обращением – чистой квартой. Отсюда появилось название кварто-квинтовый круг.

Кварто-квинтовый круг и квинтовый круг – два названия одного и того же круга.

Как пользоваться квинтовым кругом

Квинтовый круг – это своеобразная шпаргалка для начинающего музыканта.

На рисунке представлен общий квинтовый круг для мажорных и минорных тональностей.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Есть несколько вариантов использования квинтового круга.

I. Определение знаков при ключе

Для этого просто необходимо запомнить последовательность появления знаков при ключе для диезных и бемольных тональностей.

Это, пожалуй, основное предназначение квинтового круга.

Задача: Определить знаки в тональности фа-минор.

Решение: Исходя из квинтового круга, тональность фа-минор имеет 4 бемоля при ключе. Последовательность бемолей, как мы уже знаем, следующая: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Значит в тональности фа-минор присутствуют следующие пониженные ступени: си, ми, ля и ре.

II. Определение тональности по нотам произведения

Для этого необходимо сравнить ноты со знаками альтерации, используемые в композиции, с различными тональностями на квинтовом круге.

О том, как определить тональность Вы можете узнать здесь.

Задача: Определить тональность произведения по нотам: до, ре, миb, фа, соль, ля, сиb.

Решение: Данная тональность имеет два знака бемоль. Если взглянуть на квинтовый круг, то – это тональность соль-минор. Она имеет два знака бемоль: си и ми.

III. Определение родственных тональностей

Для этого необходимо на квинтовом круге посмотреть на соседние тональности слева и справа. Именно они и будут являться родственными данной тональности.

Родственными данной тональности считаются тональности, тонические трезвучия которых входят в данную тональность.

Задача: Определить родственные тональности для Ля-мажор

Решение: Соседними тональностями для Ля-мажора на квинтовом круге являются Ре-мажор, си-минор, Ми-мажор и до#-минор. Кроме этого, родственной тональностью, также, будете параллельная Ля-мажору тональность фа#-минор.

IV. Транспозиция произведения

С помощью квинтового круга можно легко транспонировать произведение в другую тональность. Для того чтобы это сделать необходимо повернуть квинтовый круг так, чтобы новая тональность расположилась на месте старой тональности произведения. Старые аккорды необходимо будет заменить новыми, которые будут располагаться на тех же позициях квинтового круга, на которых располагались старые аккорды. Если так поступить, то в новой тональности будут сохранены все взаимосвязи между аккордами и композиция будет транспонирована в новую тональность.

Задача: Перенести тональность произведения

на фа-минор. Произведение включает в себя следующие аккорды: Bm, A, G.

Решение: Посмотрим на квинтовый круг и запомним где располагаться аккорды и тональность произведения.

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Далее поворачиваем квинтовый круг так, чтобы тональность фа-минор располагалась на месте тональности си-минор. Смотрим какие аккорды в тональности фа-минор располагаться на месте старых аккордов в тональности си-минор (на изображении выделены красным цветом).

Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть фото Для чего нужен кварто квинтовый круг. Смотреть картинку Для чего нужен кварто квинтовый круг. Картинка про Для чего нужен кварто квинтовый круг. Фото Для чего нужен кварто квинтовый круг

Это аккорды: Fm, Eb, Db.

V. Модуляция

С помощью квинтового круга можно переходить из одной тональности в другую, родственную тональность. Для такого перехода часто используется общий аккорд и следующий, свойственный только новой тональности, аккорд.

В качестве переходного аккорда обычно используется малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд). Он является доминантой новой тональности.

Задача: Сделать модуляцию из тональности си-минор в родственную ей тональность фа#-минор. Аккорды: Bm, A, G.

Решение: Общим аккорд является аккорд A (Ля-мажор), а малым мажорным аккордом – F#7.

Последовательность аккордов может быть такой: Bm, A, G, A, F#7.

VI. Написание музыки

Благодаря квинтовому кругу можно сразу определить самые устойчивые ступени тональности. Как известно, это тоника, доминанта и субдоминанта.

Если взглянуть на квинтовый круг, то доминантой выбранной тональности будет нота следующей тональности, а субдоминантой – нота предыдущей тональности.

Задача: Определить доминанту и субдоминанту тональности си-минор.

Решение: Следующая тональность в квинтовом круге после си-минор – это фа#-минор. Значит доминантой будет нота фа#.

Предыдущая тональность в квинтовом круге перед си-минор – это ми-минор. Значит субдоминантой будет нота ми.

Квинтовый круг не зря получил такую популярность среди музыкантов поскольку с его помощью можно решать ряд задач. Особенно, квинтовый круг может быть полезен для начинающих музыкантов.

Напишите в комментарии как Вы используете квинтовый круг. Поделитесь своим опытом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *