Для чего нужен литературный язык кратко

Что такое литературный язык и зачем он нужен?

Для чего нужен литературный язык кратко. Смотреть фото Для чего нужен литературный язык кратко. Смотреть картинку Для чего нужен литературный язык кратко. Картинка про Для чего нужен литературный язык кратко. Фото Для чего нужен литературный язык кратко

Современный национальный (общенародный) русский язык, как и другие развитые языки мира, имеет две основные функциональные разновидности:

Вторую разновидность называют также живой разговорной речью. Но этот вариант не совсем удачен, поскольку по форме частично совпадает с термином разговорный стиль, обозначающим один из стилей литературного языка.

Живой народный язык включает в себя диалекты, просторечие и жаргоны.

Литературный язык — это наиболее развитая и сознательно обрабатываемая форма общенародного языка, которая обслуживает важнейшие сферы жизни человека и общества: культуру, науку, политику, искусство, делопроизводство, законодательство, официально-деловое, межнациональное и неофициальное общение. Носителями данного языка его литературная разновидность воспринимается как образцовая.

Зачем нужен литературный язык? Для нормального функционирования всех сфер общественной жизни нужно, чтобы члены данного общества в буквальном смысле говорили на одном языке. Диалекты и жаргоны многочисленны и значительно отличаются друг от друга, особенно в лексическом плане. Просторечие тоже неоднородно, с относительно размытыми нормами. И чтобы плодотворно общаться и организовывать совместную деятельность, люди должны использовать ту форму национального языка, которая понятна всем. Такой общепонятной формой и является литературной язык. Кроме того, у него есть еще одно важное преимущество: по сравнению с другими разновидностями языка он наиболее богат и развит, его средств хватает, чтобы обслуживать разные сферы жизни от бытового общения до искусства и науки. Нет сомнений, что языковых средств просторечия, диалектов и жаргонов достаточно для неофициального повседневного общения. Но попробуйте написать, например, научную статью, используя лишь жаргонные или диалектные слова! Их будет просто недостаточно. Можно попробовать провести такой эксперимент в качестве языковой игры: это будет забавно, но смысл и точность вашего текста сильно пострадают. Ведь все научные термины, а также значительная часть слов с абстрактным значением — принадлежность соответствующего стиля литературного языка.

Признаки литературного языка

1. Нормированность и кодифицированность

Норма литературного языка — это социально обусловленная и общественно осознанная система правил использования языковых единиц, имеющая обязательный характер. Норма основывается на естественных законах и процессах живого языка, но сопровождается сознательной, искусственной их обработкой.

Языковые нормы бывают не только литературными. Для разновидностей живого народного языка также характерны свои нормы. Литературные отличаются от них большей степенью консерватизма, искусственной обработанностью и кодифицированностью. Последнее означает, что литературные нормы закреплены в специальных лингвистических словарях и справочниках.

В развитии литературного языка имеют место как эволюционные процессы и изменчивость, так и строгое следование установленным нормам, консерватизм. Язык меняется, и это естественно. Но обществу удобна гибкая стабильность литературных норм, относительно медленное их изменение. Если бы литературный язык менялся быстро, его носителям пришлось бы часто переучиваться, а это создавало бы дополнительные трудности. Кроме того, стабильность языка поддерживает длительную языковую связь поколений, позволяя нам в целом легко понимать тексты, созданные даже полтора-два века назад.

Русский литературный язык — продукт длительного исторического развития. Он складывался и совершенствовался в течение веков. Современный период его существования обычно отсчитывают с первой трети XIX века, с творчества А. С. Пушкина (подробнее об этом мы расскажем отдельно).

2. Наличие письменности

Большинство исследователей считает, что литературный язык не может существовать без письменности. Ее наличие значительно помогает выработке, поддержанию и сохранению языковых норм, а также — в процессе исторического развития — формированию определенных типов текстов и стилей для разных сфер деятельности человека. Русский литературный язык (как и многие другие литературные языки) в первую очередь обслуживает письменную культуру, в меньшей степени — устную.

3. Многофункциональность и стилевое разнообразие

Этот признак непосредственно связан с тем, что литературный язык используется практически во всех сферах жизни общества (см. начало статьи). Для удовлетворения их потребностей созданы функциональные разновидности, стили литературного языка, со своими особенностями лексики, словообразования, синтаксиса и т. д. Эти особенности обусловлены спецификой коммуникации в разных общественных сферах. Функциональные стили делятся на две большие группы:

Книжная и разговорная сферы литературного языка связаны тесной соотнесенностью и взаимодействием.

4. Наддиалектность, объединяющий характер

Как уже говорилось, литературный язык играет объединяющую роль и должен быть понятен всем носителям данного национального языка. Достигается это обособлением литературного языка от диалектов. С одной стороны, литературный язык в своем развитии постепенно отказывается от узкорегиональных черт одного диалекта (даже если и сложился исторически на основе данного говора). С другой — он объединяет в себе черты разных диалектов.

Отмежеванию литературного языка от говоров способствует и его функциональная дифференциация, в диалектах отсутствующая.

Диалектной базой современного русского литературного языка стал московский говор. Он является среднерусским, сочетающим в себе черты двух основных русских наречий — северного и южного.

Объединяющий характер литературного языка проявляется не только в территориальном, но и в социальном плане. В отличие от жаргонов, литературный язык тяготеет к внесоциальности. Владение им (во всяком случае, на современном этапе) означает принадлежность человека не к какой-либо социальной общности, а к определенной культурной традиции.

Литературный язык и язык художественной литературы

Выше было упомянуто, что основоположником современного русского литературного языка является А. С. Пушкин. Но, хотя эта языковая разновидность и «шлифовалась» во многом в текстах талантливых поэтов и писателей, не стоит отождествлять литературный язык (даже его художественный стиль) и язык художественной литературы. Они совпадают лишь частично, так как в художественных текстах может использоваться не только литературный, но и живой народный язык во всех его разновидностях: жаргонной, просторечной, диалектной.

Лаптева О. А. Теория современного русского литературного языка. — М., 2003.

Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). — М., 2002.

Князев С. В., Пожарицкая С. К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. — М., 2011.

Ковалевская Е. Г. История русского литературного языка. — М., 1992.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.

Иллюстрация: Н. П. Ульянов «Пушкин за рабочим столом» (1936-1937).

Источник

Роль и значение русского литературного языка в современном обществе. Типичные ошибки в употреблении различных частей речи

Для чего нужен литературный язык кратко. Смотреть фото Для чего нужен литературный язык кратко. Смотреть картинку Для чего нужен литературный язык кратко. Картинка про Для чего нужен литературный язык кратко. Фото Для чего нужен литературный язык кратко

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у заме­чательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и заве­щали нам бережно относиться к родному языку.

Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа.

Очень часто встречаются случаи, когда искаженный язык весьма активно пропагандируется средствами массовой информации, а также высокопоставленными чиновниками, которые допускают в своей речи множество ошибок, не придавая этому абсолютно никакого значения,хотя роль языка в жизни общества огромна и воздействие он имеет очень сильное.

Неграмотностью также отличается современная русская музыка популярного жанра, на которую ориентируются незрелые подрастающие поколения. Со временем, бессмысленный набор слов, присущий многим песням, станет элементом общения молодежи.

Поэтому от нас зависит будущее русского языка.

В современной речи, к сожалению, часто встречаются отклонения от норм литературного языка.

В первую очередь к ним относится употребление бранных слов, что обедняет речь, делает ее грубой и некрасивой.

Цинизм матерных слов в русском языке несовместим с любовью. Но общество привыкает к таким словам, не пытаясь их искоренить, так они становятся обыденным явлением в нашей речи. Мы часто слышим их в автобусе, школе, парке и общественных местах, «вирус» проникает даже в источники массовой информации. Позволяют себе нецензурные выражения и некоторые общественные деятели в прямом эфире.

Психологической основой появления молодежных словечек, видимо, служит извечное стремление «детей» хоть в чем то противостоять себя «отцам», желание подчеркнуть свою взрослость, мнимую независимость поведения и суждений.

Возрастные различия в наборе слов были раньше, есть и теперь. Пожилой человек скажет деньги, у юношей это называется зелень, взрослые говорят автомобиль или машина,

К жаргонной лексике относятся также слова «прикольно», «цивильно», «потрясно» и др. Некоторые молодые люди не представляют свою речь без таких слов, считая их основой своего общения. Каким же видит подросток современного человека? «шнобель» вместо носа, «лупы» вместо глаз, «грабли» вместо рук, а там, где рот вообще «хлеборезка».

Еще одной проблемой русского языка является неправильное ударение в словах. Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры.

Часто достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение в слове (например: мо´лодежь, мага´зин, изобре´тение, новоро´жденный, инстру´мент, доку´мент, про´цент, ко´клюш, а´тлет, ко´рысть, до´цент, по´ртфель, до´говор, ба´ловать, закупо´рить,

красив´ее), чтобы составить не слишком лестное мнение об его образовании.

А сколько ошибок в морфологии! Вот некоторые из них:

а) формы имён существительных И.п. мн. ч.; бухгалтерА, договорА, шоферА.

б) формы имен существительных Р.п. мн. ч.; чулкОВ, носОК, гектар, партизанОВ, туфЛЕЙ.

Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.

Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным.

Купите мне пару чулок и две пары носок.

Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.

Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.

Собран большой урожай помидор.

Разделите все это на несколько равных доль.

Мы находились в самом большом цеху завода.

Документы нужно представить к первому августу.

Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.

Ученик был способный к математике.

У мальчика появились и более худшие привычки.

Стихи были удачные и по содержанию и по форме.

Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

Комната низкая для такой мебели.

Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.

Партия была отложена в более лучшем положении для белых.

Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.

Очень часто нарушаются синтаксические нормы.

Вот некоторые примеры:

Мать сильно беспокоилась за сына.

Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

Нельзя было смириться с недостатками.

К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.

Мы наблюдали за солнечным затмением.

Мальчик бросил камнем в воду.

Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?

Успокойтесь, выпейте воду.

В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.

Ряд столов стояли посередине аудитории.

Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

Бессмысленными связующими в предложениях нередко являются слова паразиты такие выражения, как «собственно говоря», «так сказать», «стало быть», «в принципе», «в общем то».

Употребляя иностранные слова, надо быть уверенными, что они понятны слушателю. Рекомендуется избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением, например: лимитировать-ограничивать, ординарный-обыкновенный, индифферентно-равнодушно, корректив-исправление, игнорировать-не замечать. Иностранные вкрапления в русском тексте губят красоту слов, рожденных в нашей стране.

Владение богатствами русского языка – важный показатель культурного уровня любого человека, независимо от его специальности. Уметь выражать свои мысли чётко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке. Есть в этом и эстетическая сторона, так как русский язык – великое чудо культуры, созданное русским народом, его лучшими писателями и публицистами.

Путин отмечал, что русский язык является фундаментальной основой единства страны, формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство.

Одно из высказываний по данной теме на той встрече:

«Знать его, причём на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации. Вместе с тем для того, чтобы люди могли глубоко изучать русский язык, нужно создавать и постоянно улучшать необходимые для этого условия.»

Источник

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения

Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения

1. Понятие культуры речи.

2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.

3. Нелитературные разновидности языка.

4. Функциональные стили, их характеристики, области применения и взаимодействие.

«Истинная суть и смысл культуры – в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать» (М. Горький. «Несвоевременные мысли»).

Культура речи как часть общей культуры человека предполагает овладение правилами и нормами русского языка и связана с нормами этики и эстетики.

Культура речи – это совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной задачи и конкретной ситуации. К качествам культуры речи относят: содержательность, точность, понятность, чистоту речи, правильность, логичность, выразительность, ее богатство.

«Проблема культуры речи сводится к тому, чтобы овладеть принципами построения различных типов и жанров речи в рамках социальной традиции. Речь письменная и устная, ораторская и разговорная, канцелярская и поэтическая, митинговая и парламентарная, докладная записка и указание – все эти языковые задания требуют своих средств выполнения и своей техники», – отметил русский филолог Г.О. Винокур.

Основы культуры речи закладывает русский литературный язык, являющийся частью национального языка.

Национальный русский язык неоднороден по своему составу, так как им пользуются люди разного социального положения, уровня культуры, возраста и рода занятий. В каждом языке выделяются его разновидности – литературный язык, просторечие, диалекты, жаргоны.

Высшую форму национального языка составляет литературный язык. Литературный язык – разновидность национального языка, используемая в печати, науке, государственных учреждениях, образовании, радио, телевидении. Он обслуживает самые разные области человеческой жизни и деятельности: политику, культуру, науку, делопроизводство, законодательство, бытовое общение, межнациональное общение. Это язык всей нации, он стоит над другими разновидностями национального языка.

Его основные свойства: обработанность, устойчивость, обязательность, наличие функциональных стилей, нормы.

Его основные признаки: это язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык. Кодифицированные нормы – это нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Кодификация – это фиксация в разного рода словарях и справочниках, грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей (например правильное ударение: договор, маркетинг, обеспечение, намерение).

Литературный язык играет ведущую роль среди других разновидностей языка. Он включает в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций. В то время как, например, просторечие, жаргоны дают им свое толкование.

Литературный язык имеет две формы – устную и письменную. В зависимости от складывающейся речевой ситуации, задач в общении, отбираемого языкового материала речь устная и письменная приобретают книжный или разговорный характер. Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения. Разговорная речь уместна на полуофициальных совещаниях, заседаниях, юбилеях, личных беседах, в семейно-бытовой обстановке. Книжная речь строится по нормам литературного языка. В разговорной речи может использоваться общеупотребительная лексика, возможны варианты в употреблении норм.

Одна из форм национального русского языка – просторечие, набор языковых средств просторечия нарушает нормы литературного языка. Просторечие включает в себя языковые явления (слова, грамматические формы, обороты, особенности произношения), которые употребляются для грубоватого, сниженного выражения мысли. Просторечие не имеет прикрепленности к какому-либо географическому месту, социальной группе. Это речь носителей национального языка, недостаточно владеющих литературными нормами и не осознающих различия между литературными и нелитературными нормами. (В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» один из героев говорит: «А он попросту соврал. Поздравляю Вас, гражданин, соврамши» или в другом произведении Булгакова – «Собачье сердце»: «Котяра проклятый лампу раскокал».

Территориальные диалекты – разновидности языка, употребляющиеся на определенной территории. Это архаичные и естественные формы языка, существующие только в устной речи. В русском языке выделяют три диалекта: южнорусский, среднерусский, севернорусский. У каждого из них свои фонетические, лексические, грамматические особенности. Южнорусский диалект прекрасно представлен, например, в произведениях М. Шолохова, выполняя задачу воссоздания картин жизни донского казачества.

Жаргон (арго) – это речь людей, объединенных общей профессией или составляющих обособленные группы по какому-либо признаку: социальному, возрастному, по интересам. Существует молодежный жаргон, криминальный, жаргон болельщиков, коллекционеров и др. Жаргон – это язык тайны, он известен только узкому кругу причастных.

Например, журнал «Студент» (2002 г.) опубликовал слова молодежного сленга: «вырубаться», находиться в «отрубе» – засыпать, переставать ощущать реальность; «зацепить» – купить, взять, схватить; «каштан», «парафин» – все, что не нравится. Газета «Аргументы и факты» (№ 3/37, 2002) привела свои примеры: «баклан» – глупый, занудный человек; «бабло» – деньги в любом количестве любой страны; «грин» – доллар; «забить» – перестать думать о чем-то или о ком-то, перестать делать что-то; «параллельно» – все равно; «пересечься» – встретиться; «питонить» – получать удовольствие; «чмырь» – нехороший человек. Слова криминального жаргона распространились в нашей жизни: пацаны, братаны, кинуть, базар, стрелка. Появился бизнес-сленг, например: «воздушный змей» – преступление с использованием компьютера; «дикие утки» – люди в компании, не зараженные ее культурой и не подвластные ее бюрократии; «золотые жуки» – золотые дилеры; «яппи» – молодые бизнесмены-профессионалы (от 18 до 34 лет); «подушка» – резервы и т. д.

Все эти разновидности национального языка не могут заменить литературный язык. Молодежный жаргон нельзя использовать в учебной или профессиональной деятельности, социальный жаргон не подходит для делового общения.

Так как национальный язык неоднороден, также неоднороден его словарный состав, т. е. лексика. В ней выделяются три слоя:

– стилистически нейтральные слова, которые употребляются во всех разновидностях языка и при всех типах коммуникации;

– стилистически окрашенные слова, которые употребляются в какой-либо разновидности языка или функциональном стиле речи (книжная лексика);

– эмоционально окрашенные слова, выражающие эмоции говорящего, его отношение к предмету речи (разговорная лексика).

Например, в романе английского писателя Пэлема Грэнвила Вудхауза «Перелетные свиньи»: «Твой муж умер? Скончался? Приказал долго жить?» (нейтр., книж., разг.).

В соответствии с этим в словарях почти для каждого слова приводятся словарные пометы, указывающие, к какому слою лексики оно относится. («Умереть» – нейтр., «помереть» – разг., «загнуться» – жаргон.)

Различают активную и пассивную лексику. Активная широко употребляется в речи, пассивная включает слова, не являющиеся употребительными, – термины, устаревшие слова (историзмы, архаизмы), неологизмы. В каждой речевой ситуации используется своя лексика, она же служит основой существования функциональных стилей.

Все правильные варианты закрепляет литературный язык. Он является единственно возможным средством общения в самых разнобразных сферах жизни человека, поэтому знание основных правил его использования составляет культуру речи и необходимо каждому носителю языка.

Итак, культура речи – это нормативность и правильность речи, соблюдение правил общения и речевого этикета.

Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Кроме того, культура речи предполагает умение пользоваться стилями речи и создавать стили речи. Ведь, как известно, язык обслуживает разные сферы общения и каждая сфера общения предъявляет к языку свои требования. Например, для научной статьи нужна точность в обозначении понятий, в документе отсутствуют эмоционально окрашенные слова, а журналистика их активно использует.

Стиль (греч. стило – палочка, ручка) – это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни. Он называется функциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном случае определенную функцию.

Учение о стилях восходит к идеям М.В. Ломоносова, который писал: «…русский язык через употребление книг церковных по приличности имеет разные степени, высокой, повседневной и низкой. Сие происходит от 3 родов речений российского языка».

Стиль создается сочетанием нейтральных языковых средств и средств, употребляющихся в данном стиле.

Каждый функциональный стиль реализуется в жанрах. Жанр – это конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами, а также некоторой общностью, так как тексты принадлежат одному стилю. Например, в официально-деловом стиле выделяют следующие жанры: справку, гарантийное письмо, заявление, приказ; в публицистическом – очерк, репортаж, фельетон; в научном – доклад, реферат, аннотацию.

Каждый конкретный случай речевой деятельности требует своих средств выражения. Коммуниканты должны помнить о том, чтобы выбор стилистически окрашенных слов был оправданным, чтобы выбираемые языковые средства принадлежали одному стилю. Употребление разностилевой лексики, использование просторечных слов и выражений в деловом общении приводит к разночтению и непониманию.

Таким образом, одно из главных требований культуры речи – это требование различать функциональные разновидности, представляя, какая из разновидностей языка должна выбираться в соответствии с целями общения.

Для чего нужен литературный язык кратко. Смотреть фото Для чего нужен литературный язык кратко. Смотреть картинку Для чего нужен литературный язык кратко. Картинка про Для чего нужен литературный язык кратко. Фото Для чего нужен литературный язык кратко

Каждый стиль характеризуется целью общения, набором языковых средств, жанрами, в которых он существует.

Развитие того или иного стиля связано с развитием выражений, языковых форм, конструкций, наиболее пригодных для целей общения в определенной социальной среде, для наиболее эффективного выражения при этом тех или иных мыслей.

Функциональные стили подвергаются внутристилевой дифференциации. Например, научный стиль делится на подстили: собственно-научный, научно-технический и др. При этом учитывается предмет – биология это или медицина, экономика или инженерная графика, а также жанр и способ изложения – реферат, лекция, монография.

Все функциональные стили проявляются и в устной и в письменной формах.

В практическом применении часто происходит смешение стилей, которые начинают взаимодействовать между собой. Этот процесс называют «речевым потоком». Чтобы понять стилевую принадлежность текста, надо выделить главное стилевое направление.

Стилевое богатство делает русский язык гибким и сильным, эмоционально-выразительным и строгим.

Особое место занимает литературно-художественный стиль. Главной отличительной особенностью языка художественной литературы является его предназначенность: вся организация языковых средств подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами, созданию художественного образа, отражающего мир и человека в нем. С этой целью в художественном произведении могут быть использованы и диалекты, и просторечие, и жаргоны. Это язык чувств, эмоциональных переживаний, философских логических выводов, он передает рождение процесса мысли, «поток сознания» человека. Русская литература всегда была носителем духовных начал русского народа и тесно связана с его языком.

Язык художественной литературы оказывает влияние на развитие литературного языка. Именно писатели формируют в своих произведениях нормы литературного языка. Произведения художественной литературы используют все возможности национального языка, поэтому язык художественной литературы исключительно богат и гибок. «А погода великолепная! Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом», – так удивительно просто, точно, поэтично писал А.П. Чехов.

Разговорно-бытовой стиль используется не только в быту, но и в профессиональной сфере. В быту он имеет устную и письменную формы, в профессиональной сфере – только устную.

Разговорная речь отличается тем, что ее особенности не фиксируются. Разговорная речь – некодифицированная речь. Ее признаки – неподготовленность, неофициальность, участие коммуникантов. Также этот стиль не требует строгой логики, последовательности изложения. Но ему присущи эмоциональность выражений, оценочный характер, некоторая фамильярность. Например, в сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов»: «Да нет, – говорила библиотекарша, – я думаю, это пшено. Он же козел… Пойдем лучше потопчемся, так? Потом пойдем к Владику… Я знаю, что он баран. Но у него «Грюндик» – посидим… Да, я знаю, что они все козлы, но надо же как-то расстрелять время. Ничего не понимаю, – тихо сказал некто… не то Онегин, не то Чацкий – своему соседу,…похоже Обломову. Обломов улыбнулся. – В зоопарк собираются».

Разговорная речь использует нейтральную лексику, эмоционально окрашенные слова, экспрессивную лексику. В ней много обращений, уменьшительно-ласкательных слов, порядок слов свободный. Предложения более простые по конструкции, иногда неполные, незаконченные. (– Пойдешь на зачет? – Ну…) В них часто содержатся подтекст, ирония, юмор говорящего. Разговорная речь исключительно богата и несет в себе много фразеологических оборотов, сравнений, пословиц и поговорок. Она тяготеет к постоянному обновлению и переосмыслению языковых средств. Большую роль играет знание речевого этикета, внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

В настоящее время постоянно расширяется сфера применения научного стиля, потому что наука – важнейший фактор развития общества. В быту, в профессиональной деятельности человек встречается с результатами научных исследований, научно-техническими достижениями.

В рамках научного стиля речи в зависимости от характера адресата и целей общения сформировались следующие подстили:

собственно-научный, научно-информационный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный.

Их всех объединяет точное, логичное и однозначное выражение мыслей. Для них характерны следующие черты: отвлеченная обобщенность, подчеркнутая логичность изложения, объективность, точность.

Научный стиль – это книжный стиль, который использует специальную лексику и терминологию. Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью. Здесь отсутствует лексика с разговорной и просторечной окраской. Ему не свойственна оценочность и эмоциональность. В текстах приводятся определения понятий и явлений. Тексты научного стиля содержат формулы, графики, таблицы, расчеты, фотографии.

Например: «Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели» («Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.)

Для официально-делового стиля основной сферой функционирования является административно-правовая деятельность. Он делится на подстили: дипломатический (конвенция, нота, меморандум), законодательный (закон, конституция, устав, акты), управленческий (собственно официально-деловой) (заявления, приказ, доверенность и др.). Его характерная черта – стандартизация, штамп, образец. Официально-деловой стиль отличают четкие, не оставляющие двусмысленности формулировки. Ничто не должно оставаться в подтексте.

Этот стиль использует нейтральную лексику и книжную. Для данного стиля характерна форма текста, которая предполагает наличие определенных элементов. Особенности официально-делового стиля закреплены в ГОСТах и руководствах, что обеспечивает высокий уровень стандартизации и унификации текстов деловой документации.

Примите поздравления и наилучшие пожелания в канун Нового года. Пользуемся случаем, чтобы поблагодарить вас за приятное сотрудничество. С наилучшими пожеланиями

президент компании П.П. Петров

Публицистический стиль присущ периодической печати, политическим и судебным выступлениям. Он используется для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения. Его особенность – существование не только в словесной, но и графической, изобразительной, фото, кино, телевизионной формах. Одна из главных его функций – информационная. В то же время произведения этого стиля выполняют функцию воздействия, влияния на массы. Для него характерны простота, доступность изложения, элементы декларативности. Он использует лексику, речевые обороты, синтаксис, придающие речи выразительность, необычность, напряжение. Важную роль играют эмоциональные средства выразительности – эпитеты, метафоры, повторы и др.

Публицистический стиль использует языковые средства, свойственные научному и официально-деловому стилю, разговорной речи и языку художественной литературы. Он стремится к образности и в то же время к краткости. Образцы его можно увидеть, взяв в руки газету или журнал, а также посмотрев телевизионные передачи или слушая радио.

Рекомендуемые для обсуждения темы и задания

1. Нужно ли современному человеку владеть основами культуры речи? Основные качества культуры речи.

2. Функциональные стили и их правильное использование.

3. Ответить на первый вопрос, используя различные стили.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Классовые нормы культуры речи

Классовые нормы культуры речи Нельзя говорить об английском речевом этикете, не упоминая классы, потому что любой англичанин, стоит ему заговорить, мгновенно обнаруживает свою принадлежность к тому или иному классу. Возможно, это в какой-то степени справедливо и и

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

2.4. Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры

2.4. Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры Структурный метод является общенаучным и может быть использован для исследований любой конкретной наукой, в том числе и культурологией. Но это не значит, что он может быть применен спонтанно,

Лекция 1 Великий язык великого народа

Лекция 1 Великий язык великого народа План1. Цели и содержание предмета.2. Язык как знаковая система.3. История развития русского национального языка.4. Язык – хранитель духовных богатств нации.5. Русский язык – язык межнационального общения, международный статус

Лекция 2 Язык как средство общения. Условия эффективной коммуникации

Лекция 2 Язык как средство общения. Условия эффективной коммуникации План1. Особенности речевой коммуникации.2. Виды общения. Коммуникативные типы.3. Принципы успешной коммуникации.4. Использование эффективных речевых тактик в общении.Как уже отмечалось, одна из функций

Лекция 3 Особенности устной и письменной речи. Речевой этикет

Лекция 3 Особенности устной и письменной речи. Речевой этикет План1. Особенности устной речи. Построение устной речи.2. Особенности письменной речи.3. Этикет и его функции. Этика устной и письменной речи. Особенности русского речевого этикета.4. Формулы речевого

Лекция 2 Нормы в современном русском языке – показатель чистоты, правильности, точности речи

Лекция 2 Нормы в современном русском языке – показатель чистоты, правильности, точности речи План1. Понятие нормы языка.2. Варианты норм.3. Нормы орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические. «Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Я вот на днях

Лекция 1 Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности

Лекция 1 Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности План1. Научный стиль речи и его под стили.2. Термин.3. Языковые особенности научного стиля.4. Способы и методы создания научного текста.Одной из сфер человеческой деятельности является

Лекция 3 Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль

Лекция 3 Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль План1. Нормы документа (текстовые и языковые).2. Речевой этикет документа.3. Язык и стиль частных документов.4. Язык и стиль служебной документации.В настоящее время

Лекция 2 Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория

Лекция 2 Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория План1. Подготовительный этап выступления.2. Создание речи.3. Композиция публичной речи.4. Оратор и аудитория.Классическая риторика состоит из следующих частей:– инвенция (лат. изобретение) – создание

3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры

3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры Китайская культура является одной из самых древних, сохранившейся и по сей день. Народ Китая сумел сберечь свои национальные и культурные традиции. Специфика древнекитайской культуры во

Т. С. Федосеева, Е. Л. Малачевская Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения

Т. С. Федосеева, Е. Л. Малачевская Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения Историческая справка. Приоритет в области использования синтетических материалов для реставрации настенной живописи, в

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *