Для чего нужен межкультурный диалог

Отношения и связи между культурами: диалог культур

На Земле существует более 200 стран и около 3000 народов, обладающих неповторимым культурным своеобразием, имеющих свои обычаи, нравы, традиции, верования. Между ними возникают разнообразные социальные связи и взаимоотношения. Взаимодействие одного народа с другим предполагает соприкосновение и взаимное влияние их культур. Процесс межкультурной коммуникации, носящий мирный характер, называется межкультурным диалогом.

Для чего нужен межкультурный диалог. Смотреть фото Для чего нужен межкультурный диалог. Смотреть картинку Для чего нужен межкультурный диалог. Картинка про Для чего нужен межкультурный диалог. Фото Для чего нужен межкультурный диалог

Понятие и виды

Для культуры необходимо взаимодействие. Оно ведет к преодолению однообразия, дает импульс дальнейшему развитию и обновлению. Диалог культур – форма межкультурного взаимодействия, при которой происходит активный обмен содержанием культур при сохранении ими своей самобытности. В ходе такого диалога происходят взаимные изменения систем ценностей, типов мировоззрения, образа жизни, моделей повседневного поведения, не затрагивающие базовых структур взаимодействующих культур. Диалог культур обусловлен:

Диалог культур – это добровольное общение, построенное на основе равенства и взаимного уважения, стремления сторон к взаимопониманию. Он предполагает культуру отношения к другой культуре, понимание ее самобытности и самостоятельности. Диалог – это показатель широты, открытости, свободы культуры и общества, признание ценности единства культур. Межкультурный диалог бывает 2 видов:

В диалог культур вовлечено, как правило, несколько участников, что связано с этнической и культурной неоднородностью любого современного общества. Возможность контактов и взаимодействий между культурами обусловлена наличием общих точек соприкосновения, которыми могут стать мифология, язык, религия, искусство, наука.

Содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия. Определяющее значение имеет этническая культура взаимодействующих сторон, господствующие ценности, психология народов. Наличие в обществе межэтнического напряжения, конфликтов затрудняет диалог между культурами, взаимодействие носит ограниченный характер. Диалог же способен снять это напряжение, предупредить возникновение конфликта, примирить стороны, создать обстановку доверия и взаимного уважения.

Типы, уровни, принципы межкультурного диалога

Механизм взаимодействия культур носит сложный, многосторонний и многоуровневый характер. Типы межкультурного диалога:

Культура составляет содержание внутреннего, духовного мира человека. Межкультурные взаимодействия осуществляются через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. Они происходят на 4 уровнях:

Для чего нужен межкультурный диалог. Смотреть фото Для чего нужен межкультурный диалог. Смотреть картинку Для чего нужен межкультурный диалог. Картинка про Для чего нужен межкультурный диалог. Фото Для чего нужен межкультурный диалог

Диалог культур возможен только при определенном сближении их культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности. Он предполагает сопоставление национальных ценностей, взаимное уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального. Диалогические отношения культур строятся на принципах:

Диалог культур – необходимое условие их мирного сосуществования и развития. Замкнутость, изолированность культуры ведет к деградации, а открытость – напротив – способствует ее обогащению.

Заключение

В процессе глобализации возрастает международный диалог культур. Он усиливает взаимопонимание между народами, позволяет им увидеть общее и различное между разнообразными культурами, осознать свое место в глобальной мировой культуре. Тенденция к расширению культурных обменов и контактов между странами, народами, этносами уравновешивается их стремлением к сохранению культурной самобытности. Становясь все более единым, человечество сохраняет свое культурное многообразие.

План ответа по теме «Диалог культур»

1. Своеобразие культур и их взаимоотношения.

2. Понятие диалога культур. Основания для диалога культур.

3. Виды диалога культур:

4. Содержание диалога культур.

5. Типы межкультурного диалога:

6. Уровни межкультурного диалога:

Источник

межкультурные коммуникации и диалог культур.

Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

Считается, что это понятие введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах.

Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.

В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.

Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции.

Типы коммуникаций: 1. По количеству участников и дистантных отношений между ними: a. межличностная (2 человека, семья) – минимальное количество участников, близкие отношения. Характер развития – сужение или расширение дистанции. b. межгрупповая/внутригрупповая – дистанции больше, как и количество участников c. профессиональная (при бизнесе) d. массовая (через посредника – СМИ, телевидение) e. межкультурная (между разными культурами, включает в себя всё предыдущее) 2. При функциональном подходе: a. информативная b. аффективно-оценочная (чувства, мнения) c. рекреативная (информация для отдыха, в игровой форме) d. убеждающая (между людьми разных статусов, идеологические установки) e. ритуальная (различные традиции, обычаи) 3. По использованию языка: a. вербальная b. невербальная 3. Функции невербального общения 1. невербальное общение дополняет вербальное 2. невербальное общение противоречит вербальному 3. невербальное общение заменяет вербальное 4. невербальное общение служит регулятором вербального

Невербальные средства общения: 1. кинесика (мимика, взгляд, жесты, поза) 2. просодика (голосовые и интонационные средства) 3. такесика (прикосновения) 4. сенсорика (чувственное восприятие, проявление ощущений) 5. просемика (пространственная структура общения) 6. хронемика (временная структура общения)

Японский ученый Мацумото: «В сфере социальной психологии и коммуникации термин межличностная коммуникация обычно относится к коммуникации, которая происходит между людьми, происходящими из одной и той же культурной среды; в этом смысле он синонимичен термину внутрикультурная коммуникация. Определение А.П.Садохина межкультурной коммуникации: «Межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» Термин культура – латинского происхождения и появился он в эпоху римской античности. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «возделывание», «обработку, «уход». В этом значении его использовал римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), написавший трактат «De agri cultura». Отправной же точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать трактат «Тускуланские беседы» римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.), который применил этот агрономический термин метафорически, т.е. в ином, переносном смысле.

Сильные черты немецкого национального характера общеизвестны: трудолюбие, прилежание, пунктуальность, рациональность, бережливость, организованность, педантичность, серьезность, расчетливость, стремление к упорядоченности.

Источник

Межкультурный диалог в современном мире

Межкультурное взаимодействие в мире и его виды. Инкультурация и социализация. Подходы к изучению культуры в рамках межкультурного диалога. Типы и уровни культурного диалога между Западом и Востоком. Проблемы и перспективы диалога между культурами.

РубрикаСоциология и обществознание
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления09.05.2011
Размер файла59,8 K

Для чего нужен межкультурный диалог. Смотреть фото Для чего нужен межкультурный диалог. Смотреть картинку Для чего нужен межкультурный диалог. Картинка про Для чего нужен межкультурный диалог. Фото Для чего нужен межкультурный диалог

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической социологии

по дисциплине: Методология и методы социологического анализа

на тему: Межкультурный диалог в современном мире

ИСГО, 2-й курс, ДИС-1 И.С. Янович

Руководитель В.Я. Кочергин

Реферат


рассмотрение межкультурного взаимодействия и его видов;


определить понятие, типы и уровни культурного диалога между Западом и Востоком;


попытаться выявить основные проблемы и перспективы диалога между культурами.


Метод исследования: курсовая работа носит методологический характер.


Ключевыми словами курсовой работы являются: межкультурный диалог, цивилизация, культура, инкультурация, социализация, межкультурное общение, коммуникация.


При написании курсовой работы использовались материалы следующих авторов: И.Д. Колесин., В.П. Бранский., Л.Г. Ионин, И.С. Следзевский, В.А. Никитин., Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич и др.


Актуальность темы. Межкультурный диалог в развитии культур подкрепляется реалиями современного мира. В условиях стремительного развития средств массовой информации, границы между различными культурами становятся более прозрачными. Характер культурного взаимодействия особенно важен в современное время, где благодаря развитию технических средств в общемировой коммуникативный процесс вовлечено подавляющее большинство существующих этнокультурных образований.


Введение


Отмеченные процессы в той или иной степени нашли свое проявление и в Беларуси. Реформы общества привели к серьезным изменениям в культурном облике Беларуси. За несколько последних лет появились совершенно новые общественные группы: предприниматели, банкиры, политические лидеры разных движений, белорусские сотрудники иностранных фирм и др. Происходит становление совершенно нового типа культуры, формируется новое представление о социальной ответственности делового мира перед клиентом и обществом, меняется жизнь общества в целом. Процесс развивается чрезвычайно трудно и болезненно, поскольку сталкивается с огромным количеством препятствий и ограничений. Главное препятствие, мешающее успешному решению этих проблем, состоит в том, что люди воспринимают другие культуры через призму своей культуры, поэтому наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом происходит понимание значения слов, поступков, действий, которые не характерны для общества. Этноцентризм не только мешает межкультурному диалогу, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Из всего этого можно сделать вывод, что эффективный межкультурный диалог не может возникнуть сам по себе, ему необходимо целенаправленно учиться. Учёба эта состоит в том, что необходимо преодолевать существующие трудности, которые является процессом налаживания эффективной системы коммуникации между различными общественными группами и поколениями. Эта система должна быть основана на принципах равного доступа к необходимой информации, прямого общения между культурами, коллективного принятия решений и эффективной работы.


1. Межкультурный диалог


В узком смысле под диалогом понимается особый вид коммуникаций, который строится по модели речи, разговора, чередования вопросов и ответов. Это не просто полифония голосов, а разговор на равных, особый способ достижения понимания и согласия.


В более широком и содержательном смысле понятие диалога распространяется на культуру в целом (диалог как бытие культуры, встреча культур, взаимопонимание культур). В этом смысле диалог понимается как аспект социокультурного общения, содержание творчества, особая характеристика разума, принципиально отличающая его от «познающего разума» нового времени. В этом понимании диалогу противостоит не просто монологичность разговора, а превращение собеседника в объект манипуляций, происходит технократическое отношение к миру как к предмету.


1.1 Межкультурное взаимодействие и его виды


Межкультурные взаимодействия различают по типологизации и классификации. Одна из наиболее простых типологий основывается на прямой аналогии с взаимодействием биологических популяций. В качестве основного критерия, определяющего характер межкультурного взаимодействия, здесь выступает результат влияния одной культуры на другую. В соответствии с этим показателем, взаимодействие между двумя культурами осуществляется по одному из четырех сценариев:

межкультурный диалог культура

Данная типология, при всей ее заманчивой простоте и сравнительной легкости эмпирической интерпретации, характеризуется рядом существенных недостатков. Во-первых, весь спектр межкультурных взаимодействий здесь сводится только к трем вариантам (поскольку второй и третий сценарии практически идентичны), тогда как в реальности он представляется более многообразным. Во-вторых, в данной типологии отсутствуют какие-либо указания на факторы, обусловливающие «выбор» того или иного варианта взаимодействия. В-третьих, в ней совершенно не раскрывается содержание взаимодействия культур: в чем именно выражается подавление одной культурой другой, каковы критерии того, что культура способствует развитию своего контрагента, как происходит ассимиляция, из-за чего данная типология оказывается слишком абстрактной и фактически не применяется в науке.

Более глубокая типология межкультурного взаимодействия предложена В.П. Бранским. В рамках своей теории социального идеала В.П. Бранский выделяет четыре основных принципа взаимодействия между носителями конкурирующих идеалов:

1) принцип фундаментализма (непримиримости);

2) принцип компромисса;

3) принцип арбитража (нейтрализации);

4) принцип конвергенции (синтеза). [2, с 161]

Еще одна, достаточно широко известная типология межкультурных взаимодействий принадлежит американскому антропологу Ф.К. Боку. Этот исследователь выделяет пять основных моделей оптимизации межкультурного взаимодействия, соответствующих различным способам преодоления культурного шока:

1) геттоизация (отгораживание от всякого соприкосновения с чужой культурой через создание и поддержание собственной замкнутой культурной среды);

2) ассимиляция (отказ от своей культуры и стремление целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры);

3) культурный обмен и взаимодействие (промежуточный способ, предполагающий благожелательность и открытость обеих сторон друг другу);

4) частичная ассимиляция (уступка в пользу инокультурной среды в какой-то одной из сфер жизни при сохранении верности своей традиционной культуре в других сферах);

5) колонизация (активное навязывание чужой культуре собственных ценностей, норм и моделей поведения). [3, с 17-19]

Типология Ф.К. Бока характеризуется большей детализированностью и несколько меньшей умозрительностью. В ней присутствует содержательная расшифровка типов взаимодействия. Однако акцент в данной типологии делается именно на социальное содержание взаимодействия. Модели взаимодействия культур здесь выведены на основе не столько аналитического, сколько описательного критерия, что дает известное смещение акцентов. Существует различие между «ассимиляцией» и «колонизацией» одной культуры другой малосущественно, а некоторые другие из возможных вариантов взаимодействия (например, конвергенция как равноправный синтез исходных культур) не учитываются вообще.

В современной социологии и антропологии предпринимаются и другие попытки типологизации межкультурных взаимодействий. Так, Н.К. Иконникова, основываясь на разработках западных исследователей, предлагает усложненный вариант типологии, основанный на линейной схеме прогрессивного развития взаимного восприятия культур-контрагентов:

1) Игнорирование различий между культурами;

2) Защита собственного культурного превосходства;

3) Минимизация различий;

4) Принятие существования межкультурных различий;

5) Адаптация к иной культуре;

6) Интеграция и в родную, и в иную культуры. [4, с 26-34]

Культура рассматривается как открытая нелинейная самоорганизующаяся система, а социальные носители этих культур условно рассматриваются как единый социальный субъект. С позиций этого подхода можно выделить следующие «идеальные типы» взаимодействия культур:

1) Интеграция. Предполагает три основных варианта:

4) Активный обмен (диалог).

Как реальность диалог культур и цивилизаций не сводится к процессам коммуникации, он включен, причем самым активным образом, в другие процессы межкультурного общения, включая восприятие друг друга партнерами по диалогу и интерактивное деятельностное взаимодействие между ними, «обмен действиями» (сплоченность, солидарность, раскол, конфликт).

В больших исторических масштабах важнейшей реальностью межкультурного диалога является единство его пространственных и временных характеристик диалога. Это обеспечивает соответствие диалога привычной картине мира, координатам его идентификации. От устойчивости зависят предсказуемость, смысл, правила диалога, т.е. в конечном счете его понятность и продуктивность для участников (даже если это культурный конфликт).

1.2 Инкультурация и социализация


В сфере деятельности социализация осуществляется:


1. как расширение видов, когда индивид вовлекается в какое-нибудь новое дело, в процессе чего усваивает новые нормативные и поведенческие установки;


2. как ориентирование в системе каждого вида деятельности, т.е. когда индивид обучается отделять в ней главное от второстепенного, осмысливать характер своих и чужих действий, оценивать результаты, устанавливать границы, использовать методические рекомендации, достигать цели.


В сфере общения осуществляются расширение круга общения человека и развитие его навыков.


В сфере самосознания происходят формирование образа собственного “Я” как деятельного субъекта, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки.


В процессе социализации выделяют три стадии:


1. Дотрудовая стадия. Охватывает период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Сюда входят раннее детство и период обучения.


2. Трудовая стадия. Границы этой стадии охватывают период зрелости человека, его активного участия в созидательной деятельности общества.


3. Послетрудовая стадия. Относится к периоду жизни человека, совпадающему, как правило, с пенсионным возрастом.


Жесткой грани между стадиями социализации провести не удается. Нередко человек, еще не закончив обучения, чуть ни с детства вынужден зарабатывать себе на жизнь. Многие пенсионеры не пользуются предоставленным им обществом правом на заслуженный отдых, чувствуют в себе и силы, и потребность продолжать трудовую деятельность и принимают активное участие не только в передаче социального опыта, но и в его воспроизводстве. Тем не менее, в современной жизни каждой стадии социализации соответствуют особые институты: семья, образовательно-воспитательные учреждения, трудовые группы и коллективы, неформальные объединения, профессиональные сообщества, клубы «по интересам» и пр. Воздействие каждого такого института обусловлено системой общественных отношений, регламентировано доминирующими социальными установками.


При не принятии одной культуры в отношении другой условий установок коммуникации, не является препятствием для их «общения» и взаимного познания или проникновения. Каждая культура прошлого, вовлеченная в «диалог» с последующими культурными эпохами, где постепенно раскрываются заключенные в ней многообразные смыслы, часто рождающиеся помимо сознательной воли творцов культурных ценностей. В тот же процесс взаимодействия должны быть вовлечены и современные культуры по средством социализации и инкультурации.


Через социализацию и инкультурацию общество усваивает и нормы поведения, и систему ценностей, и специфическую структуру взаимодействия. И именно вхождение в культуру и принятие её норм является в дальнейшем опорой при диалоге не только между различными культурами, но и между поколениями.


Передача опыта происходит, как ранее об этом шла речь, через принятие норм и смену поколений. Смена эта происходит не путём механического замещения одного поколения другим, а в результате духовного контакта поколений, проходящего в определённых временных рамках. Контакт этот может быть активным и пассивным. Активный контакт происходит тогда, когда взрослое поколение непосредственно общаются с детьми, обмениваются мнениями и советами и т.д. Такая форма контакта характерна для семейного типа отношений. Пассивный контакт исключает непосредственное общение. Взрослые и дети при пассивном контакте проживают рядом, но не замечают друг друга. Происходит лишь кратковременное взаимодействие или наблюдение со стороны действий друг друга.


Проблему взаимоотношений взрослых и детей можно отнести к разряду вечных. Она по сути своей есть также диалоговой проблемой, через образование, так как смысл контакта поколений заключается в сохранении уже накопленного знания.


Меняются времена и эпохи, а человечество по-прежнему ищет такую форму взаимоотношений поколений, при которой проблема диалога может разрешится. Это произойти может посредством социализации и аккультурации.


1.3 Подходы к изучению культуры, в рамках межкультурного диалога


К числу широко использующихся теоретических методов при изучении культуры относятся общепринятые в гуманитарных науках подходы. Среди них: историко-генетический, социокультурный, системный и структурно-функциональный, институциональный, ценностный, цивилизационный, коммуникативный, кросскультурный, антропологический, психологический и многие другие.


Теоретические и специальные методы изучения культурного диалога дополняются прикладными. Среди них широко распространены: конкретно-ситуативное, матричное исследование, факторный анализ, наблюдение, эксперимент, анкетный опрос, контекст-анализ публикаций, экспертная оценка, компьютерное моделирование и др.


В современных условиях существенное значение приобретает умение учитывать взаимосвязь различных методов изучения межкультурного диалога и в политики, например, использовать их в соответствующих «увязках», в своеобразном комплексном подходе.


Если рассматривать культуру не в целом, а по средствам изучение её через диалоговый подход, то смысл подхода состоит в том, что он предполагает рассмотрение культуры как в пространстве её существования, так и в её исторической ретроспективе. Этот подход позволяет задать максимально широкую рамку обсуждения проблем культуры, координировать и разграничивать различные дисциплинарные подходы. Проблемы диалогового подхода состоят в сложность анализа огромного количества культур и выработки надёжной методики их оценки.


2. Межкультурный диалог как фактор коммуникации


Первоначально термин коммуникация в социальных науках рассматривалась в контексте общетеоретических построений бихевиоризма, где считалось, что основой коммуникативных процессов является не язык как система, но непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада. Не в меньшей степени на трактовку этого понятия оказали влияние и сторонники символического интеракционизма, полагавшие, что социокультурная структура как микро-, так и макроуровней является результатом стабилизации процессов межличностного или межкультурного общения, то есть диалога, а процессы развития следует рассматривать как эволюцию коммуникативных форм.


Межкультурная коммуникация или диалог, осуществляется в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события. Под коммуникативной компетенцией понимается знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры.


Способность к развитию коммуникативной компетентности присуща всем представителям Homo sapiens, однако конкретная реализация этой способности культурно обусловлена. Кроме этого, она обусловлена и уникальным опытом каждого отдельного народа, из чего следует, что при коммуникации, являющейся процессом обмена сообщениями, постоянно происходит воссоздание смыслов, так как они не совпадают даже у людей, говорящих на одном и том же языке, выросших в одной и той же культуре, не учитывая нации у которых развитие происходило по различным планам и стереотипам. При наличии разных культур и разных языков коммуникация осложняется настолько, что полное понимание совершенно не возможно.


3. Типология культур, проблемы и перспективы диалога между культурами


В современной науке существуют различные способы типологии обществ, и все они правомерны с определенных точек зрения.


Различают два основных типа общества:


1. допромышленное общество, или так называемое традиционное, в основе которого лежит крестьянская община. Этот тип общества до сих пор охватывает большую часть Африки, существенную часть Латинской Америки, большую часть Востока, господствовал до XIX века в Европе.


2. современное промышленно-городское общество; к нему принадлежит так называемое евроамериканское общество.


Возможно и другое деление обществ. Можно разделять общества по политическим признакам: тоталитарные и демократические. В первых обществах само общество не выступает самостоятельным субъектом общественной жизни, но обслуживает интересы государства. Вторые общества характеризуются тем, что, наоборот, государство обслуживает интересы гражданского общества, отдельной личности и общественных объединений, (по крайней мере, в идеале).


Можно различать типы обществ по господствующей религии: христианское общество, исламское, православное и т.д. Наконец, различают общества по господствующему языку: англоговорящие, русскоязычные, франкоязычные и т.д. Можно также различать общества по этническому признаку: однонациональные, двунациональные, многонациональные.


Одним из основных видов типологии обществ является формационный подход.


Согласно формационному подходу важнейшими отношениями в обществе являются отношения собственности и классовые. Можно выделить следующие типы общественно-экономических формаций:


v первобытно-общинную;


v рабовладельческую;


v феодальную;


v капиталистическую;


Более современным является другое деление общества, которое было выдвинуто американским социологом Даниелем Беллом. Он различает три этапа в развитии общества:


1. доиндустриальное, сельскохозяйственное, консервативное общество, закрытое для посторонних влияний, основанное на натуральном производстве;


2. индустриальное общество, в основе которого лежит промышленное производство, развитые рыночные отношения, демократия и открытость;


3. постиндустриальное общество начинается во второй половине ХХ века, для которого характерно использование достижений научно-технической революции; иногда его называют информационным обществом, потому что главным становится уже не производство определенного материального продукта, но производство и обработка информации. Показателем этого этапа является распространение компьютерной техники, объединение всего общества в единую информационную систему, в которой свободно распространяются идеи и мысли. Ведущим в таком обществе является требование соблюдения так называемых прав человека.


Исторические корни этих вопросов уходят в эпоху колониальной экспансии европейских стран и создания могучих колониальных империй (XVIIXX вв.). Колонизация большинства восточных государств, проникновение в них иностранного капитала, культурных образцов, моделей поведения деформировали традиционные структуры; не только не уничтожили их, но в какой-то мере усилили. Последовавшая после Второй мировой войны деколонизация принесла политическое освобождение странам Востока, но не ослабила западного влияния. О его роли и возможных результатах в современной науке высказываются разные точки зрения. Приведем три из них:


1) западное влияние на страны Востока с неизбежностью включает их в общемировой процесс модернизации, обеспечивает переход от традиционного общества к современному («западному»), стирает, в конечном счете, различия между Востоком и Западом;


2) западное влияние на страны Востока порождает серьезные и острые конфликты, оно привносит некоторые элементы «западной модели», но оказывается бессильным против традиций, ценностей, своеобразия восточных социальных структур;


3) Восток реагирует на вызовы современного мира по-разному. Можно выделить три группы стран с точки зрения перспектив их развития:


а) Япония и часть стран Дальнего Востока уверенно сближаются с развитыми государствами западного мира, утрачивая собственно «восточную» специфику;


б) Индия, страны Юго-Восточной Азии, Турция, Пакистан, Египет и др. переживают своеобразные процессы: с одной стороны, сложились свойственные индустриальному обществу экономические и политические структуры, с другой значительная часть населения никак не связана с ними и живет в традиционном мире сохраняющих силу обычаев и стереотипов;


в) большинство африканских стран, часть азиатских государств (Бангладеш, Бирма, Камбоджа и др.) реагирует на западное влияние нарастанием кризисных тенденций. Углубляется экономическое отставание, нарастает политическая нестабильность, усиливается нищета населения.


Что касается вопроса о превосходстве того или иного цивилизационного типа, по-видимому, должен состоять в том, что разговор о Западе и Востоке, переведенный в такую плоскость, малопродуктивен. В настоящее время очевидна несостоятельность тех социологических концепций, которые исходят из безусловного превосходства Запада над Востоком. Конечно, «традиционное общество» существенно ограничивает научно-технический прогресс, обладает выраженной тенденцией к застою, не рассматривает в качестве важнейшей ценности автономное развитие свободной личности. Но и западная цивилизация, добившись впечатляющих успехов, сталкивается в настоящее время с рядом сложнейших проблем: представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались несостоятельны; баланс природы и общества нарушен; темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой. Многие ученые обращают внимание на достоинства традиционного мышления с его акцентом на приспособление к природе, восприятием человеческой личности как части природного и социального целого.


Следзевский И.В. считает, что современному диалогу культур присущи следующие факторы:


· ослабление регулирующей роли универсальных институтов международных взаимодействий (международного права, ООН),


· рост культурного разнообразия мира и формирование массовых поликультурных сообществ,


· прогрессирующая десекуляризация мира и распространение фундаменталистских идеологий,


· повышение роли этнической, конфессиональной и цивилизационной принадлежности в качестве источника самоиндентификации индивида. [5]


В этих условиях колоссально возрастают масштабы и результативность информационного обмена, снимаются многие барьеры межкультурного общения, унифицируются социокультурные уклады жизни и т.п. Но вот что важно: интеграция, снятие культурных барьеров достигаются больше за счет институтов, действий и структур, ориентированных на результат (деньги, власть, ресурсы), а не на взаимопонимание.


Рассмотрим теперь место Беларуси в диалоге культур.


Культура Беларуси давно вошла в культуру Запада, что относится к христианству, социальному утопизму, просветительству, элементам авангардизма и рационализма. При этом в Беларуси есть элементы всех цивилизаций, кроме того, есть целые регионы, чисто западные или чисто восточной культуры.


Не нужно упускать и тот факт, что к пониманию между культурами может прийти через диалог конфессий. [6, с 2]


Заключение


Вступая в диалог, культуры не только взаимодействуют друг с другом, но также пытаются освоить способ познания социальной реальности, где общение строится на взаимопонимании и умении принимать “играющие роли”.


В социологии культуру рассматривают как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определённом свете, поступать так, а не иначе, оценивать события. Ценности, символы, слова, значения, оценки и социальное поведение в рамках одной культуры тесно связанны между друг другом. Главным составляющим, с помощью чего происходит взаимодействие между культурами, является диалог. Он должен быть совместным, иначе построить взаимопонимание и решение определённых вопросов будет недостижимым.


С развитием новейших технологий в сфере информационных коммуникаций контакт между вступающими в диалог культурами становится более продуктивным и полным. Это может привести в дальнейшем к взаимопроникновению, то есть к полному пониманию сложившейся ситуации в рамках определенной проблемы.


Диалог культур важен не только в плане заимствования достижений, но и для того, чтобы народ, сравнивая себя с другими, осознавал свою уникальность. Но всё же, самостоятельного развития этнической, национальной культуры, её традиций не может происходить в локализованном государстве, без первоначального вмешательства иных культурных преобразований, а поэтому вхождение, социализация нации, в новое общество является процессом очень сложным, и в большинстве случаев приводит к негативным последствиям.


Список использованной литературы

5. Следзевский И.С. Диалог культур и цивилизаций. Понятие, реалии, перспективы. // Материалы конференции диалог культур и цивилизаций.22 мая 2003 г.;

13. Автор составитель А.Л. Айзенштадт. Социология. // Экзамен. Гомель 2002, с 30-32;

14. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Фундаментальная социология // Культура и религия. М 2007;

15. А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. Теория культуры. // Учебное пособие. М 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Личность человека и различные подходы к ее изучению. Понятие социализации как сочетания приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Факторы, механизмы и этапы социализации. Зависимость между развитием личности и обществом.

курсовая работа [55,9 K], добавлен 23.12.2014

Религия как форма межкультурной коммуникации. Влияние средств массовой информации на культуру. Взаимодействие межкультурного образования. Межкультурный диалог в современных семьях. Процесс определения и закрепления социальных норм, правил и статусов.

контрольная работа [36,3 K], добавлен 08.05.2014

Проблемы в семье и методы их решения. Причина антипатии, возникающая иногда между супругами. Выбор главы семьи между мужчиной и женщиной. Причины семейных недоразумений и ссор. Любовь между супругами и любовь к ребенку как основа семейных отношений.

реферат [33,0 K], добавлен 26.09.2012

Понятие о методе науки. Правила формирования доверия в отношениях между коммуникатором и аудиторией. Специфика интервью, его формы, достоинства, условия успешного проведения. Возможности беседы как диалога. Ее виды и этапы. Значение невербального общения.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 14.03.2015

Социализация человека в современном мире. Этапы и агенты социализации. Процесс автономизации человека в современном обществе. Основные механизмы социализации по А.В. Мудрику: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

реферат [23,2 K], добавлен 10.12.2010

презентация [3,0 M], добавлен 20.11.2013

Формы становления индивида как личности в процессе инкультурации. Содержание понятия «инкультурации» и структура культуры. Специфика механизмов и стадий инкультурации. Особенности процесса социализации. Инкультурация по А. Кардинеру, Р. Бенедикт, М. Мид.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 22.09.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *