Для чего нужен миди контроллер
Что такое MIDI контроллер?
MIDI контроллер – это специальное устройство, которое преобразовывает физические действия в цифровые сообщения формата MIDI. Под физическим действием я подразумеваю, скажем, нажатие на клавишу, движение фейдера или поворот ручки. Сообщения MIDI передаются компьютеру или другому управляемому устройству (сэмплеру, секвенсору). Далее следует преобразование MIDI данных в изменение какого-либо параметра.
Например, если мы подключим MIDI контроллер к программе Cubase или FL Studio и назначим один из регуляторов для управления громкостью одного канала, например фортепиано FL Keys, то при повороте ручки контроллера пропорционально будет изменятся уровень громкости фортепиано.
Очень удобно использовать MIDI контроллеры для записи автоматизации или отпечатков клавиш.
Эти устройства призваны облегчить и упростить процесс аранжировки и сведения.
MIDI контроллеры применяются также в диджеинге.
Использовать мышку при работе с программами Traktor и Virtual Dj очень неудобно. С помощью MIDI контроллеров можно упростить этот процесс. Ведь намного проще передвинуть фейдер или прокрутить ручку, нежели хватать мышку и двигать ее по всей рабочей зоне.
Самым популярным типом контроллеров является MIDI клавиатура. Огромное распространение также получили панели с наборами ручек, специализированные электрогитары, датчики, ударные установки.
Рекомендую использовать эти устройства для более удобной и быстрой работы.
Примеры MIDI контроллеров
AKAI MPD32 – отличный контроллер; включает в себя 8 фейдеров, регуляторов и переключателей (всего 72 контроллера) и 16 пэдов (всего 64 контроллера); имеет возможность работать практически с любой виртуальной студией.
M-Audio Axiom – MIDI клавиатура, состоящая из 49 чувствительных к нажатию клавиш, 4 зон кнопок для разведения звука по каналам, 8 пэдов, 8 регуляторов, 9 фейдеров, 6 контроллеров транспортировки, 6 кнопок для редактирования и многого другого.
Vestax VCI 100 – профессиональный MIDI интерфейс с уникальными сенсорными ждогами, позволяющий работать с любым софтом как на платформе Mac так и на Windows.
Выбираем MIDI-контроллер: поймут даже «чайники»
Зачем он нужен
ТИПЫ КЛАВИАТУРНЫХ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЛЕРОВ
Утяжеленный молоточковый
Часто можно встретить контроллеры с 88-ю клавишными клавиатурами, они воссоздают звуки стандартной фортепианной клавиатуры. Но это довольно тяжело, потому как в контроллере нет ни струн, ни молоточков. Чтобы сымитировать эффект фортепиано, производители стараются заменить их различными пружинками и грузиками. Некоторые даже добавляют молоточки, чтобы максимально приблизить работу контроллера к фортепианному. В некоторых контроллерах для более комфортных ощущений есть даже клавиатура фортепианного типа с кривыми скоростей. Так что если вы привыкли к фортепиано, контроллер с утяжеленной реалистичной молоточковой клавиатурой будет очень кстати.
Частично утяжеленный
Похож на предыдущий механизм, но опускание клавиатур у него более пружинистое и с меньшим сопротивлением. Если реалистичный отклик фортепианной клавиатуры для вас не обязательное требование, подойдет и контроллер с частично утяжеленной клавиатурой.
Синтезаторная механика
Эта клавиатура по ощущениям больше напоминает электронный орган. Клавиши легко нажимаются, пружинят, быстро реагируют на прикосновения и также быстро возвращаются в изначальное положение. Это очень удобно, особенно когда играть нужно очень быстро, к примеру, быстрые арпеджио или главные партии. А еще клавиши с синтезаторной механикой отлично подходят «не пианистам». К примеру, гитаристам, которые собираются добавить к установке MIDI-функциональность.
Как сочетаются клавишный контроллер и живой звук
Контроллеры с аудиоинтерфейсом: на такие примочки еще никто не жаловался
У некоторых упомянутых выше контроллеров существуете еще и допфункционал: помимо MIDI-контроля в них есть и аудиоинтерфейсы со встроенными АЦП (аналоговыми цифровыми преобразователями ). Простыми словами, если у вас есть такой контроллер, во время записей с компьютерными DAW-программами, вам не нужно будет использовать дополнительный аудиоинтерфейс. То есть, достаточно будет подсоединить микрофон к контроллеру.
Важно, что контроллеры с аудиоинтефвейсом совместимы с современным оборудованием и звукозаписывающим программным обеспечением. Большинство поддерживает передачу аудиосигнала для высококачественной записи в 96 кГц/24 бит.
Во время выступлений благодаря аналоговому и цифровому выходам вы получаете полноценную исполнительскую станцию с MIDI и аудио в одном устройстве, направляемыми на вокодеры, синтезаторы и прочие процессоры.
ИТАК, НА КАКИЕ ВОПРОСЫ СЕБЕ НУЖНО ОТВЕТИТЬ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ MIDI-КОНТРОЛЛЕРА
Где собираетесь им пользоваться?
Если чаще всего делаете записи в машине, самолете, постели (ну а что) и т.д., учтите: устройство портативное. То есть в первую очередь надо обратить внимание на то, может ли контроллер питаться от шины (USB). И если это так, вам не придется покупать отдельный блок питания. Очень удобно.
Если вы диджей и часто работаете в стесненных условиях, лучше берите компактный контроллер. Не забывайте, что такой «игрушке» нужны еще всякие ползунки-рукоятки для управления параметрами программы.
Если хотите прикупить контроллер для живых выступлений, главными критериями выбора должны стать надежность (большинство контроллеров сделано из пластика) и устойчивость к воздействию внешней среды.
Какой нужен механизм?
Здесь все довольно просто.
Если хотите фортепианный реализм, лучше выбирайте молоточковый механизм.
Частично утяжеленную клавиатуру лучше выбирать, если хотите получить хорошее сочетание пружинистости и сопротивления.
Неклавишникам лучше всего подойдут клавиатуры с с синтезаторной механикой. Как правило, они для них более удобные, к тому же еще и более дешевые.
Встроенный аудиоинтерфейс нужен?
Если хотите контроллер а-ля «всё включено» для аудио и MIDI, конечно, берите контроллер с аудиоинтерфейсом.
Какие соединения понадобятся между звуковыми модулями и компьютером?
Почти у всех контроллеров есть USB-разъем, а у многих еще и 5-контактные MIDI-разъемы, поэтому подключить внешний звуковой модуль к контроллеру, наверняка, сможете без проблем.
ВСЕ ВАШИ НОВЫЕ MIDI-КОНТРОЛЛЕРЫ ЖИВУТ ЗДЕСЬ
Возникли вопросы? Пишите, звоните, приходите. Всегда поможем.
Изучаем Midi-контроллеры
К midi-контроллерам относят различные виды аппаратного или программного обеспечения, которое отвечает за создание и передачу потока данных на совместимое цифровое или электронное оборудование (синтезаторы, звуковые модули и т. п.), преобразующее полученную информацию в звуки.
Midi-клавиатура – одна из наиболее часто используемых разновидностей подобных контроллеров. При нажатии на клавишу устройство собирает данные о длительности и силе этого воздействия, а также о высоте извлекаемой ноты. После этого информация передается на звукогенерирующее оборудование. При создании музыкальных треков могут использоваться и другие типы midi-контроллеров, например, духовые, где поток данных генерируется при вдувании воздуха, или ударные (электронные барабанные установки).
Стоит отметить, что создание и запись музыки – далеко не единственная сфера применения midi-контроллеров. Сегодня они широко используются для управления световыми, пиротехническими и прочими видами спецэффектов.
Разновидности миди-контроллеров
Список подобных устройств, которые, как уже говорилось выше, позволяют решать самые разные студийные и концертные задачи, достаточно обширен. Исходя из своего предназначения, это может быть:
Из названия понятно, что устройства данного типа используются для управления плагинами, синтезаторами, виртуальными библиотеками и т. д. Обычно такой контроллер имеет форм-фактор фортепианной клавиатуры, оснащенной рядом дополнительных элементов в виде всевозможных регуляторов, педалей, слайдеров и т. п.
К данной группе можно отнести такие инструменты, как электронное пианино, синтезатор, электронный аккордеон, драм-машина, электронные барабаны, DJ-контроллер и др. Использование цифровых музыкальных инструментов позволяет значительно расширить возможности исполнителей. К примеру, изменить настройки синтезатора таким образом, чтобы его звучание имитировало звучание скрипки, гитары или трубы.
Главная задача подобных устройств – анализ высоты звуков и преобразование полученной информации в формат midi. Например, существуют конверторы, позволяющие превратить в миди-сценарий звучание голоса человека, гитары и т. д.
Служит для записи и хранения информации в формате midi. Исполнитель может заранее создать свою музыкальную партию, а затем воспроизвести ее том или ином совместимом миди-устройстве. Подобным образом можно создать автоаккомпанимент для концертного выступления, заменив часть живых исполнителей.
Это устройство, которое предназначено для управления различными рекордерами, DAW и другим звукозаписывающим оборудованием.
Такие контроллеры еще называют студийными. Они значительно облегчают жизнь звукорежиссерам, давая возможность управлять процессом записи музыкального произведения, громкостью, панорамой, переключением между дорожками и прочими функциями DAW в автоматическом режиме. Для этого достаточно заранее создать определенный миди-сценарий, а затем в нужный момент активировать его нажатием всего одной кнопки. После чего устройство самостоятельно выполнит все необходимые действия.
Кроме MMC в группу студийных контроллеров входят миди-микшеры, фейдеры, миди-футсвитчи и т. п.
Не трудно догадаться, что основное предназначение устройств данного типа заключается в управлении различными визуальными эффектами во время всевозможных музыкальных шоу и праздничных представлений. Принцип действия таких контроллеров также основан на предварительном создании миди-сценария, где указывается очередность, время включения и выключения оборудования, отвечающего за создание того или иного спецэффекта, и другая необходимая информация.
Типы исполнительских контроллеров
В первую очередь миди-устройства для создания и записи музыки можно подразделить на традиционные и альтернативные. К первой группе относятся различные midi-клавиатуры. И это вполне обоснованно, так как формат миди изначально создавался с учетом нюансов игры на фортепиано. Исполнительские контроллеры, чей форм-фактор или принцип действия отличается от миди-клавиатуры, называются альтернативными. Их появление было обусловлено спросом со стороны самих музыкальных исполнителей. Ведь многих из них не устраивали те или иные особенности игры на клавишах. Со временем ассортимент альтернативных контроллеров многократно увеличился.
Миди-клавиатура
Является наиболее востребованным типом midi-устройств. Сегодня производители предлагают огромное количество моделей контроллеров данного вида. В продаже есть устройства и для начинающих музыкантов, и для профессиональных исполнителей. Контроллеры могут отличаться как по количеству клавиш (их число варьируется от 25 до 88), так и наличием дополнительных настроек и возможностей. Например, деление клавиатуры на несколько отдельных зон, каждая из которых может отвечать за управление определенным электронным инструментом, значительно упрощает работу с устройством. А если учесть, что при этом можно в зависимости от решаемой задачи самостоятельно изменять границы зон и руководить поведением клавиш при нажатии – возможности исполнителя ограничиваются только его талантом и творческой фантазией.
Кстати, заменить миди-клавиатуру можно при помощи некоторых современных клавишных инструментов. К примеру, с этой задачей прекрасно справляются многие модели электронных пианино от знаменитых брендов Roland и Casio.
Духовой миди-контроллер
Здесь генерация потока данных осуществляется в процессе прохождения через устройство воздушного потока. Это позволяет обыгрывать музыкальные фразы с учетом многих нюансов (артикуляция, экспрессия и т. д.), присущих живому исполнению на саксофоне, флейте или каком-либо другом духовом инструменте.
Считывание информации происходит при помощи специального сенсора, который считывает информацию, связанную с силой и громкостью извлекаемых звуков, и преобразует ее в формат midi. Наиболее продвинутые представители семейства духовых контроллеров оснащены дополнительными сенсорами, которые считывают данные о силе давления губ исполнителя и за счет этого задают высоту звучания той или иной ноты. Кроме того, сегодня в продаже можно увидеть устройства, предназначенные для имитации конкретных видов духовых инструментов – деревянных (Akai Electronic Wind Instruments) или медных (Akai Electronic Valve Instrument).
Одним из подвидов духовых миди-устройств являются так называемые контроллеры дыхания. Они отвечают за артикуляцию и могут функционировать исключительно в связке с синтезатором или midi-клавиатурой.
Барабанные и перкуссионные миди-устройства
Для исполнения простой партии ударных инструментов можно вполне задействовать обычную миди-клавиатуру. Однако возможностей последней зачастую бывает недостаточно для реализации более сложных партитур, где присутствуют технически сложные элементы (например, барабанная дробь и т. п.). В первую очередь по причине короткого хода клавиш и их недостаточной отзывчивости на череду быстрых нажатий. Лучше всего с конвертацией барабанных партий в миди-формат справляются специально разработанные для этого барабанные или перкуссионные контроллеры. Их еще называют барабанными пэдами.
Различают два вида подобных миди-устройств. К первому относят небольшие по размерам контроллеры, которые обычно входят в состав драм-машин. Второй разновидностью барабанных midi-устройств являются электронные ударные установки. Пэдами могут оборудоваться отдельные модели миди-клавиатур, превращая их в своеобразные гибридные музыкальные установки.
Для имитации игры на перкуссии предназначены специальные контроллеры, которые выделяются увеличенными размерами пэдов. Последние имеют несколько активных зон, по-разному реагирующих на касание, что позволяет добиться высокой достоверности звучания.
Струнные midi-устройства
Предназначены главным образом для гитаристов. Одним из подвидов таких контроллеров являются миди-звукосниматели, использование которых дает возможность изобразить на гитаре практически любой инструмент. Для этого достаточно подключить устройство к синтезатору или ПК. При этом звучание каждой струны обрабатывается с использованием индивидуального миди-канала. То есть, фактически в руках у гитариста оказываются 6 различных инструментов.
Миди-гитара – еще одна разновидность струнных контроллеров. Игра на ней сходна с техникой игры на обычной 6-струнной гитаре. Кроме того, начиная с конца XX века в поле зрения разработчиков миди-устройств стали попадать и другие струнные инструменты. В результате в арсенале у музыкантов появились миди-контрабасы, скрипки, мандолины, виолончели. Но большого распространения они так и не получили.
Другие разновидности исполнительских midi-контроллеров
К данной категории относят огромное число устройств, в числе которых всевозможные секвенсоры, синтезаторы, драм-машины, DJ- и performance-контроллеры. Главным образом они служат для создания предельно комфортных условий для исполнителей, которые с таким арсеналом самых передовых девайсов могут чувствовать себя на концерте также уверенно, как будто находятся в студии звукозаписи.
Например, используя DJ-контроллер, исполнитель может параллельно со своим выступлением управлять огромным количеством параметров, связанных с воспроизведением, микшированием и записью музыкальных треков. Не зря говорят, что современный музыкант – это, прежде всего, человек с ноутбуком!
DJ-пульты и midi-клавиатуры для начинающих музыкантов
Электронная танцевальная музыка продолжает рвать топы чартов. Появились и новые жанры андеграундной электроники, неудержимо рвущиеся в мейнстрим — синтвейв, ретровейв, вапорвейв и прочие вейвы. Взлет хип-хопа в России ознаменовал потребность в битах и создающих их диджеях. Все это делает диджеинг одним из самых лакомых направлений для начинающего музыканта.
Нередко диджеи создают коммерческую музыку для рекламы и ютуба. Некоторые подрабатывают созданием саундтреков для фильмов и игр. Кто-то делает ремиксы популярных треков. Отдельным направлением стал стриминг диджей-сетов на ютубе и твиче. Во время глобального карантина такие стримы стали особенно популярными.
Чтобы стать музыкантом, понадобится музыкальный инструмент. Для электронной музыки и диджеинга существует особая категория инструментов — это DJ-пульты и миди-контроллеры. Такие приборы позволят не потерять вдохновение в дебрях настроек виртуальных синтезаторов в DAW. С ними можно создавать треки на лету. Эта статья расскажет, какое оборудование понадобится новичку, чтобы начать карьеру диджея или электронного музыканта.
Зачем нужны DJ-пульты и как они устроены
Диджеинг, по своей сути, представляет собой сведение двух разных треков в единое целое с целью создать нечто новое. Для этого диджеи используют пульты — да, те самые, с вертушками по бокам и микшером по центру. Некоторые ретрограды до сих пор используют реальные пластинки. Но большинство современных пультов уже не работает с винилом. Вместо этого они подключаются к компьютеру с сопутствующим ПО, который и выполняет все операции в цифровом формате, а сам пульт лишь является узкоспециализированным (и порой очень навороченным) миди-контроллером.
Но не стоит переживать — на нем можно делать все то же самое, что и на традиционном аналоговом пульте, даже скрэтчи выполняются с помощью виртуальных «вертушек», которые называются джоги. Зато есть удобные функции вроде моментальной загрузки любого трека и автоматической синхронизации темпа композиций, за которые диджеи из 80-х продали бы душу дьяволу. Хотя сегодня многие диджеи старой школы считают автоматическую синхронизацию недостойной настоящего мастера, но их можно понять.
Современные контроллеры начальных уровней часто представляют собой единый инструмент с деками по бокам и микшером по центру. На деках располагаются джоги, позволяющие имитировать игру на виниле и делать скрэтчинг и бит-джагглинг (элемент тернтэйблинга, позволяющий жонглировать битами, нарезая из них новые рисунки и превращая в зацикленные петли — лупы).
Также на деках располагаются пэды — элементы управления эффектами. На пэд можно назначить любой эффект, сэмпл или луп из соответствующей библиотеки. Обе деки симметричны между собой, каждая из них предназначена для работы со своим треком.
На микшере, как правило, присутствуют элементы управления для выбора трека из плейлиста, вертикальные фейдеры громкости и горизонтальный кроссфейдер для плавного микширования треков между собой, регуляторы громкости для мастера и наушников, эквалайзеры и фильтры низких/высоких частот. Большинство пультов подключаются к ПК по USB, а многие через него же питаются электричеством.
С помощью такого контроллера музыкант может создавать ритмический аккомпанемент, биты, басовые лупы, атмосферные пэды или даже мелодические линии, приправленные различными эффектами.
Как выбрать DJ-контроллер
Профессиональным диджеям нравится разнообразие ручек, кнопок и крутилок. Чем их больше, тем у музыканта больше возможностей и тем удобнее ему работать. Однако новичку не стоит гнаться за огромным пультом, мигающим экранами и диодами, как на панели корабля из «Звездных Войн». Во-первых, обилие настроек может съесть все вдохновение и отбить желание в них разбираться. Во-вторых, лучше даже не смотреть на их цену. Разумнее начинать с необходимой базы, постепенно расширяя знания и качая навыки.
Контроллеры для новичков бывают разными. Одни — полноразмерные как PIONEER DDJ-200, другие — компактные как Hercules Starlight. Есть и ультракомпактные варианты без джогов, больше напоминающие миди-контроллер, например, Roli Loop BLOCK или Native Instruments Traktor Kontrol X1 Mk2. Первый предоставляет пользователю набор основных функций (запись, пауза, управление громкостью, вызов метронома и т.п.) для манипулирования DJ-софтом и DAW. Второй умеет больше: оснащен программируемыми кнопками для эффектов, сенсорными энкодерами для выбора и загрузки треков, а также имеет сенсорную полосу для тактильного управления. Такие часто используются как дополнительное устройство, но могут быть и основным инструментом, если нет интереса к скрэтчингу.
Цифровые контроллеры не работают автономно: им нужен компьютер или, если планируются живые выступления, — ноутбук. Как правило, большинство современных ноутбуков сгодятся для диджейского ПО. Что касается программ для диджеев, то здесь есть два столпа творения: Virtual DJ и Traktor. У второго, кстати, существует собственное оборудование. Например, Native Instruments Traktor Kontrol S2 MK3, в комплекте с которым идет и сам Traktor. Это легкий контроллер со 140-мм джогами и аудиоинтерфейсом на борту. Создатели упаковали в него весь необходимый функционал для полноценного управления родным софтом, включая 16 пэдов, блок эффектов, эквалайзер и т.д.
Если планируется много выступлений, пульт должен быть надежным: желательно, в металлическом корпусе или хотя бы с металлическими джогами. Здесь уже стоит обратить внимание на модели для любителей, например, Hercules Jogvision. Помимо двух металлизированных джогов и восьми пэдов, в нем есть и довольно примечательные штуки, например, управление фильтром среза низких частот жестами. В комплекте идет программа Serato DJ lite, в которой удобно создавать лупы, ставить метки на нужные участки треков и накладывать эффекты.
Что дают midi-контроллеры и midi-клавиатуры
Если вкратце, эти приборы дают больше возможностей:
Для тех, у кого есть музыкалка за плечами, миди-клавиатура — мастхэв. Она моментально станет основой для сочинения композиций, поскольку перед глазами будет привычный (а то и набивший оскомину) инструмент с черно-белыми клавишами.
Тем же, кто с музыкой еще на Вы, все равно стоит обзавестись даже самой бюджетной миди-клавиатурой. Во-первых, для лучшего понимания музыки и того, как она устроена. Во-вторых, с ней попросту будет удобнее и быстрее сочинять музыку. Вместо перетаскивания отрезков по пиано-роллу — процесс, который сжирает все вдохновение — можно за секунды наиграть возникший в голове мотив. Если получилось криво, выровнять его программно можно за секунды. Не говоря уже о сочинении битов — набивать пальцами ритм гораздо проще и удобнее, чем пытаться разобрать его на составляющие и забить вручную. Если планируется писать именно биты, тогда особенно полезными будут контроллеры-пэды вроде IK Multimedia iRig Pads. Это набор из 16-ти пэдов, чувствительных к скорости нажатия, с помощью которых удобно создавать и запускать лупы, делать ритмы и грувы. Почти все ручки и кнопки назначаемые, можно загружать до 16-ти пресетов из наборов семплов.
В целом, миди-контроллеры и клавиатуры позволяют сделать из виртуального синтезатора или драм-машины реальный инструмент, который будет лежать на столе перед глазами, а не висеть где-то там в DAW. Нажимать реальные кнопки и крутить реальные ручки намного приятнее и приносит несравненно больше удовольствия от процесса. Для диджеинга особенно полезными будут миди-контроллеры с большим количеством пэдов и крутилок, например, Arturia MiniLab mkII. Бывают и контроллеры, созданные специально для диджеев, вроде Native Instruments Traktor Kontrol F1. Первый представляет собой компактную клавиатуру о двух октавах, над которой расположены 8 программируемых пэдов и 16 регуляторов, также есть сенсоры для питча и модуляции. Второй — более заточенная для диджеев вещь благодаря специфическим функциям типа синхронизации, реверса аудио, квантования и удобного браузера сэмплов и лупов. В нем также есть 16 пэдов, регуляторы фильтров среза частот и уровней громкости.
Помимо клавиатур, диджеи и электронные музыканты часто используют процессоры эффектов, осцилляторы, фразовые синтезаторы, а порой и еще более экзотические приборы. Они расширяют возможности музыканта, позволяют добиться уникального звучания и выработать свой персональный стиль в музыке, да и просто впечатляют слушателей.
Что еще может пригодиться?
Иногда в продаже можно найти готовые стартовые наборы со всем необходимым, кроме берушей. Это вполне рабочий вариант для новичка: компактного пульта с мини-джогами, 8 пэдами и всеми необходимыми функциями хватит, чтобы получить полноценное представление о диджеинге. Мониторы ближнего поля с трехдюймовыми вуферами смогут подзвучить небольшую квартиру, а закрытые наушники могут похвастаться неплохой детализацией и хорошо отыгрывают низкие частоты, без которых никуда в электронной музыке. К тому же, за эти деньги вряд ли можно собрать набор лучше.
Заключение
Аппарат — важный, но не главный элемент в работе любого современного музыканта, будь это диджей или рок-гитарист. Существуют артисты, которые играют сеты в больших клубах с флешки, и посетители уходят довольными, а есть персонажи, обложенные аппаратом, как мешками с песком в окопе, но их произведения слушают только друзья из вежливости. Никто не спорит с тем, что важно иметь качественный, надежный и удобный аппарат. Но еще важнее не то, что используется, а как оно используется. Как и в любом творчестве, результат приносят упорство и трудолюбие.