Для чего нужен мобильный планетарий
Что такое и зачем нужен мобильный планетарий?
Изучение астрономии на сегодняшний день во многих учебных средний и высших учебных заведениях находится не на высшем уровне. Нельзя сказать даже о том, что большинство заведений преподают данный предмет на среднем уровне, соответственно, уровень подготовки школьников, студентов, будущих учителей очень низок.
Главная проблема — отсутствие финансирования в данной области. Для того, чтобы преподавать астрономию качественно, придется закупиться многочисленными интересными книгами, в которых находятся научные статьи. Не менее важной остается область, связанная с оборудованием. Так, например, для изучения астрономии вузам просто жизненно необходимо иметь в наличии, как минимум, один хороший телескоп и, конечно же, очень важный для многих областей планетарий.
Что на сегодняшний день способен выполнить планетарий? Что это такое и какую функцию он предоставляет?
Очень популярным сегодня является цифровой планетарий для детей. В данном случае говорится о детях школьного возраста.
Планетарий — это отличная возможность увидеть практически реальную картину космоса, при это не выходя из стен своего учебного заведения. Здесь же возможно изучать настоящее, прошлое и будущее нашей Земли. С помощью инновационных технологий планетарий создает очень качественную картинку всего того, о чем должно знать будущее поколение. Наблюдать за космосом, Землей из космоса, за историческим прошлым и даже будущем возможно лишь с помощью небольшого сооружение, в котором имеется определенного рода аппаратура.
Особенную популярность имеют сегодня мобильные планетарии. Что они представляют из себя?
Подстилочное полотно (это может быть самые простые маты, которые должны быть в каждом учебном заведении) ложится на пол. Далее на него устанавливается специальный купол. Этот купол надувается нагнетателем и в процессе работы воздух постоянно поддерживается в нем от простой розетки, дабы сохранить качество его формы.
Отдельно в данном куполе должна быть установлена аппаратура: сферические зеркала, надувная мебель (в куполе может быть использована любая мебель, однако именно надувная придает максимальные ощущения при просмотре очередной лекции), утеплительные маты, складные кресла, проект и так далее. Все оборудование для воспроизведения материалов и удобства учащихся устанавливается в куполе. Обычно, в нем помещается около 25-30-ти человек. Естественно, существуют и купола меньшие по размерам.
Что далее?
На сегодняшний день существует огромное количество носителей ценной информации именно для планетария. Приобрести все диски, книги, лекции в электронном виде возможно практически везде, это не является особенной проблемой.
Воспроизведение практически в 3D-варианте видео-записи сопровождается активными рассказами преподавателя, постоянными комментариями к тому, что видят студенты вокруг себя. Подобного рода ощущения невероятно качественны, каждый получит свою порцию положительных эмоций.
Мобильный цифровой планетарий — это очень удобное и полезное оборудование, которое должно присутствовать в каждом учебном заведении, которое преподает соответственный предмет. Это дополнительный процент, первый шаг к качественному образованию.
Бизнес-план мобильного планетария
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
Цель настоящего бизнес-плана – открытие мобильного планетария для реализации спектра образовательно-развлекательных услуг в городе с населением более 1 млн. человек.
В классическом представлении планетарии представляют собой отдельные здания, оснащенные сложной техникой и аппаратурой для демонстрации проекций небесной сферы, космических объектов и т.д. Подобные научно-просветительские учреждения требовали существенных затрат и существовали далеко не во всех городах России. Однако развитие современных технологий и цифровой техники привело к тому, что сейчас открыть планетарий возможно в любом городе, задействовав при этом площадь 20 кв.м. и обычное офисное оборудование. Так появились мобильные планетарии. Они представляют собой надувной сферический купол, внутри которого при помощи проектора и специального покрытия в роли экрана показываются специальные сферические фильмы с 3D-эффектом.
Основу целевой аудитории мобильных планетариев составляют школьники разных возрастов. Однако интерес к просмотру сферических фильмов проявляют и люди старшего возраста, а некоторые сеансы могут быть одинаково интересны всей семье. Таким образом, аудитория мобильных планетариев достаточно разнообразна и многочисленна.
Захватывающие фильмы с эффектом полного присутствия позволяют детям быстро усваивать информацию, способствуют глубокому восприятию материала. Сеансы мобильного планетария направлены, в первую очередь, на образовательно-познавательный эффект, но визуальные шоу вызывает у зрителей яркие эмоции и могут считаться развлекательным контентом. Иными словами, мобильный планетарий объединяет в себе образовательные и развлекательные функции, а также относится к объектам с социальной значимостью.
Ключевыми преимуществами данного бизнеса являются:
— быстрый срок окупаемости первоначальных вложений;
— высокий уровень рентабельности, который может достигать 150%;
— относительная простота ведения бизнеса;
— подходит для начинающих;
— социальная направленность, возможность поддержки государственными программами;
— быстрая окупаемость даже при 30%-ом уровне продаж;
— требует минимальных вложений (открыть бизнес можно за 250-400 тыс. руб.).
Для реализации проекта арендуется площадь на территории торгового центра, где будет располагаться мобильный планетарий. Общая площадь составляет 20 кв. м. Однако планируется, что планетарий также будет проводить сеансы в школах и других общеобразовательных учреждениях.
Объем первоначальных вложений составляет 400 000 рублей. Инвестиционные затраты направлены на приобретение оборудования, рекламное продвижение и формирование фонда оборотных средств до выхода проекта на окупаемость. Основная часть требуемых инвестиций приходится на приобретение оборудования, доля которых составляет 76%. Для реализации проекта будут использованы собственные средства. Финансовые расчеты бизнес-плана учитывают все доходы и расходы проекта, горизонт планирования составляет 3 года. Срок окупаемости мобильного планетария – 5 месяцев. Рентабельность продаж в первый год работы составит 74,5%. Средняя величина чистой прибыли в месяц составит 140 000 рублей.
2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ
В последние годы индустрия развлечений динамично развивается, предлагая потребителям разнообразные виды проведения досуга. Вместе с развитием индустрии развлечений растут требования современного общества – стандартные программы быстро надоедают и устаревают. В связи с этим рынок постоянно требует обновления и внедрения оригинальных видов развлечений. Одним из таких является мобильный планетарий.
Цель данного бизнеса-проекта заключается в организации досуга для детей и взрослых. Планетарии выполняют не только развлекательную, но и образовательную функцию. Программы планетария позволяют улучшить эрудицию, приобрести знания и новые впечатления. Оригинальная, развлекательная форма подачи информации делает процесс познания увлекательным и доступным.
На сегодняшний день в России существует около 50 планетариев, расположенных в крупных городах. Жители большинства российских городов лишены возможности посещать планетарии. Решение этой проблемы заключается в том, чтобы открыть мобильный планетарий в своем городе.
Первые планетарии представляли собой масштабные сооружения со сложным дорогостоящим оборудованием. Развитие современных технологий и цифровой техники привело к тому, что сейчас открыть планетарий возможно на площади от 15 кв.м. с применением обычного офисного оборудования. Так появились и получили свое распространение мобильные планетарии.
Мобильный планетарий представляет собой надувной купол из прочного, не пропускающего свет материала. Внутри купола происходит демонстрация видеоизображения на всей внутренней поверхности на 360 градусов. Оснащение планетария включает проектор, специальное полусферическое зеркало, благодаря чему изображение транслируется на купол со специальным покрытием и создается «эффект присутствия». Данная конструкция достаточно компактная и легкая, что позволяет размещать ее практически везде – как на улице, так и в помещении (спортзалы, торговые центры, парки отдыха и т.д.). Главное требование – площадь не менее 40 кв. м. и высота потолков 3,5 метра.
Основным преимуществом бизнеса является низкий уровень конкуренции на рынке. Мобильные планетарии – это новинка на отечественном рынке, что позволяет занять свое место в нише. В силу своей нераспространенности и новизны мобильный планетарий является достаточно прибыльным видом бизнеса. Практика показывает, что рентабельность составляет 80-150%, а срок окупаемости составляет 3-6 месяцев. Если вы хотите открыть бизнес с минимальными вложениями, то мобильный планетарий – один из подходящих вариантов. Также этот проект подходит для тех, кто ищет бизнес со своим автомобилем, поскольку необходима транспортировка оборудования для планетария.
В таблице 1 отражены ключевые преимущества и недостатки мобильного планетария, которые следует учитывать при планировании бизнеса. Необходимо обратить внимание, что при низкой конкуренции в отрасли, существуют конкуренты в смежной области. Так, определенную популярность приобретают виртуальные планетарии, которые транслируют программы при помощи очков виртуальной реальности. Учитывая это, в будущем можно расширить услуги мобильного планетария и поддержать тренд в индустрии развлечений.
Таблица 1. Преимущества и недостатки открытия мобильного планетария
— быстрый срок окупаемости первоначальных вложений;
— высокий уровень рентабельности;
— простота в приобретении оборудования (проекты «под ключ» или самостоятельный подбор оборудования);
— относительно простой вид бизнеса, который не требует специализированного вмешательства рабочих и персонала;
— бизнес для начинающих, с минимальными вложениями;
— рассчитан на различные возрастные категории. Мобильность планетария позволяет задействовать его на корпоративах, праздниках и разнообразных мероприятиях;
— удобен в плане эксплуатации;
— имеет социальную направленность и может быть поддержан государственными программами
— уровень продаж зависит от эффективности работы с потенциальными клиентами;
— необходимость обновления программы планетария;
— конкуренция со стороны более технологически продвинутых развлечений, вероятность быстрого устаревания бизнеса
Таким образом, можно говорить о привлекательности данного бизнеса. Открытие мобильного планетария позволит учесть тенденции современной индустрии развлечений и занять свободную нишу.
3. ОПИСАНИЕ УСЛУГ МОБИЛЬНОГО ПЛАНЕТАРИЯ
Мобильный планетарий является научно-познавательным аттракционом. На купол-экран внутри планетария при помощи цифрового проектора FullHD-качества и сферического зеркала проецируется специальный фильм. Видео для планетариев создается в формате FullDome, который обеспечивает эффект полного погружения в происходящее на экране. Именно от того, насколько качественный и увлекательный репертуар для планетария будет подобран, зависит интерес и реакция посетителей, а значит и успех самого бизнеса.
Если раньше планетарии предлагали только астрономическую тематику, то сегодня существуют адаптированные фильмы разных жанров: подводный мир, палеонтология, естествознание, экология, история, развлекательный контент и т.д. Длительность фильмов составляет 20-30 минут, в зависимости от программы. Разнообразие жанров фильмов делает сеансы в мобильном планетарии универсальным развлекательно-познавательным мероприятием, которое может заинтересовать как детей, так и взрослых. Красочные фильмы с эффектом полного присутствия позволяют зрителям усваивать информацию в разы лучше и быстрее. Короткие ролики способствуют глубокому восприятию материала и развитию у детей сенсорной памяти. Кроме того, сеансы мобильного планетария являются оригинальным визуальным шоу, которое вызывает яркие эмоции у зрителей.
Для коммерческого успеха мобильного планетария следует правильно сформировать фильмотеку. Как правильно выбрать фильмы для планетария?
Существует несколько основных рекомендаций:
— фильмотека планетария должна содержать разнообразные фильмы с обучающей и развлекательной тематикой;
— проведите опрос среди целевой аудитории (например, среди школьников) и поинтересуйтесь, что именно сейчас дети изучают в школе. На основании полученных данных и следует формировать контент;
— формируйте контент планетария в соответствии с возрастными группами посетителей – в фильмотеке должны быть программы для учащихся начальных, а также средних и старших классов.
В таблице 2 приведен примерный перечень фильмов для мобильного планетария.
Таблица 2.Фильмотека для мобильного планетария
Увлекательный рассказ о становлении и развитии астрономии как науки. Повествование о звездах, Солнечной Системе и астрономических открытиях.
Зрителей ждет познавательный рассказ об океане и его жителях, они также увидят красочное дно океана, коралловые рифы и огромное разнообразие морских обитателей
Дошкольники, начальные классы
Захватывающее приключение на машине профессора на планету динозавров
«Крылатые монстры» 3D
Масштабный документальный фильм о летающих динозаврах. Фильм сочетает в себе научные и археологические данные, визуализированные с помощью современных технологий
Удивительное путешествие по Вселенной, во время которого зритель станет свидетелем столкновения галактик, гибели звезд и жизни планет
Астрономия для детей
Мультфильм отвечает на вопросы о солнце и звездах, созвездиях и планетах. Главный герой вместе со зрителями отправляется в путешествие на звездолете к Луне и планетам
Дошкольники, 1-4 класс
Для демонстрации фильмов необходимо приобрести лицензию на прокат каждой программы. Лицензия может оформляться на полгода, год, пять лет или бессрочная. Практика показывает, что лучше приобретать годовую лицензию, чтобы обновлять репертуар мобильного планетария. Стоимость программы с годовой лицензией варьируется в пределах 15-50 тыс. руб. Приобрести медиа-контент можно у компаний, продающих оборудование для мобильных планетариев, а также на специализированных сайтах сферического кино.
Сеанс в мобильном планетарии проходит внутри купола. Зрители размещаются прямо на полу на матах, чтобы видеть весь купол. В планетарии можно разместить одновременно до 25 зрителей.
Благодаря простоте транспортировки (комплект оборудования помещается в багажнике легкового автомобиля) и монтажа планетария (время полной установки планетария составляет 30 минут), возможно сдавать его в аренду, обслуживать различные мероприятия: дни рождения, выставки, корпоративы и т.д.
Среднее время сеанса составляет 30 минут – из чего следует, что за 1 час работы планетария можно провести 2 показа. Среднерыночная стоимость 1 билета на сеанс – 150 рублей.
4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ МОБИЛЬНОГО ПЛАНЕТАРИЯ
Основная категория посетителей мобильных планетариев – это дети разных возрастов. Однако интерес к просмотру сферических фильмов проявляют и люди старшего возраста. Некоторые сеансы могут быть одинаково интересны всей семье. Таким образом, целевую аудиторию мобильного планетария можно разделить на три основные группы:
Дети в возрасте от 6 до 17 лет – это основная категория посетителей планетария.
Семьи с детьми, которые в выходной день посещают планетарий.
Корпоративные клиенты, которые арендуют мобильный планетарий для различных мероприятий.
Таким образом, аудитория мобильных планетариев достаточно разнообразна и многочисленна.
Данный проект предполагает серьезную работу с целевой аудиторией. Поэтому рекомендуется собрать базу школ и детских садов города, чтобы предложить им организовать показ в учебном заведении. Заключение договоров со школами на показ познавательных фильмов является идеальным использованием мобильного планетария. Обычно образовательные учреждения положительно встречают такие предложения. В выходные дни мобильный планетарий может работать в парках, торговых центрах и т.д.
В связи с тем, что подобный формат развлечения относительно нов, для продвижения проекта следует использовать определенный набор рекламных методов. Для продвижения мобильного планетария подойдут следующие рекламные методы:
— распространение печатной рекламы в местах скопления потенциальной целевой аудитории: торговые центры, вблизи учебных заведений, около детских площадок и т.д.;
— бесплатный сеанс для школьных групп, что позволит получить положительные отзывы и привлечь новых клиентов;
— продвижение в Интернете с помощью сайта и групп в социальных сетях, где будут размещаться материалы о репертуаре, демонстрационные ролики, расписание сеансов, фотоотчеты, а также проводиться розыгрыши на бесплатные сеансы.
Перечень рекламных мероприятий и затраты на их проведение представлены в таблице 3. В соответствии с расчетами, на продвижение мобильного планетария планируется затратить 50 000 рублей.
Таблица 3. Рекламный бюджет мобильного планетария
Создание аккаунтов в социальных сетях – Instagram и ВКонтакте
Аккаунт должен отражать описание и преимущества посещения мобильного планетария, стоимость билета, репертуар, фотоотчеты и видеорепортажи, контакты. Расходы включают затраты на продвижение аккаунтов в социальных сетях
Распространение печатной рекламы
Для этого предполагается создание рекламного материала (флаеров/буклетов) и его распространение в местах скопления целевой аудитории. Затраты включают расходы на создание и печать флаеров, а также заработную плату промоутерам
Акция «День бесплатных показов»
Акция проводится в выходной день в торговом центре в течение нескольких часов. Посетителям предлагается бесплатно посмотреть фильм и выдается флаер с рекламной информацией
Активная рекламная кампания позволит окупить затраты на мобильный планетарий за несколько месяцев. Совокупность всех вышеперечисленных мероприятий повысит лояльность посетителей и обеспечит среднемесячную норму продаж – 675 000 рублей. Данный показатель рассчитан на основании следующих параметров:
Стоимость входного билета – 150 рублей;
Количество посетителей – 15 человек за 1 сеанс;
Количество сеансов в течение 1 часа – 2 сеанса;
Количество сеансов при режиме работы с 10:00 до 20:00 – 20 сеансов.
При расчете взяты условия 50% заполненности планетария в течение всего времени работы. Заполненность зала зависит от различных факторов: место нахождения планетария, реклама и других. При выполнении указанных условий дневная выручка составит 22500 рублей, а месячная выручка – 675 000 рублей. Однако практика показывает, что обычно дневное количество показов в планетарии составляет от 3 до 6, поэтому не стоит ожидать такой прибыли на старте проекта. Добиться высоких показателей возможно при серьезной работе с клиентской базой, активной рекламе и интересном репертуаре планетария. Проект может окупиться за пару месяцев даже при 30% постоянной заполненности зала.
5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА МОБИЛЬНОГО ПЛАНЕТАРИЯ
— тканевый купол диаметром 5 метров и высотой 3,3 метра;
— каркас из алюминия;
— внутренняя оболочка купола для проецирования;
— проекционная система (которая подключается к ноутбуку);
— сферические зеркала с внутренним и внешним напылением;
— вентилятор для надува и поддержания формы купола;
— ремонтный комплект, включающий в себя куски ткани, специальные иголки и нитки для латания купола;
— несколько сумок для упаковки оборудования;
— разрешение на эксплуатацию планетария, выданное пожарной инспекцией;
Вес такой конструкции не превышает 10 кг. Стоимость варьируется от 150 до 250 тыс. руб. в зависимости от комплектации. Чтобы сэкономить, можно рассмотреть вариант приобретения б/у оборудования. В таком случае, базовый комплект для мобильного планетария можно приобрести за 100-200 тыс. руб.
В таблице 4 бизнес-плана приведены различные комплекты для мобильного планетария.
Таблица 4. Варианты комплектации для мобильного планетария
Пневмонадувная тканевая конструкция диаметром 5 м;
Нагнетатель воздуха в металлическом кожухе
Материалы для ремонта купола при порезах;
Медиа-проигрывать с поддержкой формата 1080р;
Сферическое зеркало с внутренним напылением;
Усиленная тканевая сумка для транспортировки хранения;
Кронштейн для крепления и регулировки сферического зеркала;
Стереоколонки в деревянном корпусе
1 полнокупольное шоу (лицензия 50 лет)
2 полнокупольных шоу (лицензия 50 лет)
1 полнокупольное шоу (лицензия 5 лет)
2 бесплатных полнокупольных шоу (лицензия 50 лет)
8 полнокупольных шоу с оплатой 400 руб./показ
Помимо этого, потребуется оснастить свой мобильный планетарий надувными креслами для зрителей. Также можно приобрести специальные костюмы космонавтов, в которых все желающие могут сфотографироваться. Это обеспечит дополнительную прибыль.
Таким образом, общие расходы на оборудование мобильного планетария отражены в таблице 5 и составят 304 000 рублей.
Таблица 5. Расходы на оборудование мобильного планетария
Комплект оборудования для мобильного планетария «под ключ»
Фильмы с лицензиями на 1 год – 3 шт.
Достоинством данного бизнеса является то, что нет необходимости искать торговую площадь и платить аренду за нее. Потребуется легковой автомобиль, при помощи которого будет транспортироваться оборудование планетария. Планируется, что первое время индивидуальный предприниматель будет использовать свой личный автотранспорт. В будущем стоит рассмотреть возможность приобретения корпоративного транспорта, на котором будет размещена реклама планетария.
Если вы планируете не только ездить по заведениям, но и организовывать планетарий в торговом центре, то следует предусмотреть затраты на временную аренду площади. Для установки мобильного планетария будет достаточно 20 кв.м. Следует заранее выбрать точки, где будет базироваться планетарий и заключить с торговым центром договор аренды. Можно заранее продумать стратегию размещения: например, в будние дни мобильный планетарий будет ездить по школам, детским садам и т.п., а в выходные располагаться в торговом центре. В летний период можно базироваться в городских парках. Существует множество вариантов, все зависит от предпринимателя.
В данном бизнес-плане предполагается, что в будние дни мобильный планетарий будет организовывать показы в городских школах, а в выходные – базироваться в торговом центре. В случае, когда выездных заказов нет, мобильный планетарий будет находиться в торговом центре. Для этого арендуется торговая площадь 15 кв.м., арендная плата составит 25 000 рублей/месяц. Такое разделение позволит снизить риск низких продаж. В случае если предприниматель заключит договора с различными школами и другими общеобразовательными учреждениями, от точки в торговом центре можно отказаться, чтобы сэкономить на аренде. Однако на первом этапе рациональнее иметь стационарную точку продаж.
Данный вид бизнеса не требует большого штата сотрудников. Первое время предприниматель вполне может справиться в одиночку. В дальнейшем при высокой загруженности для работы потребуется два сотрудника, которые будут работать посменно.
6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН МОБИЛЬНОГО ПЛАНЕТАРИЯ
Для организации бизнеса по предоставлению услуг мобильного планетария необходимо зарегистрировать ООО или ИП. В данном проекте регистрируется ИП: для этого потребуется написать заявление, оплатить госпошлину, подготовить копии паспорта и ИНН. Государственная пошлина за регистрацию физического лица в качества ИП составляет 800 рублей. Вид деятельности согласно ОКВЭД-2:
59.14 – Деятельность в области демонстрации кинофильмов.
Режим налогообложения –УСН по ставке 6% от выручки.
Никаких особых разрешительных документов собирать не нужно. В редких случаях могут попросить оформить медицинскую книжку на сотрудника, сидящего внутри планетария.
Вся необходимая разрешительная документация идет в комплекте с планетарием:
— сертификат пожарной безопасности;
График работы мобильного планетария – ежедневно, с 10:00 до 20:00.
В данном проекте предприниматель исполняет все обязанности по ведению бизнеса. В дальнейшем планируется привлечение дополнительных сотрудников.
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН МОБИЛЬНОГО ПЛАНЕТАРИЯ
Финансовый план учитывает все доходы и расходы мобильного планетария, горизонт планирования составляет 3 года.
Для запуска проекта необходимо рассчитать объем первоначальных вложений. Для этого нужно определиться с затратами на приобретение оборудования, рекламное продвижение на рынке и формирование оборотных средств, за счет которых будут покрываться убытки начальных периодов.
Первоначальные инвестиции для мобильного планетария составляют 400 000 рублей. Основная часть требуемых вложений приходится на приобретение оборудования – 76%, доля расходов на аренду составляет – 6%, на рекламу и регистрацию бизнеса – 13%, а на оборотные средства – 5%. Проект финансируется за счет собственного капитала. Основные статьи инвестиционных затрат отражены в таблице 5. Следует обратить внимание, что объем вложений рассчитан при условии приобретения нового оборудования и лицензий 3 фильмов для демонстрации. Можно сэкономить на количестве приобретаемых фильмов и оборудовании, если брать его с рук. Таким образом, на открытие мобильного планетария потребуется 250-400 тыс. руб.
Таблица 6. Первоначальные вложения