Для чего нужен морфемный словарь
словарь морфемный
Смотреть что такое «словарь морфемный» в других словарях:
словарь морфемный — Лексикографическое издание, в котором дается членение слова на морфемы с точки зрения современного состояния языка, но в нем не установлены отношения производности. В нем даются расчлененные на морфемы слова в алфавитном порядке или… … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
морфемный — МОРФЕМА, ы, ж. В языкознании: минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, постфикс). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Морфемный — прил. 1. соотн. с сущ. морфема, связанный с ним 2. Свойственный морфеме, характерный для неё. 3. Принадлежащий морфеме. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Герд, Александр Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герд. Александр Сергеевич Герд Дата рождения: 23 июня 1936(1936 06 23) (76 лет) Научная сфера … Википедия
Праязыковая лексикография — Отрасль лексикографии, ставящая своей задачей этимологическую реконструкцию и представление в словарной форме морфемного или лексического состава праязыка. В идеале праязыковая лексикография стремится к полнообъемной инвентаризации… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии
Вариантность (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вариантность. Единицы языка по уровням Синтаксический … Википедия
Уровни языка — Единицы языка по уровням Синтаксический Лексический … Википедия
Морфемика — Морфемика морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка[1]: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности… … Википедия
Сочетаемость — Эту страницу предлагается объединить с Дистрибуция. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/9 октября 2012. Обсуждение длится одну недел … Википедия
морфема — ы, ж. morphème m.<гр. morphe форма. лингв. Наименьшая значащая часть слова (корень,аффикс). Сам термин интертекст явился далеко не первым среди сотен французских неологизмов с начальной морфемой inter ; одно из первых употреблений этой модели… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
словарь морфемный
Смотреть что такое «словарь морфемный» в других словарях:
словарь морфемный — Лексикографическое издание, в котором дается членение слова на морфемы с точки зрения современного состояния языка, но в нем не установлены отношения производности. В нем даются расчлененные на морфемы слова в алфавитном порядке или объединенные… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
морфемный — МОРФЕМА, ы, ж. В языкознании: минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, постфикс). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Морфемный — прил. 1. соотн. с сущ. морфема, связанный с ним 2. Свойственный морфеме, характерный для неё. 3. Принадлежащий морфеме. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Герд, Александр Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герд. Александр Сергеевич Герд Дата рождения: 23 июня 1936(1936 06 23) (76 лет) Научная сфера … Википедия
Праязыковая лексикография — Отрасль лексикографии, ставящая своей задачей этимологическую реконструкцию и представление в словарной форме морфемного или лексического состава праязыка. В идеале праязыковая лексикография стремится к полнообъемной инвентаризации… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии
Вариантность (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вариантность. Единицы языка по уровням Синтаксический … Википедия
Уровни языка — Единицы языка по уровням Синтаксический Лексический … Википедия
Морфемика — Морфемика морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка[1]: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности… … Википедия
Сочетаемость — Эту страницу предлагается объединить с Дистрибуция. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/9 октября 2012. Обсуждение длится одну недел … Википедия
морфема — ы, ж. morphème m.<гр. morphe форма. лингв. Наименьшая значащая часть слова (корень,аффикс). Сам термин интертекст явился далеко не первым среди сотен французских неологизмов с начальной морфемой inter ; одно из первых употреблений этой модели… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Словообразовательные, морфологические и обратные словари русского языка
| Собирание русского языка ещё не окончено (Ф.Шимкевич об изучении славянских языков) |
Словообразовательные словари (деривационные словари) – словари, показывающие членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова, а также совокупность слов (словообразовательное гнездо) с данной морфемой – корневой или аффиксальной. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением. Морфема (от греч.morphe – форма) – минимальная значимая часть слова.
Существует четыре основных типа морфемных словообразовательных словарей:
Расширенным видом морфемного словаря является словарь словообразовательный. В нем не только перечисляются и описываются префиксы, суффиксы, окончания и другие морфемы, но и приводятся словообразовательные парадигмы с группами морфем, причём, от корневых морфем строятся гнезда слов для каждого корня с участием этих парадигм.
В какой-то степени к морфемным словарям можно отнести и словари обратные (как у Срезневского и Зализняка). Ведь обратные словари полезны тем, что позволяют исследовать окончания, суффиксы и условия их присоединения к корню и друг к другу (см. выявленные постфиксы и их сочетания в русском языке). Поэтому лексикография по ним включена в этот раздел.
Основой для словообразования служит, как правило, самая частотная лексика (как у Шарова). Библиографию по частотным словарям русского языка смотрите в разделе статистических словарей.
Примыкают к словообразовательным словарям и словари сокращений, представляющие сложносокращенные слова, способ образования которых отражает активные тенденции в русском словообразовании.
Разделы страницы по русским морфологическим словарям:
Имеющиеся словари на сайте (морфемные и близкие):
Можно поискать нужную покупку в сетевом магазине Май-шоп по названию товара, фамилии автора (редактора) книги, режиссера фильма.
Также смотрите общую литературу о дериватологии и библиографию по английскому словообразованию и морфологическим словарям английского языка.
Обзор русских деривационных и морфемных словарей
Словообразовательные словари, имеющие своим прообразом старые «словари-корнесловы» и «словопроизводные» словари, представляют собой активно развивающийся тип лексикографических изданий. Они очень важны как для исследования внутренней организации языковой системы, так и для отбора материала при решении разного рода методических задач (при изучении словообразования, грамматики, орфографии). Осознание словообразовательной ценности лексических единиц имеет большое значение для обогащения словарного запаса учащихся. Словообразовательные словари показывают членение слова на морфемы, словообразовательную структуру слова, словообразовательные гнезда.
Исследования последних лет показали большую значимость словообразовательных гнезд в организации словарного состава, поскольку подавляющее большинство слов русского языка являются производными. Выявление связей внутри словообразовательных гнезд позволяет более точно охарактеризовать семантику каждой лексической единицы, своеобразие отношений между словами одного корня, пути возникновения новых слов. Словообразовательные словари в эксплицированном виде представляют деривационный аспект системных отношений в лексике. Словообразовательные словари делятся на словари-корнесловы, основными единицами которых являются корневые морфемы или группы однокоренных слов [гнёзда] (к последнему типу относятся Словарь Академии Российской и Словарь Даля, построенные по гнездовому принципу, словари морфемной членимости, в которых представлены слова, разделенные на морфемы, гнездовые словообразовательные словари.
К сожалению, имеются существенные различия в представлении корневого фонда в “Словообразовательном словаре современного русского языка” А.Н. Тихонова, “Морфемном словаре русского языка” А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой, “Русском деривационном словаре” Д.Ворта, А.Козака и Д.Джонсона, “Справочнике русских корней” Е.Волконской, М.Полторацкой и учебном словаре З.А.Потихи, не говоря уже о более ранних работах.
Рассмотрим наиболее характерные корнесловные и словопроизводные лексикографические издания.
Методики составления русских деривационных словарей
Словообразовательные словари русского языка
Список известных словообразовательных словарей в русском языке:
Морфемные словари русского языка
Книги по словообразованию и морфемам русского языка
Русские словари для наращения словарного запаса
Словоизменительные (грамматические) словари русского языка
Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения как о морфологических, так и о синтаксических свойствах слова. Грамматические словари включают слова, расположенные в прямом или обратном алфавитном порядке. Принципы отбора и объем сведений о слове различны в зависимости от назначения и адресата каждого грамматического словаря.
Грамматические словари (особенно школьные) могут дополняться и орфографическими сведениями. См. также словари русских морфем выше [там могут быть сведения не толко о словообразовательных, но и словоизменительных морфемах.]
Один из лучших грамматических словарей – «Грамматический словарь русского языка. Словоизменение» А. А. Зализняка (М., 1977). В нем содержится около 100 000 слов, расположенных в обратном алфавитном порядке, для которых разработана уникальная система индексов, относящих слова к конкретному разряду, типу внутри него, разновидности ударения и т.п.
Учебный «Грамматико-орфографический словарь русского языка» Б. Т. Панова и А. В. Текучева выпущен в Москве в 1976 г. В 1985 г. вышло второе (переработанное и дополненное) издание словаря с новым названием «Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка». Авторы этого словаря дают различные сведения о слове: его составе (членении), написании, произношении, грамматических формах, значении (информация по морфологии и семантике слова приводится в трудных случаях).
В 1978 г. опубликован «Словарь несклоняемых слов» Н. П. Колесникова, в котором содержится 1800 несклоняемых имен существительных и других неизменяемых слов преимущественно иностранного происхождения. Кроме сведений о происхождении слов, приводится толкование их значений, указываются особенности произношения, даются грамматические пометы.
Словарь-справочник для работников печати Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» (М., 1981) содержит 2100 словарных статей, дающих представление о возможном выборе вариантов конструкций, которые различаются смысловыми или стилистическими оттенками. В 1986 г. вышло 2-е, значительно дополненное (ок. 2500 словарных статей, издание этого словаря).
В 1989 г. был опубликован словарь-справочник И. К. Сазоновой под таким названием «Русский глагол и его причастные формы: Толково-грамматический словарь».
Учебный словарь русского языка В. В. Репкина описывает 14100 слов, в т.ч. 3100 основных (заглавных) и свыше 2700 синонимов и анонимов к ним в 8300 слов, производных от основных. Словарь – часть комплекта учебных пособий для учащихся 2-5 классов, изучающих русский язык по программам развивающего обучения.
Обратные словари русского языка
В обратных словарях слова располагаются по алфавиту не начальных, а конечных букв, и выравниваются не по левому, а по правому краю. Например: герб серб ущерб горб дуб
Словари этого типа являются ценным пособием при изучении суффиксального словообразования, особенностей фонетического строения и морфологического состава конца слов, при расшифровке текстов и составлении программ для их машинной обработки.
Родоначальниками обратных словарей считаются средневековые арабские классические словари XIII-XIV вв. В Европе в XVIII в. обратный алфавитный порядок слов использовался при составлении словарей рифм (рифмовников). В конце XIX – начале XX вв. появились собственно лингвистические обратные словари. Это были обратные словари древних индоевропейских языков: латинского, древнегреческого, санскрита, тохарского, древнеперсидского и старославянского.
Первые обратные словари русского языка появились за рубежом: в 1958 г. – в Берлине (под редакцией Г. Бильфельдта), в 1958-1959 гг. – в Висбадене (словарь Р. Греве, Г. Крёше под редакцией М. Фасмера).
Отечественные обратные словари начали издаваться в 70-х гг. Первым в этом ряду является «Обратный словарь русского языка» (научные консультанты А. А. Зализняк, Р. В. Бахтурина, Е. М. Сморгунова) (М., 1974), содержащий около 125 000 слов. Машинная обработка материала и вычислительные работы проводились в Вычислительном центре АН СССР.
Сетевые ресурсы по русской морфологии
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Гимназия № 29» г.о. Нальчика:
Афаунова Лейля Магомедовна
3.Словарь состоит из разделов:
— основные термины словаря (н-р, лексическое значение, морфемный анализ, постоянные/ непостоянные признаки, непроизводное слово и т.д.) всё на вполне доступном языке;
— схема – таблица «Как устроена словообразовательная цепочка»;
— таблица со способами словообразования; условные обозначения, знаки, сокращения;
— словарные статьи в алфавитном порядке;
Словарь предназначен для учащихся 5-11 классов, но следует отметить, что он создан как последующая ступень « Морфемно- словообразовательного словаря. Как растет слово?» для 1-4 классов.
Благодаря работе со словарём ученик сможет ответить на вопросы выпускных экзаменов ( в том числе и ОГЭ) по теме « Словообразование», так как в словаре впервые для каждого слова не только приведена полная словообразовательная цепочка, но и определен способ его образования. Если они часто будут обращаться к этому словарю, то постепенно запомнят все способы словообразования в русском языке(все они даны в таблице с примерами).
Кроме того, словарь интересен и полезен не только при изучении «Словообразования» и «Морфемики». Здесь можно найти и морфологическую характеристику слова: в словарных статьях указаны постоянные и непостоянные признаки слова, так как они связаны с особенностями его образования и состава.
4.В словаре прослеживается авторская идея, которая выражается в том, что он позволяет увидеть и понять законы русского словообразования, показывая тесную взаимосвязь и взаимообусловленность «Морфемики», «Словообразования», «Морфологии», «Лексики» и «Фонетики», способствует повышению орфографической грамотности. Таким образом, словарь выполняет на только справочную, но и обучающую функцию.
5-6.С помощью данного словаря учитель может сделать акцент на самостоятельную поисково-исследовательскую работу по темам «Словобразование», «Морфемика». (Разработанные задания для учащихся- №1,№2. №3 в приложении).
Кроме всего вышеизложенного, хочется отметить уникальность данного словаря. Она заключена в том, что в словарную статью включено и лексическое значение слова. Осознание лексического значения, в котором употреблено слово, необходимо, поскольку морфемная и словообразовательная структуры слова в разных значениях могут не совпадать. Например, у прилагательного
Атлетический ЛЗ1— применяемый а атлетике;
Таким образом, если к заглавному слову приведены два лексических значения, то при каждом из них даны соответствующие словообразовательный и морфемный анализ.
Для своих заданий я выбрала эту особенность словаря : №2(поиск слов); №3(объяснить особенности СА и МА данных слов); №4 ( морф. разбор таких слов)
10. Материалом для словаря послужили слова из учебников 5-6-7 классов из упражнений, в которых требовалось произвести их морфемный разбор.
11-12. Считаю вполне допустимым, если не необходимым, использование данного словаря в сочетании с нашим учебником в процессе обучения. Также работа с данным словарем будет очень эффективной при подготовке к ГИА и ОГЭ.
13 Также словарь будет очень полезен учащимся при их самостоятельной, интеллектуально-творческой, исследовательской и проектной деятельности.
Задания и упражнения. связанные с материалом « Морфемно –словообразовательного словаря русского языка».
№1. Определить словообразовательную цепочку данных слов:
Разговорчивость, доледниковый, отзывчивость, перелетный, подписанный.
перелётный←перелёт ø ←перелететь←лететь;
Слово, от которого образовано существительное «учитель»:
А)учёба б) учительница в) учить г) научиться.
2. Найти слово с приставкой:
3. Найти слово, в котором есть суффикс «н»:
А) каменный, б) кожаный, вспомогательный. г) сложение.
4. Найдите слово, образованное суффиксальным способом:
А) переносица, б)прочитать, в) сенокос, г)переходный
№3. Объяснить, от чего зависит МА и СА данных слов:
Парусник, подводник, атлетический.( в черновике объяснения)- от лексического значения слов.
№4. Найти в словаре слова, МА и СА которых зависит от лексического значения слова.
А) парусник- СА1 парусное судно, парусн+ ик ← парус+н(ый) ← парус; МА1 парус-н-ик;
Б) подводник- СА1 тот, кто работает под водой; под+вод+ник ← вода; МА1 под-вод-ник.
СА2- специалист по подводным работам, подвод+ник ← под+вод+н(ый) ← вода. МА2 под-вод-н-ик.
В) Атлетический ЛЗ1— применяемый а атлетике;СА1 атлетич+еск+ий ← атлет+ик(ч//к)а ← атлет;
№5 Произвести морфемный разбор слов с двойственной мотивацией:
1. Атлет-ическ-ий (от атлет), атлет-ич-еск-ий (атлетика);
2. Без-вред-н-ый(от вред), без-вредн-ый ← вред
3. Бес-сон-ниц-а (от сон), бес-сон-н-иц-а (от бессоный).
5. Реч-н-ик(от речной) реч-ник (от река)- работник на реке.
6. Под-вод-ник (от вода), под-вод-н-ик( от подводный).
7. До-школь-н-ик (от дошкольный)-ребенок дошкольного возраста, до-школь-ник (от школа)
№6. Определите способы образования слов:
Морфологическая лексикография и морфемные словари
Словообразовательные словари, имеющие своим прообразом старые «словари-корнесловы» и «словопроизводные» словари, представляют собой активно развивающийся тип лексикографических изданий. Они очень важны как для исследования внутренней организации языковой системы, так и для отбора материала при решении разного рода методических задач (при изучении словообразования, грамматики, орфографии). Осознание словообразовательной ценности лексических единиц имеет большое значение для обогащения словарного запаса учащихся. Словообразовательные словари показывают членение слова на морфемы, словообразовательную структуру слова, словообразовательные гнезда.
Разделы страницы об искусстве составления морфологических словарей:
Создание словообразовательных (деривационных) словарей
Задача словообразовательных словарей — показать словообразовательную структуру самых употребляемых слов языка. Словари такого типа содержат в себе информацию о способах образования новых слов (дериватов) от однокоренных слов. Подробно описаны и представлены словопроизводственные процессы, происходящие в современном языке.
Словообразовательные (или деривационные) словари бывают одновременно и толковыми. Пример — словарь под редакцией Т.Ф. Ефремовой.
На дочернем проекте Словород можете посмотреть список известных деривационных словарей в русском языке, примером которых является, прежде всего, Словообразовательный словарь Тихонова (двухтомник).
Типы деривационных (словообразовательных) словарей
Существует 4 основных типа морфемных словообразовательных словарей:
Структура статьи в словообразовательном словаре
Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Словарная статья в словообразовательном словаре отличается от статьи в толковом, этимологическом и других типах словарей. Статья не имеет описаний и толкований. Слова в словаре размещены по гнёздам, или группам однокоренных слов. Например, в одной группе оказываются слова журавль, журавлик, журавлёнок, журавушка, журавлиный, по-журавлиному. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово, которое является непроизводным.
Грамматические сведения о словах даются лишь в самых необходимых случаях. Например, пометой нареч. (наречие) снабжены те слова, которые могут быть приняты за слова других частей речи: весна — весн-ой нареч. весн-ою нареч.
Составление словоизменительных (реляционных) словарей
Словари, содержащие грамматическую разметку и грамматические пометки (с выделением окончаний и указанием их грамматических вариантов) необходимы, прежде всего, в учебных целях. Поэтому разметку на морфемы там проводят до конца (с выделением словообразовательных морфем), а нормативный функционал таких словарей дополняют орфографическими (и орфоэпическими) сведениями. Такие школьные морфологические словари называют морфемно-орфографическими.
Примером такого грамматического словаря является Морфемно-орфографический словарь Тихонова.