Для чего нужен мотор тестер

Для чего нужен мотор тестер

Определяющую роль в современном автомобильном двигателе играют электронные системы управления и регулирования. Постепенно, шаг за шагом они вытеснили механические системы, так как лишь электроника делает возможным соблюдение все более строгих предписаний законодательства по выбросам вредных веществ с отработавшими газами.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер
На рисунке схематически изображен двигатель с простейшей системой впрыска топлива, которая состоит из следующих исполнительных механизмов:
1. топливная форсунка;
2. свеча и катушка зажигания;
а также из датчиков, которые определяют режим работы двигателя:
1. датчик массового расхода воздуха;
2. датчик положения дроссельной заслонки;
3. датчик абсолютного давления во впускном коллекторе;
4. датчик положения коленчатого вала;
5. датчик температуры;
6. лямбда-зонд.

Каждый датчик формирует определенный сигнал, который соответствует контролируемой им физической величине. Например, датчик расхода воздуха преобразует текущий расход воздуха через двигатель в определенный уровень напряжения, датчик положения дроссельной заслонки контролирует текущий угол открытия заслонки и выдает соответствующее напряжение. Лямбда-зонд выдает сигнал, который несет информацию о содержании кислорода в отработавших газах. Датчик положения коленвала генерирует сигнал, по которому можно определить текущее положение коленчатого вала и скорость его вращения.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Все эти сигналы поступают в электронный блок управления двигателем, на основании чего рассчитывается масса топлива, соответствующая необходимому наполнению цилиндров воздухом, и по этим данным определяется требуемая продолжительность и момент впрыска топлива. Также на основании описанных параметров система определяет угол поворота коленчатого вала, при котором должно происходить воспламенение рабочей смеси.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Если уровень сигнала от какого-либо датчика выходит за допустимый диапазон, система сохраняет соответствующий код неисправности и формирует сигнал водителю – включает лампу “Check Engine” на приборном щитке.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Как правило, диагностика автомобиля с такой системой управления начинается с подключения специализированного авто сканера. Сканер подключается к шине обмена данными электронного блока управления через диагностический разъем автомобиля и позволяет считать ошибки, которые были зарегистрированы электронным блоком управления в процессе работы двигателя. А также позволяет посмотреть информацию, поступающую от датчиков в том виде, в котором их видит блок управления.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Во многих случаях по показаниям сканера однозначно определить причину неисправности практически невозможно, поэтому самой оптимальной методикой поиска будет непосредственный анализ сигналов, поступающих в электронный блок управления и управляющих сигналов от блока управления, и сравнение их с эталонами. Для этих целей используют мотор-тестер.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Мотор-тестер – это специальный многоканальный цифровой осциллограф, предназначенный для диагностики различных систем автомобиля, в том числе и двигателя. Как уже было сказано, диагностика заключается в исследовании амплитудных и временных параметров сигналов, поступающих в блок управления, а также измерение параметров, которые не контролируются датчиками системы впрыска при помощи датчиков из комплекта мотор-тестера.

Например, при помощи дополнительного датчика давления можно получить график изменения давление в цилиндре, по которому можно судить об исправности цилиндропоршневой группы, а также газораспределительного механизма; давление во впускном коллекторе, по которому можно сразу сравнить наполнение всех цилиндров топливовоздушной смесью; давление в выпускном коллекторе. А также напряжения и токи в различных электрических цепях автомобиля.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Все эти сигналы можно непосредственно анализировать при помощи автомобильного осциллографа мотор-тестера независимо от того, возможно ли их просмотреть при помощи сканера вообще.

Итак, обобщив все ранее сказанное, можно сделать вывод, что сканер подключается к электронному блоку управления через диагностическую шину и позволяет просмотреть данные, с которыми оперирует электронный блок при управлении работой двигателя.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Также можно посмотреть параметры рассчитанные блоком управления, например, время впрыска топлива или угол опережения зажигания, на основании которых блок управления генерирует сигналы управления исполнительными механизмами, соответственно, форсункой и катушкой зажигания.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

При выходе какого-либо параметра за пределы диапазона, блок управления фиксирует ошибку, однако достоверно определить неисправность предполагаемого узла можно лишь непосредственно перепроверив мотор-тестером уровни сигнала на входе электронного блока либо на выходе датчиков. Или еще и проанализировав сигналы исполнительных механизмов. При необходимости, также можно подключить дополнительные датчики из комплекта мотор-тестера и получить осциллограммы необходимых параметров.

Как правило, мотор-тестер выполнен в виде приставки к персональному компьютеру, что позволяет использовать вычислительные ресурсы компьютера для анализа сигналов, а также выводить результаты анализа на монитор компьютера в удобной форме в виде графиков и диаграмм, и сохранять эталонные сигналы.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Следует отметить, что даже в случае измерения некоторых параметров сканером, непосредственное измерение этих же параметров мотор-тестером, позволяет получить дополнительную информацию. Причиной малой информативности сигнала полученного со сканера является, невысокая скорость обновления данных, как правило сканер позволяет делать замер параметра несколько раз в секунду, чего недостаточно для анализа быстроизменяющихся параметров. Мотор-тестер позволяет производить от ста тысяч измерений в секунду.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Приведем в качестве примера анализ напряжения бортовой сети при запуске двигателя и работе его на ХХ. Измерять напряжение буду одновременно при помощи мультимарочного сканера AutoCom и мотор-тестера MT Pro. В окне сканера в качестве отображаемых параметров выбираю Напряжение батареи и Скорость вращения двигателя.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Окно настройки подсказывает, что чем больше параметров будет выбрано для одновременного отображения, тем меньше будет скорость обновления каждого. Поэтому если необходимо отслеживать параметры, которые изменяются быстрее, чем обновляются показания на сканере, то для измерения этих параметров необходимо воспользоваться мотор-тестером.

Двигатель заглушен. Запускаем запись осциллограммы, Уровень напряжения – составляет почти 12,8 В, что соответствует нормально заряженному аккумулятору.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Теперь включаем запись в окне сканера. Выбираем режим отображения в виде графиков.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Первое, что бросается в глаза – отличия в показаниях постоянного напряжения. Причиной этого может быть то, что измерение напряжения осуществляется в разных точках: щуп мотор-тестера подключен непосредственно к клеммам аккумулятора, а электронный блок показывает напряжение, которое приходит на его вход. Так как разница в показаниях небольшая и никаких симптомов неисправности в работе автомобиля не проявляется, то можно не обращать на это внимания. Как уже отмечалось ранее, двигатель заглушен, тем не менее сканер показывает скорость вращения 25 об/мин. Возможно, эта особенность работы сканера на данном автомобиле. Также не будем обращать на это внимания.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

По графику оборотов видно небольшой участок стартерной прокрутки, запуск двигателя и стабилизацию холостого хода. На графике выше видно просаживание бортового напряжения до уровня примерно 10,5 В, затем плавное нарастание напряжения до нормального напряжения работы генератора 14,2…14,3 В.

Остановим запись и перейдем к окну мотор-тестера. Находим участок запуска двигателя.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Наблюдается явное сходство сигналов, но первое, что бросается в глаза – наличие ступенек на графике, полученном сканером. Размер этих ступенек как раз и определяется временем обновления параметра. Например, четко видно, что пик падения напряжения в момент включения стартера пропущен и на самом деле напряжение снижалось до 9 В. В определенных случаях по этому сигналу можно определить неисправность аккумуляторной батареи или стартера, а если анализировать сигнал при работающей системе зарядки аккумулятора, по пульсациям напряжения можно определить неисправность в генераторе.
Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Основным преимуществом сканера является простой доступ практически ко всем параметрам двигателя посредством подсоединения всего одного провода сканера к диагностическому разъему, в случае же с мотор-тестером, необходимо вручную подключать щуп в определенную точку проводки для просмотра требуемого параметра. С другой стороны, мотор-тестер позволяет проводить непосредственное измерение и обеспечивает верные показания не зависимо от исправности бортовой сети или электронного блока управления. А также позволяет проводить анализ параметров, которые сканером просто невозможно проконтролировать.

Мотор-тестер и сканер – два незаменимых прибора в диагностике современного двигателя, которые не заменяют друг друга, а дополняют возможности каждого.

Поэтому Для эффективной работы, необходимо рационально сочетать возможности этих двух приборов. И понимать в каких случаях, какой прибор необходимо использовать.

Источник

Мотор-тестеры и их функции

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Мотор-тестер используется для получения данных о работе электрооборудования двигателя, а также имеет в своем распоряжении функции осциллографа. Основной отличительной чертой от автомобильного сканера является способ получения информации. Прибор оснащен собственными датчиками, что позволяет ему обходить ЭБУ и получать данные напрямую.

Осциллографприбор считывающий данные с датчиков, который способен выводить ее в графическом или числовом виде, а затем анализировать. Для сравнения используются стандартные показатели, имеющиеся для каждой модели. Иногда осциллограф используют отдельно от мотор-тестера.

Функции мотор-тестера:

· диагностика систем двигателя и сравнительный анализ с номинальными значениями (например, тестирование по пусковому току).

· анализ работы датчиков ЭБУ;

· считывание параметров управляющих сигналов, которые идут от электронного блока управления к различным исполнительным устройствам;

· сбор и проверка данных о работе цепей системы зажигания;

· диагностика параметров не связанных с электроникой (к примеру, получение данных о давлении масла и топлива).

Приборы для диагностики отдельных систем автомобиля

Для получения данных о работе отдельных систем часто используются специальные устройства. Для того чтобы изменить показания спидометров можно воспользоваться корректором одометров. В ряде случаев этот прибор может использоваться как программатор. Его часто применяют для того, чтобы избежать погрешности спидометра после изменения размера покрышек.

Функционал некоторых корректоров расширен, что позволяет им частично заменять тестеры и программаторы. К примеру, они могут использоваться для диагностики ЭБУ подушек безопасности.

Специальные приборы предусмотрены для профилактического обследования иммобилайзеров. Считывая данные, они анализируют устройство на наличие ошибок. В случае их обнаружения можно воспользоваться специальным модулем для их устранения или перепрограммирования.

Перечисленные виды устройств выпускаются не только для конкретных марок, но и могут быть универсальными для диагностики всех автомобилей.

Источник

Часть 1

Мотор-тестер – один из трех основных диагностических приборов, на которых базируется вся процедура современной моторной диагностики. Он является инструментом, позволяющим снимать информацию непосредственно с двигателя. Если сканер образно можно назвать «глазами блока управления», то мотор-тестер – это «глаза диагноста».

Какого рода информацию позволяет получать мотор-тестер? Это формы напряжений и токов различных устройств, в том числе системы зажигания. Это осциллограммы давлений в цилиндре, во впускном коллекторе, в картере двигателя. Кроме того, возможна оценка состояния механической части двигателя путем выполнения тестов неравномерности вращения и относительной компрессии.

История создания мотор-тестера

Некие прообразы мотор-тестеров, которые можно сравнить с современными приборами лишь с большой натяжкой, появились достаточно давно. Конечно, по нынешним меркам они выглядят весьма комично, но, тем не менее, эти приборы позволяли измерить ток, напряжение, угол замкнутого состояния контактов в распределителе зажигания. Позднее к этому набору добавился электронно-лучевой осциллограф, позволяющий визуально оценить процесс высоковольтного пробоя. Такой прообраз современного мотор-тестера достаточно успешно применялся на станциях для диагностики двигателей. Насколько полноценно выполнялась диагностика с применением подобных приборов – сказать сложно; возможно, для двигателей тех лет выполняемых ими функций было достаточно.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Настоящая революция в мире мотор-тестеров произошла, конечно же, с появлением компьютера. Современный мотор-тестер чаще всего представляет собой приставку к компьютеру и работает с ним в паре: можно выделить аппаратную часть (адаптер) и программную часть прибора. Существуют и портативные версии мотор-тестеров, они бесспорно имеют свои плюсы вроде компактности и мобильности. Но огромный минус заключается в графических возможностях их дисплеев. Как правило, они монохромные, с низкой четкостью отображения по сравнению с монитором компьютера. Поэтому следует отдавать предпочтение приборам, построенным по схеме «компьютер + приставка».

Принципы работы мотор-тестера

Чтобы понять, как формируется изображение на экране современного мотор-тестера, а фактически на мониторе компьютера, нужно вспомнить, как устроена электронно-лучевая трубка и как работает осциллограф. В основном этот прибор используется для работы с электронными устройствами.

Основой осциллографа является электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Она представляет собой запаянную стеклянную колбу, из которой удален воздух, с установленной в ее горловине электронной пушкой. Дно колбы покрыто люминофором – веществом, которое светится при бомбардировке его электронами. Электронная пушка формирует узкий пучок электронов, так называемый электронный луч, и направляет его на экран. Люминофор под воздействием пучка электронов начинает светиться, и в итоге на экране возникает яркая точка.

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Трубка снабжена отклоняющей системой, которая способна изменять направление движения луча, тем самым перемещая его по экрану. На горизонтальные отклоняющие пластины Х1 и Х2 подается пилообразное напряжение, иначе называемое напряжением развертки, в результате чего луч совершает относительно медленное перемещение от левого края экрана к правому, затем быстрое перемещение обратно. Поэтому при отсутствии входного сигнала на экране осциллографа видна горизонтальная полоса.

На вертикальные отклоняющие пластины Y1 и Y2 после необходимой обработки подается исследуемый сигнал. Теперь при движении луча по горизонтали он будет отклоняться вверх или вниз, формируя картинку, представляющую собой визуальный аналог этого сигнала, называемый осциллограммой. Что является очень важным моментом в рассмотренной схеме работы? Важным является тот факт, что частота сигнала должна совпадать с частотой пилообразного напряжения, только в этом случае «картинка» на экране ЭЛТ будет стабильной. В противном случае увидим просто светящийся экран. Поэтому частота «пилы» постоянно подстраивается под частоту сигнала с помощью синхронизирующей схемы. Она, основываясь на входном сигнале, вырабатывает опорные импульсы для генератора пилообразного напряжения. Генератор в свою очередь формирует пилообразное напряжение, подаваемое на горизонтальные отклоняющие пластины. В результате на экране осциллографа наблюдается стабильное изображение. Отсюда вытекает понятие синхронизации осциллографа.

Синхронизация – это привязка частоты горизонтальной развертки к частоте исследуемого сигнала.

Само слово «синхронизация» происходит от греческого «хронос» (время). Синхронно – это одинаково во времени, в один момент времени. Понятие синхронизации – очень важное понятие, необходимо до конца осознать его, потому что в мотор-тестерах выбор типа синхронизации и работа с ней являются одной из важнейших составляющих работы с прибором.

Говоря о синхронизации, следует классифицировать ее по признаку происхождения. Если источником синхронизации является сам исследуемый сигнал, то такая синхронизация называется внутренней. В этом случае синхронизирующая схема вырабатывает опорные импульсы для генератора пилообразного напряжения, основываясь на периоде исходного сигнала. Если же оператор подает на соответствующий вход прибора некий опорный сигнал извне, то синхронизирующая схема работает на его основе. Такая синхронизация называется внешней и применяется при исследовательских и конструкторских работах, в основном с радиоэлектронной аппаратурой.

Синхронизация мотор-тестера осуществляется аналогично осциллографу. В различных приборах она реализована по-разному, но общая идея остается неизменной: синхронизация может быть либо внутренняя, от исследуемого сигнала, либо внешняя, путем подачи в прибор синхронизирующих импульсов. Ими могут служить, например, высоковольтные импульсы в системе зажигания.

Для дальнейшего разговора нужно ввести понятие канала осциллографа. Канал – это совокупность цепей усиления и обработки сигнала, от входа осциллографа до вертикальных отклоняющих пластин. Она включает в себя входные цепи, усилители, фильтры, через которые проходит исследуемый сигнал от входа до вывода его на экран. Количество каналов – один из важных параметров осциллографа. Попросту говоря, от количества каналов зависит, сколько сигналов одновременно будет возможно наблюдать на экране.

Каков основной недостаток электронно-лучевого осциллографа? К сожалению, большинство таких приборов имеют всего один канал. Связано это в основном со сложностью реализации нескольких лучей в электронно-лучевой трубке. Существуют осциллографы с двумя каналами обработки сигнала и с отображением одновременно двух сигналов на экране, но нужно понимать, что эти сигналы прорисовываются одним электронным лучом по очереди. Два сигнала – это уже хорошо, но на практике при диагностике двигателя требуется увидеть одновременно три, четыре, пять и даже более сигналов. Сложность в реализации многоканальности является большим недостатком классических осциллографов и ограничивает их применение в качестве мотор-тестеров.

Что же принципиально представляет собой современный компьютерный мотор-тестер? Фактически это некая виртуальная модель электронно-лучевого осциллографа. Конечно, там нет ЭЛТ, а информация выводится на монитор компьютера. Реализация многоканальности в этом случае не представляет собой больших трудностей: количество каналов ограничено только наличием соответствующих цепей обработки сигнала в адаптере и разумной необходимостью. Обычно количество каналов мотор-тестера не превышает 4-8.

Подавляющее большинство современных мотор-тестеров представляют собой комплекс из подключаемой к автомобилю аппаратной части (адаптера) и компьютерной программы. Связь между компьютером и адаптером осуществляется разными способами: через USB-порт, посредством сетевого кабеля либо с применением беспроводной связи Wi-Fi.

Тот факт, что мотор-тестер представляет собой виртуальную модель осциллографа, наложил отпечаток на вид окна программы. Такое окно содержит поле осциллограмм, представляющее собой фактически экран ЭЛТ и имеющее зачастую те же атрибуты в виде измерительной сетки и различных шкал, кнопки включения каналов, кнопки выбора типа синхронизации, полозок уровня синхронизации, кнопки включения фильтров. Конечно, есть и специфические элементы типа выпадающих меню или измерительных линеек, но, в общем и целом, экран монитора отображает виртуальную модель осциллографа.

Краткий итог. Современный мотор-тестер представляет собой виртуальную модель электронно-лучевого осциллографа и состоит из компьютерной программы и адаптера для подключения к автомобилю. Как и при работе с осциллографом, при использовании мотор-тестера необходимо применять тот или иной тип синхронизации. Многоканальность мотор-тестера обусловлена наличием нескольких цепей обработки сигнала и отсутствием сложностей с отображением осциллограмм сигналов на экране монитора.

Источник

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Для чего нужен мотор тестер. Смотреть фото Для чего нужен мотор тестер. Смотреть картинку Для чего нужен мотор тестер. Картинка про Для чего нужен мотор тестер. Фото Для чего нужен мотор тестер

Основные отличия автомобильного осциллографа от осциллографа общелабораторного применения заключаются в:

наличии предусмотренных программным обеспечением специальных настроек, позволяющих максимально удобно работать с автомобильными электронными системами;

Помня о различиях между мотор-тестером и осциллографом, далее мы будем использовать в основном термин мотор-тестер (при этом большая часть сказанного будет применима и к автомобильным осциллографам).

Основные отличия мотор-тестера от сканера :

— при работе со сканером, сканер подключаетсятолькок диагностической колодке и диагност получает диагностическую информацию только от электронного блока управления;

— при работе с мотор-тестером диагност подключаетсянепосредственнок проверяемой электрической цепи (контактным или бесконтактным способом).

Кроме того, важным отличием являются особенности применимости этих приборов:

сканер жестко применим только для тех автомобилей, для которых он предназначен (протоколы обмена которых он поддерживает);

мотор-тестер в общем случае применим к любым автомобилям (однако существуют ограничения связанные, например, с особенностями устройства систем зажигания на некоторых автомобилях).

осуществления диагностических операций, не поддерживающихся на данном автомобиле имеющимся сканером. Например, с помощью сканерной диагностики (даже на современных автомобилях) весьма ограничены возможности по диагностике системы зажигания и (косвенной) диагностике механической части двигателя;

проверки данных, получаемых с помощью сканера.

Если средства на приобретение диагностического комплекта на первом этапе работы жестко ограничены, то начинать работу стоит все-таки со сканером (а уже позже приобрести мотор-тестер).

Полноценно работать, имея лишь один из этих приборов, нельзя.

Современные мотор-тестеры выполняют следующие функции:

Этот режим используется, в частности, для проверки сигналов от датчиков электронных систем управления и проверки управляющих сигналов от электронных блоков управления к исполнительным устройствам;

Функциональность этого режима у конкретного прибора полностью зависит от того, какие системы зажигания он поддерживает. Поддержка той или иной системы заключается в поддержке со стороны программного обеспечения прибора и наличии датчиков, необходимых для снятия осциллограмм первичной и вторичный систем зажигания;

4. Измеритель и осциллограф неэлектрических величин

температура (масла, охлаждающей жидкости),

давление (давление в цилиндре, давление масла, давление топлива, давление наддува в турбированных системах, давление выхлопных газов и пр.),

разрежение (во впускном коллекторе),

Параметры мотор-тестеров и критерии выбора

Рассмотрим основные параметры мотор-тестеров, проанализировав которые можно выбрать подходящий для Ваших потребностей прибор:

I. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИБОРА

Можно выделить пять возможных типов исполнения:

Тип исполнения

Внешний вид

Мобильность

Размер экрана

Модели

Портативный переносной прибор, не совместимый с ПК (IBM PC)

Маленький или средний

Стационарный, не совместимый с ПК (IBM PC)

Маленький или средний

Стойка на базе ПК (IBM PC) со встроенными платами мотор-тестера
(консольный мотор-тестер)

МОДИС-М (со стойкой), Автомастер АМ1, КАД-400, DD-4000, Daspas-65, SUN SMP 4000

Внешний адаптер для ПК (IBM PC) + программное обеспечение на базе ПК (IBM PC)

ОСА-М и МОДИС-М, USB Autoscope II (осциллограф Постоловского), МотоДок-II, МотоДок-III, МТ-4, МТ-10, Автоас-Профи-2, PicoScope, CarTest-2000 lite

VetronixMastertech MTS-5100 (не совместим с IBM PC)

Плюсами любых исполнений на базе ПК, совместимого с IBM PC, можно специально отметить:

возможность распечатки информации как для личного «бумажного» учета, так и для предоставления клиенту. При этом не возникает трудностей с совместимостью с любым имеющимся принтером;

возможность параллельно с прибором использовать существующие огромные по объему информационные базы данных с осциллограммами нормативных сигналов, электросхемами и пр.

Наши соображения насчет тенденций:

— для работы в стационарных условиях полностью отказываются от стационарных автономных аппаратных приборов, не совместимых с IBM PC (типа МТ-5 или МОТ-240);

Причем, внешний адаптер для ПК никогда не поздно дооснастить стойкой и превратить в стационарный диагностический пост, а вот превратить стационарный мотор-тестер в мобильный невозможно;

Правда надо признать, что, имея такой комплект, рекомендуется, но не обязательно, иметь на подхвате и какой-либо портативный осциллограф (можно «нижнего уровня») для работы в стесненных условиях, проведения быстрых «экспресс-измерений», работы «под подъемником» и пр.

Каналы подразделяются на:

Один и тот же канал может выполнять и несколько функций.

Общепризнанно, что у современного мотор-тестера должно быть как минимум два канала, не считая канала синхронизации (там, где он выделен в отдельный канал), а лучше четыре канала (большее количество требуется очень редко).

Основными параметрами каждого канала являются:

предел измерения (минимальное и максимальное значение напряжения, которое может быть подано на данный канал),

частота дискретизации (как правило, относится и ко всем каналам),

Возможности синхронизации. Процессы в электрических цепях автомобиля происходят непрерывно, однако многие из них имеют определенную периодичность и их сигнал «полезно», во-первых, посмотреть в привязке к периодическим процессам (работа определенного цилиндра и т.п.), во-вторых, сравнить осциллограмму в различных периодах (прежде всего, для оценки устойчивости).

Для того, чтобы отображение осциллограммы шло не непрерывно, а начиналось с определенного момента, выбранного диагностом, служит механизм синхронизации. В качестве источника синхронизации (сигнала, по поведению которого определяется начало периода снятия осциллограммы) служит, например, сигнал во вторичной цепи зажигания первого цилиндра (при работе с классической системой зажигания), сигнал с датчика положения коленчатого вала и пр. Как правило, диагност может в зависимости от стоящих задач сам выбрать требуемый источник синхронизации.

Для выявления нестабильности поведения сигнала от периода к периоду удобен сервисный режим послесвечения, когда осциллограмма, снятая в каждом последующем периоде отображается не на очищенном от старых данных поле, а поверх осциллограмм этого же сигнала в предыдущих периодах (при этом осциллограммы предыдущих параметров показываются с уменьшающейся яркостью).

Возможности запоминания.

Осциллографы делятся на:

Незапоминающий осциллограф либо дает возможность наблюдать сигнал только в режиме реального времени, либо может заморозить, остановить только текущий кадр (режим HOLD). При этом возможность осциллографа запомнить несколько замороженных кадров не делает его запоминающим в общем смысле этого слова.

Разрешение и размер экрана. Этот параметр прямо оказывает влияние на удобство восприятия информации. Рекомендуются следующие минимальные диагонали и разрешения экрана:

Быстродействие вывода информации. Этот параметр критичен для приборов с жидкокристаллическим (ЖК) экраном. Даже если прибор имеет хорошую производительность при съеме и обработке информации низкая скорость вывода информации может свести все преимущества прибора на нет. Особенно сильно проблемы ЖК-экранов проявляются при низких температурах окружающего воздуха. К сожалению, альтернативы применению ЖК-экранов пока нет и эта проблема пока полностью не решена.

Также проблемы ЖК экранов проявляются в виде «отсвечивания» и «недостатка яркости» при работе на открытом воздухе.

Возможности по управлению отображением сигнала. Удобство работы с осциллографом существенно увеличивается, если программным обеспечением предусмотрены функции изменения горизонтальных (временных) и вертикальных (амплитудных) разверток в широком диапазоне значений, масштабирования, автомасштабирования, перемещения осциллограмм сигналов, автоматической расстановки осциллограмм на экране, возможности развертывания осциллограммы на весь экран (в том числе со скрытием панелей меню) и пр.

Особенности осциллографа зажигания. По основным параметрам осциллограф зажигания ничем не отличается от универсального осциллографа (во многих приборах деление на «модуль универсального осциллографа» и «модуль осциллографа зажигания» вообще условно и обработкой сигналов и первого и второго занимаются одни и те же цепи).

Основные особенности осциллографа зажигания:

— для работы с системой зажигания требуется использование специальных датчиков, а также каналов, предусматривающих их подключение. Для синхронизации от высоковольтного сигнала во вторичной цепи используется индуктивный датчик. Для непосредственно снятия осциллограмм высоковольтных сигналов используются разные типы датчиков в зависимости от особенностей различных систем зажигания. В системах с доступными высоковольтными проводами (традиционная система, система DIS), как правило, используют накладные емкостные датчики. Для систем «катушка на свече» (COP) и систем «катушка в распределителе» (CID) используют специализированные датчики.

Функции по графическому представлению осциллограмм системы зажигания заключаются, прежде всего, в поддержке различных режимов вывода осциллограммы сигналов первичной и вторичной цепи:

Здесь перечислены все основные параметры, значимые при выборе автомобильного осциллографа или мотор-тестера, включающего автомобильный осциллограф, прочие параметры имеют значение лишь при сравнении осциллографов лабораторного назначения.

III. ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛЬНЫХ МОТОР-ТЕСТЕРНЫХ РЕЖИМОВ ДИАГНОСТИКИ

В частности это тесты:

— Тест «Эффективность цилиндров» («Неравномерность вращения»)

— Тест «Давление в цилиндре»

— Тест «Баланс индикаторной мощности»

— Тест «Разрежение во впускном коллекторе»

— Тест «Давление в выпускной системе»

— Тест «Давление картерных газов»

— Тест «Опережение зажигания»

Отключение цилиндров может осуществляться:

— через отключение зажигания (искры);

— через отключение форсунок впрыска.

Рекомендации к применению. Данный метод рекомендуется применять при явно нестабильной работе двигателя, когда необходимо установить проблемный цилиндр или цилиндры.

Ограничения метода. Во-первых, не каждый способ отключения применим на любой системе зажигания или впрыска:

— на некоторых двигателях может быть существенно затруднен доступ к элементам системы зажигания или впрыска;

— отключение зажигания без отключения впрыска категорически запрещено на автомобилях с нейтрализатором отработавших газов, так как несгоревшее в отключенном цилиндре топливо очень быстро выведет его из строя;

— отключение зажигания без отключения впрыска не рекомендуется на автомобилях с датчиками кислорода по той же причине;

— ручное отключение элементов вторичной системы зажигания может привести и к поражению диагноста электрическим током (при несоблюдении правил техники безопасности) и к выходу из строя элементов системы зажигания (катушки, распределителя и др.) и пр.;

— в автомобилях с большим количеством цилиндров вклад каждого цилиндра в работу двигателя относительно невелик (то есть отключение одного цилиндра менее заметно и практически не сказывается на работе двигателя в целом). Хотя иногда проводят тест на таких двигателях с отключением цилиндров группами. Это ограничение в меньшей степени относится к анализу изменения состава выхлопа при отключении цилиндров.;

— чем больше количество цилиндров, тем более трудоемкой становиться процедура диагностики.

В-четвертых, в данном описании идет речь о применении метода только на бензиновых (как карбюраторных, так и инжекторных) двигателях. Однако, с определенными оговорками метод применим и на дизелях.

В автоматическом режиме прибор сам отключает цилиндры в заданном порядке, и сам регистрирует результаты, участия диагноста не требуется. В полуавтоматическом режиме диагност может с помощью прибора отключать произвольно выбранный цилиндр. Желательно, чтобы прибор поддерживал оба способа блокировки работы цилиндра (и через отключение зажигания и через отключение впрыска), а также связь с газоанализатором и вывод его данных в итоговый отчет.

В любом случае при использовании «нормального» диагностического прибора с диагноста полностью снимается необходимость регистрации результатов и их удобоваримого представления в графическом виде.

Типичная процедура выполнения теста при помощи мотор-тестера:

1. Заглушите двигатель.

2. Подключите жгуты мотор-тестера к двигателю в соответствии с руководством по эксплуатации прибора.

При блокировании впрыска (форсунок) достаточно подключить только кабель синхронизации и специальный жгут, подключающий мотор-тестер в разрыв штатного жгута форсунок автомобиля.

При блокировании зажигания (искры) обычно подключаются:

6. Запустите в программном обеспечении соответствующий тест.

(последовательность пунктов 4-6 может отличаться для разных моделей мотор-тестеров)

8. Запомните полученные результаты.

10. Проанализируйте полученные данные. Данные могут быть представлены примерно в таком виде:

Тест «Баланс мощности по цилиндрам»

Отключаемый цилиндр

Краткое пояснение

Установившиеся после отключения обороты, об/мин

Чем меньше, тем лучше

Падение оборотов, об/мин

Чем больше, тем лучше

Вклад цилиндра в суммарную мощность двигателя, %
([падение оборотов в конкретном цилиндре] / [сумма падений оборотов во всех цилиндрах])

Чем больше, тем лучше

HC после отключения, ppm

Изменение HC, ppm

Чем меньше, тем лучше (при отключении топливоподачи)

CO2 после отключения, %

Изменение CO2, %

Длительность впрыска после отключения, мс

Изменение длительности впрыска, мс

Чем больше, тем лучше

и/или в графическом виде (как правило, в виде бар-графов). Пример вывода результата теста «Баланс мощности по цилиндрам» на мотор-тестереVetronix MTS 5100 (взято с сайта chipmaster.ru). В данном примере показания указывают на неисправность в цилиндре номер 1:

Анализ результатов теста:

1. Неисправным является цилиндр, при отключении которого было получено наименьшее снижение оборотов.

3. При наличии газоанализатора возможности анализа существенно расширяются. Первые выводы можно сделать по показаниям газоанализатора еще до начала теста (теме газоанализа будет посвящен отдельный материал).

5. Как уже говорилось, анализ изменения длительности впрыска можно проводить на автомобилях с системой управления, активно реагирующей на отключение цилиндров увеличением количества впрыскиваемого топлива (через увеличение времени впрыска).

6. Естественно, по результатам теста может оказаться, что имеются существенные проблемы и более, чем с одним цилиндром.

Примечание. Также этот тест иногда называют «динамическая компрессия», однако целесообразнее все-таки применять понятие «относительная компрессия».

Рекомендации к применению. Данный метод рекомендуется применять при явно нестабильной работе двигателя, когда необходимо установить проблемный цилиндр или цилиндры.

Ограничения метода:

— с помощью данного метода невозможно определить абсолютное значение компрессии;

— одинаково плохое состояние цилиндров (например, если по всем цилиндрам абсолютное значение компрессии около 4 Атм) не может быть выявлено с помощью данного теста. Однако, во-первых, такая ситуация (чтобы все цилиндры были совершенно одинаково неисправны) встречается достаточно редко, во-вторых, такую ситуацию можно выявить по повышенным оборотам стартерной прокрутки и по заниженному абсолютному значению тока потребления стартера;

— для проведения теста необходимо блокировать подачу топлива и/или зажигание, что на современных двигателях бывает осуществить проблематично. Крайне желательно, чтобы была блокирована подача топлива;

— наличие низкой компрессии (даже абсолютной, а не относительной) в цилиндре не указывает прямо с гарантией 100% не только на причину неисправности, но и, тем более, на необходимость капитального ремонта двигателя. То есть выявление проблемного с точки зрения [относительной] компрессии цилиндра является, прежде всего, поводом для дальнейшего исследования (например, проверки цилиндра пневмотестером).

— в автоматическом режиме с помощью мотор-тестера. Естественно, прибор должен специально поддерживать выполнение этого теста (большинство современных мотор-тестеров поддерживают этот тест). При этом, как правило, прибор сам блокирует запуск двигателя, сам обрабатывает осциллограмму стартерного тока (определяет значение тока в пиках, определяет, какой пик осциллограммы к какому цилиндру относится), обсчитывает данные и выдает результат.

Типичная процедура выполнения теста при помощи мотор-тестера:

1. Заглушите двигатель. Убедитесь, что напряжение АКБ соответствует норме.

3. Подключите жгуты мотор-тестера к двигателю в соответствии с руководством по эксплуатации прибора. Обычно подключаются:

— кабель синхронизации. Как правило, возможна синхронизация по высоковольтному сигналу первого цилиндра;

4. Запустите выполнение теста и прокрутите двигатель стартером, следуя командам мотор-тестера (как правило, мотор-тестер указывает, когда съем данных завершен).

5. Проанализируйте полученные данные. Данные должны быть представлены примерно в таком виде:

Тест «Относительная компрессия»

Осциллограмма тока, потребляемого стартером при прокрутке (включая момент запуска стартера, взято с сайта http://www.chipmaster.ru, здесь приведен пример осциллограммы без блокирования запуска двигателя):

Осциллограмма тока, потребляемого стартером при прокрутке (фрагмент, при установившемся режиме прокрутки):

Цилиндр

Краткое пояснение

Среднее максимальное значение тока, потребляемого стартером в такте «Сжатие» в цилиндре

Чем больше, тем лучше

Относительная компрессия, %
([Среднее максимальное значение тока по цилиндру] / [Максимальное из средних максимальных значений тока по цилиндрам] * 100%)

Чем больше, тем лучше

или в графическом виде (как правило, в виде бар-графов). Пример вывода результата теста «Относительная компрессия» (в данном примере показания указывают наотсутстие цилиндров с существенно заниженной относительной компрессией):

Анализ результатов теста:

1. Начать анализ рекомендуется со значений оборотов стартерной прокрутки и максимального абсолютного тока потребления стартера. Завышенные обороты прокрутки стартера и заниженный максимальный ток потребления стартера указывают на одинаково плохую компрессию во всех цилиндрах. При этом анализ других результатов теста теряет смысл.

На исправном автомобиле (механическая часть, аккумуляторная батарея, стартер) и окружающей температуре около 20 градусов стартер раскручивает коленчатый вал двигателя до примерно 250-350 об/мин и ток потребления стартера составляет 80-250 А. Показания оборотов менее 150-200 об/мин в теплое время года указывают на возможную неисправность аккумуляторной батареи, либо стартера, либо сверхповышенное сопротивление механической части двигателя вращению (чаще все-таки первое или второе).

Если сила тока выше 300 А, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкание обмоток на массу. Если потребляемый ток ниже указанных величин, то причиной может быть сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления обмотки статора, окисление и загрязнение коллектора, окисление или подгорание контактных болтов втягивающего реле. Пример нормальной осциллограммы тока потребления стартера при запуске двигателя без блокирования подачи топлива и зажигания см. выше.

2. Неисправным является цилиндр, у которого минимальное значение тока потребления стартера при относительной компрессии менее 80-90%.

3. Естественно, по результатам теста может оказаться, что имеются существенные проблемы и более, чем с одним цилиндром.

При диагностировании мотор-тестером (без применения мощностного стенда и глубоких ходовых испытаний) эти параметры определяются условно и приближенно через обсчет времени ускорений и замедлений (в микроциклах разгона-выбега) коленчатого вала в районе определенных заданных оборотов;

— Тест «Давление в выпускной системе». Тест проводиться с использованием таких же датчиков, как и предыдущий. Тест помогает выявиться неработающий или плохо работающий цилиндр, а также оценить работу выпускных клапанов на двигателе, имеющим любое количество цилиндров (в этом главное преимущество этого теста перед тестом «Баланс мощности по цилиндрам»). Тест также проводиться как при запущенном двигателе, так и при прокрутке двигателя стартером;

IV. СПРАВОЧНЫЕ ФУНКЦИИ И ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Справочные функции, выполняемые мотор-тестерами, можно разбить на три части:

2. Справочная база по устройству и диагностике автомобилей. У мотор-тестеров, выполненных в виде отдельных приборов без привязки к ПК, такая база, как правило, либо отсутствует, либо крайне скудна. У приборов на базе ПК такая база есть практически всегда и входит в комплект поставки. Что она должна содержать:

— фотографии с подсказками мест подключения прибора на различных моделях двигателей;

— эталонные осциллограммы первичной и вторичной цепей зажигания разных типов, эталонные осциллограммы с различных датчиков, эталонные осциллограммы в цепях различных исполнительных устройств;

V. ЯЗЫК ИНТЕРФЕЙСА

В общем, мы бы не рекомендовали рассматривать этот параметр как основной при выборе прибора.

VI. ВОЗМОЖНОСТЬ СОПРЯЖЕНИЯ С КОМПЬЮТЕРОМ

Для мотор-тестеров, выполненных не на базе ПК, такая возможность может существенно расширить функциональную привлекательность и устранить недостатки такого исполнения прибора. Подключение к компьютеру может давать возможность:

— переноса на ПК и просмотра сохраненных в памяти прибора осциллограмм;

— ведения на ПК базы клиентов;

— прямого управления пробором в режиме «он-лайн» с просмотром получаемых осциллограмм на экране ПК;

— обновлять программное обеспечение прибора;

— распечатывать полученные данные;

VII. ВОЗМОЖНОСТИ СОПРЯЖЕНИЯ С ДРУГИМИ ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ ПРИБОРАМИ

Даная возможность может существенно расширить функции мотор-тестера за счет более комплексного подхода к диагностике. Полезно взаимодействие мотор-тестера с:

— сканером. Здесь, прежде всего, полезна организация комплексной работы сканера в режиме просмотра текущих параметров и мотор-тестера (точнее его осциллографической части) в режиме просмотра осциллограммы с соответствующих датчиков. Такой режим реализован, например, в приборе CarmanScan VG. После выхода сканера Scandoc реализация такого режима также планируется при работе со связкой приборов MotoDoc-II + Scandoc.

Также взаимодействие между несколькими приборами полезно, если есть возможность подготовки сводного отчета о диагностических операциях (как для диагноста, так и для клиента), включающего данные с нескольких приборов.

VIII. УДОБСТВО РАБОТЫ

IХ. ПРОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ

— Возможности по документированию и учету как процесса выполнения всех диагностических операций, так и конечных результатов;

— Качество изготовления прибора, датчиков, кабелей, программного обеспечения;

— Наличие и степень устойчивости встроенной защиты от неправильного подключения и/или неправильного использования ПО («защиты от дурака»);

— Наличие и условия обновлений;

— Необходимость, периодичность и стоимость обслуживания, настройки, калибровки, поверки и пр. прибора;

— Гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Лекция создана с использованием материалов с сайта

Автомобильное ремонтное и диагностическое оборудование

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *