Для чего нужен немецкий язык
Стоит ли учить немецкий язык и насколько это перспективно
Немецкий язык – один из наиболее популярных для изучения в России. Он входил в школьную программу в СССР и по сей день преподается во многих школах как первый или второй иностранный. И хотя сегодня на первом месте по значимости в мире английский и китайский, немецкий не теряет популярность. Стоит ли целенаправленно изучать его и какие перспективы открываются перед владеющими им людьми?
Распространенность немецкого языка
В 2019 году ЕГЭ по немецкому языку сдавало почти 1500 выпускников, в то время как французский – всего около 800, испанский – чуть больше 100, а китайский – всего 75 человек. В мире немецким владеют примерно 130 миллионов человек в качестве первого или второго языка, а еще он наиболее распространен в Евросоюзе.
Государственный статус он имеет в 6 странах: Германии, Австрии, Лихтенштейне, Швейцарии, Люксембурге и Бельгии, – а в качестве официального регионального языка признан еще в 18 странах мира. Третий по использованию в интернете и десятый по распространенности в мире, немецкий представляет большой интерес для изучающих иностранные языки.
Особенности немецкого языка
Этот язык Гёте и братьев Гримм выделился из древнегерманской группы в 8 в. н.э., когда сформировалась собственная фонетическая система. Несмотря на большое количество изменений, произошедших в языковой системе с тех пор, он близок по своей структуре к английскому, поэтому считается, что людям, владеющим английским, учить его гораздо легче, чем, к примеру, французам.
Для русских он тоже достаточно понятен: письменность в нем алфавитная, глаголы спрягаются, существительные склоняются. Современный немецкий язык имеет свои региональные диалекты и национальные варианты с особыми чертами произношения и грамматики, однако изучают в основном наддиалектную форму – литературный язык Германии, либо австрийский и швейцарский варианты.
Причины изучать немецкий язык
Несмотря на относительно небольшое количество стран и людей, которые говорят на немецком, он считается перспективным вариантом для изучения как детьми, так и взрослыми.
Почему не стоит изучать немецкий язык
Немецкий язык, несмотря на все достоинства, менее популярен, чем английский или китайский, и многие люди выбирают другие европейские языки. Почему?
Вывод
Немецкий язык, как и любой другой, невозможно выучить быстро. Для его изучения нужна четкая цель: учеба в вузе Германии, иммиграция в Австрию через 5 лет или понимание на слух песни группы Rammstein. Изучение немецкого языка требует внимательности, большого количества времени и регулярной работы.
Учить немецкий будет легче человеку, который уже знаком с английским языком и готов к более сложному материалу. Это будет выгодно для тех, кто хочет связать свою жизнь и карьеру именно с Германией или Австрией, поскольку за пределами Европы применение такому навыку найти будет сложно.
10 причин выучить немецкий язык
В данной статье мы рассмотрим объективные причины, зачем учить немецкий, разберёмся, в каких сферах пригодится знание «Deutsch» и постараемся развеять популярные мифы об этом языке.
1. Широкое распространение
Знание немецкого языка позволит Вам общаться с жителями Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна, Люксембурга и непосредственно Германии. Будет легче путешествовать по Восточной Бельгии, Дании, Польше, Нидерландам и Чехии, где тоже понимают германскую речь.
Более 100 миллионов человек по всему миру говорят по-немецки свободно, без учёта тех, кто выучил его в качестве иностранного. Немецкий неизменно входит в пятёрку популярных языков, уступая лишь китайскому и английскому.
2. Образование
Обучение в Германии престижно и качественно. Дипломы немецких университетов котируются во всех странах, значительно повышая Вашу конкурентоспособность. Германия предоставляет широкие возможности для высшего и дополнительного образования: международный студенческий обмен, сезонные курсы, стажировки.
Германская служба академических обменов, фонды Генриха Бёлля, Конрада Аденауэра, Розы Люксембург и д.р. ежегодно предоставляют иностранным студентам учебные гранты. Это реальная возможность учиться заграницей без крупных вложений: учащиеся получают стипендию и фиксированную сумму на дополнительные расходы (покупка учебников, специализированных книг и т.д.)
Кандидату на грант необходимо предоставить документ, подтверждающий отличное владение немецкой речью. В список входят сертификаты DSH, Test DaF или Института имени Гёте. К сожалению, добиться столь высокого знания иностранного языка самостоятельно практически невозможно. Однако существуют курсы, направленные на подготовку к будущему поступлению.
3. Экономические показатели
Экономика ФРГ отличается устойчивостью к изменениям и кризисам, в отличие от других членов Евросоюза, переживающих тяжёлые времена. ВВП страны неизменно растёт, показатели экспорта обгоняют даже США. Проведение структурных реформ позволило Германии понизить уровень безработицы, что также выделяется на негативном европейском фоне.
4. Социальная сфера
Население ФРГ обеспечено высокой степенью социальной защищенности. Граждане могут рассчитывать на медицинскую страховку, сравнительно недорогое медицинское обслуживание, скидки на покупку лекарственных препаратов. Безработным оказывается социальная помощь и выплачиваются крупные пособия.
5. Профессиональные перспективы
Чтобы определиться, стоит ли тратить время и штудировать «Deutsch», нужно чётко представлять, где нужен немецкий язык. Активно развивающиеся сферы: автомобилестроение, фармацевтика, химическая промышленность, IT технологии, точная механика и оптика.
6. Возможности для бизнеса
ФРГ зарекомендовала себя как место для надежного и выгодного вложения капитала. Это обуславливается благосостоянием страны и либеральным законодательством по вопросу иностранной инвестиционной деятельности: не резиденты могут без ограничений приобретать жилую и коммерческую недвижимость в стране.
Предпринимательская деятельность находится в фокусе экономики, а вступивший в силу закон «О пребывании, промысловой деятельности и интеграции иностранцев» значительно облегчил процесс бизнес-иммиграции.
7. Культура
Очень точно определяет германский менталитет фраза «Das Land der Dichter und Denker» переводящаяся, как «Страна поэтов и мыслителей». Исследования подтверждают, что немцы – активно читающая нация. В стране открыто более 1.000 научных и 11.000 общественных библиотек.
8. Туризм
Германия является третьей наиболее посещаемой страной в Европе. Около 4.000 немецких музеев ежегодно раскрывают двери для путешественников, и эта цифра постоянно растет. Дрезденская картинная галерея, Старая и Новая пинакотеки в Мюнхене, Германский музей в Мюнхене, Исторический музей в Берлине и это лишь начало списка. Не забываем также о музеях-дворцах и старинных замках.
История популярного европейского фестиваля «Oktoberfest» уходит корнями глубоко в прошлое. Впервые шумное празднество было проведено в 19 веке по случаю свадьбы германского кронпринца. Долгое время праздник носил локальный характер, ориентируясь на баварцев и немцев. Но со второй половины 20 века на него стали съезжаться туристы со всего мира.
«Октоберфест» за всю свою историю практически не отменялся.
9. Наука
За многие изобретения, значительно облегчившие людям жизнь, стоит поблагодарить именно немецких учёных: технология химиотерапии, разработанная Паулем Эрлихом; печатный станок, изобретённый Иоганном Гутетбергом; электромагнитные волны, чьё существование доказал Генрих Герц; теория относительности, обоснованная Альбертом Эйнштейном и формат MP3, изобретённый Карлхайнцем Бранденбургом.
Современная Германия не снижает заданный темп, финансируя науку и привлекая талантливых специалистов со всего мира. В последние годы страна добилась максимального экспорта высокотехнологичной продукции в мире после США.
10. Deutsche Sprache
О немецкой речи бытуют разные заблуждения, чаще всего сводящиеся к мифу про «очень сложный язык». Давайте разберёмся подробнее. Вы знали, что старо-английский по звучанию походил на немецкий? Это неудивительно, ведь оба языка относятся к общей группе. Знающим английский будет легче освоить «Deutsch» за счёт их сходства.
Фонетика немецкого проще, чем, например, французского. Если выучить систему звуков, то писать слова не составит труда. Языку присуща структурированность и чёткая логика, что сильно упрощает процесс обучения.
10 причин учить немецкий язык
Время чтения: 7 мин
#1. Немецкий – самый распространенный язык в Европе
#2. Немецкая экономика очень конкурентоспособна
#3. Знание немецкого языка дает возможность ведения бизнеса
#4. Немцы – новаторы
Печатный станок Гуттенберга, открытие электромагнитных волн Герцем, развитие химиотерапии Эрлихом, теория относительности Эйнштейна, создание музыкального формата МР3 Бранденбургом… на протяжении всей истории немцы прошли проверку временем, они и сейчас остаются в первых рядах. 4 из 10 инновационных компаний в мире находятся в Германии и 12,7% заявок на получение патента приходятся на Германию. Германия экспортирует больше высокотехнологичной продукции, чем любая другая страна, за исключением США; более чем 600 предприятий работает в области передовых биотехнологий. Только 115 из них расположены в Мюнхене. Дрезден стал центром производства микрочипов с более чем 765 предприятий.
Принимая во внимание вклад Германии в развитие инноваций, неудивительно, что две трети мировых международных ярмарок имеет место в Германии (например, IFA). В 2000 году в Ганновере прошла Всемирная выставка «Expo 2000».
#5. Немцы тратят очень много денег на путешествия
Немцы умеют не только работать, но и отдыхать. У немцев есть время и деньги на путешествия (в среднем 6 недель отпуска). Что они и делают! С немцем-отдыхающим можно столкнуться где угодно, 3 из 4 отпусков немцы проводят в других странах. В 2018 г. немцы потратили 94 миллиарда долларов на международные поездки, заняв третье место после жителей Китая и США. Год за годом немцы тратят все больше на путешествия.
#6. Значительное количество сайтов на немецком языке
#7. 1 из 10 книг печатаются в Германии
#8. Богатое культурное наследие немецкоговорящих стран
Германия считается страной поэтов и мыслителей: И.В. Гете, Т. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе – это всего лишь несколько авторов, чьи произведения являются всемирно известными. 10 Нобелевских премий по литературе были вручены немецким, австрийским и шведским авторам. Мир классической музыки немыслим без имен Моцарта, Баха, Бетховена, Штрауса и Вагнера. Вена остается и сегодня международным центром музыки. Начиная с величественной архитектуры средних веков до авангардного направления баухаус, с деревянных гравюр Дюрера до шедевров экспрессионизма Нольде, Кирхнера, Кокошки, выходцами из немецкоговорящих стран был внесен огромный вклад в развитие мирового искусства и архитектуры.
Философию и науку также нельзя представить без вклада немецких мыслителей. Философия Канта, Гегеля, Маркса, Ницше и многих других имела огромное влияние на современное общество. Психологи Фрейд и Юнг навсегда изменили представление о поведении человека. Ученые трех самых крупных немецкоговорящих стран получили множество Нобелевских премий по физике, химии и медицине.
Знание немецкого языка позволяет познакомиться с творениями этих людей на языке-оригинале и более полно познать мировую культуру. Любой, кто интересуется данными областями, автоматически расширяет свои знания и навыки благодаря знанию немецкого языка.
#9. Германия спонсирует международные академические обмены
#10. Немецкий язык не так сложен, как кажется
Мы хотели бы обозначить еще две причины, которые могут стать дополнительным стимулом к изучению языка для старших школьников и студентов:
#11. Возможность обучения и трудоустройства в Германии
Германия предоставляет большое количество стипендий желающим обучаться в различных вузах этой страны. У студентов из России особенно популярно обучение в Германии по программе магистратуры. Для молодежи из-за рубежа существуют специальные туристические визы, дающие разрешение на работу, а представители некоторых профессий могут получить специальные разрешения, позволяющие выполнять определенные работы.
#12. Программы обмена для школьников
Германия и многие страны мира, в том числе и РФ, имеют между собой соглашения по постоянному осуществлению программ школьных и студенческих обменов.
8 причин начать учить языки с немецкого
Когда предстоит выбрать, какому иностранному языку учить ребёнка, всё разрешается просто — конечно, английскому. Это главный и по сути единственный международный язык общения, он достаточно лёгок, и без него никуда. Но выбор не так очевиден, как кажется. Выбрав немецкий язык в качестве первого иностранного, мы повышаем мотивацию ребёнка выучить больше одного иностранного языка, помогаем развить речевой аппарат и мышление. А ещё — приобщаем к великой немецкой культуре. Татьяна Никитина приводит восемь убедительных аргументов в пользу того, чтобы начать с немецкого.
Если раньше в школе в качестве первого иностранного всегда было два языка, то сегодня многие школы решили вообще не иметь второй язык для выбора. Ведь подавляющее большинство родителей хотят, чтобы их ребёнок учил в качестве первого языка английский. А когда выбор всё же есть и второклашек начинают делить на «англичан» и «немцев», то баталии разгораются нешуточные. Все хотят попасть в английскую группу. Родители выискивают невероятные аргументы лишь бы доказать классному руководителю, что именно их ребёнку непременно нужен английский.
Но это поверхностный подход. Если же взглянуть на проблему выбора первого иностранного языка глубже, то бой на самом деле должен разгореться за право попасть в группу немецкого. Вот как минимум восемь причин для этого.
1. Высокая вероятность знать минимум два языка
Знание английского языка — это минимум, без которого никуда. Большинство из тех, кому сегодня 30 лет и меньше, — в той или иной степени владеют английским. Если же человек может похвастаться знанием любого второго языка, то это, безусловно, добавляет ему баллов. Потому что таких людей становится всё меньше и меньше. Это происходит из-за того, что второй язык в школе учат очень формально, а во взрослой жизни заставить себя учить другой язык, помимо английского, способны лишь единицы. Начав же с другого иностранного языка, ваш ребёнок с большой вероятностью, близкой к 100%, освоит ещё и английский — ведь мотивация его осваивать будет очень высокой.
2. Немецкий язык полезен для развития речевого аппарата
Психолингвисты выяснили, что фонетика немецкого для маленьких детей полезнее, чем английская. Особенности немецкого произношения — так называемые твёрдые приступы, напряжённые губы, раскатистые звуки — очень полезны для развития детского речевого аппарата и фонематического слуха. Преподаватели немецкого, работающие с младшеклассниками, подтверждают, что фонетические упражнения на уроках немецкого приводят в норму весь артикуляционный аппарат. Причем даже тех, кто подвержен различным логопедическим проблемам. Напротив, английский язык, для которого типичны всякие межзубные, заднезубные звуки, зачастую сводит на нет все усилия, которые были приложены логопедами в возрасте пяти-шести лет.
3. Немецкая грамматика способствует развитию логического мышления
Грамматика в немецком очень сложная, но упорядоченная, в ней нет исключений, как в английском или французском. Она сродни математике, логике, поэтому, как считали многие философы прошлых веков, её изучение способствует развитию мышления.
4. После немецкого легче стать полиглотом
Если ребёнок уловил закономерности в немецком языке, то с английским, испанским и даже французским языками он потом разбирается на раз-два. Школьные учителя это подтверждают. После немецкой грамматики английская кажется элементарной. А вот после первого английского грамматика любого другого языка может показаться сложной. И это сильно снижает мотивацию осваивать другие иностранные языки.
5. Немецкий — язык лидеров экономики и инноваций
Нередко о немецком можно услышать примерно следующее: «Да кто сегодня на немецком говорит? Разве что немцы с австрийцами». На самом деле немецкий — родной язык для самого большого числа людей в Европе, потому что в одной небольшой (по сравнению с Россией) Германии живёт больше 80 миллионов человек. А ещё это государственный язык Австрии, Швейцарии, крошечных, но богатых Люксембурга с Лихтенштейном. Кроме того, немецкий считают родным часть населения на востоке Бельгии, на севере Италии, им владеют жители многих других Европейских стран (на востоке Франции, в Нидерландах, Дании, Польше, Чехии и Румынии).
Германия — экономический центр Евросоюза и один из лидеров мировой экономики. Знание немецкого даст большое конкурентное преимущество вашему ребёнку, какую бы отрасль науки или экономики он для себя ни выбрал в будущем. Множество ведущих компаний мира базируются именно в Германии, и при прочих равных преимущество будет у претендента со знанием немецкого.
6. Знакомство с культурным наследием на языке оргинала
Немецкоговорящие страны — родина великих поэтов, писателей, мыслителей, композиторов, художников: Кафка, Бах, Бетховен, Штраус, Манн, Гёте, Гессе, Кант, Ницше, Фрейд, Юнг… Сложно остановиться в перечислении.
Если ваш ребёнок решит связать своё будущее с гуманитарными науками или искусством в любом его воплощении — немецкий станет для него огромным подспорьем в этом.
7. Востребованность в сфере туризма и сервиса
Жители немецкоговорящих стран — заядлые туристы. У них есть время и деньги на путешествия. Например, в Германии в среднем шесть недель отпуска, а расходы немцев на отдых растут с каждым годом. Ещё в 2007 году немцы потратили на международные поездки 91 миллиард евро, установив тем самым рекорд. Лидерство же в экономике означает, что немцы много перемещаются по миру и в бизнес-целях. Отели, рестораны, выставочные центры и торгово-промышленные ярмарки — всё это места, где можно услышать немецкую речь. Так что в любой сфере, связанной с туризмом и сервисом, человек, владеющий немецким, окажется в выигрышном положении.
8. Возможность учиться в Германии
Немецкое государство и частные инвесторы спонсируют огромное количество образовательных и научных программ, которые позволяют учиться и работать тысячам иностранных студентов и молодых учёных. Немаловажно, что иностранцы, зачисленные в немецкие университеты, не платят за обучение.
Почему немецкий язык — первый второй иностранный
Наши школы пока только привыкают к мысли, что изучение второго иностранного языка скоро станет обязательным. Несмотря на популярность испанского и китайского языков, чаще всего для изучения второго после английского языка выбирают немецкий. «Мел» поговорил с руководителем языкового отдела Гёте-Института Анной Ренатой Шёнхаген о том, почему детям важно изучать немецкий и как донести это до школ.
В тройку самых распространённых языков мира входят английский, испанский и китайский. Понятно, что они потому и популярны. А что может сподвигнуть ребёнка или его родителей выбрать немецкий язык?
Первая причина может быть в том, что в Европе немецкий — самый распространённый язык. На нём говорит наибольшее число жителей Евросоюза. Вторая — Германия привлекательная страна для получения высшего образования как для российских школьников, так и для их родителей. Наряду с Великобританией и США. И, конечно, в нынешней ситуации, когда отношения между нашими странами осложнены, особенно важно, чтобы самая большая страна Европы и Россия — самая большая страна Евразии — хорошо понимали друг друга. А залог этого — в первую очередь язык.
В последние десять лет популярность немецкого как первого иностранного языка снижается. Но как второго — неуклонно растёт. И задача нашей программы «Немецкий — первый второй иностранный» как раз в том, чтобы поддерживать эту тенденцию.
Мы работаем с тремя целевыми группами: родителями, которые должны понимать, зачем ребёнку изучать немецкий язык, руководителями общеобразовательных организаций, ответственными за учебный процесс в школе, и самими детьми. Им мы предлагаем увлекательную мотивирующую программу обучения различных уровней сложности. Наша основная стратегия в том, что мы предлагаем актуальные образовательные продукты для всех возрастных групп — от детского сада до поступления в университет. При этом уделяем большое внимание и повышению квалификации самих учителей. В первую очередь от них зависит желание ребёнка изучать язык.
И именно для учителей вы сейчас проводите конкурс?
Да, как итог нашей деятельности в последние полгода 19–20 ноября состоится крупная образовательная конференция. В ней, как ожидается, примут участие более тысячи учителей и руководителей образовательных организаций. На конференции мы представим разработанную нами программу и назовём победителей конкурса для школ и вузов, который должен был раскрыть образовательный потенциал немецкого языка как второго иностранного.
Призами будут награждены образовательные организации с образцовыми практиками введения немецкого языка как второго иностранного. Награды достанутся образовательным организациям, которые представят инновационные методы и принципы обучения немецкому как второму иностранному, современные концепции подготовки и повышения квалификации учителей немецкого языка.
Какие-то ещё новинки будут представлены в рамках конференции?
Мы сейчас активно работаем над ещё одним проектом нашей программы, он называется «Немецкий детский онлайн-университет — Kinderuni». Сама концепция такого университета — это попытка с помощью науки удовлетворить детское любопытство. В Германии она существует около 15 лет. Мы применили эту идею и полностью перевели её в онлайн-среду: в университете есть три факультета, изучающие человека, природу и технику. Ребёнок от восьми до 12 лет может записаться, смотреть лекции, основанные на выпусках немецкой познавательной «Передачи с Мышкой», выполнять задания на русском языке. И параллельно изучать немецкий. Мы не навязываем язык, а стараемся заинтересовать им ребёнка в игровой форме. Тогда у него появится желание продолжить изучение немецкого в школе.
Дети и родители проявили инициативу и в школе ввели второй язык — немецкий. Как вы поддерживаете такие школы?
Образовательная инициатива «Немецкий — первый второй иностранный» представляет собой комплекс различных мероприятий для целевых групп проекта. Их апробация идёт в 11 российских регионах, в которых мы заключили договоры о сотрудничестве с институтами дополнительного педагогического образования или другими образовательными структурами. Цель проекта — оказание поддержки российским общеобразовательным организациям, где в соответствии с новыми ФГОС ведётся или планируется преподавание немецкого языка в качестве второго иностранного. В 2016 году это 400 новых школ.
Для всех целевых групп проекта (родители, директора, обучающиеся, учителя и преподаватели) мы разработали специальные рабочие пакеты для проведения различных мероприятий: от родительских собраний до специальных программ повышения квалификации для учителей немецкого языка. И мы надеемся, что, если всё пойдёт по плану, в следующем году ещё 30 российских регионов присоединятся к этому проекту. Тогда наша образовательная инициатива приобретёт эффект снежного кома. Если в крупных регионах немецкий станет первым вторым иностранным языком, то остальные регионы потянутся за ними. Москва и Санкт-Петербург не входят в нашу программу: в этих городах немецкий язык и так получает всестороннюю поддержку. Мы ориентируемся на те области, где больше всего требуется наша поддержка и участие.
Все ваши учебные проекты в основном основаны на CLIL (Content and Language Integrated Learning). Что это за концепция?
CLIL, или предметно-языковое интегрированное обучение, — новая концепция обучения в дидактике. Основной её принцип в том, что преподавание какого-либо предмета ведётся на иностранном языке. При этом достигаются положительные образовательные результаты как по иностранному языку, так и по тому предмету, который преподают на иностранном языке.
Согласно исследованиям, языковая компетенция у обучающихся, которые изучали язык на основе этого подхода, выше, чем у тех, кто изучал язык в рамках классического преподавания. Они быстрее начинают свободно и идиоматически верно говорить на языке и уже на раннем этапе могут общаться на сложные темы. У тех, кто изучает немецкий язык в рамках другого предмета, скорее развивается предметная компетенция: обучающиеся лучше обходятся с предметным содержанием в специфических ситуациях общения.
CLIL — одна из ведущих программ. Известно, что языки лучше всего усваиваются через практическое применение. Основная её задача — заинтересовать немецким через увлекательное содержание. То есть учитель-предметник работает вместе с учителем иностранного языка, они инициируют вместе проект, который будет интересен учащимся. Так работает проект «Школа за экологию: Думать. Исследовать. Действовать!», где третий год подряд мы проводим экологический конкурс. В нём приняли участие уже более 400 школ. Победители конкурса представляют свои проекты на Международной молодёжной экологической конференции в Германии.
Тема экологии не очень популярна в России, тем более в регионах. Чувствуете ли вы интерес к ней у подростков?
Именно у детей мы видим интерес. Возможно, причина в том, что задача конкурсантов — представить экологическую ситуацию своего региона, окрестностей и разработать конкретные решения выявленных проблем. И это работает. Дети ухаживают за школьным садом, устанавливают урны, ищут возможности перерабатывать макулатуру, добиваются создания экологических троп и раздельного сбора мусора. Был один очень интересный проект, когда школьники небольшой деревни в России решили увеличить популяцию ежей, которая сократилась почти до нуля. Они провели исследование и выяснили, что жители деревни просто выбрасывают использованные батарейки, которые загрязняют почву. Тогда дети вместе с учителем провели целую кампанию — сделали очень милые плакаты с разъяснениями, что случается, когда батарейки просто выбрасывают. И в итоге коммунальные службы даже установили специальные контейнеры для утилизации. Это успешный пример того, как немецкий язык может быть полезен в неожиданных аспектах.
В большинстве случаев Гёте-Институт демонстрирует, как интересно и необычно можно преподавать немецкий. Но затем уже учителя должны проявлять инициативу. Вы не боитесь, что без вашего участия все начинания быстро затухнут?
Мы стараемся работать структурно, все наши проекты имеют чёткую систему. Поэтому мы вовлекаем и чиновников, и родителей, и учителей. И, конечно, мы видим интерес регионов. Многие школы считают очень престижным вводить немецкий язык. Инициатива часто исходит от них. Так произошло с программой подготовки учителей «Учимся обучать немецкому», которую многие университеты предлагают включить в свои учебные планы. Не мы навязываем что-то учителям, а они сами обращаются к нам за поддержкой.
То есть любой учитель может по своей инициативе пройти обучение в Гёте-Институте?
Да, у нас очень сильно развито именно это направление. Мы предлагаем бесплатные очные семинары в Москве с референтом из Германии на определённую методическую тему. Иногда бывают недельные семинары, но тогда уже на конкурсной основе — мы выбираем среди поданных заявок лучших кандидатов. Также ежегодно мы выделяем около 100 стипендий учителям и преподавателям немецкого языка для прохождения двухнедельного семинара в Германии. Заявку на участие в конкурсе может подать каждый.
В последние годы активно реализуются дистанционные курсы, где учителя под руководством опытных тьюторов выполняют задания. Мы предлагаем вебинары и для преподавателей профессиональных училищ. Последнее — достаточно новые для нас сфера деятельности. Раньше мы не уделяли такого внимания колледжам и среднему профессиональному образованию в России. Но сейчас мы разрабатываем специальные методики и для них. Мы предлагаем такую методику обучения, как «Учебно-тренировочная фирма», где ученики выступают в качестве сотрудников, например, шоколадной фабрики и в этом профессиональном контексте изучают язык. Мы обучаем учителей использованию этой технологии.