Для чего нужен немецкий
Стоит ли учить немецкий язык и насколько это перспективно
Немецкий язык – один из наиболее популярных для изучения в России. Он входил в школьную программу в СССР и по сей день преподается во многих школах как первый или второй иностранный. И хотя сегодня на первом месте по значимости в мире английский и китайский, немецкий не теряет популярность. Стоит ли целенаправленно изучать его и какие перспективы открываются перед владеющими им людьми?
Распространенность немецкого языка
В 2019 году ЕГЭ по немецкому языку сдавало почти 1500 выпускников, в то время как французский – всего около 800, испанский – чуть больше 100, а китайский – всего 75 человек. В мире немецким владеют примерно 130 миллионов человек в качестве первого или второго языка, а еще он наиболее распространен в Евросоюзе.
Государственный статус он имеет в 6 странах: Германии, Австрии, Лихтенштейне, Швейцарии, Люксембурге и Бельгии, – а в качестве официального регионального языка признан еще в 18 странах мира. Третий по использованию в интернете и десятый по распространенности в мире, немецкий представляет большой интерес для изучающих иностранные языки.
Особенности немецкого языка
Этот язык Гёте и братьев Гримм выделился из древнегерманской группы в 8 в. н.э., когда сформировалась собственная фонетическая система. Несмотря на большое количество изменений, произошедших в языковой системе с тех пор, он близок по своей структуре к английскому, поэтому считается, что людям, владеющим английским, учить его гораздо легче, чем, к примеру, французам.
Для русских он тоже достаточно понятен: письменность в нем алфавитная, глаголы спрягаются, существительные склоняются. Современный немецкий язык имеет свои региональные диалекты и национальные варианты с особыми чертами произношения и грамматики, однако изучают в основном наддиалектную форму – литературный язык Германии, либо австрийский и швейцарский варианты.
Причины изучать немецкий язык
Несмотря на относительно небольшое количество стран и людей, которые говорят на немецком, он считается перспективным вариантом для изучения как детьми, так и взрослыми.
Почему не стоит изучать немецкий язык
Немецкий язык, несмотря на все достоинства, менее популярен, чем английский или китайский, и многие люди выбирают другие европейские языки. Почему?
Вывод
Немецкий язык, как и любой другой, невозможно выучить быстро. Для его изучения нужна четкая цель: учеба в вузе Германии, иммиграция в Австрию через 5 лет или понимание на слух песни группы Rammstein. Изучение немецкого языка требует внимательности, большого количества времени и регулярной работы.
Учить немецкий будет легче человеку, который уже знаком с английским языком и готов к более сложному материалу. Это будет выгодно для тех, кто хочет связать свою жизнь и карьеру именно с Германией или Австрией, поскольку за пределами Европы применение такому навыку найти будет сложно.
10 причин учить немецкий язык
Время чтения: 7 мин
#1. Немецкий – самый распространенный язык в Европе
#2. Немецкая экономика очень конкурентоспособна
#3. Знание немецкого языка дает возможность ведения бизнеса
#4. Немцы – новаторы
Печатный станок Гуттенберга, открытие электромагнитных волн Герцем, развитие химиотерапии Эрлихом, теория относительности Эйнштейна, создание музыкального формата МР3 Бранденбургом… на протяжении всей истории немцы прошли проверку временем, они и сейчас остаются в первых рядах. 4 из 10 инновационных компаний в мире находятся в Германии и 12,7% заявок на получение патента приходятся на Германию. Германия экспортирует больше высокотехнологичной продукции, чем любая другая страна, за исключением США; более чем 600 предприятий работает в области передовых биотехнологий. Только 115 из них расположены в Мюнхене. Дрезден стал центром производства микрочипов с более чем 765 предприятий.
Принимая во внимание вклад Германии в развитие инноваций, неудивительно, что две трети мировых международных ярмарок имеет место в Германии (например, IFA). В 2000 году в Ганновере прошла Всемирная выставка «Expo 2000».
#5. Немцы тратят очень много денег на путешествия
Немцы умеют не только работать, но и отдыхать. У немцев есть время и деньги на путешествия (в среднем 6 недель отпуска). Что они и делают! С немцем-отдыхающим можно столкнуться где угодно, 3 из 4 отпусков немцы проводят в других странах. В 2018 г. немцы потратили 94 миллиарда долларов на международные поездки, заняв третье место после жителей Китая и США. Год за годом немцы тратят все больше на путешествия.
#6. Значительное количество сайтов на немецком языке
#7. 1 из 10 книг печатаются в Германии
#8. Богатое культурное наследие немецкоговорящих стран
Германия считается страной поэтов и мыслителей: И.В. Гете, Т. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе – это всего лишь несколько авторов, чьи произведения являются всемирно известными. 10 Нобелевских премий по литературе были вручены немецким, австрийским и шведским авторам. Мир классической музыки немыслим без имен Моцарта, Баха, Бетховена, Штрауса и Вагнера. Вена остается и сегодня международным центром музыки. Начиная с величественной архитектуры средних веков до авангардного направления баухаус, с деревянных гравюр Дюрера до шедевров экспрессионизма Нольде, Кирхнера, Кокошки, выходцами из немецкоговорящих стран был внесен огромный вклад в развитие мирового искусства и архитектуры.
Философию и науку также нельзя представить без вклада немецких мыслителей. Философия Канта, Гегеля, Маркса, Ницше и многих других имела огромное влияние на современное общество. Психологи Фрейд и Юнг навсегда изменили представление о поведении человека. Ученые трех самых крупных немецкоговорящих стран получили множество Нобелевских премий по физике, химии и медицине.
Знание немецкого языка позволяет познакомиться с творениями этих людей на языке-оригинале и более полно познать мировую культуру. Любой, кто интересуется данными областями, автоматически расширяет свои знания и навыки благодаря знанию немецкого языка.
#9. Германия спонсирует международные академические обмены
#10. Немецкий язык не так сложен, как кажется
Мы хотели бы обозначить еще две причины, которые могут стать дополнительным стимулом к изучению языка для старших школьников и студентов:
#11. Возможность обучения и трудоустройства в Германии
Германия предоставляет большое количество стипендий желающим обучаться в различных вузах этой страны. У студентов из России особенно популярно обучение в Германии по программе магистратуры. Для молодежи из-за рубежа существуют специальные туристические визы, дающие разрешение на работу, а представители некоторых профессий могут получить специальные разрешения, позволяющие выполнять определенные работы.
#12. Программы обмена для школьников
Германия и многие страны мира, в том числе и РФ, имеют между собой соглашения по постоянному осуществлению программ школьных и студенческих обменов.
10 причин выучить немецкий язык
В данной статье мы рассмотрим объективные причины, зачем учить немецкий, разберёмся, в каких сферах пригодится знание «Deutsch» и постараемся развеять популярные мифы об этом языке.
1. Широкое распространение
Знание немецкого языка позволит Вам общаться с жителями Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна, Люксембурга и непосредственно Германии. Будет легче путешествовать по Восточной Бельгии, Дании, Польше, Нидерландам и Чехии, где тоже понимают германскую речь.
Более 100 миллионов человек по всему миру говорят по-немецки свободно, без учёта тех, кто выучил его в качестве иностранного. Немецкий неизменно входит в пятёрку популярных языков, уступая лишь китайскому и английскому.
2. Образование
Обучение в Германии престижно и качественно. Дипломы немецких университетов котируются во всех странах, значительно повышая Вашу конкурентоспособность. Германия предоставляет широкие возможности для высшего и дополнительного образования: международный студенческий обмен, сезонные курсы, стажировки.
Германская служба академических обменов, фонды Генриха Бёлля, Конрада Аденауэра, Розы Люксембург и д.р. ежегодно предоставляют иностранным студентам учебные гранты. Это реальная возможность учиться заграницей без крупных вложений: учащиеся получают стипендию и фиксированную сумму на дополнительные расходы (покупка учебников, специализированных книг и т.д.)
Кандидату на грант необходимо предоставить документ, подтверждающий отличное владение немецкой речью. В список входят сертификаты DSH, Test DaF или Института имени Гёте. К сожалению, добиться столь высокого знания иностранного языка самостоятельно практически невозможно. Однако существуют курсы, направленные на подготовку к будущему поступлению.
3. Экономические показатели
Экономика ФРГ отличается устойчивостью к изменениям и кризисам, в отличие от других членов Евросоюза, переживающих тяжёлые времена. ВВП страны неизменно растёт, показатели экспорта обгоняют даже США. Проведение структурных реформ позволило Германии понизить уровень безработицы, что также выделяется на негативном европейском фоне.
4. Социальная сфера
Население ФРГ обеспечено высокой степенью социальной защищенности. Граждане могут рассчитывать на медицинскую страховку, сравнительно недорогое медицинское обслуживание, скидки на покупку лекарственных препаратов. Безработным оказывается социальная помощь и выплачиваются крупные пособия.
5. Профессиональные перспективы
Чтобы определиться, стоит ли тратить время и штудировать «Deutsch», нужно чётко представлять, где нужен немецкий язык. Активно развивающиеся сферы: автомобилестроение, фармацевтика, химическая промышленность, IT технологии, точная механика и оптика.
6. Возможности для бизнеса
ФРГ зарекомендовала себя как место для надежного и выгодного вложения капитала. Это обуславливается благосостоянием страны и либеральным законодательством по вопросу иностранной инвестиционной деятельности: не резиденты могут без ограничений приобретать жилую и коммерческую недвижимость в стране.
Предпринимательская деятельность находится в фокусе экономики, а вступивший в силу закон «О пребывании, промысловой деятельности и интеграции иностранцев» значительно облегчил процесс бизнес-иммиграции.
7. Культура
Очень точно определяет германский менталитет фраза «Das Land der Dichter und Denker» переводящаяся, как «Страна поэтов и мыслителей». Исследования подтверждают, что немцы – активно читающая нация. В стране открыто более 1.000 научных и 11.000 общественных библиотек.
8. Туризм
Германия является третьей наиболее посещаемой страной в Европе. Около 4.000 немецких музеев ежегодно раскрывают двери для путешественников, и эта цифра постоянно растет. Дрезденская картинная галерея, Старая и Новая пинакотеки в Мюнхене, Германский музей в Мюнхене, Исторический музей в Берлине и это лишь начало списка. Не забываем также о музеях-дворцах и старинных замках.
История популярного европейского фестиваля «Oktoberfest» уходит корнями глубоко в прошлое. Впервые шумное празднество было проведено в 19 веке по случаю свадьбы германского кронпринца. Долгое время праздник носил локальный характер, ориентируясь на баварцев и немцев. Но со второй половины 20 века на него стали съезжаться туристы со всего мира.
«Октоберфест» за всю свою историю практически не отменялся.
9. Наука
За многие изобретения, значительно облегчившие людям жизнь, стоит поблагодарить именно немецких учёных: технология химиотерапии, разработанная Паулем Эрлихом; печатный станок, изобретённый Иоганном Гутетбергом; электромагнитные волны, чьё существование доказал Генрих Герц; теория относительности, обоснованная Альбертом Эйнштейном и формат MP3, изобретённый Карлхайнцем Бранденбургом.
Современная Германия не снижает заданный темп, финансируя науку и привлекая талантливых специалистов со всего мира. В последние годы страна добилась максимального экспорта высокотехнологичной продукции в мире после США.
10. Deutsche Sprache
О немецкой речи бытуют разные заблуждения, чаще всего сводящиеся к мифу про «очень сложный язык». Давайте разберёмся подробнее. Вы знали, что старо-английский по звучанию походил на немецкий? Это неудивительно, ведь оба языка относятся к общей группе. Знающим английский будет легче освоить «Deutsch» за счёт их сходства.
Фонетика немецкого проще, чем, например, французского. Если выучить систему звуков, то писать слова не составит труда. Языку присуща структурированность и чёткая логика, что сильно упрощает процесс обучения.
«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

Архив журнала
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Янв | Мар » | |||||
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Рубрики
Участникам
ПОЧЕМУ НУЖНО УЧИТЬ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК?
Статья написана в форме выступления на родительском собрании первоклассников для привлечения детей к изучению немецкого языка.
настроение: практичное
ключевые слова: классный руководитель, родительское собрание, немецкий язык, Германия, европейское образование
город: Калининград
e-mail: kuncsitko@mail.ru
Цель выступления: привлечение детей к изучению немецкого языка.
Организация: заранее договоритесь с классным руководителем первого класса о своем приходе на родительское собрание. Подготовьте брошюрки о немецком языке, можно презентацию.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Позвольте мне представиться. Меня зовут Кунц Ирина Васильевна, я учитель немецкого языка. В нашей школе я работаю 5 лет. В будущем году я буду вести немецкий язык в вашем классе.
Свое выступление я хотела бы начать с высказывания, которое я прочитала в интернете: «Во втором классе нас поделили на группы по изучению иностранного языка: 19 человек в английской группе и 8 в немецкой. Мама (руководствуясь, видимо, женской интуицией) отправила меня в группу к «немцам». Дома был скандал. Папа хотел, чтобы я изучала английский, так как, зная его, можно чувствовать себя комфортно в любой стране мира, на что мама ответила: «Если ребенку понравится, пусть учит». И мне понравилось. С тех пор прошло уже 8 лет, я ни разу не пожалела о своем выборе. Это не просто «стерпится — слюбится». Я действительно всем сердцем люблю немецкий язык. Единственное, что всегда меня обижало, — отношение к нему других людей. Многие считают его некрасивым, резким, жестким, кричащим. Кто-то думает, что выучить его невозможно из-за его сложной грамматики. Кому-то он откровенно «режет ухо»… И сталкиваюсь я с этим постоянно. Мне бы хотелось, чтобы люди поняли, насколько он красив и мелодичен, насколько искренне на нем можно выразить свои эмоции и как точно описать чувства, которые ты испытываешь, насколько он распространен и сколько возможностей он может открыть!»
Знакомая ситуация, не правда ли? Такая ситуация происходит практически в каждой семье, когда в начале учебного года во втором классе детей начинают делить на группы и оказывается, что немецкий язык хотят изучать только 4–8 школьников, а на английский идут 15–18 учеников. Начинается самая настоящая война с классным руководителем, с учителем. При делении класса приходится часто обращаться к администрации школы.
В нашей школе это тоже стало огромной проблемой: детей в «немецких» группах просто не было. В 2012 году в школе был полностью оборудован кабинет немецкого языка, закуплен и установлен лингафонный кабинет, компьютер, но учить было некого. Обидно было видеть, как немецкий язык просто стал вымирать. Наша школа имеет богатую историю. Много лет велась переписка с выпускниками школы, которые после присоединения Кенигсберга к России были вынуждены покинуть город. Однако нельзя забывать, что Калининградская область — особый регион, в котором связь с немецким языком существует до сих пор. Европейские страны тесно сотрудничают с нами в области туризма, экономики и политики. Будущее поколение калининградцев просто обязано знать иностранные языки: не только английский, но и немецкий, и польский и др.
В нашем городе существуют Центры национальной культуры, где многие школьники принимают участие в немецких фестивалях, конкурсах, проектах. Школьники учат язык, потому что он им интересен, они связывают с ним свое будущее.
В последнее время Германия стала одним из самых надежных партнеров России. Наши связи с Германией развиваются гораздо быстрее и плодотворнее, чем с Америкой или Англией.
Итак, почему следует учить немецкий язык?
Немецкий язык является одним из самых распространенных языков в мире.
Он занимает 10 место по популярности и является одним из официальных языков Евросоюза. В целом, более 120 миллионов людей говорят на немецком языке. Он является официальным языком не только Германии, но и Австрии, Швейцарии, Люксембурга, Лихтенштейна. На нем говорят в Бельгии, Северной Италии, Дании и Ватикане.
Многие великие произведения литературы написаны на немецком языке.
Германия занимает 3 место в мире по книгоизданию. Кстати, именно в Германии зародилось книгопечатание. Иоганн Гутенберг, немецкий изобретатель, в 1450 году изобрел наборные литеры, а в 1452 году начал печатать «Библию».
Германия, Швейцария и Австрия являются самыми красивыми странами Европы.
Каждая из них славится своими достопримечательностями, традициями, восхитительной кухней, а также выдающимися личностями, которые имеют всемирное значение в истории мировой культуры. В Германии — братья Гримм, Иммануил Кант, Артур Шопенгауер, Альберт Эйнштейн, Карл Маркс, Фридрих Ницше. В Австрии — Вольфганг Амадей Моцарт, Франц Шуберт, Зигмунд Фрейд, Густав Климт. В Швейцарии — Рихард Авенариус, Пауль Клее, Карл-Густав Юнг и многие-многие другие.
Германия является важнейшим торговым партнером многих стран Европы и Азии, так как славится своим немецким качеством.
Почти каждый из нас проверяет это на себе ежедневно в прямом смысле. В числе производимых автомобилей — Audi, BMW, Mercedes-Benz, Opel, Porsche, Volkswagen. Техника — Siеmens, Bosch.
В Австрии или Германии реально получить качественное высшее образование.
Существует множество государственных и частных университетов, в которых выпускники могут получить одну из многих специальностей по своему желанию. В Австрии семестр обучения стоит 360 евро, в Германии от 600 до 800 (не многие российские университеты могут похвастаться такими ценами). Студенты имеют некоторые льготы, но самое главное — возможность удачно трудоустроиться в будущем. Обучение может проходить и на английском языке, но в большинстве случаев требуется хорошее знание немецкого языка.
Германия каждый год оказывает финансовую поддержку более чем 60000 человек, участвующим в программах обмена.
Международное сотрудничество играет большую роль в жизни Германии. Имеется большое количество грантов на бесплатное обучение для студентов, молодых ученых и преподавателей. Существует возможность получить визу для работы на каникулах, а для некоторых специальностей предоставляется разрешение на длительную работу.
И это далеко не все, что можно открыть для себя, изучая немецкий язык. Среди калининградских жителей немецкий язык достаточно популярен, но многие дети и их родители не хотят изучать этот язык, считая его гораздо менее востребованным сегодня, чем английский. Многие родители выбирают школы, где изучают два иностранных языка. И это стало хорошей практикой. В текущем учебном году в нашей школе стартует проект «Международная сертификация знаний по немецкому языку на уровне А1 и А2 Общеевропейских компетенций владения иностранным языком». Школой закуплены все необходимые учебники, подготовлен график работы курсов. Поэтому не упускайте прекрасной возможности обучить вашего ребенка немецкому языку, дать ему достойное европейское образование!
Почему немецкий язык — первый второй иностранный
Наши школы пока только привыкают к мысли, что изучение второго иностранного языка скоро станет обязательным. Несмотря на популярность испанского и китайского языков, чаще всего для изучения второго после английского языка выбирают немецкий. «Мел» поговорил с руководителем языкового отдела Гёте-Института Анной Ренатой Шёнхаген о том, почему детям важно изучать немецкий и как донести это до школ.
В тройку самых распространённых языков мира входят английский, испанский и китайский. Понятно, что они потому и популярны. А что может сподвигнуть ребёнка или его родителей выбрать немецкий язык?
Первая причина может быть в том, что в Европе немецкий — самый распространённый язык. На нём говорит наибольшее число жителей Евросоюза. Вторая — Германия привлекательная страна для получения высшего образования как для российских школьников, так и для их родителей. Наряду с Великобританией и США. И, конечно, в нынешней ситуации, когда отношения между нашими странами осложнены, особенно важно, чтобы самая большая страна Европы и Россия — самая большая страна Евразии — хорошо понимали друг друга. А залог этого — в первую очередь язык.
В последние десять лет популярность немецкого как первого иностранного языка снижается. Но как второго — неуклонно растёт. И задача нашей программы «Немецкий — первый второй иностранный» как раз в том, чтобы поддерживать эту тенденцию.
Мы работаем с тремя целевыми группами: родителями, которые должны понимать, зачем ребёнку изучать немецкий язык, руководителями общеобразовательных организаций, ответственными за учебный процесс в школе, и самими детьми. Им мы предлагаем увлекательную мотивирующую программу обучения различных уровней сложности. Наша основная стратегия в том, что мы предлагаем актуальные образовательные продукты для всех возрастных групп — от детского сада до поступления в университет. При этом уделяем большое внимание и повышению квалификации самих учителей. В первую очередь от них зависит желание ребёнка изучать язык.
И именно для учителей вы сейчас проводите конкурс?
Да, как итог нашей деятельности в последние полгода 19–20 ноября состоится крупная образовательная конференция. В ней, как ожидается, примут участие более тысячи учителей и руководителей образовательных организаций. На конференции мы представим разработанную нами программу и назовём победителей конкурса для школ и вузов, который должен был раскрыть образовательный потенциал немецкого языка как второго иностранного.
Призами будут награждены образовательные организации с образцовыми практиками введения немецкого языка как второго иностранного. Награды достанутся образовательным организациям, которые представят инновационные методы и принципы обучения немецкому как второму иностранному, современные концепции подготовки и повышения квалификации учителей немецкого языка.
Какие-то ещё новинки будут представлены в рамках конференции?
Мы сейчас активно работаем над ещё одним проектом нашей программы, он называется «Немецкий детский онлайн-университет — Kinderuni». Сама концепция такого университета — это попытка с помощью науки удовлетворить детское любопытство. В Германии она существует около 15 лет. Мы применили эту идею и полностью перевели её в онлайн-среду: в университете есть три факультета, изучающие человека, природу и технику. Ребёнок от восьми до 12 лет может записаться, смотреть лекции, основанные на выпусках немецкой познавательной «Передачи с Мышкой», выполнять задания на русском языке. И параллельно изучать немецкий. Мы не навязываем язык, а стараемся заинтересовать им ребёнка в игровой форме. Тогда у него появится желание продолжить изучение немецкого в школе.
Дети и родители проявили инициативу и в школе ввели второй язык — немецкий. Как вы поддерживаете такие школы?
Образовательная инициатива «Немецкий — первый второй иностранный» представляет собой комплекс различных мероприятий для целевых групп проекта. Их апробация идёт в 11 российских регионах, в которых мы заключили договоры о сотрудничестве с институтами дополнительного педагогического образования или другими образовательными структурами. Цель проекта — оказание поддержки российским общеобразовательным организациям, где в соответствии с новыми ФГОС ведётся или планируется преподавание немецкого языка в качестве второго иностранного. В 2016 году это 400 новых школ.
Для всех целевых групп проекта (родители, директора, обучающиеся, учителя и преподаватели) мы разработали специальные рабочие пакеты для проведения различных мероприятий: от родительских собраний до специальных программ повышения квалификации для учителей немецкого языка. И мы надеемся, что, если всё пойдёт по плану, в следующем году ещё 30 российских регионов присоединятся к этому проекту. Тогда наша образовательная инициатива приобретёт эффект снежного кома. Если в крупных регионах немецкий станет первым вторым иностранным языком, то остальные регионы потянутся за ними. Москва и Санкт-Петербург не входят в нашу программу: в этих городах немецкий язык и так получает всестороннюю поддержку. Мы ориентируемся на те области, где больше всего требуется наша поддержка и участие.
Все ваши учебные проекты в основном основаны на CLIL (Content and Language Integrated Learning). Что это за концепция?
CLIL, или предметно-языковое интегрированное обучение, — новая концепция обучения в дидактике. Основной её принцип в том, что преподавание какого-либо предмета ведётся на иностранном языке. При этом достигаются положительные образовательные результаты как по иностранному языку, так и по тому предмету, который преподают на иностранном языке.
Согласно исследованиям, языковая компетенция у обучающихся, которые изучали язык на основе этого подхода, выше, чем у тех, кто изучал язык в рамках классического преподавания. Они быстрее начинают свободно и идиоматически верно говорить на языке и уже на раннем этапе могут общаться на сложные темы. У тех, кто изучает немецкий язык в рамках другого предмета, скорее развивается предметная компетенция: обучающиеся лучше обходятся с предметным содержанием в специфических ситуациях общения.
CLIL — одна из ведущих программ. Известно, что языки лучше всего усваиваются через практическое применение. Основная её задача — заинтересовать немецким через увлекательное содержание. То есть учитель-предметник работает вместе с учителем иностранного языка, они инициируют вместе проект, который будет интересен учащимся. Так работает проект «Школа за экологию: Думать. Исследовать. Действовать!», где третий год подряд мы проводим экологический конкурс. В нём приняли участие уже более 400 школ. Победители конкурса представляют свои проекты на Международной молодёжной экологической конференции в Германии.
Тема экологии не очень популярна в России, тем более в регионах. Чувствуете ли вы интерес к ней у подростков?
Именно у детей мы видим интерес. Возможно, причина в том, что задача конкурсантов — представить экологическую ситуацию своего региона, окрестностей и разработать конкретные решения выявленных проблем. И это работает. Дети ухаживают за школьным садом, устанавливают урны, ищут возможности перерабатывать макулатуру, добиваются создания экологических троп и раздельного сбора мусора. Был один очень интересный проект, когда школьники небольшой деревни в России решили увеличить популяцию ежей, которая сократилась почти до нуля. Они провели исследование и выяснили, что жители деревни просто выбрасывают использованные батарейки, которые загрязняют почву. Тогда дети вместе с учителем провели целую кампанию — сделали очень милые плакаты с разъяснениями, что случается, когда батарейки просто выбрасывают. И в итоге коммунальные службы даже установили специальные контейнеры для утилизации. Это успешный пример того, как немецкий язык может быть полезен в неожиданных аспектах.
В большинстве случаев Гёте-Институт демонстрирует, как интересно и необычно можно преподавать немецкий. Но затем уже учителя должны проявлять инициативу. Вы не боитесь, что без вашего участия все начинания быстро затухнут?
Мы стараемся работать структурно, все наши проекты имеют чёткую систему. Поэтому мы вовлекаем и чиновников, и родителей, и учителей. И, конечно, мы видим интерес регионов. Многие школы считают очень престижным вводить немецкий язык. Инициатива часто исходит от них. Так произошло с программой подготовки учителей «Учимся обучать немецкому», которую многие университеты предлагают включить в свои учебные планы. Не мы навязываем что-то учителям, а они сами обращаются к нам за поддержкой.
То есть любой учитель может по своей инициативе пройти обучение в Гёте-Институте?
Да, у нас очень сильно развито именно это направление. Мы предлагаем бесплатные очные семинары в Москве с референтом из Германии на определённую методическую тему. Иногда бывают недельные семинары, но тогда уже на конкурсной основе — мы выбираем среди поданных заявок лучших кандидатов. Также ежегодно мы выделяем около 100 стипендий учителям и преподавателям немецкого языка для прохождения двухнедельного семинара в Германии. Заявку на участие в конкурсе может подать каждый.
В последние годы активно реализуются дистанционные курсы, где учителя под руководством опытных тьюторов выполняют задания. Мы предлагаем вебинары и для преподавателей профессиональных училищ. Последнее — достаточно новые для нас сфера деятельности. Раньше мы не уделяли такого внимания колледжам и среднему профессиональному образованию в России. Но сейчас мы разрабатываем специальные методики и для них. Мы предлагаем такую методику обучения, как «Учебно-тренировочная фирма», где ученики выступают в качестве сотрудников, например, шоколадной фабрики и в этом профессиональном контексте изучают язык. Мы обучаем учителей использованию этой технологии.