Для чего нужен никель в электромобилях
К концу года 80% батарей для электромобилей будут с высоким содержанием никеля
Основной потребитель никеля (73%) традиционно производство нержавеющей стали. И спрос в этой отрасли поддерживается увеличением производства нержавеющей стали в Китае и Индонезии. На долю Китая приходится примерно половина мирового производства и потребления стали. Что касается нержавеющей, то в 2019 г. ее производство (с содержанием никеля 10%) в Китае составит, по прогнозам, 13,5 млн т из всего примерно 40 млн т в мире.
Импорт никеля в Китай за первые шесть месяцев 2019 г. вырос на 43% (в годовом сопоставлении), составив 300 000 т, сообщает в полугодовом отчете компания «Норникель», подконтрольная «Интерросу» Владимира Потанина. Компания производит 10% первичного и 23% рафинированного никеля в мире.
Но производство нержавеющей стали – не единственный рынок потребления никеля, уверены в компании, все больший спрос предъявляют производители аккумуляторных батарей для электромобилей – никель служит материалом для катодов. Пока спрос не превышает 4% мирового потребления никеля, но быстро растет, пишет «Норникель». В 2018 г. потребление никеля производителями автобатарей составляло 70 000 т. В 2019 г. оно вырастет на 28,6%, а в 2020 г. – еще на 27,8%, приводит данные компания. Доля никелевых батарей в этом году составит 80%. Всего в 2019 г. будет произведено порядка 500 000 т катодов. Еще в 2017 г. доля никелевых катодов не превышала 50%, а их производство было менее 400 000 т.
Батареи стали крупным и быстро растущим рынком для никеля, соглашается младший директор Fitch Вячеслав Демченко. По его оценкам, потребление никеля в автомобильных батареях может вырасти более чем в 2 раза за пять лет и составить 10% общего потребления этого металла. Никель будет вытеснять более дорогой и редкий кобальт в аккумуляторах, поясняет эксперт. Однако серьезного дефицита никеля на рынке возникнуть не должно, уверен Демченко: рост спроса на этот металл будет стимулировать компании увеличивать его предложение. Одним из главных направлений в стратегии развития «Норникеля» до 2025 г. является увеличение производства цветных металлов – оно должно вырасти к 2020 г. на 5–8% в сравнении с показателями 2017 г. А после 2025 г. компания планирует увеличить производство цветных металлов еще на 15%. Это позволит компании удовлетворить растущий спрос, вызванный структурными изменениями в автомобильной промышленности. И компания ожидает, что дефицит никеля к 2020 г. сократится до 27 000 т.
«Норникель» более устойчив к макроэкономическим факторам, чем его конкуренты, полагает аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Риски замедления китайской экономики, конечно, оказывают негативное влияние на цены металлов, производимых «Норникелем», но такие процессы, как трансформация автомобильной отрасли, идут независимо от большинства глобальных факторов, что позволяет «Норникелю» показывать опережающую динамику прибыли, заключает эксперт.
Спрос на никель вырос благодаря электромобилям
К 2023 году доля мирового производства никеля, направленного на изготовление батарей для электромобилей, вырастет до 12%. Об этом сказано в прогнозе UBS, на который ссылается The Wall Street Journal. Согласно прогнозу аналитической компании Roskill, к 2030 году доля данного вида никеля составит уже 20%. По итогам 2018 года она составляла 3% мирового производства.
В прошлом году на изготовление батарей для электрокаров ушла меньшая часть потребляемого никеля. Большая часть традиционно пришлась на производство нержавеющей стали — 70%.
Рост спроса к 2023 году произойдет благодаря расширению линеек электромобилей. По подсчетам AlixPartners, в течение следующих четырех лет автопроизводители представят свыше 200 новых электрических моделей без учета гибридов.
Батареи с высоким содержанием никеля становятся все популярнее, поскольку этот металл эффективнее справляется с высокими температурами. В частности, Tesla сократила в своих батареях содержание кобальта и повысила содержание никеля. Это улучшило эффективность аккумуляторов. По сведениям The Wall Street Journal, в будущем Tesla планирует полностью отказаться от кобальта.
Однако существует риск, что после роста цены пойдут вниз. В первую очередь это может произойти в силу быстрого развития индустрии электромобилей, инновации в которой могут снизить цены после бума.
Изменчивость цены в определенный промежуток времени. Финансовый показатель в управлении финансовыми рисками. Характеризует тенденцию изменчивости цены – резкое падение или рост приводит к росту волатильности. Подробнее
Илон Маск призвал выпускать больше никеля, пообещав крупный контракт
Текущая стоимость комплектующих для аккумуляторов является препятствием для роста Tesla, отметил Маск.
Зачем Маску никель
Никель – важный компонент аккумуляторов для EV (аккумуляторные и гибридные автомобили), увеличивающий их емкость и позволяющий автомобилю нарастить пробег без подзарядки. Потребности Tesla в никеле вызваны как расширением производства EV, так и развитием проекта по солнечным панелям, где также используется этот металл.
Помимо основной фабрики в Калифорнии, Tesla ведет строительство Gigafactory в Шанхае, готовит площадку в Берлине и накануне анонсировала создание еще одного завода – в штате Техас.
Tesla Inc. сейчас потребляет никель-кобальто-марганцевые аккумуляторы корейской компании LG Chem и никель-кобальто-алюминиевые аккумуляторы японской Panasonic. Эти компании, через длинную сбытовую цепочку, потребляют никель, произведенный горнодобывающими компаниями. Tesla не раскрывает, какие компании являются частью ее цепочки поставок.
Принимая во внимание стремление Tesla к устойчивому развитию, компания, скорее всего, предпочтет закупать высококачественный сульфидный никель, для производства которого требуется меньше энергии, чем для никеля из латеритных руд, приводит Reuters мнение Лалан Шоу (Lachlan Shaw) из National Australia Bank.
Основные поставщики никеля
Ключевые поставщики никеля – Vale, производящая никель в Канаде и Бразилии, основной производитель высокосортного никеля «Норильский никель» и BHP Group, работающая в Австралии.
Прорыв дамбы на одном из железорудных предприятий Vale в январе 2019 года вызвал крупнейшую экологическую катастрофу в отрасли, сопровождавшуюся человеческими жертвами.
Производство катодных материалов для аккумуляторов в течение последних нескольких лет было одним из основных драйверов роста спроса на никель.
По прогнозам Wood Mackensie, потребление никеля в материалах для аккумуляторов электромобилей возрастет на 64% в период между 2019 и 2025 гг. Удовлетворение этого спроса может быть непростой задачей для отрасли, которая медленно наращивает экономически эффективное производство.
Прогноз «Норникеля»
«Норникель» в 2018 году запустил первый downstream-проект, нацеленный на снабжение аккумуляторной отрасли. Финская площадка «Норникеля» Norilsk Nickel Harjavalta по соглашению с BASF поставляет никелевое и кобальтовое сырье для производства аккумуляторных материалов на заводе, строящемся по соседству с Harjavalta. BASF инвестирует в проект около 400 млн евро, проект рассчитан на обеспечение 300 тыс. электромобилей.
Переводить электромобили на LFP-батареи компанию Tesla вынуждает дефицит никеля
Литиевые батареи на основе фосфата железа (LFP) обладают меньшей плотностью хранения заряда и хуже переносят морозы, но при этом они более долговечны и менее опасны с точки зрения возгораний, чем литиевые аккумуляторы с никелем. Илон Маск (Elon Musk) на этой неделе дал понять, что Tesla будет расширять применение LFP-батарей из-за глобальной нехватки никеля.
Источник изображения: Tesla
Электромобили Tesla китайской сборки в базовых модификациях со стандартным запасом хода уже давно используют батареи на основе фосфата железа, потому что они дешевле и достаточно распространены на китайском рынке. Маск признал, что обеспечиваемая ими плотность хранения заряда уже достаточна для создания электромобилей с приемлемым запасом хода, и теперь поставки LFP-версий Tesla Model 3 осуществляются за пределы Китая.
В США компания до сих пор придерживалась исключительно литиевых батарей с никельсодержащим катодом, но на этой неделе со страниц Twitter глава Tesla заявил, что нехватка никеля является главной проблемой в сфере увеличения объёмов выпуска аккумуляторных ячеек. Машины со стандартным запасом хода будут переводиться на использование катодов с фосфатом железа. Вполне вероятно, что данные изменения коснутся и ассортимента продукции, выпускаемого в США. Компания Tesla достаточно гибко подходит к вопросу выбора поставщиков батарей, для неё не составит труда найти источник LFP-аккумуляторов для своих американских предприятий.
Электромобили усиливают спрос на никель
Данные нового исследования показали, что в 2021 году со стороны Китая сохранится стабильный спрос на никель, который используется в производстве аккумуляторов, нержавеющей стали и монет.
С начала года контракт на никель с поставкой через три месяца на Лондонской бирже металлов уже вырос на 11%, а с начала февраля металл подорожал на 4% после роста на 7% в январе.
И это произошло после стремительного роста цены на 44% в период с апреля по декабрь прошлого года. Только в сентябре этот рост был прерван снижением на 5%. И не забывате о том, что все это происходило в то время, когда по всему миру были объявлены локдауны из-за пандемии коронавируса.
Не помешает даже превышение предложения над спросом
Исследование Bank of America (NYSE: BAC ) указало, что в 2021 году потребление никеля в мире вырастет на 13,5% до 2,53 млн тонн, незначительно отставая от прогнозируемой добычи в размере 2,64 млн тонн (рост на 5%).
Незначительное превышение предложения над спросом, в основном благодаря поставкам из Индонезии, способно придержать цены на никель, но этого окажется недостаточно, чтобы остановить их рост. Вот как об этом сказано в прогнозе Bank of America:
«В 2021 году мы прогнозируем, что предложение превысит спрос. Индонезия по-прежнему наполняет глобальный рынок никеля, что должно сдержать рост цен».
Однако при этом Bank of America добавляет: «В ближайшие годы спрос на никель со стороны производителей электромобилей должен вырасти, что дает фундаментальные основания для повышения цен».
Источники: SNL, Woodmac, Bloomberg, отчеты компаний, INSG и глобальное исследование Bank of America
Адриан Гарднер, главный аналитик рынка никеля в консалтинговой компании Wood Mackenzie, в опубликованном в начале этого года прогнозе сообщил, что использование никеля в производстве автомобильных аккумуляторов в 2021 году вырастет приблизительно на 11% или на 20 тыс. тонн.
Это только начало спроса никеля для электромобилей
В своем прогнозе, опубликованном на индустриальном портале INN Resources, Гарднер добавляет:
«Сегмент рынка материалов, необходимых для работы электромобилей, еще только формируется. Однако игроки этого рынка уже на взводе, поскольку у него значительный потенциал ежегодного роста.
Заглядывая в будущее, мы полагаем, что спрос на никель со стороны производителей аккумуляторов будет только расти. стимулированный политикой перехода на электромобили как части «зеленой» энергетики в Европе. Спрос также вырастет из-за производства электромобилей в Китае и изменения политической ситуации в США».
Гарднер также сообщил о дополнительном спросе на никель в размере 160-170 тыс. тонн со стороны производителей нержавеющей стали. Именно для этой цели сейчас используется наибольшее количество никеля.
Аналитик в ведущей исследовательской компании Rosskill Оливер Массон соглашается с Гарднером:
«По прогнозам спрос будет восстанавливаться во всех секторах экономики, но производство нержавеющей стали и аккумуляторов для электромобилей продемонстрирует наилучшие показатели».
Аналитик Wood Mackenzie также прогнозирует, что производство готового для продажи ферроникеля (рафинированного никеля) в Индонезии значительно вырастет в этом году и составит около 815 тыс. тонн по сравнению с 630 тыс. тонн в 2020 году. Это произойдет за счет продолжающихся инвестиций в мощности по производству сырья в виде никельсодержащего чугуна (NPI).
Никельсодержащий чугун представляет собой низкосортный ферроникель, изобретенный в Китае в качестве более дешевой альтернативы чистому никелю для производства нержавеющей стали. Для выпуска никельсодержащего чугуна используется латеритная никельная руда, а не чистый никель, который продают на мировых рынках. Альтернатива была найдена Китаем в ответ на высокие цены на чистый никель.
С другой стороны, аналитик Wood Mackenzie прогнозирует, что в этом году производство ферроникеля в самом Китае упадет до 635 тыс. тонн по сравнению с 785 тыс. тонн в 2020 году. Прогнозируя менее значительный рост производства ферроникеля в Финляндии и Бразилии, он добавляет:
«Однако основной темой 2021 года станет ограниченный рост поставок никеля всего на 1,0-1,5%, учитывая рост добычи на одних месторождениях и снижение на других».
Лондонская исследовательская компания Benchmark Mineral Intelligence также прогнозирует, что в 2021 году продолжится рост поставок NPI из Индонезии. Вот как об этом пишет Грег Миллер:
«По прогнозам, в 2021 году в Индонезии вступят в строй первые проекты с кислотным выщелачиванием никеля, нацеленные на цепь поставок для производства электромобилей. Успех этих проектов по увеличению производства сырья определит прогнозы по поставкам необходимого для аккумуляторов никеля на следующее десятилетие».