Для чего нужен орфоэпический словарь
Орфоэпические словари
Зачем нам нужны орфоэпические словари?
Каждый человек однажды сталкивается с трудностями в произношении того или иного слова. К примеру, не может правильно поставить ударение, в результате чего попадает впросак или просто судорожно стремится заменить это слово синонимом, который не всегда оказывается удачно подобранным.
Логично предположить, что орфоэпический словарь напрямую связан с такой наукой о языке, как орфоэпия. Что же она собой представляет?
Орфоэпия занимается регулированием норм произношения. Кроме того, она дает объяснение их установлению и обосновывает их.
Для чего необходим орфоэпический словарь?
Словарь предназначен для использования его в качестве книга, которая содержит в себе информацию, разбитую на статьи, которые, в свою очередь, отсортированы по темам или названиям.
Основная цель орфоэпического словаря состоит в том, чтобы предоставить обратившемуся человеку сведения касательно произношения, образования и ударения того или иного слова, с которым возникли сложности.
История орфоэпических словарей берет свое начало в XVII веке, когда начался длительный процесс становления родного на языка. Несомненно, языковые нормализационные элементы известны и в предыдущие эпохи, однако, они никак не затрагивали устную речь. Вместе с формированием национального языка стала расти и значимость единства в произношении слов. В качестве самой первой орфоэпической пометки, которая появилась в словарях XVII века, стало ударение. Свое отражение оно нашло в «Лексиконе словеноросском и имен толковании». Далее в Словаре Академии Российской кроме ударения были также приведены сведения и о произношении различных слов. При этом важно отметить, что нормы фонетики на тот момент еще не были сформированы. Таким образом, с каждым годом появлялись все новые и новые словари с новыми пометками и добавлениями. Так и формировалась русская орфоэпия и ее нормы. С каждым новым словарем люди получали все больше и больше знаний о родном языке.
Почему важно правильно расставлять ударение?
Ударения в словах необходимы для того, чтобы можно было верно произнести слово, не исковеркав его изначальный смысл и значение. Все мы знаем, как богат наш язык и как много норм и правил он содержит. Всеми этими правилами человеку-носителю языка следует владеть и применять в своей разговорной речи.
При помощи ударения мы выделяем один из слогов в слове за счет собственного голоса. В русской лингвистике ударению отведена очень важная роль. С его помощью делается акцент на основное и второстепенно, кроме того, оно способно полностью изменить смысл произносимого слова. Например, зАмок- замОк.
Отсюда видно, что ударение очень важно, в особенности в той ситуации, когда слова пишутся абсолютно одинаково, а смысл имеют разный. Таким образом, не соблюдая орфоэпические нормы, мы делаем использование устной речи невозможным. Собеседники не смогут правильно понять ту мысль, которую до них хотят довести. Без соблюдения норм орфоэпии речь становится непонятной, невнятной и недоступной для других людей.
Орфоэпические знания. Они нужны?
Когда человек обладает широкими орфоэпическими знаниями, его коммуникабельность сильно возрастает. Это объясняется следующим:
— во-первых, такой человек не рискует оказаться неправильно понятым или непонятым вообще;
— во-вторых, он не стесняется произносить те или иные слова, потому что знает, как правильно расставить в них ударения и не пытается судорожно найти слово, которым можно было бы заменить то, что он хочет сказать;
— и в-третьих, у начитанного и грамотного человека речь будет такой же. А она, в свою очередь, крайне приятна для слуха и не вызывает раздражения в качестве ответной реакции у окружающих.
Таким образом, получается, что грамотность является самым лучшим свидетельством того, что человек начитан, грамотен и образован. И даже, если в школе не было хороших учителей или возникли какие-либо сложности в учебе, всегда следует помнить о том, что границ у самообразования нет. Кроме того, мы живем в такое время, когда всемирная сеть Интернет позволяет пользоваться различными образовательными материалами бесплатно. Множество словарей, книг, рабочих тетрадей сейчас доступны для пользователей совершенно бесплатно. Поэтому, не следует отказаться от такой возможности улучшить собственную речь. В любом случае, это принесёт только полезный эффект.
Крайне популярным в последнее время стало использование онлайн-словарей. Орфоэпический словарь не стал исключением. Добро пожаловать!
Орфоэпический словарь
Содержание
Структура словарной статьи
Орфоэпические словари русского языка
Примечания
Литература
Лексикография • лексикология • словник • словарная статья • тезаурус • конкорданс | |||||||||||
Энциклопедические | Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона • Большая советская энциклопедия • Большая российская энциклопедия • Википедия • Энциклопедия Британника • Энциклопедия Гран Лярусс • Энциклопедия Дидро и д’Аламбера • Энциклопедия Мейера | ||||||||||
Лингвистические |
| ||||||||||
Портал:Лингвистика • Портал:Русский язык |
Полезное
Смотреть что такое «Орфоэпический словарь» в других словарях:
орфоэпический словарь — Языковой словарь, дающий нормативное произношение слов. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN pronouncing dictionary DE orphoepisches Wörterbuch … Справочник технического переводчика
орфоэпический словарь — орфоэпический словарь: Языковой словарь, дающий нормативное произношение слов. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издатель … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
орфоэпический словарь — Rus: орфоэпический словарь Deu: orphoepisches Wörterbuch Eng: pronouncing dictionary Языковой словарь, дающий нормативное произношение слов. ГОСТ 7.60 [3.2.4.3.5.2.2.3] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
орфоэпический словарь — словарь, содержащий слова в их правильном нормативном литературном произношении … Толковый переводоведческий словарь
орфоэпический словарь — см. словарь лингвистический … Словарь лингвистических терминов
орфоэпический словарь — Лексикографическое издание, отражающее нормы произношения и ударения слов. В нем может содержаться грамматическая информация, а также сведения о семантических и словообразовательных особенностях … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
словарь лингвистический — Словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях предметах, явлениях, событиях). Диалектный (областной) словарь. Словарь, содержащий… … Словарь лингвистических терминов
Словарь — Словарь 1) лексика, словарный состав языка, диалекта, какой либо социальной группы, отдельного писателя и т. п. 2) Справочная книга, которая содержит слова (или морфемы, словосочетания, идиомы и т. п.), расположенные в определённом порядке… … Лингвистический энциклопедический словарь
Словарь образцового русского ударения — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Коммуникативная культура педагога. Современные орфографические и орфоэпические словари.
Введение
Велик и разнообразен русский язык, и также многообразны его словари. Словарный состав любого живого языка находится в непрерывном изменении и дополнении. Появляются новые слова, отражающие развитие современной науки, культуры, искусства, устаревшими помечаются неиспользуемые слова. Словари являются элементом национальной культуры, ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Словарями и справочниками пользуются многие: переводчики, ученики и студенты, специалисты, работающие в различных сферах деятельности. Словари выполняют множество функций. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Выбранная тема исследована многими лингвистами в разное время (Р.И. Аванесов и С.И. Ожегов, Л.А. Введенская, Д.Е. Розенталь, Д.Н. Ушаков, а также современные ученые – Н.Е. Валгина, К.С. Горбачевич, М.В. Зарва и др.), которые подчеркивают важность и актуальность работы со словарями.
Объект исследования – содержание и структура орфографических и орфоэпических словарей. Предмет исследования – орфографические и орфоэпические словари.
Цель работы – изучить специфику орфографических и орфоэпических словарей в русском языке и их роль в формировании грамотной устной и письменной речи, а также в общем образовании и культуре личности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить историю возникновения первых орфографических и орфоэпических словарей.
2. Проанализировать основные современные словари.
3. Определить виды данных словарей и сделать сравнительный анализ.
4. Рассмотреть содержание и структуру изучаемых словарей, их функции.
5. Выявить основную роль орфографических и орфоэпических словарей в обучении русскому языку и в общем образовании человека
Глава 1. Орфографический словарь
Орфографический словарь – словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии [3, с. 14].
Словник орфографического словаря, как правило, включает не только сложные для написания случаи, поскольку задача отграничения последних от не представляющих орфографических трудностей не имеет очевидного решения. Также составители словарей обычно не ограничиваются общелитературной лексикой, включая в словники специальную, терминологическую и иную лексику, не относящуюся к межстилевой.
1.1. Виды орфографических словарей
Выделяют следующие разновидности орфографических словарей:
1) школьные – различаются по объёму в зависимости от того, для начальных классов или средней школы они предназначены; часто сопровождаются изложением орфографических правил в объёме школьной программы;
2) словари-справочники для работников печати – включают трудные случаи написания нарицательных и собственных имён, а также подробное изложение орфографических правил и сведений, требуемых для корректорской и редакторской работы;
3) общие (в том числе посвящённые отдельным орфографическим проблемам: употреблению букв до реформы русской орфографии, Ё, прописных и строчных букв, правописанию одной или двух Н, слитным, дефисным и раздельным написаниям) – рассчитаны на всех пишущих;
4) отраслевые – посвящены специальной терминологии.
Школьные орфографические словари созданы специально для учеников начальных, средних и старших классов.
Приведем список основных современных школьных орфографических словарей и краткие характеристики к ним:
1. О.Д. Ушакова «Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника» (2002).
Это не просто орфографический словарь – в нем указаны склонения имен существительных и спряжения глаголов, что значительно облегчит процесс обучения для школьников.
2. М.О. Володарская «Словарь для начальной школы «4 в одном»: орфографический, толковый, фразеологический, строение слов» (2012).
В этой книге все словарные статьи подобраны в соответствии с программой начальных классов.
3. О.Е. Гайбарян «Школьный орфографический словарь» (2010).
«Школьный орфографический словарь» содержит около 30 ООО слов современного русского языка, а также «Краткий орфографический справочник», содержащий комментарии, объясняющие написание или содержащие правила, согласно которым определяется написание тех или иных слов.
4. А.Н. Тихонов, М.Ю. Казак «Школьный орфографический словарь русского языка» (2009).
Словарь отражает наиболее активную часть лексики современного русского языка – слова, грамматические формы слов, обороты речи, вызывающие орфографические трудности.
5. М.М. Баронова «Новый школьный универсальный словарь русского языка» (2009).
Данный словарь является универсальным школьным пособием, поскольку объединяет несколько справочников: «Орфографический словарь», «Орфоэпический словарь», «Слитно или раздельно», «С большой буквы или с маленькой», «Две согласные или одна» и т.д.
6. Н.Г. Ткаченко «Орфографический словарь русского языка для школьников» (2010).
Орфографический словарь включает около 35 000 слов и охватывает большую часть общеупотребительной лексики современного русского языка. Адресован школьникам старших классов, а также абитуриентам.
1.2. Роль использования орфографических словарей на уроках
русского языка
Цель обучения орфографии: на основе сознательного усвоения языковых понятий сформировать у учащихся прочные орфографические умения и навыки. Задача формирования прочных орфографических навыков у подрастающего поколения нашей страны возлагается на среднюю школу.
В русской орфографии выделяются следующие разделы:
— правописание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок,
— слитное, раздельное или дефисное написание;
— употребление строчных и прописных букв;
— правила переноса слов;
— графические сокращения слов.
Орфография изучается в 5-7 классах по сквозному принципу на фонетико-грамматической основе в процессе усвоения понятий фонетики, морфемики и морфологии. Орфографический словарь должен стать настольной книгой ученика при выполнении всех письменных работ: подборе слов с определенной орфограммой, подборе однокоренных слов, подборе одноструктурных слов и др. Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частного обращения к словарю у учащихся формируется зрительная и двигательная память.
Начиная с 1934 года «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова получил широкое распространение в средней школе. Его можно найти почти у каждого учащегося. Это обстоятельство дает возможность широко использовать этот словарь не только в качестве орфографического справочника, но и как дидактическое пособие для выполнения различных упражнений. Работа со словарем дает возможность еще в младших классах приобщить учащихся к справочной литературе [11, с. 8].
В орфографическом словаре помещен алфавит и названия букв. В приложении дан список мужских и женских имен, употребляемых в современном языке и частично в литературных произведениях прошлого. Имена даются в их официально-светской форме. Например: Александр, Алексей, Мария, Светлана (а не Саша, Алеша, Маша, Света). В начале словаря дан краткий свод важнейших правил правописания (всего 112 параграфов).
В основном корпусе словаря зафиксировано около 13000 слов. В некоторых случаях в скобках после заглавного слова даются необходимые объяснения. Например, для того, чтобы учащиеся не смешивали два однокоренных, или близких по звучанию разных, или частично совпадающих по значению слова, в словаре кратко поясняется лексическое значение, дается грамматическая форма слова. Например: абонент (кто абонирует), австралиец (житель Австралии), австриец (житель Австрии), адресант (кто посылает), адресат (кто получает) и т.д.
Уже с первых лет обучения необходимо приучать школьников пользоваться орфографическим словарем в качестве справочника. Первые упражнения должны быть связаны с тем, чтобы учащиеся поняли сущность алфавитного принципа расположения слов в словарях с учетом не только первой, но и последующих букв. Для этого необходимо в первую очередь добиться твердого усвоения алфавита русского языка [10, с. 154].
Особенно важно использовать словарь в качестве эффективного пособия на уроках русского языка и при выполнении домашних заданий. При этом задания должны быть максимально конкретны: необходимо четко и точно указать определенную букву или страницы словаря, откуда учащиеся должны выписать заданные слова. Это повысит эффективность работы учащихся и избавит их от необходимости непрерывно перелистывать страницы словаря. Широкую возможность для использования словаря могут дать задания на правописание приставок. Например: выпишите из словаря по 10 слов с приставками пре- и при-, в которых можно четко разграничить значения этих приставок.
Правильно организованная словарно – орфографическая работа обязательно предполагает систематическую, каждодневную работу со словарями.
При выполнении самостоятельных работ учащимся предоставляется возможность пользоваться учебником, таблицами, орфографическим словарем.
Ученики ведут также индивидуальные словари – справочники, которыми они могут пользоваться в своей работе. Но основным пособием для запоминания правописания трудных слов и предупреждения ошибок служит школьный «Орфографический словарь», который исключает возможность запоминания неверного написания и дает справку о правописании любого слова. Имея постоянно его под рукой, учащиеся быстро к нему привыкают и обращаются за справками даже без напоминаний учителя.
В методической литературе по русскому языку неоднократно подчеркивалась мысль о необходимости использовать в качестве справочного материала на уроках русского языка различного вида словари и справочники.
Искоренение ошибок, которые можно ликвидировать обращением к словарю, намного повысит грамотность учащихся, поэтому встает вопрос о необходимости приучать детей пользоваться словарем во всех нужных случаях.
Возникает вопрос об эффективности словарей. Отвечая на него, нельзя не учитывать психологические факторы, а именно: ученик, отыскавший в словаре нужное слово, увидел его правильно написанным, написал правильно. В процессе познания и запоминания зрительная память играет не меньшую роль, чем слуховая, поэтому знания, полученные путем самостоятельной работы со словарем, устойчивы.
Учащиеся обращаются к словарю, когда они сомневаются в написании орфограммы. Но беда в том, что они не всегда сомневаются, хотя ошибки допускают. Учащиеся не обращаются к словарю не потому, что не хотят работать со словарем, а потому что не видят орфограмм. Нужно научить ребят проверять по словарю не только слово, встретившееся в тексте, но и родственные слова других частей речи. Учащиеся, например, пишут слово «ссыльное» с одним «с», так как в словаре этого слова нет. Но в словаре дано родственное слово «ссылка». Поэтому с самого начала работы со словарем необходимо объяснить учащимся, как пользоваться словарем, какие части слова нельзя проверить по словарю.
В дальнейшей работе навыки, умения работать со словарем необходимо закреплять практически, то есть включать такие виды работ: 1. Найдите в словаре слово, с помощью которого можно проверить трудную орфограмму в словах: ссыльный, совещание, поселение, обратил, ссылка. 2. Найдите орфограммы, которые нельзя проверить с помощью словаря: в столице, на Волге, был на совещании, из соседнего села, озеро притаилось, в ветхом сарайчике и др.
Работа со словарем – один из вопросов, требующих своего решения, необходимо продолжать поиски новых методов работы со словарем, выяснять новые пути его использования. По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
А.М. Пешковский утверждал, что «нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово писано». Но мне кажется, что нужно вначале знакомиться с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово обязательно должно прозвучать. Ученики должны услышать и запомнить, как оно произносится. Далее мы рассмотрим понятие орфоэпического словаря и его роль в изучении русского языка.
Глава 2. Орфоэпический словарь
Какое же произношение считается образцовым? Это произношение, соответствующее орфоэпическим нормам современного русского литературного языка. Ответы на конкретные вопросы о правильном произношении отдельных слов и грамматических форм дают орфоэпические словари русского языка. Произносительные нормы фиксируются этими словарями. При установлении произносительных норм обычно учитывается соотношение фонетических и фонематических вариантов. Последние отражаются и в орфографии (ср.: ноль и нуль, валериана и валерьяна и др.).
Нормы произношения, как и другие языковые нормы, с одной стороны консервативны и соответствуют орфоэпическим традициям наиболее образованной части общества, но, с другой стороны, произносительные нормы динамичны и изменяются в силу ряда внешних (социальных) факторов и внутренних тенденций развития языковой системы [4, с. 65]. Поэтому пользоваться следует только последними изданиями словарей нормативного произношения.
2.1. История возникновения и виды орфографических словарей
Среди первых орфоэпических словарей можно выделить изданную в 1951 году брошюру-словарь «В помощь диктору» под редакцией К.И. Былинского. До Великой Отечественной войны дикторы московского радио записывали на карточках слова, вызывающие трудности в произношении. В пособии Былинского было всего пятьдесят страниц. Затем выходили новые издания, словарь становился все более популярным. На основе первой брошюры был создан «Словарь ударений для работников радио и телевидения». Последнее, шестое издание, содержащее около 75 тысяч слов, вышло в 1985 году под редакцией Д.Э. Розенталя. В словаре представлены, наряду с нарицательными существительными, имена собственные (личные имена и фамилии, географические наименования, названия органов печати, литературных и музыкальных произведений и т. д.)
В 1955 году был издан словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова, содержащий около 50 000 слов, во второе издание (1959год) было включено около 52 тысяч слов. К словарю приложены подробные «Сведения о произношении и ударении». В 1983 году вышел в свет «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы», авторы Р.И. Аванесов, С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова (5-е издание – в 1989году), которое содержит около 65 000слов. К словарю даны два приложения: «Сведения о произношении и ударении» и «Сведения о грамматических формах». В словаре подробно разработаны системы нормативных указаний, а также введены запретительные пометы. Орфоэпические словари адресованы не только профессионалам, чья деятельность связана с русским языком, но и любителям русского языка, всем, кто следит за его правильностью и выразительностью [1, с. 8]. В настоящее время существует множество орфоэпических словарей. С каждым годом появляются новые словари. Разобраться, какой словарь лучше, становится все сложнее. Но самым авторитетным является словарь под редакцией Р.И. Аванесова. Он является основой практически для всех русских словарей орфоэпии. Сходства и различия орфоэпических словарей в данной курсовой работе приведены на примере словаря Аванесова, М.В. Зарвы и Горбачевича.
Огромная работа по обследованию говоров нескольких тысяч населенных пунктов на территории Европейской части Российской Федерации, и последующее картографирование материала была проведена Р.И. Аванесовым и его учениками. Они дали последовательное обобщение и систематическое изложение различных аспектов русского языка. Наличие все расширявшегося круга собираемых и картографируемых диалектных данных русского языка открыло возможность подготовки в первой половине 60-х гг. качественно нового курса «Русской диалектологии», созданного коллективом лингвистов под руководством Р.И. Аванесова. Он на протяжении почти всей своей научной деятельности интересовался проблемами ударения русского литературного языка. Во многих работах («Ударение в современном русском литературном языке» (1955); «Русская литературная и диалектная фонетика» (1974); «Орфоэпический словарь русского языка» (1989)) им освещались следующие вопросы: ударение как признак слова; ударение слова и его свойства; долгота и краткость гласных; музыкальная сторона ударения; разноместность ударения; ударение подвижное и неподвижное (изменение места ударения при образовании форм слова); изменение места ударения при словообразовании; ударение и звуковое оформление слова; безударные и слабоударяемые слова; слова с побочным ударением.
Ко времени создания словаря «Орфоэпический словарь русского языка» (1989) уже определилась целесообразность объединения в одном лексикографическом издании сведений о произношении и ударении с последовательно поданной информацией об образовании грамматических форм. В нем широко разработана система нормативных рекомендаций и введены запретительные пометы. В издании 1989 года пополнен словник, уточнены нормативные рекомендации, более детально разработана подача некоторых категорий слов.
Словарь предоставляет информацию о правильном произношении и ударении отдельных слов, о правильном образовании их грамматических форм. В словаре присутствуют статьи «Сведения о произношении и ударении» и «Сведения о грамматических формах», написанные Р.И. Аванесовым. При написании курсовой работы было использовано восьмое издание этого словаря, вышедшее в печать в 2000 году.
В словаре трудностей произношения и ударения в современном русском языке слова расположены в алфавитном порядке. В некоторых случаях допускается объединение («гнездование») однокоренных слов с идентичными нормативными характеристиками. Например: алфавт, алфавИтный; вахтёр, вахтёрша; вегетариАнец, вегетариАнский;
2.2. Сопоставительная таблица материалов из орфоэпических словарей
Словарь под редакцией Аванесова содержит 65 000 слов. В словарь Зарва вошло немного меньше. Он включает в себя 50 000 слов. Меньше всего слов содержит словарь под редакцией Горбачевича – 12 000 слов. В словарях Горбачевича и Аванесова для некоторых слов даны два равноправных варианта произнесения. В некоторых случаях приводятся примеры допустимых вариантов произнесения слова и постановки в нем ударения. В словаре Зарва даны самые современные варианты произношения. Это один из последних словарей русской орфоэпии. Поэтому он вобрал в себя все лучшие от предыдущих словарей. Ниже представлена сопоставительная таблица, разработанная на основе анализа трех данных орфоэпических словарей.
Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке.12 000.-СПб.:Норинт,2000.-304с.
Зарва М. В.:Русское словесное ударение.Словарь.Около 50 000 слов.М.:изд-воНЦ ЭНАС,2001.-600с.
акушЕр, акушЕрка, устаревшее акушёр, акушёрка