Для чего нужен параллелизм в стихотворении
Что такое Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм — это фигура речи, которая характеризуется построением нескольких предложений с одинаковой структурой (или же отдельных частей внутри одного предложения).
Примеры синтаксического параллелизма
“Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой”.
С. Поделков
«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор».
А. А. Фет, 1883 г.
«Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог».
«Бог», Г. Р. Державин, 1784 г.
Что такое параллелизм?
Параллелизм — это использование повторяющихся слов и форм, чтобы придать отрывку в литературе структуру и ритм.
Параллелизм часто либо сопоставляет контрастные образы или идеи, чтобы показать их абсолютное различие, либо объединяет аналогичные концепции, чтобы показать их связь. Писатели часто сочетают параллелизм с другими литературными приёмами, такими как анафора и антитеза.
Виды параллелизмов
Параллелизмы бывают следующих видов: синтаксический, строфический, ритмический и отрицательный.
Синтаксический параллелизм
Этот вид встречается в литературе чаще всего. Он используется и в стихотворной форме, и в прозе. Характеризуется применением одной и той же структуры предложений. Обычно автор обозначает что-то обобщающее в начале фразы, следом развиваются идеи/предметы, которые с этим сравниваются.
Таким образом автор усиливает идею обобщения, описание становится более красочным и насыщенным. Зачастую это обобщение становится ключевым в понимании композиции и мысли автора.
«Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла».
«О доблестях, о подвигах, о славе. «, А. А. Блок, 1908 год
Строфический параллелизм
Автор использует в примыкающих строфах одинаковые синтаксические или лексические построения.
«Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!».
«Коль любить, так без рассудку. «, А. К. Толстой,
1854 год
Ритмический параллелизм
В этом параллелизме автор повторяет одинаковые рифмы или паузы, таким образом он вносит ритмичность в своё произведение.
“Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя”.
«Сад весь в цвету. » А. А. Фет, 1884 год
Отрицательный параллелизм
Этот параллелизм автор создаёт на основе отрицательного сравнения, т. е. оборот строится на частице «не».
«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич. «.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М. Ю. Лермонтов, 1838 год
Функции синтаксического параллелизма
Функциями синтаксического параллелизма являются:
Анафора и синтаксический параллелизм
Анафора — это использование автором повторяющихся звуковых элементов в начале каждой фразы, строки или строфы. Ещё анафору называют единоначатие.
Авторы используют этот стилистический приём для выделения самых важных частей произведения или для прибавления эмоциональности.
«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света».
“Анна Каренина”, Лев Толстой
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. «.
Сергей Есенин
В этом примере можно увидеть сочетание синтаксического параллелизма с анафорой:
«Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. «.
«Полдень», Фёдор Тютчев
Почти каждая строка начинается с «лениво» — это анафора, а одинаковое строение фраз (дышит полдень, катится река, тают облака) — это синтаксический параллелизм.
Синтаксическая анафора
Синтаксическая анафора (также анафорический параллелизм) — это анафора, которая повторяет предыдущую грамматическую конструкцию.
«Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей…».
«Нэпман», М. А. Светлов, 1925г.
Читайте подробнее про Анафору.
Синтаксический параллелизм в английском языке
Примером синтаксического параллелизма в английском языке можно назвать данную знаменитую фразу Дейла Карнеги (американский педагог и писатель):
«Success is getting what you want. Happiness is wanting what you get».
(«Успех — это когда вы получаете то, что вы хотите. Счастье — это когда вы желаете то, что вы получаете».)
Или отрывок из «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса:
«It was the best of times, it was the worst of times, it was the age of wisdom, it was the age of foolishness, it was the epoch of belief, it was the epoch of incredulity, it was the season of Light, it was the season of Darkness, it was the spring of hope, it was the winter of despair».
(«Это было лучшее из всех времён, это было худшее из всех времён; это был век мудрости, это был век глупости; это была эпоха веры, это была эпоха безверия; это были годы света, это были годы мрака; это была весна надежд, это была зима отчаяния».)
Или такой пример синтаксического параллелизма с антитезой (сочетание противоположных по смыслу слов, противопоставление).
Это из первого выступления перед американской публикой Джона Фицджералда Кеннеди на посту президента:
«Let every nation know, whether it wishes us well or ill, that we shall pay any price, bear any burden, meet any hardship, support any friend, oppose any foe to assure the survival and the success of liberty».
(«Пусть каждая страна, желает ли она нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем любое бремя, пройдём через любое испытание, поддержим любого друга, воспрепятствуем любому врагу, утверждая жизнь и достижение свободы».)
Семантический параллелизм
Семантический параллелизм — это литературный приём, который позволяет автору повторять мысль/идею. При нём используется тема/рифма или идейная структура, целью которой является связать мысли/идеи одной строки с идеями другой, для того чтобы усилить передаваемое автором сообщение.
«Врубель жил просто, как все мы живём«.
А. А. Блок
Разница между семантическим и синтаксическим параллелизмами
Синтаксический параллелизм строится, используя элементы, которые грамматически схожи между собой. А в семантическом параллелизме автор использует идеи, которые друг другу сопоставляются.
Что такое синтаксический параллелизм: примеры из художественной литературы
Язык играет крайне важную роль в жизни человека, а наличие в русском языке большого количества слов позволяет использовать как в обычной речи, так и в художественных текстах разнообразные конструкции, которые обогащают речь и делают ее изысканнее. К таким конструкциям относят и параллелизмы. …
Основные понятия
Само понятие параллелей как повторения одинаковых элементов встречается во многих науках: информатике, геометрии, биологии. Что такое параллелизм в тексте и как он применяется в русском языке?
Слово параллелизм переводится с греческого как «расположение рядом», что дает представление о смысле конструкции – это фигура речи, которая представляет собой размещение похожих (по смыслу, грамматике) элементов в отрывке.
Конструкция помогает создать цельный образ в литературе и обогащает текст: студент сдал зачеты, студент, который сдал зачеты, студент, сдавший зачеты. Зачастую такие конструкции именуют лексическим параллелизмом.
Важно! Параллельные конструкции имеют различия между собой по смыслу и стилю, например, часто несколько придаточных предложений образуют отдельное простое предложение в сложном, а вот параллельные простые обороты обозначаются как обычные члены предложения.
Это происходит из-за того, что глагол представляют в предложениях по-разному: в личной форме (придаточная часть), как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот), как действие-состояние (причастный оборот), как отвлеченное действие (отглагольное существительное).
Благодаря стилистическим различиям параллельные конструкции используются в разных стилях речи.
Виды конструкций
По своей структуре и форме выделяют сразу несколько таких форм, каждая из которых имеет свои особенности:
Параллелизм – это структурный фрагмент, который меняет всю концепцию произведения. Его можно встретить в народном творчестве, канцелярских текстах и художественных произведениях
В литературе
Литература – это место сосредоточения множества художественных приемов, благодаря которым и создаются яркие произведения. Среди них особенно выделяется лексический параллелизм, который используют для усиления или акцентирования внимания на каком-либо отрывке. Некоторые произведения даже требуют его присутствия, например, стихотворения-обращения и поэмы, поскольку он является выразительным средством языка.
В отличие от риторики, где этот прием означает повторение мысли, в литературе конструкция используется для подчеркивания сходства или отличия объектов. Часто его применяют для усиления важности какого-то отрывка, а в литературе используют для того, чтобы подчеркнуть значимость чего-либо. В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» автор пишет:
Услышу ль нежный разговор?».
Это яркий пример параллелизма в качестве акцента, который показывает, насколько важно для героя услышать и увидеть возлюбленную.
Фольклор
Параллели как художественный прием стали использоваться впервые в текстах античного периода. Особенно часто можно встретить такие параллельные конструкции в фольклорных произведениях, поскольку в те времена, люди часто отождествляли свои действия с событиями, происходящими в природе, и стремились отобразить это в своих произведениях. Их использовали в:
Внимание! Картина природы в образном параллелизме всегда первая, а после нее – отображение отношений и действий между людьми.
Особенно обилен на параллельные конструкции русский фольклор, в котором прием имеет несколько форм:
Из всех видов отрицательная форма не может выступать как самостоятельное средство, на котором можно построить целое произведение. Его обычно используют для раскрытия развязки или в отдельных эпизодах.
Более того, данный прием можно встретить чаще в народной поэзии, а в художественных произведениях только в том случае, когда автор использует его для подражания народному творчеству.
В современную и классическую литературу данный прием перешел именно из фольклора. Параллелизм в литературе Европы граничит с риторическими противопоставлениями и повторениями похожих звуков, для достижения ритмичности и создания определенного звукового эффекта.
Это интересно! Урок на тему: как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку
Примеры из художественной литературы
Формы параллелизма в произведениях могут быть выражены как словами и словосочетаниями, так и целыми предложениями. Особенно часто его используют поэты, ведь благодаря данному приему можно не только усилить эмоциональную окраску поэмы или отрывка, но и сделать произведение более ритмичным.
Примеры параллелизма можно найти у А.С Пушкина :
Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор? в поэме Руслан и Людмила,
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Бочка по морю плывёт в сказке О царе Салтане.
Твой дух высок, что горы в произведении «Опыты.
У Г. Державина: Я царь — я раб — я червь — я Бог! в оде Бог.
Внимание! В художественной литературе параллелизм – это порождение личной фантазии автора для усиления выразительности эмоций.
Без лексических и семантических конструкций художественные произведения больше бы походили на канцелярскую речь и сухие научные статьи. Параллелизмы – это одна из форм, которая делает тексты более яркими, акцентирует внимание, проводит параллели и доносит до читателя мысли и чувства автора. Этот прием можно успешно применять как в литературе, так и для большей выразительности устного языка.
Что такое параллелизм в литературе? Примеры
Параллелизм в литературе — это тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений.
В художественных произведениях для создания образной, яркой, привлекающей внимание читателей речи широко используются различные приемы и средства. К образно-выразительным средствам художественной речи относятся, в первую очередь, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Укажем некоторые из них:
Рассмотрим одну из фигур образной речи и узнаем, что такое параллелизм в художественной литературе.
Параллелизм — это…
Понятие «параллелизм» было известно древним грекам, которые использовали эту фигуру речи в риторике, где она обозначала прием повторения или сопоставления сходных элементов речи.
В переводе с греческого языка слово parallelos буквально значит «идущий рядом». Этот термин знаком многим естественным наукам. Его используют математики, физики, биологи. В литературе им обозначают один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие реалий действительности и в то же время сообщает поэтической речи особенную выразительность, которая воздействует на читателя соответствующим образом. В зависимости от контекста произведения эта фигура речи имеет самое разнообразное применение, назначение и смысл.
Вот какое определение, что такое параллелизм в литературе, дается в Википедии:
Параллелизм — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях речи, создающих единый поэтический образ.
В художественной речи параллельными элементами могут быть отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Параллелизм тематический
В литературе наиболее распространен параллелизм тематический, в основе которого лежит принцип сопоставления двух явлений, близких по своему содержанию. Например, понаблюдаем, как мастерски его использует поэт М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В этом художественном произведении автор проводит образную параллель «тучки небесные — странники» и изгнанник, странник-поэт.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм свойственен тексту или его отдельным смежным частям, в которых предложения, следующие друг за другом, автор строит по одному и тому же синтаксическому принципу, например, соблюдая один и тот же порядок членов предложения:
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что что в его составе две и более синтаксические единицы имеют равное количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.
Синтаксический параллелизм бывает неполным, например:
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного — прочь.
Примеры синтаксического параллелизма в литературе
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
М. Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов
И вы не расслышали слов.
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
М. А. Светлов. В разведке.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
С. Есенин. Письмо матери.
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Параллелизм в народной песне
Параллелизм различных видов характерен для устного народного творчества — народной песни, частушки и т. д. Наиболее распространенным видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:
Как светил да светил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины…
Здесь синтаксический параллелизм сочетается с анафорой. Понаблюдаем за использованием параллелизма в народной песне:
Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…
Отрицательный параллелизм
Наряду с прямым параллелизмом в своем творчестве поэты используют параллелизм отрицательный, восприняв этот прием из народной песни. Отрицательный параллелизм строится так, что первый ряд в поэтическом сравнении начинается с частицы «не».
Например, читаем у А. С. Пушкина:
Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась…
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайным тихим светом
Напоил мои глаза.
Параллелизм (стиль)
Параллели́зм — ( _gr. παραλληλισμος — расположение рядом, соположение) — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова. Например:
Фольклор и древняя литература
Параллелизм широко распространён в фольклоре и древнеписьменных литератуpax. Во многих древнейших системах стихосложения он выступал как принцип построения строфы.
Известен особый вид параллелизма ( _la. parallelismus membrorum) древнееврейского (библейского) стихосложения, в котором собственно параллелизм соединяется с синонимией, что даёт варьирование сходных образов. Например:
В древнегерманском стихе средневековья параллелизм имеет большое значение и соединяется с аллитерацией, а также с рифмой.
Параллелизм широко используется в финском фольклорном стихе, в частности финском эпосе «Калевала», где он соединяется с обязательной градацией:
Шесть он зёрнышек находитСемь семян он поднимает.
Параллелизм связан со структурой хорового действа — амебейной композицией. Фольклорные формы параллелизма широко используются в художественной (литературной) песне ( _de. Kunstlied).
Русский фольклор
Простейший тип параллелизма в русском фольклоре — «двучленный «:
Летал сокол по небу,Гулял молодец по свету.
Предполагается, что из двучленного параллелизма развились более сложные типы. «Многочленный параллелизм » представляет собой несколько последовательных параллелей. «Отрицательный параллелизм » — такой, в котором параллель, взятая из внешнего мира, противопоставляется действию человека, как бы отрицает его:
Не белая берёзынька к земле преклоняется —Красная девица батюшке кланяется.
В «формальном параллелизме » отсутствует (или утрачена) логическая связь сопоставления внешнего мира и человеческих действий:
Опущу колечко в речку,А перчаточку под лёд,Записались мы в коммуну,Пускай судит весь народ.
Литература
Письменные литературы более позднего времени заимствуют параллелизм из из фольклора и древнеписьменных литератур. В частности, развитие параллелизма характерно для античной литературы. Под влиянием этого параллелизм основательно исследуется в античной риторике.
В европейской художественной литературе параллелизм усложняется: широко распространяется его соединение с анафорой, антитезой, хиазмом и другими фигурами.
Часто в литературе воспроизводятся формы фольклора:
Примечания
Библиография
* «Веселовский А. » Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Собр. соч. Т. I. СПб., 1911.
Полезное
Смотреть что такое «Параллелизм (стиль)» в других словарях:
Параллелизм (в поэтике) — Параллелизм в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Пример: «Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, кабы на меня не… … Большая советская энциклопедия
Параллелизм — I Параллелизм парафилия, параллельное развитие, принцип эволюции групп организмов, заключающийся в независимом приобретении ими сходных черт строения на основании особенностей, унаследованных от общих предков. Так, в ходе эволюции… … Большая советская энциклопедия
ПАРАЛЛЕЛИЗМ — (от греч. parállēlos находящийся или идущий рядом), тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Пример:Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы… … Литературный энциклопедический словарь
Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется … Википедия
Язык и стиль рекламы — Под этим понимается система языковых и внеязыковых средств выражения содержания рекламных текстов (Р. т.), их речевая организация, обусловленная функционированием в сфере массовой коммуникации. Реклама относится к убеждающей и воздействующей речи … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II — Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… … Православная энциклопедия
Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… … Литературная энциклопедия
Песня — Гусляры, картина В. М. Васнецова, 1899 год … Википедия
Параллельные вычислительные системы — Не следует путать с Распределённые вычисления. Параллельные вычислительные системы это физические компьютерные, а также программные системы, реализующие тем или иным способом параллельную обработку данных на многих вычислительных узлах.[1]… … Википедия