Для чего нужен пейзаж

Пейзаж — жанр в живописи: виды, история, эволюция

Пейзаж — это живописный жанр, предметом которого являются природные, сельские и городские ландшафты, а также атмосферные явления. Люди и животные тоже могут появляться в пейзажах, но их роль второстепенна: они «захвачены» кистью творца, поскольку оказались частью изображаемой реальности. Иногда это вообще не более чем стаффаж — фигуры, которые оживляют местность.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Пейзаж многолик в живописи. В этом жанре создано множество бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переливают в краски своё настроение.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Пейзажи, вошедшие в число самых знаменитых творений планеты, оцениваются в миллионы долларов. Многие художники-пейзажисты — такие, как Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский — относятся к элите живописцев. Их гениальность бесспорна. Поэтому даже трудно поверить, что ещё несколько веков назад этот жанр считался… низким! (Наряду с бытовым жанром и натюрмортом). Мастера не сразу оценили его потенциал и довольно долгое время рассматривали ландшафты только как фон для сюжетных картин и портретов.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Развитие пейзажной живописи

Пейзажная живопись — это молодой жанр. В качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг в XVII-XVIII веках.

Пейзажные мотивы встречались на античных фресках, но в эпоху Средневековья развитие традиций античности прервалось. Иногда ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Крупным прорывом стало создание братьями Лимбург (Frères de Limbourg) «Великолепного часослова герцога Беррийского». Его наполняют изображения сельской местности в разные времена года. Иллюстрации написаны в духе интернациональной готики — переходного стиля, предшествовавшего Проторенессансу и Ренессансу.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

В эпоху Возрождения мастера начинают всё больше уделять внимания природным мотивам, впрочем, всё ещё используя их в качестве фона. Но росло мастерство, повышалась реалистичность, усиливалась проработка деталей. Ландшафт всё чаще становится не просто дополнением, а значимым элементом композиции. Примером может служить знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Всё это открывало новые возможности для изображения окружающего мира.

Большую роль сыграла венецианская школа в период Позднего Возрождения. Одним из первых авторов, у которых природа обретает самостоятельное значение, стал Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco). В его «Буре» роль человеческих фигур уже второстепенна.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Параллельно на Севере Европы развивала пейзажно-живописное направление голландская школа. В отличие от насыщенного колорита итальянцев, у голландцев краски были приглушёнными.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

К концу XVI столетия уже можно говорить о выделении пейзажно-ландшафтной живописи в качестве отдельной ветви. Так, в работе Эль Греко (El Greco) «Толедо в грозу» уже вообще нет человеческих фигур.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

В XVII-XVIII веках свою изюминку в живописание «натуры» вносили различные стили:

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Огромную роль сыграл романтизм XIX века. Художники-романтики обращались к темам, будоражащим чувства и воображение. Их творчество зовёт в дальние странствия, показывает экзотические или затерянные уголки мира, воспевает красоту стихии или же приглашает приоткрыть полог тайны.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Следующим революционным шагом стало появление пленэра — живописания на открытом воздухе. В конце XIX столетия начали выпускать тюбиковые краски, что позволило выезжать с мольбертами в леса, поля, луга, на берега водоёмов.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Благодаря натуральному освещению открылись новые возможности в передаче красоты воздушно-световой среды. Первую скрипку в этот период играли импрессионисты.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

В XIX — начале XX веков также повышается значение реализма. Поразительно точная передача действительности — вплоть до травинки — характерна, например, для Ивана Ивановича Шишкина.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Ну, а затем разнообразие стилей становится таким, что нет смысла их перечислять. По-своему отображали окружающую среду «дикие фовисты», кубисты, абстракционисты…

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Передача реальности окончательно теряет значение, а доминантой становится самовыражение художника, его личный взгляд на мир.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Какими бывают пейзажи

Природа многолика, и искусство отображает всё её многообразие. На полотнах предстают водопады, леса и реки, горы и озёра, моря и небо, луга и океаны, поля и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров:

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

В свою очередь, и эти разновидности дали свои ответвления. Среди природных пейзажей особняком стоит марина — возможно, потому, что морская стихия противостоит суше. Самостоятельность марина обрела ещё в XVII столетии.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Также выделяются (хотя, скорее, неофициально — у них нет специальных названий), пейзажи горные, лесные, степные и другие.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

А вот городской пейзаж получил более чёткое деление.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

От него отпочковались:

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Есть также обширные группы, объединённых общей пейзажной темой (достаточно узкой, специфической), но не имеющие специальных названий. Так, например, в эпоху романтизма живописцы-пейзажисты часто писали виды с замками, монастырями, средневековыми руинами.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Ещё одна интересная группа — пейзажисты, «специализирующиеся» на изображении неба. Главная фигура среди них — Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), которого называют художником воздуха и света.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

А минималист Ив Кляйн (Yves Klein) в 1962 году довёл воспевание красоты чистого неба до апофеоза работой «IKB», представляющей собой прямоугольник синего цвета.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Распространено также деление живописно-пейзажного творчества по времени года:

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Делят работы мастеров-пейзажистов и по времени суток: на утренние, дневные, вечерние и ночные. Крупные тематические группы — картины, воспевающие закаты и восходы, жаркий полдень, таинственный покров ночи — звёздной, беззвёздной, лунной…

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Специальной классификации для изображений природных явлений не разработано.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Но, опять же, можно выделить группы произведений, в которых основное внимание художника-пейзажиста сосредоточено именно на атмосферных явлениях: дожде, снеге, грозе, сильном ветре (вплоть до бури и шторма), радуге.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Типы пейзажей по жанру и характеру — эпика, лирика, сюрреализм…

Помимо тематического деления, есть и другие классификационные подходы. По характеру выделяют:

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Важным моментом для характеристики является указание на конкретный стиль, в котором написано полотно: например, академический пейзаж, барочный, романтический, импрессионистский, гиперреалистичный.

Для чего нужен пейзаж. Смотреть фото Для чего нужен пейзаж. Смотреть картинку Для чего нужен пейзаж. Картинка про Для чего нужен пейзаж. Фото Для чего нужен пейзаж

Что ещё нужно знать о пейзажах

Значимое деление пейзажно-ландшафтных полотен — на камерные и панорамные. Первые изображают небольшие природные уголки и, как правило, наполнены лиризмом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *