Для чего нужен пинцет в лаборатории
МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
В лабораториях широко применяют разнообразное металлическое оборудование, преимущественно стальное.
Штатив представляет собой стальной стержень, укрепленный на тяжелой стальной подставке, чаще всего имеющей форму четырехугольника. Обычно стержень укрепляют почти у самого края меньшей стороны подставки.
Рис. 146. Железный штатив с набором: 1-лапки малые; 3, 4 — лапки большие; 5, 6, 7 — кольца; 8 — вилка; 9- муфты для лапок и колец.
Бывают также штативы, у которых стальной стержень укреплен не у края, а посредине подставки. В этом случае подставка имеет удлиненную форму.
Штативы служат для закрепления на них всякого рода приборов. Обычно штативы продаются с набором держателей (лапок), колец и муфт различной величины (рис. 146). Иногда держатели для бюреток бывают отлиты вместе с муфтой; лапки и муфты продаются также отдельно. Лапки бывают самых разнооб-. разных форм и величин; они служат для закрепления бюреток, холодильников, делительных воронок, колб и т. д.
Внутренняя часть губ лапок обычно покрыта пробкой, чтобы при зажимании не раздавить стекла; если же пробковая прослойка отсутствует, на губы лапки необхо> димо натянуть куски резиновой трубки.
Рис. 147. Универсальный штатив.Рис. 148. Монтажный штатив
Кольца служат для помещения на нужной высоте колб, стаканов и других приборов.
Для многих целей может оказаться удобным универсальный штатив (рис. 147). Его прикрепляют к сгене, как показано на рис. 147. Вертикальный стержень имеет длину 45 см, а плечи, расположенные перпендикулярно к нему, — 35 см. При помощи муфт к плечам можно присоединять в различных направлениях металлические стержни или трубки, лапки, кольца и пр. и располагать монтируемые установки наиболее целесообразно. Такие штативы удобны в лабораториях органической химии, в которых проводят синтезы различных веществ.
Для монтирования стационарных или легко разбирающихся стеклянных аппаратов и приборов очень удобен штатив, изображенный на рис. 148.
Треноги (рис. 149) бывают разной величины и высоты. Они служат в качестве подставок для водяных и других бань, а также при нагревании больших сосудов и т. п.
Зажимы. Имеется очень большое коли-чество конструкций зажимов, применяемых в лабораторной практике. Принципиально онн могут быть двух типов: винтовые или пружинные. В лабораториях чаще всего применяют винтовые зажимы Гофмана и пружинные Мора (рис. 150). Зажимы Гофмана хорошо применять в тех случаях, когда требуется значительная герметичность и нет надобности часто их открывать. Когда же зажимом приходится пользоваться часто (например, на бюретках, на бутылях с дистиллированной водой), удобнее пользоваться зажимом Мора.
Рис. 149. Металлическая тренога.
Зажимы Мора имеют некоторые недостатки, в частности они не дают возможности достичь равномерного зажимания. Значительно удобнее зажим (рис. 151), предложенный Боринцем. Этот зажим прост в обращении и не имеет недостатков, присущих зажиму Мора.
Прецизионный зажим (рис. 152) относится к винтовым зажимам. Он имеет преимущество перед другими зажимами в том, что смонтирован па устойчивом металлическом цоколе и допускает очень точную регулировку пружинящим рычагом. Завинчивая или отвин чивая гайку, можно фиксировать нужное положение.
Рис. 151. Рабочий эскиз для изготовления зажима конструкции Боринца: а — металлическая полоса с сечением 3,5 X 1,7 мм; б —та же полоса с согнутыми лапками; о —схема изготовления зажимз; г —зажим в рабочем положении; д — вид зажима сбоку.
Ухватики (рис. 153). Вместо тигельных щипцов часто удобнее пользоваться ухватиками, размеры которых подгоняют к размерам тиглей, применяемых в лаборатории. Ухватики могут быть изготовлены из нержавеющей стали или из никеля. Для больших стальных тиглей ухватики можно делать из латунной или бронзовой проволоки, лучше никелированной или хромированной.
Тигельные щипцы (рис. 154) служат для захватывания крышек тиглей. Обычно их изготовляют из железа и никелируют. Тигельные щипцы нужно класть на стол так, чтобы изогнутые концы их были обращены вверх, как показано на рис. 154.
Рис. 152. Прецизионный зажим.
Пинцеты (рис. 155) служат для взятия небольших предметов. Например, пинцетами следует пользоваться при работе с металлическим натрием, при работе с разновесом, чтобы не касаться его руками (см. гл. 5 «Весы и взвешивание»), и во многих других случаях.
Тигли металлические (рис. 156) бывают медные, чугунные, стальные, из чистого никеля, из чистого серебра, платиновые и из сплавов платины, из чистого золота. Все они применяются при разного рода химических анализах, исследовательских работах и пр. Металлические
Рис. 153. Ухватик. Рис. 154. Тигельные типцы.
Рис. 155. Пинцеты. Рис. 156. Тигли: а — металлический; б — платиновый.
тигли (рис. 156, с) требуют тщательного ухода. Их следует чистить после каждого использования. Особо осторожного обращения требуют платиновые тигли (рис. 156,6). Они бывают различного размера и всегда имеют в комплекте платиновую же крышку. Принятые в СССР размеры платиновых тиглей приведены в табл. 4. В платиновых тиглях нельзя сплавлять едкие щелочи, перекись натрия, окиси и гидроокиси бария и лития, азот-но- и азотистокислые соли и соли синильной кислоты. Нельзя прокаливать вещества, содержащие окислы железа, соли тяжелых металлов, таких, как сернокислый свинец, перекись свинца, окись олова, висмута, сурьмы и др.
Всякое изделие из платины перед употреблением для аналитических целей следует вначале хорошо прокалить и затем обработать 6 н. раствором HCl до исчезновения желтизны (следы железа)
Размеры платиновых тиглей, принятые в СССР
Поверхность изделия должна быть серебристой, и не окрашенной. Остатки в платиновых тиглях после сплавления легко растворить в смесях Na2CO4 и Na2B407.
Платиновую посуду нельзя прокаливать в соприкосновении с какими бы то ни было металлами, кроме платины. Для вынимания раскаленных платиновых тиглей из муфельной печи или после прокаливания их на газовой горелке применяют специальные тигельные шипиы с платиновым наконечником, чтобы избежать соприкосновения платины с другим металлом.
Рис. 157. Деревянная болванка для выпрямления тиглей и чашек
Вмятины на платиновом тигле исправляют при помощи специальных буковых или дубовых болванок (рис. 157), имеющих соответствующую форму. Платиновый тигель «надевают на такую болванку и выпрямляют вмятины осторожными ударами деревянным молотком, обтянутым замшей. Следует иметь в виду, что платиновые изделия являются фондируемым материалом й находятся на строгом учете как драгоценный металл. Поэтому обращаться с платиной надо особенно осторожно. За потерю платиновой посуды виновные несут строгую ответственность. Из других металлических тиглей часто применяют стальные. Их обычно продают в комплекте с крышкой. Стальные тигли очень удобны, когда требуется сплавление с щелочами и перекисью натрия. Эти вещества не действуют так сильно на сталь, как на другие металлы. Поэтому сплавление таких веществ в стальных тиглях безопасно. Правда, впоследствии, при растворении сплавов в кислотах, получающийся раствор загрязняется железом.
Размеры стальных тиглей приведены ниже:
Для сплавления с перекисью натрия в настоящее время рекомендованы тигли из циркония. Они оказались пригодными при анализе минералов, руд и сплавов.
Чашки металлические (рис. 158). Для выпаривания многих растворов применяют чашки из платины, золота и других металлов. Обращение с ними то же, что и с тиглями. Они бывают различного диаметра и емкости.
Держатели для пробирок (рис. 159) бывают металлические (рис. 159, а) и деревянные (рис. 159,6). Держателями пользуются при нагревании пробирок. На рис. 160 показаны держатели для фарфоровых чашек и стаканов.
Ступки металлические, встречающиеся в некоторых лабораториях, в большинстве случаев бывают медными или латунными. Чугунные встречаются реже, так как они менее прочны. В металлических ступках можно измельчать только те вещества, которые не действуют на металл ступки. В остальном обращение с ними такое же, как с фарфоровыми, с той, однако, разницей, что в металлической ступке можно смело разбивать куски даже сильными ударами пестика. Так как при этом не исключена возможность выброса кусочков размельчаемого вещества, то в начале работы ступку закрывают тканью.
За лабораторными металлическими предметами следует постоянно следить и предохранять их от ржавления. Поэтому, например, штативы, муфты, лапки следует иногда, хотя бы раз в год, покрывать специальным негорючим черным лаком. Такие предметы как треноги, зажимы, тигельные щипцы, пинцеты, металлические тигли, которые нельзя лакировать, следует очищать от ржавчины.Чистить можно наждачной бумагой разных номеров (в зависимости от назначения предмета) или песком.
Рис. 158. Чашка металлическая (платиновая)
Рис. 159. Держатели для пробирок
Рис. 160. Держатели для фарфоровых чашек и стаканов.
Лабораторная посуда
Требования, которым должна соответствовать химическая посуда:
В данной статье мы классифицируем всю химическую посуду на три группы по ее назначению: мерная, немерная и специального применения.
Мерная химическая посуда
Мерная посуда имеет точную градуировку, нагреванию ее не подвергают.
Пипетки служат для отбора жидкостей (до 100 мл) и газов (от 100 мл)
Применяются для измерения точных объемов, титрования (метод количественного/качественного анализа в аналитической химии)
С помощью мерных колб, мензурок и цилиндров отмеривают и хранят определенные объемы жидкостей.
Немерная химическая посуда (общего назначения)
К такой химической посуде относятся изделия, многие из которых употребляются с нагревом: пробирки, стаканы, колбы (плоскодонные, круглодонные, конические), реторты.
Служат для переливания и фильтрования жидкостей. Делительные воронки применяются для разделения несмешивающихся жидкостей.
Сифон химический применяется для безопасного перекачивания жидких сред из бутылей, бочек, канистр. Особенно важен сифон в работе с агрессивными опасными химическими веществами.
Химическая капельница применяется для дозирования растворов и индикаторов.
Используются с целью взятия твердых и сыпучих веществ. Могут служить для перемешивания жидкостей.
Применяется для одновременного размещения и закрепления множества пробирок.
Химическая посуда специального назначения
Данная посуда отличается тем, что предназначена для какой-либо одной цели.
Круглодонная колба с отводом для вставки прямоточного холодильника. Используется для перегонки различных веществ.
Плоскодонная коническая колба, которая применяется для вакуумного фильтрования.
Применяется для фильтрования растворов при помощи фильтровальной бумаги под вакуумом.
Фильтр Шотта представляет собой стеклянную пористую пластинку. Фильтр Шотта используют в ходе вакуумного фильтрования.
Применяется для конденсирования паров и отвода образовавшегося конденсата из системы, сбор конденсата происходит в колбу-приемник.
Применяется для конденсирования паров и возврата конденсата в реакционную массу. Обычно устанавливается вертикально.
Конструктивный элемент химических приборов, чаще всего используется для соединения холодильника с приемником.
Используется в качестве приемника при перегонке. Одним из предназначений колбы Кьельдаля является определения азота в веществах по методу Кьельдаля.
Используется для частичной или полной конденсации паров жидкостей, которые разделяют перегонкой или ректификацией (разделение, основанное на многократной дистилляции.)
Толстостенный стеклянный сосуд, с пришлифованной крышкой, на дно которого помещают влагопоглощающее вещество, в результате чего в эксикаторе поддерживается влажность воздуха приблизительно равная нулю. Эксикатор используется для высушивания и хранения различных веществ.
Служат для очистки газов от механических примесей. Также хлоркальцевые трубки применяют для предохранения растворов от попадания в них воды и углекислого газа: с этой целью их заполняют нужным поглотителем.
Применяется для получения газов при действии на твердые вещества растворов кислот и щелочей.
Чашки для выпаривания используют для выпаривания (упаривания) растворов.
Применяется для измельчения твердых веществ.
Применяются для прокаливания веществ в печи.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура
«Лабораторное оборудование для проведения исследовательской деятельности
Как называются и для чего служат следующие лабораторные принадлежности?
От франц. Pincette – щипчики, инструмент, состоящий из двух пружинящих пластинок
для захватывания и удерживания мелких предметов. Применяют в медицине, часовом деле и др.
Металлическая острая на конце игла с деревянной, пластиковой ручкой на другом конце
Для закрепления биологического материала, отделения мелких частей от целого
Для производства разрезов, тонких срезов исследуемых объектов
Стеклянный круглый сосуд с плоским дном, стенками высотой примерно 1-1,5 см с такой же по форме, но чуть большего диаметра крышкой
Для выращивания колоний микроорганизмов, замачивания семян, хранения биоматериала, помещения биоматериала в баню и т.п.
ванночка для вскрытий
Металлическая ванночка, обычно с залитым воском дном для закрепления объекта исследования
Для производства вскрытия исследуемого объекта
Нем. Stangenzirkel – измерительный инструмент, состоящий из металлической линейки с нанесенной на нее шкалой и двух губок: одна неподвижно соединена с линейкой, а другая скользит вдоль нее
для определения линейных размеров биологических объектов (длина раковины моллюска и т.п.)
Фр. Cuvette – чан, таз – плоская прямоугольная ванночка (металлическая, стеклянная или пластмассовая)
Для промывки исследуемого биоматериала
Планктонная сеть (в простейшем виде – сеть Апштейна) представляет собой сачок, изготовленный из специальной ткани (плактонного газа), пропускающей воду и задерживающей планктон, с резервуаром
а) планктонная сеть б) планктонный стакан
для сбора мелких животных – обитателей водоемов
Для ловли мелких грызунов или других мелких позвоночных животных
Тонкое стекло обычно квадратной формы размер 1х1 или 1,5х1,5 см
Для покрова капли воды с биоматериалом, расположенных на предметном стекле
Стекло различной толщины (до 4 мм), прямоугольной формы (например 3х6 см), иногда с углублением посередине
Для помещения капли воды с биоматериалом для исследования с помощью оптического прибора
Стеклянная, металлическая или пластиковая конусная воронка
Для фильтрации жидкостей, выделения взвешенных частиц или биоматериала
Фр. Burette – стеклянная трубка с делениями и краном
для точного отмеривания небольших количеств жидкости
Нем. Kolben – стеклянный сосуд с круглым или плоским дном, обычно с узким горлом
для работы с небольшими количествами вещества, хранения мелкого биоматериала в определенных условиях
для укрепления химической посуды и приборов в лабораториях
держатель для пробирки
Деревянный или из другого материала с металлическим зажимом
Для закрепления лабораторной посуды во время нагрева содержимого
Нем. Tiegel – 1) сосуд для плавки, варки, нагрева различных материалов; изготовляют тигели из металлов, графита, фарфора или из огнеупорных материалов;
Фарфоровая чашка и пестик
Различной формы фарфоровые чашки с необработанной внутренней поверхностью и фарфоровые пестики
Для измельчения какого-либо биологического материала
Лабораторные занятия (лабораторные работы), вид самостоятельных практических работ с учащимися в высших и средних учебных заведениях. Проводятся преимущественно в учебной лаборатории, углубляют и закрепляют теоретические знания и развивают навыки экспериментирования.
Олимпиада по биологии
2004-2005 учебный год
Ориентировочный список заданий лабораторного практикума
Практического тура городской олимпиады школьников Санкт-Петербурга по биологии.
1. Рассказать об устройстве микроскопа и бинокуляра, указав их предназначение, назвав основные части и их назначение. Уметь работать с этими увеличительными приборами.
2. Назвать и рассказать об использовании лабораторных принадлежностей – пинцет, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла, др.
3. Уметь составлять этикетку для растения, собранного в определенном месте Ленинградской области; монтировать экземпляр растения на гербарном листе.
4. Уметь схематически изображать цветковое растение, называть его составные части, иметь представление о различных видоизменениях частей растения (корнеплоды и др.).
5. Уметь схематически изображать позвоночное животное, называть его составные части, иметь представление о видоизменениях этих частей.
6. Знать ботанические названия растений и их частей, которые человек использует в пищу (крупы, плоды и др.).
7. Знать инструменты и оборудование, необходимые ботанику для работы в поле.
8. Уметь работать с аптечными весами и знать их устройство.
9. Уметь выполнять лабораторную работу по предлагаемой инструкции (строение и роль мха сфагнума).
10. Иметь навык работы по определению живых объектов с помощью определительных таблиц (сравнение рисунков) и определительных карточек (выбор тезы).
11. Уметь распределять объекты на группы по крупным таксономическим единицам (отдел, класс).
12. Уметь изготавливать прижизненные препараты (кожица лука, культура простейших и др.) и анализировать их и постоянные препараты (ткани, органы).
13. Уметь смоделировать установки для демонстрации физиологических процессов растения (дыхание, сокодвижение).
14. Знать приемы определения возраста живых объектов.
15. Уметь доказывать наличие органических веществ (жиров, белков и углеводов) в растительных объектах.
16. Уметь по внешнему облику определять среду обитания растения или животного.
17. Уметь выполнять схематический рисунок, отражающий особенности биологического объекта.
18. Знать правила обращения с живыми биологическими объектами (сохранение образцов, личная безопасность).
19. Уметь анализировать видеофрагмент о жизни животного (животных) и условиях обитания.
20. Уметь определять следы жизнедеятельности и повреждения, сделанные животными.
Ориентировочный список заданий лабораторного практикума
Практического тура городской олимпиады школьников Санкт-Петербурга
Вопросы первого уровня (наиболее легкие задания)
1. Расскажите об устройстве микроскопа или бинокуляра (основные части и их назначение).
2. Как называются и для чего служат следующие лабораторные принадлежности (пинцет, препаровальные иглы, скальпель, чашка Петри, ванночка для вскрытий, штангенциркуль, эксгаустер, кювета, планктонная сеть, живоловка и т.п.).
3. Нарисуйте костистую или хрящевую рыбу (внешний вид) – подпишите все нарисованные части.
4. Из пластилиновых элементов соберите летающее насекомое – как называются использованные для сборки части.
5. Настройте микроскоп для рассматривания препарата одноклеточных организмов.
7. Разделите представленные образцы (чучела и препараты) по различным классам позвоночных животных, назовите эти классы.
8. Нарисуйте (схематично) млекопитающее и рептилию – отметьте основные различия, на основании которых можно определить нарисованные вами объекты.
9. Посмотрите на препарат (часть тела животного: эпителий, кровь, мышцы, крыло насекомого, голова насекомого и т.п.) – определите, что Вы видите.
10. Разделите представленные образцы (препараты и части животных) по различным типам беспозвоночных животных.
11. Определение «тривиальных» птиц, млекопитающих, рыб, земноводных и рептилий по чучелам и препаратам.
Вопросы второго уровня
(для тех, кто справился с вопросами первого уровня).
1. Определите возраст (двустворчатый моллюск, рыба, однолетнее насекомое).
2. подпишите основные органы и системы органов на вскрытой рыбе.
3. Сделайте препарат капли ила, зарисуйте и определите увиденных животных.
4. Расположите объекты в порядке их появления и расцвета в геологическом времени.
5. Рассмотрите с помощью увеличительного прибора перо птицы – зарисуйте то, что Вы видите, подпишите части пера.
6. Определите с помощью атласа определителя водных беспозвоночных, можете ли Вы что-нибудь сказать о водоеме, в котором они были пойманы.
7. Посмотрите под микроскопом ряд препаратов одноклеточных животных, зарисуйте увиденное, к каким типам относятся эти организмы.
8. Рассмотрите скелет и череп млекопитающего – постарайтесь подписать те или иные его части.
9. Посмотрите видеофрагмент – прокомментируйте увиденное (какие организмы Вы увидели, о каком регионе этот фильм, о каких биологических особенностях идет речь).
10. посмотрите на предметы, поврежденные различными животными – какие животные оставили эти следы.
11. Смонтируйте установку для выявления фототаксиса у насекомых.
12. расскажите о строении птичьего яйца, приготовьте препарат.
Ориентировочный список заданий лабораторного практикума
Практического тура городской олимпиады школьников Санкт-Петербурга
1. Расскажите об устройстве микроскопа или бинокуляра (основные части и их назначение).
2. Как называются и для чего служат лабораторные принадлежности (пинцет, препаровальные иглы, покровное и предметное стекла, воронка, бюретка, колба, пробирка, штатив, держатель для пробирки, тигль и т.п.)
3. составьте этикетку для растения, собранного в определенном месте Ленинградской области.
4. нарисуйте цветковое растение и подпишите все его органы и части цветка.
5. Соберите и приготовьте к взвешиванию аптечные весы. Взвесьте биологический образец (лист, луковица, картофелина и т.п.).
7. Выберите и определите безлистные ветви различных деревьев и кустарников.
8. Разделите представителей различных отделов царства растений и грибов (грибы, хвощи, плауны, папоротники, мхи, красные, зеленые водоросли, голо- и покрытосеменные и т.д.).
Вопросы второго уровня
(для тех, кто справился с вопросами первого уровня).
1. Заложите растительный образец в гербарий (или выберите и смонтируйте гербарный лист для коллекции).
2. Приготовьте препарат эпидермиса лука, традесканции и т.п., сделайте рисунок и подпишите его.
3. Приготовьте препарат устьица, зарисуйте его и подпишите основные части.
4. Приготовьте поперечный срез стебля, сделайте препарат, зарисуйте и подпишите основные части.
5. соотнесите «бытовые» названия растений и их частей с правильными ботаническими названиями (качан капусты, луковица, морковь, свекла, картофелина, банан, яблоко и т.п.).
6. соотнесите названия круп и растений, из которых их получают (необходимо сопоставить пробирки с крупами и гербарные образцы растений).
7. Докажите, что мох сфагнум способен удерживать и сохранять влагу.
8. Выполните прививку (в расщеп или в боковой зарез).
9. Смоделируйте установку и докажите, что семена живые.
10. Смоделируйте установку и докажите выделение кислорода зелеными растениями.
11. Смоделируйте установку и докажите выделение кислорода зелеными растениями.
12. Докажите наличие в семенах таких веществ как жиры, белки и углеводы.
13. Докажите, что в муке содержится крахмал (углевод) и клейковина (белок).
14. Определите возраст существ (дерево, гриб трутовик, однолетние травы, двулетние травы).
15. Смоделируйте опыт, демонстрирующий функцию различных зон корня.