Для чего нужен план формирования поездов
[Статья] План формирования поездов. Способы организации вагонопотоков
План формирования поездов — это единый технологический процесс работы всех станций сети и одновременно план распределения сортировочной работы между ними.
Этот план устанавливает род и назначение поездов и групп вагонов, формируемых станциями. В нем для каждой станции указаны категории отправляемых поездов, станции их расформирования и назначения вагонов, включаемых в составы, род подвижного состава поездов из порожних вагонов. План формирования грузовых поездов должен быть ориентирован на снижение расходов железных дорог, связанных с подводом вагонов в пункты погрузки, переработкой и простоями вагонов на станциях, выполнением технических и грузовых операций, продвижением поездов по участкам, содержанием технической инфраструктуры и штата, а также на повышение доходов, в том числе за счет снижения штрафных выплат за несвоевременную доставку грузов, неподачу порожних вагонов и несохранные перевозки.
На сети Российских железных дорог из всего множества станций 85 являются важнейшими, т. е. входят в состав сетевых по плану формирования поездов. Станции принимают, грузят и отправляют грузы в самые различные пункты страны и за рубеж. Подготовленные к отправлению вагоны должны быть сформированы в поезда и в срок доставлены в место назначения. Вагоны включают в поезда по определенной системе, которая должна обеспечивать устойчивое положение железных дорог на рынке транспортных услуг и высокие финансовые результаты их деятельности. Все это Достигается правильным распределением сортировочной работы между станциями.
План формирования поездов предусматривает включение вагонов в поезда по назначениям следования (до одной и той же станции выгрузки или расформирования) или по роду подвижного состава. Присвоение формируемым составам определенных назначений называется специализацией поездов.
По условиям формирования грузовые поезда делят на отправительские маршруты, организованные с мест погрузки, с обязательным освобождением не менее одной станции от переработки вагонов и поезда, формируемые без участия грузоотправителя (технические маршруты).
По назначению вагонов различают отправительские маршруты: прямые, сформированные из вагонов назначением на одну станцию выгрузки (в порт) в адрес одного получателя на подъездной путь;
на станции одного участка выгрузки с подборкой вагонов по станциям назначения;
назначением на станцию распыления;
назначением на станции распыления, где осуществляют заад-ресовку вагонов по станциям выгрузки и грузополучателям в пределах зон, обслуживаемых этой станцией;
на входные или распределительные станции железных дорог, получающих топливные грузы.
По условиям обращения особо выделяются маршруты:
кольцевые с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение дороги под повторную погрузку;
технологические, которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями — отправителями и получателями с техпроцессами, требующими ритмичной доставки грузов.
Поезда, формируемые без участия грузоотправителя, подразделяют:
на сквозные, следующие без переработки через одну или несколько технических станций;
участковые, следующие без переформирования по одному участку;
сборные для развоза и сбора вагонов по станциям участка.
Различают зонные сборные поезда с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка; удлиненные (с работой на промежуточных станциях двух смежных участков); сборно-участковые (следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки); вывозные (следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных (грузовых) станций примыкающего участка или обратно с отдельных промежуточных (грузовых) станций до ближайшей сортировочной или участковой станции); передаточные (следующие между станциями, входящими в один узел, и обслуживаемые парком специальных передаточных локомотивов); диспетчерские локомотивы (назначаемые при незначительной погрузке и выгрузке на промежуточных станциях участка, а также в дополнение к сборным поездам).
По числу групп в составе поезда формируются одногруппными (на одну станцию назначения) или групповыми — из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения.
В необходимых случаях групповые поезда формируют из вагонов назначением на одну станцию с подборкой по маневровым районам, сортировочным системам, клиентам, по роду и состоянию подвижного состава или другим признакам.
В зависимости от включаемых в состав вагонов поезда могут формироваться из груженых, порожних (отдельно по роду подвижного состава, а цистерн — по виду налива) или из груженых и порожних вагонов (комбинированные).
В зависимости от эксплуатационной работы участков и суточного образования вагонопотока может проводиться оперативная корректировка плана формирования для отдельных станций при условии, что это не замедлит продвижение вагонов. Она оформляется диспетчерским приказом за подписью должностных лиц. Допустимые варианты оперативных корректировок внутридорожно-го плана формирования, устанавливаемых для отдельных назначений поездов, указывают в дорожных книгах плана формирования.
Оперативное изменение межгосударственных пунктов перехода, определенных действующими таблицами привязки и межгосударственным планом формирования поездов, может осуществляться только при явлениях стихийного характера, нарушениях безопасности движения, а также по просьбе грузоотправителей и грузополучателей для отдельных отправок (вагонов, групп вагонов или отправительских маршрутов) Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту по согласованию с причастными железнодорожными администрациями.
Поезда из порожних вагонов формируют отдельными маршрутами по роду подвижного состава или комбинированными на станциях, установленных планом формирования. На станциях, где не предусмотрено формирование отдельных маршрутов из порожних вагонов, эти вагоны включают в грузовые поезда по плану формирования согласно установленному регулировочному заданию.
При возврате порожних вагонов в государство-собственник указанные вагоны направляются в поездах по плану формирования в соответствии с правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, а также с действующей на полигоне железнодорожной администрации системой технического нормирования и оперативного регулирования порожних вагонов.
По дальности следования и роду перевозок формируются ускоренные поезда с повышенной маршрутной скоростью, к которым относятся поезда для перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах, живности, овощей и фруктов в крытых вагонах, молока и молочной продукции, контейнеров. Их отправление и пропуск осуществляют по расписаниям, установленным для этих поездов.
Порожние и груженые маршруты в составе 28. 30 изотермических вагонов (семи пятивагонных рефрижераторных секций) на всем пути следования не пополняются другими вагонами и не учитываются в числе неполновесных и неполносоставных.
Отдельные рефрижераторные секции, автономные вагоны, вагоны-термосы, цистерны-термосы, груженые и порожние, крытые вагоны со скоропортящимся грузом должны следовать в технических маршрутах по установленному порядку направления вагонопотоков и плану формирования поездов.
Массовую перевозку живности осуществляют, как правило, в специальных вагонах маршрутами по установленным графиком расписаниям движения ускоренных поездов, отдельные группы таких вагонов отправляют согласно плану формирования грузовых поездов с учетом расположения пунктов водопоя.
При перевозке негабаритных грузов необходимо учитывать, что маршруты следования грузов нижней и боковой негабаритности 4-й 5-й и 6-й степени (по отдельным участкам и верхней 3-й степени) во многих случаях не совпадают с действующим планом формирования поездов. Поэтому такие вагоны дальних назначений допускается включать в поезда ближних назначений. В этих случаях станция расформирования поезда должна быть заблаговременно извещена о предстоящей работе с поездом, имеющим в составе негабаритный груз.
В случаях когда маршруты следования вагонов с опасными грузами отличаются от установленных действующим планом формирования, порядок их включения в поезда устанавливается соответствующим распоряжением железнодорожной администрации.
План формирования поездов: определение, основные показатели и сущность
Железнодорожное сообщение подразумевает наличие четкого графика движения составов. В частности, создание плана формирования поездов. Мы рассмотрим определение этого термина. А также основные показатели таких планов, их сущности и особенности.
Определение
План формирования поездов устанавливает назначение и род групп вагонов, составов, формируемых станциями. В частности, в нем указано следующее (в отношении каждой станции):
Цель составления
Вам будет интересно: Машина-двойник: что делать, как распознать, последствия, правовые аспекты и консультации юриста
План формирования поездов ориентирован на снижение расходов железнодорожных компаний, связанных со следующим:
Вам будет интересно: Чем отличается пеня от неустойки: определение понятий, отличия, особенности
С помощью применения методов расчета плана формирования поездов достигаются и цели по повышению доходов железнодорожной компании за счет следующего:
Ситуация в РФ
Что касается планов формирования и графиков движения поездов на Российских железных дорогах, тут надо учитывать, что из всего множества станций 85 являются важнейшими. Что это значит? По схемам формирования поездов они входят в состав сетевых. То есть тут принимаются, загружаются и отправляются грузы в различные российские и зарубежные пункты.
Вам будет интересно: Пришел штраф без фотофиксации: что делать, статья, размер штрафа
Вагоны здесь должны быть подготовлены к отправлению, доставлены к необходимому пункту точно в срок. Они должны включаться в поезда по определенной системе. Она, в свою очередь, обеспечивает устойчивое положение ж/д на всеобщем рынке транспортных услуг, высокие финансовые результаты от железнодорожных перевозок. Всего этого можно достичь путем правильного распределения сортировочных работ между станциями.
Методы
План формирования грузовых поездов предусматривает включение вагонов в подвижные составы двумя методами:
Присвоение конкретных значений формируемым составам именуется специализацией поездов.
Разновидности
Рассмотрим самые распространенные такие специализации в рамках плана формирования грузовых поездов ОАО РЖД.
По условиям, грузовые составы будут разделены на:
Отправительские маршруты
В свою очередь, отправительские маршруты по назначению вагонов будут разделены на такие подкатегории:
По условиям обращения можно дополнительно выделить следующие маршруты:
Вам будет интересно: Образец заполнения заявления на вид на жительство в РФ
Технические маршруты
План формирования поездов включает в себя и необходимость следования техническим маршрутам (созданным без участия грузоотправителя). Тут составы будут подразделяться на подкатегории:
В рамках технологических маршрутов курсируют и следующие поезда:
По числу групп вагонов составы формируются:
Также составы тут разделяются на:
Корректировка, изменение схемы
Расчет плана формирования поездов порой нуждается в корректировке. Изменения производятся в зависимости от эксплуатационной работы отдельных участков путей, суточного образования на них вагонопотоков. К корректировке плана обращаются только в том случае, если это не замедлит общее движение поездов по ж/д.
Изменения оформляются соответствующими диспетчерскими приказами, заверяемыми подписями ответственных лиц. Что касается допустимых вариаций подобных оперативных корректировок частей планов формирования грузовых поездов, они устанавливаются по каждому из назначений, указываются в дорожных книгах подобных схем.
В отношении оперативных изменений уже межгосударственных пунктов перехода (они соответственно назначаются по межгосударственным маршрутникам) можно сказать, что они осуществляются только в следующих случаях:
Корректировка плана в таком случае проводится Дирекцией Совета по ж/д транспорту с обязательным согласованием с причастными к делу железнодорожными организациями.
Отдельные случаи
В начале статьи мы уже разобрали, что включает в себя план формирования поездов. Теперь отразим важные особенности его составления.
Поездные составы из порожних вагонов формируются отдельными маршрутами по роду такового состава. Также они могут входить в число комбинированных составов вместе с гружеными вагонам. Формируются на станциях, обозначенных в данном плане.
Что касается станций, где не предусмотрено формирование маршрутов составов, представленных только порожними вагонами, их включают в грузовые поезда по регулировочному заданию, установленному планом формирования.
По роду перевозок и дальности следования могут быть сформированы ускоренные поезда, отличающиеся повышенной маршрутной скоростью. В частности, это следующие категории:
Для вышеобозначенных поездов отправление и пропуск осуществляются по специальным расписаниям.
Как порожние, так и груженые составы, насчитывающие 28-30 изотермических вагонов, на всем маршруте следования не должны пополняться другими вагонами. Их также не учитывают в числе неполносоставных или же неполновесных.
Отдельные автономные вагоны, рефрижераторные секции, цистерны- и вагоны-термосы, как порожние, так груженые, а также крытые специальные вагоны со скоропортящимися товарами следуют по техническим маршрутам в рамках установленного порядка направления грузовых ж/д потоков, а также поездного плана формирования.
Если осуществляется перевозка негабаритных грузов, то нужно учитывать, что маршруты для грузов боковой и нижней негабаритности четвертой, пятой, шестой степени в большинстве случаев не совпадают с действующими планами формирования поездных составов.
От этого подобных вагоны дальних сообщений включаются в составы ближнего назначения. А станцию расформирования подобного поезда заблаговременно извещают о необходимости работы с вагонами, имеющими в составе негабаритные грузы.
В тех случаях, когда маршруты следования составов, перевозящих опасные грузы, отличаются от действующих по установленным планам формирования, порядок включения таких вагонов в поезда оформляется по соответствующему распоряжению, исходящему от железнодорожной администрации.
Показатели по маршрутизации
План формирования грузовых поездов состоит из нескольких частей: определение рода подвижных составов, категорий вагонов, станций их расформирования и прочего. Для этого плана основными являются показатели маршрутизации:
Общие показатели
Для поездных планов формирования важны и общие показатели:
Мы рассмотрели, что называется планом формирования поездных составов, его особенности, важные показатели и сущность. Определили методы, разновидности формирования, корректировку такого плана.
План формирования грузовых поездов
Содержание
Общие сведения
Этот план устанавливает род и назначение поездов и групп вагонов, формируемых станциями. В нем для каждой станции указаны категории отправляемых поездов, станции их расформирования и назначения вагонов, включаемых в составы, род подвижного состава поездов из порожних вагонов. План формирования грузовых поездов должен быть ориентирован на снижение расходов железных дорог, связанных с подводом вагонов в пункты погрузки, переработкой и простоями вагонов на станциях, выполнением технических и грузовых операций, продвижением поездов по участкам, содержанием технической инфраструктуры и штата, а также на повышение доходов, в том числе за счет снижения штрафных выплат за несвоевременную доставку грузов, неподачу порожних вагонов и несохранные перевозки.
Организация вагонопотоков
Организация вагонопотоков в поездах призвана обеспечивать высокий уровень транзитности вагонопотоков, минимальный объем непроизводительной переработки вагонопотоков и в конечном итоге высокую доходность перевозок. Основу организации вагонопотоков составляет план формирования поездов, которым определяется уровень загрузки технических средств транспорта, а также распределение сортировочной и маневровой работы между станциями и пунктами отправления и назначения грузовых поездов. Рациональный план формирования поездов обеспечивает концентрацию сортировочной работы на станциях технически наиболее оснащенных; уменьшает продолжительность нахождения вагонов на технических и грузовых станциях; повышает степень использования технических средств транспорта; улучшает взаимодействие в работе станций примыкания дорог и предприятий. В целом план формирования поездов во многом определяет время нахождения вагонов в пути следования, а соответственно, и скорость доставки грузов.
Составление плана формирования поездов – сложная комбинаторная задача, связанная с расчетами большого числа вариантов и сложными логическими действиями.
Классификация
Формируемые грузовые поезда классифицируют по условиям проследования, дальности следования и скорости движения, состоянию включаемых вагонов и по числу групп вагонов.
По условиям проследования грузовые поезда подразделяются на сквозные, проходящие без переработки не менее одной технической станции; участковые, следующие без переформирования по одному участку; сборные, обслуживающие промежуточные станции участка. Разновидностями сборных поездов являются: зонные – с работой на части промежуточных станций участка; удлиненные – с работой на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые – следующие по нескольким участкам с работой на промежуточных станциях одного участка и проходящие транзитом по другим участкам; вывозные – следующие с граничных станций участка для доставки вагонов до отдельных промежуточных станций; передаточные – следующие между станциями, входящими в один узел и обслуживаемые парком специально выделенных передаточных локомотивов.
По дальности следования и скорости движения поезда делятся на скоростные с унифицированной по всему пути следования весовой нормой и увеличенной маршрутной скоростью (для перевозки контейнеров, скоропортящихся грузов) и ускоренные с повышенной маршрутной скоростью для перевозки скоропортящихся грузов, живности и др.
По состоянию включаемых вагонов различают поезда груженые, порожние, комбинированные.
По числу групп вагонов поезда подразделяются на одногруппные, в составе которых следуют вагоны на одну станцию назначения под выгрузку или в распыление, и групповые, составленные из подобранных в отдельные группы вагонов двух и более назначений.
Исходные данные для составления плана
В качестве исходной информации при составлении плана используются планируемые объемы перевозок, нормы массы и длины составов поездов, схема участков обращения локомотивов и бригад, данные о технической оснащенности станций и участков и их перерабатывающая способность, результаты анализа действующего плана формирования поездов. Для расчета плана формирования поездов определяются струи (корреспонденции) вагонопотоков, которые образуются на расчетной станции из вагонов собственной погрузки и из расформируемых поездов. Если поезда формируют из вагонов только одной струи или нескольких струй, то это уже назначение плана формирования поездов. Как правило, число назначений меньше числа струй вагонопотоков. Возможны различные варианты объединения струй в назначения. Каждому варианту назначений будет соответствовать определенный простой вагонов под накоплением в пункте формирования и под переработкой на попутных технических станциях. Таким образом, план формирования поездов устанавливает категории грузовых поездов, назначения (станции формирования и расформирования) и включаемые в поезд вагоны.
Нормативы для расчета плана формирования поездов обеспечивают рациональную загрузку станций и повышение транзитности вагонопотоков. Они устанавливаются в зависимости от типа, технического оснащения и схем путевого развития станции, объемов переработки вагонов на горке и уровня их загрузки, числа маневровых локомотивов, веса и длины перерабатываемых составов, технического оснащения примыкающих линий, рода тяги и системы использования локомотивов.
При составлении плана формирования поездов для небольших расчетных полигонов (от 3 до 6 станций) рассматривают все возможные варианты (исключая заведомо неконкурентноспособные) и отбирают лучший по минимуму приведенных вагоно-часов (вагоно-часов накопления на станциях формирования и вагоно-часов переработки на попутных технических станциях). Для полигонов с большим числом станций расчет плана получается слишком громоздким и рассмотрение всех возможных вариантов затруднено даже с помощью ЭВМ. Поэтому методы расчета плана формирования поездов основываются на использовании определенных приемов, условий, правил и процедур, позволяющих рассматривать не все возможные варианты, а только конкурентноспособные и выбирать из них наиболее близкий к оптимальному. Используются следующие приемы и правила. Проводят попарное сравнение струй вагонопотоков с определением суммарной экономии, предварительное построение всех возможных сквозных назначений, в том числе и многоструйных. Построение начинается с начальной станции, на которой в каждое назначение включают вагоны данного и более дальних назначений. На последующих станциях направления в каждое данное назначение должны включаться вагоны этого и более дальних назначений, зарождающиеся на данной и всех предыдущих станциях направления. Определяется максимальная экономия. Выполняются необходимое условие, достаточное условие и общее достаточное условие. Выделение струи вагонопотока в самостоятельное назначение плана формирования будет целесообразно при условии, что экономия приведенных вагоно-часов от проследования всех попутных технических станций без переработки больше или равно вагоно-часам накопления на станции формирования (необходимое условие), за пределами следования короткой струи (достаточное условие), от проследования попутной технической станции с минимальной экономией (общее достаточное условие).
Методы расчёта
Один из наиболее распространенных аналитических методов расчета – метод совмещенных аналитических сопоставлений (автор – проф. К. А. Бернгард). По этому методу план формирования одногруппных поездов рассчитывается следующим образом:
В этой последовательности расчеты ведут до тех пор, пока в графике назначений останутся только те, которые не удовлетворяют необходимым условиям.
Для групповых поездов, составленных из подобранных в отдельные группы вагонов (двух и более назначений) эффективность определяется экономией вагоно-часов в сравнении с другими вариантами организации вагонопотоков в поезда. При этом на станции формирования группового поезда учитываются дополнительные затраты вагоно-часов, связанные с формированием и обработкой групп вагонов этого поезда. На станциях обмена (перецепки) групп вагонов учитываются дополнительные затраты вагоно-часов и локомотиво-часов на подформирование группы прицепки, ожиданию прибытия поезда и маневровой работы по обработке группового поезда.
11.2 План формирования поездов
План формирования поездов представляет собой план поездообразования на технических и грузовых станциях с оптимальным распределением сортировочной работы между ними. Оптимальный план формирования поездов обеспечивает эффективное использование грузовых вагонов и технической вооруженности станций. Различают междорожный (сетевой), разрабатываемый для основных и районных сортировочных станций, и внутридорожный план формирования поездов, составляемый для станций дороги с учетом особенности их работы и расположения.
В целях установления оптимального пути следования вагонов и рационального распределения сортировочной работы между станциями служит система организации вагонопотоков. При разработке плана формирования поездов стремятся включить наибольшее число вагонов в маршруты, чтобы поезда следовали от станции погрузки до станции выгрузки без переформирования. Маршрутизация перевозок может осуществляться непосредственно со станций массовой погрузки, называемая отправительской маршрутизацией. Если загруженных отправителем вагонов недостаточно для целого состава, маршруты формируют из вагонов, загружаемых на нескольких станциях одного или двух участков, или несколькими отправителями на одной станции. После выделения отправительских и ступенчатых маршрутов из оставшегося вагонопотока формируют поезда других категорий:
Отдельно формируют грузовые ускоренные поезда, в которые включают вагоны с живностью, скоропортящимися и другими грузами, требующими быстрой доставки. При разработке плана формирования предусматривается составление поездов из порожних вагонов по отдельным родам подвижного состава, например из крытых вагонов, полувагонов, цистерн, платформ.
В целом план формирования поездов должен обеспечивать наименьшее время следования вагона от станции погрузки до станции выгрузки, включая простои под накоплением на технических станциях. Причем, продолжительность под накоплением существенно зависит от мощности вагонопотока данного назначения. Следовательно, для любого железнодорожного направления, включающего несколько сортировочных станций, может быть два крайних варианта: формирование каждой станцией либо только участковых поездов, либо только сквозных. Оптимальный вариант при этом представляет собой рациональное сочетание участковых и сквозных поездов, получаемое сложными комбинаторными расчетами с использованием ЭВМ. Расчетное направление может включать до 275 станций, а в перспективе может быть доведено до 512.
Выполнение плана формирования поездов учитывают на станциях. Данные учета сообщают в отделения дороги и службу движения дороги. На работников технической конторы возложена проверка соответствия составов прибывающих поездов плану формирования. Контроль выполнения плана формирования в отделениях и управлениях дорог осуществляется по фактически выполненным вагонопотокам, направлению их кружности, а также нарушению плана формирования поездов. Из-за неравномерности движения поездов размеры вагонопотоков отклоняются от расчетных, принятых в плане формирования, так как станции не всегда могут их переработать. Вследствие этого на срок, обусловленный такими причинами, порядок направления вагонопотоков и план формирования поездов корректируют: сетевой — МГТС, внутридорожный — руководство дороги, местных вагонопотоков — руководство отделения дороги. О всех изменениях плана формирования поездов начальники службы движения и отделений дорог сообщают в Департамент движения МПС России.