Для чего нужен планово экономический отдел
Должностная инструкция начальника планово-экономического отдела
Должностная инструкция начальника планово-экономического отдела – документ, в котором прописаны требования к соискателю на должность, а также указаны полномочия, функции и ответственность работника компании. Бумагу составляет ответственное лицо с соответствующими полномочиями.
Образец должностной инструкции начальника планово-экономического отдела
УТВЕРЖДАЮ
Наименование должности руководителя предприятия
Подпись ответственного лица с обязательной расшифровкой
Дата утверждения документа
Должностная инструкция начальника планово-экономического отдела
1. Общие положения
1.1. Начальник подразделения входит в число руководителей.
1.2. Требования к соискателю – наличие высшего профильного образования и опыт работы на аналогичном месте от 5 лет.
1.3. Принятие на работу и увольнение осуществляется на основании приказа руководителя предприятия.
1.4. Работник обязан знать:
1.5. Сотрудник в работе руководствуется:
1.6. Сотрудник находится в непосредственном подчинении у руководства компании.
1.7. Если работник отсутствует на рабочем месте по любой причине, его полномочия, права и ответственность переходит к иному сотруднику фирмы, согласно приказу администрации.
Важная информация! Руководство компании вправе самостоятельно устанавливать требования к претенденту на должность и менять любые пункты рассматриваемой инструкции, но только согласно ТК РФ.
2. Обязанности
Начальник подразделения обязан:
2.1. Осуществлять руководство отделом.
2.2. Разрабатывать соглашения относительно поставок продукции предприятия или оказания услуг и заключать их.
2.3. Участвовать в определении направления развития компании.
2.4. Следит за формированием бизнес-плана фирмы.
2.5. Доводить разработанные проекты до руководителей других отделов компании.
2.6. Организовывать формирование планов, относительно роста стоимости продукции или услуг фирмы, учитывая спрос на товары с целью обеспечения получения компанией доходов.
2.7. Подготавливать заключения на оптовую стоимость товаров, поставляемых фирме.
2.8. Осуществлять:
2.9. Организовывать контроль за выполнением другими отделами обозначенных планов.
2.10. Контролировать учет по соответствующим показателям компании.
2.11. Подготавливать соответствующую отчетность в установленные сроки.
2.12. Подготавливать предложения по улучшению работы компании.
2.13. Вместе с отделом бухгалтерии разрабатывать методические рекомендации и организовывать работу в сфере учета и анализа результатов хоз. деятельности.
2.14. Организовывать разработку стандартов экономики.
2.15. Внедрять системы механизированной и автоматизированной обработки различной информации.
3. Права
Работник имеет право:
3.1. Действовать от имени вверенного сотруднику отдела.
3.2. Представлять интересы компании по соответствующим вопросам.
3.3. Определять должностные обязанности для всех сотрудников его отдела.
3.4. Представлять администрации компании планы по совершенствованию работы компании.
3.5. Запрашивать в других отделах соответствующие сведения.
3.6. Вносить на рассмотрение администрации фирмы:
3.7. Участвовать в подготовке соответствующей документации, касающейся работы планово-экономического отдела.
3.8. Сотрудничать с руководителями других отделов предприятия по вопросам хоз. работы учреждения.
3.9. Подписывать бумаги, относительно соответствующей деятельности компании.
3.10. Самостоятельно переписываться с руководителями других отделов по вопросам соответствующей деятельности, которые не требуют решения администрации фирмы.
4. Ответственность
Сотрудник несет ответственность:
4.1. За халатное отношение к работе.
4.2. За правонарушения, совершенные в ходе работы.
4.3. За причинение материального ущерба.
Помимо этого, на сотрудника возлагается личная ответственность за неисполнение поручений непосредственного начальника и за использование сведений о деятельности компании в личных целях.
Внимание! Ответственность определяется в пределах действующего законодательства России.
Для чего составляется должностная инструкция?
Должностная инструкция – документ, который позволяет определить, каким требованиям должен соответствовать претендент на должность, а также дает четкое представление о том, чем именно должен заниматься работник. Благодаря данной бумаге руководитель предприятия понимает, что он может требовать с подчиненных. Помимо этого, должностная инструкция четко определяет права работника и его ответственность.
Иногда между сотрудником и администрацией предприятия возникают спорные вопросы, решать которые приходится в зале суда. Именно должностная инструкция помогает выяснить, кто именно виноват в создавшейся ситуации. Это означает, что к формированию документа следует подойти со всей ответственностью и четко прописать в бумаге все пункты.
Основные правила должностной инструкции начальника планово-экономического отдела
В законах России нет единого образца должностной инструкции начальника планово-экономического отдела. Это позволяет руководству компании составлять документ по своему усмотрению, но только согласно ТК РФ.
Поскольку законодательство не предусмотрело единого образца для данного вида документа, возникла такая ситуация, когда работники на одной и той же должности, но в разных фирмах выполняют разные функции. Однако полномочия и обязанности сотрудников практически не отличаются.
В документ должны быть включены следующие параграфы:
Важная информация! Администрация компании вправе включать в бумагу и другие разделы. Однако каждый из них не должен противоречить законам России.
Документ составляют в единственном экземпляре. Исключение составляют случай, если предприятие имеет несколько подразделений, в каждом из которых организован отдел планово-экономического развития, возглавляемый начальником. В этом случае количество экземпляров должностной инструкции должно соответствовать числу работников.
Каждую должностную инструкцию утверждает руководитель предприятия. В своем экземпляре расписывается работник, после чего бумагу убирают в его личное дело и хранят все время работы сотрудника на данном месте.
Составление должностной инструкции начальника планово-экономического отдела
Документ начинается с утверждения администрацией компании. Соответствующую надпись делают в правом верхнем углу бумаги. Здесь указывают должность руководителя предприятия и личную информацию. Под данными сведениями сотрудник ставит свою подпись и указывает ее расшифровку.
Далее обозначают название документа. Оно вписывается в центре бумаги.
Основная часть инструкции
Основная часть документа – общие сведения о должности. Прежде всего, здесь прописывают требования, которым должен соответствовать претендент на место. Помимо этого, здесь указывают всю информацию, с которой должен быть знаком работник.
В основной части бумаги обозначают такие моменты:
В общих сведениях также прописывают все нормативные акты, которыми должен руководствоваться в своей деятельности начальник планово-экономического подразделения предприятия.
Второй раздел
В данном разделе указывают непосредственно должностные обязанности сотрудника. Чем более точно и полно составлен данный раздел, тем лучше работник понимает, что должен делать. Помимо этого, именно на основании данного раздела администрация понимает, что именно можно спрашивать с сотрудника.
Третий раздел
Здесь указывают все права, которыми наделен сотрудник. Благодаря этому разделу работник понимает, какие имеет полномочия, позволяющие ему осуществлять свою деятельность.
Четвертый раздел
В этом разделе указывают ответственность, которую несет работник за совершение определенных нарушений. Именно на этом основании на сотрудника налагаются взыскания за халатное выполнение должностных обязанностей. Обычно к работнику применяются денежные санкции. Однако некоторые правонарушения предусматривают даже уголовную ответственность, но такие меры воздействия к начальнику планово-экономического отдела могут применять только компетентные органы с соответствующими полномочиями. Эти моменты должны быть четко прописаны в должностной инструкции.
Бумага заканчивается согласованием с работником, который отвечает за исполнение всех пунктов документа. Указывают:
Под данными сведениями начальник подразделения ставит подпись и вписывает расшифровку.
Должностная инструкция не заверяется штампом предприятия.
Планово-экономический отдел. Функции. Структура
Не всем компаниям необходимо создавать планово-экономический отдел, так как часть его функций выполняют бухгалтера. И, если предприятие небольшое, то необходимости в организации нового структурного подразделения, отвечающего за сбор информации и анализ экономических показателей, нет.
Планово-экономический отдел: чем занимается
Планово-экономический отдел представляет собой структурное подразделение предприятия, работники которого занимаются изучением данных об экономическом состоянии фирмы, а также расчетом финансовых показателей и их планированием.
В небольших компаниях работу планово-экономического отдела зачастую выполняет бухгалтер или сам руководитель. В любом случае, деятельность по сбору и анализу информации об экономическом состоянии фирмы, а также планированию ее дальнейшей работы, существует на каждом предприятии, даже на самом маленьком.
Надо отметить тот факт, что, чем крупнее организация, тем больше трудовых ресурсов потребуется для осуществления планово-экономической деятельности. Именно поэтому крупные фирмы формируют специализированные отделы.
ПЭО и его функции
Работники ПЭО занимаются сбором информации об экономическом положении компании, составлением планов и прогнозов. На основании проведенных экономических расчетов аналитики подготавливают отчеты, справки, аналитические записки. Зачастую на специалистов структурного подразделения ложится обязанность по составлению бизнес-планов или инвестиционных проектов.
На планово-экономический отдел возложены следующие функции:
Зачастую работники планово-экономического отдела, кроме выполнения основных функций, занимаются ведением управленческого учета.
Взаимосвязь деятельности предприятия и функций планово-экономического отдела
Деятельность всего предприятия тесно связана с функциями, которые выполняет планово-экономический отдел. Чтобы ясно увидеть данную корреляцию, работу компании делят на группы: основную, вспомогательную и обслуживающую:
Классификация деятельности компании | Вид деятельности фирмы | Функции планово-экономического отдела |
Основная | Исследование и разработка новых видов производства | Прогнозирование, контроль проведения научно-исследовательских разработок, анализ результатов, расчет и планирование закупок сырья и НМА |
Реализация продукции | Прогнозирование уровня продаж, контроль над исполнением плана, анализ реализационной деятельности | |
Производство товаров и услуг | Планирование объема производства, координация производственных цехов, анализ конечного результата отдела изготовления продукции. | |
Закупки | Планирование объема приобретения сырья, материалов, ОС, НМА, управление деятельностью закупочного отдела, анализ объема закупок. | |
Вспомогательная | Выбор технологии производства | Анализ исследований, нормирование выработки, определение технологии и контроль над ее применением |
Отслеживание качества | Разработка нормативов качества продукции, контроль над производством товаров без брака, проведение анализа в области лицензирования и сертификации. | |
Инженерная и капитальное строительство | Анализ, прогнозирование и управление ремонтно-конструкторскими работами | |
Транспортная деятельность | Разработка транспортной карты, определение вида транспорта, расчет топлива, прогноз затрат, анализ фактических показателей и регулирование этапов выполнения плана. | |
Обслуживающая | Обслуживание персонала | Прогнозирование, оценка и управление оплатой труда, созданием условий работы и затратами на управление сотрудниками |
Проведение маркетинговой работы | Прогнозирование, оценка и регулирование затрат, направленных на осуществление маркетинговой деятельности | |
Финансовая деятельность | Прогнозирование, оценка и регулирование финансов. | |
Деятельность по юридическому сопровождению сделок | Прогнозирование, оценка и регулирование затрат работы юридического отдела | |
Административная работа | Прогнозирование, оценка и управление тратами на администрирование |
Важно! В крупных компаниях остро стоит проблема взаимодействия планово-экономического отдела с другими структурными подразделениями. Но для эффективной работы аналитиков важно наладить эффективные коммуникации внутри фирмы.
Структура планово-экономического отдела
На практике, различают два вида организационной структуры планово-экономического отдела: линейную и линейно-штабную.
Линейная организационная структура планово-экономического отдела
Главным достоинством линейной организационной структуры планово-экономического отдела является простота управления. Такая иерархия – это классическая форма руководства подчиненными во главе с руководителем. Минус подобной структуры заключается в слабой коммуникации между другими структурными подразделениями. Аналитики получают информацию о деятельности предприятия с небольшой задержкой, что немного усложняет работу.
При линейной организационной конструкции, на работников планово-экономического отдела возлагаются следующие функции:
Важно! Линейная организационная структура подходит больше для средних компаний.
Пример линейной организационной структуры планово-экономического отдела
Если в компании сформирована линейная структура планово-экономического отдела, наблюдается следующая схема подчинения:
Линейно-штабная организационная структура планово-экономического отдела
При линейно-штабной организационной структуре классическая иерархия дополняется третьим органом – штабом. В планово-экономическом отделе в качестве такового выступает подразделение, занимающееся сбором информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, специалисты самого отдела освобождаются от обязанности настраивать информационные коммуникации между подразделениями. Они работают на основании уже подготовленной ранее документации. При такой структуре экономисты выполняют следующие функции:
Достоинством линейно-штабной структуры является тот факт, что специалисты отдела не испытывают трудностей с получением информации. Обмен данными между отделами происходит в оперативном режиме.
Пример линейно-штабной организационной структуры планово-экономического отдела
Структура планово-экономического отдела при линейно-штабной иерархии дополняется третьим органом – экономистом, работающим в других подразделениях. Именно он осуществляет оперативное предоставление информации.
При такой конструкции наблюдается факт двойного подчинения в производственных подразделениях. Работниками может управлять как руководитель планово-экономического отдела, так и начальник самого цеха.
Организация планово-экономического отдела
Бывает так, что при образовании компании нет планово-экономического отдела, а в связи с расширением организации появляется необходимость в его формировании. В таком случае, подразделение нужно утвердить путем создания внутренней документации, регулирующей его деятельность.
Положение планово-экономического отдела должно включать в себя следующую информацию:
Важно назначить периодичность и срок предоставления отчетности планово-экономическим отделом. В дальнейшем положение структурного подразделения послужит отправной точкой для создания должностных инструкций специалистов отдела.
Сам факт утверждения нового отдела подтверждается приказом главы предприятия. Вся дальнейшая работа планово-экономического подразделения будет проходить под надзором директора предприятия.
Положение о планово-экономическом отделе
I. Общие положения
1. Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия.
2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.
3. Отдел подчиняется непосредственно директору* предприятия.
4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.
5. Начальник планово-экономического отдела имеет _______ заместителя(ей).