Для чего нужен подголовник в машине
Предназначение подголовников
Безопасность водителя и пассажиров – это важное качество, к которому сейчас предъявляется повышенное внимание. Основные элементы безопасности – это:
Подголовники стали обязательным элементом в конце 60-х годов и впервые стали использоваться в Германии, через некоторое время уже все автомобили Mercedes и Volkswagen оснащались подголовниками. После повсеместного внедрения данного элемента салона, статистически было доказано, что количество травм шеи и позвоночника уменьшилось на 25 процентов.
Сначала подголовники были небольшими, их общая площадь составляла 80 сантиметров квадратных. Понятно, что при таких небольших размерах их приходилось очень внимательно регулировать, иначе пользы от них не было бы никакой. Они могли быть как интегрированными в сидение, то есть быть продолжением кресла, так и отдельными, то есть вставляться в специальные отверстия на спинке.
Уже ближе к нашему времени площадь подголовников была увеличена до 400 сантиметров квадратных. Теперь не было такой острой необходимости в их точной регулировке, поскольку они подходили под стандартные размеры среднестатистического человека. Правда, если человек был значительно больше или меньше этих размеров, то подголовник нужно все равно подгонять под его параметры.
В 90-х годах появились активные подголовники. Принцип их работы заключался в том, что в спинку сидения вставляли небольшой незаметный рычажок, и если водитель резко откидывался назад, то он надавливал на рычаг своим весом и подголовник придвигался к его голове, обеспечивая стопроцентную защиту от увечий шеи и позвоночника.
Также подголовники стали обязательным элементом не только для переднего ряда сидений, но и для заднего. Всевозможные страховые институты и независимые компании, тестирующие уровень безопасности той или иной модели автомобиля, постоянно выдвигают новые требования к системам безопасности и к подголовникам в том числе.
Как видим, ничего лишнего в автомобиле нет и каждый его элемент выполняет четко поставленную функцию.
Видео о том что из себя представляют подголовники, как они крепятся и какие функции выполняют.
Скрытое предназначение подголовников в машине
Вероятно, вы редко задаётесь вопросом, почему предметы, которые окружают вас ежедневно, имеют ту или иную форму. Недавно мы выяснили, для чего на края монет наносят насечки, а также зачем нужно отверстие в банках с газировкой.
Но в мире осталось ещё множество вещей, которые таят секреты и скрытые возможности, о которых большинство из нас не догадывается. И сегодня речь пойдёт об одной из них.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему подголовники в автомобилях делают съёмными? Как оказалось, при желании их можно снять и использовать как подушку, но это лишь лайфхак от одного находчивого пользователя соцсетей.
Настоящая причина обусловлена не удобством, а вопросами вашей безопасности. Помимо очевидной функции защиты головы и шеи от травм при столкновении, подголовники имеют и другое важное свойство.
Если человек, к примеру, оказался заперт в тонущей машине и не может опустить стекло, его можно разбить с помощью острых металлических штырей, которыми съёмный подголовник крепится к сиденью.
Этот способ спасения хорош тем, что не требует большой физической силы. Так, на видео ниже хрупкая девушка наглядно продемонстрировала, как с помощью подголовника выбраться из тонущей машины.
Напомним, ранее мы уже делились с вами простыми лайфхаками, которые однажды могут спасти вам жизнь.
Мы надеемся, что вы никогда не окажетесь в ситуации, когда данный приём может пригодиться, однако знать о нём следует каждому. Почему бы вам не поделиться этой полезной информацией со своими близкими?
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:
Для чего нужны подголовники в автомобиле
Подголо́вник — защитное средство, встроенное в верхнюю часть сиденья, являющееся предохранительным упором для затылочной части головы водителя или пассажира автомобиля.
Подголовники конструируются или как часть удлинённых спинок сидений, или представляют собой регулируемые подушечки.
Подголовники устанавливаются с целью ослабить эффект неконтролируемого движения головы, в особенности — назад, в результате ДТП из-за наезда другого транспортного средства сзади.
Влияние подголовника на количество травм при ДТП в результате наезда другого транспортного средства сзади (в процентном соотношении): [1]
Степень повреждения в авариях | Лучшая оценка | Неуверенность во влиянии |
---|---|---|
Погибшие (все типы травм) | +12 % | (+1 %; +24 %) |
Травмы шеи (регулируемые) | −14 % | (−17 %; −11 %) |
Травмы шеи (закрепленные) | −25 % | (−34 %; −17 %) |
Содержание
История [ править | править код ]
Подголовник был изобретен инженером, специалистом по автомобильной безопасности Бела Барени в конце 1960-х гг. Он начал устанавливаться в американских машинах по желанию автовладельцев.
Виды подголовников [ править | править код ]
Неподвижный подголовник [ править | править код ]
Неподвижный подголовник может быть либо продолжением спинки сиденья, либо подушечкой, которая крепится к сиденью при помощи металлических штырей (такой подголовник может сниматься, в зависимости от марки автомобиля). Очень большую роль при защите шейных позвонков при аварии играет правильность установки и регулировка подголовника.
Чтобы поднять подголовник, нужно потянуть его вверх. Чтобы опустить подголовник, нужно нажать кнопку фиксатора и надавить на подголовник. Подголовники задних сидений должны находиться только в одном из фиксируемых положений, которое соответствует углублению на стойке подголовника. Самое низкое положение подголовника даёт возможность складывать спинку сиденья и обеспечивает задний обзор. Самое низкое рабочее положение подголовника находится на уровне первой выемки на стойке. Дальнейшая регулировка выполняется по мере необходимости.
Активный подголовник [ править | править код ]
Существенным недостатком неподвижных подголовников является необходимость их регулировки по высоте. Чаще всего они не обеспечивают безопасность в такси или в автомобилях, где часто меняются пассажиры, сидящие спереди. Активный подголовник рассчитан на стандартные габариты пассажира (рост и вес) и нуждается в регулировке по высоте только в случаях большой рост-малый вес или малый рост-большой вес. В этих случаях неправильная регулировка активных подголовников может снизить эффективность их работы.
Дополнительные функции [ править | править код ]
В современных автомобилях появляются подголовники со встроенным монитором для сидящих сзади пассажиров. Такие подголовники содержат DVD-проигрыватель, воспроизводящий DVD, CD, MP3 диски, TV-тюнер, FM-трансмиттер, могут принимать сигналы от внешних источников информации — игровых приставок, камер заднего вида и т. п.
Как правило, автомобиль воспринимается как пространство комфорта и безопасности, тем не менее, такое понимание упускает простой факт, говорящий о том, что автомобиль представляет собой более чем опасное создание. Пара тонн железа, которые ездят на огромной скорости и при этом не обладают прочностью способной нивелировать любые внешние воздействия от столкновения.
Именно поэтому над улучшением безопасности в автомобиле непрестанно работают, в том числе и над сидениями. Множество тестов и разработок привели к созданию той конструкции сидений, которая используется сейчас. Некоторые не знают, но подголовники в сидениях нужны не только для комфортной езды, но они также выполняют защитную функцию при столкновениях.
Разновидности подголовников
Если есть активные подголовники, то, вероятно, могут быть и пассивные и такие действительно существуют. В чем отличия – спросите вы. Они заключается в механизме работы.
Пассивные подголовники представляют собой просто эргономичную конструкцию. Сидение в комплекте с подголовником создается таким образом, чтобы в процессе столкновения максимально прочно удерживать голову и шейный отдел. При грамотном выполнении такая фиксация обладает весьма полезными эффектами, но более качественными и надежными считаются все-таки активные подголовники.
Такой элемент имеет подвижную конструкцию, поэтому он и называется активным. В этом варианте выполняется не просто поддержка, но конструкция реагирует особым образом, для того чтобы создать оптимальное положение верхней части сидения. В свою очередь они различаются на механические и электрические.
Отличия механики и электрики
Механический подголовник начинает работать после того как на него давят со стороны расположения головы. Соответственно, когда происходит столкновение и голова вдавливается назад, то задняя поверхность верхней части сидения наоборот начинает движение вперед и таким образом фиксирует положение верхней части тела. Когда давление на спинку прекращается то и механическая система перестает работать и возвращается в исходное положение.
Обратите внимание. Механическая система имеет элементарную конструкцию, в сидение просто вшита пружина, которая соединена с передаточным механизмом и верхней частью. Как известно, сила действия, обратна по векторе силе противодействия. Данная закономерность здесь и используется.
Автоматика работает немного иным образом:
Таким образом активные подголовники нужны для обеспечения безопасности. На практике они могут быть довольно полезными. Не менее чем подушки безопасности.
Безопасность водителя и пассажиров — это важное качество, к которому сейчас предъявляется повышенное внимание. Основные элементы безопасности — это:
Подголовники стали обязательным элементом в конце 60-х годов и впервые стали использоваться в Германии, через некоторое время уже все автомобили Mercedes и Volkswagen оснащались подголовниками. После повсеместного внедрения данного элемента салона, статистически было доказано, что количество травм шеи и позвоночника уменьшилось на 25 процентов.
Сначала подголовники были небольшими, их общая площадь составляла 80 сантиметров квадратных. Понятно, что при таких небольших размерах их приходилось очень внимательно регулировать, иначе пользы от них не было бы никакой. Они могли быть как интегрированными в сидение, то есть быть продолжением кресла, так и отдельными, то есть вставляться в специальные отверстия на спинке.
Уже ближе к нашему времени площадь подголовников была увеличена до 400 сантиметров квадратных. Теперь не было такой острой необходимости в их точной регулировке, поскольку они подходили под стандартные размеры среднестатистического человека. Правда, если человек был значительно больше или меньше этих размеров, то подголовник нужно все равно подгонять под его параметры.
В 90-х годах появились активные подголовники. Принцип их работы заключался в том, что в спинку сидения вставляли небольшой незаметный рычажок, и если водитель резко откидывался назад, то он надавливал на рычаг своим весом и подголовник придвигался к его голове, обеспечивая стопроцентную защиту от увечий шеи и позвоночника.
Также подголовники стали обязательным элементом не только для переднего ряда сидений, но и для заднего. Всевозможные страховые институты и независимые компании, тестирующие уровень безопасности той или иной модели автомобиля, постоянно выдвигают новые требования к системам безопасности и к подголовникам в том числе.
Как видим, ничего лишнего в автомобиле нет и каждый его элемент выполняет четко поставленную функцию.
Видео о том что из себя представляют подголовники, как они крепятся и какие функции выполняют.
Виды и принцип работы автомобильных подголовников
Одной из первых автомобильные подголовники внедрила компания Mercedes-Benz в 1960 году. Сначала их устанавливали по желанию покупателя. В конце 60-х все автомобили линейки Mercedes выпускались с подголовниками. В 1969 году ассоциация безопасности NHTSA утвердила значимость нового аксессуара и рекомендовала его установку всем автопроизводителям.
Какие функции выполняет подголовник
Такое дополнение в сиденье автомобиля является элементом пассивной безопасности, а не просто компонентом для удобства. Все дело в поведении нашего тела в кресле автомобиля во время удара сзади. Корпус устремляется назад, а голова откидывается с большой силой и скоростью немного позже. Это называют «эффектом хлыста». Подголовник останавливает движение головы во время удара, предотвращая возможные переломы шеи и повреждения головы.
Даже при не сильном, но неожиданном ударе можно получить серьезный вывих или перелом шейных позвонков. Годы наблюдений показали, что эта простая конструкция не раз сохраняла жизни и уберегала от более значительных травм.
Подобный тип повреждений получил название “хлыстовая травма”.
Виды подголовников
Глобально можно выделить две группы подголовников:
Пассивные автомобильные подголовники статичны. Они служат препятствием при резком движении головы назад. Бывают разные конструктивные решения. Можно встретить подголовники, которые являются продолжением сиденья. Но чаще всего они крепятся отдельно в виде подушечки и могут регулироваться по высоте.
Активные подголовники – это более современное конструктивное решение. Их главная задача – как можно быстрее предоставить точку опоры для головы водителя во время удара. В свою очередь, активные подголовники по конструкции привода делятся на два вида:
Работа механических активных систем основана на физике и законах кинетической энергии. В сиденье устанавливается система рычагов, тяг и пружин. Когда тело давит на спинку во время удара, механизм наклоняется и удерживает голову в более ранней позиции. Когда давление ослабевает, он возвращается в исходное положение. Все это происходит за доли секунды.
В основе конструкции электрических вариантов лежат:
Во время удара тело давит на датчики давления, которые подают сигнал на электронный блок управления. Затем воспламенитель активирует пиропатрон, и происходит наклон подголовника в сторону головы при помощи привода. Система учитывает вес тела, силу удара и давление, чтобы рассчитать скорость срабатывания механизма. Весь процесс занимает доли секунды.
Считается, что электронный механизм срабатывает быстрее и точнее, но главным его минусом является одноразовость. После срабатывания пиропатрон подлежит замене, а вместе с ним и другие компоненты.
Регулировка подголовника
Как пассивные, так и активные автомобильные подголовники нужно отрегулировать. Правильное положение окажет максимальный эффект при ударе. Также во время длительных поездок удобное положение головы снизит нагрузки на шейный отдел.
Как правило, регулировке по высоте поддаются только отдельные от сидений подголовники. Если он совмещен с сиденьем, то отрегулировать получиться только положение сиденья. Часто на механизме или кнопке есть надпись «Active». Достаточно следовать прописанным инструкциям. Трудностей этот процесс не вызывает.
Оптимальным считается положение опорной подушки у затылка пассажира или водителя. Также многие водители рекомендуют сначала отрегулировать положение сиденья. Сиденья рассчитаны на средний размер тела человека весом около 70 кг. Если пассажир или водитель не вписывается в эти параметры (низкий или очень высокий рост), то настроить положение механизма будет проблематично.
Неисправности и проблемы активных подголовников
Хотя плюсы механизма перевешивают недостатки, есть и свои минусы. Некоторые водители отмечают срабатывание механизма даже при несильном нажатии. Подушка при этом неудобно упирается в голову. Это очень раздражает. Приходится подстраиваться под механизм, либо ремонтировать его за свой счет. Если это заводской брак и автомобиль на гарантии, то смело можно обращаться к дилеру с претензиями.
Также могут выходить из строя фиксаторы и рычаги механизма. Причиной могут быть некачественные материалы или износ. Все эти поломки относятся к механическим активным подголовникам.
Статистика показывает, что в 30% аварий с ударом сзади от повреждений головы и шеи спасали именно подголовники. Можно уверенно сказать, что подобные системы приносят только пользу.
В каких случаях просто необходимо снимать подголовники с кресел автомобиля
Отметим сразу, что на водительском кресле подголовник должен быть всегда — вопрос безопасности. Причем его просто необходимо регулировать. Напомним, у корректно отрегулированного элемента расстояние между ним и затылком водителя должно быть не менее четырех, и не более девяти сантиметров.
Так же портал «АвтоВзгляд» уже писал, что эти устройства, как и ремень безопасности, входят в «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств» (пункт 7.9). В соответствии со статьей 12.5.1 КоАП за нарушение правила водитель рискует заплатить штраф в размере 500 рублей.
Однако если водитель в машине один, подголовники заднего дивана можно на время снять. Дело в том, что в погоне за красивым дизайном, многие автопроизводители забывают про функциональность. В итоге, задние стекла хетчбэков и даже кроссоверов напоминают бойницу, через которую нужно буквально всматриваться и пытаться понять, что происходит за кормой. Подголовники в этом случае еще больше сужают обзор. Ну, а совсем трудно становится, когда водитель едет в условиях плохой видимости. Без подголовников обзор будет хоть немного, но лучше, а это значит, что поездка станет безопаснее.
Будьте внимательны и при установке детского кресла. Часто бывает так, что подголовник автокресла упирается в подголовник заднего дивана. Из-за этого между спинкой детского сиденья и диваном остается большой зазор. А его быть не должно. Поэтому — смело снимаем подголовник авто, чтобы спинка детской «сидушки» прилегала к заднему сиденью плотно.
Подголовники также можно снять, если перевозите длинномер и спинки сидений приходится складывать. Таким образом, скажем, лыжи не будут упираться в потолок. Ну а затем не забудьте установить все на место. Ведь если в машину сядут пассажиры, в случае аварии они рискуют получить хлыстовые травмы шеи.