Для чего нужен подстаканник
Подстаканники создали, дабы не обжигать пальцы во время чаепития. Горячий гранёный стакан — именно для него придумали необходимое изобретение — было неудобно брать: ручек на нём не было.
Стук колёс, километры дороги и аромат чая
В России и странах СНГ подстаканники неотъемлемо связаны с романтикой поездов. По подсчётам, установленным статистиками РЖД, только за 2016 год было выпито 14 миллионов кружек чая общим объёмом 3 миллиона литров! Путешественники выбирают чай именно с сахаром, именно из стаканов в подстаканниках. Спроси любого, с чем ассоциируются путешествия в поезде, ответ будет прост: кипяток у проводника, чай в стакане с подставкой. Одно время привычный атрибут заменяли на пластиковые стаканы, но тогда теряется традиция и история. Кстати, о ней сейчас мы вам расскажем.
Подстаканник: история появления
Специалисты разнятся в определении точной даты начала использования подстаканников, поэтому конкретно её определить нельзя.
Первая половина, которую составляют историки, считает временем появления подстаканника начало XX века в связи с отказом от фарфора, предпочитая стекло. Чуть позже аксессуар стал необходимым предметом в домах значимых лиц и чиновников.
Другие утверждают, что подстаканник, история появления аксессуара, появился в России с 1720-х годах, в то время, когда страну провозгласили Российской империей, были введены новые правила этикета. В чайной церемонии женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам – из стаканов. Как уже было сказано, пить горячий чай из стакана неудобно. Тогда и придумали подстаканники.
Третьи считают началом истории появления подстаканника 1631 год, когда в страну привезли чай. Соответственно и «железные доспехи» для стеклянного стакана были также «заморскими». Мужской быт теперь украшал не только, портсигар, табак, но и подстаканник. Кстати, ближе к XIX веку в Россию привезли и дамские маленькие подстаканники. Маленькие потому, что женщинам не надобно было много есть и пить. Тоже по этикету.
Декор и внешний вид подстаканников
Поначалу подстаканник функционировал, как поддержка для посуды, производился по той же причине для удобства. Затем, когда подстаканники стали появляться на торжественных столах, мастера стали декорировать их – ввели технику художественного литья и гравировки. Какие только рисунки не украшали подстаканники! История, литература, искусство и сама эпоха отражались в украшениях подстаканников! В зажиточных домах хранились подстаканники из серебра. Изготовленный из дорогого по тем временам предмет чаепития был излюбленным подарком коллегам, друзьям и уважаемым людям. У простого рабочего класса подстаканники хотя и были дома, но как атрибут чайной церемонии не прижился: наливали в блюдечко чай, чтобы быстрее остыл. А после революции 1917 года подстаканники производили хоть и в меньших количествах, но классовой принадлежности предмета не было: им пользовались и рабочие, и крестьяне.
Формы у подстаканников были настолько различны, насколько хватало фантазии у мастера. Первые изготовления были скучны, но практичны: стакан попросту обрамляла пластинка из меди или латуни по форме. В XIX веке «подставка» под посуду стала преображаться. В форме избы, бочонка, дерева, украшенные цветами или животными – здесь отразился деревенский быт и уклад. Чуть позже, когда «защита» для пальцев появилась в богатых домах, подстаканники стали украшать гербами, семейными инициалами. Создавались целые картины, на первый взгляд, на обычном предмете посуды.
Рельефные подстаканники XX века украшали фольклорные образы и сюжеты. Тут и Илья Муромец защищал землю русскую, и сестрица Алёнушка спасала своего брата от проклятья.
Действительно, подстаканник – исконно русское изобретение. Доказательством тому будет традиция, которой до сих пор следует люди.
Подстаканник – символ ушедшей эпохи
Тенденция 21 века – возвращение к прошлому: винтаж, мода 50-х – 90-х годов. То же самое и с чайной традицией. Подстаканник вновь вживается в быт русского человека. Мастера могут нанести абсолютно любой рисунок: начиная от анималистических деталей, заканчивая портретом. Всё зависит от того, насколько искусный мастер. А в магазине Самоваров Град в наличии подстаканники на любой вкус и цвет: на морскую и военную тематику, в подарок и другу, и обладателю охотничьего ремесла. Для путешественника такой презент будет весьма кстати: ведь так приятно попивать горячий чай в стакане, поддерживающем собственным подстаканником, и разглядывать русские пейзажи за окном поезда. Помните: подстаканник – ценный и солидный подарок!
Для чего нужен подстаканник?
То, что в дореволюционной России любимым напитком был чай – факт общеизвестный. Подтвержденный к тому же авторитетом самого Александра Дюма-отца, который, кроме многих романов, написал еще и «Кулинарный словарь».
Автор «Кулинарного словаря» отмечал, что «лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России». Объяснялось все это просто: при перевозке по морю чай теряет свой вкус и ценные свойства. В Россию же ввозили чай по суше прямо из Китая.
В том же «Кулинарном словаре» А. Дюма рассказывал французам о другом удивительном русском обычае, относящемся к чаепитию: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».
А. Дюма-беллетрист мог бы, конечно, и присочинить. Но А. Дюма-бытописатель и путешественник писал чистую правду. Контрольная проверка по картинам русских художников-реалистов подтверждает: точно!
Если за чаем изображена пара, то перед женщиной стоит фарфоровая чашечка и блюдце, а перед мужчиной – стеклянный стакан. В подстаканнике.
Судя по всему, подстаканник в том виде, в каком мы его знаем, появился на Руси в конце восемнадцатого века. Функция его первоначально была чисто технической. Горячий чай нагревал стекло – не притронешься.
Подстаканник, казалось бы, вещь прозаичная. Но в быту необходимая. Потому в конце 19-го века этот предмет на просторах Российской империи распространился чрезвычайно. Был он практически в каждом доме, богатом и не очень, у аристократов и у простолюдинов. Если бы в то время издавались гламурные журналы, они бы несомненно назвали подстаканник наряду с портсигаром одним из первейших мужских аксессуаров. И настоятельно рекомендовали бы читателям дарить знакомым мужчинам подстаканники. Впрочем, и без подобных рекомендаций общественное мнение дошло до такой мысли. Подстаканники, особенно серебряные, были популярнейшим подарком.
Спрос рождает предложение. Количество выпускаемых в дореволюционной России подстаканников вряд ли кто учитывал. Но количество это было весьма значительным. В конце 19-го века на одном из крупнейших российских заводов по обработке цветных металлов – «Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина» во Владимирской губернии – не менее тридцати процентов прибыли давал цех производства посуды, главной продукцией которого были как раз подстаканники. Если же говорить о качестве. Каких только подстаканников не выпускали тогда в России! Художественное оформление этого предмета стало своеобразной отраслью прикладного искусства. К слову сказать, исключительно российской отраслью. В других странах подстаканники как предмет сервировки чайного стола почти не использовались.
«Подстаканник, кажется, специфически русский предмет, нигде не пьют чай так, как в Москве». (Л. Улицкая. Казус Кукоцкого)
Подстаканники были штампованные или литые. Это позволяло разнообразить их внешний вид, а при изменении моды легко изменить оформление. В конце 19-го века в России вошел в моду древнерусский стиль. И появились подстаканники в виде бочонков, плетенных туесков и даже сработанные в виде сруба русской избы. Литые или штампованные украшения на теле подстаканника изображали богатырей и русских красавиц в кокошниках. Популярными были сцена охоты, где собаки терзали кабана или медведя, а также лихие тройки. Тройки эти, к слову сказать, оказались ужасно живучими, они украшали подстаканники, выпускавшиеся уже в советское время.
Знаменитые ювелиры, тот же Фаберже, делали золотые и серебряные с позолотой подстаканники. Чтобы ручки этих подстаканников не обжигали пальцев, их изготавливали из металла более дешевого, зато и менее теплопроводного, чем золото. Дабы «дешевка» не портила общего роскошного вида изделия, ручку покрывали красивой изысканной эмалью. Чуть попозже, на волне увлечения оперой Вагнера «Лоэнгрин», повествующей о принце-лебеде, появились подстаканники в виде фигуры лебедя. Еще позже, уже в начале 20-го века, появились подстаканники в стиле «Арт нуво».
После Великой Отечественной войны в советской стране появился еще один массовый потребитель подстаканников – железнодорожный транспорт. Секрет популярности был прост – широкий и массивный подстаканник делал стакан устойчивее.
Сейчас многие коллекционируют подстаканники. И большая часть таких коллекций составлена из подстаканников советских времен. Делались они из латуни, мельхиора и даже из серебра. А по сюжетам, украшавшим их поверхность, можно было бы диссертацию писать. Кроме выжившей в революционных и военных перипетиях русской тройки, на них начали штамповать и другие предметы гордости: красную Москву, осененную праздничным салютом, памятники Юрию Долгорукому и Богдану Хмельницкому, а также и спутник, облетающий земной шар.
«Дерзай», – вздохнул Спиридонов и ушел, унося юбилейный подстаканник, на котором три серебряных спутника облетали земную горошину с одной-единственной страной на выпуклом боку». (Т. Толстая. Лимпопо)
Некоторые коллекционеры собирают подстаканники, как марки, по сериям: города СССР, памятники, цветы, праздничные даты, космические ракеты и спутники. Музей побед, да и только!
Засмотревшись на это великолепие, даже забываешь о том, что в «доброе старое время» чай в стакане был ублюдочный «Грузинский», сорт второй. Да к тому же вываренный хитрым проводником в содовом растворе, чтобы заварка казалась потемнее и погуще.
Автор: Mapк Блay
Для чего нужен подстаканник?
То, что в дореволюционной России любимым напитком был чай — факт общеизвестный. Подтвержденный к тому же авторитетом самого Александра Дюма-отца, который, кроме многих романов, написал еще и «Кулинарный словарь».
Автор «Кулинарного словаря» отмечал, что «лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России». Объяснялось все это просто: при перевозке по морю чай теряет свой вкус и ценные свойства. В Россию же ввозили чай по суше прямо из Китая.
В том же «Кулинарном словаре» А. Дюма рассказывал французам о другом удивительном русском обычае, относящемся к чаепитию: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».
А. Дюма-беллетрист мог бы, конечно, и присочинить. Но А. Дюма-бытописатель и путешественник писал чистую правду. Контрольная проверка по картинам русских художников-реалистов подтверждает: точно! Если за чаем изображена пара, то перед женщиной стоит фарфоровая чашечка и блюдце, а перед мужчиной — стеклянный стакан. В подстаканнике.
Судя по всему, подстаканник в том виде, в каком мы его знаем, появился на Руси в конце восемнадцатого века. Функция его первоначально была чисто технической. Горячий чай нагревал стекло — не притронешься. Вот и снабдили стакан ручкой, вставив в устройство первоначально неказистое. Однако, по тогдашним взглядам, весьма приличиствующее грубым мужским пальцам. И как бы оттеняющее прелесть фарфора, сжимаемого нежной женской ручкой. Или прелесть нежной женской ручки, сжимающей тонкую фарфоровую чашку. Ох, совсем я, однако, запутался!
Подстаканник, казалось бы, вещь прозаичная. Но в быту необходимая. Потому в конце 19-го века этот предмет на просторах Российской империи распространился чрезвычайно. Был он практически в каждом доме, богатом и не очень, у аристократов и у простолюдинов. Если бы в то время издавались гламурные журналы, они бы несомненно назвали подстаканник наряду с портсигаром одним из первейших мужских аксессуаров. И настоятельно рекомендовали бы читателям дарить знакомым мужчинам подстаканники. Впрочем, и без подобных рекомендаций общественное мнение дошло до такой мысли. Подстаканники, особенно серебряные, были популярнейшим подарком.
Спрос рождает предложение. Количество выпускаемых в дореволюционной России подстаканников вряд ли кто учитывал. Но количество это было весьма значительным. В конце 19-го века на одном из крупнейших российских заводов по обработке цветных металлов — «Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина» во Владимирской губернии — не менее тридцати процентов прибыли давал цех производства посуды, главной продукцией которого были как раз подстаканники. Если же говорить о качестве… Каких только подстаканников не выпускали тогда в России! Художественное оформление этого предмета стало своеобразной отраслью прикладного искусства. К слову сказать, исключительно российской отраслью. В других странах подстаканники как предмет сервировки чайного стола почти не использовались.
«Подстаканник, кажется, специфически русский предмет, нигде не пьют чай так, как в Москве». (Л. Улицкая. Казус Кукоцкого)
Подстаканники были штампованные или литые. Это позволяло разнообразить их внешний вид, а при изменении моды легко изменить оформление. В конце 19-го века в России вошел в моду древнерусский стиль. И появились подстаканники в виде бочонков, плетенных туесков и даже сработанные в виде сруба русской избы. Литые или штампованные украшения на теле подстаканника изображали богатырей и русских красавиц в кокошниках. Популярными были сцена охоты, где собаки терзали кабана или медведя, а также лихие тройки. Тройки эти, к слову сказать, оказались ужасно живучими, они украшали подстаканники, выпускавшиеся уже в советское время.
Знаменитые ювелиры, тот же Фаберже, делали золотые и серебряные с позолотой подстаканники. Чтобы ручки этих подстаканников не обжигали пальцев, их изготавливали из металла более дешевого, зато и менее теплопроводного, чем золото. Дабы «дешевка» не портила общего роскошного вида изделия, ручку покрывали красивой изысканной эмалью. Чуть попозже, на волне увлечения оперой Вагнера «Лоэнгрин», повествующей о принце-лебеде, появились подстаканники в виде фигуры лебедя. Еще позже, уже в начале 20-го века, появились подстаканники в стиле «Арт нуво».
А потом началась революция и, соответственно, закончилось производство подстаканников. Как предмета пролетариату, казалось бы, не нужного. Однако в каждой семье подстаканников было несколько, и дореволюционных запасов хватило надолго. На волне дефицита подстаканники, и до того ценившиеся, стали вещью особенно ценной. По крайней мере, в 1930-е годы они появились в приемных больших начальников и в наркоматах как символ советской роскоши. Для производства этого бедного богатства были даже выделены мощности на заводах наркомцветмета. Тот же завод по обработке цветных металлов в городе Кольчугине штамповал не только гильзы для снарядов и патронов, но и подстаканники тоже. Вообще, в советское время подстаканники входили в план 30 заводов и металлургических комбинатов. А еще, сверх плана, подстаканники «ваяли» на всякого рода зонах и оборонных предприятиях.
После Великой Отечественной войны в советской стране появился еще один массовый потребитель подстаканников — железнодорожный транспорт. Секрет популярности был прост — широкий и массивный подстаканник делал стакан устойчивее.
Сейчас многие коллекционируют подстаканники. И большая часть таких коллекций составлена из подстаканников советских времен. Делались они из латуни, мельхиора и даже из серебра. А по сюжетам, украшавшим их поверхность, можно было бы диссертацию писать. Кроме выжившей в революционных и военных перипетиях русской тройки, на них начали штамповать и другие предметы гордости: красную Москву, осененную праздничным салютом, памятники Юрию Долгорукому и Богдану Хмельницкому, а также и спутник, облетающий земной шар.
«Дерзай», — вздохнул Спиридонов и ушел, унося юбилейный подстаканник, на котором три серебряных спутника облетали земную горошину с одной-единственной страной на выпуклом боку». (Т. Толстая. Лимпопо)
Некоторые коллекционеры собирают подстаканники, как марки, по сериям: города СССР, памятники, цветы, праздничные даты, космические ракеты и спутники. Музей побед, да и только!
Засмотревшись на это великолепие, даже забываешь о том, что в «доброе старое время» чай в стакане был ублюдочный «Грузинский», сорт второй. Да к тому же вываренный хитрым проводником в содовом растворе, чтобы заварка казалась потемнее и погуще…
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Для чего нужен подстаканник?
В том же «Кулинарном словаре» А. Дюма рассказывал французам о другом удивительном русском обычае, относящемся к чаепитию: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».
Подстаканник, казалось бы, вещь прозаичная. Но в быту необходимая. Потому в конце 19-го века этот предмет на просторах Российской империи распространился чрезвычайно. Был он практически в каждом доме, богатом и не очень, у аристократов и у простолюдинов. Если бы в то время издавались гламурные журналы, они бы несомненно назвали подстаканник наряду с портсигаром одним из первейших мужских аксессуаров. И настоятельно рекомендовали бы читателям дарить знакомым мужчинам подстаканники. Впрочем, и без подобных рекомендаций общественное мнение дошло до такой мысли. Подстаканники, особенно серебряные, были популярнейшим подарком.
Спрос рождает предложение. Количество выпускаемых в дореволюционной России подстаканников вряд ли кто учитывал. Но количество это было весьма значительным. В конце 19-го века на одном из крупнейших российских заводов по обработке цветных металлов «Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина» во Владимирской губернии не менее тридцати процентов прибыли давал цех производства посуды, главной продукцией которого были как раз подстаканники. Если же говорить о качестве. Каких только подстаканников не выпускали тогда в России! Художественное оформление этого предмета стало своеобразной отраслью прикладного искусства. К слову сказать, исключительно российской отраслью. В других странах подстаканники, как предмет сервировки чайного стола почти не использовались.
Подстаканник, кажется, специфически русский предмет, нигде не пьют чай так, как в Москве .
Л.Улицкая. Казус Кукоцкого .
Подстаканники были штампованные или литые. Это позволяло разнообразить их внешний вид, а при изменении моды легко изменить оформление. В конце 19-го века в России вошел в моду древнерусский стиль. И появились подстаканники в виде бочонков, плетенных туесков и даже сработанные в виде сруба русской избы. Литые или штампованные украшения на теле подстаканника изображали богатырей и русских красавиц в кокошниках. Популярными были сцена охоты, где собаки терзали кабана или медведя, а также лихие тройки. Тройки эти, к слову сказать, оказались ужасно живучими, они украшали подстаканники, выпускавшиеся уже в советское время.
Знаменитые ювелиры, тот же Фаберже, выпускали золотые и серебряные с позолотой подстаканники. Чтобы ручки этих подстаканников не обжигали пальцев, их делали из металла более дешевого, зато и менее теплопроводного, чем золото. Дабы «дешевка» не портила общего роскошного вида изделия, ручку покрывали красивой изысканной эмалью. Чуть попозже, на волне увлечения оперой Вагнера «Лоэнгрин», повествующей о принце-лебеде, появились подстаканники в виде фигуры лебедя. Еще позже, уже в начале 20-го века появились подстаканники в стиле «Арт нуво».
А потом началась революция и, соответственно, закончилось производство подстаканников. Как предмета пролетариату, казалось бы, не нужного. Однако, в каждой семье подстаканников, обычно, было несколько, и дореволюционных запасов хватило надолго. На волне дефицита подстаканники, и до того ценившиеся, стали вещью особенно ценной. По крайней мере, в 1930-е годы они появились в приемных больших начальников и в наркоматах как символ советской роскоши. Для производства этого бедного богатства были даже выделены мощности на заводах Наркомцветмета. Тот же завод по обработке цветных металлов в городе Кольчугине штамповал не только гильзы для снарядов и патронов, но и подстаканники тоже. Вообще в советское время подстаканники входили в план 30 заводов и металлургических комбинатов. А еще, сверх плана, подстаканники «ваяли» на всякого рода зонах и оборонных предприятиях.
«Дерзай», – вздохнул Спиридонов и ушел, унося юбилейный подстаканник, на котором три серебряных спутника облетали земную горошину с одной-единственной страной на выпуклом боку .
Некоторые коллекционеры собирают подстаканники, как марки, по сериям: города СССР, памятники, цветы, праздничные даты, космические ракеты и спутники. Музей побед, да и только! Засмотревшись на это великолепие, даже забываешь о том, что в «доброе старое время» чай в стакане был ублюдочный «Грузинский», сорт второй. Да к тому же вываренный хитрым проводником в содовом растворе, чтобы заварка казалась потемнее и погуще.
Российские и советские подстаканники
Подстаканник – атрибут русской чайной традиции, который ассоциируется с душевными и неторопливыми семейными застольями, железнодорожной романтикой. Изделие приятно держать в руках, рассматривая затейливые узоры, наслаждаясь духом свежезаваренного напитка. Стакан не трескается даже от крутого кипятка, так как металлическая подставка быстро поглощает тепло. Чай согревает, но не обжигает руки за счет удобной ручки.
Появление подстаканников в России
Существует несколько версий появления подстаканника в нашей стране. По одной из них, первые подставки под стаканы с горячими напитками были изготовлены новгородскими мастерами из дерева (17 век). Их украшали растительным орнаментом. Появлению подстаканников на новгородчине предшествовало создание первых стеклянных стаканов. По другой версии, подстаканники были завезены с востока и распространились вместе с развитием сети железных дорог как атрибут путешествия, повышавший комфорт пассажиров.
Одина из самых старых подставок под стакан с чаем, дошедшая до наших дней, была изготовлена на Тульском оружейном заводе в конце 18 столетия. Дно изделия было закрыто, чтобы можно было наливать согревающие напитки в сам сосуд, например, пунш.
Изначально чай из подстаканников пили исключительно мужчины. Ближе к 19 веку в России появились маленькие дамские подстаканники. Размер подставок под горячее питье отличался, так как по правилам этикета женщинам полагалось пить и есть меньше мужчин.
Сюжеты и материалы для подстаканников
Наиболее высокохудожественные подстаканники изготавливали в 19 веке, в дореволюционный период 20 века. Для придания аксессуару торжественности использовали драгоценные металлы, технику литья, штамповку, чеканку, цветную ретушь, придумывали для украшения различные композиции. В подражание застольным древнерусским чаркам в верхней части изделия наносилась резьба в виде пожелания, чаще всего «Пейте на здоровье». Подстаканники знатных семейств украшали монограммой или именем хозяина.
В середине 19 века подставки под стаканы с горячим чаем выполнялись в стиле нео-рококо или неоклассицизма, во второй половине столетия – в «русском стиле». Последнему были присущи простонародные мотивы: «бочонки», «берестяные кузовки», «бревенчатые заборы».
На рубеже веков на подстаканниках любили изображать славных богатырей, прекрасных царевен в кокошниках. В первое десятилетие 20 века в моде были аксессуары для чаепития с лошадями, сценами охоты и сопутствующей атрибутикой. Эти сюжеты впоследствии перекочевали на советские столовые приборы.
После революции 1917 года выпуск подстаканников как пережитка буржуазной жизни практически прекращается. Но эти атрибуты чайной традиции успели полюбиться обществу, прижились не только в домашних буфетах, но и в пассажирских поездах, общепитах. Поэтому в период НЭПа их производство возобновляется. Первые советские экземпляры, которые были копиями дореволюционных моделей, поставлял завод «Платиноприбор». Их изготавливали на конфискованном оборудовании. Также производством занимались частные артели.
Начиная с 30-х годов подстаканники выпускаются массово. На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. Применялись техники литья, гравировки, выдавливания рисунка.
Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год
После Великой Отечественной войны на подстаканники шли отходы штамповочного производства, их форма упростилась. С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора. Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. Также подставки украшали цветами, портретами знаменитостей.
Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год
Все советские подстаканники снабжались клеймом, на котором обозначался материал, цена, изготовитель. На подставках из госзаказа, выпускавшихся для нужд пассажирских поездов, воинских частей и других госструктур, цена не указывалась, так как они не были предназначены для свободной продажи.
Заводы по производству подставок находились в каждом крупном городе страны. Большое количество подстаканников закупало Министерство путей сообщения. Чай в поездах подавали в подстаканниках, что было удобно и безопасно. Аксессуары делали стандартного диаметра, независимо от места изготовления. Производством подставок из латуни и мельхиора занимались Ленинградский ювелирный завод, Кольчугинский завод, Мстерская ювелирная артель, Киевский завод столовых приборов и другие. Сканью украшали подставки в Красном на Волге, Мстере. Алюминиевые производили в Москве, Ленинграде, Мытищах, Минске, Днепропетровске. Подстаканники РЖД используются по назначению и в наше время.
Подстаканник «РЖД. Россия живет дорогами», мельхиор, Россия, 2000-2010 гг.
Кольчугинские подстаканники
Блестящие пластины-заготовки будущих подстаканников мастер кладет под пресс для нанесения оттиска узора, каждую выравнивает вручную. Их делают в основном из латуни. Края изделия скрепляют между собой высокотемпературной газосваркой. Дно соединяют со стенками, загибая их края на специальном станке. Изгиб ручки – ручная операция.
Латунные и медные заготовки покрывают защитным и декоративным покрытием, они приобретают серебристый оттенок. 5-10 процентов изделий покрывают серебром, 100-200 коллекционных экземпляров – золотом.
Гравировка наносится вручную, мастера могут выполнить любой заказ. Востребованные сюжеты – герб России, символ Олимпиады-80, «Три богатыря», «Охотники на привале», Московский кремль.
Подстаканник «Советский космос», мельхиор, Кольчугинский металлургический завод, СССР, 1960-1980 гг.
Российские чайные традиции
Чай стали завозить в Россию еще при Иване III, но современники не сумели оценить его по достоинству, и напиток ушел в забвение. Интерес к чаю пробудился при царе Михаиле Федоровиче Романове, стал популярен при дворе.
Дворяне придерживались британской культуры чаепития: пили чай из фарфорового сервиза за безукоризненно накрытым столом, часто с молоком. Целью застолья было не насыщение, а светская беседа. Именно в дворянской среде прижился обычай пить чай из стеклянных стаканов, устанавливая их в изящные серебряные подстаканники. Традиция постепенно забылась, возродившись вновь в трактирах для простонародья. Чай смешивали со спиртным.
Купеческий чайный стол ломился от разнообразной выпечки, варений, закусок. Чаепитие было долгим, «до седьмого пота». Использовался один заварочный чайник с очень крепкой заваркой, которая разводилась кипятком из самовара непосредственно в чашке. Традиция двухчайниковой заварки сохранилась до наших дней.
В мещанской среде использовали более дешевые сорта чая, более простые закуски. Светская беседа сопровождалась песнями, игрой на музыкальных инструментах.
Крестьяне и рабочие пробовали настоящий чай в трактирах, дома довольствовались его травяными аналогами.
До революции чай доставляли, в основном, из Китая. Русские купцы обменивали его на ткани, кожи, меха, изделия металлургии. После Октябрьской революции в стране наступил «чайный период», продолжавшийся до 1923 года, когда организация «Центрочай» распределяла огромные конфискованные запасы частного чая по предприятиям для бесплатной выдачи заварки рабочим и военнослужащим. Была поставлена цель снизить зависимость СССР от импорта чая. Его стали выращивать в Грузии, Азербайджане, Краснодарском крае.
Напиток из отечественного сырья уступал по качеству привозному. Для лучшего заваривания на чайник надевали утепленный колпак, который шили из разноцветных лоскутков в виде женщины в пышной юбке – «бабы на чайник».