Для чего нужен предмет музыка
Зачем нужна музыка в школе?
Зачем современным школьникам нужен урок музыки в школе?
а прежде всего воспитание человека.
Наверное, многие учителя сегодня слышат подобный вопрос: «Зачем нужна музыка в школе? Ведь не все же станут певцами и музыкантами!». Даже многие родители открыто заявляют, что этот предмет, по их мнению, лишний. Но так ли это на самом деле? Что же за предмет «Музыка» и в чем его миссия?
Она, безусловно, воспитывает морально-эстетические качества.
Вся школьная программа нацелена на это.
В Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании. Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе. А Аристотель не только обращал внимание на педагогическую роль музыки, но и отдавал должное ее терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, сглаживая его психические переживания.
И в средние века музыка была неотъемлемой частью воспитания будущих вельмож. Умение играть на каком-либо инструменте ценилось не меньше, чем способность ловко держаться в седле.
В этом духе всё и продолжалось. В XIX веке в России любой представитель высшего света мог запросто наиграть пару-тройку мелодий из оперного репертуара того времени. Да и ХХ век с его социальными потрясениями тоже музыке не изменил.
Курс школьной программы рассчитан на 8 лет. С 1 по 8 классы происходит основное духовно-нравственное формирование, когда дети еще восприимчивы ко всему светлому и доброму.
Уроки музыки дают ребенку значительно больше полезных навыков, чем это может показаться на первый взгляд. В частности, так как музыкальное произведение нужно вдумчиво слушать, это развивает в ребенке внимание и усидчивость, которая будет полезна и во время любых других школьных занятий.
Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами.
Психологи указывают еще и на то, что музыка помогает детям справляться со стрессами и обидами, преодолеть недопонимание в коллективе. И, конечно, наличие такого творческого занятия в школе помогает хотя бы на время забыть о сухих главах и параграфах учебников. Отдохнув от учебы, ребенок с новыми силами сможет преступить к обычным школьным урокам.
К тому же традиционно пение считают незаменимым помощником при восстановлении речи у больных людей — в том числе пожилых. Люди, пережившие мозговую травму и лишившиеся способности говорить, имеют шанс восстановить свою речь через пение. Естественно, занятия пением можно использовать и для помощи ребенку, если тот плохо пишет или читает. Не надо даже играть на каком-то инструменте — просто пойте соло или в хоре! А еще пение способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема, умению многоканально мыслить — это понадобится любому человеку, сколько бы лет ему ни было.
Исследования показали, что ученики, которые регулярно слушали музыку или играли на музыкальных инструментах, смогли развить более высокий вербальный IQ, чем дети того же возраста, которые не подвергались воздействию музыки.
В эксперименте, проведенном Йоркским университетом, дети в возрасте от 4 до 6 лет приняли участие в компьютерной обучающей программе с анимированными проекциями и красочными мультфильмами. Во время программы одна группа была подвержена воздействию музыки, а другая — нет. Результаты эксперимента были ошеломляющими: дети, которые регулярно слушали музыкальные композиции, запоминали слова, анализировали информацию и вели рассуждения значительно лучше, чем те, кто проделывал то же самое в полной тишине.
В тестировании на тему социальных навыков участвовали дети, как совершенно не занимавшиеся, так и занимавшиеся музыкой, причем занимавшиеся ею с разной степенью серьезности — кто в охотку, а кто и в музыкальной школе. При повторном тестировании через год первая группа не улучшила своих результатов, вторая — улучшила, а третья продемонстрировала значительный прогресс.
Речь идет об очень важных навыках. Развитое мышление о последствиях предполагает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, в том числе совместные. А альтернативное мышление означает, что, например, в тех ситуациях, когда кто-то другой не смог бы обойтись, например, без применения силы, музыкант может увидеть и предложить и другой вариант разрешения проблемы.
Итак, человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он более гибок и чуток, он способен увидеть ситуацию глазами другого. Игра в ансамбле, пение в хоре учат слышать и слушать других, а не только себя. И эти умения, так же как и способность быть гибким и отзывчивым, которую приобретают те, кто занимаются музыкой, может оказаться незаменимым подспорьем, например, в карьере политика или дипломата.
Музыка. Нужна ли музыка в школе?
Автор: Лукошкина Александра Сергеевна
Нужна ли музыка в школе?
Казалось бы, ещё недавно, ученики на уроках внимали каждому звуку, шедшему от учителя. И думать о том, как удержать это внимание, особо-то и не приходилось. Достаточно было попросить не отвлекаться. Иное дело теперь, когда каждый учитель на своём предмете буквально борется за учеников, за их внимание, старается быть современным и плыть на одной волне с подрастающим поколением.
Пройдя многолетнее обучение в музыкальной школе, ученик приобретает решительный характер, воспитывает силу воли, утонченность восприятия, развивает умение через музыку выражать своим эмоции, настроение, учиться слушать и слышать себя и окружающих, сочетать и сопоставлять звуки музыки с природой. Но не все дети имеют возможность обучаться в музыкальной школе. Многие просто считают это лишним.
В век информационных технологий и компьютерных игр дети, а порой и их родители, часто задают вопрос о необходимости обучения музыке и в общеобразовательной школе.
Музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной действительности. Музыку мы можем слышать и слушать каждый день, что оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и большое воздействие на формирование внутреннего мира и восприятие окружающей среды.
Уроки музыки в общеобразовательной школе занимают важное место в воспитании учащихся и могут способствовать развитию учебной мотивации, так как дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей.
Такие уроки учащимся запоминаются надолго!
Очень любят ситуации на эмоциональной основе старшеклассники. Это и просмотр фрагментов опер, балетов, выступлений эстрадных групп, картин великих художников и создание собственных презентаций.
Взрослые ребята с удовольствием создают музыкальные презентации и фильмы по творчеству композиторов и особенно любимых эстрадных групп.
Внедрение нового государственного стандарта в образование позволяет нам широко использовать проектную деятельность. А при правильном подходе преподаватели музыки развивают индивидуальные особенности ребенка и формируют гармоничную личность, способную не только добиваться поставленных целей, но и находить свое предназначение в современном мире.
Как сделать уроки музыки в школе не лишёнными смысла
Уроки музыки в школах всегда воспринимались как повод перевести дыхание. Отдохнуть после алгебры перед химией, или после физкультуры перед физикой. Относиться к предмету серьёзно сложно даже тем, кто от самой музыки без ума. Просто потому, что чаще всего уроки скучные, бессмысленные, да и песни там поют такие, которые вряд ли входят в детский или подростковый хит-парад. Как это отношение изменить, «Мелу» рассказала учительница музыки Анастасия Моторико.
Когда я сама училась в школе, музыку я любила. К тому же ходила в музыкальную школу, поэтому в обычной мне было не так уж важно, что именно петь и кого слушать. У меня уже сформировался навык делать и то и другое. Но я была в меньшинстве.
Хорошо помню, как одноклассники петь стеснялись и не хотели. Ну не нравились им песни про «Юного барабанщика» и «Алёшу». И в гаммах они не видели смысла. А когда наш учитель включал грустный и удивительно красивый «Вокализ» Сергея Рахманинова, вместо того чтобы проникнуться мелодией, они умирали от смеха. Не потому, что было смешно. Это у подростков такая защитная реакция, когда они не понимают, как себя вести, услышав то, к чему не привыкли.
Когда я стала учителем музыки, я долго размышляла, как сделать свои занятия небесполезными и приятными для всех. Можно было, конечно, просто петь программные песни и слушать музыку. Одно то, что дети не пишут диктанты и не решают задачи, — для них уже хорошо.
Но мне хотелось большего. Помогли сами ученики. Перед уроками, и не только моими, ребята группами или поодиночке в наушниках слушают свои любимые песни. Я решила за это зацепиться.
Обменивайтесь интересами с учениками
Не только я просвещаю учеников, но и они меня. Мы с ними договорились, что ребята приносят запись любимой музыки (без мата и уголовной тематики) и делают презентации с историей либо песни, либо группы, которая её исполняет. Заодно закрепляем умение делать презентации и работать с аудиторией (привет, метапредметность!).
Тут меня ждала масса откровений.
Оказалось, что ребята слушают не только группы, названий которых я нигде больше не услышу, кроме как от них. Но и Высоцкого, Цоя и даже Визбора. Удивилась
А за Цоя получила от ребят отдельный респект, ведь я тоже в юности была его фанатом.
Смешивайте жанры
Конечно, мы учим песни. И очень любим песни из фильмов и мультфильмов. По счастью, сегодня масса возможностей сделать этот процесс увлекательным. Выбор подходящей минусовки, приятный видеоряд, бегущая строка для тех, кто так и не выучил слова.
Но чтобы исполнение было проникновенным, сначала нужно посмотреть тот самый фильм или мультфильм. Недавно мы выбирали песню ко дню матери. Остановились на «Песне про мамонтёнка», той, под которую мы с вами в детстве плакали, а наши дети, по крайней мере многие из них, ни песню не слышали, ни мультфильм не смотрели.
В момент просмотра даже брутальные парни не знали, куда прятать слёзы, что уж о нас, девчонках, говорить?
Похожие эмоции вызывает «Щелкунчик». Для меня это, кстати, ещё и ответ на вопрос, воспринимают ли современные дети советские мультики. Поверьте, да. Просто надо найти нужный момент.
Так или иначе, программе я всё же должна следовать, и не только просвещаться, но и просвещать. С «Щелкунчиком» разобрались — смотрим мультфильм. А для знакомства с оперой идеально подходит рэп. Если б вы знали, как хорошо заходит «Князь Игорь» под Warren G & Sissel. Оригинал, конечно же, тоже слушаем, только уже с большим интересом.
Вместо сухих биографий найдите занятный факт
Биографические справки мало кому интересны, а вот занимательные факты из жизни исторических персонажей остаются в голове даже у тех, кто слушает вполуха, поверьте. Композиторы (писатели, артисты, певцы, дирижёры) в первую очередь люди, и у каждого из них были привычки, истории и особенности, которые стоят пересказа.
Скажем, перед тем как сесть сочинять музыку, Бетховен погружал голову в холодную воду. Предположительно, именно эта привычка стала причиной воспаления среднего уха, закончившегося глухотой. И особенно приятно детям узнавать, что Бетховен совершенно не умел делить и умножать. Впрочем, дети вообще любят истории про гениев-двоечников.
Одна из самых любимых историй моих учеников про великого Баха. Бах любил засыпать под музыку. Когда он ложился спать, три его сына поочерёдно играли ему на клавесине, что им ужасно не нравилось. Однажды один из сыновей, услышав храп отца и решив, что тот спит, убежал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный в сладкую дремоту Бах моментально проснулся от мучительного диссонанса. Бах долго ворочался в постели, потом одним рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, практически на ощупь, натыкаясь на мебель, пробрался к инструменту и разрешил аккорд. Через минуту композитор спал сном младенца.
При всей популярности Чайковского, мало кто знает, что Антон Чехов посвятил композитору свой сборник рассказов «Хмурые люди». И у них даже были планы написать оперу на сюжет лермонтовской «Бэлы». Но не случилось. Поэтому, рассказывая о нём, я нередко увлекаюсь творчеством Чехова и обычно остаюсь довольна результатом. Дети любят, когда уроки перетекают друг в друга. А учителя, надо сказать, к этому стремятся.
Найдите связь между музыкой и математикой
Наконец, одно из моих любимых занятий с детьми — установление связи музыки с математикой, о которой первым рассказал древнегреческий философ Пифагор. Ритм, размер, длительность и частота нот — ведь всё это можно просчитать и записать. Целая нота «собирается» несколькими способами. Например, из двух четвертей и одной половинки. Это можно записать при помощи целых и дробных чисел:
Когда дети улавливают эту связь, они готовы просчитать каждый такт произведения. Вообще, любое музыкальное произведение можно представить как математическую модель. И это правда очень интересно. И просто. Особенно для любителей математики.
Сообщение «Роль урока музыки в образовательном процессе»
Роль урока музыки в современном образовательном процессе.
В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. По данным социологических исследований она находится на одном из первых мест с сфере предпочтений молодёжи. Однако, проблема состоит в том, о какой музыке идёт речь. С каждым годом популярность низкопробной музыки всё более возрастает, а музыка классическая и народная с их огромным духовным потенциалом остаётся маловостребованной. Поэтому, первая задача учителя музыки- приобщать своих воспитанников к мировой музыкальной культуре, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, откликаться на выраженные в ней чувства и мысли.
Вторая задача- изучение учителем современных жанров, стилей, направлений поп-музыки в её лучших образцах и демонстрирование этой музыки на уроках наряду с народными и классическими образцами.
Как и всякое другое искусство, музыка оперирует художественными образами. Сегодня образное мышление и образное восприятие мира необходимо людям всех профессий. Каждый человек, в том числе и ребёнок, чувствует, выражает, осознаёт музыку по-своему. Общение с ней- процесс творческий. Каждый стремится услышать в ней то, что важно лично для него, отвечает внутреннему состоянию человека. Поэтому, важно поддержать интерес детей не только к классической музыке, но и к различным жанрам лёгкой музыки, если эта музыка талантлива и представляет собой художественную ценность.
Каждый учебный предмет имеет свои особенности, специфику, свои принципы и методы преподавания. Если ребёнок не выучит таблицу умножения, он не сможет перейти к решению более сложных математических задач. Не зная букв- не научится читать. В искусстве подобные аналогии не всегда правомерны: не зная нот, можно прекрасно петь в хоре, не зная теории музыки- слушать симфонии, а самое главное- воспринимать и уметь разбираться в образном строе произведений.
Таким образом, музыка как учебный предмет, представляющий образовательную область «Искусство», обязан иметь и свою собственную художественную дидактику, т.е. принципы и методы, раскрывающие его специфику. В современной школьной практике, как и в музыкальной педагогике, реально существуют два исторически сложившихся подхода к преподаванию музыки. Один из них- преподавание музыки как школьного предмета. Другой- преподавание музыки как живого образного искусства. На вопрос- какой из этих подходов лучше, можно ответить так: каждая категория учителей выбирает для своей работы тот подход, который ей ближе, в котором они видят больше возможностей для достижения цели преподавания.
Современный взгляд на урок музыки всё больше отстаивает то положение, что урок музыки прежде всего должен быть уроком искусства. Каждый период нашей истории вносил в образ урока музыки свои нюансы. Н.Л.Брюсова очень ёмко раскрывает образ урока музыки: «Музыке есть место в школе, и ей не надо приспосабливаться к чуждой ей строгой серьёзности, надо быть только самой собой, настоящей искренней музыкой. Такой именно и ждёт её непосредственное детское чувство. Оно хочет всегда простого и открытого подхода к себе. И музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдёт к ним просто, не в виде чего-то изобретённого взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или для развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всём мире вокруг, чего нельзя не слышать. Музыка самая настоящая, самая искренняя, это- открытая, насквозь просвеченная жизнь, такая именно, какою её ощущает молодое, не замёрзшее чувство, то именно, что оно считает настоящей реальной жизнью. Дети должны узнать самоё музыку и открыто говорящее человеческому чувству искусство, а не урок музыки, не обучение пению или игре, а сами песни, саму игру, живую музыку, живой её голос».
Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребёнок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими умениями для выполнения своей творческой воли. Через искусство должна воспитаться творческая воля детей. Здесь необходимо подчеркнуть принципиальную установку на воспитание живого восприятия музыки. Все проявления музыки должны стать понятны через непосредственное, первоначальное ощущение музыки, все знания о музыке должны быть основаны на живом её ощущении.
Самое важное в организации урока музыки- создать психологический комфорт, атмосферу радости на уроке. Отношения с детьми необходимо строить на основе сотрудничества, уважения личности ребёнка. Ни для кого не секрет, что музыка воздействует на общее состояние человека и является средством умственного и физического развития человека. Нужные для всех предметов память, внимание и мышление успешно развиваются на уроках музыки. Навык вслушивания в музыкальное произведение, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять совершенствует мыслительный процесс. Пение позволяет развивать речь, фонематический слух, мышцы лица, способствует формированию правильного дыхания, помогает корректировать осанку. Также музыка развивает эстетический вкус, формирует характер.
Главная задача урока музыки- воспитание потребности в красивом, непримиримости ко всему пошлому, уродливому. Перед началом Нобелевского концерта искусствовед Михаил Козиник произносит следующие слова: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления».
Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, существования человека в мире. Только в искусстве дети бывают способны к полноценному творчеству. Занятия искусством снимают перегрузки школьников, улучшают общую успеваемость.
Современное состояние преподавания искусства в общеобразовательной школе характеризуется обновлением содержания образования. Учебный предмет «Музыка» является единственной дисциплиной музыкального образования, который осваивают дети. Область «Искусство» ориентирует преподавателя и учащихся на установление общего и особенного в разных видах искусства, на их связь с жизнью, на развитие ассоциативного мышления, на умение пользоваться методами сравнения, сопоставления, обобщения. Урок музыки предполагает восприятие, исполнение музыки и музыкальное творчество. Это осуществляется в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки, хоровое пение, движения под музыку, игра на элементарных музыкальных инструментах. Всё это используют как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.
Стремление к достижению основной цели- воспитанию эстетических чувств- придаёт всей структуре урока внутреннее единство. Включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего класса и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена её воспитательная функция.
В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования школьников основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у детей интереса к музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить музыкальное искусство, наслаждаться им, эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывать потребность в систематическом общении с ней.
Роль музыки в начальной школе.
Роль музыки в начальной школе.
Лапина Ольга Николаевна, учитель музыки.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знаний и умения, приобретенные при ее изучении, станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки в жизни.
ФГОС ориентирует учителя на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования, создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, обеспечивает рост творческого потенциала в решении практических задач. Хорошему учителю не надо перестраиваться, ему нужно просто работать, потому, что он знает, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (А. Дистервег). В преподавании музыки, в связи с внедрением ФГОС, я использую следующие технологии:
1.Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников ( подразумевает взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р. )
2. Здоровьесберегающая технология (слушание музыки, исполнение песен участие в разнообразной творческой деятельности снимает нервные перегрузки, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся)
3. Игровая технология (школьники во время игры мало устают, во – вторых, активно работает их мозг и интеллект)
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Результатом творческой деятельности является не только в усвоении чего-то нового, а прежде всего проявления качества активности учащихся.
Чем больше различных форм и приёмов применяется на уроках, тем эффективнее и плодотворнее воспринимается изучаемый материал. Важно, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями и исполнителями, а активными создателями самого процесса через непосредственное вовлечение учащихся в музыкальную деятельность. А для этого нужно создавать такие условия, где учитель наравне с учениками активно проявляют свою индивидуальность и неповторимость, желание познавать и преобразовывать себя и окружающую действительность.