Для чего нужен препаровальная игла в биологии 5 класс
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Увеличительные приборы
Общий признак всех живых организмов
Клеточное строение, т. е. тела всех организмов состоят из клеток. Клетки достаточно микроскопичны. Для того чтобы рассмотреть мелкие предметы, невидимые невооруженным глазом, необходимы увеличительные приборы.
Самый распространенный увеличительный прибор — лупа — дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа — обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз (рис. 1).
Рис.1 Ручная и штативная лупы
Устройство микроскопа
Микроскоп (от греч. микрос — малый, скопэ — смотрю) — сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 2). Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы.
Рис.2 Световой микроскоп
Основная часть микроскопа — тубус (от лат. тубус — труба) с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр (от лат. окулярис — глазной), в нижней части — объектив (от лат. объективус — предметный). С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.
Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми.
Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре. Например, если на окуляре число 15, на объективе — 40, то 15 х 40 = 600. Значит, предмет увеличивается в 600 раз.
Приготовление микропрепарата
Оборудование, необходимое для работы с микроскопом:
Прежде чем рассматривать микропрепарат под микроскопом, нужно его приготовить (рис. 3). Для этого берем предметное стекло, наносим на него пипеткой 1-2 капли воды и размещаем на нем снятую кожицу лука, расправляя ее в капле воды. Накрываем покровным стеклом, устанавливаем на предметный столик и рассматриваем.
Рис.3 Приготовление микропрепарата кожицы лука
При увеличении под микроскопом видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу. Особенно хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро клетки. Если вместо воды капнуть слабый водный раствор йода, ядро приобретет темно-коричневый оттенок и будет более четко видно под микроскопом.
Правила работы с микроскопом:
1. С микроскопом работают только сидя на стуле. Микроскоп устанавливают на расстоянии 5-8 см от края стола. Перед работой его необходимо протереть сухой салфеткой и не передвигать до конца работы.
2. Препарат помещают на предметный столик.
3. На препарат направляют зеркалом свет (попадание света наблюдается через окуляр).
4. Пользуясь винтом настройки, плавно опускают и поднимают тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
5. После работы микроскоп тщательно протирают и убирают в футляр.
6. Нельзя ставить микроскоп рядом с химическими реактивами. Он должен храниться в чистом шкафу отдельно.
Строение растительной клетки
§ 3. Как работают в лаборатории
1. Какое лабораторное оборудование вам известно? 2. Какие правила поведения в лаборатории вы знаете?
Эксперименты обычно проводят в специально оборудованных помещениях — лабораториях. Приступая к работе в лаборатории, нужно научиться пользоваться посудой и приборами и неукоснительно соблюдать правила работы в лаборатории.
Лабораторную посуду и оборудование в зависимости от их назначения изготавливают из стекла, керамики, пластмассы или металла (рис. 4). Кроме обычного стекла, для изготовления лабораторной посуды используют специальное термостойкое стекло, которое способно выдержать нагревание. К лабораторной посуде, кроме пробирок и колб разного объёма, относится также чашка Пе́три. Она имеет форму невысокого плоского цилиндра (рис. 4, ж), который закрывается крышкой такой же формы, но большего диаметра.
В процессе проведения различных опытов используют разное лабораторное оборудование. Например, для переливания жидкостей применяют воронки (рис. 4, в), для отбора определённого количества жидкости — пипетки (рис. 4, д), для перенесения твёрдых веществ — шпатели. Часто при приготовлении препаратов, рассматриваемых под микроскопом, используют предметные стёкла (рис. 4, б)у пинцет (рис. 4, г) и препаровальные иглы (рис. 4, в).
Лаборатория. Лабораторное оборудование
Ответьте на вопросы
1. Объясните, почему требуется знать и соблюдать правила поведения в лаборатории. Какие правила вы применяли в быту?
2.Рассмотрите рисунок А. Какое лабораторное оборудование можно использовать для измерения объёма жидкости, для приготовления раствора, для переливания раствора?
Какие профессии связаны с работой в лаборатории?
Тест по биологии Как работают в лаборатории для 5 класса
Тест по биологии Как работают в лаборатории для 5 класса. Тест включает три части: в части 1 — 7 заданий, в части 2 — 2 задания, в части 3 — 1 задание.
Часть 1
1. Научные биологические эксперименты и наблюдения проводятся в специально оборудованной
а) аудитории
б) лаборатории
в) обсерватории
г) консерватории
2. Витя разработал эксперимент по изучению влияния раствора поваренной соли на рост растений. Для того чтобы приготовить водный раствор поваренной соли в лаборатории, он должен воспользоваться
а) шпателем и колбой
б) пипеткой и колбой
в) колбой и предметным стеклом
г) воронкой и пинцетом
3. Для нового эксперимента Вите нужно было отмерить 70 мл воды, для чего из лабораторного оборудования он выбрал
а) пипетку
б) мерный цилиндр
в) чашку Петри
г) воронку
4. В экспериментах по изучению микроорганизмов используются питательные среды, которые разливают в (см. рисунок)
а) воронки
б) чашки Петри
в) мерные стаканы
г) мерные цилиндры
5. Для перенесения жидкости в очень малых количествах при проведении экспериментов применяется
а) воронка
б) пипетка
в) мерный цилиндр
г) колба
6. В процессе работы в биологической лаборатории категорически запрещается
а) принимать пищу и пить
б) брать лабораторное оборудование в руки
в) перемещаться по территории лаборатории
г) соблюдать аккуратность и осторожность
7. Витя получил от учителя задание рассмотреть под микроскопом строение кожицы лука. Он при помощи пинцета снял с чешуи лука кожицу, а затем приготовил микропрепарат, используя
а) чашку Петри и колбу
б) мерный цилиндр и воронку
в) предметное стекло и воронку
г) препаровальную иглу, предметное и покровное стекла
Часть 2
1. Учитель провел со школьниками занятие по технике безопасности работы с лабораторным оборудованием, из которого Витя усвоил, что в лаборатории не допускается
а) переносить лабораторное оборудование с места на место
б) наливать напитки в мерный цилиндр и колбу и пить из них
в) использовать воронку для переливания жидкостей в колбу
г) вдыхать незнакомые вещества, приближая их к лицу
д) использовать в работе неизвестные вещества
2. Большинство научных экспериментов и наблюдений включают в себя проведение измерения. Из перечисленных инструментов для измерения можно использовать
а) часы
б) линейку
в) термометр
г) пинцет
д) весы
Часть 3
1. Установите соответствие между рисунками, на которых представлены образцы лабораторного оборудования (1-5), и их названиями (А-Д).
ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
НАЗВАНИЕ
А) пипетка
Б) препаровальная игла
В) колба
Г) воронка
Д) мерный цилиндр
Изображение лабораторного оборудования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Название |
Ответы на тест по биологии Как работают в лаборатории для 5 класса
Часть 1
1-б
2-а
3-б
4-б
5-б
6-а
7-г
Часть 2
1. бгд
2. абвд
Часть 3
1. 1Б 2А 3Д 4Г 5В
Для чего нужен препаровальная игла в биологии 5 класс
С какой целью используют это оборудование в исследовании?
Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
На фотографии А изображена сирень, она относится к растениям.
На фотографии Б изображен кузнечик, он относится к животным.
На фотографии В изображена бактерия.
Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) объяснение, например: в клетках бактерий отсутствует ядро. ИЛИ Все бактерии имеют микроскопические размеры.
Объяснение может быть дано в иной формулировке, не искажающей его смысла.
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Покрытосеменные растения — самая многочисленная группа царства Растения. Покрытосеменные имеют корень, стебель, листья и особый опыляемый орган семенного размножения — _______(А). У Покрытосеменных растений семена развиваются внутри _______(Б), то есть они защищены, покрыты. В семенах находится запас _______(В), который необходим для роста проростков.
5) питательные вещества
6) минеральные вещества
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. В ответе перечислите цифры без пробелов.
Покрытосеменные растения — самая многочисленная группа царства Растения. Покрытосеменные имеют корень, стебель, листья и особый опыляемый орган семенного размножения — цветок(А). У Покрытосеменных растений семена развиваются внутри плода(Б), то есть они защищены, покрыты. В семенах находится запас питательных веществ(В), который необходим для роста проростков.
Зачем нужна препаровальная игла?
Ответ:
1. Терморегуляция, помогает охлаждать организм и нагревать.
2. Способствует перемещению веществ в клетке.
3. Также участвует в химических процессах, например, при расщиплении сложных органических веществ (преимущественно сахаров).
1. Митохондрии — синтез на кристах АТФ, который при расщеплении дает много энергии клетке.
2. Аппарат Гольджи — конденсирует, упаковывает и выпускает питальные вещества в виде готового секрета. Образует лизосомы.
3. Рибосомы — синтез белковых молекул.
4. ЭПС — различают шероховатую и гладкую эндоплазматическую сеть. На шероховатой происходит синтез белка, а на гладкой — липидов и углеводов.
5. Ядро — содержит генетический материал клетки, при делении которой осуществляется его передача, что является основой размножения. В ядрышках ядра происходит синтез субъедениц рибосом.
7. Клеточная мембрана — отделяет каждую клетку от соседних клеток и окружающей среды, и осуществляет избирательный обмен между клетками и окружающей средой.
8. Цитоплазма — перенос разных веществ от одного органоида к другому.
9. Лизосома — участвует в переваривании уже недействующих органоидов и захваченных клеткой частиц в процессе фагоцитоза.