Для чего нужен рапидограф
Рапидограф: что это такое и как выбрать
В настоящее время многие полагают, что компьютер заменил инженерам и художникам ручную работу. Но это не так. Многие авторы применяют краски, карандаши и прочие атрибуты для создания чертежей, моделей и эскизов.
Одним из самых востребованных инструментов графики был и остается рапидограф.
Что за зверь такой?
Бывалым инженерам и художникам не нужно пояснять, что такое рапидограф. А вот тем, кто только начал свой путь в этом направлении, информация не помешает.
Прибор представляет собой подобие шариковой ручки. Внутри есть колба для хранения чернил. Через тонкую трубку чернила подаются на основания, проводя четкую линию, определенной толщины. В зависимости от модели и формы-производителя изделия бывают со съемными или заправляемыми резервуарами.
Первый рапидограф выпущен компанией Rotring в 1953 году. До этого черчение велось рейсфедером. Он не давал возможности провести четкую однотонную линию. Чернила из него часто вытекали, делая кляксы. Потому рапидограф стал настоящей находкой.
Основные свойства и характеристики
Толщина линии инструмента варьируется от 0,1 мм до 2 мм. При этом тонкая шариковая ручка дает значение штриха в 0,5 мм. Градация толщин имеет примерно 15 наименований. Потому подобрать изделие для определенного вида деятельности или направления можно легко. Конечно, хорошо обзавестись всеми толщинами, но это выльется в приличную сумму 🙂
Покупать рапидограф нужно сразу с чернилами и запасными деталями. Потому то в необходимый момент того или другого в наличии может не быть. Чернила приобретаются той же фирмы, что и инструмент. Ни в коем случае не стоит заливать в изделие туш или жидкость для заправки принтера. Это приведет к порче инструмента.
Вот такую красоту можно создать при помощи рапидографа:
Как купить рапидограф: тонкости
Как мы уже писали выше, с помощью этого инструмента можно провести четкие лини одинаковой по всей длине ширины. Разнообразие позволяет сделать рисунок или чертеж с множеством различных толщин, поэтому при покупке стоит обратить внимание на толщину.
Также обратите внимание на конструкцию самого инструмента. Минусом выступает хрупкость конструкции и ее составляющих. Самые тонкие места:
От чрезмерного усилия при закручивании, встряски или удара инструмент может прийти в негодность.
Говорят, что рапидограф пишет только в вертикальном положении. На самом деле инструмент можно держать под наклоном. Потому рисовать им удобно как в горизонтальной плоскости, так и на мольберте.
Для работы не нужно носить с собой много принадлежностей, как при живописи. Достаточно взять набор инструментов различной толщины и запасные чернила.
А у вас есть рапидограф? Поделитесь опытом работы с этим интересным инструментом 🙂
Статьи
Рекомендации по эксплуатации рапидографов
Рапидограф (обзорная статья)
Долгое время для черчения тушью использовался инструмент, называемый рейсфейдером. Однако при его применении возникали некоторые сложности: конструкция рейсфедера не позволяла точно отрегулировать толщину линии и на бумаге могли остаться кляксы.
В 1928году специалистами компании Rotring была изобретена первая чернильная ручка, названная «Tiku» или «Inkograph», в которой вместо обычного пера использовалась трубка. Она писала чётко, не оставляя потёков и клякс. В 1953году на основе Tiku был создан прототип ручки для черчения под названием рапидограф (Rapidograph), он позволял проводить линию строго определённой толщины и обеспечивал равномерную подачу чернил. Так как Rotring был первым, создавшим подобный инструмент, то впоследствии ручки всех производителей также стали называть рапидографами.
Сейчас рапидографы и изографы применяются как чертежный инструмент только при обучении, Но они совсем не потеряли свою актуальность в художественной графике и каллиграфии, скорее даже наоборот. Качественная тушь для изографов, способна создавать почти идеально абсолютно-черную линию, полностью имитируя гравюру или офорт, при намного меньших трудозатратах со стороны художника. Графика выполненная тушью смотрится намного эффектней, чем карандашная. Про удобство работы изографом вместо тонкого пера можно даже и не говорить. Каллиграфия как прикладное искусство, давно освоило рапидографы, а позднее и более удобние изографы как почти основные инструменты, после пера, конечно. Самый простой способ, освоить начинающему художнику тушевую графику, это современный изограф.
В зависимости от конструкции и способа заправки рапидографы делят на 4 вида:
Рапидографы с многократной заправкой
Имеют съёмный баллончик, в который наливается тушь, это позволяет промывать головку инструмента, отдельно от баллончика и не выливать тушь впустую.
Рапидографы с одноразовым баллончиком
Вместо многократной заправки рапидографы данной разновидности не обеспечивают возможность многократной замены баллончика. Для заправки необходимо каждый раз приобретать новый предзаполненный картридж. Они имеют важное преимущество перед другими видами рапидографов: обеспечивают более равномерный поток чернил. Не требуют частой очистки, потому что резервуар с тушью и система вентиляции представляют собой единое целое. Ценовой выигрыш спорен или отсутствует.
Рапидографы этой разновидности просто выбрасываются, когда в них заканчивается тушь. Износостойкость сплава трубочки понижена и не выдерживает долгой эксплуатации. Крепление трубочки пластиковое, без стальной обоймы, отчего иногда расшатывается.
Существует так же вид рапидографов, способных писать под разными наклонами к поверхности — Изографы (isograph). Эволюция классического рапидографа, отличаются «наружным» расположением воздушной спирали, простым и быстрым доступом к ней, отсутствием необходимости полной разборки для её прочистки.
0.35mm, для крупного и высокого 0.4
Угол наклона, при котором возможна нормальная подача туши, зависит от радиуса и размера наконечника трубочки, ширины «фаски» обеспечивающей подмятие набегающих волокон бумаги, её угла относительно оси трубочки, и степени сглаженности формы фаски. Изографы (isograph) могут стабильно работать и при 45°от вертикали, но чаще это менее 30° вполне обычных для прописи. В отличие от ручек, рапидограф можно свободно перемещать по поверхности бумаги в любом направлении.
Нельзя сильно трясти и давить на инструмент, так как при встряхивании тушь может попасть в канал, по которому идёт воздух. В засорённом воздушном канале создаётся разрежение, и это препятствует равномерной подаче туши. В этом случае есть риск повредить тонкий наконечник.
Обычная тушь состоит из смеси воды и сажи, она должна быть термостойкой и светостойкой. Следует покупать тушь, специально разработанную для рапидографа. Она более жидкая и текучая, при правильном использовании не засоряет канал рапидографа, быстро высыхает. Бывают также водостойкие виды туши, которые не размазываются и не загрязняют поверхность для рисования.
Возникающие неисправности и их устранение:
Прекращение подачи туши
Происходит из-за того, что пузырьки воздуха попадают внутрь пера. Для того, чтобы ручка снова начала писать, надо, держа её наконечником вниз, слегка постучать по верхней части корпуса. Если подача туши не возобновится, расположить инструмент горизонтально и слегка встряхнуть. Если и на этот раз тушь не поступает, то следует перевернуть рапидограф наконечником вверх и осторожно постучать им о твёрдую поверхность. Если все описанные действия так и не помогли, значит, по всей вероятности, в рапидографе просто закончилась тушь или он очень сильно засорился.
0.35mm нормально разбираются опытным, не уставшим человеком, но обязательно в очень спокойной обстановке. Для разборки и промывки 0.5
Наконечник царапает бумагу
Возможно из-за изношенности наконечника или очень сильного давления на него, а также неверного выбора бумаги для рисования. Не исключено также, что исчерпан ресурс рапидографа: если предельно изношена игла (волосок, стержень), рапидограф сначала цепляет волокно и ставит кляксы, а потом перестаёт работать вовсе.
Рапидограф
Рапидо́граф (капиллярная ручка) — инструмент для выполнения точных чертёжных работ. Состоит из небольшой трубки и баллончика для туши. Внутри трубки расположена тонкая игла, которая отвечает за стабильную подачу краски. Его удобно применять для создания чертежей и рисунков тушью. Используется архитекторами, художниками-графиками, картографами, инженерами, оформителями, дизайнерами.
Содержание
История
Долгое время для черчения тушью использовался инструмент, называемый рейсфе́дером. Однако при его применении возникали некоторые сложности: конструкция рейсфедера не позволяла точно отрегулировать толщину линии и на бумаге могли остаться кляксы.
В 1928 году специалистами компании en:Rotring была изобретена первая чернильная ручка, названная «Tiku» или «Inkograph», в которой вместо обычного пера использовалась трубка. Она писала чётко, не оставляя потёков и клякс. В 1953 году на основе Tiku был создан прототип ручки для черчения под названием рапидограф (Rapidograph), он позволял проводить линию строго определённой толщины и обеспечивал равномерную подачу чернил. Так как Rotring был первым, создавшим подобный инструмент, то впоследствии ручки всех производителей также стали называть рапидографами.
Разновидности
Основными производителями рапидографов являются Faber Castell, Rotring, Koh-I-Noor, Pentel, Staedtler.
В зависимости от способа заправки рапидографы делят на 3 вида:
Рапидографы с многократной заправкой
Имеют съёмный баллончик, в который наливается тушь.
Рапидографы с одноразовым баллончиком
Вместо многократной заправки рапидографы данной разновидности обеспечивают возможность многократной замены баллончика. Для заправки необходимо каждый раз приобретать новый предзаполненный картридж. Они имеют важное преимущество перед другими видами рапидографов: обеспечивают более равномерный поток чернил. Не требуют частой очистки, потому что резервуар с тушью и система вентиляции представляют собой единое целое.
Одноразовые рапидографы
Рапидографы этой разновидности просто выбрасываются, когда в них заканчивается тушь.
Существует так же вид рапидографов, способных писать под разными наклонами к поверхности — Изографы
Конструкция
Рапидограф состоит из наконечника — полого пера, внутри которого находится игла с утяжелителем и пластикового корпуса с патроном для чернил. Под действием утяжелителя игла во время рисования ходит вверх-вниз. Так как кончик иглы имеет округлую форму, то можно легко проводить линии в любых направлениях. В отличие от перьевых ручек, наконечник рапидографа даёт линию одной толщины на всём её протяжении.
Перья изготавливают из стали, поэтому они достаточно долговечны, если ими рисовать по бумаге. Бывают и более дорогие перья из вольфрама, драгоценных металлов или с крошечным сапфиром на кончике, их можно использовать и на более неровных поверхностях. Толщина наконечника варьируется от 0,1 до 2,5 мм. Различная толщина линии обозначается на корпусе при помощи цветовой маркировки или непосредственной надписью в миллиметрах.
Толщина линии в мм | 0,13 | 0,18 | 0,25 | 0,35 | 0,50 | 0,70 | 1,0 | 1,4 | 2,0 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Цвет согласно ISO 9175 | фиолетовый | красный | белый | жёлтый | коричневый | синий | оранжевый | зелёный | серый |
Эксплуатация
Рапидограф является достаточно хрупким инструментом, поэтому для его долговечной работы требуется уход и аккуратное обращение.
Линию следует проводить аккуратно, держа рапидограф наконечником вниз перпендикулярно или под небольшим углом к поверхности. Угол наклона, при котором возможна нормальная подача туши, зависит от размера наконечника. В отличие от ручек, рапидограф можно свободно перемещать по поверхности бумаги в любом направлении.
Нельзя сильно трясти и давить на инструмент, так как при встряхивании тушь может попасть в канал, по которому идёт воздух. В засорённом воздушном канале создаётся вакуум, и это препятствует равномерной подаче туши. В этом случае есть риск повредить тонкий наконечник.
Выбор бумаги
Выбор туши
Обычная тушь состоит из смеси воды и сажи, она должна быть термостойкой и светостойкой. Следует покупать тушь, специально разработанную для рапидографа. Она более жидкая и текучая, при правильном использовании не засоряет кан рапидографа, быстро высыхает. Бывают также водостойкие виды туши, которые не размазываются и не загрязняют поверхность для рисования.
Хранение
Если заправленный рапидограф долгое время лежит без дела, тушь в нём обязательно засохнет. Поэтому рапидограф нужно промывать перед тем, как положить его в футляр. Делать это нужно осторожно. Чтобы не повредить важных деталей, лучше всего прополоскать части в сосуде с водой. Затем разобранный рапидограф необходимо высушить, не допустив попадания на его детали каких-либо механических частиц (в т.ч. пыли). При этом ни в коем случае не вынимайте иглу (волосок) из наконечника!
Возникающие неисправности и их устранение
Прекращение подачи туши
Разрыв линии
Происходит вследствие недостаточно сильного давления на ручку или недостатка туши в патроне.
Потёки
Появляются, если наконечник рапидографа загрязнён или повреждён.
Наконечник царапает бумагу
Возможно из-за изношенности наконечника или очень сильного давления на него, а также неверного выбора бумаги для рисования.
См. также
Источники
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Рапидограф» в других словарях:
рапидограф — рапидограф … Орфографический словарь-справочник
рапидограф — сущ., кол во синонимов: 1 • ручка (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
рапидограф — а, м. rapide graphe < rapide быстрый + graphe пишу. Приспособление для написания текстов на чертежах или рисунках с помощью буквенно текстового трафарета. СИС 1985: рапидо/граф … Исторический словарь галлицизмов русского языка
рапидограф — рапид ограф, а … Русский орфографический словарь
Чертёж — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. У этого термина существуют и другие значения, см. Чертеж … Википедия
Чертёжно-конструкторская техника — набор инструментов, приспособлений и оборудования, с помощью которых выполняются чертежи (См. Чертёж). Основные средства Ч. к. т. чертёжная доска для размещения и закрепления чертежей, чертёжный станок, на котором укрепляют доску,… … Большая советская энциклопедия
Камера-люцида — (от лат. camera lūcida «светлая комната») оптический прибор, снабжённый призмой и служащий вспомогательным средством при переносе существующих мотивов на бумагу. Рисование портрета при помощи камеры люциды, 1807 г. Таким образом художник мог … Википедия
Рапидограф
Рапидограф и Изограф, по устройству это капиллярная ручка — инструмент для выполнения точных чертёжных работ. Состоит из небольшой трубки, клапана с иглой и баллончика для туши.
Внутри трубки расположена тонкая игла, отвечающая за подъем и открытие утяжелённого клапана — в закрытом положении игла немного выступает из трубочки, после упора в бумагу она приподнимает клапан, и открывает внутри инструмента зазор, он и обеспечивает стабильную подачу краски в пишущую трубочку.
Рапидограф (сленговые сокращения: рапид, рапиТ, рапиды, рапиТограф) удобно применять для создания чертежей и рисунков тушью. Используется инженерами, архитекторами, художниками-графиками, картографами, оформителями, дизайнерами, каллиграфами.
Содержание
История [ править ]
Долгое время для черчения тушью использовался инструмент, называемый рейсфедером. Однако при его применении возникали некоторые сложности: конструкция рейсфедера не позволяла точно отрегулировать толщину линии и на бумаге могли остаться кляксы.
В 1928 году специалистами компании Rotring была изобретена первая чернильная ручка, названная «Tiku» или «Inkograph», в которой вместо обычного пера использовалась трубка. Она писала чётко, не оставляя потёков и клякс. В 1953 году на основе Tiku был создан прототип ручки для черчения под названием рапидограф (Rapidograph), он позволял проводить линию строго определённой толщины и обеспечивал равномерную подачу чернил. Так как Rotring был первым, создавшим подобный инструмент, то впоследствии ручки всех производителей также стали называть рапидографами.
На данный момент ручной инструмент потерял свою актуальность в потоковом чертежном деле — компьютер уменьшает время выполнения чертежа в 5-10 раз. С конца 90-х годов 20 века, рапидографы и изографы плавно перешли в область художественных инструментов и коллекционных предметов, часто хранимых как напоминание о годах обучения. Для многих этот инструмент был символом профессии, эталоном качества чертежного инструмента, да и инструмента вообще, тем что определяло все качество и большую половину общих результатов чертежа. Зрительно чертежи карандашом, пером, рейсфедером и рапидографом весьма сильно различаются по стилю и глубине «технического» восприятия. Чертёж рапидографом более техничен, более аккуратен и более точен, отчего позволял уместить больше информации на листе. Здесь можно говорить о некоем вкладе конкретного инструмента в развитие культуры, и даже глубины понимания технологий, именно графичность и сухость тушевого чертежа упрощали понимание и углубляли степень технологизма изображаемого на нём.
Сейчас рапидографы и изографы применяются как чертёжный инструмент только при обучении, в организациях без возможности компьютеризации чертёжного документооборота, или при заполнении важных документов с требованиями влагостойкости. Но они совсем не потеряли свою актуальность в художественной графике и каллиграфии.
Качественная тушь для изографов, способна создавать почти идеально абсолютно-чёрную линию, полностью имитируя гравюру или офорт, при намного меньших трудозатратах со стороны художника. Графика выполненная тушью смотрится намного эффектней, чем карандашная. Каллиграфия, как прикладное искусство, давно освоило рапидографы, а позднее и более удобные изографы как почти основные инструменты, после пера конечно. Самый простой способ, освоить начинающему художнику тушевую графику, это современный изограф.
Разновидности [ править ]
Основными производителями рапидографов являются Rotring, Staedtler, Faber-Castell, Koh-I-Noor, Pentel, Pilot, Parker. Также в СССР выпускались клоны Faber-Castell, более известные как «харьковские» рапидографы.
Список дан по убывающей качества самих изделий, и по росту числа вынужденных промывок. Несмотря на одну родину с Rotring-ом, оригинал от Faber-Castell несильно отличается по качеству от советского клона, а по скорости засыхания превосходил его. В любом случае рекомендуется приобретать сразу Rotring-isograph, и именно isograph как более продуманный и удобный в обслуживании — или можно навсегда отбить охоту к работе этим инструментом.
В зависимости от конструкции и способа заправки рапидографы делят на 4 вида:
Рапидографы с многократной заправкой [ править ]
Имеют съёмный баллончик, в который наливается тушь, это позволяет промывать головку инструмента, отдельно от баллончика и не выливать тушь впустую. Иногда имеет обжимное стальное кольцо, с внешней стороны баллончика — уменьшает вероятность сползания резервуара от встряхиваний, баллончики харьковских и фабер-кастел полностью взаимозаменяемы.
Рапидографы с одноразовым баллончиком [ править ]
Вместо многократной заправки рапидографы этой разновидности не обеспечивают возможность многократной замены баллончика. Для заправки необходимо каждый раз приобретать новый предзаполненный картридж. Они имеют важное преимущество перед другими видами рапидографов: обеспечивают более равномерный поток чернил. Не требуют частой очистки, потому что резервуар с тушью и система вентиляции представляют собой единое целое. Ценовой выигрыш спорен или отсутствует.
Одноразовые рапидографы [ править ]
Рапидографы этой разновидности просто выбрасываются, когда в них заканчивается тушь. Износостойкость сплава трубочки понижена и не выдерживает долгой эксплуатации. Крепление трубочки пластиковое, без стальной обоймы, отчего иногда расшатывается.
Изографы (isograph) [ править ]
Существует также вид рапидографов, способных писать под разными наклонами к поверхности — изографы (isograph). Эволюция классического рапидографа, отличаются «наружным» расположением воздушной спирали, простым и быстрым доступом к ней, отсутствием необходимости полной разборки для её прочистки.
Изографы конструкции Rotring более удобны в ежедневной работе, чем «классические» рапидографы — за счет очень быстрой и чистой процедуры прочистки воздушного канала. Достаточно снять только одну деталь — ребристую конусообразную муфту (push-on sleeve), прикрывающую спиральный канал, и протереть канал насухо салфеткой или туалетной бумагой — без разбора самого инструмента и снятия корпуса. Классический рапидограф потребует полного разбора (кроме иглы) на 3-4 детали — с обязательным снятием корпуса и резервуара с тушью, иначе место контакта спирали и корпуса просто не протереть насухо.
Если на Rotring-isograph сильно присохла конусообразная ребристая деталь (push-on sleeve), закрывающая спиральный канал — вытолкните из колпачка вставку с резиновым уплотнителем, надавив с наружной стороны колпачка, на выштамповку с цифрой-номером пера. Образовавшейся звездочкой наденьте колпачок на конусообразную (push-on sleeve), и вращайте колпачком в любую сторону, резьбы под ней нет.
Качественная тушь не только светостойка и непрозрачна, но и очень влагостойкая — поэтому изографы часто применяются для заполнения важных документов, регистрационных влагостойких записей, реставрации старых книжных изданий. Для тонкого прописного письма низкой и обычной высоты рекомендуются номера 0.3
0.35mm, для средней и высокой прописи со стабильным скольжением 0.4
0.5mm. Номера 0.25mm и менее имеют слишком тонкий и мягкий кончик, не пригодный для нажима прописного письма, даже 0.30mm находится в определенной степени риска, от нажима пальцев руки — менее 0.5 mm, это только чертежный инструмент, хотя и применимый для рисунков, имитирующих тонкие линии гравюрной печати.
Конструкция [ править ]
Рапидограф состоит из наконечника — полого пера, внутри которого находится игла с утяжелителем и пластикового корпуса с патроном для чернил. Под действием утяжелителя игла во время рисования ходит вверх-вниз. Так как кончик иглы имеет округлую форму, то можно легко проводить линии в любых направлениях. В отличие от перьевых ручек, наконечник рапидографа даёт линию одной толщины на всём её протяжении. Конструкция изографов немного иная, спираль воздуховода находится в свободном внешнем доступе, и для прочистки не требует разборки ручки.
Перья-трубочки изготавливают из сложной износостойкой стали, и они достаточно долговечны если ими рисовать по ксероксной и чертежной бумаге — к абразивным материалам вроде кальки следует относиться осторожно, износ пера возрастает в разы. Бывают и более дорогие перья из вольфрама, драгоценных металлов или с крошечным сапфиром на кончике, их можно использовать и на более неровных поверхностях. Толщина наконечника варьируется от 0,1 до 2,5 мм. Различная толщина линии обозначается на корпусе при помощи цветовой маркировки или непосредственной надписью в миллиметрах.
Толщина линии в мм | 0,13 | 0,18 | 0,25 | 0,35 | 0,50 | 0,70 | 1,0 | 1,4 | 2,0 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Цвет согласно ISO 9175 | фиолетовый | красный | белый | жёлтый | коричневый | синий | оранжевый | зелёный | серый |
Эксплуатация [ править ]
Рапидограф является достаточно хрупким инструментом, поэтому для его долговечной работы требуется уход и очень аккуратное обращение. Нельзя ронять перья тоньше 0.3mm — просто приучитесь класть вообще любую ручку туда, откуда она в принципе не может скатиться — никогда не кладите на край стола, и под руки в область замаха кистей рук. Оптимально — более длины локтя от любого края стола, в его центре — со временем это войдет в привычку, конечно, есть вероятность что перья 0.35mm и более выживут при падении на пол, но, увы, маловероятно.
Линию следует проводить аккуратно, держа рапидограф наконечником вниз перпендикулярно или под небольшим углом к поверхности. Кисти руки при этом не советуется поднимать, при вертикальном хвате оптимально — средний палец уходит вглубь ладони, без жесткого упора на него инструмента, указательный палец держит инструмент не подушечкой, а внутри сгиба сустава, большой палец держит не кончиком подушки, а её центром между суставом и ногтем. Именно такой полумягкий захват гарантирует сохранность перьев тоньше 0.2mm: в случае рывка кисти инструмент просто проскользнет по подушечкам пальцев.
Угол наклона, при котором возможна нормальная подача туши, зависит от радиуса и размера наконечника трубочки, ширины «фаски», обеспечивающей подмятие набегающих волокон бумаги, её угла относительно оси трубочки, и степени сглаженности формы фаски. Изографы (isograph) могут стабильно работать и при 45°от вертикали, но чаще это менее 30° вполне обычных для прописи. В отличие от ручек, рапидограф можно свободно перемещать по поверхности бумаги в любом направлении.
Нельзя сильно трясти и давить на инструмент, так как при встряхивании тушь может попасть в канал, по которому идёт воздух. В засорённом воздушном канале создаётся разрежение, и это препятствует равномерной подаче туши. В этом случае есть риск повредить тонкий наконечник.
Выбор бумаги [ править ]
При серьезной необходимости тонирования бумаги коричневым или желтоватым, рекомендуеться делать это после нанесения рисунка — уайтспиритовыми или скипидарными растворами художественных маслянных красок, как неразбухающими невлагостойкую бумагу, и самых тонкодисперсионных из цветных маслянных, с самыми богатыми по колористике наборами. Выбор цветов нитрокрасок обычно более беден, и ограничен несколькими типовыми строительными цветами.
Выбор толщины перьев [ править ]
Тонкие номера 0.13mm и 0.18mm пригодны только для деталировки и правки ошибок в каллиграфии и леттеринге форматом менее А4, или в создании миниатюр имитирующих книжные гравюры формата А6-А5. Для черчения на ксероксной бумаге А4 и А3 и крупной графики, оправданным минимумом будет 0.20mm и 0.25mm. Для ватмана натягиваемого на планшеты по мокрому, минимум диктуемый самой фактурой бумаги 0.25mm или даже 0.35mm. Перо 0.50mm применяется на рамки форматом от А4, более крупные перья 0.80mm и 1.0mm уже только на планшетах курсовых 1.0*1.0 метр. На акварельных и более текстурированных бумагах даже 0.5 придется наклонять под углом к листу, чтобы трубочка и игла не тащили за собой выдернутые волокна бумаги.
Выбор туши [ править ]
Обычная тушь состоит из смеси воды, клееподобного связующего и пигмента (сажи или (технического углерода), она должна быть термостойкой и светостойкой. Следует покупать тушь, только специально разработанную для рапидографа и изографа. Её связующее легко повторно размачиваеться в закрытом объеме трубочки, также она более жидкая и текучая с заметно меньшим размером пигментного зерна, что правильном использовании не засоряет канал-трубочку рапидографа. Бывают водостойкие виды туши, которые не размазываются и не загрязняют поверхность для рисования, но не все подходят для рапидографов — например, плакатные на акриловом или латексном связующем.
Рекомендуется не экономить на качестве и бренде-производителе туши — для пера 0.2mm и менее, 99 % всех случаев забитых трубочек, вина именно её качества, 50 % засохшего или потекшего воздушного канала, также на совести производителя туши. Перья менее 0.35mm, заправляйте строго от хорошо зарекомендовавших себя, ведущих производителей из евпопейских капстран — размочить иглу в засохшем канале трубочки, получится только если производитель заранее позаботился об этом, и добавил соответствующую химию в её состав. Качество по убывающей и срокам годности : Rotring, Staedtler, Faber-Castell, Koh-I-Noor, две последние марки туши, за 10 лет хранения загустели необратимо дав желеобразный осадок. Простая и дешёвая плакатная тушь в тонких каналах почти не размачивается, ибо предназначена для кистевых плакатов детских утренников, а не тончайшего профессионального инструмента. Надписи «для черчения» и «высший сорт» производителя вообще ни к чему не обязывает, не покупайте тушь на толкучках с лотков, и особенно зимой.
Покупая дорогую тушь, можно немного сэкономить — старайтесь не промывать резервуар по каждому поводу, мойте только головку инструмента — маленького 23ml rotring-овского баллончика хватит очень надолго. В изографах достаточно просто протереть спираль воздушного канала от туши — немного влажной салфеткой или туалетной бумагой. Трубочки 0.35mm все ещё чувствительны к качеству туши, начиная с 0.5mm уже можно применять отечественную тушь — но не советую, вероятность засыхания всё-таки ещё остаётся.
Цветная тушь — для рапидографов такую выпускает Rotring, в стандартных 23ml флакончиках. Сейчас на сайте выложено 5 цветов (red, green, blue, black, white), однако недавно выпускалась еще и коричневая тушь — крайне красивая в графике или прописном тексте, имела приятный неяркий цвет, создавала некое ощущение антикварности линии. Иногда ещё встречается в рознице.
Хранение и уход [ править ]
Если заправленный рапидограф долгое время лежит без дела, тушь в нём обязательно засохнет. Поэтому рапидограф нужно промывать перед тем, как положить его в футляр на хранение. Делать это нужно осторожно, утопленная в сифоне игла — частое событие, а плавучести пластмассовых деталей вполне достаточно, чтобы покинуть его навсегда — слив раковины лучше заткнуть пробкой, или простелить тряпкой. Головку с иглой продувают чистой водой, обратным давлением со стороны пишущей части. Затем разобранный рапидограф необходимо высушить, не допустив попадания на его детали каких-либо механических частиц (в том числе пыли).
Разбирая давно засохший узел, можно вырвать иглу, его лучше надолго замочить в банке с раствором стирального порошка-автомата как самого сильного подвида ПАВ — или в средстве для чистки стекол с содержанием ПАВ, не требующим смыва, обычно такие менее агрессивны к пластмассе ручки. Тушь по сути взвесь пигмента, с шеллаком как связующим, который растворим спиртом — для промывки пигментных принтеров Epson, хорошо зарекомендовал себя Мистер Мускул синего цвета с содержанием изопропилового спирта — ПАВ нужны для отщепления склеившихся частиц пигмента, и недопущения нового слипания частиц, изопропиловый спирт нужен как растворитель связующего туши. Для водных дисперсионных чернил применяют состав М. М. зеленого цвета, с нашатырным спиртом.
Старый или плохо отмывающийся инструмент не рекомендуется хранить полностью сухим, лучше заправленным чистой водой, или средствами для чистки стекол, не требующими смыва, но обязательно с содержанием ПАВ. Также надо помнить, что пластмасса расползается от нитро-растворителей и скипидара — их не следует применять для промывки и ухода.
Перед новой заправкой тушью обязательно смыть все моющие средства — многократно чистой теплой водой — они повышают смачиваемость пластиковых поверхностей воздушного канала рапидографа выше нормы, что может вызвать его залив тушью.
Разборка головки и иглы [ править ]
Ни в коем случае не вынимайте иглу рапидографа 0.13
0.18mm — игла настолько тонкая, что почувствовать её сопротивление и смятие сможет только очень терпеливый и опытный человек, даже опытные люди постоянно сминали иглы этих номеров — а время обратной установки иглы растягивается до часа, настолько тяжело попасть иглой точно в трубочку. Полностью засохший инструмент только размачивать, вплоть до месяца, меняя раз в сутки или несколько, стиральный порошок или ПАВ вокруг головки.
0.35mm условно терпимо разбираются опытным и не уставшим человеком, но обязательно неторопясь, и в очень спокойной обстановке — увы, вставить обратно даже 0.35 всегда непросто, на это часто уходит очень много времени. Нерекомендуется разбирать при отсутствии явной необходимости, для начала попробуйте промывку ПАВ и замачивание в стиральном порошке. Полностью засохший инструмент разбирать только после длительного размачивания, так как игла 0.25 вполне легко рвется при силовом выдергивании.
Для разборки и промывки номеров 0.5
Возникающие неисправности и их устранение [ править ]
Прекращение подачи туши [ править ]
Происходит из-за того, что пузырьки воздуха попадают внутрь пера. Чтобы ручка снова начала писать, нужно расположить инструмент горизонтально и слегка встряхнуть — коротким легким, несиловым пружинящим горизонтальным движением, чем-то похожим на перевернутый маятник — данное движение стандартно для гидравлики рапидографов и изографов, и со временем отрабатывается чертящими до автоматизма, выполняемого при каждом открывании колпачка полежавшей ручки.
Если подача туши не возобновится, можно, держа ручку наконечником вниз, слегка постучать костяшкой пальца по верхней части корпуса. Если и на этот раз тушь не поступает, то следует перевернуть рапидограф наконечником вверх и осторожно постучать им о твёрдую поверхность. Если все описанные действия так и не помогли, значит, по всей вероятности, в рапидографе просто закончилась тушь или он очень сильно засорился — необходима прочистка спирали воздушного канала от засохшей туши, или полная промывка.
Разрыв линии [ править ]
Происходит вследствие недостаточно плотного контакта грубой текстуры бумаги и среза трубочки, или недостатка туши в патроне, также от некачественной густой или комковатой туши, неспособной быстро пройти сквозь трубочки тонких нижних номеров. Нет смысла применять для чертежей номера менее 0.25mm — на расстоянии вытянутых рук, линия становится нечитаемой, её просто уже не видно. Некоторые старые копировальные аппараты могут просто «не видеть» линии тоньше 0.13 и 0.18mm, и, как следствие, печатать их с разрывами.
Потёки [ править ]
Появляются, если наконечник рапидографа загрязнён или повреждён, и игла не может опуститься сама. Подтеки внутри колпачка могут указывать на негерметичность уплотнителя в колпачке, там, куда упирается игла, или блокировку тушью воздушного канала. Также это может происходить из-за неправильного выбора туши и её чрезмерной смачиваемости поверхности, более типичной для чернил, а не туши. В отдельных случаях подтеки не устранимы даже после полной промывки — это следствие низкого качества изделия, и откровенного брака. Свойственно для рапитографов некоторых производителей из стран бывшего соцлагеря.
Наконечник царапает бумагу [ править ]
Возможно из-за изношенности наконечника или очень сильного давления на него, а также неверного выбора бумаги для рисования. Не исключено также, что исчерпан ресурс рапидографа: если предельно изношена игла (волосок, стержень), рапидограф сначала цепляет волокно и ставит кляксы, а потом перестаёт работать вовсе.
Полностью не восстановимым можно считать только инструмент со слишком тонкой, сломанной или утерянной иглой. Если сточилась трубочка, или игла цела, но сточилась так, что не выступает из трубочки — нужно отторцевать саму трубочку, самым мелким шлифовальным бруском-нулевкой для опасных бритв. Задача — восстановить «столик» на кончике трубочки и сделать заново небольшую фаску по периметру столика — результат немного шлифуется ксероксной бумагой со втертой в глубину волокна пастой ГОИ, при обязательной закатке и зализывании всех острых царапающих краев и переходов фаски, и после полируем карандашной матовой калькой как финишная долгая доводка. Иглу на время шлифовки извлекают чтобы не сточилась, пасту ГОИ смывают бензином или уайтспиритом строго без содержания нитро-растворителей. Также потребуется часовая линза или микроскоп с увеличение более 20 крат, работа под 10 кратами возможна но весьма проблематична в точности итога.
Запчасти [ править ]
При неудаче ремонта, не спешите выбрасывать всю ручку — пишущие головки продаются отдельно самим производителем (Rotring точно), колпачок и задний корпус штатно переставляются на новую головку.
Остальные части убитой возможно пригодятся вам в будущем как запчасти, включая ценную уплотнительную резиночку в колпачке — особенно часто теряется на изографах ребристая конусная деталь, или балончик для туши, иногда сам колпачок ручки.