Для чего нужен узел прусика
Как вязать и как использовать узел Прусика
Прусик — это один из самых известных и популярных схватывающих узлов, придуманный в 30-х годах прошлого столетия Карлом Прусиком, в честь которого данный узел и был назван. Представляет собой петлю из веревки меньшего диаметра (репшнура) на веревке большего диаметра (основной).
Правильно завязанный прусик.
Эффективность этого узла колеблется в пределах от 68,1% до 74,5%. Это означает, что прусик, завязанный на веревке, ослабляет ее прочность не более, чем на треть.
Применяется прусик для разных целей, среди которых:
Более подробно об этих и других вариантах использования данного узла мы поговорим позже.
История создания узла незамысловата: Карл Прусик, немецкий врач, был увлеченным альпинистом и президентом Австрийского Клуба Альпинистов. Он постоянно экспериментировал с разными узлами, чтобы получать такие, которые обеспечивают нужные свойства. В результате экспериментов он обнаружил, что один из узлов очень надежно схватывается на веревке, если его тянуть именно за свободные концы. Испытав его несколько раз, он обнаружил, что узел превосходит по своей схватывающей способности все известные до того типы узлов, и стал использовать его постоянно.
Постепенно узел стал очень популярным среди коллег Прусика и «пошел в народ». Его стали применять не только в альпинизме, но и в туристической практике. Его назвали узлом Прусика, в честь изобретателя, а затем для простоты стали называть просто прусиком.
Длина и толщина репшнура для прусика
Вяжется прусик чаще всего веревкой меньшего диаметра на веревке большего диаметра: только в этом случае узел в должной мере проявляет свои свойства.
В качестве веревки для изготовления прусика используется репшнур толщиной 6–7 мм. Такой репшнур хорошо будет держаться на основной веревке толщиной 9–14 мм. Если взять репшнур большей толщины, узел прусика может начать проскальзывать по основной веревке, если взять более тонкий, тогда повышается вероятность разрыва репшнура при дополнительных нагрузках и неблагоприятных условиях.
На фото показан прусик, которым завязан репшнур на основной веревке:
Оптимальное сочетание репика достаточной толщины и хорошей веревки.
Длина репшнура для прусика зависит от задач, которые необходимо решить, используя этот узел. Для спуска и подъема на прусиках я, например, использую два репшнура длиной пять метров каждый, а для организации регулируемого навеса над лежанкой в лагере достаточно метрового куска.
Как вязать узел Прусика
Вязать узел прусика можно как готовой петлей, так и концом веревки, которая затем закольцовывается в петлю двойным рыбацким узлом.
Рассмотрим обе вариации.
Вариант одним концом:
Такая схема вязания узла показана в видео:
Плюс её заключается в том, что её можно вязать одной рукой.
Вариант готовой петлей на основной веревке:
Ниже представлена эта схема:
Вариант готовой петлей на пальцах:
Последний вариант используется тогда, когда нужно получить прусик без основной веревки, например, для вязания регулируемой петли Парсел-Прусик.
Существуют и другие варианты вязания прусика, но они менее универсальны и более сложны, поэтому в рамках этой статьи рассматривать их не будем.
Другие виды прусика
Существуют и другие вариации прусика, например, французский прусик, прусик с карабином и разновидности механических прусиков.
Первый представляет собой обычный прусик, в который между витками узла и основной веревкой продевается карабин так, чтобы зажатой между основной веревкой и репшнуром была длинная часть карабина. Этот вариант подобно узлу Бахмана имеет преимущества перед прусиком и позволяет проще передвигать узел при подъеме по веревке, не затрачивая времени на его ослабление. Однако у него есть и недостатки: исходя из собственного опыта, могу сказать, что и держится на основной веревке такой узел хуже «классического» и при одинаковом числе витков может проскальзывать в то время, когда «классический» плотно фиксируется на веревке.
Французский прусик, он же узел Маршара и Клеймхейст, показан ниже на фото:
Механическими прусиками обычно называют специальные устройства, выполняющие те же функции, что и прусик, связанный из репшнура. К таким устройствам относятся, например, Zigzag, ASAP и Shunt (из них Зигзаг производится всемирно известной компанией Petzl).
На фото ниже — знаменитый Zigzag:
Эти устройства предназначены в первую очередь для людей, профессионально работающих на веревке, например, промышленных альпинистов и спелеологов. Обычному пешему или водному туристу брать их с собой в поход не целесообразно, поскольку цена их велика, а вес значительно превышает вес куска репшнура, да и не факт, что в походе возникнет ситуация, требующая частых спусков и подъемов по веревке, а нести на плечах лишние килограммы — не лучшее решение. C финансовой точки зрения купить такое устройство целесообразно человеку, для которого постоянная работа с веревками является доходным делом.
В видео ниже показано, как работает такое приспособление:
В общем же при отработанной технике вязания узла он практически не имеет эксплуатационных минусов перед механическим устройством.
Страховка прусиком
Узел Прусика уже много лет используется в советской школе альпинизма в качестве страховки при спусках по веревке. В подобных работах, к которым относится и подъем на прусиках, вяжется прусик с тремя витками, так как прусик с меньшим количеством витков с большой вероятностью будет проскальзывать по основной веревке.
Он вяжется выше спускового устройства и призван удержать человека, если тот выпустит из рук веревку, входящую в спусковое устройство. В этом случае узел затягивается на основной веревке и не дает человеку упасть.
Однако существует немалая вероятность того, что за счет хватательного рефлекса во время падения человек зажмет в руке прусик, а значит узел не сработает — и произойдет неконтролируемое падение. Дело в том, что узел Прусика может «схватить» веревку только тогда, когда нагрузка прикладывается к концам репшнура, выходящим из узла; если же прусик до натяжения зажать в руке, то узел не сработает.
Некоторые считают, что, если не использовать при спуске перчатки, то за счет ожога руки пальцы разжимаются, отпуская узел Прусика — и тот успевает сработать, пока еще человек не набрал критическую скорость падения, при которой узел, если и сработает, то репшнур оплавится и порвется. Но не стоит забывать, что в критической ситуации чувствительность значительно меняется, а значит пальцы могут сразу не разжаться, несмотря на ожог, — и человек, таки, упадет с высоты.
Мне известно два способа, которые позволяют уменьшить вероятность падения при использовании прусика. Коротко рассмотрим оба.
В первом способе длина петли, которой вяжется прусик, делается такой, чтобы прусик располагался на высоте локтя поднятой вверх руки. Свободная рука берется за основную веревку чуть выше прусика и при спуске толкает его вниз основанием кулака. Во время срыва рука инстинктивно зажимается не на прусике, а на веревке, выпрямляется в локте, а прусик в этот момент затягивается и схватывает веревку, предотвращая падение.
Кстати, длина петли прусика в любом случае не должна быть очень большой, поскольку в момент срыва, даже если прусик сработал, может возникнуть ситуация зависания, когда человек не будет в состоянии дотянуться до прусика рукой, чтобы ослабить его и продолжить спуск.
Во втором способе в кулаке свободной руки зажимаются концы петли, которой завязан прусик, а указательный и средний пальцы располагаются крайними фалангами на самом прусике. Таким образом, во время срыва пальцы соскальзывают с узла, и кулак зажимает два конца петли прусика — узел срабатывает.
Существуют и другие варианты хвата для ведения прусика по основной веревке, но я рассказал только про те, которые показались мне наиболее удобными и которыми я пользуюсь сам.
Подъем по веревке на прусиках
Если имеется свисающая веревка, надежно закрепленная в верхней точке, то с помощью двух петель из репшнуров можно по ней подняться. Одна петля при этом крепится к телу человека, например, ввязыванием в нижнюю систему (беседку), а вторая используется в качестве педали для ноги. Обе петли присоединяются к основной веревке с помощью прусиков. Поочередным смещением петель вверх осуществляется подъем по основной веревке, однако при необходимости аналогичным образом можно и спуститься.
Подъём по веревке на двух прусиках.
Существуют разные варианты вязания петель из репшнуров, с помощью которых можно подняться по веревке на прусиках. Я расскажу про три, которыми пользуюсь сам.
Во всех видах используется как минимум одна петля, одной стороной которой на основной веревке вяжется узел Прусика. Данный узел поднимается на высоту роста человека, после чего нижняя часть петли привязывается к нижней системе человека.
В самых крайних случаях при малой длине репшнура и отсутствии системы, можно нижнюю часть петли не привязывать к себе, а влезть в нее так, чтобы обе ветви репшнура выходили из подмышек и охватывали спину в районе лопаток. Но в этом случае возникает риск выпасть из петли, работать с петлей становится неудобно, а репшнур оказывает существенное давление на тело человека, вызывая ощутимый дискомфорт и нередко приводя к подкожным кровоизлияниям.
Если есть второй репшнур длиной пять метров, тогда:
Вот так выглядит эта схема в видео:
Если второй репшнур не достаточно длинный для первого способа, тогда:
Если же второго репшнура нет вовсе, можно обойтись и без него, но в этом случае вместо педали придется зажимать веревку между ногами либо делать педаль из свисающего конца основной веревки. Кроме того в этом способе при разрыве верхнего репшнура не будет дополнительной страховки, которую в ранее приведенных способам выполнял второй репшнур. Тем не менее, в аварийной ситуации при минимальном количестве снаряжения и этот способ может быть воплощен в жизнь. Да и полезно его знать на случай разрыва одной из петель при использовании предыдущих вариантов.
Подобные схемы применяются и для того, чтобы залезть на высокое дерево, у которого на нижнем ярусе отсутствуют ветки. Но в этом случае для крепления вяжется не совсем прусик, а его «родственник» и частичный аналог — глухая петля, которая отличается от прусика тем, что в ее основе всего один оборот веревки вокруг опоры вместо двух-трех, используемых для вязания прусика.
Прусик для натягивания навесной переправы
Узел Прусика нашел применение для натягивания навесной переправы над рекой или оврагом.
В этом случае применяется система полиспаст, позволяющая в достаточной мере натянуть веревку, уменьшая ее провисание в центральной части. Сам прусик используется для того, чтобы зафиксировать веревку в натянутом состоянии в момент, когда требуется изменить положение карабинов для дальнейшего натяжения.
Также прусик на веревочной переправе может использоваться в своей нормальной ипостаси — как способ страховки.
Однако, используя узел Прусика вместо других устройств для натяжения веревки, следует помнить, что иногда он может протравливать веревку, оплавляясь и сильно прилипая к ней, а в некоторых случаях и вовсе не выдерживает чрезмерных нагрузок и рвется.
Вязание регулируемой петли «Парсел-Прусик»
С помощью прусика можно связать регулируемую петлю, называемую Парсел-Прусик.
Такая петля удобна для образования педали для ноги при веревочных работах, а также для спасательных работ при использовании носилок, так как легко и быстро позволяет подобрать нужную длину этой самой петли, что очень удобно и практично.
Также петля Парсел-Прусик хорошо себя зарекомендовала в качестве петли для страховки: в момент срыва узел Прусика в ее составе затягивается не мгновенно, успевая немного протравить репшнур, тем самым удлиняя время полной остановки, а значит и уменьшая пиковую нагрузку при срыве.
На картинке показана такая петля:
Для того, чтобы связать петлю Парсел-Прусик нужно:
Важно, чтобы узел, которым был связан в петлю репшнур, оставался снаружи петли, но не на самом ее краю, поскольку продетый в петлю карабин не должен с ним соприкасаться. В противном случае, прочность репшнура может быть ослаблена воздействием карабина на и без того находящиеся под избыточным сдавливанием и растяжением волокна внутри узла. Да и нагрузка при соскальзывании узла с карабина может распределяться неравномерно между двумя ветвями петли за счет укорачивания одной из них и удлинения другой.
Петля Парсел-Прусик регулируется смещением прусика по сдвоенной веревке этого же самого репшнура. При нагрузке на саму петлю она держит свой размер и не удлиняется.
Нестандартное использование прусика
Также узел Прусика может использоваться для других целей, не связанных с альпинизмом и спасательными работами.
Например, прусиком можно зажимать края ткани, которая подвешивается между деревьями для сооружения гамака. Такой гамак удобно использовать на болотистой местности, чтобы избежать контакта с водой, или в джунглях, чтобы не контактировать с ползающей по земле живностью.
Привязав к небольшой веревочной петле кусок тента или полиэтилена можно сделать регулируемый навес, например, над упомянутым гамаком. Для этого между деревьями, между которыми натянут гамак, натягивается еще одна веревка, но чуть выше. На эту веревку с помощью прусиков цепляются привязанные к тенту петли. Таким образом можно смещать тент по верхней веревке, фиксировать в нужном месте и натягивать его, не боясь, что он сползет или скомкается под воздействием ветра.
Еще один интересный вариант, который мне удалось испытать в полевых условиях, — это использование узла Прусика вместо гаечного ключа при необходимости открутить круглую в сечении деталь. У знакомого поломалась газовая горелка, инструментов не было и именно благодаря этому узлу удалось раскрутить поломанную горелку и разобраться, в чем была неисправность.
Для этого способа тонкий шнур наматывается на деталь так, как если бы это была основная веревка, и необходимо было бы на ней завязать прусик. Свободные концы шнура завязываются, образовывая второй конец петли, в который вставляется рычаг, например, гвоздь или кусок прочной палки. Давление на рычаг затягивает прусик, плотно обжимая деталь и увеличивая сцепление между веревкой и поверхностью детали. Усиление давления приводит к раскручиванию детали.
Ошибки при изготовлении узла
При вязании и использовании узла Прусика случаются ошибки, которые в случае высотных работ могут быть весьма опасными, как для здоровья, так и для жизни.
Разберем пять основных ошибок.
Ошибка №1. Для вязания прусика используется веревка такой же толщины, что и основная.
Аргументация: если веревка, которой вяжется прусик, будет толще либо такого же диаметра, что и основная, узел Прусика будет проскальзывать. Это может привести к чрезвычайной ситуации, связанной с перетиранием веревки, из которой связан прусик, либо неконтролируемому спуску, а соответственно — и к падению человека с высоты.
Эффективность прусика в данном случае ниже, поскольку сечение сдвоенной веревки не круглое и шнур прилегает к ней не максимально возможной площадью поверхности.
Ошибка №2. Для вязания прусика используется слишком тонкая веревка.
Аргументация: репшнур толщиной менее 6 мм не рекомендуется использовать. Несмотря на то, что прусик, связанный таким узлом, будет надежно держаться на основной веревке, прочности такого репшнура будет недостаточно для обеспечения безопасного подъема и спуска по веревке.
Ошибка №3. Узел петли, из которой делается прусик, например, для подъема по веревке, попадает в узел Прусика или на карабин.
Аргументация: в этих случаях либо использование прусика будет затруднено, либо прочность репшнура будет снижена излишним воздействием на него карабина, что в случае рывков, высокой влажности и изношенности репшнура может привести к разрыву последнего и падению человека с высоты.
Ошибка №4. Петля для прусика делается очень большой.
Аргументация: при срыве за счет хватательного рефлекса прусик может смещаться по веревке основанием ладони и из-за этого не сработать, приводя к неконтролируемому спуску человека с высоты. В другом случае, если прусик все же остановит падение, затянувшись на основной веревке, дотянуться до него будет проблематично, особенно, если веревка натянута, и используется всего одна петля репшнура, например, для подстраховки при спуске.
Ошибка №5. При подъеме или спуске по веревке прусик сдвигается, зажатым в ладони.
Аргументация: при срыве рука рефлекторно схватит прусик, что приведет к его отказу, а значит и падению человека с высоты.
В целом, узел Прусика — один из самых полезных в туризме, так как позволяет решать совокупность задач, не используя дополнительного снаряжения. Однако всегда нужно следить за тем, чтобы веревки, из которых планируется вязать прусик, были в хорошем состоянии, а узел использовался без указанных ранее ошибок особенно в тех случаях, когда от данного узла будет зависеть человеческая жизнь.
Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек. Часть II.
Часть II. Специальные системы и устройства для страховки двух человек.
I. Система страховки «Тандем Прусик». Рис. 1.
1. В конце 1980х – начале 90хгодов только один способ страховки успешно прошел многочисленные испытания и показал наиболее близкое соответствие параметрам, разработанным для СУ, предназначенных для страховки двух человек (см. п. 1.12., Часть I):
Этот способ называется страховка «Тандем Прусик» (Tandem Prusik Belay).
В начале 1990х в Канаде и США, а несколько позже и в Новой Зеландии, система «Тандем Прусик» была принята на вооружение спасателями в качестве основного рекомендованного способа страховки при спуске/подъеме двух и трех человек.
Система «Тандем Прусик» состоит из двух компонентов:
● Двух схватывающих узлов, сделанных из петель 8мм репшнура разной длины, через которые выдается или выбирается страховочная веревка.
● «Плавающего» узла «Радиум» (см. рис. 4), который служит для крепления петель к станции.
● В качестве схватывающих узлов применяются только классические узлы прусика в три оборота (см. рис. 1,2).
● Петли для узлов сделаны из 8мм. репшнура и связаны узлом «грейпвайн». В натянутом
состоянии расстояние между узлами на веревке должно составлять
10см. (см. рис. 1)
По канадским стандартам петли для прусиков вяжутся из отрезков 8мм репшнура стандартной
длины: Для короткого прусика – 135см. Для длинного прусика – 165см. В связанном виде
длина короткой петли – 39-40см; длинная петля – 56-57см.
● «Плавающее» крепление узлов к станции необходимо для того, чтобы после задержания срыва можно было снять нагрузку с затянувшихся прусиков и продолжить работу по страховке.
На рис. 2 показан общий вид организации спуска пострадавшего с сопровождающим со страховкой по системе «тандем прусик».
На станции также закреплен второй комплект для страховки «тандем прусик». Этот комплект предназначен для наращивания веревок (см. рис. 2, 8), а также для замены прусиков в случае их сильного оплавления при задержании срыва.
2. Общие характеристики страховки «Тандем Прусик»
2.2. В процессе удержания срыва прусики оплавляются, но, как правило, незначительно.
В случае сильного оплавления прусиков для продолжения работы по страховке их необходимо заменить. Также возможны небольшие следы оплавления на оплетке веревки. Однако, как показали сотни испытаний, ни разрушения оплетки, ни потери прочности веревки при этом не происходит и веревка может работать дальше.
2.4. За 20 с лишним лет интенсивного использования система страховки «тандем прусик» показала свою высокую надежность. Несмотря на то, что сейчас есть другие устройства, предназначенные для страховки двух человек (о них будет сказано далее), «тандем прусик» остается самым популярным способом страховки, который используют для работы в горах профессиональные и волонтерские спасательные подразделения в Канаде, США и Новой Зеландии. В этих странах страховка «тандем прусик» в обязательном порядке изучается и отрабатывается на всех профессиональных курсах спасательной подготовки.
2.5. Основные плюсы системы страховки «Тандем Прусик»:
● Высокая надежность при работе в большинстве условий, в том числе на мокрой и даже на
умеренно заснеженной веревке.
● Не требуется покупка специального снаряжения – нужен только качественный 8мм репшнур
для петель и узла «Радиум» и 2 муфтованных карабина.
● Универсальность использования снаряжения: при необходимости схватывающие узлы могут
использоваться в полиспасте, для подстраховки индивидуального спуска спасателя по веревке,
и в качестве оттяжки на маршруте (прочность петли из 8мм репшнура связанной узлом
грейпвайн > 22кН). Отрезок 8мм репшнура для узла «Радиум» может быть также
использован для организации мини-полиспаста или для блокировки станций.
● Небольшой вес, компактность и низкая цена репшнура позволяют спасателям всегда иметь под рукой несколько комплектов петель для прусиков на случай замены вышедших из строя или утерянных петель.
2.6. Основные недостатки этого способа:
● Система «тандем прусик» не является автоматической, и её надежность в очень большой степени зависит от правильной техники работы страхующего.
● Для отработки навыков надежной работы с системой «тандем прусик» спасателям необходимо много тренироваться.
● Может плохо работать на сильно загрязненной веревке (это зависит от типа загрязнения),
при этом прусики быстро выходят из строя.
● Плохо работает или может вообще не сработать на обледенелой веревке.
● Работа схватывающих узлов зависит как от качества самого репшнура, так и от свойств веревки, на которой они применяются. Поэтому для надежного срабатывания прусиков необходимо опытным путем тщательно подбирать оптимальный тип репшнура, который будет хорошо работать по используемой веревке.
Примечание:
1. Опытным путем было определено, что именно классический схватывающий узел прусика в три оборота, наиболее оптимально работает в системе «тандем прусик».
2. В тестах по стандарту BCCTR Belay Competence Drop Test Criteria страховка «тандем прусик» также показала отличные результаты по задержанию груза при использовании 7мм репшнура. За счет большей разницы в диаметрах по сравнению с 11мм страховочной веревкой прусики из 7мм репшнура (также в три оборота) обладают более высокой «схватываемостью».
Однако при задержании срыва 7мм прусики оплавляются сильнее 8-миллиметровых, а также уступают им в прочности. Поэтому спасатели остановили свой выбор на 8мм репшнуре.
3. Работа с системой «тандем прусик».
3.1. Узел «Радиум» для плавающего крепления прусиков к станции вяжется из отрезка 8мм репшнура длиной 10м (см. рис. 4). Такая длина репшнура позволяет выдать веревку на расстояние до 3х метров. Прочность заблокированного узла «Радиум» ≥ 31кН. При работе с грузом 200кг-280кг узел может быть легко заблокирован / разблокирован и выдан силами одного спасателя.
Примечание:
На рис. 4 узел «Радиум» для наглядности завязан длиннее, чем это требуется для работы.
В работе узел должен быть завязан как можно компактнее, так чтобы расстояние между карабинами не превышало 10-15см.
3.2. Отработка оптимальной техники действий страхующего при работе с системой «тандем прусик» продолжалась в течение нескольких лет. Основные исследования проводила канадская компания «Rigging for Rescue», занимающаяся обучением спасателей и разработкой спасательных технологий. В этой работе принимали участие сотни спасателей в Канаде и США. В начале 1990х годов были окончательно сформулированы современные требования к технике страховки «тандем прусик»:
3.3. Оптимальное положение рук страхующего в режиме выдачи страховочной веревки во время спуска двух человек показано на рис. 5.
Как показали многочисленное испытания и многолетняя практика работы с системой «тандем прусик», удержание схватывающих узлов и веревки под углом около 90° к направлению нагрузки и небольшая слабина петель прусиков помогает лучшему схватыванию узлов при задержании срыва. При этом важно, чтобы большой палец руки, контролирующей схватывающие узлы, не обхватывал их полностью (см. рис. 5). Такое положение рук наиболее безопасно для страхующего, так как меньше шансов, что он зажмет веревку руками в момент срыва – в случае рывка веревку просто вырывает из рук и задержание происходит автоматически.
3.4. Рука спасателя, выдающая веревку, удерживает изгиб веревки на всем протяжении выдачи. Это помогает страхующему чувствовать натяжение уходящей вниз веревки, и избежать образования ненужной и опасной слабины (см. рис. 6)
3.5. На рис. 7 показана работа страхующего в режиме подъема спасательного груза.
3.6. На рис. 8 показана последовательность действий по пропуску узла через страховку «тандем прусик» при наращивании веревок во время спуска.
3.7. Работа со страховкой «Тандем Прусик» при спусках на большую глубину.
При спусках на большую глубину, приблизительно от 30 м и более, спасателю, работающему на страховке, становится труднее контролировать натяжение веревки вручную и в результате может образоваться опасная слабина. Кроме того, из-за большого веса веревки становится труднее контролировать прусики, и они часто начинают преждевременно «схватывать».
В таких ситуациях для лучшего контроля над веревкой и схватывающими узлами необходимо использовать дополнительное торможение. Для этого в систему страховки добавляется тормозное устройство (см. рис. 9).
При таком способе страховки важно соблюдать следующие правила:
● Рука страхующего, контролирующая прусики, должна сжимать веревку полураскрытым
хватом (примерно так, как это показано на рис. 9) и стравливать узлы наподобие ножниц.
● Держать веревку полным хватом не рекомендуется, так как это может помешать надежному срабатыванию узлов в случае задержания срыва!
● Для надежного срабатывания страховки важно, чтобы на всем протяжении спуска прусики
должны быть достаточно плотно затянуты. Поэтому необходимо постоянно следить за
состоянием прусиков и не допускать их излишнего ослабления.
II. Специализированные механические устройства, которые разработаны и сертифицированы для страховки двух человек.
1. Страховочные устройства, которые могут применяться для работы в горах.
Как уже было сказано выше, к этой категории отнесены устройства, которые могут работать на веревке диаметром 10.5-11мм.
1.1. В конце 1990-х годов канадский горный гид, спасатель и руководитель компании
«Rigging for Rescue» Kirk Mauthner разработал и запатентовал первое страховочное устройство, специально предназначенное для страховки больших грузов (2-3 человека).
Оно называется «540° ™ Rescue Belay» (см. рис. 10).
Рис. 10. Страховочное устройство «540° ™ Rescue Belay»
1.2. На задней стороне СУ есть специальная ручка для разблокирования фиксации веревки после задержания срыва. После снятия фиксации СУ полностью готово к работе по страховке в любом режиме (выбирать или выдать веревку) (см. рис. 10Б, 11В).
1.3. При спусках на большую глубину с использованием «540° ™ Rescue Belay» также необходима организация дополнительного торможения (см. рис 11). В противном случае СУ начинает преждевременно «схватывать» страховочную веревку.
1.4. Отмечают следующее положительные стороны «540° ™ Rescue Belay» :
1.5. К недостаткам «540° ™ Rescue Belay» относят следующие особенности этого СУ:
2. На сегодняшний день существует еще три устройства, которые имеют функцию автоматического блокирования веревки при удержании срыва, работают с веревками 10.5-11мм и позиционируются как СУ для страховки спасательных грузов ≥ 200кг. (см. рис. 13).
2.1. «SRTE No Worries Belay Stop», рис.13А.
Производиться в Австралии фирмой SRTE (Single Rope Technique Equipment).
Это многофункциональное устройство может использоваться как:
● СУ для страховки двух человек.
● Тормозное устройство для спуска 1-2х человек.
● Индивидуальное спусковое устройство
Информации по работе «No Worries Belay Stop» на заснеженной и/или обледенелой веревке нет.
2.2. «SAR Pro ALLP Tech», рис. 13Б.
Производиться в Англии фирмой «SAR» (бывшая «Troll»).
Используется преимущественно в промальпе и техногенных спасательных работах.
Позиционируется производителем как многофункциональное устройство:
● СУ для страховки двух человек.
● Тормозное устройства с возможностью настройки усилия торможения под диаметр используемой веревки для спуска 1-2х человек.
● Ролик с функцией автоблокировки для работе в полиспасте.
● Индивидуальное спусковое устройство.
Несмотря на то, что СУ применяется уже около 10лет, никаких определенных отзывов спасателей-практиков об опыте применения этого устройства в горах найти не удалось.
Производиться в Англии фирмой «Heightec».
Позиционируется производителем как многофункциональное устройство:
● СУ для страховки двух человек.
● Тормозное устройство для спуска 1-2х человек.
● Ролик с функцией автоблокировки для работы в полиспасте.
● Индивидуальное спусковое устройство.
3. Страховочные устройства, предназначенные для спасательных работ в техногенных условиях.
В эту категорию включены устройства, которые могут применяться для страховки груза ≥ 200кг, только при использовании веревки диаметром ≥ 12.5мм.
3.1. Petzl I’D L (красный) рис. 14.
3.1.1. К сожалению, в каталогах Petzl нет точной информации по использованию этого устройства для страховки грузов ≥ 200кг. С полными рекомендациями производителя на этот счет можно ознакомиться только в полном комплекте технической информации, которую можно скачать по ссылке: http://www.petzl.com/files/all/technical-notice/Pro/D20L_IDL_D205000G.pdf
3.1.2. В этом документе говорится, что I’D L может применяться для страховки 2х и 3х человек
(максимально допустимый груз 272кг.) только при использовании веревки диаметром ≥ 12.5мм.
Насколько мне известно, эти рекомендации основаны как на собственных испытаниях I’D L фирмой Petzl, так и на испытаниях по стандарту BCCTR Belay Competence Drop Test Criteria, проведенных в США в 2007-2008гг. Эти испытания показали надежную работу I’D L для страховки груза 200-280кг при использовании веревки диаметром 12.5мм.
Однако испытания с веревкой 11мм и грузом 200кг. давали очень противоречивые результаты:
С некоторыми моделями 11мм веревок I’D L работал хорошо, и показал стабильные результаты по задержанию срыва, с другими – показал плохие результаты, то есть в большинстве случаев груз долетал до земли.
Поэтому и фирма Petzl (производитель I’D L), и независимые специалисты из компании «Rigging for Rescue», которая является одной из самых авторитетных в вопросах обеспечения безопасности спасательных работ,
не рекомендуют применять I’D L для страховки грузов ≥ 200кг при использовании веревки диаметром 11мм.
3.1.3. Согласно рекомендациям производителя I’D L может работать как:
Примечание:
Эффективность I’D L в качестве ролика очень небольшая, поэтому использовать это устройство
в полиспасте для подъемов груза на большую высоту нерационально.
3.1.4. В целом большинство пользователей отмечает следующие положительные стороны этого устройства:
● Многофункциональность
● Удобство в работе
● Небольшой вес (относительно других устройств подобного плана) – 530 гр.
● Невысокая цена (относительно других устройств подобного плана).
Также большинство пользователей отмечает следующие недостатки:
● В целом несколько более слабая конструкция по сравнению с другими устройствами подобного плана.
● Плохо работает на загрязненной, заснеженной и обледенелой веревке.
3.2. «CMC Rescue MPD», рис. 15.
Производится компанией CMC Rescue, США.
Устройство CMC Rescue MPD появилось в продаже совсем недавно – первая партия СУ была продана в декабре 2009г.
Это универсальное устройство специально созданное для спасательных работ в техногенных условиях.
Может работать как:
● Устройство для страховки больших грузов (до 280кг)
● Высокоэффективный ролик с функцией автоблокировки в полиспасте
● Тормозное устройство для спуска пострадавшего с одним или двумя сопровождающими.
Отзывов о работе СУ пока нет. Пока спасатели обсуждают только очень высокую цену, которая даже профессиональные подразделения отпугивает от покупки этого СУ.
4. Страховочные устройства, не имеющие функции автоматического срабатывания.
К этому типу относятся два практически идентичных устройства:
«BMS Belay Spool» – США (см. рис. 16) и «SRTE Rescue Belay RBM» – Австралия.
Отличие американского устройства от австралийской модели заключается в том, что у американского СУ шкив сделан из алюминиевого сплава, а у австралийского СУ – шкив стальной. «Щечки» у обоих устройств стальные.
5. Общие краткие выводы по характеристикам страховочных устройств
● Petzl I’D L – Единственное доступное в России устройство из приведенного выше обзора. Большинство спасателей отмечает, что это, пожалуй, самое удобное устройство в работе, однако I’D L официально не рекомендуется производителем для страховки двух человек при использовании веревок диаметром 11мм, так как с веревками этого диаметра оно показывает нестабильные результаты в стандартных испытаниях по задержанию срыва. Кроме того СУ плохо работает на загрязненной, заснеженной и обледенелой веревке.
Общим слабым местом всех устройств является ненадежная работа на загрязненной или сильно заснеженной и обледенелой веревке. Спасатели отмечают тот факт, что при работе в таких условиях у существующих механических устройств нет сколько-нибудь существенных преимуществ перед системой «тандем прусик». В тех случаях, когда веревка настолько заснежена и обледенела, что на ней перестают работать прусики, механические устройства также практически не работают и не гарантируют надежного задержания срыва.
6. Рекомендации канадских и американских специалистов по выбору СУ для страховки двух человек.
6.1. Подчеркивается, что необходимо учитывать тот факт, что качество работы любого страховочного устройства зависит от взаимодействия трех основных компонентов:
● Самого страховочного устройства
● Веревки, с которой это СУ применяется
● Действий спасателя, работающего с СУ.
В зависимости от того, какое снаряжение уже имеется в арсенале спасательного подразделения, может потребоваться:
● Подбирать СУ, которое будет хорошо работать с уже имеющимися у спасателей конкретными моделями веревок.
● Подбирать веревку, которая будет хорошо работать с уже имеющимся у спасателей СУ.
6.3. Надежность срабатывания любых СУ, в том числе и тех, которые позиционируются как «автоматические», во многом зависит от правильной техники работы спасателя, работающего на страховке.
● Поэтому с любыми СУ обязательно необходимо отрабатывать навыки страховки больших грузов в условиях, максимально приближенным к реальным.
Для этого многие крупные спасательные подразделения в этих странах (чаще всего это профессиональные пожарные спасательные команды) имеют специальные стационарные стенды, на которых можно проводить занятия по отработке задержания срыва 2-3х человек.
Те подразделения, у которых нет своих стендов, проводят занятия по страховке либо на чужих стендах, если такие доступны в их регионе, либо организуют занятия на импровизированных стендах (на стройках, на склонах карьеров или каньонов, в лесу и т.д.).
Спасатели, работающие в горах, проводят испытания с грузом 200кг. Пожарные спасатели тренируются с грузом 280кг.
● Только спасатели, успешно прошедшие практические занятия, допускаются к работе на страховке во время реальных спасательных работ.
Примечание автора:
Как видно из приведенного выше обзора, идеального устройства для страховки двух человек при спасательных работах в горах пока так и не создано.
У каждого из устройств есть какие-то преимущества и недостатки в сравнении с другими СУ.
Поэтому, каким бы архаичным не казался «тандем прусик» в век космических технологий, этот способ страховки по-прежнему остается основным в арсенале спасателей, работающих в горах Канады, США и Новой Зеландии. И даже в тех случаях, когда спасатели работают с какими либо механическими СУ, они всегда имеют с собой как минимум пару комплектов «тандем прусиков» для подстраховки, так как любое устройство можно просто уронить вниз и потерять.
Преимущественный выбор в пользу системы «тандем прусик» делается вовсе не потому, что они там «дремучие» ретрограды:
По своему большому опыту работы с разными представителями этих стран могу сказать, что народ там в высшей степени прагматичный. И к вопросам безопасности относится очень серьезно, особенно если это касается профессиональной деятельности.
Поэтому они продолжают применять страховку «тандем прусик» не по привычке и не от особой любви к схватывающим узлам, а просто потому, что эта система работает.
Вот не плохо было бы дополнение услышать о применение ролика PMP в месте с «тандем прусиком», что позволяет сразу от спуска перейти к подъему, да и выбирать наверное так по легче будет. Подождем, что скажет на это Федор.
Отвечаю на вопросы по прусикам
1. «Держание» или «схватываемость» узлов это не единственное свойство, на котором основан выбор в пользу классического прусика в три оборота.
Выбор был сделан на основе очень большого количества практических испытаний. Испытатели экспериментировали и с разными диаметрами репшнуров и с различными типами узлов. В этих испытаниях работа узлов оценивалась по нескольким критериям.
По первому критерию:
Поскольку речь идет о страховке статической веревкой, то большая часть амортизации рывка должна обеспечиваться страховочным устройством.
В системе «тандем прусик» амортизация осуществляется за счет протравливания веревки через узлы. В амортизации рывка также участвует узел «Радиум», но его «доля» в этом деле существенно меньше.
Для качественной страховки важно соблюдение баланса между надежностью схватывания узлов и необходимостью протравливания веревки для амортизации рывка:
Если узлы будут схватывать слишком быстро, то рывок на станцию и на груз будет сильнее.
Большое протравливание приведет к увеличению тормозного пути груза и к большему оплавлению узлов.
Чем больше разница в диаметрах репшнура, из которого сделаны узлы, и веревки, тем выше «схватываемость» любых схватывающих узлов. Поэтому важен правильный подбор диаметра репшнура для узлов.
Оказалось, что по совокупности всех критериев для работы в системе «тандем прусик» на 11мм веревке лучше всех себя показали именно узлы прусик в три оборота из 8мм репшнура.
Они показали следующие свойства:
● Достаточная прочность петли > 22 кН
● Оптимальный баланс между уровнем «схватываемости» и протравливанием веревки при срыве.
● Хорошая работа в паре при задержании срыва.
Примерно 80-90% нагрузки принимает на себя длинный узел, который расположен ближе к грузу. На короткий узел приходится примерно 10-20% нагрузки. Его основная функция – это подстраховка в случае отказа первого узла.
● Удобнее других узлов при работе в паре в обоих режимах страховки.
● Классические прусики проще завязывать стандартным образом.
Даже при желании узел прусика завязать по-разному не получится – если вязать узел в три оборота, то это всегда будет прусик в три оборота. А французский схватывающий можно каждый раз завязывать немного по-разному, и это будет влиять на его свойства.
● Проще проверка на правильность завязывания.
Для контроля достаточно беглого взгляда.
Другие узлы могут потребовать более тщательной проверки.
● В работе проще контролировать уровень «затянутости» узлов и следить за тем, чтобы не возникало их излишнего ослабления.
Кроме того, надо учитывать вопрос, стандартизации, многофункциональности и оптимизации использования снаряжения:
в Канаде, США и Новой Зеландии те же самые короткие 8мм прусики, что применяются для страховки в тандеме, используются для работы в полиспастах. Так что это универсальный предмет снаряжения. В работе это дает большую гибкость:
У каждого спасателя в группе должен быть как минимум один комплект из короткого и длинного 8мм прусика, стандартный 10 метровый отрезок 8мм репшнура и несколько свободных карабинов с муфтой. Поэтому любой спасатель, которому поручена работа на страховке, может сразу же организовать страховочную систему «тандем прусик», не дожидаясь, когда ему поднесут необходимое снаряжение.
2. Что касается 7мм репшнура, то в статье уже сказано, что применительно к штатной работе с 11мм веревкой лучше работать 8 – кой.
А вот в подручных средствах, если работать 10мм веревкой, 7мм репшнур будет как раз оптимальным.
Только важно опытным путем подбирать качественный реп., который будет надежно работать на тех веревках, которыми вы пользуетесь. В моей практике, пожалуй самыми оптимальными качествами обладает 7мм репшнур – это Edelweiss, который держит даже на 8мм веревке. Насколько я знаю в Россию его возит Альпиндустрия. Во всяком случае за все последние года я покупал этот реп только у них. Также очень хорошо работает реп. американской фирмы “Blue Water”. В общем-то и другие фирменные репы работают неплохо. Только вот Тендон не годиться та как слишком жесткий. Даже их шестерка плохо схватывает.
В общем все надо испытывать самостоятельно.
3. По поводу использования РМР роликов (прусик-блоков) в режиме выбирания веревки.
Действительно такая техника практиковалась в течении многих лет. Но были замечены случаи задержки срабатывания узлов и даже несколько отказов из-за работы с РМР роликами на тренировках спасателей. В 2007 и 2008г были проведены испытания, которые показали, что иногда при работе с РМР роликом узлы могут слишком сильно ослабляться, а это может привести к отказу в случае срыва. Поэтому сейчас рекомендации говорят, что наиболее безопасно выбирать веревку вручную, как это показано на фото в статье. Это основной рекомендованный способ. А выбирать с помощью РМР ролика можно в тех случаях, когда это необходимо делать очень быстро. При этом важно внимательно следить, чтобы не возникало излишнего ослабления узлов.
Для оптимальной работы узлов с РМР роликом, их размер должен соответствовать размеру ролика. Те размеры петель для прусиков, что указаны в статье, рассчитаны на работу с большим РМР роликом американского производства – аналог ролика Petzl Minder, только несколько больше.
Для подгонки своих петель под размер своего ролика существует простое правило:
Расстояние между коротким прусиком и краем щечек РМР ролика должно быть
не более 1.5-2см.
То есть сначала подгоняется длина короткого прусика под размер ролика, а потом уже подгоняется размер длинного прусика так, чтобы расстояние между узлами было не менее 10см.