Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Как выбрать электронный регулятор хода (ESC) для радиоуправляемых машин

После двигателя и аккумуляторной батареи, электронный регулятор хода (ESC), является наиболее влиятельной частью системы электроники радиоуправляемой машины.

ESC напрямую влияет на функциональность данной машины, и может легко замедлить или повысить общую управляемость вашей машины, а также повлиять на ее производительность.

Выбор правильной модели ESC в нашем интернет-магазине, является важным решением. Ознакомьтесь с информацией указанной об данных устройствах, чтобы иметь для себя гарантию того, что вы приобретете лучший ESC для вашего радиоуправляемого автомобиля.

Рекомендации касательно выбора ESC

1. Определите, какой двигатель используется в вашей радиоуправляемой машине, либо щеточный или бесщеточный. Самый простой способ отличить разницу в данном случае, это определить число проводов ведущих от двигателя. Если двигатель машины щеточный, он будет иметь только два провода. Однако, если это бесщеточный двигатель, он будет иметь три провода.

2. Определите пиковый ток, который ваш двигатель будет требовать на полном газу. Данная цифра должна быть отображена на самом двигателе, или на его упаковке. Найдите обозначение на двигателе или на его коробе в виде буквы «А», которая определяет пиковую силу тока, требуемую для электрического устройства.

Так вам необходимо выбирать ESC, который значительно превышает это число, чтобы предотвратить неполадки. Например, если у вас есть двигатель мощностью 12А, то безопаснее всего выбрать ESC мощностью 25А. Не выбирайте мощность большую всего на одно значение (13А).

3. Определите предел напряжения батареи, так как ESC предназначен для обработки конкретного напряжения. Найдите модель, предназначенную для обработки напряжения батареи, которую вы используете.

Данный показатель напряжения, как правило, организован в трех категориях: низкое напряжение (меньше 13В), среднее напряжение (ниже 25В) и высокое напряжение (выше 25В). Подумайте о приобретении съемного аккумулятора для серво и приемника, если ваша батарея превышает 13В. Купить аккумулятор для радиоуправляемой машины, вы сможете у нас на сайте.

4. Учтите некоторые особенности различных моделей ESC, так как не все они одинаковы. Некоторые высококачественные модели позволяют пользователю подключить ESC к компьютеру для технической корректировки их настроек, в то время как другие модели ESC полностью функциональны и не требуют корректировки.

Источник

Что такое регулятор оборотов?

Определение

Регуляторы оборотов — в англоязычном сообществе называются — Electric Speed Controller (электронный контроллер скорости) или сокращенно — ESC. Основная задача ESC – передача энергии от аккумулятора к бесколлекторному мотору. Потребность в их применении возникла вследствие некоторых особенностей БК — мотора. Вкратце говоря, аккумулятор отдает постоянный ток, а бесколлекторный мотор принимает трехфазный переменный ток.

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Принцип работы

Связь с остальными компонентами мультикоптера.

На вход ESC подается напряжение с аккумулятора и сигналы от полетного контроллера, а на выход регулятор отдает управляющее напряжение для привода. Соответственно регулятор должен обеспечивать:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

*Простейшая схема подключения.

Какие регуляторы бывают?

BEC и UBEC

Дополнительно к основной функции, регуляторы оборотов могут так же передавать питание к другим узлам дрона: полетному контроллеру, сервоприводам и так далее. Это достигается внедрением в регулятор блока исключения батареи — Battery Eliminator Circuit (далее как — BEC).

Использование BEC значительно упрощает конструкцию дрона, однако такая схема обладает рядом минусов. Блок исключения батареи может перегреваться при больших перепадах напряжения и больших нагрузках. К тому же регуляторы оборотов с BEC, как правило, стоят дороже, чем регуляторы без блока.

Согласитесь, логичнее и дешевле было бы сделать отдельно ESC и отдельно один BEC. Такое решение есть и называется оно универсальный блок исключения батареи (Universal Battery Eliminator Circuit, далее как — UBEC).

Преимущества UBEC

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

UBEC — подключается напрямую к аккумулятору и питает нужный узел дрона. Преимущества такого подхода весьма существенны:

Виды BEC и их преимущества

BEC бывают двух видов: линейные (LBEC) и импульсные (SBEC).

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Учитывая то, что многие производители устанавливают на свои UBECLC фильтры (а, если фильтра все-таки нет, то его можно дешево купить и легко установить), профессионалы используют в своих коптерах именно регуляторы SBEC.

Программное обеспечение ESC

Поскольку регулятор оборотов выполняет некоторые преобразования с высокой частотой и может быть настроен на различные режимы работы для него пишут отдельный софт, называемый прошивкой. Это позволяет исправлять прошлые ошибки в алгоритмах управления, создавать более совершенные прошивки (и тем самым, например, уменьшать расходы аккумулятора на среднем газу) и производить гибкие настройки. В коптерах известных компаний типа DJI смена ПО регулятора происходит автоматически при помощи полетного контроллера.

Внимание! Перезапись ПО для регуляторов скорости может повлечь за собой поломки дрона различного характера, а так же снятие с гарантийного обслуживания! Помните, что вы делаете это на свой страх и риск!

Как сменить ПО?

Сменить программное обеспечение регулятора можно несколькими способами:

Третий вариант проще и в настоящее время активно внедряется в новые модели.

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Выбор регулятора оборотов

Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить особые критерии выбора регулятора оборотов для дрона:

Источник

RCSearch

Содержание

Описание [ править ]

Также встречаются названия: регулятор хода, регулятор оборотов, Motor Speed Controller.

Регулятор для электродвигателей представляют собой программируемое устройство, контролирующее все жизненно важные параметры двигателя. Регулятор позволяет не только менять обороты и направление работы мотора, но и обеспечивать в зависимости от необходимости плавный или резкий старт, ограничение по максимальному току, функцию «тормоза» и ряд других тонких настроек двигателя под нужды моделиста. Для программирования регулятора используются специальные программаторы, либо устройства для подключению регулятора к компьютеру, либо в полевых условиях это можно делать с помощью передатчика и специальной перемычки.

Характеристики [ править ]

Подключение [ править ]

К аккумулятору [ править ]

Важно! Нельзя делать провода от регулятора до аккумулятора слишком большой длины! Стартовые токи бесколлекторных моторов намного больше, чем аналогичных коллекторных, и при работе моторов возникают большие скачки тока. Конденсаторы, всегда стоящие на входе контроллера, должны быть специального типа, но многие производители экономят на них.

При удлинении проводов от контроллера до батареи начинает сказываться их индуктивность, и может возникнуть ситуация, когда уровень помех по напряжению питания на входе контроллера станет настолько высок, что контроллер не сможет правильно определить положение ротора мотора (иногда при этом еще и «повисает» процессор контроллера). Известны случаи сгорания контроллеров при длине проводов со стороны аккумулятора около 30см.

Если необходимо увеличить длину проводов (например, двигатель стоит в хвосте модели), то следует

К мотору [ править ]

Мотор подключается к регулятору тремя проводами. Порядок подключения имеет значение только для направления вращения мотора.

К приёмнику/контроллеру [ править ]

К приёмнику или полётному контроллеру регулятор подключается, как правило, через сервопровод, через который получает сигнал управления и даёт питание для приёмника (полётный контроллер обычно питается от другого источника, поэтому либо используются регуляторы OPTO, либо питающий провод сервопровода не используется (вынимается, отрезается).

Настройки [ править ]

Практически все современные регуляторы (за исключением контроллеров моторов со специальными прошивками для мультикоптеров) имеют множество программных настроек. От них зависит режим работы, надежность, а иногда и работоспособность контроллера в паре с тем или иным мотором.

Как выбрать регулятор? [ править ]

Производители регуляторов [ править ]

Профессиональные [ править ]

На этих контроллерах летает, плавает и ездит большинство спортсменов. Однако это и самые дорогие контроллеры.

Источник

Регуляторы хода

Введение

Исторически первыми появились механические регуляторы. Они представляют собой мощный реостат (переменное сопротивление), который включается последовательно с электродвигателем. Специальная рулевая машинка позволяет управлять реостатом, регулируя, таким образом, обороты двигателя. Наряду с простотой, механическим регуляторам присущи такие недостатки, как поглощение драгоценной электроэнергии на борту и превращение ее в тепло. Это тепло еще нужно отвести в окружающую среду, что создает дополнительные проблемы. Особой надежностью эти регуляторы не отличаются, поскольку содержат скользящие контакты, через которые протекает большой ток. Сильный нагрев конструкции также не способствует ее надежности. Сейчас механические регуляторы используются только в простейших игрушках, где мощность силового мотора невелика, а низкая цена очень важна. На серьезные модели такие регуляторы не ставят, и мы о них больше говорить не будем.

Развитие техники полупроводниковых приборов позволило создать электронные модельные регуляторы хода без двигающихся частей, свободные от указанных выше недостатков. В них энергия поступает на мотор импульсами, и все регулировки происходят путем изменения длительности импульсов.

Помимо электронных регуляторов хода, выпускаются электронные выключатели ходовых электродвигателей. Они не регулируют мощность двигателя, а только включают и выключают его по команде с передатчика. О них мы тоже дальше говорить не будем.

В первой части данной статьи рассказано то, что вам понадобится знать о регуляторах хода. Во второй половине рассказывается о том, как они устроены и функционируют. Как и в статье про сервомашинки, эта часть для любителей не просто гонять модели, а разобраться в сути принципа действия регуляторов хода.

Общие понятия и функции

Обычно, помимо управления оборотами, регуляторы предлагают много дополнительных функций. Кроме того, они имеют ряд характеристик, от которых может зависеть выбор вами той или иной модели. Поэтому для начала дадим основные определения с комментариями, чтобы вам было легче ориентироваться.

Тормоз. Для многих моделей нужно не только быстро раскрутить двигатель на старте, но и быстро его затормозить. Это важно для автомоделей и для электролетов со складывающимся винтом. Торможение осуществляется путем замыкания обмоток двигателя через регулятор. Иногда реализуется функция «мягкого» тормоза, когда обмотки замыкаются не сразу, а небольшими импульсами. Это позволяет уменьшить нагрев регулятора и продлить жизнь коллектора электродвигателя.

Реверс. Иногда бывает полезно иметь на модели задний ход. Поэтому многие регуляторы позволяют менять направление вращения электродвигателя, подавая на него напряжение в обратной полярности. Задний ход зачастую делается не на полную мощность, так как «на всю катушку» он просто не нужен. Зато появляется возможность упростить реализацию силовых ключей заднего хода и уменьшить цену регулятора.

BEC-система (Battery Elimination Cirquit). В большинстве регуляторов для низковольтных моторов (под батареи не более 10-15 банок) встраивают систему вторичного электропитания для приемника и сервомашинок. К управлению двигателем она отношения не имеет, но позволяет не ставить на модель два аккумулятора: один силовой, а другой для системы радиоуправления. Все питание происходит от силовых аккумуляторов, что весьма удобно.

Защитно-сервисные функции

К функциям собственно регулирования добавляют разнообразные полезные вещи:

POR (Power on Reset). Сброс при включении. При включении бортового питания модели может так случиться (по забывчивости моделиста), что ручка управления двигателем не стоит в положении «Стоп». Тогда двигатель модели может сразу выйти на максимальные обороты. Для не готового к этому моделиста такой внезапный старт может кончиться серьезными травмами и потерей модели. Для предотвращения этого в программу контроллера вводят функцию POR. Она работает так: при подаче питания на регулятор хода он принудительно ставит двигатель в положение «Стоп» вне зависимости от длительности управляющего импульса от приемника. После того, как моделист переведет ручку в положение «Стоп», блокировка снимается, и двигателем можно управлять, как обычно.

PCO (Power Cut Off). Функция отключения электродвигателя при падении напряжения аккумулятора ниже заданного порога. Очень полезна для летающих электромоделей с системой ВЕС. В отличие от наземных моделей, просто останавливающихся при отключении двигателя, летающую модель еще надо посадить на землю. Для этого после отключения ходового двигателя в аккумуляторе остается еще немного энергии для работы приемника и сервомашинок. Порог отключения рассчитан на определенный вид аккумуляторов, чаще никель-кадмиевых. Если подключить литиевые, то они могут испортиться с одной зарядки. Продвинутые регуляторы позволяют настраивать порог отключения под конкретный тип аккумулятора.

Обилие систем защиты в регуляторах может создать ложное представление о том, что регулятор хода нельзя спалить. Это не так. Во-первых, регуляторы редко защищают от переполюсовки силового аккумулятора. В этом случае выгорают, как правило, все силовые ключи. По моим наблюдениям, так сжигается каждый второй регулятор хода. Во-вторых, в некоторых случаях защиту приходится отключать. Например, в электровертолете. Потому что срабатывание защиты в полете сохранит регулятор, но угробит саму модель. В-третьих, защита спасает регулятор, только если он работает с электродвигателем, более-менее согласованным с ним по характеристикам.

Важные характеристики

У регулятора хода есть несколько важных характеристик, от которых зависят его возможности, определяющие, с каким двигателем и аккумулятором он сможет работать вообще.

Максимальный постоянный ток. Определяет, какой максимальный ток двигателя может выдерживать регулятор длительное время.

Максимальный пиковый ток. Это ток, который кратковременно может выдерживать регулятор. Обычно пиковый ток в несколько раз превышает постоянный. Пиковые токи возникают во время старта, когда двигатель должен быстро развить большой вращающий момент. Например, при резком старте автомодели.

В настоящее время, чтобы облегчить жизнь потребителей, зачастую применяется альтернативная система обозначения возможностей регуляторов. Подобное можно часто встретить для автомоделей. Там для регуляторов сообщается, на скольки-витковые моторы они рассчитаны. Естественно, для моторов, в свою очередь, указывается количество витков в обмотках. Т.н. безлимитные регуляторы могут работать с любыми автомодельными электродвигателями, но не с любыми двигателями вообще!

Максимальное напряжение батареи. При большем, чем разрешено, напряжении батареи регулятор может сгореть. Часто в характеристиках обозначают не напряжение, а число банок в батарее NiCd аккумуляторов. Умножьте эту величину на 1,2 Вольт и получите максимальное разрешенное напряжение.

Внутреннее сопротивление. Само собой, что схемы коммутации электроэнергии, применяемые в регуляторах, вносят определенные потери энергии, за счет внутреннего сопротивления ключей. Поэтому все регуляторы имеют такую характеристику, как внутреннее сопротивление. Хоть внутреннее сопротивление регулятора и невелико (0,0006 Ом у чемпионатных регуляторов), вносимые потери могут сыграть большую роль, когда дело дойдет до серьезных соревнований.

Кстати, у реверсивных регуляторов внутреннее сопротивление обычно больше, чем у аналогичных моделей без реверса. Это происходит из-за особенностей построения схем коммутации электродвигателя. Какой из этого можно сделать практический вывод? Да очень простой. Если вы собираетесь серьезно кататься на автомодели, и потом выступать в соревнованиях, вам лучше сразу учиться на регуляторе без реверса. Хотя поначалу без заднего хода ездить неудобно.

В регуляторах хода бесколлекторных двигателей еще больше вариантов параметров. Поэтому при подборе регулятора к двигателю лучше просто ориентироваться на рекомендации производителя.

Настройка регуляторов хода

Производители регуляторов хода стараются сделать свои изделия совместимыми с широкой номенклатурой двигателей и передатчиков радиоуправления. Поэтому они вводят в них много параметров, настраиваемых пользователем.

В первую очередь, настраиваются положения джойстиков передатчика, соответствующие режимам «нейтраль», «тормоз», «максимальный газ», «реверс». Такие режимы, как «тормоз» и «реверс», могут отключаться. Настройка крайних значений обеспечивает уверенную работу регулятора с передатчиками, у которых могут существенно отличаться значения продолжительности канального импульса в крайних положениях джойстика. В некоторых регуляторах настраивается величина мертвой зоны в положении «нейтраль». Последовательность операций по настройке различная у разных производителей. Здесь надо следовать указаниям инструкции. В качестве команд настройки используются кнопки на корпусе регулятора, либо те или иные положения джойстика. Некоторые регуляторы переходят в режим настройки при подключении или съеме перемычки-джампера, как в компьютере. В качестве индикатора настраиваемых режимов служат светодиоды на корпусе регулятора. В последнее время многие регуляторы используют звуковую индикацию режимов настройки. При этом в качестве пищалки работают обмотки подключенного двигателя.

Некоторые регуляторы позволяют изменять частоту импульсного регулирования при работе регулятора с разными двигателями. Причем частота может определяться отдельно для прямого хода и для торможения. В некоторых приложениях могут отключаться при программировании системы защиты, например, в электровертолете.

В продвинутых регуляторах хода бессенсорных двигателей есть возможность изменения сдвига фаз (Timing) трехфазного тока относительно положения ротора. Это связано с особенностью работы бессенсорных регуляторов, у которых режимы наибольшей мощности и наивысшего КПД не совпадают. В этом случае пользователь может выбрать то, что для его модели важнее.

Поскольку мир моделизма разнообразен, выпускаются специализированные регуляторы, скажем, для автомоделей, судомоделей, самолетов и вертолетов. В этих моделях набор реализуемых функций разнообразен. Чтобы не расширять необоснованно номенклатуру регуляторов хода, некоторые производители делают универсальный прибор с перенастройкой под судо- авто- авиамодели.

В большинстве приложений регулятор хода регулирует мощность, подводимую к двигателю, пропорционально положению джойстика на передатчике. Но не везде. В электровертолетах гораздо важнее регулировать не мощность, а обороты двигателя. В этом случае при изменении нагрузки и постепенной разрядке аккумулятора все настройки системы управления сохраняют свою эффективность. В регуляторы хода коллекторных двигателей для обратной связи добавляют датчик Холла и магнитик на роторе вертолета. Регуляторы хода бесколлекторных двигателей имеют информацию об оборотах уже внутри и дополнительных датчиков не требуют. Многофункциональные регуляторы при настройке переводятся в вертолетный режим, после чего они стабилизируют и регулируют не мощность, а обороты двигателя.

В продвинутых регуляторах может настраиваться очень много параметров. Для примера рассмотрим параметры настройки автомодельных регуляторов хода «Циклон» фирмы Novak на следующем графике:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Особенности подключения регуляторов хода

Здесь даны значения допустимых токов, рекомендуемые для специальных модельных проводов в термостойкой силиконовой изоляции. При нагружении максимальным током они прилично греются. Для проводов в обычной изоляции лучше уменьшить допустимый ток от выше рекомендованных значений раза в полтора.

Длина проводов от регулятора до двигателя делается как можно меньше. Дело в том, что по этим проводам коммутируются большие токи сравнительно высокой частоты. Компоненты их спектра могут попасть в радиоканал аппаратуры управления в виде помех, спровоцировав отказ системы управления.

Вход регулятора всегда шунтируют электролитические конденсаторы большой емкости, демпфирующие броски тока. Тем не менее, производители ограничивают максимально допустимую длину и этих проводов. Если же провода по конструкции модели должны быть длиннее, то в промежутке между регулятором и аккумулятором впаиваются дополнительные электролитические конденсаторы, шунтирующие провода питания. В некоторых случаях для снижения потерь энергии на аккумуляторе полезно добавить такие конденсаторы и с короткими проводами. Радикально это не улучшит работу силовой установки, но несколько процентов энергии за одну гонку прибавит. Поклонники отечественной элементной базы должны учитывать, что зарубежные электролитические конденсаторы обладают намного меньшей инерционностью, чем наши. Если уж хочется сэкономить, то припаяйте параллельно нашему электролиту пленочный конденсатор. Хотя такая замена неравноценна установке специальных импульсных конденсаторов. Бывает, что от механических вибраций шунтирующие вход конденсаторы отламывают свои выводы «под корешок». При замене их на отечественные надо учитывать приведенные выше соображения.

Выключатель. В силовых проводах обычно не делают выключателей. Все регуляторы хода рассчитаны на длительное подключение силовой части при обесточенной сигнальной. Во многих регуляторах с ВЕС имеется отдельный выключатель, который подает питание на приемник и сервомашинки. В выключенном режиме ключи регулятора хода не разряжают (практически) силовой аккумулятор. Хотя, хранить аккумулятор в подключенном состоянии не надо!

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Многомоторные модели

На моделях с электроприводом гораздо чаще, чем у моделей с ДВС, используются многомоторные силовые установки. Это связано с тем, что электродвигатель, как объект управления, гораздо ближе к идеалу силового привода, чем ДВС. В многомоторных моделях, где необходимо раздельно управлять мощностью двигателей, на каждый из них ставится свой регулятор хода. Но так бывает не у всех моделей. Во многих случаях многомоторность есть дань копийности, либо стремление получить очень большую мощность, которая не может быть обеспечена имеющимися электродвигателями в одиночном варианте. В этом случае для коллекторных моторов совсем не обязательно использовать по отдельному регулятору хода. Вполне допустимо к одному регулятору подключать и несколько электродвигателей. При этом максимально допустимый продолжительный ток регулятора должен превышать суммарный потребляемый ток всех подключенных к нему электродвигателей.

Двигатели подключаются к регулятору хода параллельно друг другу. В таком соединении на частичных режимах их характеристики выравниваются. Как это понимать?

При последовательном присоединении моторов к одному регулятору хода их крутящие моменты примерно равны и слабо зависят от степени нагруженности. При буксовании одного из колес на неполном газу, момент другого, более нагруженного, двигателя даже несколько уменьшится. Такая зависимость крайне невыгодна для управляемости модели. Поэтому последовательное соединение на практике почти не используется.

Недопустимо использовать с одним регулятором хода два бесколлекторных двигателя, если их валы жестко связаны друг с другом. К примеру, при работе через шестеренчатый редуктор на общий гребной вал.

Конструктивное исполнение регуляторов хода

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Остальные типы регуляторов исполнены на одной или нескольких печатных платах, собранных в виде бутерброда в пакет и затянутых в термоусаживаемую трубку:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

С одной и той же платой управления может быть собрано разное количество плат с ключами. Соответственно, разным будет и допустимый ток.

Регуляторы хода могут быть конструктивно объединены на одной плате с другой бортовой электроникой, как это сделано в пикоборте электровертолета:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Производители регуляторов хода

Принцип действия регуляторов хода

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Канальный импульс поступает на управляемый генератор импульсов Г. Частота импульсов постоянна, а вот их длительность зависит от длительности входного канального импульса таким образом:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Для тех, кто не знает, что такое эквивалентная схема: вы не найдете в электродвигателе ни отдельной катушки, ни резистора, ни источника напряжения. Каждый миллиметр обмотки содержит и то, и другое, и третье. Собрав отдельно индуктивности, сопротивления и наведенное напряжение, мы получим эквивалентную схему, которая будет работать в цепи точно так, как настоящая обмотка ротора. Теперь посмотрим, как потечет ток через двигатель, когда ключ открыт:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Когда ключ закрывается, ток не прекращает свое движение и схема выглядит так:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

А что будет, если частота генератора ниже оптимальной?

Техническая реализация

Тормоз. Электродвигатель на больших оборотах обладает приличной кинетической энергией. Как и куда она девается при торможении?

В регуляторах хода, реализующих функцию торможения, помимо ключа, дозирующего подачу энергии на двигатель от аккумулятора, ставится еще один ключ, параллельно двигателю:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Реверс. Реверсивные регуляторы хода (нереверсивные регуляторы называют еще прямоходными ) устроены так:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Как видно из схемы, электродвигатель включен в диагональ моста из ключей. При открытии ключей К1 и К3 двигатель вращается в прямом направлении:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Как правило, в верхних плечах моста используются p-канальные транзисторы, а в нижних n-канальные. К1 либо К2 открыт в течение всего времени вращения двигателя в одном направлении. К3 либо К4 открывается импульсным сигналом регулируемой длительности, который плавно изменяет подаваемую на двигатель мощность. Из соображений экономии, как правило, реверсивные регуляторы делают несимметричными. В плечах моста для прямого хода К1 и К3 ставят в параллель гораздо больше транзисторов, чем в плечах К2 и К4 обратного хода. Чтобы регулятор при этом не сгорел от перегрузки при длительном реверсе, в некоторых регуляторах вводят автоматическое ограничение времени реверса. У одной из линеек реверсивных регуляторов LRP оно составляет около 5 секунд. Этого хватает, чтобы модель автомобиля отъехала назад от препятствия. А ключи перегреться не успеют.

Динамическое торможение в реверсивном регуляторе делается открытием ключей обоих нижних плеч моста при закрытых верхних:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

ВЕС. ВЕС представляет из себя чаще всего простейший параметрический стабилизатор на 5 вольт на дискретных элементах, либо в интегральном исполнении (т.н. линейный стабилизатор). Здесь может быть проблема с перегрузкой мощными сервомашинками этого стабилизатора с просадкой напряжения и последующим отказом системы радиоуправления. Подробнее об этом написано в статье про сервомашинки.

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Для развязки используется, как правило, обычный диодно-транзисторный оптрон. В этом случае о ВЕС-системе говорить не приходится, а на модели стоит отдельный бортовой аккумулятор.

Принцип работы регулятора бесколлекторного электродвигателя

Во введении мы упоминали, что на моделях применяются только электродвигатели постоянного тока с возбуждением только от постоянных магнитов и с коллектором или без. Прежде чем перейти к бесколлекторным регуляторам, посмотрим, что делает коллектор в двигателе и чем он плох. В сущности, задача коллекторно-щеточного узла проста: при определенном положении ротора подавать напряжение с аккумулятора на определенные секции его обмоток. Плох же коллектор тем, что он изнашивается, причем тем быстрее, чем больше мощность мотора. Разрушению его элементов помимо простого механического износа способствуют много факторов, к которым можно отнести повышенную температуру, электроэрозионные процессы, загрязнение продуктами износа щеток и т.п. Кроме того, на этот узел приходится значительная часть потерь энергии, снижающей суммарный КПД электродвигателя. Чтобы решить все проблемы разом, придумали передать функции переключения обмоток в зависимости от положения ротора регулятору хода. В электродвигателе обмотки и постоянные магниты поменяли местами. Т.е. на ротор переместились постоянные магниты, а обмотки размещены в пазах неподвижного статора. Все секции обмоток соединены в три группы (три фазы), которые могут присоединяться к регулятору хода звездой или треугольником:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

В контроллере зашито несколько вариантов коммутации, включающих прямой ход, реверс, торможение, отключение обмоток. Что именно должен делать контроллер, ему подсказывает устройство управления У, которое анализирует длительность канального импульса. Здесь же формируются импульсы переменной длительности для регулирования мощности двигателя. Управляют они через контроллер К ключами только нижних плеч трехфазного моста, аналогично реверсивным регуляторам коллекторных двигателей. Устройство У реализуется на обычном микроконтроллере. Силовые ключи, как и в обычных регуляторах хода, формируются из нескольких MOSFET-транзисторов. В одном из регуляторов Kontronik-а в каждом плече стоит по 16 транзисторов. Всего в регуляторе получается 16*6=96 транзисторов! Вот почему они такие дорогие. Чтобы регулятор получился компактным и легким, транзисторы берутся в миниатюрном корпусе SO-8. Для управления таким множеством ключей используют специальные микросхемы-драйверы ключей. Как правило, в регуляторах бесколлекторных двигателей присутствуют все описанные выше сервисно-защитные функции.

Регуляторы хода бесколлекторных бессенсорных электродвигателей

Когда ротор двигателя вращается, в его обмотках наводится напряжение, которое можно использовать для определения положения ротора. Эта идея реализована в регуляторах хода бесколлекторных электродвигателей, которым не нужны датчики положения ротора. Вместо них используются обмотки статора. Типовая схема определения момента коммутации обмотки для одной фазы выглядит так:

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Теоретикам

Для моделистов, которым интересно не только запускать радиоуправляемые модели, но и понимать суть происходящих внутри процессов, может быть интересен данный раздел.

Формат статьи не позволяет привести здесь подробные теоретические выкладки. Поэтому перейдем сразу к выводам. Как это ни парадоксально, но с точки зрения нагрузочных характеристик электродвигателя, импульсный регулятор хода эквивалентен примитивному реостатному регулятору, упомянутому во введении к статье. Т.е. импульсный регулятор хода регулирует не напряжение, подаваемое на двигатель, и не его ток. Он регулирует сопротивление источника питания двигателя, а значит, подаваемую на него мощность.

Современные модельные электродвигатели обладают довольно жесткой внешней характеристикой при питании от стабильного источника напряжения. Особенно это характерно для двигателей с редкоземельными магнитами. Косвенно коэффициент жесткости внешней нагрузочной характеристики электродвигателя можно оценить по отношению тока заблокированного ротора к току при максимальном КПД. Для ферритовых моторов это значение колеблется около 7-8. Для самарий-кобальтовых и неодимовых моторов, как правило, больше 10.

Однако жесткость нагрузочных характеристик будет наблюдаться только на максимальном газу. По мере уменьшения газа, эквивалентное сопротивление источника для электродвигателя растет, и нагрузочная характеристика двигателя становится мягче. Ток блокировки падает быстрее тока максимального КПД. При этом обороты холостого хода уменьшаются незначительно. Плохо это или хорошо? Смотря для чего. С точки зрения снижения токовых перегрузок на пусковых режимах это неплохо. Мягкая нагрузочная характеристика облегчает плавность регулирования ускорением модели, придает ей этакую вальяжность. Вместе с тем, страдает разгонная динамика. Для гоночных автомобилей на сухом покрытии с хорошим сцеплением полезно иметь силовую установку с хорошей динамикой раскрутки. Чтобы компенсировать умягчение характеристики, в продвинутых автомобильных регуляторах вводят перерегулирование при динамичных перемещениях курка газа. Как это происходит, лучше пояснить на графике движения курка газа передатчика и мощности, подаваемой на двигатель.

Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Смотреть картинку Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Картинка про Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке. Фото Для чего нужен регулятор скорости в радиоуправляемой машинке

Заключение

При самостоятельной разработке оригинальных схем нужно учитывать много особенностей современной силовой электроники. Иначе будет дым и разочарование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *