Для чего нужен ростехнадзор
Проверка организации Ростехнадзором
Для контроля деятельности компаний, в том числе бюджетных структур, строительной, промышленной, энергетической направленности Ростехнадзором (Федеральной службой РФ по надзору за экологической, технологической, атомной деятельностью) осуществляются систематические проверки.
В компаниях какого профиля и что именно проверяет Ростехнадзор
Сотрудники Ростехнадзора наделены правом выполнения ревизии предприятий и организаций, определенных приложением к ФЗ № 116 (21.07.1997) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», включая компании, разрабатывающие или использующие:
Критерии проверки определяются с учетом вида деятельности конкретного предприятия, но общим для всех типов мероприятий являются:
На каком основании может проводиться надзорное мероприятие
Регламенты Ростехнадзора содержат указания причин (в зависимости от сферы деятельности компании), которые могут служить основаниями для проверки компании. К их числу относят:
Варианты проверок Ростехнадзора
Виды установленных законодательно проверок (ФЗ № 294, 26.12.2008) разделяются по процедуре и причинам для ревизии.
В первом случае подразумеваются проверки документарные и выездные. Проверка документарная выполняется без поездки к месту расположения проверяемой организации. Компания получает официальный запрос о предоставлении документов по прилагаемому перечню с определением срока их предоставления и периода мероприятия.
Внимание! При выездном варианте проверки организация уведомляется не позже чем за 3 дня до начала проверки.
Инспектирующие сотрудники на месте изучают документы и фактическое состояние предметов повышенной опасности.
Во втором случае ревизии разделяются на плановые и внеплановые. Плановые мероприятия по законодательству разрешены не чаще одного раза в 3 года, за исключением предприятий ряда отраслей (к примеру, здравоохранение, образование), для которых применяется интервал между проверками меньшей продолжительности. Дата их проведения (после обязательного согласования с Генеральной прокуратурой) размещается на официальном сайте Ростехнадзора и доступна для ознакомления желающим.
Внеплановые мероприятия проводятся при получении контролирующим органом информации об угрозе жизнедеятельности граждан или окружающей среде, а также для контроля выполнения предписания, вынесенного ранее. Сведения о дате мероприятия на сайте проверяющей структуры не размещаются, но согласование с прокуратурой обязательно, кроме случаев возможной угрозы безопасности и жизни граждан. В подобных случаях Ростехнадзор лишь уведомляет органы прокуратуры о начале работ.
К сведению! Организация получает извещение о внеплановой проверке не позже чем за сутки (24 часа) до начала, но уведомлять проверяемых необязательно в ситуациях аварии, угрозы для людей или окружающего пространства.
Порядок ведения проверки
Распоряжение о ревизии выносится руководством территориального отделения Ростехнадзора и содержит список членов комиссии с указанием причин, условий, целей мероприятия, сроков и вида проверки, перечисление объектов ревизии. Сотрудники проверяющей структуры руководствуются документами, в числе которых законы № 294, № 116, регламент Минприроды РФ № 280 (3.10.2008).
До начала процедуры проверяющие предъявляют распоряжение и собственные служебные удостоверения руководству организации/замещающему его лицу.
Кстати! При отсутствии указанных документов ревизоры могут быть не допущены к документам и на территорию организации к объектам проверки.
Проверка с выездом сопровождается визуальным осмотром всех территорий, где фактически ведется деятельность организации, в том числе всех имеющихся филиалов или подразделений по разным адресам.
Инспекторами проверка начинается с документов, относящихся к объектам производства повышенной опасности. Данные, отнесенные к коммерческой тайне, также попадают в перечень проверяемого (при предъявлении отдельного запроса на доступ к закрытым сведениям). После изучения документов комиссия переходит к визуальному осмотру зданий и построек, оборудования и агрегатов.
Срок процедуры не может продолжаться больше 20 рабочих дней с возможностью продления периода на такой же срок в исключительных обстоятельствах (к примеру, при необходимости длительной экспертизы).
Действия инспекторов заканчиваются составлением акта по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ № 141 (30.04.2009). До подписания документа следует убедиться в соответствии всех сведений: даты, места, вида ревизии, оснований мероприятия, выявленных расхождений.
К сведению! При наличии в акте ошибочной информации представитель предприятия может потребовать их исправления. В случае отказа со стороны ревизора следует составить пояснительный документ с возражениями в срок до 15 дней после подписания акта о проверке.
По полученным результатам, отраженным в акте Ростехнадзора, руководство предприятия или ответственный исполнитель могут быть привлечены к административным мерам наказания с наложением штрафов согласно КоАП РФ (ст. 9). По некоторым нарушениям, в результате которых скончался человек, был нанесен тяжкий вред его здоровью или нанесен значительный ущерб окружающей среде, возможно привлечение к уголовной ответственности в рамках УК РФ (ст. 143, 216, 217, 269).
Рекомендуемые действия организации перед проверкой
Целью Ростехнадзора является подтверждение безопасности функционирования предприятия и охраны труда при использовании в производстве объектов опасного типа.
Доказательством соблюдения правил и норм служат соответствующие документы.
Поэтому при заполнении графиков, специальных журналов, при учете даты и итогов аттестаций, ведении инструкций следует проявлять высокую ответственность.
Тщательность и аккуратность при ведении документации требуется не только в период до проверки, а постоянно. Следует на постоянной основе отслеживать законодательные изменения по темам, касающимся обеспечения безопасности, своевременно переоформлять лицензии и иные разрешительные документы.
Постоянное внимание должно уделяться мониторингу состояния построек и установок, размещенных на опасном объекте, их работоспособности и диагностике. Своевременно должны производиться аттестации и обучение персонала, занятого выполнением работ на промышленном сооружении повышенной опасности.
Чем занимается Ростехнадзор: приказ, административный регламент
Ростехнадзор является государственной федеральной службой. Она проводит технологический, экологический и атомный контроль над осуществлением производства продукции. В статье рассмотрены основные функции Ростехнадзора, сфера его полномочий и прочие важные вопросы, связанные с его работой.
История создания Ростехнадзора
23 декабря является днем Государственного учреждения экологического, технологического и атомного надзора. История развития и изменения данной организации начинается со времен Петра I. Императором была создана Берг-коллегия. После чего создавались дополнительные структуры контроля работы на производствах. Когда появились паровые машины, возникла служба котлонадзора. Далее создалась фабричная инспекция, а затем горнозаводская. После этого в Единую службу Ростехнадзора «слились» такие учреждения как Госгортехнадзор, Роспотребнадзор и Госэнергонадзор. Далее добавился экологический и атомный надзор. Таким образом и создалась служба Ростехнадзора.
Какие основные функции Ростехнадзора
На сегодняшний день существуют различные поднадзорные объекты Ростехнадзора. В разных областях находятся территориальные учреждения. Например, в Псковской области расположено Северо-западное управление Ростехнадзора. Данные отделы решают вопросы, которые относятся к:
Основные полномочия службы
О том, чем занимается Ростехнадзор, написано в Постановлении Правительства от 30.07.2004 года №401. В полномочия Ростехнадзора входит:
Надзор за соблюдением основных правил охраны труда
Смысл надзора заключается в контроле над исполнением требований по охране труда, трудовых законодательных актов и других приказов. В законодательные акты внесены поправки, чтобы исключить дублирование полномочий Роструда и других органов в сфере охраны труда. Нормативными актами закреплено, что Ростехнадзор следит за исполнением нормативов промышленной безопасности на объектах, которые представляют производственную опасность, а также проводит контроль на государственном уровне за соблюдением условий по безопасному ведению работ на производствах теплоснабжения и электроэнергетики.
Обратите внимание! В полномочиях Ростехнадзора контроль исполнения требований по безопасному осуществлению работ. Государственный орган ведет контроль только за порядком выполнения работ, которые ведутся на отдельных объектах.
По вопросам, связанным с промышленной безопасностью, должна проводиться аттестация специалистов. Она проводится для следующих организаций:
Согласно правилам Ростехнадзор график проведения аттестации разрабатывается руководителем организации и отправляется в территориальный орган Ростехнадзора. На основании ФЗ №116 за выдачу работникам аттестата по государственной безопасности необходимо заплатить госпошлину. Размеры пошлины установлены подпунктом 72 ст. 333.33
Как осуществляется надзор за охраной труда
Надзор за ядерной и радиационной безопасностью
Приказ Ростехнадзора от 28 июня 2016 года №245 устанавливает порядок управления безопасностью в сфере применения ядерной и радиационной энергии. Инспекторы Ростехнадзора обязаны сообщать работникам и работодателям, если нарушены нормы ядерной и радиационной безопасности на проверяемых структурах. Сотрудники контролирующего органа независимы и имеют право действовать только в пределах своих полномочий. Ростехнадзор организовывает и координирует работу в данной области.
Какие процедуры не входят в компетенцию Ростехнадзора
Регламент проверок Ростехнадзора устанавливает также и то, что не входит в область его полномочий. Должностные лица Ростехнадзора не вправе:
Порядок проведения проверки Ростехнадзором
Проверку того, что проверяет Ростехнадзор, можно разделить на несколько этапов.
Начало проверки
Прежде всего, сотрудник государственной контролирующей службы должен предъявить свое удостоверение руководителю предприятия. В удостоверении в обязательном порядке должна быть вклеена фотография. Также сотрудник предоставляет распоряжение о том, что необходимо провести проверку, в котором прописаны цели инспекции.
Важно! В распоряжении обязательно должна стоять печать и подпись руководителя контролирующего органа. Руководитель организации вправе отказать в проверке, если документы будут составлены не по правилам. Все лица, которые осуществляют проверку, должны быть указаны в распоряжении.
Сроки осуществления инспекции
Проверку Ростехнадзор может проводить не более одного месяца. В качестве исключения это возможно при определенных обстоятельствах. Проверка может быть продлена еще на один месяц.
Завершающий этап проверок
После того как проведена инспекция, инспектор государственной службы составляет документ. В нем прописываются все нарушения, каким образом их необходимо исправить, сроки и штрафы. Оформление акта осуществляется в двух экземплярах: один остается в государственной службе, а другой – у руководителя организации.
Важно! Обязательно наличие журнала проведения проверок. В нем фиксируются все даты о проведенных инспекциях.
Разновидности проверок
Административный регламент Ростехнадзора предусматривает два вида проверок: внеплановые и плановые. Это утверждает ФЗ №294 от 26.12.2008 г. Проверки по плану осуществляют один раз в три года согласно графику проверок Ростехнадзора на 2019 год.
Для осуществления внеплановой проверки необходимы определенные причины:
Важно! Если лицо, обратившееся с просьбой, пожелало быть анонимным, то ему может быть отказано в проведении инспекции.
Какие бывают проверки
Проверка автозаправочных станций
Что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке автозаправочной станции:
Как проверяют автозаправочные станции
Проверка образовательного учреждения
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору контролирует организации не только в сфере промышленности и энергетики. Она может придти с проверкой и в образовательное учреждение: школу, ВУЗ и т. д.
В данном учреждении контролирующий орган осуществляет проверочные процедуры в отношении:
Проверка организаций по энергоснабжению
На основании ФЗ-261 от 23.11.2009 г. Ростехнадзор осуществляет проверки предприятий по энергоснабжению. В случае, когда предприятие не попадает под проверку (энергоресурсов используется менее чем на 10 млн., предприятие не муниципальное и здание берется в аренду), то проводится проверка того, насколько собственник исполняет правила повышения энергоэффективности и оснащенности применяемых энергоустановок.
Функции технического надзора в строительстве
Основные функции Ростехнадзора в строительстве:
Важно! В своей деятельности надзор за строительством основывается на проектных решениях, стандартах и требованиях действующих нормативных документов.
Порядок получения разрешения Ростехнадзора
Для получения разрешения Ростехнадзора необходимо пройти стандартную процедуру. Она включает следующие этапы:
Штрафы и ответственность
Штрафы Ростехнадзора для юридических лиц на 2018 описаны в ФЗ 171 и ФЗ 186 от 02.07.2013 г.
Если со стороны проверяющего инспектора Ростехнадзора предпринимаются попытки получения взятки, необходимо прекратить контакты с вымогателем и дать твердый отказ. По своему усмотрению возможно обратиться на горячую линию Ростехнадзора.
Нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность Ростехнадзора
Существует большое многообразие документации, которая регламентирует деятельность Ростехнадзора. Все акты должны в обязательном порядке соблюдаться всеми структурными подразделениями и территориальными органами. Среди законодательных актов можно выделить:
Ростехнадзор – государственная структура, которая осуществляет контроль в сфере использования ОПО. Данное учреждение имеет длительную историю. На сегодняшний день это развитая структура, деятельность которой регламентируется различными законодательными актами.
О Ростехнадзоре
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 июля 2004 г. N 401
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2006 N 23,
от 29.05.2006 N 335, от 14.12.2006 N 767, от 29.05.2008 N 404,
от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 08.08.2009 N 649,
от 01.12.2009 N 975, от 20.02.2010 N 67, от 15.06.2010 N 438,
от 13.09.2010 N 717, от 28.01.2011 N 39, от 24.03.2011 N 210,
от 06.10.2011 N 817, от 05.12.2011 N 996, от 07.07.2012 N 695,
от 11.10.2012 N 1037, от 20.03.2013 N 245, от 02.11.2013 N 988,
от 26.12.2013 N 1283, от 26.08.2014 N 856, от 27.12.2014 N 1581,
от 17.01.2015 N 19, от 01.07.2016 N 616, от 23.11.2016 N 1229,
от 14.03.2017 N 291, от 17.06.2017 N 722, от 06.07.2018 N 793,
от 25.10.2019 N 1365, от 12.02.2020 N 129, от 30.06.2020 N 966,
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
3. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерству природных ресурсов Российской Федерации внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы, предусматривающих исключение дублирования функций и обеспечение взаимодействия между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
4. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору внести до 1 ноября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, предусматривающих возложение на Службу полномочий по осуществлению надзора за деятельностью уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроительного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность в области обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений.
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 N 2293)
8. Согласиться с предложением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о размещении центрального аппарата Службы в г. Москве, ул. Таганская, д. 34, строение 1, и ул. А. Лукьянова, д. 4, корп. 8.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)
10. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3775);
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст. 4037);
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 841 «Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4742);
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 265 «Об утверждении Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 17, ст. 1684);
пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 г. N 554 «О финансировании мероприятий по надзору и контролю, проводимых учреждениями государственного энергетического надзора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3588);
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 180 «Вопросы Федеральной службы по технологическому надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1473);
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 192 «Вопросы Федеральной службы по атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1483).
Основные функции Ростехнадзора
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
— уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);
— уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
— органом государственного горного надзора;
— органом федерального государственного энергетического надзора;
— органом федерального государственного строительного надзора;
— регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.
Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.
Основные функции Ростехнадзора
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
— уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);
— уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
— органом государственного горного надзора;
— органом федерального государственного энергетического надзора;
— органом федерального государственного строительного надзора;
— регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.
Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.