Для чего нужен рычаг на электрогитаре
Использование рычага на электрогитаре
Рычаг тремоло был изобретен в 30-х годах минувшего столетия, но массово начал применяться лишь спустя 20 лет. Это, можно сказать, революционное усовершенствование неизменного доселе устройства гитары значительно обогатило возможности музыкантов, позволив разнообразить игру новыми и весьма необычными звуковыми эффектами. И в этой статье мы с вами разберём, как же правильно использовать рычаг тремоло на электрогитаре.
Что собой представляет рычаг тремоло
Строго говоря, рычаг – это только орган управления, вся суть изобретения заключается в подвижном струнодержателе. Качая струнодержатель с помощью рычага, гитарист меняет натяжение струн, из-за чего тон их звучания плавно растет или понижается.
Система тремоло
Изначальным предназначением системы тремоло было получение эффекта вибрато – очень популярного приема, используемого при игре как на струнных, так и на духовых инструментах. Вибрато представляет собой частые многократные колебания тона, как бы очерчивающие одну ноту. При отсутствии рычага тремоло вибрато извлекали с помощью колебания прижимающего струну пальца в направлении, перпендикулярном оси грифа. При этом изменяется длина звучащего отрезка струны, но очень незначительно, поэтому и вибрато получается совсем неглубоким. Кроме того, с помощью данного приема можно лишь удлинять струну, понижая тон ее звучания, добиться более высокого звучания этим способом невозможно.
Как оказалось, новое изобретение имело громадный потенциал, который со временем виртуозы и поклонники игры на гитаре оценили по достоинству. Спектр приемов значительно расширился, появились новые интересные техники, которые постоянно развиваются и совершенствуются по сей день.
Сегодня придумано немало разновидностей системы тремоло, которые, имея один принцип, отличаются некоторыми особенностями. Каким бы ни был принцип устройства рычага, он должен сидеть в гнезде достаточно плотно, не раскачиваться и не выпадать.
Во время игры гитарист качает рычаг тремоло мизинцем и безымянным пальцем правой руки, либо ребром ладони. При этом большой и указательный пальцы заняты удержанием медиатора. Разумеется, правильно отрегулированный рычаг не приводит к нарушению строя гитары и не вызывает каких-либо механических повреждений.
Как освоить рычаг тремоло
Выполняя упражнение, не забывайте приглушать остальные струны расслабленными пальцами левой руки. Возможно, поначалу это будет получаться не очень хорошо, здесь также нужна некоторая тренировка.
В качестве помощника на первых порах можно использовать тюнер, который подскажет, насколько точно вы попали в ноту Ре. Есть и другой способ: запишите несколько тактов аккомпанемента, состоящего из одного аккорда Ре-минор. Выполняя упражнение одновременно с воспроизведением этой записи, вы почувствуете неточности по характерному диссонансу.
Далее аналогичным образом учимся поднимать звук на полтона, затем – на тон и т.д.
После небольшой практики вы сможете выполнить простенький трюк из арсенала Джимми Хендрикса и многих других виртуозов:
Использование рычага на гитаре
Рычаг тремоло
Гитарное исполнение музыки остается популярным с момента изобретения инструмента. Внешняя неизменность постоянно подвергается внутренним усовершенствованиям. Одним из нововведений стал рычаг тремоло. Несложное устройство добавило новое звучание и настройки.
Что собой представляет рычаг тремоло?
Название берет начало из английских вариаций – whammy bar, vibrato bar, tremolo bar. Народные наименования – бридж-машинка, вибрато, профессиональное – стратокастер. Механизм представляет собой педаль, закрепляемую на бридже. Позволяет быстро менять тональность звучания. Происходят изменения посредством дополнительной натяжки струн. Нажатие меняет строй музыкального инструмента. Используется преимущественно на электрогитарах. Общий вид подобных гитар называют стратами.
История
Принцип придуман умельцами в 30-х годах ХХ века. Изобретателем называют инженера Лео Фендера. Массовое распространение тремоло получил спустя 20 лет. В 50-х годах ХХ столетия начали производить совмещенные с устройством модели гитар. Начальное предназначение – позволить музыкантам создавать необычные колебания звука в рамках вибрато (изменения высоты, тембра). Впоследствии гитаристы стали использовать для реализации новых творческих направлений, начали появляться принципиально новые звуки, стили игры.
Пионером использования устройства считают Лонни Мака с песней «Wham!». Затем механизм проявился в творчестве Джимми Хендрикса, Эдди Ван Халлена, Джеффа Бека.
Система тремоло
Система работы вибрато отличается простотой. Струны закрепляются струнодержателем, проходят через отделение «бридж». Внутри расположены специальные пружины (от одной до пяти, стандарт – три-четыре), позволяющие ему двигаться, изменяя доступную мензуру. Внешнее приспособление изменяет натяжение, минуя систему основной настройки гитары. Движение доступно в двух направлениях – вниз, вверх. Звучание меняется – выше, ниже. Результат – наличие эффекта вибрато.
К бриджу устройство крепится неплотно. Стандартное количество болтовых креплений – шесть. Последние модели упрощают крепления до двух.
Настройка рычага тремоло
Работа системы зависит от разных факторов. Необходимо помнить, что малейшие изменения натяжения струн ведут к изменению звука, а значит – сбивают строй инструмента.
Внимание! Настройка тремоло проводится при ослабленных либо снятых струнах. Если после настройки требуется снова менять натяжение пружин для тремоло, их следует снова ослабить. В противном случае велика вероятность разрыва, можно навредить здоровью и инструменту.
Гитару кладут на мягкую поверхность, ткань задней частью корпуса наверх. Снимают крышку устройства. Непосредственная отстройка производится при помощи крестовой отвертки. Крепко закрученные болты дают глухой звук, ослабленные – звонкий, высокий.
Нельзя затягивать болты вплотную – педаль не сможет «ходить». Когда болтается рычаг тремоло, невозможно использовать устройство по назначению. Болтание (люфт) может привести к сбою механизма, бриджа. После настройки тремоло струны возвращаются в прежнее положение, проверяется строй гитары. Проверка рычага осуществляется нажатием, следует посмотреть, в какое положение возвращается педаль.
Удачная настройка стратокастера (машинки тремоло) редко получается с первого раза. Чаще настраивают несколько раз, выполняя одни и те же действия: струны/крышка/настройка/сборка.
Общая задача – привести к балансу натяжение струн пружинами бриджа и рычагом тремоло. Некоторые музыканты уменьшают число пружин в бридже, устанавливают оставшиеся ближе к центру. Рычаг должен плавно возвращаться в положение, параллельно деке гитары. Сопротивление должно быть удобным для владельца.
Использование рычага на гитаре
Использование механизма требует определенной сноровки. Потребуется некоторое время, практика. Без машинки тремоло музыкант ориентируется по ладам на грифе гитары. С рычагом ориентироваться можно только на свой слух. В системе отсутствуют фиксированные положения рычага, движение плавное. Чтобы добиться нужного звучания, требуется внимательно слушать.
Начать можно с простых упражнений. Например:
Во время тренировки оставшиеся струны нужно слегка приглушать левой рукой. Не страшно, если получится не сразу. Главное – больше практики. Новичкам поможет специальный профессиональный прибор – тюнер. Его задача определять соответствие звука определенным нотам. Другой способ – записать Ре-минор. Включая запись, снижать рычагом звучание до полного слияния.
Внимание! В начале обучения уделяют время простым упражнениям, только потом переходят к сложным вариантам.
Обучение азам определит уровень игры гитариста в целом.
Как заблокировать тремоло?
Многие модели гитар выпускают со встроенной системой тремоло. Некоторые музыканты ее не используют. Убрать встроенные механизмы практически невозможно. Появляется задача – как заблокировать тремоло.
Блокировка избавит гитару от «плавающего» строя. Можно сделать самостоятельно, можно купить готовый блокиратор. Существуют устройства, ограничивающие действие рычага, например, hipshot tremsetter. Настройка свободная – ограничение диапазона движения, невозможность повысить или понизить звучание.
Профессиональные блокираторы позволяют полностью запретить работу рычага, при необходимости возвращать «свободу действий» устройству. Например, AllParts Tremol-No – функционален, цена соответствует. В домашних условиях используют небольшой деревянный брусок. Деталью блокируют перемещение блока сустейн. Важно как можно точнее подогнать деревяшку, не оставляя зазоров, свободного места (забивать щели бумагой, щепками, прочим мусором не рекомендуется).
Рычаг тремоло позволяет расширить возможности гитары, музыканта. Использование требует определенного навыка.
Создание электрогитары дало музыкантам множество новых техник звукоизвлечения. Одной из них стало использование рычага тремоло, который профессиональные гитаристы применяют для создания характерного звучания и расширения собственного арсенала игровых приемов. Рычаг тремоло – это механическое устройство, которое располагается на струнодержателе, изменяет напряжение струн и высоту тона, создавая специфический эффект вибрато.
История
Самый первый рычаг тремоло был создан в тридцатых годах 20 века, практически одновременно с электрогитарой. Изобретение устройства приписывают Лео Фендеру, однако подтвердить правдивость этого факта невозможно. Массово его начали использовать благодаря Фендеру и его компании.
В 50-е годы компания Fender начала серийно выпускать легендарную гитару Fender Stratocaster, классическая версия которой содержала встроенный рычаг тремоло. Эта культовая гитара производится по сей день, ее звучание не утратило актуальности и глубины. До Стратокастера на гитары устанавливали примитивную версию рычага, так называемый механизм Bigsby. Лео Фендер решил внедрить собственную разработку, которая была несколько неправильно названа им «synchronized tremolo».
Принцип работы
Рассмотрим, как работает тремоло. Струны в гитарах с тремоло проходят насквозь корпуса инструмента и крепятся к бриджу, внутри которого расположено несколько пружин. Эти пружинки при физическом воздействии на рычаг меняют длину существующей мензуры и изменяют тональность звучания.
Движение рычага меняет настройку инструмента, обходя стандартный способ подстройки через колки. Сам рычаг можно двигать в двух направлениях – вверх и вниз для ослабления или натяжения струн. Это значительно расширяет возможности игры, но стоит учитывать, что регулярное переключение рычага изнашивает струны, они чаще теряют строй. Техника игры с тремоло не проста, поэтому осваивать ее целесообразно уже опытным гитаристам, способным работать со звукоизвлечением на слух.
Как установить
Существует множество разнообразных типов рычагов. У каждого из них есть свои особенности, преимущества и недостатки. Установить рычаг на стоковую гитару, которая в заводском исполнении поставляется без этой опции непросто. Поэтому лучше доверить это гитарным мастерам, которые смогут выбрать оптимальный механизм для конкретной модели и установить его без вреда для инструмента.
Что касается гитар, на которых тремоло уже установлен, то достаточно проверить его работоспособность, прикрутить рычаг и начать пользоваться. В процессе игры может потребоваться поднастройка.
Настройка тремоло
Настройка тремоло требует понимания работы механизма и занимает много времени, особенно у неопытных гитаристов.
Стоит также отметить, что моделей разработано немало, регулировка каждой из них может отличаться. Рассмотрим настройку тремоло Стратокастера – самой распространенной модификации, которая хорошо зарекомендовала себя на разных гитарах.
Переверните инструмент, положив его на мягкую поверхность, снимите заднюю крышку для доступа к механизму. Затем отверткой аккуратно отрегулируйте пружины. При этом болты не должны быть закручены слишком туго, но и не быть чрезмерно ослаблены. Проверка тремоло осуществляется нажатием рычага при постоянной подстройке струн. Будьте готовы к тому, что для подбора оптимального звучания выполнять подстройку придется несколько раз.
Как заблокировать тремоло
Не все музыканты считают тремоло удобным и нужным, не во всех стилях игры он используется, поэтому осваивать его не обязательно. Если же рычаг вам не нужен, но на вашей гитаре он есть, то тогда его нужно заблокировать. Можно его открутить и играть на гитаре как обычно, однако при нажатии на струнодержатель эффект будет немного ощущаться.
Специалисты не советуют полностью демонтировать механизм, это сложно и можно случайно повредить инструмент. Опытные гитаристы рекомендуют использовать специальные стоперы. Они надежно блокируют рычаг в одном положении, но при желании их впоследствии можно будет снять.
Как поменять струны на электрогитаре с тремоло
Открутите рычаг, ослабьте все струны на колках грифа. Затем снимите заднюю крышку для доступа к механизму. Потом достаньте каждую струну из своего отверстия, аккуратно скрутите и выкиньте. На этом этапе можно почистить и обработать гриф специальными средствами для ухода. Закрепите новые струны, настройте инструмент на слух или с помощью тюнера.
Как вы заметили, тремоло предоставляет музыканту много новых интересных возможностей. Купить тремоло можно в профессиональном интернет-магазине гитар и оборудования к ним. Здесь представлен товар ведущих мировых брендов по доступной цене.
Настройка тремоло стратокастера
Опубликовано Them в 05.06.2016
В моей базе знаний осталось еще несколько пробелов, и связаны они с гитарными «плавающими» бриджами. До сих пор про них я практически ничего не писал, и причина проста — все мои гитары были без этих штук, а если они попадались — я их блокировал. Но написать надо, потому что это очень нужные и полезные знания. И начнем мы с того, что разберемся с рычагами от стратокастеров, а также с аналогичными тремоло-системами. Информации будет довольно много, зато потом будет намного проще разбираться с тем же флойдом, например.
О чем речь вообще?
Впервые стратокастер появился в продаже в 1954 году. Одной из его фишек стало некое «Synchronized Tremolo», которое теперь все знают как «Vintage tremolo». Представляет собой рычаг, позволяющий «качать» бридж и изменять высоту нот, и сам бридж, имеющий особую конструкцию. Настолько эта штука оказалось простой и популярной, что их ставят в огромное количество гитар, а на дешевых инструментах vintage-tremolo встречается едва ли не чаще, чем фиксированный бридж. Позже появились разные модификации и интерпретации этой системы, в духе Wilkinson или Babicz но суть у них примерно одинаковая. Поэтому знать, что это такое, и как это обслуживать, крайне полезно. И я сейчас вам в этом помогу.
*Так как у меня нет гитар с тремоло-системами, я ограничусь фотографиями из интернета. Ну, и немного порисую еще.
Как это работает?
В отличие от фиксированных бриджей, у тремоло нет плотного крепления. Vintage Tremolo (оно же «шестиболтовое») имеет 6 отверстий, и на шесть, соответственно, болтов крепится к корпусу, но не затягивается, чтобы не ограничивать его ход. (примечание: некоторые крепят не на шесть, убирая несколько). Более современный вариант — тремоло, которое держится на двух опорах, причем бридж к ним не прикручен, а просто упирается одним краем. Но в остальном конструкция у них похожа — к пластине с седлами снизу прикреплен так называемый «сустейн-блок», который проходит корпус насквозь. В задней части гитары располагается отсек с пружинами (от одной до пяти штук, как правило 3-4), которые крепятся одним концом на сустейн-блок, а с другой — на корпус гитары. Получается, что они тянут всю конструкцию на себя. А в противоположную сторону эту конструкцию тянут струны, крепящиеся сквозь тот же самый блок. В итоге соблюдается определенный баланс, струны и пружины тянут каждый в свою сторону с одинаковой силой. И тут в это «противостояние» вступает гитарист. Мы давим на рычаг, и конструкция наклоняется в сторону датчиков. Натяжение струн ослабляется, ноты уходят вниз. Отпускаем рычаг — пружины возвращают всё это дело обратно.
Да, в корпусе гитары для этого делается огромная дыра. Сквозная для сустейн-блока, и просто фрезеровка отсека для пружин.
В самых дешевых тремоло рычаг крепится на резьбу. Просто вкручивается в соостветствующую дырку. И это плохо — он будет изнашиваться со временем, начнет шататься, да и крутить его туда-сюда тоже чревато. В более дорогих системах есть альтернативы — это и специальный стакан (рычаг крепится в стакане, и его можно крутить сколько вздумается), и резиновые прокладки, и всякое-разное, в зависимости от производителя.
Про сустейн-блок также стоит сказать отдельно. Являясь штукой, через которую идет резонанс струн в остальную гитару, он завоевал пристальное внимание гитаристов, и это привело к большому ассортименту этих самых блоков. Разной толщины, веса, материалов (есть силуминовые (в дешевых), литые стальные, латунные, бронзовые, и даже гранитные с недавних пор) — насколько это все повлияет на звук — решать вам. Только если будете менять, убедитесь, что он подойдет к вашему бриджу, и не вынудит вас дополнительно фрезеровать корпус вашей гитары.
Про пружины все попроще. Это самые обычные пружины. Разве что во избежание дребезга под них подкладывается кусочек чего-нибудь мягкого.
Окей, какие подводные камни?
Если отбросить полемику про то, как эта система влияет на резонанс дерева и прочие пафосные телеги, то главное, что должно нас волновать — будет ли строй гитары сохраняться после таких манипуляций? При малейшем изменении натяжения струна изменит свое звучание, поэтому нужно быть уверенным, что все точки соприкосновения не помешают нормальной работе тремоло:
!Важно: не нужно затягивать до упора винты на шестиболтовом тремоло, в противном случае мы наглухо прикрутим его к корпусу, и никуда оно плавать не будет!
Окей, всё готово. Теперь я могу делать с рычагом все, что захочу?
Если у вас все отлично настроено, строй не плывет и все работает хорошо — пользоваться им будет очень приятно. Однако стоит помнить, что на страте не предполагалось делать особо глубокие «дайв-бомбы», стучать по нему молотком или издеваться в духе Стива Вая. Поэтому вполне возможно, что с такими нагрузками он справляться не будет, и это нормально. Также очень важным моментом является то, что он практически не работает на повышение ноты. Если хотите от души «визжать», уводя ноты вверх, найдите себе, пожалуйста, гитару с Floyd Rose. Хотя, если вам надо совсем немного, скажем, четверть тона, двухболтовое тремоло от страта все-таки можно приспособить под это дело. Если же вы хотите провернуть это дело с шестиболтовым — я лучше воздержусь от комментариев.
Отстройка двухболтовой тремоло-системы для игры «на повышение»
!Важно: все процедуры необходимо делать с ослабленными или снятыми струнами. Если вы все сделали, снова отстроили гитару, но нужно еще что-то поменять — ослабьте их снова. Оставляя струны натянутыми, вы рискуете их порвать и навредить себе или гитаре!
Про фрезеровку отсека сустейн блока, врезку стакана под тремоло туда, где его нет, а также другие вещи, которыми можно испортить гитару, я рассказывать не буду.
А если мне не нужна эта система?
Если вы не хотите париться с рычагом, или вам просто не нужна эта фишка, но в гитаре, тем не менее, стоит тремоло, можно его заблокировать. Эта процедура должна избавить вас от проблем с плывущим строем. Условно можно разделить решения по блокировке на две категории — готовые железяки для блокировки, либо же блок своими силами, с помощью небольшого деревянного бруска.
Устройства для блокировки тремоло
Для начала стоит сказать, что есть штуки, которые не до конца блокируют тремоло, но стабилизируют его и загоняют в определенный диапазон. Это устройства типа hipshot tremsetter. Его можно настроить как угодно, например, запретить тремоло-системе работать на повышение, или ограничить ход.
Что же касается именно «стопора», то тут хорошим примером станет AllParts Tremol-No. Оно предлагает два режима работы — в одном тремоло работает, в другом заблокировано наглухо. Удобство такой системы в том, что можно при желании их быстренько сменить. Минусом же является, в первую очередь, цена — все эти штуки запатентованы, и стоят намного дороже, чем могли бы.
Блокируем тремоло своими руками
Если вам не хочется ничего покупать, но блок все-таки необходим, то можно сделать всё простым деревянным бруском. Если у вас шестиболтовое тремоло — закручиваем болты до упора. Если двух — выравниваем тремоло по инструкции выше. Затем устанавливаем небольшую деревяшку, блокирующую перемещение сустейн-блока (фото ниже). Крайне желательно все подогнать, чем точнее — тем лучше. Забивать туда всякий мусор, куски фанеры или еще что-нибудь я крайне не рекомендую. После того, как брусок установлен, снимаем пружины, оставляя одну (оставлять одну обязательно — через нее идет земля из распайки на бридж, т.к. припаивается она, как правило, к «гребенке»). Теперь струны будут тянуть сустейн блок от пружин, упирая его в брусок и создавая одну зафиксированную конструкцию. Забивать деревяшку с другой стороны не обязательно, но некоторые перестраховываются. Блокировка готова.
Не забудьте также настроить остальные гитарные моменты, всю необходимую информацию можно найти в базе знаний:
В качестве бонуса — вот вам очень крутое видео от Framus по настройке тремоло на двух опорах:
AllFrets
Работа рычагом
Упражнение 7. Данный прием чем то напоминает лошадиное ржание 🙂 Тебе необходимо взять искусственный флажолет, сделать бенд, а затем опустить рычаг на несколько полутонов, одновременно выполняя им широкое вибрато.
И напоследок несколько трюков, про которые легче рассказать, чем записать их в табулатурах.
Упражнение 8. Обратное движение рычагом. Разверни твой рычаг в обратную сторону. Естественно если у тебя двухстороння система тремоло. Строй в таком положении (если надавить на рычаг) естественно повышается. И здесь разворачивается огромное поле для экспериментов. Ты можешь играть все что угодно, время от времени ударяя по рычагу с обратной стороны, что при должной тренировке будет выглядеть эффектно и иметь своеобразное неповторимое никаким другим способом звучание. Один из примеров приведен на аудиозаписи.
Упражнение 9. Дрожащий звук. Пожалуй, никто другой не пользуется этим приемом так часто, как Бред Гиллис. Все, что тебе необходимо сделать – надавить на рычаг и отпустить его, позволив пружинам и всей машинке повибрировать доли секунды.
Упражнение 10. И наконец – один из фаворитов Стива Вая – полное движение рычагом. Этот трюк также выполним ТОЛЬКО на системах с двухсторонней системой тремоло. Сыграй флажолет (предпочтительно на струне СОЛЬ) и оттяни рычаг, повышая тем самым строй. Затем верни рычаг обратно и минуя исходное положение опусти его до конца
На этом, пожалуй, остановимся. О рычаге можно рассказывать бесконечно. Именно поэтому вскоре я создам отдельный раздел, посвященный ему. Отрабатывай изученные приемы до совершенства. Рычаг должен стать для тебя еще одним инструментом для выражения эмоций, а не обременительным и странным устройством, путающим твои мысли и мешающим играть. До следующего урока – в нем тебе предстоит сыграть соло, наполненное всевозможными техническими приемами и трюками. Удачи!