Для чего нужен сальник в автомобиле
Как выбрать сальники для машины: марки, цена и как заменить
Статья о том, как выбрать сальники для автомобиля: для чего нужны сальники, материалы, критерии выбора. В конце статьи — видео о том, как заменить сальник коленвала. Статья о том, как выбрать сальники для автомобиля: для чего нужны сальники, материалы, критерии выбора. В конце статьи — видео о том, как заменить сальник коленвала.
Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью замены тех или иных деталей машины. Именно поэтому крайне важно обладать хотя бы минимальным объёмом информации об устройстве автомобиля, его основных элементах и, конечно же, расходных компонентах.
Одной из таких деталей является сальник, к вопросу выбора которого многие автовладельцы подходят «спустя рукава», считая этот элемент второстепенным и не стоящим пристального внимания. В действительности же сальники имеют огромное значение для правильной и бесперебойной эксплуатации транспортного средства.
В этой статье мы постараемся рассказать о том, что такое сальники, для чего они необходимы и как их правильно выбирать.
Сальники – что это такое и для чего нужны
Сальники — специальный элемент, использующийся в машине для уплотнения соединений различных элементов и вращающихся деталей, функционирующих по принципу возвратно-поступательных действий.
Сальники широко используются в двигателях, элементах трансмиссии, рулевом управлении, КПП, охлаждающей и прочих системах, поэтому не удивительно что время от времени они требуют замены.
Из каких материалов производят сальники
На сегодняшний день для изготовления сальников производители используют материалы:
При этом стоит отметить, что монтаж сальников с напылением из тефлона имеет свои особенности – их необходимо устанавливать исключительно на чистый и сухой вал, применив при этом специальное кольцо из пластика.
Отдельного внимания заслуживает то, что производители, преследуя цель повысить технические показатели сальников, используют специализированные добавки. Такие изделия имеют отдельные маркировки (Viton, Aflas, Dаi-Еl и т.п.).
Как выбирать сальники
Самый простой способ не прогадать с выбором – приобрести оригинальные сальники у официального дилера. В этом случае специалист подберёт изделие, точно подходящее под марку и модель вашего автомобиля.
Если же решено купить аналог, необходимо учитывать несколько аспектов выбора:
Отдельное внимание необходимо обратить на наличие пыльника или нарезки, где первый призван защитить деталь от воздействия грязи и пыли, а второй – выполнять роль насоса, сбрасывающего масло обратно.
Помимо технических особенностей, выбирая сальники, необходимо обратить внимание на стоимость и производителя, отдавая предпочтение проверенным и популярным брендам и изделиям среднерыночной стоимости. В противном случае высок риск нарваться на низкокачественную продукцию, которая может не только быстро выйти из строя, но и повлечь за собой появление новых неприятностей, сулящих большие финансовые затраты.
Важно: крайне не рекомендуется использовать сальники отечественного производства на иномарках, так как материал и качество изготовления таких изделий пока ещё оставляет желать лучшего. А вот установка сальников иностранного производства на отечественные авто – наоборот, рекомендуется.
Марки сальников: каким брендам отдать предпочтение
Как уже говорилось выше, выбирая сальники для своего автомобиля, лучше отдавать предпочтение проверенным производителям, давно представленным на рынке и имеющим положительные отзывы. В их числе такие марки, как VAG, Goetze, Payen, Emmtec, SKF, KOS и Koyo.
При выборе сальников по размеру принято учитывать три параметра:
Внутренний диаметр сальников может варьироваться в пределах 4-270 мм, внешний диаметр – в пределах 7,8-310 мм, а высота – находиться между 1,5-30 мм. Однако встречаются сальники, имеющие уникальные, отличающиеся от «стандартных» параметры изделий.
Цена сальников, в зависимости от размера, страны и бренда производителя, а также места предназначения, может колебаться в пределах 50-2500 тыс. руб. (22-1100 грн.). При этом стоит помнить, что оригинальные сальники в большинстве случаев на 30-60% дороже своих аналогов.
Так, стоимость оригинального заднего сальника коленвала для Renault (Dacia) Logan составляет в среднем 1550-1600 руб. (порядка 680 грн.), в то время как его аналог можно приобрести по цене от 650-700 руб. (около 310 грн.).
Стоит ли переплачивать за бренд
Учитывая наличие большого количества аналогов, у многих автовладельцев возникает вполне логичный вопрос — нужно ли переплачивать за бренд?. Ответ – нужно, так как более крупные производители вкладывают большие финансовые ресурсы в разработку и тестирование своих изделий, что делает их намного надёжнее и долговечнее. Кроме того, крупные «игроки» следят за своей репутацией, которая, как известно, является одним из ключевых факторов, влияющих на количество продаж изделий.
Другой вопрос, стоит ли переплачивать за оригинальные сальники – не стоит, так как сегодня на рынке присутствует огромное количество изделий-аналогов, качество исполнения и надёжность которых не только не уступает оригинальным, но и превосходит их.
Как заменить сальники коленвала
Замена сальников коленвала — процедура трудоёмкая и, соответственно, достаточно дорогостоящая, однако даже при наличии минимального опыта их замену можно осуществить и самостоятельно. Для этого понадобятся:
Прежде чем приступить к процессу замены сальников, нужно обесточить автомобиль (иными словами, снять клеммы с АКБ) и слить моторное масло. Далее рассмотрим процедуру замены переднего и заднего сальника.
Замена переднего сальника коленвала
Процесс замены фронтального сальника выполняется в следующей последовательности:
Тут же отметим, что перед установкой сальника на его уплотняющую кромку наносится моторное масло, а на верхнюю, нижнюю и скошенную кромку – герметик. Также необходимо тщательно очистить посадочное место сальника, в противном случае высок риск преждевременного износа и, соответственно, замены коленвала.
Замена заднего сальника
Процедура замены тыльного сальника несколько сложнее и требует наличия смотровой ямы. Некоторые умельцы обходятся домкратом или, при его отсутствии, специальными подпорками, но это крайне небезопасно и мы категорически не рекомендуем пользоваться таким методом. Сам же процесс демонтажа и замены сальника осуществляется в такой последовательности:
Процесс сборки происходит в обратном порядке.
Важно: В ходе замены сальников внимательно следим за правильностью его установки. Нередки случаи, когда внутренняя сторона сальника подгибается, что в последующем приводит к повторной течи и повторной замене сальника. Кроме того, если имел место загиб, использование даже неиспользовавшегося изделия не рекомендуется, так как это чревато неплотным прилеганием сальника к посадочной площадке на коленвале.
Размеры сальников
Несмотря на то, что производители могут изготавливать сальники, придерживаясь разных стандартов и используя разные материалы, все они имеют идентичные типоразмеры и конфигурации. Это значит, что сальники для определённой детали, но для разных марок и моделей автомобилей будут иметь одинаковые параметры по высоте, а также наружному и внутреннему диаметру.
В настоящее время большинство интернет-магазинов, занимающихся продажей сальников, предлагают покупателям интерактивные таблицы, позволяющие подобрать оригинальный сальник либо его аналог, исходя из таких параметров, как марка, модель и год выпуска автомобиля.
Заключение
Если вы не можете или просто не желаете разбираться во всех премудростях выбора сальников и других расходных компонентов для автомобиля, лучше доверить выбор профессионалам – так вы сможете сэкономить не только своё время и деньги, но и нервы.
Видео о том, как заменить сальник коленвала:
Что такое сальник в автомобиле
Здравствуйте, читатель сайта RtiIvaz.ru! Современные манжеты, состоящие из резины и металлического корда, называются сальниками. Из давних времён в роли манжеты использовали войлочную либо фетровую ткань со свиным салом, отсюда и появилось название сальник. В наше время обычные манжеты и с армированными элементами также продолжают закрывать зазоры между подвижными и, неподвижными деталями механизмов.
Сальники используются в автомобиле, как защита протечки наружу моторного масла, ГУРа, охлаждающей, тормозной жидкости. А также препятствует соприкосновению двух разнородных средств, проникновенью внутрь деталей частиц пыли, грязи, воды.
Как правило, армированная манжета содержит в себе 2 элемента, это металлическое кольцо внутри резины и стальная пружина, которая расположена на внутренней стороне изделия. Металлическое кольцо увеличивает несущую способность, а пружина максимально прижимает трущуюся часть резины к уплотняемому элементу.
Если сравнить обычную резиновую манжету с армированной то на ощупь уже понятно, чем они различаются. Обычная манжета имеет большую эластичность и легко деформируется пальцами рук, а армированная за счёт металлического кольца, имеет большую прочность и, согнуть её не получится.
Армированные резины выдерживают большие нагрузки, чем обычные…
Существует разновидность армированных манжет с так называемым пыльником, которая не даёт попасть грязи, пыли в узлы деталей и поэтому востребованы в производстве автомобилей.
Места расположения сальникового уплотнения в автомобиле:
Материалы для производства сальниковых уплотнений
Однако со временем резинотехнические изделия изнашиваются и требуют замены. Работа по замене предстоит трудоёмкая и поэтому покупать резиновые изделие, нужно тщательно изучив, технические характеристики. Но лучше доверить работу опытному мастеру в автосервисе с магазином проверенных запчастей.
Источник видео Агросервис TV:
Не маслосъёмный не колпачок. Как устроен сальник клапана и как понять, что его надо менять
Часто приходится слышать фразу о том, что, мол, «жрёт масло – надо менять маслосъёмные колпачки». Если человек не видел, как выглядит этот самый колпачок, у него в голове могут складываться разные картинки. Что это за колпачок, на что он надет, что он закрывает, почему он виноват в том, что мотор ест масло? Сложно ли его заменить? И виноват ли именно он? Сегодня попробуем разобраться во всех этих вопросах. Кое-что тут покажется очень простым, а кое-что – сложнее, чем кажется.
МСК, сальник, колпачок
Итак, с самого начала: что такое маслосъёмный колпачок? Этот колпачок, который правильно называть маслоотражательным, а не маслосъёмным, всего лишь сальник клапана. Если совсем правильно, то «уплотнительный элемент газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания с верхним расположением клапанов; резиновый колпачок, устанавливаемый на направляющей втулке и стержне клапана для попадания моторного масла в камеру сгорания». В общем-то, из этого определения понятна и задача колпачка: не давать маслу попадать по штоку клапана в камеру сгорания.
Если для простоты пренебречь всякими рокерами, толкателями, гидрокомпенсаторами и некоторыми другими деталями головки блока, то можно сказать, что одним своим концом клапан упирается в кулачки распредвала. Другим (тем, который заканчивается тарелкой), он уходит в камеру сгорания. Вот тот конец, который находится во взаимодействии с распредвалом, постоянно пребывает в моторном масле. И задача колпачка – не дать этому маслу протечь ниже, на тарелку клапана. Вот это и есть то самое простое, что я обещал в самом начале. Теперь перейдём к более сложной части.
Надо сказать, что сейчас колпачки работают намного дольше, чем раньше. Владельцы классических Жигулей были обречены менять эти копеечные (но в своё время дефицитные) детальки часто. Причина – в материале колпачков. Автолюбители старой школы наверняка помнят продукцию Курского завода резинотехнических изделий (ныне ОАО «Курскрезинотехника»), который выпускал колпачки для ВАЗа. Те колпачки делали из акрилатной резиновой смеси 51-1537А-2. Термостойкость этой смеси – до 150 градусов, а температура, до которой может разогреться работающий колпачок, – 180 градусов. Понятно, что такие колпачки не могли служить долго.
Интересно, что на моторах ранних ВАЗ-2108 колпачки служили дольше, чем на «классике». Дело в том, что у нас не было колпачков, которые подошли бы «зубильному» мотору, поэтому сначала там стояли немецкие изделия «Goetze» и «Elring», а потом, в начале девяностых, появились и отечественные колпачки, которые смогли бы работать в этих моторах. И делали их не из смеси 51-1537А-2, а из нового на тот момент состава ИРП-1287 на основе фторкаучука СКФ-26 (их выпускали на НПК «Резерв» в Самаре). Отечественные колпачки стали лучше, но при этом всё равно могли «сползать» с направляющей втулки клапана, после чего мотор начинал жрать масло литрами.
Кстати, а почему колпачок может сползти со втулки? Теоретически некоторые колпачки могут это сделать легко, а некоторые не могут при всём желании. Причина – в различном варианте конструкции.
Основные детали тут более-менее одинаковые. Колпачок – это втулка переменного диаметра. Нижняя часть шире – она должна плотно сесть на направляющую клапана. Верхняя часть колпачка более узкая, он должна плотно обхватывать стержень клапана. Для этого снаружи колпачка в этой более узкой части обычно стоит кольцо из спиральной пружинки, которое обеспечивает более плотное прилегание резины колпачка к стержню клапана. В нижней части, той, которая охватывает втулку клапана, тоже есть металлический элемент – стальное кольцо, благодаря которому колпачок должен быть зафиксирован на направляющей втулке очень надёжно.
Отличия манжетного и фланцевого колпачков заключаются как раз в этой нижней части колпачка. Если манжетный просто надевается на втулку клапана, то у фланцевого стальное кольцо внизу расширяется и заканчивается как раз фланцем. При установке такого колпачка в этот фланец упирается пружина клапана, и таким образом фланцевый колпачок сидит на своём месте надёжнее, чем манжетный. Манжетный всё-таки может слететь, а вот фланцевому этого не даст сделать пружина клапана.
Впрочем, манжетные колпачки сейчас тоже очень надёжные, и какой-то проблемы с их массовым бегством со своего места на втулке клапана не существует. Зато другие проблемы на машинах с пробегом встречаются регулярно.
Всё не так и всё не то
Что может пойти не так, я уже говорил: из-за старения колпачок не может обеспечить качественный отвод масла со стержня клапана, и оно начинает просачиваться внутрь камеры сгорания. В этом случае последствия разнообразны, но все как один неприятны: на тарелке клапана образуется нагар, может упасть компрессия, станет хуже динамика, из трубы повалит дым. Ну а главное – это расход масла. Собственно, про колпачки только из-за масла обычно и вспоминают. И то только потому, что поменять их считается проще, чем залезать в цилиндро-поршневую группу и заниматься кольцами или гильзами. Часто так и бывает, и замена колпачков может решить проблему «масложора».
Главное – понять, стоит ли с ними связываться. Есть довольно простые способы узнать, в них причина или нет.
Самый эффективный метод – это попробовать на прогретом моторе резко надавить на газ. Важно соблюсти два условия: дать сначала мотору поработать на холостых оборотах хотя бы пять минут и нажать на педаль резко. Смысл в том, что на холостых оборотах скапливается протекающее масло, а при резком нажатии оно вместе с большим количеством смеси сгорает и вылетает в трубу. Так что кто-то газует, а кто-то смотрит на выхлоп. Вылетел клуб синего – это колпачки. При этом после этого клуба дымность может быть в норме.
Чтобы ещё раз всё проверить, можно попытаться тормозить двигателем. Повалит дым – это тоже колпачки. Дым во время перегазовки – тоже признак смерти колпачков.
С одной стороны, эти способы достаточно надёжны. С другой, есть некоторые тонкости, которые такую простенькую диагностику делают бессмысленной. Тонкости заключаются в том, что похожее попадание масла в камеру сгорания может быть и по другой причине. Например, из-за износа стержня клапана. Он постепенно становится тоньше, и в запущенных случаях даже самый новый колпачок ситуацию не спасёт. А может быть изношена и втулка клапана. Встречается редко, но бывает. Колпачок ведь способен работать только при продольном перемещении клапана, как это и было задумано конструкторами. Его осевое перемещение вследствие износа стержня или направляющей колпачок компенсировать не может, и масло всё равно попадёт внутрь цилиндра. И еще могут быть проблемы с вентиляцией картерных газов, которые дают схожие симптомы.
Мерить компрессию для поиска больных колпачков бесполезно. Если она упала, причина, скорее, будет в компрессионных кольцах.
Получается, что единственно стопроцентно достоверный метод диагностики маслоотражательных колпачков – это обязательная разборка головки блока цилиндров. А всё, описанное выше, лишь должно побудить заняться этим не самым увлекательным делом.
Требуется помощь!
Были времена, когда эти колпачки на «копейках» меняли в гаражах под пиво с воблой. Там это можно было. Гипотетически так же их можно заменить и на современной машине. Но сложностей, конечно, будет больше (хотя бы в силу более компактной компоновки и более строгих требований при сборке), так что не думаю, что кто-то захочет возиться с этим самостоятельно. Кто хочет – тот всё это не читает, а давно уже снимает клапанную крышку и разглядывает распредвал. А если кто-то всё-таки подумал, что такую ерунду он сделает и своими руками, могу напомнить следующее.
Ставить на клапаны с убитыми стержнями новые колпачки бессмысленно – масло всё равно будет уходить литрами. Ещё оно будет уходить, если перепутать колпачки и поставить на выпускные клапаны колпачки с впускных, а на впускные – с выпуска. Клапаны отличаются, их колпачки – тоже. Малейшее неплотное прилегание – и здравствуй, «масложор». Может, даже больше, чем был.
По-хорошему, для этой работы лучше полностью снять ГБЦ. Заодно можно оценить состояние ЦПГ (может, причина совсем не в колпачках), проверить головку блока (например, опрессовкой), оценить состояние привалочных плоскостей (головку может и повести) и самих клапанов. Конечно, в ряде случаев поможет и совсем уж кустарная замена, но разбирать мотор дважды из-за собственной лени или тяги к экономии – это очень обидно. И ещё очень важно не экономить на самих колпачках: «палёный» колпачок из плохой резины проживёт очень мало, так что экономия себя не оправдает.
Как устроен сальник клапана и как понять, что его надо менять
Эмбриология
Малый и большой С. являются производными первичных брыжеек (см. Брюшина, эмбриология). Малый С. образуется из вентральной брыжейки желудка и двенадцатиперстной кишки (вентрального мезогастрия), к-рая в результате эмбрионального поворота желудка и двенадцатиперстной кишки приобретает поперечное положение. Большой С. развивается из дорсальной брыжейки желудка (дорсального мезогастрия), по мере поворота желудка перемещающейся влево и распространяющейся в каудальном направлении. Встречаясь с брыжейкой поперечной ободочной кишки, большой С. срастается с ней и отклоняется вентрально, ложась на петли тонкой кишки. Развитие малого и большого С. связано с формированием сальниковой сумки (bursa omentalis). Ее зачаток образуется еще до начала дорсального мезогастрия, к-рое увеличивается влево, поэтому желудок, совершив поворот, оказывается лежащим вентрально от сальниковой сумки. В дальнейшем рост сальниковой сумки происходит в каудальном направлении — она располагается между пластинками большого сальника.
Видео
Чем отличается манжета от сальника?
По сути, это — одна и та же деталь, только представленная в разных вариантах исполнения. Манжета изготавливается исключительно из резины. Сальник фактически является ее разновидностью и отличается наличием армирующего элемента, а данное название обусловлено историей возникновения детали: до появления резины уплотнение вращающихся или вертикально движущихся механизмов осуществлялось с помощью льняной нити, фетра или войлока, которые смазывались салом. Сегодня официальное определение сальника — «армированная манжета».
Изделия выпускаются во множестве типоразмеров и вариантов исполнения. Однокромочные манжеты изготавливаются без пыльника, поэтому используются только для герметизации сочленений. Также имеются двухкромочные сальники. В них есть пыльник, который уплотняет механизм и защищает его компоненты от попадания пыли и грязи.
Сальники и манжеты применяются:
Причины протекания сальника
Ресурс детали составляет от 100 до 200 тыс. кмпробега – в зависимости от качества самой запчасти и того, насколько внимательноавтолюбитель ухаживает за ДВС. Впрочем, замена сальника двигателя можетпонадобиться и значительно раньше.
Факторами, вызывающими преждевременный износ,считаются:
Как выбрать материал сальника
Большой выбор уплотнительных материалов и смазок доставляет бесконечный список комбинаций. В итоге, критерий выбора сводится к:
Кстати, прочтите эту статью тоже: Спиральный компрессор
Из-за способа, каким создается уплотнение, уплотнитель должен жестко сжимать вал во время работы. И это неизменно ведет к проблемам.
В установках, где вал двигается не часто, уплотнитель может быть сильно прижат, чтобы остановить утечки полностью, например, вот задвижка:
Она использует кольца, но большинство используют сальниковое уплотнение вокруг шпинделя, которое поднимает или опускает задвижку. Но в подвижных машинах некоторые утечки необходимы для смазки и охлаждения уплотнителя.
Это настойчивое протекание необходимо. Без него сальник загорится, и не будет уплотнять вообще.
Принцип работы сальника
Сальниковое уплотнение состоит из следующих элементов:
корпус, изготавливаемый преимущественно из металла;
набивка — эластичный уплотнительный материал, который плотно прижимается к оси, предотвращая утечку жидкости;
пружинное кольцо, улучшающее прижатие уплотнения уплотнения к подвижному валу или направляющей.
Для улучшения герметизации и снижения трения форма набивки имеет сложную форму. Она включает буртики, фаски и облои, повышающие эффективность. на рисунке ниже приведена конструкция сальника с пыльником для вращающегося вала.
Как заменить сальники коленвала
Замена сальников коленвала — процедура трудоёмкая и, соответственно, достаточно дорогостоящая, однако даже при наличии минимального опыта их замену можно осуществить и самостоятельно. Для этого понадобятся:
Прежде чем приступить к процессу замены сальников, нужно обесточить автомобиль (иными словами, снять клеммы с АКБ) и слить моторное масло. Далее рассмотрим процедуру замены переднего и заднего сальника.
Варианты исполнения сальников
Армированные резиновые манжеты производятся в различных исполнениях, которые отличаются видом наружной поверхности. Одни модели не имеют пыльника, другие предусматривают дополнительную защиту от пыли и загрязнений.
Сальники с рифлением
Сальники со сплошной гладкой наружной поверхностью в месте посадки на практике показали себя не с лучшей стороны, так как склонны к протеканию. Это негативное явление — следствие образования микроскладок из-за отсутствия сжатия при запрессовке уплотнения. К тому же, микроскопические складки создают условия для проникновения в узел грязи и пыли.
Было предложено более совершенное техническое решение — сальники, у которых наружная поверхность имеет рифление. Это позволило повысить эффективность и надежность уплотнения и исключить протекание.
Сальники с накаткой
Степень прижатия «губ» сальника находится в зависимости от угловой и линейной скоростей вращения вала. До того момента, когда эти параметры находятся в определенном диапазоне значений у конструкторов не возникает вопросов, связанных с герметичностью узла. Однако при работе вала при повышенных оборотах эксцентриситет приводит к смещению рабочей поверхности кромки и вытеканию технической жидкости.
Для решения этой проблемы инженеры использовали гидродинамический эффект. Техническое решение заключается в накатке «губы», которая в этом случае работает как крыльчатка насоса, то есть направляет стремящуюся вытечь жидкость обратно. Накатка выполняется различными способами под определенным углом в зависимости от направления вращения.
Сальники с реверсивной насечкой
Реверсивная насечка наносится на сальники, которые не предназначены для форсированного использования. Применение таких уплотнений экономически выгоднее, чем левая или правая накатка при реверсивном вращении вала.
Сальники с оголенным каркасом
«Голый» сальник не предусматривает резинового слоя, а уплотняется путем плотной посадки металла на металл с использованием специального герметика. Дополнительная технологическая операция удорожает серийное производство армированных резиновых уплотнений. Однако этот недостаток компенсируется надежной фиксаций детали в узле по сравнению с обрезиненными модификациями.
«Полуголые» сальники
Такое исполнение уплотнения предусматривает резиновый компонент, который обеспечивает высокую герметичность, а надежная посадка достигается за счет натяга при контакте металла с металлом. «Полуголые» сальники более экономичны в производстве по сравнению с обрезиненными моделями, но для изготовления применяются более сложные технологии и высококачественные полимеры. Они находят применение в ответственных узлах.
Сальники с пыльниками
Некоторые модели армированных манжет предусматривают пыльники — элемент, служащий защитой узла от проникновения загрязнений и пыли. Пыльник служит барьером для относительно крупных частиц, которые могут повредить место уплотнения.