Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором

Учитывая то, что электроснабжение традиционно осуществляется путём доставки потребителям переменного тока, понятно стремление к созданию электромашин, работающих на поставляемой электроэнергии. В частности, переменный ток активно используется в асинхронных электродвигателях, нашедших широкое применение во многих областях деятельности человека. Особого внимания заслуживает асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, который в силу ряда причин занял прочные позиции в применении.

Секрет такой популярности состоит, прежде всего, в простоте конструкции и дешевизне его изготовления. У электромоторов на короткозамкнутых роторах есть и другие преимущества, о которых вы узнаете из данной статьи. А для начала рассмотрим конструктивные особенности этого типа электрических двигателей.

Конструкция

В каждом электромоторе есть две важных рабочих детали: ротор и статор. Они заключены в защитный кожух. Для охлаждения проводников обмотки на валу ротора установлен вентилятор. Это общий принцип строения всех типов электродвигателей.

Конструкции статоров рассматриваемых электродвигателей ничем не отличаются от строения этих деталей в других типах электромоторов, работающих в сетях переменного тока. Сердечники статора, предназначенного для работы при трехфазном напряжении, располагаются по кругу под углом 120º. На них устанавливаются обмотки из изолированной медной проволоки определённого сечения, которые соединяются треугольником или звездой. Конструкция магнитопровода статора жёстко крепится на стенках цилиндрического корпуса.

Строение электродвигателя понятно из рисунка 1. Обратите внимание на конструкцию обмоток без сердечника в короткозамкнутом роторе.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Рис. 1. Строение асинхронного двигателя с КЗ Ротором

Немного по-другому устроен ротор. Конструкция его обмотки очень похожа на беличью клетку. Она состоит из алюминиевых стержней, концы которых замыкают короткозамыкающие кольца. В двигателях большой мощности в качестве короткозамкнутых обмоток ротора можно увидеть применение медных стержней. У этого металла низкое удельное сопротивление, но он дороже алюминия. К тому же медь быстрее плавится, а это не желательно, так как вихревые токи могут сильно нагревать сердечник.

Конструктивно стержни расположены поверх сердечников ротора, которые состоят из трансформаторной стали. При изготовлении роторов сердечники монтируют на валу, а проводники обмотки впрессовывают (заливают) в пазы магнитопровода. При этом нет необходимости в изоляции пазов сердечника. На рисунке 2 показано фото ротора с КЗ обмотками.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Рис. 2. Ротор асинхронного двигателя с КЗ обмотками

Пластины магнитопроводов таких роторов не требуют лаковой изоляции поверхностей. Они очень просты в изготовлении, что удешевляет себестоимость асинхронных электродвигателей, доля которых составляет до 90% от общего числа электромоторов.

Ротор асинхронно вращается внутри статора. Между этими деталями устанавливаются минимальные расстояния в виде воздушных зазоров. Оптимальный зазор находится в пределах от 0,5 мм до 2 мм.

В зависимости от количества используемых фаз асинхронные электродвигатели можно разделить на три типа:

Они отличаются количеством и расположением обмоток статора. Модели с трехфазными обмотками отличаются высокой стабильностью работы при номинальной нагрузке. У них лучшие пусковые характеристики. Зачастую такие электродвигатели используют простую схему пуска.

Двухфазные двигатели имеют две перпендикулярно расположенных обмотки статора, на каждую из которых поступает переменный ток. Их часто используют в однофазных сетях – одну обмотку подключают напрямую к фазе, а для питания второй применяют фазосдвигающий конденсатор. Без этой детали вращение вала асинхронного электродвигателя самостоятельно не начнётся. В связи с тем, что конденсатор является неотъемлемой частью двухфазного электромотора, такие двигатели ещё называют конденсаторными.

В конструкции однофазного электродвигателя используют только одну рабочую обмотку. Для запуска вращения ротора применяют пусковую катушку индуктивности, которую через конденсатор кратковременно подключают к сети, либо замыкают накоротко. Эти маломощные моторчики используются в качестве электрических приводов некоторых бытовых приборов.

Принцип работы

Функционирование асинхронного двигателя осуществляется на основе свойства трёхфазного тока, способного создавать в обмотках статора вращающее магнитное поле. В рассматриваемых электродвигателях синхронная частота вращения электромагнитного поля связана прямо пропорциональной зависимостью с собственной частотой переменного тока.

Существует обратно пропорциональная зависимость частоты вращения от количества пар полюсов в обмотках статора. Учитывая то, что сдвиг фаз составляет 60º, зависимость частоты вращения ротора (в об/мин.) можно выразить формулой:

В результате действия магнитной индукции на сердечник ротора, в нём возникнет ЭДС, которая, в свою очередь, вызывает появление электрического тока в замкнутом проводнике. Возникнет сила Ампера, под действием которой замкнутый контур начнёт вращение вдогонку за магнитным полем. В номинальном режиме работы частота вращения ротора немного отстаёт от скорости вращения создаваемого в статоре магнитного поля. При совпадении частот происходит прекращение магнитного потока, ток исчезает в обмотках ротора, вследствие чего прекращается действие силы. Как только скорость вращения вала отстанет, переменными токами магнитных полей, возобновляется действие амперовой силы.

Разницу частот вращения магнитных полей называют частотой скольжения: ns=n1–n2, а относительную величину s, характеризующую отставание, называют скольжением.

С целью уменьшения гармоник ЭДС и сглаживания пульсаций момента силы, стержни короткозамкнутых витков немного скашивают. Взгляните ещё раз на рис. 2 и обратите внимание на расположение стержней, выполняющих роль обмоток ротора, относительно оси вращения.

Скольжение зависит от того, какую механическую нагрузку приложено к валу двигателя. В асинхронных электромоторах изменение параметров скольжения происходит в диапазоне от 0 до 1. Причём в режиме холостого хода набравший обороты ротор почти не испытывает активного сопротивления. S приближается к нулю.

Увеличение нагрузки способствует увеличению скольжения, которое может достигнуть единицы, в момент остановки двигателя из-за перегрузки. Такое состояние равносильно режиму короткого замыкания и может вывести устройство из строя.

Относительная величина отставания соответствующая номинальной нагрузке электрической машины называется номинальным скольжением. Для маломощных электромоторов и двигателей средней мощности этот показатель изменяется в небольших пределах – от 8% до 2%. При неподвижности ротора электродвигателя скольжение стремится к 0, а при работе на холостом ходу оно приближается к 100%.

Во время запуска электромотора его обмотки испытывают нагрузку, что приводит к резкому увеличению пусковых токов. При достижении номинальных мощностей электрические двигатели с короткозамкнутыми витками самостоятельно восстанавливают номинальную частоту ротора.

Обратите внимание на кривую крутящего момента скольжения, изображённую на рис. 3.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Рис. 3. Кривая крутящего момента скольжения

При увеличении крутящего момента коэффициент s изменяется от 1 до 0 (см. отрезок «моторная область»). Возрастает также скорость вращения вала. Если скорость вращения вала превысит номинальную частоту, то крутящий момент станет отрицательным, а двигатель перейдёт в режим генерации (отрезок «генерирующая область»). В таком режиме ротор будет испытывать магнитное сопротивление, что приведёт к торможению мотора. Колебательный процесс будет повторяться, пока не стабилизируется крутящий момент, а скольжение не приблизится к номинальному значению.

Преимущества и недостатки

Повсеместное использование асинхронных двигателей с короткозамкнутыми роторами обусловлено их неоспоримыми преимуществами:

Из недостатков можно отметить:

Электродвигатели данного типа имеют приличную механическую характеристику. Несмотря на недостатки, они лидируют по показателям их применения.

Основные технические характеристики

В зависимости от класса электродвигателя, его технические характеристики меняются. В рамках данной статьи не ставится задача приведения параметров всех существующих классов двигателей. Мы остановимся на описании основных технических характеристик для электромоторов классов 56 А2 – 80 В2.

В этом небольшом промежутке на линейке моделей эелектромоторов с короткозамкнутыми роторами можно отметить следующее:

Мощность составляет от 0,18 кВт (класс 56 А2) до 2,2 кВт (класс 80 В2).

Ток при максимальном напряжении – от 0,55 А до 5А.

Частота вращения вала для всех моделей из указанного промежутка составляет 3000 об./мин.

Технические характеристики конкретного двигателя указаны в его паспорте.

Подключение

Статорные обмотки трёхфазного АДКР можно подключать по схеме «треугольник» либо «звезда». При этом для звёздочки требуется напряжение выше, чем для треугольника.

Обратите внимание на то, что электродвигатель, подключенный разными способами к одной и той же сети, потребляет разную мощность. Поэтому нельзя подключать электромотор, рассчитанный на схему «звезда» по принципу треугольника. Но с целью уменьшения пусковых токов можно коммутировать на время пуска контакты звезды в треугольник, но тогда уменьшится и пусковой момент.

Схемы включения понятны из рисунка 4.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Рис. 4. Схемы подключения

Для подключения трёхфазного электрического двигателя к однофазному току применяют фазосдвигающие элементы: конденсаторы, резисторы. Примеры таких подключений смотрите на рисунке 5. Можно использовать как звезду, так и треугольник.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателеРис. 5. Примеры схем подключений в однофазную сеть

С целью управления работой двигателя в электрическую цепь статора подключаются дополнительные устройства.

Источник

Трехфазный асинхронный двигатель

Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором

Конструкция асинхронного электродвигателя

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Статор состоит из корпуса и сердечника с обмоткой. Сердечник статора собирается из тонколистовой технической стали толщиной обычно 0,5 мм, покрытой изоляционным лаком. Шихтованная конструкция сердечника способствует значительному снижению вихревых токов, возникающих в процессе перемагничивания сердечника вращающимся магнитным полем. Обмотки статора располагаются в пазах сердечника.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Ротор состоит из сердечника с короткозамкнутой обмоткой и вала. Сердечник ротора тоже имеет шихтованную конструкцию. При этом листы ротора не покрыты лаком, так как ток имеет небольшую частоту и оксидной пленки достаточно для ограничения вихревых токов.

Принцип работы. Вращающееся магнитное поле

Принцип действия трехфазного асинхронного электродвигателя основан на способности трехфазной обмотки при включении ее в сеть трехфазного тока создавать вращающееся магнитное поле.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Частота вращения этого поля, или синхронная частота вращения прямо пропорциональна частоте переменного тока f1 и обратно пропорциональна числу пар полюсов р трехфазной обмотки.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе,

Концепция вращающегося магнитного поля

Чтобы понять феномен вращающегося магнитного поля лучше, рассмотрим упрощенную трехфазную обмотку с тремя витками. Ток текущий по проводнику создает магнитное поле вокруг него. На рисунке ниже показано поле создаваемое трехфазным переменным током в конкретный момент времени

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Составляющие переменного тока будут изменяться со временем, в результате чего будет изменяться создаваемое ими магнитное поле. При этом результирующее магнитное поле трехфазной обмотки будет принимать разную ориентацию, сохраняя при этом одинаковую амплитуду.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Действие вращающегося магнитного поля на замкнутый виток

Теперь разместим замкнутый проводник внутри вращающегося магнитного поля. По закону электромагнитной индукции изменяющееся магнитное поле приведет к возникновению электродвижущей силы (ЭДС) в проводнике. В свою очередь ЭДС вызовет ток в проводнике. Таким образом, в магнитном поле будет находиться замкнутый проводник с током, на который согласно закону Ампера будет действовать сила, в результате чего контур начнет вращаться.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя

По этому принципу также работает асинхронный электродвигатель. Вместо рамки с током внутри асинхронного двигателя находится короткозамкнутый ротор по конструкции напоминающий беличье колесо. Короткозамкнутый ротор состоит из стержней накоротко замкнутых с торцов кольцами.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Трехфазный переменный ток, проходя по обмоткам статора, создает вращающееся магнитное поле. Таким образом, также как было описано ранее, в стержнях ротора будет индуцироваться ток, в результате чего ротор начнет вращаться. На рисунке ниже Вы можете заметить различие между индуцируемыми токами в стержнях. Это происходит из-за того что величина изменения магнитного поля отличается в разных парах стержней, из-за их разного расположения относительно поля. Изменение тока в стержнях будет изменяться со временем.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Вы также можете заметить, что стержни ротора наклонены относительно оси вращения. Это делается для того чтобы уменьшить высшие гармоники ЭДС и избавиться от пульсации момента. Если стержни были бы направлены вдоль оси вращения, то в них возникало бы пульсирующее магнитное поле из-за того, что магнитное сопротивление обмотки значительно выше магнитного сопротивления зубцов статора.

Скольжение асинхронного двигателя. Скорость вращения ротора

Отличительный признак асинхронного двигателя состоит в том, что частота вращения ротора n2 меньше синхронной частоты вращения магнитного поля статора n1.

Объясняется это тем, что ЭДС в стержнях обмотки ротора индуцируется только при неравенстве частот вращения n2

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Звезда и треугольник

Трехфазная обмотка статора электродвигателя соединяется по схеме «звезда» или «треугольник» в зависимости от напряжения питания сети. Концы трехфазной обмотки могут быть: соединены внутри электродвигателя (из двигателя выходит три провода), выведены наружу (выходит шесть проводов), выведены в распределительную коробку (в коробку выходит шесть проводов, из коробки три).

S = 1,73∙380∙1 = 658 Вт.

Теперь изменим схему соединения на «треугольник», линейное напряжение останется таким же Uл=380 В, а фазовое напряжение увеличится в корень из 3 раз Uф=Uл=380 В. Увеличение фазового напряжения приведет к увеличению фазового тока в корень из 3 раз. Таким образом линейный ток схемы «треугольник» будет в три раза больше линейного тока схемы «звезда». А следовательно и потребляемая мощность будет в 3 раза больше:

S = 1,73∙380∙3 = 1975 Вт.

Таким образом, если двигатель рассчитан на подключение к трехфазной сети переменного тока по схеме «звезда», подключение данного электродвигателя по схеме «треугольник» может привести к его поломке.

Если в нормальном режиме электродвигатель подключен по схеме «треугольник», то для уменьшения пусковых токов на время пуска его можно соединить по схеме звезда. При этом вместе с пусковым током уменьшится также пусковой момент.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Подключение электродвигателя по схеме звезда и треугольник

Обозначение выводов статора трехфазного электродвигателя

Схема соединения обмоток, наименование фазы и выводаОбозначение вывода
НачалоКонец
Открытая схема (число выводов 6)
первая фазаU1U2
вторая фазаV1V2
третья фазаW1W2
Соединение в звезду (число выводов 3 или 4)
первая фазаU
вторая фазаV
третья фазаW
точка звезды (нулевая точка)N
Соединение в треугольник (число выводов 3)
первый выводU
второй выводV
третий выводW
Схема соединения обмоток, наименование фазы и выводаОбозначение вывода
НачалоКонец
Открытая схема (число выводов 6)
первая фазаC1C4
вторая фазаC2C5
третья фазаC3C6
Соединение звездой (число выводов 3 или 4)
первая фазаC1
вторая фазаC2
третья фазаC3
нулевая точка0
Соединение треугольником (число выводов 3)
первый выводC1
второй выводC2
третий выводC3

Подключение трехфазного асинхронного двигателя к однофазной сети с помощью фазосдвигающего элемента

Трехфазные асинхронные электродвигатели могут быть подключены к однофазной сети с помощью фазосдвигаюших элементов. При этом электродвигатель будет работать либо в режиме однофазного двигателя с пусковой обмоткой (рисунок а, б, г) либо в режиме конденсаторного двигателя с постоянно включенным рабочим конденсатором (рисунок в, д, е).

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Схемы подключения трехфазного асинхронного электродвигателя к однофазной сети

Схемы приведенные на рисунке «а», «б», «д» применяются, когда выведены все шесть концов обмотки. Электродвигатели с соединением обмоток согласно схемам «а», «б», «г» практически равноценны двигателям, которые спроектированы как однофазные электродвигатели с пусковой обмоткой. Номинальная мощность при этом состовляет 40-50% от мощности в трехфазном режиме, а при работе с рабочим конденсатором 75-80%.

Емкость рабочего конденсатора при частоте тока 50 Гц для схем «в», «д», «е» примерно рассчитывается соответственно по формулам:

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Управление асинхронным двигателем

Прямое подключение к сети питания

Использование магнитных пускателей позволяет управлять асинхронными электродвигателями путем непосредственного подключения двигателя к сети переменного тока.

С помощью магнитных пускателей можно реализовать схему:

Использование теплового реле позволяет осуществить защиту электродвигателя от величин тока намного превышающих номинальное значение.

Нереверсивная схема

Реверсивная схема

Недостатком прямой коммутации обмоток асинхронного электродвигателя с сетью является наличие больших пусковых токов, во время запуска электродвигателя.

Плавный пуск асинхронного электродвигателя

В задачах, где не требуется регулировка скорости электродвигателя во время работы для уменьшения пусковых токов используется устройство плавного пуска.

Устройство плавного пуска защищает асинхронный электродвигатель от повреждений вызванных резким увеличением потребляемой энергии во время пуска путем ограничения пусковых токов. Устройство плавного пуска позволяет обеспечить плавный разгон и торможение асинхронного электродвигателя.

Устройство плавного пуска дешевле и компактнее частотного преобразователе. Применяется там, где регулировка скорости вращения и момента требуется только при запуске.

Частотное управление асинхронным электродвигателем

Для регулирования скорости вращения и момента асинхронного двигателя используют частотный преобразователь. Принцип действия частотного преобразователя основан на изменении частоты и напряжения переменного тока.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Скалярное управление асинхронным двигателем с датчиком скорости

Векторное управление используется в задачах, где требуется независимо управлять скоростью и моментом электродвигателя (например, лифт), что, в частности, позволяет поддерживать постоянную скорость вращения при изменяющемся моменте нагрузки. При этом векторное управление является самым эффективным управлением с точки зрения КПД и увеличения времени работы электродвигателя.

Среди векторных методов управления асинхронными электродвигателями наиболее широкое применение получили: полеориентированное управление и прямое управление моментом.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе Полеориентированное управления асинхронным электродвигателем по датчику положения ротора

Полеориентированное управление позволяет плавно и точно управлять параметрами движения (скоростью и моментом), но при этом для его реализации требуется информация о направлениии вектора потокосцепления ротора двигателя.

Прямое управление моментом имеет простую схему и высокую динамику работы, но при этом высокие пульсации момента и тока.

Трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором

До широкого распространения частотных преобразователей асинхронные двигатели средней и большой мощности делали с фазным ротором. Трехфазные асинхронные двигатели с фазным ротором (АДФР) обычно применяли в устройствах с тяжелыми условиями пуска, например в качестве крановых двигателей переменного тока, или же для привода устройств, требующих плавного регулирования частоты вращения.

Конструкция АДФР

Фазный ротор

Конструктивно фазный ротор представляет из себя трехфазную обмотку (аналогичную обмотки статора) уложенную в пазы сердечника фазного ротора. Концы фаз такой обмотки ротора обычно соединяются в «звезду», а начала подключают к контактным кольцам, изолированным друг от друга и от вала. Через щетки к контактным кольцам обычно присоединяется трехфазный пусковой или регулировочный реостат. Асинхронные двигатели с фазным ротором имеют более сложную конструкцию, чем у двигателей с короткозамкнутым ротором, однако обладают лучшими пусковыми и регулировочными свойствами.

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Статор АДФР

Статор асинхронного двигателя с фазным ротором по конструкции не отличается от статора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Обозначение выводов вторичных обмоток трехфазного АДФР

Схема соединения обмоток, наименование фазы и выводаОбозначение вывода
НачалоКонец
Открытая схема (число выводов 6)
первая фазаK1K2
вторая фазаL1L2
третья фазаM1M2
Соединение в звезду (число выводов 3 или 4)
первая фазаK
вторая фазаL
третья фазаM
точка звезды (нулевая точка)Q
Соединение в треугольник (число выводов 3)
первый выводK
второй выводL
третий выводM
Схема соединения обмоток, наименование фазы и выводаОбозначение вывода
Соединение звездой (число выводов 3 или 4)
первая фазаР1
вторая фазаР2
третья фазаР3
нулевая точка0
Соединение треугольником (число выводов 3)
первый выводР1
второй выводР2
третий выводР3

Пуск АДФР

Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Смотреть картинку Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Картинка про Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе. Фото Для чего нужен сердечник ротора в асинхронном двигателе

Пуск двигателей с фазным ротором производится с помощью пускового реостата в цепи ротора.

Применяются проволочные и жидкостные реостаты.

Металлические реостаты являются ступенчатыми, и переключение с одной ступени на другую осуществляется либо вручную с помощью рукоятки контроллера, существенным элементом которого является вал с укрепленными на нем контактами, либо же автоматически с помощью контакторов или контроллера с электрическим приводом.

Жидкостный реостат представляет собой сосуд с электролитом, в котором опущены электроды. Сопротивление реостата регулируется путем изменения глубины погружения электродов [3].

Для повышения КПД и снижения износа щеток некоторые АДФР содержат специальное устройство (короткозамкнутый механизм), которое после запуска поднимает щетки и замыкает кольца.

При реостатном пуске достигаются благоприятные пусковые характеристики, так как высокие значения моментов достигаются при невысоких значениях пусковых токов. В настоящее время АДФР заменяются комбинацией асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором и частотным преобразователем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *