Для чего нужен школьный дендропарк

Школьный дендрарий как средство воспитания любви к природе родного края

Надо знать жизнь природы, чтобы уметь переделывать ее по-своему, распоряжаться жизнью растений и животных.

1. Немного об истории школьного дендропарка.

Наша школа общеобразовательная. Главное для нее – разностороннее развитие детей. Была введена система эколого-географического воспитания.

Сейчас профиль образования меняется, но значение дендрария более возрастает.

Первая посадка относится к весне 1963 года. Сосны, секвойи, пихты были посажены тогда. И красавец кедр гималайский, которого ожидала необычная судьба. Он был посажен между двумя корпусами школы. Позже здесь была построена столовая, но дерево строители не тронули, оно так и растет внутри помещения, вырываясь могучим стволом наружу. Дети любят это дерево, посещая столовую, поливают его, по нашему школьному поверью этот кедр приносит счастье. Со временем парк стал наполняться

большим количеством разнообразных растений, лесопарк перерос в дендропарк. Сейчас площадь дендрария занимает около 1,5 га.

В 1983 году ареал нашего школьного дендропарка вошел в состав Сочинского национального парка. Как распределяются растения на этой, прямо скажем, немалой площади?

2. Видовое разнообразие растений.

В нашем дендропарке высажено более 120 видов растений, привезенных из самых разных мест. “Ботаническое чудо”, по выражению одного из учеников, страстного природолюба никогда не теряет своего изумрудного наряда, ибо здесь собраны многочисленные вечнозеленые кустарники и деревья. Парк круглый год сохраняет зеленое убранство, в любое время года в нем цветут растения. Хвойных пород в дендрарии более 20 видов. В основном, это “прищельцы” из Северной Америки, нашедшие здесь свою вторую родину: туя, секвойя вечнозеленая, а также кипарисы из Средиземноморья. Есть и очень редкие виды: пихта кавказская, сосна пицундская, тисс ягодный, гинкго двулопастный и др. Расположение растений мотивируется не только эстетическими критериями. Мы заботимся о познавательной целесообразности посадок, удобстве проведения экскурсий.

Для показа особо интересных растений многие из них, особенно кустарники, посажены либо поодиночке, либо целыми коллекциями. Например, глициния китайская, спирея Вангутта, форзиция свисающая, багряник (иудино дерево), дейция шершавая. Благодаря своим разнообразным, красивым по форме и по окраске цветам, пьянящему запаху, они стоят в первом ряду декоративных кустарников. В период массового цветения воздух напоен устойчивым ароматом этих цветов.

Все это является богатейшим материалом и базой для проведения обучения учащихся биологии, экологии, декоративному цветоводству. Учащиеся получают знания по систематике растений, знакомятся с разнообразием декоративных растений и уходу за ними.

Базой для осуществления практической направленности обучения биологии, экологии, кубановедения в нашей школе является:

Эти растения создают изумрудный фон парка, его круглогодичный наряд, придают этому уголку природы величественную, строгую красоту, прилегающей к школе территории.

Особое значение в цветочной палитре дендропарка имеют растения листопадные. Цветочный календарь парка особенный. Он непрерывен и как бы олицетворяет этим сад вечной весны. Самые пышные праздники устраивает природа в марте, апреле, мае.

Работает клуб “Цикламен”. Девиз клуба:

Если горы в цветах,
А вокруг чистота,
Значит мы утверждаем –
Царит красота!

3. Экскурсию ведут юннаты.

Немало интересной и важной информации дают экскурсии по шести взаимодополняющим маршрутам. Нами разработано шесть маршрутов по дендропарку. Они выделены по ботаническому – хвойные, лиственные породы, кустарники – и географическому принципу – природа Черноморья, природа Кубани, экзотические и редкие растения. Долго и тщательно из числа учащихся отбиралась группа экскурсоводов. Это ребята, умеющие красиво и грамотно рассказывать, а главное – неравнодушные к природе, способные с большой любовью и чувством представить экспонаты парка – дендрария. Ребята не только вникают в теоретические премудрости, но и обретают практические умения, навыки, работая в цветниках, парниках, питомнике, на опытных делянках.

Экскурсии дают возможность показать учащимся не только разнообразие растений, но и раскрыть взаимосвязи растительных организмов в природе. Способствуют углублению знаний, повышению интереса к природе, к предмету экологии и биологии. У учащихся развивается мышление, наблюдательность, они

Воспринимают материал об историческом развитии органического мира, о значении отдельных объектов для природы в целом и для человека в особенности. Ученики серьезнее начинают относиться к вопросам охраны окружающей среды и необходимости разумного использования природных ресурсов.

Проведение экскурсий в различные времена года дает богатый материал для формирования у учащихся правильных представлений о сезонном развитии природы и способствуют воспитанию эстетического отношения и любви к природе.

Экскурсии проводятся для учеников младших классов, гостей школы, которые посещают нашу школу, участниками семинаров, отдыхающими пансионата “Магадан”, детьми санатория “Горный воздух”, гостями из Великобритании.

Для облегчения экскурсионной работы юными экскурсоводами составляются подробные каталоги растений школьного дендропарка, каталоги редких видов флоры и фауны. Сделаны подробные описания экскурсионных маршрутов.

4. Конкурсы, конкурсы…

Вот он, школьный дендрарий, виднеется из окон. Щедро украшена зеленью школа, особенно в дни, когда проводятся выставки цветов и конкурсы “Природа и фантазия”, “Зеркало природы” и др. Конкурсы, на которые ребята представляют поделки из природных материалов, выставки цветов, соревнование юных биологов на лучший гербарий – всё это развивает наблюдательность, формирует вкус.

А вот и книга отзывов, в которой много записей.

“…экскурсию по дендрарию посетили слушатели семинара завучей г. Сочи. Экскурсия оставила очень приятное впечатление. Дети, проводившие экскурсию, хорошо знают растения, дают справку о данных растениях, об их хозяйственном использовании. Много интересного мы узнали о биологических особенностях некоторых растений, которые у нас на побережье обрели вторую Родину. А юным экскурсоводам пожелаем “Так держать!”. Подписи.

Дендрарий используется как “живая аудитория”, как объект прогулок и экскурсий. Есть и другие формы работы. Они многообразны. Возьмем, к примеру, общественно полезный труд. Многие дети именно на клумбах, цветниках, на делянках познают приемы обращения с сельхозинвентарем, правильную технологию посадки, прополки, поливки растений, защиты их от болезней и вредителей.

Знания, полученные на уроках, занятиях в кружках, встречи с природой, дали возможность многим учащимся избрать профессии, связанные с биологией, экологией. Ведется учет данных о поступлении учащихся в вузы, училища, экологические колледжи с 1978 года. Но и для других ребят общение с природой трудно переоценить.

5. Награды…

Школьный парк уже неоднократно отмечался грамотами, дипломами, кубком. Об этом не раз писали в прессе. Самая запоминающая награда – это, конечно 1985 год. Тогда группа учащихся была приглашена на ВДНХ СССР. Итог нашего участия в выставке – 17 медалей и Диплом третьей степени.

Но не награды и почести для нас главное. Мы мечтаем о сотрудничестве с теми школами, где также проводится биолого-экологическая работа на пришкольной территории. С радостью примем у себя гостей, все покажем и расскажем. Мы приглашаем всех к сотрудничеству и обмену опытом.

6. Цифры и факты

Знания, полученные на уроках, занятиях в кружках, встречи с природой, дали возможность многим учащимся избрать профессии, связанные с биологией.

Некоторые данные поступления учащихся по годам:

Победители районных олимпиад по экологии, биологии, кубановедению ежегодно)

Вся внеурочная деятельность школьников повышает интерес у учащихся к биологическим наукам, помогает в выборе специальности, углубляет знания по предмету, овладению навыками практической работы с микроскопом, изготовление микропрепаратов для использования их на уроках биологии, обучает учащихся выступать с сообщениями и небольшими докладами, принимать активное участие в конференции школьников “Первые шаги в науку”.

Внеклассная работа помогает вносить красоту в жизнь, в наш быт, хранить и поддерживать все то прекрасное, что есть в нашей школе, что создано трудом, воспитывает чувство бережливости к насаждениям.

Планета, на которой мы живем, удивительно красива. Любить и понимать природу – долг каждого человека.

7. Планы на будущее

Что же касается освоения пришкольной территории, то здесь проблем еще хватает. У нас три земельных разных уровнях, еще не совсем спланированных и не занятых посадками.

Поколения школьников меняются, но и, неизменна любовь человека к родной природе, которая в условиях нашей школы нашла столь яркое воплощение.

Источник

Для чего нужен школьный дендропарк

С этой идеей наш лицей был признан победителем конкурсного отбора на предоставление в 2020 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий, в рамках реализации мероприятия «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для обработки новых технологий, содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов». Предполагаемая сумма к реализации данного проекта составляет 1 млн. рублей.

Сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости изменения школьного экологического образования и воспитания. С каждым годом становится всё сложнее объяснить ученикам в классе, сидящим за партой о том, как важно беречь природу, ведь задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, антропогенного влияния на неё, формирование индивидуальной экологической ответственности за событие в природе и жизни людей. В социально-педагогической действительности, а также в теории и практике обучения и воспитания объективно существует проблема: отсутствие механизма перевода экологических знаний в экологическое мировоззрение, при котором экологически грамотное поведение становится обязательным в любых жизненных ситуациях.

В рамках этого проекта мы предлагаем разработанный план денропарка, который впоследствии будет создан на территории пришкольного участка. Актуальность данного инновационного проекта состоит в том, что предлагается разработка комплексной системы, в основу которой будет положена практическая экология, что позволит повысить уровень экологической культуры; мотивацию на достижение высоких образовательных результатов, через практико-ориентированную, исследовательскую, опытническую деятельность. А также школьный дендрологический парк позволит улучшить экологическое состояние пришкольного участка и станет любимым местом отдыха и экологического просвещения всех жителей села.

Цель проекта: проектирование и создание школьного дендрологического парка на пришкольном участке.

Изучить материалы в литературных и Интернет-источниках, отражающие общие сведения о дендрариях, порядок создания дендропарка.

Определить целевое назначение, основные направления работы, стиль и принцип организации дендропарка.

Провести анализ местности, на которой расположен пришкольный участок.

Разработать схему парка и дендроплан, посадочную ведомость, оборудование, бизнес-план проекта.

Разработать экскурсионную программу и QR-код на информационном стенде при входе.

Этапы проведения исследования:

изучение научной литературы и Интернет-источников;

анализ полученных данных;

выполнение практической работы: разработка плана, схемы, дендроплана, посадочной ведомости;

оформление проекта, реализация на местности.

При выполнении работы нами был проведён обзор литературных источников по теме создания дендропарка. Книги, на которых мы базировались:

В книге даны практические рекомендации по обустройству территории при соблюдении требований современного ландшафтного дизайна.

В брошюре приведены методические рекомендации, алгоритмы работы и полезная информация, спо­собствующая созданию реального проекта дендропарка.

В книге рассмотрены вопросы создания объектов ландшафтной архитектуры. Изложены основные аспекты озеленения: посадка деревьев, устройство газанов, цветников и их содержание.

Теодоронский В. С. Боговая И. О. Объекты ландшафтной архитектуры. МГУЛ, 2003.-300 с. В книге дана классификация и принципы формирования озеленённых территорий. Подробно описаны этапы проектирования объектов. Рассматриваются типы садово-парковых насаждений.

Нами также были проанализированы ряд материалов в сети Интернет по исследуемой тематике. В частности, изучена информация по уже разработанным дендрологическим паркам на территории нашей страны.

Сроки реализации проекта: август 2020– декабрь 2020 г.

Место реализации проекта: пришкольный опытнический участок МБОУ лицея с. Долгоруково Липецкой области.

2. Общие понятия о ландшафтной организации городов и посёлков

Ландшафтная организация городов и посёлков – это комплекс градостроительных, ландшафтно-планировочных, инженерных, эстетических и агротехнических мероприятий по разработке и созданию эффективных систем озеленённых территорий, способствующих оптимизации санитарно-гигиенических условий для проживания населения, оздоровлению окружающей среды, наилучшей организации отдыха населения, обогащению внешнего облика застройки.

При создании систем озеленённых территорий решаются следующие задачи:

градостроительные, связанные с члением отдельных зон и структур населённого места, объединением отдельных зон и структур населённого места, объединением частей в одно целое;

оздоровительные, связанные с эстетическим обогащением городской среды;

рекреационные, решающие проблемы отдыха населения;

архитектурно-художественные, связанные с эстетическим обогащением городской среды.

Озеленённые территории, как объекты ландшафтной архитектуры, должны пространственно разграничивать различные функциональные зоны, подчёркивать основные планировочные оси, выделять композиционно и функционально важные точки.

По функциональному назначению озеленённые территории подразделяются:

общего пользования – районные парки, специализированные парки, городские сады и сады жилых районов, бульвары вдоль улиц и т. д;

ограниченного пользования – участки детских учреждений, школ, вузов, культурно-просветительских учреждений и т. д;

специального назначения – озеленённые территории, связанные с защитой жилых районов от неблагоприятных воздействий.

Существуют различные типы парков. Парки классифицируются по своим функциям, по местоположению в планировочной структуре, по природным условиям.

По природным особенностям и условиям ландшафта парки классифицируются на: нагорные, приморские, по берегам и склонам рек, парки на основе лесной растительности (лесопарки); гидропарки, на основе водных систем рек.

2.1. Общие сведения о дендрариях. Основные этапы проектирования

Дендрарий закладывают строго по проекту в стиле ландшафтного или регулярного парка, размещая растения в соответствии с систематическим, декоративным, географическим, экологическим или по принципу пейзажного парка.

Основные этапы проектирования дендропарка:

Изучение условий района и особенностей территории.

Установление целевого назначения дендропарка.

Определение основных направлений работы в дендропарке.

Выбор стиля и принципа организации дендропарка

Подбор ассортимента насаждений.

Планирование пространственного размещения растений и создание экспозиций и фитогрупп.

Проектирование дорожной сети.

Подготовка площадей для посадок

Экономическое обоснование намеченных работ.

Для более полного понимания по вопросу создания дендропарка нами были изучены уже существующие парки на территории Липецкой области и в стране:

Механизм реализации проекта

3.1. Изучение и анализ территории, на которой расположен пришкольный участок

Природные условия пришкольного участка изучались на основе методического пособия по экологическим исследованиям в природе, разработанным преподавателем Елецкого университета Басовым Владимиром Михайловичем.

Как уже было отмечено выше, пришкольный опытнический участок расположен на территории лицея с. Долгоруково, на юго-востоке от основного здания лицея. Площадь участка 3364 м 2 или 33, 6 сотки. С северо-запада границей участка является школьный забор. С Северо-востока граница участка проходит по берёзовой аллеи. С восточной стороны границей является пешеходная зона между лицеем и бассейном. С южной стороны участок граничит с автогородком (Приложение 1).

В школьной лаборатории была исследована почва с приусадебного участка.

Растительный мир: исследуемый участок использовался для выращивания однолетников. Также мы обнаружили: редька дикая, горец птичий, осот полевой.

Животный мир: в пределах пробной площадки обнаружены дождевые черви, чёрные муравьи, рыжие муравьи.

Плотность почвы: рыхлая.

Механический состав почвы: суглинистая.

Структура почвы: кубовидная.

Влажность почвы: свежая (согласно шкале определения влажности почвы).

Плодородие почвы: гумусная, плодородная.

Содержание воды: 0,6 г.

Содержание перегноя: 1,4 г.

Химический состав почвы:

— кислотность: Р H почвенного раствора равна 6;

— сульфаты: менее 5 мг/л;

— медь: не обнаружена.

3.2. Установление целевого назначения, основных направлений работы, стиля и принципа организации дендропарка.

Целевое назначение дендрария – учебное, культурно-просветительское. Основные направления работы – систематические наблюдения: изучение фенологии, особенности роста и развития, способы семенного и вегетативного размножения. Обязательная часть дендрария – питомник, состоящий из интродукционного и репродукционного отделов. В первом выращивают сеянцы для посадки в биогруппы, во втором – размножают и выращивают посадочный материал для передачи его в другие школы, организации района, для озеленения улиц села.

Стиль – регулярный парк. Планировка в стиле регулярного парка в наибольшей степени позволяет выявить декоративные возможности растений, применить современные варианты садово-паркового искусства. Регулярный дендропарк имеет геометрически правильную планировку посадок. Деревья и кустарники в нём могут подстригаться. Хорошо спроектированный и построенный в этом стиле дендрарий служит делу эстетического воспитания посетителей. [3]

Составление плана и разработка схемы парка.

После изучения территории пришкольного участка были произведены замеры территории и составлен план участка с помощью глазомерной съёмки (Приложение 2). На плане представлена схема расположения зелёных насаждений, пролегающих дорожек, а также некоторых элементов благоустройства (лавочки, урны) и малых архитектурных форм дендропарка. Схема расположения дорожек была составлена совместно с органами местного самоуправления.

В парке предполагается создание нескольких информационных площадок: зелёный класс, «Питомник», «Хвойный отдел», «Декоративные кустарники», «Лиственные деревья».

Площадка «Зелёный класс» служит для изучения правил поведения в природе. Здесь можно проводить как урочные так и внеурочные занятия для детей любого возраста. Дети могут поделиться впечатлениями об увиденном в мире природы, заняться изготовлением поделок из природного материала, изобразительной деятельностью. Возле площадки используется вертикальное озеленение территории

«Питомник» предполагает исследовательскую деятельность учащихся по разным направлениям: изучение влияния различных условий на всхожесть и развитие растений, анализ влияния различных подкормок, стимуляторов на развитие растения, севооборот, совместимость растений и размножение посадочного материала.

Хвойный отдел, лиственный и отдел растений с декоративными кустарниками познакомят учащихся с разнообразием растений и особенностями агротехники.

Создание посадочной ведомости

На основании дендрологического плана составляется ведомость посадочного материала, куда заносятся в соответствии с нумерацией на дендроплане все компоненты озеленения [4]. (Приложение 4).

При входе в парк будет размещена входная группа в виде буквы «П» с основной надписью вверху – название. В лицее объявлен конкурс на лучшее название.

Каждое отдельное дерево или фитогруппа должна иметь информационную табличку. Также для проведения уроков, внеклассных занятий закуплены лавочки, будут размещены малые архитектурные формы, и элементы благоустройства (фонари, урны).

Экономическая эффективность проекта

Цена создания дендроплана во многом зависит от цели проведения работ: озеленения, подачи в контролирующий департамент для получения решения о пересадке или вырубке насаждений, а также прочих задач. На стоимость оказывает влияние площадь исследуемой территории и количество зеленых насаждений. Кроме того, на ценообразование влияет такой фактор, как доступность (местонахождение) надела. Если бы пришлось заказать создание дендропарка в компании, которая занимается озеленением участков, то средняя цена составляет более 1000000 рублей. Стоимость одного только дендроплана составила бы более 298000 рублей. (Приложение 5).

Затраты на наш парк приведены в бизнес-плане в приложении. Проектировка и строительство нам обошлось значительно дешевле аналогичных изделий в частных компаний. Значит с точки зрения экономии средств, наш бизнес-проект более выгоден (Приложение 6).

Экологическая эффективность проекта.

Перед началом проектирования строительства на участке с существующими зелеными насаждениями необходимо произвести дендрологические исследования, включающие составление дендроплана и перечетной ведомости с указанием данных о местоположении всех деревьев и кустарников, произрастающих на территории. На нашем пришкольном участке деревья произрастают только по периметру, образуя природные границы участка. Сама территория засеяна однолетними культурами. Поэтому мы не нанесли ущерб окружающей среде так как не было кустарников и деревьев, которые подлежали бы уничтожению или пересадке.

Выводы и результаты реализации проекта

В результате реализации проекта:

1. Изучены разные источники информации, отражающие порядок разработки дендропарка.

2. Проведён анализ местности, на которой расположен пришкольный участок.

3. В соответствии с полученной информацией составлен план и разработан проект парка, составлены дендропланы участков.

6. Разрабатываются необходимые ресурсы для размещения QR-кода на информационном стенде при входе в парк.

7. Составлен бизнес-план проекта.

Реализация проекта на местности проводится с августа 2020.

Наиболее эффективный путь к повышению качества экологического образования – увеличение практической природоохранной деятельности обучающихся в учебном и воспитательном процессе образовательной организации.

Данный проект реализован при финансовой поддержке Министерства просвещения и органов местного самоуправления. Необходимо обратить внимание на то, что грамотная с точки зрения экологии, организация экологически развивающей среды обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать становление ценностного отношения ко всему живому.

Таким образом, экологическая среда, обогащенная многообразием связей с живыми организмами, обладающая функциональной значимостью в образовательном процессе школы, позволит успешно развивать экологическую культуру детей.

2. Беляева Л. Н., Зубкова В. Л., Климов Д. С., Климов С. М., Литвиненко А. К., Мельников М. В., Ржевуская Н. А., Ростом Г. Р., Саврасова Н. И., Хлызова Н. Ю., шубина Ю. Э. География Липецкой области./ Под ред. Б. И. Кочурова. – Липецк, 2013. – 288 с.

Теодоронский В. С. Боговая И. О. Объекты ландшафтной архитектуры: Учебное пособие для студентов спец. 260500. – М.: МГУЛ, 2003.-300 с.: ил.

https://lipetsk.dizajn-landshaftnyj.ru/landshaftnyj-dizain-price (дата обращения 19. 04. 2020 г.)

https://gektargroup.ru/articles/inzhenernye-izyskaniya/dendroplan-tsel-provedeniya-dendrologicheskikh-izyskaniy/ (дата обращения 11. 06. 2020 г.)

Месторасположение пришкольного участка, фото участка до проекта и в настоящее время.

План участка, построенный с помощью глазомерной съёмки и схема дорожек в парке.

Дендропланы, созданные в программе для

ландшафтного проектирования «Наш сад. Кристалл»

Источник

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Биология

1. Назначение дендрария.

Деревья, кустарники и цветы украшают нашу жизнь, радуют, возвышают, облагораживают человека делают его более воспитанным к красотам природы, музыке, стихам, живописи, очищают воздух, обогащают его кислородом.

Вот почему мы должны не только охранять природу, но и обогащать ее. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо любить по-настоящему окружающую нас природу, научиться преумножать ее богатства. Школа призвана воспитывать эти ценнейшие качества.

Есть много способов решения этой задачи и немаловажную роль играют созданные руками детей школьные дендрарии.

Дендрарий – слово греческое, а в переводе на русский язык означает ботанический сад.

То есть дендрарий – участок, где в открытом грунте культивируются различные виды деревьев и кустарников. Здесь высаживаются древесные растения местной флоры и растения, завезенные из других стран географических районов.

Создавая дендрарий, мы заботились о том, чтобы его устройство было рациональным, комфортабельным, способствовало развитию у учащихся эстетического вкуса, помогало в изучении биологии и других дисциплин. Дендрарий находится перед школой и вокруг нее, поэтому он выполняет еще декоративную функцию.

Древесно-кустарниковые насаждения хорошо защищают школьное здание от пыли и ветра, приглушают уличный шум.

Мы начинали работу на участке не с сиюминутного освоения рекомендованных опытов и выполнения учебной программы от буквы до буквы, а с освоения пришкольной территории, создания дендрария. Позднее учащиеся, заинтересовавшись биологией редких растений и первыми успехами, незаметно освоили нужные биологические понятия, закрепив их опытами, предусмотренными программой.

В результате этого выиграли и воспитание, и обучение, оптимизировался учебно-воспитательный процесс.

Воспитательная система не задавалась сверху, не являлась надуманной. Она рождалась из потребностей школьного коллектива. Идея преобразить пустырь у школы захватила ученический и родительский коллектив, ибо она отвечала потребности людей жить в нормальных человеческих условиях: благоустроенно, удобно, красиво, гигиенично. Да и в природе человека заложено стремление к творчеству, красоте.

2. Уроки сельскохозяйственного труда.

Для воспитания гармонично-развитого человека необходимо, чтобы он умел не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками.

Я считаю созидание красоты сильнейшим методом воспитания и перевоспитания. Не напрасно у нас на школьном участке дети создали “уголок красоты”, и вся школа служит “источником красоты” для села. Кроме того, созидательная работа с растениями, требующая любви к ним, и знаний в обработке и удобрении почвы, в уходе за растениями, необходима всем, а особенно подрастающему поколению. Каждый человек должен любить свою землю и уметь работать с ней, т. к. она частица малой Родины каждого человека.

С этой целью в дендрарии на уроках сельскохозяйственного труда организую круглый год работу: проводим осеннее и весеннее рыхление почвы, шаровку, боронование, подготовку растений к зиме, снегозадержание, весеннюю обрезку и т. д.

Установление тесной связи между теорией и практикой при изучении биологии является основой политехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определенной степени способствуют практические работы на сельскохозяйственных трудах, предусмотренные программой в разделе “Растения”.

Для примера привожу разработку практической работы в 6 классе “Формирование кроны кустарников” (см. Приложение №1).

Дендрарий имеет опрятный вид, т. к. учащиеся трудятся не только над созданием нужного, полезного людям и природе, но и создают прекрасное. Их труд носит исследовательский и созидательный характер. Познание и творческий труд едины в своей основе. Василий Александрович Сухомлинский сказал об этом: “Чем сильнее стремление к познанию, тем с большим интересом работают дети, тем глубже раскрывается исследовательский характер труда. Поток информации из окружающего мира становится особенно сильным стимулом познания при условии, когда мыслить помогают руки, когда в труде ребенок стремится найти ответ на волнующие его вопросы”.

3. Кружковая работа.

Продолжением уроков сельскохозяйственного труда является продуманная мной система работы с детьми вне урока, используя возможности дендрария.

На кружке “Юные дендрологи” учащиеся подробно описывают каждую породу растений дендрария, собирают материал из энциклопедий и других источников и составляют паспорта растений дендрария, изготовляют наглядные пособия для кабинета биологии.

2. Семейство: жимолостных

4. Биологические особенности: морозостойкое и теневыносливое растение (но цветение и плодоношение обильное при хорошем освещении).

5. Размножение: семенами и вегетативным путем: зелеными и одревесневшими черенками, отводками, делением куста, порослью, прививкой.

6. Посадка: использовать 2-4 летние саженцы. Их высаживают в ямы размером 30 * 40 см., в которые предварительно вносят по ведру перегноя или торфа и около 0,5 кг. древесной золы. Прежде чем посадить саженец присыпают удобренную почву в посадочной яме небольшим слоем плодородной земли (без удобрения). После этого производят посадку на уровне или несколько ниже уровня поверхности почвы. После посадки почву уплотняют, поливают, мульчируют торфом или перегноем.

7. Уход: при дальнейшем уходе за саженцами специальной обрезки не требуется. Если же обрезка необходима, то ее лучше проводить после цветения (в июне – июле), т.к. цветочные почки калины закладываются в год предшествующий цветению. Последующий уход за калиной заключается в периодической вырезке сухих, поврежденных побегов, подкормке, защите от вредителей.

«Вегетативное размножение цветковых растений».

Опытническую работу с калиной проводили по теме «Ускоренное получение саженцев». Опыт заключался в том, что на семена калины воздействовали переменными температурами. Дозирование семян проводили в 2 этапа:

1 этап – воздействие повышенных температур (не ниже +15°С, но не выше +30°С) в течение 30 дней при удалении эндокарпа и 90 дней без удаления эндокарпа при постоянной влажности песка (семена хорошо перемешивали с прокаленным речным песком в соотношении 3:1)

Полученные проростки помещали на фильтровальную бумагу, смоченную 1-процентным раствором глюкозы на 3 дня (при круглосуточном освещении лампами дневного света). После такой подготовки проростки высаживали в открытый грунт.

Члены кружка «Юные дендрологи» проводят экскурсии по участку для начальных классов, где рассказывают о растениях, объясняют, как нужно ухаживать за ними и охранять природу.

Таким образом, деревья и кустарники, растущие в дендрарии школы, в учебном процессе находят самое распространенное применение. Среди них имеются представители различных экологических групп и семейств, поэтому они служат хорошим демонстрационным материалом при изучении большинства разделов морфологии и систематики растений, некоторые виды использую как раздаточный материал при проведении лабораторных занятий.

Работа с растениями дендрария расширяет кругозор и заставляет ученика глубже узнать тот мир, который ему знаком по книгам и картинкам. Составление паспорта дендрария помогает мне привить учащимся умения и навыки по выращиванию и уходу за растениями с учетом их родины, происхождения; развивать наблюдательность, эстетический вкус.

4. Фенологические наблюдения

Еще Петр I приказал присылать ему в Петербург из разных мест листья деревьев, пришитые к бумаге, с указанием места и точной даты их распускания.

Как наука фенология в нашей стране начала развиваться в конце прошлого столетия благодаря усилиям замечательного знатока и большого любителя природы Д.Н. Кайгородова. По всей стране была создана сеть систематически работающих пунктов фенологических наблюдений, что дало возможность сопоставлять природные явления. На уроках биологии и природоведения школьники также ведут фенологические наблюдения.

Свои наблюдения за растениями учащиеся записывают в дневники наблюдения, затем материал обобщаем, делаем выводы, заключения в виде календарей наблюдений, таблиц схем, рисунков, диаграмм, что дает богатый иллюстрированный материал для проведения уроков природоведения, биологии, сельскохозяйственного труда, оформление настенного календаря природы.

На первом этапе учащиеся записывают свои наблюдения в дневники. В начале каждого урока проводим фенологические минутки, где дежурные отмечают свои наблюдения за неделю, месяц.

На втором этапе, в конце сезона с ребятами анализируем ход истекшей осени и подводим итоги проделанной работы, тем самым, показываем, в какой тесной зависимости находится развитие живой природы от условий окружающей среды. Указываем в цифрах общую продолжительность осени и выясняем рано, поздно или нормально наступила осень в этом году.

В тех случаях, когда встречаются затруднения в изображении на таблице фенообъекта, например, насекомого, птицы и т.д., временно на соответствующей ветке «дерева» делаем только одну надпись.

Все рисунки фенообъектов, в особенности такие, как деревья и цветы дети, раскрашивают соответственно их природной окраске. Вывешенное в уголке природы это безжизненное фенологическое «дерево» уже одним своим видом побуждает школьников к наблюдениям. Нередко вокруг фенологического дерева идут споры о времени наступления того или иного явления природы. Оголенная до поры до времени верхняя часть «дерева» все время как бы указывает к продолжению фенологических наблюдений.

Данные фенологические наблюдения имеют научное и практическое значение. Они позволяют судить о динамике развития растительного и животного мира дендрария в тесной связи с метеорологическими условиями года.

Систематические наблюдения над сезонными явлениями учат школьников любить и понимать природу, помогают им знакомиться с растениями и животными своей местности, вести исследовательскую работу, способствуют укреплению связи обучения с практикой. Итогом всей работы на третьем этапе является настенный календарь природы.

5. Опытническая работа.

Опытническая работа учащихся на школьном учебно-опытном участке является одним из путей соединения обучения с произвольным трудом и профессиональной ориентацией учащихся.

Опытническую работу проводим не только с целью закрепления и развития у школьников биологических понятий, сельскохозяйственных знаний, практических умений и навыков, но и углубления этих знаний за счет межпредметных связей с математикой, физикой, химией.

Первым этапом в организации опытничества школьников является привлечение их к планированию системы опытов. При планировании учитываю программные требования к предмету, а так же время, которое выделено на опытническую работу.

При разработке тем опытов учитываю последовательность, преемственность, постепенное усложнение выполняемых учащимися практических работ и исследований.

Вторым этапом организации опытнической работы является непосредственная деятельность учащихся по подготовке и проведению исследований.

На этом этапе включаю учащихся в проблемные ситуации, организую самостоятельную работу ребят, привлекаю их к проектированию опыта – к определению цели и темы исследования, условий его проведения, организации и учету наблюдений, подведению итогов исследования и пропаганде его положительных результатов.

Считаю необходимым вести наблюдения и исследования над опытными и контрольными делянками. Это дает возможность установить степень влияния опытных условий на жизнедеятельность растений, а если понадобится, объяснить неудачу исследования, причина гибели растений и т.д.

Опытническая работа укрепляет связь обучения учащихся с практикой, воспитывает интерес к сельскому хозяйству, пробуждает и развивает у ребят познавательные интересы, показывает применение достижений науки в практике сельскохозяйственного производства, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обогащению знаний, средством совершенствования их практических трудовых и организационных умений и навыков.

6. Экскурсии.

Как бы хорошо ни изучали мы биологию за партой, познание законов природы невозможно без общения с самой природой. Ребята ждут этого общения, поэтому дендрарий – любимое место проведения экскурсий по биологии. Экскурсии в природу –удивительная форма работы.

Я считаю основой проведения экскурсий в дендрарии целенаправленный показ природных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов использую прием сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие – более точным.

На экскурсии учу школьников наблюдать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи живых организмов друг с другом и с условиями окружающей среды.

Составляя тематический план, намечаю сроки проведения экскурсий, связываю их содержание с материалами предыдущих уроков. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. Вместе с тем использую результаты наблюдений учащихся в природе на многих последующих уроках. Например, при проведении уроков по теме «Корень» обращаю внимание на корневые системы деревьев с выступающими из земли корнями, и вспоминаем из экскурсии у каких деревьев и на каких почвах такое явление наблюдали.

Каждая экскурсия входит в систему уроков темы, занимая определенное место в ней. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания.

В качестве примера расскажу об осенней экскурсии, которую провожу в дендрарии. (Приложение №3)

7. Результативность.

Дендрарий обогащает и расширяет кругозор познавательной деятельности учащихся, убеждает их в неисчислимом богатстве окружающей нас флоры, ее разновидностях, дает возможность проводить уроки в природе, рассматривать в натуре многие виды растений, показывать величие и красоту природы, освоить приемы возделывания видов, вести фенологические наблюдения и экскурсии, предусмотренные программой, юннатскую исследовательскую работу, вселяет веру в силы, возможности человека в преобразовании природы, воспитывает любовь к природе, к своей школе, селу, Родине, служит базой для заготовки наглядных пособий, раздаточного материала, позволяет более полно обеспечить природным материалом на уроках биологии в шестых – седьмых классах и общей биологии. Дендрарий используется при выращивании посадочного материала древесно-кустарниковых культур для озеленения и населенного пункта, служит местом проведения уроков биологии, изобразительного искусства, литературы, природоведения, фенологических наблюдений, экскурсий, а также для занятий кружковой работы. Многообразие растений дендрария и их красота украшают здание школы, воспитывают эстетические чувства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *