Для чего нужен синтаксис

Что такое синтаксис — предмет изучения этого раздела грамматики, основные понятия и средства

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых масштабных разделов классического языкознания.

Структурировано и детально он изучается ближе к окончанию средней школы, сразу после морфологии.

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис

Однако внимание его основному объекту – предложению – начинают уделять намного раньше. Словосочетания (что это?), члены предложения, его структура, построение текста – всё это рассматривается именно в рамках синтаксиса.

Синтаксис — это.

Слово «синтаксис» имеет древнегреческое происхождение. В языке оригинала оно пишется так: σύν-ταξις. Буквально лексема переводится как «составление», «порядок», «сочетание».

Такое трактование позволило использовать данный термин не только языковедам, но и представителям других направлений – семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая трактовка наиболее известна широким массам.

Итак, согласно академику А.А.Шахматову, в науке о языке:

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения. А также – сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис

Если на уровне младших классов школы, то:

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис

Но данный термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к объекту его изучения. В таком значении

Синтаксис – это синтаксический строй языка, выраженный в ряде закономерностей, актуальный для построения синтаксических единиц – словосочетания, предложения, текста.

В данном случае можно говорить о синтаксисе конкретного языка – русского, английского, немецкого…

Предмет изучения и основные единицы синтаксиса

Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно распадается на две составляющие:

Такие единицы носят название синтаксических. В их перечень разными учеными включается разное количество компонентов.

Традиционно выделяли две единицы – словосочетание и простое предложение. Такая теория поддерживалась многими крупными учеными прошлых лет, к примеру, В.В.Виноградовым.

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис

Однако сегодня перечень синтаксических единиц таков:

В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать сверхфразовые единства (в школе их могут называть сложным синтаксическим целым), а иногда и тексты. Такой подход показан в этом фрагменте презентации:

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис

Однако эти единицы не могут быть названы синтаксическими, поскольку в уровне этой языковой системы не проявляют свои основные свойства.

Аспекты синтаксиса

Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:

В грамматическом аспекте языковые единицы рассматриваются как некие конструкции, «сочетания», которые соотносимы в рамках некой системы.

Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение.

К примеру, под схему «N1 (существительное в Им.падеже) Vf (глагол в личной форме)» можно подставить что-то вроде «Девочка гуляет», «Я бегу», «Идет снег».

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис

С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности.

Разницу между аспектами покажем на примере. Рассмотрим три предложения – «Идет снег», «Снег», «Снежно». Грамматически они соответствуют разным схемам, однако семантически (с точки зрения смысла) они все, по сути, говорят об одном и том же (возможно, с мелкими деталями в трактовании).

Более того, о такой же погоде может говорить даже периферийная часть предложения: «Из-за снега я остался дома». То есть семантически все эти синтаксические единицы / части являются синонимичными. Эти их «смыслы» также называют пропозициями.

Предложения не генерируются неким отвлеченным разумом: они создаются в живой речи и применяются для передачи информации о конкретной ситуации с какой-либо целью (да, мы можем придумать и не ситуативный пример, но это вторично).

Таким образом, синтаксические единицы становятся некими «кирпичиками» коммуникации.

Объясним наглядно и этот момент. То же предложение «Идет снег», обладая одинаковыми пропозициями и грамматическими схемами, может коммуникативно приобретать разные черты:

Выражается это коммуникативное различие только в интонации.

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис

Несмотря на некую субъективность коммуникативного аспекта именно он должен быть признан ведущим. Ведь мы используем синтаксические единицы в речи, применяем для своего реального ежедневного общения.

И если учение о формальных схемах и пропозициях больше интересует науку, то коммуникативная сторона максимально касается каждого индивидуума постоянно.

Заключение

Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое синтаксис, поговорили о его предмете, единицах и ключевых аспектах. Более просто об этом крупном языковом разделе можно узнать из видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Читая посты в интернете, порой кажется, что многие даже не подозревают о том, что такое синтаксис, морфология и грамматика в целом.

Источник

Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса

Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис

Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».

Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».

Как понять, что изучает синтаксис

С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.

Пару слов скажу о каждом элементе

Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.

Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.

Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.

В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.

Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.

Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.

Как разобраться в синтаксисе

Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.

Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».

«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?

Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).

«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».

Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.

Зачем нужен синтаксис

Чтобы правильно ставить знаки препинания.

В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.

И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.

Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.

Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис

Полезные материалы по теме статьи

Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.

Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:

Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.

Источник

Синтаксис: наука о языке, что она изучает, основные понятия

Речь – главное средство в общении людей. Она близка к сознанию и мышлению человека. Свои мысли мы выражаем в словах и предложениях, используя язык, которому нас научили родители в далёком детстве. Язык играет важную роль и в дальнейшей жизни человека. Благодаря ему в словосочетаниях и словах закрепляются все знания, получаемые в процессе жизни, так как мы не перестаём излагать их, руководствуясь своим мнением или отношением в беседах на работе или в дружной в данном случае выступает основным помощником в построении русской речи, помогая правильно формировать словосочетания. …

Основные понятия синтаксиса

Итак, что изучает синтаксис в русском языке? Это наука о связи слов в словосочетании и предложении. Даже подобранные по смыслу слова нельзя считать предложением, пока она не «взялись за руки» – не связались друг с другом определенным способом, образуя структуру. Отступление от правил грозит даже полным искажением смысла. Сравните: Щенок облаял гостя. Щенка облаял гость. Мы просто изменили падеж существительных, вслед за этим изменилась их синтаксическая роль (подлежащее стало дополнением и наоборот), а в результате исказился смысл. На этом примере мы видим, как важно правильно связывать слова в предложении и насколько важную роль в этом играет морфология.

Итак, основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение (простое и сложное). Ребята знакомятся с ними еще в начальной школе, но полностью эта тема изучается и обобщается в 8 классе.

Предмет синтаксиса: синтаксис как раздел науки о языке.

​​​​ Синтаксис
— это раздел грамматики, который изучает связную речь.

Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка, так же как все другие уровни языка — фонетика, морфология, лексика. Внешняя организация форм слов и синтаксических структур превращается во внутреннюю, содержательную сторону высказывания. Только синтаксический уровень обеспечивает выполнение коммуникативной функции языка как средства общения, т.е. при общении мы обмениваемся не звуками, не приставками, не лексическими изолированными (как в словаре) единицами, а целостными высказываниями, организованными по законам связной речи данного конкретного языка.

Речь невозможна без соблюдения правил, определяющих построение разнообразных языковых конструкций. Синтаксически правильно и последовательно организованную речь называют связной.

Любой носитель языка без труда распознает бессвязную речь. Отклонение от синтаксических норм расценивается как стилистическая ошибка:

Тот факт, что приведенные примеры осознаются нами как неприемлемые, означает, что мы обладаем представлением о предписанных всем и каждому законах соединения слов в высказывании, о единых для всех правилах построения русской фразы.

Такие правила и описываются в синтаксисе, и связная речь есть не что иное, как выполнение этих правил.

– раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, а также отношения между ними.
Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание (докоммуникативный уровень), предложение (коммуникативный уровень),
Также в языкознании выделяют словоформу как единицу синтаксиса, сложное синтаксическое целое и текст (единицы более высокого синтаксического уровня)

Словосочетание

Словосочетание – это два слова, связанные грамматической подчинительной связью. Оно выполняет номинативную функцию (называет).

Традиционно рассматриваются только подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых мы можем поставить вопрос от одного слова к другому; однако некоторые ученые считают, что существуют также предикативные словосочетания (подлежащее и сказуемое) и сочинительные (однородные члены).

В словосочетании одно слово главное (от него мы ставим вопрос), другое – зависимое.

По главному слову мы даем характеристику словосочетанию: именное оно (главное слово – существительное, прилагательное, числительное, местоимение), глагольное (глагол, причастие, деепричастие) или наречное (наречие).

По зависимому слову мы определяем тип связи слов в словосочетании: согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже и изменяется вместе с ним), управление (зависимому слову предписана определенная форма, в которой они и стоит), примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).

Приведем примеры:

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так между ними предикативная, а не подчинительная связь: мы можем поставить вопрос и от подлежащего к сказуемому (кот что делает? сидит), и от сказуемого к подлежащему (сидит кто? кот).

Сочинение в сложном предложении

На уровне сложного предложения сочинение понимается как равноправие грамматического статуса элементарных предложений в его составе

В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами

Сочинительная связь, как и подчинительная, многомерна, ее содержание складывается: 1) из значений союзов и 2) из результатов взаимодействия семантики элементарных предложений (Холодов Н. Н., 1977). Значения союзов статичны, значения, идущие от взаимодействия компонентов, динамичны. Последние складываются, в свою очередь, из модально-временных отношений (значений) и значений, являющихся типизированными результатами взаимодействия бесконечно разнообразной вещественной семантики компонентов. Эти последние отражают отношения между теми явлениями действительности, о которых сообщается в сочиняемых компонентах, и потому выступают в качестве главных коммуникативных отношений предложения. Н. Н. Холодов называет их «субстанциальными» значениями (отношениями

Предложение

Предложение, в отличие от словосочетания, выполняет коммуникативную функцию (передача информации). Оно произносится с какой-либо интонацией. Особенности предложений:

Смысловым и грамматическим центром предложения является грамматическая основа предложения. Без грамматической основы могут обходиться лишь неполные предложения, не способные выполнять коммуникативную функцию вне контекста.

Кроме главных, в предложении могут быть второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство). Если они есть, предложение называется распространенным, если нет – нераспространённым.

Принято также характеризовать предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное), по составу грамматической основы (односоставное или двусоставное). Предложение может быть осложнено обращением, вводными или вставными конструкциями, обособленными членами.

Если в предложении более одной грамматической основы, оно сложное.

Виды сочинительной связи

По значению сочинительная связь подразделяется] на следующие виды

В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра

). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем. числа однотипных синтаксических позиций ]
.

Сочинение 3. Зачем нужно изучать русский язык

Во-первых, потому что я – гражданин России, это официальный язык в нашей многонациональной стране. На нем говорят люди разных национальностей, которые живут в разных регионах. Он объединяет нас, помогает общаться. Во-вторых, потому что на нем говорят миллионы людей из других стран мира. Я знаю, что в основном это страны СНГ. Но многие русские живут и в совсем далеких странах. Например, в США. Мне нравится путешествовать и я очень рад, что смогу говорить с другими людьми, посещая многие страны мира. В-третьих, это родной язык великих писателей и поэтов. На нем писали А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бунин, Л. Толстой и многие другие. В-четвертых, потому что я не смогу получить хорошее образование без знания русского языка. Я обязательно буду сдавать его после 11-го класса и мне бы хотелось написать ЕГЭ на 100 баллов. В-пятых, мне нравится, как он звучит, как много в нем слов, которыми мы можем выразить свои чувства и всё, что нас окружает. Я бы хотел знать значение каждого слова, чтобы моя речь была богатой и грамотной. Без знаний мне будет сложно общаться с друзьями, читать книги и сдавать экзамены. Поэтому они так важны для меня.

9.1. «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств» — Р.А. Будагов

С высказыванием Р.А. Будагова о том, что синтаксис служит человеку, так как с его помощью происходит выражение мыслей и чувств, нельзя не согласиться.

Действительно, человек, строя свое высказывание, самостоятельно выбирает синтаксические конструкции. Кому-то удобнее выражать свои мысли с помощью простых предложений, которые ничем не загромождены. Кому-то удобнее выражать свои мысли через сложносочиненные предложения, кто-то чаще всего употребляет сложноподчиненные предложения. Некоторые люди лаконично выражают свои мысли, используя нераспространенные предложения, другие же любят, чтобы их речь была выразительной, для этого они используют многочисленные синтаксические средства, иногда внутри одного предложения. Через построение высказываний человек, выражающий ту или иную мысль, показывает свое отношение к тому, о чем идет речь, показывает отношения, которые существуют между элементами того, о чем говорится. Автор высказывания, используя ту или иную синтаксическую конструкцию, демонстрирует дополнительные оттенки значения.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту К.Г. Паустовского.

Предложение 28 звучит следующим образом: «И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами». Михаил Михайлович, которому принадлежит данная фраза, мог бы просто сказать, что «кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами», то есть он мог просто констатировать факт того, где растет кипрей, о котором он говорит рассказчику. Однако Михаил Михайлович использует вводную конструкцию «и заметьте», которая привлекает лишнее внимание собеседника. Михаил Михайлович хочет, чтобы рассказчик обратил на этот факт особое внимание. Кроме того, вводная конструкция показывает и то, что Михаил Михайлович неравнодушен к тому, о чем он говорит.

Интересно с точки зрения синтаксиса предложение 38: «Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – всего не перечтешь». Здесь используется большое количество однородных сказуемых, составляющих вместе с подлежащим грамматическую основу (растения спасают, дают, одевают, кормят). Используются и однородные дополнения, зависящие от глагола (дают сон, силы). Такое большое количество однородных компонентов подчеркивает мысль о том, что растения делают для человека и для всего окружающего мира очень многое. Вторая же часть предложения («всего не перечтешь») подчеркивает, что названное выше – только часть того, на что способны растения, часть того, что растения делают для всего живого мира. Михаил Михайлович, используя в своей речи такие синтаксические конструкции, выражает мысль о том, что растения выполняют важные для всего мира функции.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью употребления тех или иных синтаксических конструкций автор высказывания выражает свои мысли более точно и подробно. Синтаксис служит человеку, помогая ему выразить словами то, что он чувствует.

С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке

Вариант 14 — сочинения 9.2. и 9.3.:

Синтаксис в литературе

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис
В литературе выделяют синтаксические способы выражения.

Существует отдельный термин – «поэтический синтаксис», который объединяет все средства, связанные с употреблением словосочетаний и предложений с целью реализации определенной художественной цели.

Для чего нужен синтаксис. Смотреть фото Для чего нужен синтаксис. Смотреть картинку Для чего нужен синтаксис. Картинка про Для чего нужен синтаксис. Фото Для чего нужен синтаксис
Эти средства называют также поэтическими фигурами речи. Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.

В поэтическом синтаксисе допустимы любые эксперименты и «языковые» игры, которые определяются как ошибочные в обычной речи:

Синтаксис

К синтаксису также можно отнести комментарии, т.к. в разных языках они выделяются по-разному. Комментарий это обычный текст, который игнорируется на этапе компиляции. Комментарии нужны для пояснения кода, как себе самому, так и другим возможным его читателям. В C++ у нас два типа комментариев:

Источник

Синтаксис что изучает и зачем нужен в русском языке

Синтаксис – это раздел языкознания, изучающий, как и с помощью чего слова и формы слов соединяются в словосочетания и предложения, как из простых предложений образуются сложные. Синтаксис включает типологию словосочетаний и предложений, где описаны значения наиболее популярных моделей.

Мысль не выражается взятыми по отдельности словами. Они лишь являются кирпичиками для построения предложения. И только включив их в высказывание, используя в нужной форме и выстроив в правильном порядке, с помощью слов можно выразить мысли и чувства.

Зачастую случаются небольшие казусы, когда человек забывает о правилах синтаксиса. Например, “коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу”. Получается, что доярки, а не коровы пасутся на лугу. В этом примере неправильно “разместили” придаточное определительное предложение, кардинально изменив смысл всего сложного предложения.

Можно привести множество подобных

Это плохо. Если в предложении что-то не так, не “по-русски”, значит, где-то есть ошибка. Нужно найти и исправить ее, чтобы избежать изменения смысла высказывания.

Синтаксис нам нужен, просто необходим в повседневной жизни. Мы не замечаем этого, но каждый человек пользуется синтаксическими правилами, или нормами сочетаемости, каждый день по десятку раз. Синтаксис помогает нам лучше и красивее выразить наши мысли, используя все возможности родного языка при нормативном построении нашего высказывания. Правила не такие уж и сложные.

Лучше один раз выучить их в школе, чтобы в будущем не было проблем с выражением наших мыслей на письме и в устной форме.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *