Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Материалы под названием скотч-брайт выпускает фирма 3M. Строго говоря, только она имеет право на эту торговую марку. Именно эта фирма первой запустила в коммерческий оборот это словосочетание. Однако гаражный мастер не вникает в эти тонкости и зовет скотч-брайтом соответствующие абразивы любой фирмы.
Скотч-брайт, что такое матирование кузова автомобиля, матирующая паста и гель, размеры абразивов и особенности.
Скотч-брайт необходим для проведения такой операции как матирование. Матирование — разновидность тонкой шлифовки. Так называют снятие глянца с поверхности лака или эмали перед окраской кузова автомобиля. Это необходимо для получения «оптимальной риски» на матируемой поверхности.
То есть таких царапин (рисок) от шлифовки, которые обеспечат наилучшую адгезию нового покрытия со старым (оригинальным). А хорошая адгезия нового покрытия с поверхностью будет тогда, когда царапины (ряски) от шлифовки будут иметь определенный размер. Аналогичный скотч-брайту материал фирмы Mirka называется мирлон (mirlon).
Скотч-брайт — это нетканый материал, состоящий из нейлоновой путанки с абразивной пропиткой. Выпускается в виде стандартных листов (блоков) размером 158×224 мм и толщиной около 10 мм. Фирма 3M выпускает скотч-брайт не только в виде листов, но и в виде кругов и полос. В продаже также бывает поролоновая губка, на внешние стороны которой приклеен скотч-брайт.
Визуально скотч-брайт напоминает рыхлый войлок. Позволяет вручную шлифовать (матировать) поверхности сложной формы, например, дверные проемы. В зависимости от размера абразива имеет разный цвет.
Самый грубый скотч-брайт (GP) имеет зерно 320 и зеленый цвет. Красный (VF) имеет зерно порядка 360, ультратонкий (UF) имеет серый цвет и зерно порядка 1500, микротонкий (MF) также имеет серый цвет и зерно порядка 2000.
С помощью скотч-брайта снимают глянец с поверхности краски и лака перед полной и частичной перекраской. Готовят лак и краску к полировке. Допускается как сухая, так и влажная шлифовка. Скотч-брайт — материал многократного использования. Его можно периодически мыть в воде и использовать вновь.
Матирующая паста и гель.
Матирование поверхностей кузова автомобиля под зону перехода (это зона, в которой новое покрытие из эмали или лака переходит в старое) или под перекраску проводится чаще всего скотч-брайтом. Всякий, кто матировал, например, старый твердый HS лак вручную, знает, какое это нудное, долгое и малоэффективное занятие.
Слава богу, что есть такие материалы, которые могут превратить работу из наказания в удовольствие. Я имею ввиду матирующую пасту Prep and Blend 09308 фирмы 3M. Паста состоит из абразивных частиц на основе кварцевого песка и набора чистящих присадок. Используется совместно со скотч-брайтом UF или VF серого цвета и позволяет значительно ускорить процесс матирования поверхности. Например, при формировании зоны перехода. Одновременно очищая ее от жировых и прочих загрязнений.
Скотч-брайт удерживает пасту во время шлифовки и позволяет более равномерно и за меньшее время обработать нужный участок. Пасту можно использовать не только со скотч-брайтом, но и с поролоновой губкой и влажной тканевой салфеткой. Обработка поверхности пастой обеспечивает недостижимое другими способами качество матирования и способствует улучшению адгезии последующих покрытий.
Обработанная матирующей пастой поверхность пригодна для нанесения любых лаков и эмалей, включая базовые. Паста под названием Prep and Blend выпускается очень давно. В настоящее время фирма 3M выпускает улучшенный вариант матирующей пасты — матирующий гель Scuff it 50018 на водной основе. Этот материал обладает теми же свойствами, что и Prep and Blend, однако более агрессивен и позволяет работать быстрее.
Матирование с помощью геля ведется так же, как и с помощью пасты. Небольшое количество состава наносят на скотч-брайт и приступают к работе. Обрабатываемую поверхность можно слегка смачивать водой. После окончания работ поверхность промывают водой и сушат. Замечу, что состав обладает приятным лимонным (если я ничего не путаю) запахом, чего не скажешь о других материалах.
По материалам книги «Кузовной ремонт в гараже. Рихтовка, сварка, шпатлевка, окраска». Шкунов И.В.
Скотч брайт, стальная шерсть, что это за чудные шлифовальные материалы?
Когда необходимо бережно, осторожно отшлифовать лакокрасочные покрытия, деревянные изделия, как раз возникает необходимость в деликатных шлифовальных материалах каковыми и являются нетканые шлифовальные материалы.
Гибкость нетканых материалов позволяет выполнять шлифовку в труднодоступных местах, а также осуществлять шлифование деталей со сложным профилем.
Основные два виде нетканых шлифовальных материала это :
Скотч брайт
Рис. 1. Скотч брайт разной зернистости
Шлифовальный материал скотч-брайт поставляется в рулонах, листах, губках, дисках для ручных шлифовальных машин.
Как различается скотч брайт по цвету в зависимости от размера зерна?
Скотч брайт от 3М
Название скотч брайт, скорей всего, пошло от названия соответствующего материала от мирового гиганта 3М, называется он Scotch-Brite и это зарегистрированная торговая марка.
Немножко остановимся на продукции от 3М, она активно применятся при ремонте и покраске автомобилей, данные взяты из официального каталога, где Вы сможете, после непродолжительных поисков, найти более подробную информацию.
Здесь в статье базовые данные о продуктах для шлифования, названия которых начинаются со слова Scotch-Brite, шлифовальных продуктов много и задач по их использованию то же.
Трехмерный Scotch-Brite
Scotch-Brite от 3М абразивный материал, состоящий из синтетических волокон, образующих трехмерное нетканое полотно, по всему объему которого равномерно распределены абразивные зерна.
Строение абразива Scotch Brite обеспечивает постоянное появление новых абразивных зерен на рабочей поверхности, а открытая структура предотвращает засаливание абразива, продлевая срок его службы, и обеспечивает свободную циркуляцию охлаждающего воздуха, что снижает риск деформации обрабатываемой поверхности.
Рис. 2. Пример трехмерного Scotch-Brite
Рис. 3. Шлифовальные рулоны и листы в рулонах Scotch-Brite от 3М
Прессованный Scotch-Brite
Прессованные абразивные материалы Scotch Brite обладают теми же свойствами, что и трехмерные абразивы с открытой структурой. Они отличаются большей агрессивностью и применяются для более трудоемких шлифовальных и доводочных операций и характеризуются высокой износостойкостью.
Рис. 4. Пример прессованного Scotch-Brite
Смотрите видео об уникальном мире скотч брайтов
Таблица 1
Как обозначают зернистость абразивных материалов Scotch Brite 3М
Международное название
Краткое обозначение
Русское соответствие
EXTRA COARSE
XCRS
очень грубое зерно
COARSE
CRS
грубое зерно
MEDIUM
MED
среднее зерно
FINE
FIN
тонкое зерно
VERY FINE
VFN
очень тонкое зерно
SUPER FINE
SFN
супертонкое зерно
ULTRA FINE
UFN
ультратонкое зерно
EXTRA FINE
XFN
экстратонкое зерно
TYPE T
T
безабразивный материал
Стальная шлифовальная шерсть или вата
Стальная шерсть производится при строгании проволоки, в результате чего получаются волокна с геометрическими продольные гранями. Поэтому у каждого волокна стальной ваты или шерсти есть несколько длинных, острых лезвий.
В отличие от рядовых абразивных материалов, где работает абразивное зерно, металлические шерстяные волокна работают как тысячи микроскопических скребков на обрабатываемой поверхности.
Рис. 5. Стальная шерсть
В следующих таблицах интересная справочная информация, согласно которой классифицируется стальная вата или стальная шерсть, а также её применение в зависимости от классификации.
Таблица 2
Толщина волокна стальной шерсти и соответствующей ей абразивности
Таблица 3
Виды стальной шерсти в зависимости от степени абразивности и её применение
А бразивность
Применение стальной ш ерсти
000 (супертонкая)
Для шлифования, полирования и очистки. Используется для матирования лакированной поверхности, для полирования нержавеющей стали, алюминия, меди, бронзы и цинка.
00 (очень тонкая)
Для полировки, чистки, удаления пятен. Финишная шлифовка окраски. Удаляет старые покрытия со старинных вещей.
0 (тонкая)
Для очистки и удаления. Для проведения предварительных и промежуточных шлифовок при лакировке. Можно чистить грили барбекю, алюминий, медь, бронзу, цинк и другие металлы. Вы сможете удалить ржавчину с металлических инструментов, а также зачистить медные трубы перед пайкой.
1 (средняя)
Для очистки и подготовки. Для очистки линолеума, резиновых покрытия и другие эластичные полы. Для предварительной и промежуточной шлифовке при лакировке.
2 (грубая)
Для очистки и удаления. С использованием стальной шерсти можно очистить стеклоблоки, грубые металлы, каменные поверхности. При реставрации можно удалить лак с деревянных деталей.
На мебельном производстве мы применяли в основном стальную шерсть для затирки излишков патины, скотч брайт как-то не пошёл, возможно немного попался грубоватый. Затирка патины процесс деликатный и стальная вата как раз подошла для этого оптимально.
В процессе тестирования выявилось, что стальная шерсть от разных поставщиков различается по потребительским свойствам, где-то в процессе шлифования рассыпалась в руках, какая-то была слишком жесткая или слишком мягкая. Поэтому, исходя из приведенной классификации, ищите «свою» стальную шерсть, которая подойдёт под Ваши цели. А то ведь как бывает, вроде прочитал отзывы, купил, а на выходе разочарование.
Скотч-брайт: что это такое, описание, где использовать
Операции абразивной обработки редко обходятся без применения специальных расходников. Ручные приспособления с зернистыми поверхностями для полировки, шлифовки и зачистки помогают только в мелких работах, для которых не имеет особого значения точность. Но деликатную доводку целевой поверхности конструкции или контуров элемента помогают выполнить только абразивы с детально подобранными характеристиками. Одним из новейших материалов такого типа является скотч-брайт. Что это такое? Это в некотором роде комбинация между твердотельными и тканными абразивами, которая вобрала в себя лучшие качества обеих разновидностей.
Общие сведения о материале
Структура данного абразива формируется из синтетических волокон. Конечное изделие представляет собой гибкое полотно, на поверхности которого равномерно распределены зерна. Особенность же материала заключается в возобновлении этих зерен. Если традиционные абразивы изнашиваются и в лучшем случае требуют корректировки поверхности без полной замены, то синтетические волокна в процессе механического контакта с рабочей областью самовозобновляются. Но и это не все уникальные качества материала. Открытая структура тоже выгодно отличает скотч-брайт. Что это такое с точки зрения воздействия на целевую заготовку? Прежде всего, возможность циркуляции охлаждающих потоков воздуха, которые минимизируют деформацию обрабатываемой детали. Что касается эффективности абразивной обработки данным способом, то и она благодаря упругости зерен превосходит обычные шлифовальные и полировочные изделия. Причем демпфирующее полотно ликвидирует не сплошной слой поверхности, а подстраивается под конкретный рельеф.
Сфера применения
Скотч-брайт является универсальным абразивным материалом. Его можно использовать в производстве, в обрабатывающей промышленности, в строительстве, домашнем хозяйстве и других сферах. Но изготовители материала в большей степени ориентируются на автосервис. В работе над лакокрасочными автомобильными покрытиями особенно ценится гибкость и деликатность абразива. Он используется и как средство первичной зачистки для нанесения новых слоев краски, и как грубый шлифующий материал, который эффективно удаляет старые пласты ЛКП. В обработке непосредственно металлических поверхностей также используется скотч-брайт. Полировка перед нанесением нового покрытия требует ликвидации мельчайших признаков окалины и ржавчины. Скотч-брайт может применяться в обслуживании алюминиевых, стальных и углеродистых сплавов. Нет ограничений и по его использованию в работе с пластиками, древесиной и синтетическими поверхностями. Важно лишь правильно выбрать исполнение материала по форме и размерам.
Форматы выпуска
На рынке материал можно найти в виде шлифовальных кругов, панельных листов, губок, лент и рулонов. Каждый форм-фактор предназначается для использования в конкретных условиях. Круги, диски и ленты используются в шлифовальных машинах и станках, а листы и рулоны с губками подходят для ручной зачистки и коробления. Не менее разнообразен абразив и в характеристиках по размерам. Стандартом считается скотч-брайт 3м в виде ленты, ширина которой может составлять 5-10 см. Листы обычно выпускаются в формате 152 x 299 мм – оптимальный типоразмер для локальной ручной обработки проблемных участков кузова машины. Рулоны можно найти с шириной от 5 до 170 см, а длина их будет составлять 10-50 м. Это решения для крупных производств, рассчитанных на постоянную обработку поверхностей в рамках технологических процессов. В свою очередь, круги представлены в тех же форматах, что и обычные шлифовальные диски. Стандартом считается диаметр на 15 см.
Цветовые решения
Цветовая палитра в данном случае носит не декоративный характер, а указывает на обрабатывающие качества, которыми обладает скотч-брайт. Что это такое на примере конкретных оттенков? Изделия зеленого цвета имеют наиболее грубую зернистую поверхность, что позволяет их использовать в скоблении металлов и даже для нанесения рисок. Красный материал нашел применение в подготовительных операциях перед укладкой шпаклевок и грунтовки.
Если же требуется создание матовой основы перед финишным нанесением ЛКП, то рекомендуется использовать серый абразив. К слову, пластик является наиболее распространенной площадкой, где задействуется этот скотч-брайт. Цвета указывают и на степень зернистости. Минимальный уровень соответствует общепринятому формату P180, а максимальный – P1000. Соответственно, это градация от зеленого до серого материала.
Техника применения
Если речь идет о применении лент и дисков, то абразив в соответствии с инструкцией к инструменту или оборудованию фиксируется на рабочей оснастке по схеме, применяемой и для традиционных материалов. Ручные изделия не требуют использования специальных технических средств, но предполагают более тщательную подготовку основания. Так, ручной шлифовальный скотч-брайт применяется только после удаления выраженных грубых дефектов. То есть сначала может применяться машина с вращающимися дисками для зачистки, а затем мастер производит тонкую доработку поверхности до оптимального состояния.
Заключение
Скотч-брайт в некотором роде является инновационным продуктом, предлагая уникальные эксплуатационные качества абразива. Его характеристики позволили исключить из процесса обработки сразу несколько негативных факторов. В частности, это относится к рискам деформации заготовки, повреждению несущей оснастки для крепления материала и повышению температуры из-за трения. Можно сказать, практичность и рациональность – главные качества, которые выделяют скотч-брайт. Что это такое для рядового пользователя? Это экономия на расходном шлифующем материале, удобство в процессе зачистки и бережное отношение к целевой поверхности. По цене скотч-брайт тоже является выгодным решением. К примеру, стандартную упаковку шлифующих листов на 60 шт. можно приобрести всего за 4-5 тыс. руб. Одиночные ленты, диски и листы для ручного применения могут стоить в среднем 100-200 руб.
Наряду с наиболее распространенными гибкими абразивными материалами, для подготовки и обработки самых различных поверхностей могут применяться и так называемые нетканые абразивы, или, как их часто называют, скотч-брайт. В данной статье мы постараемся раскрыть основные аспекты применения и видового разнообразия, а также выделить ряд достоинств данного направления абразивных материалов (скотч-брайта).
На сегодняшний день в отечественной практике авторемонта самыми популярными материалами из линейки нетканых абразивов (скотч-брайта) являются листы и диски для матирования. Интересно проследить за тем, как называют их в обиходе. Вряд ли, упоминая в объяснении словосочетание «нетканый абразив», получится добиться понимания потребителя с первого раза. Употребление слова «войлок» может повысить шансы на достижение цели. Но самый быстрый и легкий путь в данном случае — это словосочетание «скотч-брайт». Дело в том, что одной из первых на российском рынке материалов для авторемонта появилась линейка американских материалов торговой марки «Scotch- briteTM».
С тех пор, подобно истории с производителем копировальных аппаратов Xerox, «скотч-брайт» стал нарицательным именем для большинства нетканых абразивов, даже если они имеют абсолютно другое название торговой марки.
Завершая краткий ЛИКБЕЗ, хочется также добавить, что сам по себе неструктурированный синтетический материал называется флис, и зачастую данное название используется в торговых марках нетканых абразивов. Примером такого рода может стать линейка материалов Mirlon от одного из крупнейших производителей абразивных материалов — финской компании Mirka.
Особенности примененияскотч-брайтаMirlon
Применение нетканых абразивов (скотч-брайта) имеет много преимуществ по сравнению с традиционными альтернативами:
■ Зерно равномерно распределяется в объеме материала, поэтому по мере износа последнего абразив остается в рабочем состоянии. Результат — более высокая производительность, чем у традиционных абразивных материалов.
■ Открытая структура скотч-брайта позволяет значительно уменьшить электростатический заряд, передаваемый от шлифуемой поверхности, который может значительно сократить срок службы обычных абразивных материалов.
■ Нетканые абразивные материалы (скотч-брайт) могут использоваться в процессе шлифования «по-мокрому» и «по-сухому», а также с полировальными и матирующими пастами. В отличие от стальных щеток или металлической ваты нетканые абразивы (скотч-брайт) не ржавеют.
■ Благодаря равномерному распределению давления при работе материалы позволяют добиться прекрасно отполированной поверхности без повреждения обрабатываемой детали.
Как было упомянуто выше, наиболее часто в авторемонте и промышленности используются диски различного диаметра и листы для ручной обработки. Эти материалы прекрасно подходят для удаления металлической стружки, чистки и окончательной полировки поверхности автомобиля, финишной доводки изделий из дерева и латунного листа. Разные виды ручной работы требуют разного уровня агрессивности абразивного материала. В отличие от указания номера градации по системе Фепа (например P180), применяемой для обычных гибких абразивов, для материалов типа скотч-брайт используются другие общепринятые обозначения. Обычно листы и диски различной агрессивности отличаются друг от друга цветом, используемым в материале абразивным зерном и непосредственно градацией (размером) абразивного зерна. Очевидно, что от перечисленных выше параметров зависит и качество конечного результата производимых работ.
Как правило, производители абразивных материалов рекомендуют использовать каждую конкретную градацию под определенный тип операций. На сегодняшний день компания Mirka предлагает полный набор листов скотч-брайт общего назначения для чистки/скобления и полировки с градацией абразивного зерна от Ultra Fine (ультрамелкой) до Extra Cut (экстракрупной). Стандартный размер листов скотч-брайт 152 x 299 мм, однако все зависит от пожелания и специфики работы специалистов.
Абразивные материалы линейки Mirlon широко используются также во многих областях обрабатывающей промышленности, где необходима высококачественная обработка и полирование металлических изделий, будь то алюминий, нержавеющая сталь, серебро и т. д. В авторемонте листы и диски скотч-брайт Mirlon используются в основном для финишного шлифования загрунтованной поверхности, матирования кромок и сложных профилей, а также транспортного грунта перед нанесением грунта наполнителя.
Существует скотч-брайт Mirlon и в форме рулонов, которые используются для ручного шлифования как самостоятельно, так и с помощью шлифовальных блоков. Возможность использования частей рулона различной длины позволяет экономно расходовать абразивный материал. Узкие рулоны Mirlon изготавливаются шириной 50—1700 мм, длиной 10, 20, 30, 40 и 50 метров.
На сегодняшний день высокое качество материалов Mirlon признано и мировыми представителями автомобильной промышленности. В их числе немецкий концерн BMW, технические специалисты которого вот уже несколько лет используют листы Mirlon градаций Microfine (Gold), Ultra Fine S и Very Fine A XS для ручной обработки изогнутых поверхностей и сложных профилей автомобильных деталей на нескольких своих заводах в Германии.
Ремонт автомобильного транспорта не обходится без покраски – финальной стадии, возвращающей машине привлекательный внешний вид после устранения внутренних недочетов.
Однако деятельность в стенах авто-мастерской связана с липким маслом и пылью, наличие которых на поверхности кузова негативно сказывается на адгезии краски. Поэтому корпуса машин чистятся перед косметической процедурой – в этом помогает скотч-брайт.
Что такое скотч-брайт?
Столкнуться с такой продукцией может даже самый далекий от транспортного ремесла человек – достаточно зайти на кухню и взять губку; на одной из сторон, предназначенной для удаления въевшейся грязи, размещен скотч-брайт.
Что это такое — нетканая абразивная материя, напоминающая плотный войлок. Ближайшее сходство по сути и структуре прослеживается с наждачной бумагой, но шлифовальная шкурка прочнее и сильнее, а потому мелкими камушками может расцарапать и испортить ценный объект. В свою очередь, аналог войлока предназначен для аккуратного использования с сохранение свойств предмета.
Несмотря на приставку «скотч» в названии, продукт не обладает показателями липкости и усидчивости, поэтому вариация «губка-брайт» звучала бы честнее. Продукция поставляется рулонами, поскольку является расходным материалом и используется в больших объемах.
Цветовое обозначение скотч-брайта
Цветовая вариативность продукции – отнюдь не желание угодить потребителям с разными вкусовыми предпочтениями.
Поскольку товар существует для эксплуатации со скорой утилизацией, внедрение различных окрасов позволяет заинтересованным лицам сходу опознать нужную для дела версию. Ведь рынок предлагает небогатое разнообразие нетканого абразива, в котором различается зернистость по цветам:
Зеленый
Наиболее грубый скотч-брайт, зернистость которого колеблется в пределах от 180р до 240р. Необходим для подготовки детали перед нанесением шпаклевки – вследствие чего с поверхности сдирается большой слой краски и формируется рельеф, направленный на повышение адгезии.
Однако данный вариант редко приобретается, поскольку в автомастерских всегда найдется электроинструмент с насадкой, способствующий достижению той же задачи.
Красный
Некоторые ремонтные процедуры связаны с нанесением грунта – в таких случаях основа предварительно обрабатывается красной версией с зернистостью от 240р до 360р.
Иногда допускается применение для подготовки материала к финишной покраске, но присутствует нюанс – использование скотч-брайта на металлической поверхности оставляет риску, которая скорее всего будет заметна под слоем краски.
Поэтому рациональнее использовать ресурс для грунтования. Другое предназначение продукта – мытье и очистка рук от пачкающих инструментов при участии растворителя.
Серый
Серый скотч используется на пару с жидкостью для обезжиривания, поскольку ключевое предназначение – укрепить дальнейшее нанесение финишной окраски; ею роль может выполнять лак, цветной акрил или база.
Зернистость колеблется в диапазоне 600р – 1000р, а оставляемая после использования риска равномерно покрывается собой всю обрабатываемую площадь, поэтому не получится ее разглядеть через слой косметики, как это случается с предыдущим кандидатом.
Оранжевый
Самая мелкозернистая разновидность, чей показатель начинается от 1500р и выше. Как и серый вариант, применяется для матования участков перед покрытием их лаком или акрилом, но не базой – совместимость в таком случае минимальна.
Эксплуатируется по мокрому с матирующей пастой. Однако современные технологии и возможности допускают замену на серый без столкновения с непредвиденными последствиями.
Область применения скотч-брайта
Как уже было замечено, основная область использования скотч-брайта – ремонт и совершенствование автомобилей. Структура войлочного материала очищает поверхность кузова без причинения лишнего ущерба – в первую очередь, в ситуациях, когда обработка растворителем недопустима.
С другой стороны, иногда нанесение царапин является обязательным условием для дальнейшего шпаклевания. Однако использование шлифовальной шкурки в любом случае противопоказано – можно задействовать только нетканую абразивную материю.
Ресурс также способствует удалению старого покрытия с пластика, меди, стали, алюминия или латуни.
Скотч-брайт полезен и в более бытовых потребностях – как было заявлено, он помогает отмыть посуду от присохшей грязи или пригоревшего жира. Если дома организован ремонт – подобная продукция очищает стены от пыли, жира и грязи, чтобы потом успешно поклеить обои.
В крайнем случае, можно нарезать рулон на небольшие полосы, сшить их друг с другом по ширине и использовать в качестве коврика при возвращении домой.
В заключение
Скотч-брайт является лучшим представителем своего жанра, сочетая гибкость, воздухопроницаемость и надежность.
Равномерное, но плотное распределение волокон способствуют достижению однородности обрабатываемой площади. Главное – обзавестись нужной версией, чтобы подготовка поверхности проходила без проблем.