Для чего нужен слип чек
Для чего нужен слип чек
Когда кассир отбивает первый товар, касса уведомляет ОФД об открытии смены. Смена длится до 24 часов. Если прошло больше времени, она закроется автоматически. Это прервёт продажу, но не приведёт к штрафу. Обычно кассир закрывает смену, когда уходит домой.
Когда смену закрывают, касса снова отправляет отчёт в ОФД. Запишите сумму выручки из него в книгу учёта доходов, если вы на УСН или патенте.
В личном кабинете ОФД можно посмотреть, сколько платежей принял кассир за смену, и заглянуть в каждый чек.
Заключите договор с банком. Он будет принимать платежи банковскими картами и переводить вам на счёт. Комиссия за каждый платёж составит от 2% до 3%.
Подключите к кассе POS-терминал. В него покупатели вставляют карту и вводят пин-код.
Выдавайте покупателям вместе с чеком «слип». Чек подтверждает оплату, а слип — безналичный перевод. Обычно его печатает сам терминал, но бывает что и касса. Один экземпляр слипа оставьте себе.
Правильно учитывайте платежи в бухгалтерии. Налог платят с суммы до вычета комиссии. Поэтому прибавьте её к платежу на счёте и запишите результат в книгу учёта доходов.
В большинстве касс можно принять смешанную оплату: часть суммы наличными, а часть — безналом.
Когда покупатель возвращает товар, ему выдают чек возврата. Для этого на любой кассе можно нажать кнопку «возврат» и выбрать товары. Какая сумма в чеке, такую и возвращают покупателю. Забирать старый и выдавать новый чек не нужно.
На старых кассах чек возврата выдавали только, если покупатель купил и вернул товар в один день. Правило больше не действует: выдавайте чек, даже если прошло больше времени.
Возьмите у покупателя заявление: запишите названия товаров, ФИО, паспортные данные и номер телефона. Бланк можно разработать самостоятельно или взять старую форму КМ-3. Новой обязательной формы пока что нет.
Возможна ситуация, когда вы взяли слишком большой аванс. Он оказался больше, чем стоимость товаров или услуг. В этом случае вместе с оставшимися деньгами тоже выдайте чек возврата.
Если покупатель заменяет товар на другой, выдайте два чека — на возврат старого товара и покупку нового.
Сроки возврата и замены товара определяет Закон о правах потребителей. В договоре их можно только увеличить, а уменьшить нельзя. Обычно срок возврата 14 дней, а замены товара, который оказался некачественным или сломался — 2 года.
Придётся выдавать два чека.
1. При частичной предоплате: чек на предоплату и чек не оставшуюся сумму.
2. При полной предоплате: чек на предоплату и чек на зачёт предоплаты.
Второй случай неприятный, потому что он повышает количество бюрократии. Например, по закону фитнес-центры должны выдавать чек при покупке абонемента. А потом на зачёт предоплаты — при каждом занятии или раз в месяц.
В одном чеке нельзя совмещать платежи по разным системам налогообложения. Потому выдавайте два разных чека.
Когда регистрируете кассу, не забудьте указать, платежи по каким системам налогообложения она будет принимать.
Все предприниматели должны отражать сумму выручки за день в КУДиР, чтобы на её основе рассчитывать налог. Сумму из каждого отдельного чека записывать не нужно. То же самое и с возвратами: для них не нужно выделять отдельные строки в книге, они просто уменьшат сумму выручки в день возврата.
ООО на каждую сумму из отчёта о закрытии смены оформляют ПКО, на каждый расход наличными — РКО и ведут кассовую книгу. ИП освобождены от кассовой дисциплины, им это делать необязательно.
Журнал кассира-операциониста отменили для всех форм ведения бизнеса. Раньше он был нужен, чтобы отражать, сколько каждый кассир получил денег от покупателей, а сейчас касса автоматически отправляет эти данные в ОФД.
С кассовой дисциплиной связана тема лимита наличных. Для малого бизнеса ограничений нет: вы можете хранить в кассе миллионы. Если боитесь держать наличность в магазине, установите свой лимит, после которого сдаёте деньги в банк, и заключите с ним договор на инкассацию.
Вас не оштрафуют и работа не остановится. Продолжайте выдавать клиентам бумажные чеки, а фискальный накопитель сохранит информацию о них. Когда интернет вернётся, онлайн-касса передаст данные в ОФД.
Законодательство даёт 30 дней, чтобы исправить технические проблемы, например, починить кассу или переждать сбои ОФД. Затем фискальный накопитель заблокируется, поэтому касса перестанет печатать чеки.
Этот срок не означает, что можно подключать кассу к интернету раз в месяц. Если нет технических проблем, передавайте данные о продажах сразу, чтобы не выглядеть подозрительно для налоговой.
Если вы, наоборот, переживаете, что вас заблокируют за отсутствие продаж в течение 30 дней — это не так. Главное, передать все чеки с фискального накопителя до того, как отключите кассу на долгое время.
Как разблокировать фискальный накопитель
Просто устраните причину, из-за которой касса перестала передавать данные в ОФД. Фискальный накопитель включится сам, покупать новый не придётся.
Бывает, что после закрытия смены выручка больше, чем в отчёте. Например, кассир получил больше денег, чем указал в чеке, выдал меньше сдачу, отбил неправильный товар или ввёл неверную сумму на терминале.
Если вы положите выручку в карман, налоговая может узнать об этом из жалобы покупателя. Чтобы подстраховаться и сделать всё по закону, напечатайте чек коррекции и сообщите о нарушении в налоговую. Штрафа за это не будет.
Напишите служебную записку с датой, временем и причиной ошибки. Упомяните, что сформировали чек коррекции и присвойте записке номер.
Напечатайте чек коррекции с неучтённой суммой. Писать конкретные товары не нужно. Сошлитесь на служебную записку и укажите её номер.
Отправьте служебную записку в налоговую через сайт nalog.ru и приложите копию чека. Это самый удобный способ. Если вы не зарегистрированы на сайте, выберите, ехать ли вам в налоговую или отправить по почте ценное письмо с описью вложения.
Если заметили ошибку при покупателе, чек коррекции оформлять не нужно — просто сделайте возврат и выдайте новый чек.
Бывает, что после закрытия смены вы обнаруживаете недоимку. Когда ошибка уменьшает выручку, оформлять чек коррекции не нужно. Касса уже передала суммы продаж в налоговую и уменьшить их нельзя, поэтому придётся заплатить налог с суммы «на бумаге».
Для чего нужен слип чек
Слип – это чек, подтверждающий проведение операции по банковской карте, совершенной с помощью импринтера. Представляет собой трехслойный самокопирующийся бланк.
С помощью механического устройства (импринтера), продавец (кассир) производит оттиск рельефных реквизитов банковской карты с её лицевой стороны на слип. На чеке также производится оттиск клише с информацией о торговой точке, в которой была совершена покупка. Дополнительно в слипе вручную заполняются сведения о проведённой операции: сумма, дата, валюта операции, код авторизации. Каждый из трёх бланков слипа подписывается продавцом и покупателем. Первый экземпляр передаётся держателю карты, второй остается у продавца, а третий поступает в банк, выпустивший карту, для списания средств со счёта клиента и их перечисления на счёт торговой точки.
Правильно выполненный слип подтверждает, что операция осуществлена с физическим экземпляром карты, и имеет ту же силу, что и подтверждение ПИН-кодом. Если документ оформлен кассиром неправильно, он должен его аннулировать в присутствии держателя карты.
Данная технология была широко распространена раньше, до прихода в повседневную жизнь интернета, когда начали активно использоваться POS-терминалы с удалённой авторизацией платежей и мгновенным списанием средств за покупку. В настоящее время импринтеры и слипы продолжают оставаться средством обработки платежей картами, но используются, главным образом, как резервная схема на случай выхода из строя POS-терминалов, отключения электричества и каналов связи.
Окупится ли эквайринг в вашем бизнесе
Предприниматели подключают эквайринг, чтобы больше зарабатывать. По статистике «Сбербанка», когда магазин подключает оплату картами, выручка вырастает на 10-40%. Это происходит потому, что клиенты с картами чаще делают спонтанные покупки и больше тратят. Кажется, что подключить эквайринг — хорошая идея.
Но за эквайринг придется заплатить: купить или арендовать пинпад, подключить интернет. А еще банк будет брать комиссию за каждый платеж по карте — с таких продаж вы получите чуть меньше, чем могли бы. Осталось понять, окупятся ли эти расходы.
Мы расспросили двух предпринимателей, достали для вас живые цифры, чтобы вам было проще решить, стоит ли тратиться на эквайринг.
Что такое эквайринг
Эквайринг — это все банковские услуги, связанные с оплатой электронными деньгами: банковскими картами и мобильными кошельками. Когда клиент расплачивается картой в продуктовом или платит онлайн в интернет-магазине — это эквайринг. В обратную сторону тоже работает: сейчас банки тестируют систему, которая даст снимать наличные со счёта на кассе в супермаркете. Формально это тоже эквайринг.
Как работает эквайринг
Продажа по карте — это такая же сделка, как с наличными, но в ней участвует посредник, банк.
Продажа наличными — это сделка между продавцом и покупателем, за ней со стороны наблюдает налоговая. Чтобы формализовать отношения этих трёх сторон, нужна касса. Она подсчитывает сумму покупки и выдает фискальный чек — подтверждение, что продавец получил деньги и отчитался за них в налоговой. Фискальный чек подтверждает, что все три стороны получили, что хотели.
Так выглядит фискальный чек. На нем указаны список покупок, реквизиты кассы и QR-код, по которому покупатель может проверить, ушел ли чек в налоговую
Так выглядит фискальный чек. На нем указаны список покупок, реквизиты кассы и QR-код, по которому покупатель может проверить, ушел ли чек в налоговую
Если клиент платит картой, появляется четвертая сторона — банк. Чтобы формализовать такую сделку, нужно дополнительное оборудование — банковский терминал. Он считывает информацию с карты клиента и посылает по интернету запрос в банк, чтобы снять сумму покупки. Банк списывает деньги с карты клиента и зачисляет на счёт продавца. Если сделка прошла успешно, продавец и покупатель получают еще один чек — слип. Он подтверждает, что банк списал деньги клиента на счёт продавца.
Банковский терминал еще называют пинпадом, POS-терминалом или эквайринговым терминалом
Так выглядит слип — чек от банка. На нем указаны данные карты клиента и сумма, которую он заплатил
Так выглядит слип — чек от банка. На нем указаны данные карты клиента и сумма, которую он заплатил
Иногда фискальный чек и слип печатают на одном чеке, но это разные документы: фискальными чеками занимается налоговая, а слипами — банк.
Если вы хотите подключить эквайринг, вам понадобится банковский терминал, интернет и розетка, от которой он будет работать.
Плюсы эквайринга
Если коротко — вы получите больше выручки, сэкономите на инкассации и вас будет сложнее обокрасть. А теперь подробнее.
Эквайринг помогает увеличить чек. Когда клиент платит наличными, он видит, сколько потратил: стопка денег в кошельке уменьшилась. Это вызывает тревогу и сомнения — а точно ли выбор правильный? Это действительно мне необходимо? Учёные называют это «болезненностью платежа» — pain of paying. Платежи по карте вызывают меньше негативных эмоций, даются легче и быстрее забываются — в итоге люди тратят больше. Хотите увеличить прибыль — подключайте эквайринг.
Эквайринг помогает удержать клиентов. Я часто выхожу из дома совсем без наличных. Если по пути я хочу купить бутылку воды, но в магазине не принимают карты, я не пойду искать банкомат — просто зайду в соседний магазин, где можно заплатить картой. Если товар не уникален, клиенту проще найти другое место, где принимают карты, чем снять деньги и вернуться с наличными. Если клиенты уходят от вас, потому что не могут заплатить картой, задумайтесь про эквайринг.
Электронные деньги помогают проводить продажу быстрее. Кассирам не приходится проверять фальшивые банкноты, считать сдачу и извиняться, если в кассе нет размена. Так эквайринг помогает ускорить обслуживание.
Эквайринг помогает реже инкассировать. Если часть продаж проходит с безналичной оплатой, в кассе хранится меньше наличных. Предприниматель реже заказывает инкассаторов или ходит к банкомату вносить деньги на счёт. А ещё это делает точку менее привлекательной для бандитов — в кассе просто нечего красть. С эквайрингом вам не придётся считать, хранить и охранять наличные.
Кофейня Stories заказывает инкассацию раз в две недели, за это время в ящике стола скапливается 14 пакетиков с купюрами на сумму 80-100 000 ₽. Большая часть выручки приходит по эквайрингу на счёт компании
Кофейня Stories заказывает инкассацию раз в две недели, за это время в ящике стола скапливается 14 пакетиков с купюрами на сумму 80-100 000 ₽. Большая часть выручки приходит по эквайрингу на счёт компании
Эквайринг делает оплату приятной. Когда появилась возможность платить в магазинах с помощью телефона, моя подруга, стоя в очереди, сказала: «Я прямо жду, когда уже можно платить: подношу телефон — и всё готово! Это как магия!» Если вы подключаете современные способы оплаты, то привлекаете тех, кто любит технологии.
Итого: если вы подключите эквайринг, вам не придется возиться с наличными, клиентов будет больше, средний чек — выше, у кассы не будет скапливаться очередь.
У кофейни Stories не было проблем с очередями, поэтому ускорять продажу было не обязательно. Но все остальные аргументы сработали: владелицам было важно, чтобы гости с карточками не уходили в соседние кофейни и покупали дополнительные товары без лишних раздумий. А ещё у предпринимательниц не было сейфа, поэтому они хотели хранить в точке как можно меньше наличных.
Минусы эквайринга
Минус эквайринга в том, что за него нужно платить: комиссии, обслуживание, интернет. Оборудование иногда ломается — приходится отдавать в ремонт и ждать. Рассказываем по порядку.
За каждую операцию придётся платить комиссию. Это значит, что с каждых ста рублей, которые вы могли бы получить от покупателя, вы заплатите банку 1,5-2 ₽ за услуги. Комиссию платите именно вы из своего кармана, и переложить её на покупателя нельзя: закон о правах потребителей говорит, цены должны быть одинаковыми независимо от способа оплаты. Кроме комиссии в договоре могут быть строгие условия работы: например, оборот не меньше указанной суммы. Иначе — штраф. Ещё банк может прописать в договоре другие неочевидные выплаты. Чтобы узнать, сколько вы на самом деле заплатите банку, изучите отзывы на сервисах сравнения банков (например, РКО.Банк.ру) и внимательно читайте договор.
Для работы понадобится банковский терминал. Его можно купить или взять в аренду, но в любом случае это требует трат. Даже если банк обещает бесплатную аренду аппарата, скорее всего, вы всё равно её оплатите через скрытые платежи. Про то, на что обращать внимание в договоре, мы напишем отдельную статью, не переключайтесь.
Иногда банковские терминалы ломаются. Если вы купили аппарат, придётся разбираться с сервисным центром, если взяли в аренду — с банком. Даже если ремонт бесплатный, он занимает время. Пока пинпад в ремонте, магазин теряет покупателей, которые по привычке пришли только с картой, без наличных — это отражается на выручке.
Необходимо подключить интернет. Хорошо, если на точке есть вай-фай. Но если ваша касса работает через мобильный интернет или кабель, то для банковского терминала вопрос с интернетом нужно решать заново: покупать новую симку или кабель — или вай-фай роутер, чтобы раздать интернет на все устройства.
За всё хорошее нужно платить: иногда деньгами, иногда — временем. Основательницы кофейни Stories платят комиссию 1,4%, пинпад им достался бесплатно, а интернет уже был подключён. Так что для них плюсов оказалось больше, чем минусов — в кофейне решили подключить эквайринг.
Так нужен мне эквайринг или нет?
Мы не знаем: всё зависит от особенностей вашего бизнеса, региона и привычек ваших клиентов.
Если у вас уже работающий бизнес, вы можете подсчитать, сколько клиентов в день уходит из-за того, что вы не принимаете карты. Например, мы писали о лавке крафтового пива Draft&Craft: её хозяин подключил эквайринг, когда понял, что каждый день теряет 5-6 покупателей.
Если вы только открываетесь, можно использовать чужие данные: поищите статистику по своему региону или сфере бизнеса, спросите кассиров на соседних точках — обычно они делятся информацией. В кофейне Stories за май 36% заказов оплатили наличными, а 64% — картой. При этом непонятно, сколько из этих 64% ушли бы совсем, если бы в кофейне не принимали карты, а сколько — полезли бы в кошелёк за наличкой.
У некоторых предпринимателей нет возможности не ставить эквайринг.
Если ваш бизнес приносит больше 40 млн руб в год, то по закону вы обязаны подключить эквайринг и принимать оплату картой «Мир»
Статистика кофейни Stories с седьмого мая по седьмое июня. Желтое — оплата картой, зеленое — наличными: 64% гостей оплатили кофе картой
Статистика кофейни Stories с седьмого мая по седьмое июня. Желтое — оплата картой, зеленое — наличными: 64% гостей оплатили кофе картой
И Draft&Craft, и Stories работают в Москве, где традиционно много людей пользуются картами. В других регионах люди тоже постепенно переходят на безнал. Государство продвигает отечественную платёжную систему «Мир» по всей России: выдаёт карты врачам и учителям. В регионах всё чаще обходятся без наличных: например, в 2017 году в Ненецком автономном округе больше 50% покупок оплатили картами.
Когда посмотрите статистику и расспросите других предпринимателей, вы сможете прикинуть, сколько продаж в вашем бизнесе будет проходить по картам. Тогда сможете рассчитать, выгоден ли эквайринг.
Во так владелица кофейни Stories прикидывала, выгоден ли эквайринг
Во так владелица кофейни Stories прикидывала, выгоден ли эквайринг
Когда соосновательница кофейни Stories решила открывать новую точку, она сделала такие расчёты:
Так она поняла, в каком случае потери больше.
В кофейне Stories подключили эквайринг сначала на одной точке. Когда увидели, сколько гостей расплачиваются картой — поспешили подключить и на второй
В кофейне Stories подключили эквайринг сначала на одной точке. Когда увидели, сколько гостей расплачиваются картой — поспешили подключить и на второй
Для Stories всё очевидно: с эквайрингом выгоднее, чем без него. Но эта кофейня получила выгодную ставку 1,4%, не платит за банковский терминал, а интернет в точке уже подключила — дополнительно за него платить не придётся. Чтобы принять решение для своего бизнеса, сделайте собственные расчёты.
Чтобы понять, нужен ли вам эквайринг, узнайте статистику по региону и по вашей сфере бизнеса, расспросите соседей и других предпринимателей. Так вы поймёте, сколько клиентов будут у вас расплачиваться картой и сможете подсчитать, окупятся ли расходы на эквайринг.
В следующей статье мы расскажем, как выбрать тип эквайринга, банк и пинпад — так, чтобы не переплатить за эту услугу.
Коротко:
1. Проанализируйте свой бизнес: сколько гостей предпочтут платить картой? Часто ли гости уходят, если наличных нет? Сколько вы на этом теряете?
2. Если вы только открываете бизнес, общайтесь с другими предпринимателями, спрашивайте, почему они выбрали именно такое решение.
3. Подсчитайте, сколько примерно принесёт вам подключение оплат картами: новые клиенты, увеличение выручки, экономия на инкассации.
4. Потом подсчитайте, сколько вы за это заплатите. Учитывайте не только комиссию по платежам, но и стоимость терминала, возможные штрафы и банальное — стоимость интернета на точке. Дьявол в мелочах.
5. Будьте готовы, что некоторые клиенты, которые могли бы заплатить наличными, после подключения эквайринга оплатят картой — а вы заплатите комиссию.
6. Запишите и сравните все цифры, прикиньте, готовы ли вы потратить время, силы и деньги. Если да — подключайте оплату картами.
Кассовый чек пришел в мессенджер или по СМС: как и почему так происходит?
Некоторые граждане обеспокоены тем, что после совершения покупки (получения услуги) им не приходит электронный кассовый чек. Или, наоборот, гражданин никаких покупок не совершал, но получает посторонний чек в мессенджер (VK, OK, Viber, WhatsApp) или по СМС.
Разъясняем, почему продавцы направляют электронные чеки, и где они берут ваши номера телефонов.
Так установил закон
Согласно ст. 1.2. Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», продавец обязан при осуществлении расчета с покупателем выдать ему кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумаге. Кроме того, если покупатель ранее предоставил продавцу абонентский номер (номер своего телефона) или e-mail, либо совершил покупку в интернет-магазине, то чек может быть отправлен в том числе и в электронном виде.
Не так давно, в феврале 2020 года, ФНС на официальном сайте дала разъяснения: получить кассовый чек или бланк строгой отчетности допускается не только на бумаге, по СМС или электронной почте, но и через любой мессенджер, в том числе мессенджеры от Вконтакте, Одноклассники, Facebook и т. д., которые привязаны к определенному номеру телефона.
Направленный таким образом чек отображается в виде картинки, либо pdf-документа, либо ссылки с указанием даты, времени и суммы покупки. Покупатель в свою очередь может перейти по ссылке и увидеть электронную версию чека.
Документ удобно сохранить в памяти телефона или компьютера, а при необходимости, например, при возврате товара, можно предоставить продавцу электронное подтверждение покупки.
Я получил электронный чек: что делать
Если вы получили кассовый чек по СМС или в мессенджер, значит ваш абонентский номер был указан при покупке товара или получении услуги — для отправки кассового чека по СМС, Viber или посредством иного мессенджера.
Вполне возможно, что покупатель ошибся при вводе номера, и вы получили его чек случайно. Поэтому важно запомнить следующее: если вы не совершали покупку и не уверены в безопасности сообщения, — не открывайте его, либо удалите.
Если чек все-таки ваш и пришел по адресу, вы сможете сохранить файл в памяти телефона хотя бы до того момента, пока не убедитесь в надлежащем качестве товара или услуги.
Платформа ОФД — это оператор фискальных данных, который согласно закону 54-ФЗ, обеспечивает отправку кассовых чеков от продавца к покупателю.
Откуда у продавца номер телефона
Продавец или поставщик услуги может использовать для передачи чека только те контакты (номер телефона, электронную почту), которые получил от самого потребителя. Это означает, что вы оставили контактную информацию при оформлении интернет-заказа или заявки на сайте, и тем самым дали согласие на обработку этих данных для отправки чека.
Продавец, таким образом, передает ваш абонентский номер в автоматические системы кассы и ОФД — для отправки фискального документа, и уже далее чек отправляется на ваш абонентский номер, куда поступает в виде сервисного сообщения от имени магазина, либо от имени ОФД (зависит то того, установил магазин в электронном чеке свое фирменное наименование, или нет).
Продавец не прислал электронный чек: какие санкции
Может быть и обратная ситуация: покупатель ожидает электронную версию чека по e-mail или смс, но продавец ее все не шлет.
По ч. 6 ст. 14.5. на индивидуального предпринимателя или директора компании может быть вынесено предупреждение либо взыскание 2 тысяч рублей. Для самой фирмы санкция более серьезная — штраф до 10 тысяч рублей.
Продавцу в свою очередь следует убедиться, что не произошла техническая ошибка, по которой электронный чек не ушел.
Вот вероятные причины:
На случай, если продавец все-таки выдал бумажный чек, а в электронном виде его не сумел отправить по объективным причинам, есть положительная судебная практика. В арбитражном деле № А56-89619/2019 апелляционная инстанция приняла сторону предпринимателя.
Задачу по отправке электронных чеков покупателям предприниматели и магазины часто делегируют специализированным сервисам оператора фискальных данных. В этом случае чек уходит покупателю вовремя и соответствует требованиям закона № 54-ФЗ от 22.05.2003, и фиксируется доставка адресату.