Для чего нужен танковый биатлон
Танковый биатлон и ещё 15 идиотских идей соревнований для рекламы армии
В подмосковном Алабине второе лето (и в нынешнем году уже целых четыре дня подряд) проходит международный этап соревнований по танковому биатлону — военно-спортивному шоу, по своему размаху и уровню организации не уступающему любому другому спортивному мероприятию. Мы решили разобраться, что собой представляет это необычное состязание и для чего его выдумали, а также предлагаем еще несколько вариантов подобных соревнований в качестве рекламы армии.
Как следует из названия, позаимствованного у любимой многими лыжной дисциплины, танковый биатлон — это состязание между экипажами в искусстве вождения военной машиной, а также точности стрельбы из установленного на ней вооружения. По официальным данным Министерства обороны РФ, такое название, как и сам формат состязаний, предложил лично Сергей Шойгу. И если название, скорее всего, является заслугой министра обороны, то формат мероприятий зародился ещё в самом разгаре холодной войны.
Соревнования подобного рода между танкистами впервые прошли в 1963 году в Западной Германии за приз, учреждённой правительством Канады (в то время на территории ФРГ была развернута 4-я механизированная танковая бригада канадской армии). Главным трофеем в состязаниях была миниатюрная серебряная копия британского танка «Центурион», стоявшего на вооружении почти 20 стран мира. Главной целью состязаний, которые проводились вплоть до 1991 года, претерпевая множество изменений, было сплочение товарищества стран-участниц НАТО, а также стимулирование конкуренции в танковой промышленности и развитие оборонного производства. Постоянными участниками соревнований были экипажи Канады, США, Великобритании, Западной Германии, Нидерландов и Бельгии, а в ходе состязаний во всей красе можно было увидеть в действии американские танки M47 «Паттон II» и M1 «Абрамс» (последний до сих пор является основным боевым танком армии США), немецкие «Леопард 1» и «Леопард 2», а также британские «Центурион» и «Чифтен».
Помимо декларированной цели, мероприятие выполняло и другие задачи. Это были крупнейшие по своим масштабам танковые учения, которые также были направлены на демонстрирование военной мощи Запада в ходе ожесточённой гонки вооружений, перечеркнувшей все вторую половину XX века.
После того как 4-я механизированная бригада армии Канады покинула территорию объединённой Германии в 1991 году, проведение соревнований было приостановлено. Аналогичное ему сегодня проводится только между Канадой и США и не носит такой масштабный характер. По мнению многих западных экспертов, формат мероприятия предполагает существенные финансовые затраты на переброску техники и боеприпасы, поэтому в современном мире не реализуется.
В России решение выйти за рамки простых танковых учений было принято Министерством обороны в 2013 году. В условиях не совсем простого призыва, а также отмены обязательной воинской обязанности в соседней Украине основными задачами, которые ставило перед собой ведомство, были популяризация службы в российской армии и поднятие её авторитета в глазах молодёжи и международного сообщества, а также укрепление боевого содружества.
Впервые танковый биатлон прошёл уже летом 2013 года. Согласно правилам, первый этап соревнований проходит в военных округах (с 2010 года их в России четыре: Западный, Восточный, Южный и Центральный). После этого экипажи команд, показавшие лучшие результаты, приезжают в подмосковную деревню Алабино на территорию учебно-тренировочного комплекса 2-й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии и соревнуются между собой. А лучшие из них участвуют в международном этапе. Танкисты, которые хотят выступить на международном чемпионате, должны сдать нормативы физподготовки, знать военную историю и тактико-технические характеристики своей машины. В прошлом году Россия приняла танкистов из Армении, Белоруссии и Казахстана (тогда наша сборная заняла первое место). А нынешним летом участниками соревнований стали экипажи из Анголы, Армении, Белоруссии, Венесуэлы, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Монголии, Сербии и России. Всего приглашения были отправлено 41 государству, но в связи с напряжённой политической обстановкой многие из них отказались от участия, а более 20 государств прислали своих наблюдателей.
Серьёзные намерения российских военных, а также заявку на будущие соревнования подтверждает и факт регистрации Министерством обороны РФ Международной общественной организации «Федерация танкового биатлона». Так, по словам Сергея Шойгу, организация придаст импульс мировому развитию танкового биатлона и будет способствовать его популяризации.
Сама организация мероприятия в этом году выглядит следующим образом: прибывшие экипажи (по четыре от каждого государства, три основных и один запасной) отправляются для тренировок в находящийся по соседству подмосковный полигон Головеньки 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Боевые машины команд окрашиваются в четыре типа камуфлированной расцветки с преобладанием жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На танках жёлтой расцветки будут выступать команды Анголы, Кувейта и Индии, на синих – Казахстана, Армении и Белоруссии, на красных — Монголии, России и Венесуэлы, на зелёных — Сербии, Китая и Киргизии. Со слов организаторов мероприятия, это необходимо для того, чтобы зрители могли различать участников.
Чемпионат стартовал 4 августа и включает в себя четыре этапа. Первый из них — индивидуальная гонка. В ней экипажи стран разбиваются на три заезда по четыре танка в каждом. Российская сборная выступила во втором заезде вместе с командами Китая, у которых в самый ответственный момент слетела гусеница, Кувейта и Армении. Протяжённость маршрута индивидуальной гонки составляет семь километров и включает в себя три круга. Среди препятствий, которые преодолели танкисты, были брод, косогор, эскарп (крутой внутренний откос рва), противотанковый ров и другие. На огневых рубежах выполнялись стрельбы из орудия по цели «Танк», зенитного пулемёта по цели «Вертолёт» и спаренного пулемёта по цели «РПГ». За промахи и неудачные манёвры (наезд на «мину», сбивание ограничительных столбов) экипажам начислялось штрафное время.
За промахи и неудачные манёвры — наезд на «мину», сбивание ограничительных столбов — экипажам начислялось штрафное время.
Второй этап — спринт. В нём участники пройдут два круга по три километра. За промахи и нарушения к дистанции будут прибавляться по 500 метров. Третий этап — гонка преследования — пройдёт 11–12 августа. Этот вид биатлонной гонки будет проведён по итогам спринта. И в финале 16 августа первые четыре команды, определившиеся по результатам трёх этапов, выявят победителя в ходе эстафеты, которая должна стать самой зрелищной частью турнира. Команды стартуют одновременно и пройдут три круга по четыре километра с двумя огневыми рубежами: стрельба из пулемёта с места и стрельба с ходу из основного орудия, пока этап не пройдут все три экипажа.
По результатам первого этапа соревнований лидировал российский экипаж, что сразу вызвало много споров среди экспертов. Так, по мнению некоторых блогеров, танк российской команды Т-72Б3 по сравнению с устаревшей модификацией Т-72Б, на которой выступают все остальные участники чемпионата (кроме Китая), ехал на порядок быстрее. Но в условиях соревнований прописано, что каждая команда должна выступать на тех танках, что стоят у неё на вооружении. Так, к примеру, Кувейт планировал привезти американские М84 или М1А2 «Абрамс», но всё же выступил на Т-72Б. Китайцы — единственные, кто привёз свой танк — Type 96A, однако он пока не показал себя должным образом: на одном из этапов у машины была повреждена гусеница, и экипажу оперативно пришлось его заменить.
В разрезе чемпионата, по словам некоторых представителей Министерства обороны, нынешние соревнования выполнят немаловажную задачу — покажут уровень подготовки танкистов разных стран. В случае с Китаем российские специалисты смогут оценить специфику и технику нашего восточного соседа. Также, по мнению силовиков, подобный формат мероприятия сможет найти новых покупателей наших танков на мировом рынке. Однако не все представители военной профессии положительно отзываются о мероприятии. Так, например, многие эксперты отмечают несоответствие дистанций огневых рубежей тем, что могут быть в реальном бою. А сами упражнения и манёвры морально устарели.
По мнению силовиков, подобный формат мероприятия сможет найти новых покупателей наших танков на мировом рынке.
Ещё раз о «танковом биатлоне». Зачем он нужен
Сразу хочу вынести за скобки мнение уважаемого генерал-майора о «глубине пропасти, в которую скатилась наша армия», и о «развале армии под новые фанфары». Всё это — позиция Сергея Алексеевича, которую он давно и последовательно отстаивает. Выскажу своё мнение только по поводу аргументов, которыми обосновывается вред от новой формы подготовки экипажей.
Трудно согласиться с тем, что танковый биатлон — это «обыкновенное упражнение, которое давно и окончательно устарело как идеологически, так и практически, только увеличивая дистанцию пробега между показами целей на рубежах, без всякой тактической и практической пользы».
Танковый биатлон действительно содержит стандартные упражнения танкового экипажа: вождение, преодоление препятствий, поиск целей, практическая стрельба из штатного вооружения танка. Каждое из этих упражнений, отрабатывает базовые навыки членов экипажа. И трудно пронять, какой из этих навыков устарел или не имеет практической пользы. Но от стандартных упражнений, танковый биатлон отличается тем, что упражнения выполняются не по отдельности, а объединены в комплекс. Причём весь комплекс выполняется на общее зачётное время. И не по нормативам, а по соревновательному принципу.
Скорость, с которой экипажи вынуждены выполнять упражнения, — положительно сказывается на слаженности его действий, а так же на чёткости выполнения членами экипажа отдельных операций (вождение, обнаружение целей, подготовка к стрельбе). Все эти операции экипаж будет выполнять в реальном бою, и от того, насколько они отработаны в условиях жёсткого ограничения времени, — польза вполне реальна.
Так же не совсем понятен следующий упрёк:
«…нам предлагают разнести цели по этапам, искусственно создав облегчение для экипажа, так как он будет знать последовательность (всего три варианта в лучшем случае) показа целей, а значит, и последовательность действий».
А стрельба на предельные дальности (3–4 км прямым выстрелом) возможна только на открытой местности (в поле, в пустыне), что не является слишком распространённым условием боя. Условия местности, распространённые у нас, в основном позволяют вести прямой огонь на дальностях до2 км.
«…расчета противотанкового гранатомёта не существует в природе (посмотрите массу видео со способами применения ПТУР и РПГ в Сирии). Это где можно увидеть группу пехоты и расчёт РПГ в виде самоубийц, бросающихся на танки. Да самая эффективная стрельба будет максимум с 200 м для РПГ и 1000 м для ПТУР, но эти цели будут так замаскированы (в обороне, в городе еще меньше дистанции), что разглядеть их на возвышающихся брустверах и строго по курсу движения танка не будет никакой возможности».
«…Ну и шедевр НСВТ против ПТУР, за это нужно ставить бюст на родине героя. Так, ПТУР нужно уничтожать орудием и гарантированно, так как это самая опасная цель, если танк противника к этому времени не уничтожит наш танк. Понимаю, если бы с НСВТ нужно было поражать вертолёт или ракету, выпущенную с него (с диаметром цели, равной настоящей ракете), патронами с дистанционным подрывом направленного пучка осколков, тогда это действительно полезный элемент».
Тем не менее, от крупнокалиберных пулемётов на танках пока никто не отказывается. Это дополнительное огневое средство, которое командир танка может использовать, ведя непосредственное наблюдение за обстановкой (не через приборы). Что же касается встающих мишеней, то они лишь условно изображают ПТУР и противотанковое орудие. Возможно, было бы полезно устанавливать мишени для НСВТ в оконных проёмах, что имитировало бы наиболее частое его использование во время боя в застройке. Но это уже вопрос к оборудованию танковых полигонов.
Теперь хотелось бы сказать несколько слов об условиях современного боя. Уважаемый Сергей Алексеевич сразу делает оговорку, что под настоящим боем с применением танков подразумевает крупномасштабную войну, а вовсе не борьбу с бандформированиями:
«Для понимания всей глубины пропасти, в которую скатилась наша армия с такими предложениями, давайте посмотрим, а каким будет настоящий бой с применением танков, которых у нас осталось совсем немного, в крупномасштабной войне. Первое: противник, который развяжет крупномасштабную войну, будет превосходить нас по большинству показателей, разведке всех видов, составу и организации соединений (Китай имеет дивизии, а США свои 10 дивизий никогда не сокращали), количеству бронетехники, включая танки, наличию подавляющего превосходства в противотанковых вертолётах и господству в авиации, не говоря уже о боевом опыте, обученности и обеспеченности личного состава и наличию современного вооружения».
Мне сложно спорить относительно вероятности полномасштабной войны ядерных держав. Она, безусловно, возможна в том случае, если нашему противнику удастся каким-то образом ликвидировать возможность ответного ядерного удара. Но ситуация в Сирии подсказывает, что НАТО не спешит осуществить прямую военную агрессию, пока объект агрессии не истощён длительной войной малой интенсивности, в которой войскам противостоят бандформирования. А значит, танкистам надо готовиться как минимум к боевым действия разной интенсивности и с противником, имеющим различную мощь.
Но при боевых действиях любой интенсивности, повторюсь, базовые навыки экипажа (вождение, поражение целей) — должны быть отработаны и отточены. И именно эти навыки и закрепляет танковый биатлон, причем в условиях, усложнённых по сравнению со стандартными полигонными занятиями.
Третье: только после такого тёплого приёма наш танк одновременно будет вести борьбу с танком противника и его пушкой, эффективно стреляющей на 3000 м и отделением пехоты, вооружённым ПТУР Javelin, эффективно поражающим танк в верхнюю полусферу с дальности от 50 до 2500 м. Пехоты, открыто расположенной и бегущей в атаку на танк, здесь не предвидится, как не предполагается и бросаться под танк с «коктейлем Молотова».
«Четвёртое: применение танков нецелесообразно без пехоты, а значит, совместно с танком должно действовать как минимум мотострелковое отделение, а то и взвод, правда, на значительном удалении при наличии старой техники, или в боевых порядках при действиях на тяжелых БМП, которых у нас нет пока в природе. Здесь нужно еще констатировать, что совместно с танком БМПТ и БМП было бы хорошо видеть самоходное тяжело бронированное орудие с управляемыми боеприпасами типа «Сантиметр» и тяжело бронированную ЗСУ как минимум.
Пятое: современный бой потребует от экипажа не ускоренного перемещения по открытой местности, от ПТУР не убежишь, а поиска оптимального маршрута движения, при выдвижении вперед, действий только в составе группы техники и пехоты, под прикрытием одних и перемещением других (последовательно, параллельно и т.д.), с использованием средств маскировки, в том числе и «Тучи» и т.д. Современный бой это только групповой бой всех средств, и артиллерии, и ПВО и авиации и танков и пехоты, которым нужно управлять, отдавать указания, принимать решения, руководить огнём и манёвром.
Шестое: бой в городе или населённом пункте, как основном очаге сопротивления в любом конфликте, требует и особого подхода, и здесь не нужна скорость движения, здесь нужны тактика применения и расчёт, основанный на данных разведки и использования укрытий».
«Седьмое, и основное: в современном бою основную роль будет играть умение командира машины или подразделения руководить целым комплексом вооружений, а именно, вызывать и корректировать удары авиации и артиллерии, наводить ударные вертолёты на цели, выявленные в ходе выдвижения или скрытого расположения в засаде. Нужно выбирать приоритеты в уничтожении целей (при их значительном насыщении на мишенном поле и разнообразии вариантов показа), организовывать скрытое перемещение или бросок под прикрытием огня артиллерии, идти за огневым валом (что никогда сейчас не практикуется), прикрывать действия соседних машин, управлять действиями пехоты. И решать одновременно ещё целый комплекс других важных задач, включая получение информации и доклад обстановки».
Ещё раз хочу подчеркнуть, что по данному вопросу высказываю своё личное мнение. Мои знания и опыт не идут ни в какое сравнение со знаниями и опытом уважаемого генерала. И поэтому буду рад, если своё мнение выскажут танкисты или Сергей Алексеевич.
Плюсы и минусы танкового биатлона
Большой популярностью сегодня пользуется танковый биатлон, который проводится по инициативе Минобороны России. В основу этих соревнований положены стандартные упражнения для танкового экипажа, такие как вождение танка, преодоление сложных препятствий, обнаружение целей и стрельба из штатного вооружения бронемашины.
Все эти упражнения помогают экипажам отработать основные навыки. Упражнения выполняются комплексно на общее зачетное время и не по нормативам, а принципу соревнований «кто быстрее».
Современный бой характеризуется атакой всеми видами огневых и ударных средств, имеющихся на вооружении с максимальных дистанций. Умение экипажа проходить круги танкового биатлона за счет скорости и прыжков не поможет уклониться от града боеприпасов противотанковой авиации и артиллерии.
В бою от экипажа потребуются не скоростные перемещения по открытой местности, от ПТУР так не «сбежишь», а слаженные совместные действия в составе группы бронетехники и пехоты, поиск наилучшего маршрута передвижения, использование средств маскировки.
При боевых действиях в городе нужна не спешка, а особая тактика применения танков, основанная на разведданных с использованием укрытий.
Но, с другой стороны, у танкового биатлона есть свои плюсы. В частности, он показывает индивидуальное мастерство танкового экипажа, даёт возможность принимать решение в условиях конкуренции. Это не подготовка тактических групп или танковых подразделений, а тренировка именно экипажей. И в данном контексте танковый биатлон всё же может рассматриваться не только в качестве «представления для зрителя», но и как один из методов подготовки танкистов.
Вполне возможно, что интерес к танковому биатлону ещё больше бы вырос, если бы расширился «модельный ряд» применяемой техники (в том числе техники других стран) и круг упражнений для её экипажей.
Что такое танковый биатлон: правила и участники
Как проходит танковый биатлон?
Правила танкового биатлона просты. Экипажам необходимо как можно быстрее ехать на танке по трассе и при этом поразить все мишени из орудий. В состязаниях пять дисциплин, которые фактически взяты из обычного биатлона: индивидуальная гонка, спринт, гонка преследования, спортивный этап и эстафета.
В первый день чемпионата проводится индивидуальная гонка, на которой определяется самый быстрый экипаж. Танкистам предстоит пройти три круга длиной семь километров с тремя огневыми рубежами. На маршруте танку нужно преодолеть множество препятствий: косогор, брод, эскарп, мины, противотанковый ров. За промахи начисляется штрафное время.
Гонка преследования — соревнование на скорость и точность, которое экипажи начинают с учетом отставания, образовавшегося по итогам спринта. Экипажам полагается проехать три круга по четыре километра с остановкой на двух огневых рубежах. За каждый промах также начисляется 500 метров штрафного круга.
Наконец, завершает чемпионат эстафета — в ней принимают участие лучшие сборные, каждая из которых выставляет по три экипажа. По очереди каждый экипаж должен пройти три круга по четыре километра с двумя огневыми рубежами, включая стрельбу по мишени на ходу. За каждый промах — 500 метров штрафного круга.
Кто примет участие?
Участниками танкового биатлона в этом году стали Россия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Венесуэла, Вьетнам, Зимбабве, Иран, Казахстан, Киргизия, Китай, Куба, Кувейт, Лаос, Мьянма, Монголия, Сирия, Сербия, Уганда, Узбекистан, Шри-Ланка и ЮАР. Кстати, Россия также приглашала на чемпионат представителей НАТО, но те отказались.
Большинство государств используют предоставленные организаторами проверенные танки Т-72Б3. Однако в прошлом году представители Китая соревновались на собственных танках аналогичного класса Type–96B, а команда Белоруссии выступала на Т-72БМЭ — эти бронемашины модернизировались силами белорусских специалистов.
Всего Россия подготовила для участников танкового биатлона более 100 танков Т-72Б3. Боевые машины распределяли по командам обычной жеребьевкой, все сборные получили по четыре танка. Цвет камуфлированной окраски для каждой сборной свой, он также определяется жеребьевкой. Однако чемпион мира традиционно красит свои танки в красный цвет.
Отбор в российские экипажи для танкового биатлона стартовал в российской армии еще в декабре 2018 года. Сначала соревнования проводились в полках и дивизиях, затем — в округах. Только потом состоялись всеармейские состязания в июне, из национальных чемпионов сформировали сборную. Кстати, есть интересное правило — победителей прошлых лет к соревнованиям не допускают.
О честности, нечестности и танковом биатлоне
Международные армейские игры («Армия-2018») проходят уже в четвертый раз. Соревнования каждый год расширяют число участников, и конкурсов и дисциплин тоже прибавляется. Хотя, надо сказать, в этом году по неизвестной и не объявленной официально причине не состоялся международный этап конкурса зенитно-ракетных войск ПВО «Ключи от неба», хотя армейский этап был.
Разумеется, разные конкурсы вызывают разный интерес. Многие, скорее всего, интересны узкому кругу сопричастных, а прочих интересует, кто выиграл в итоге, и более ничего. Разумеется, основные виды, такие как «Авиадартс», «Суворовский натиск» (биатлон на БМП), «Десантный взвод», «Отличники войсковой разведки», «Морской десант» и прочие — также вызывают немалый интерес, но «биатлон» интересен куда больше, ведь с него все это и начиналось в 2013 г.
Кстати, по поводу других номинаций — в большей части видов побеждают наши, где-то выигрывают китайцы, немало побед у казахстанцев, есть конкурсы, выигранные иранцами, и так далее. Есть номинации, в которых многое решает место проведения — например, совершенно не удивляет победа китайцев на «Суворовском натиске», машины в этот раз были примерно равнозначными (наши были на БМП-2, китайцы были на модернизированной БМП примерно схожего уровня, хотя было бы интереснее взглянуть на «битву» модернизированной БМП-3 и ZBD-04A, также родственных машин, но иного поколения), а вот родной полигон «накатать» куда проще, чем чужой. Также не удивляет их же победа в Китае на конкурсе морской пехоты, где все ездили на китайских БМП (китайский аппарат весьма специфичен, и если на суше, скажем, с ним соперничать можно, то плавает он точно быстрее всех возможных конкурентов). Или снайперский конкурс, проходивший в Белоруссии — победа белорусов совершенно не удивляет.
Высокому результату наших ВКС на «Авиадартсе», с их-то немалым реальным боевым опытом и техническим уровнем машин, также не стоит удивляться, тем более что в этот раз конкурс происходил у нас. Где-то же решает удача и умение, точнее, тот уровень, который удалось показать в данный момент. В целом, это, конечно, армейский, но спорт, и именно на международных этапах «спорта» больше, чем собственно «армии» (скажем, танковый биатлон в этом году на внутриармейском этапе был взводным соревнованием, куда более близким к привычным соревнованиям, нежели к гонкам со стрельбой, которыми является международный этап).
Но больше всего интереса вызывает, конечно, «Танковый биатлон». Это как медали, скажем, зимней олимпиады — все важны, но кто выиграет в хоккее — интересует всех куда больше, чем все прочее. Основными претендентами на победу, как и в предыдущие годы, являются наши танкисты, а также сборные КНР, Белоруссии и Казахстана, которые лидировали и в индивидуальных заездах, и в полуфиналах, и отобрались в итоге и в финал. Причем шансы наших оцениваются наиболее высоко, китайские и прочие — пониже (на момент написания материала результат финала еще не был известен).
При этом почему-то периодически приходится слышать и читать достаточно странные мнения о некоей нечестности соревнований международного этапа по «Танковому биатлону». Мол, нечестные мошенники из МО РФ ездят на лучших танках, нежели те, что предоставляют другим командам — все ездят на обычных Т-72Б3, а вот у россиян танк-то совсем другой! Хотя комментаторы соревнований и утверждают, что танки Т-72Б3 у всех команд совершенно одинаковы.
На самом деле это не так и это, в общем-то, секрет Полишинеля. Все команды, кроме сборных России и Белоруссии, ездят на обычных Т-72Б3 образца 2011 г., оснащенных двигателем В-84МС мощностью 840 л.с. Российская команда раньше выступала на так называемых «биатлонных» Т-72Б3, часто их зовут Т-72Б4, хотя официально никто их так не называл — это были танки, оснащенные 1130-сильным дизелем В-92С2Ф и массой других полезных «наворотов», в том числе и командирским панорамным прицелом с тепловизионным каналом. Танков таких было выпущено порядка 30, примерно на батальон, и использовались они большей частью для соревнований, потому и заслужили такое прозвище. Однако сами по себе огневые дисциплины на «биатлоне» достаточно несложны и порой не то, что панорама там не нужна (является лишним весом), но даже и основным многоканальным прицелом наводчика ПНМ «Сосна-У» часть экипажей не пользуются, стреляя по старинке через прицел-дублер 1А40-4 (ну это на Т-72Б3 1А40 — дублер, а на обычной «Бэшке» был основным). Затем на вооружении ВС РФ появились танки Т-72Б3 образца 2016г., они же «Т-72Б3 с усиленной защитой», они же, неофициально, Т-72Б3М, а официально теперь зовутся «Т-72Б3 с улучшенными боевыми характеристиками», Т-72Б3 УБХ. Они также оснащаются двигателями мощностью 1130 л.с. (что и важно применительно к соревновательной практике, где «бег» куда важней на данном этапе, чем стрельба), но панорамы там нет.
Этих танков все больше в войсках, и совершенствование серии Б3 будет продолжено и далее. И дело тут не в мифическом «отказе» от Т-14 «Армата», который так модно обсуждать в Интернете и СМИ, после очередных маловразумительных речей, а в том, что танков нужно куда больше, чем раньше мыслилось, и не против всех противников нужен супертанк. Никуда «Армата» не денется и никто от нее не отказывается, но совершенно очевидно, что оснастить всю армию ими быстро не получится и не нужно, тем более в условиях постоянного формирования новых соединений это и невозможно при куда более солидном финансовом обеспечении. А неадекватные массовые реакции на различные странные выступления начальствующих лиц у нас своего рода традиция. Кое-кто продолжает эту «волну» разгонять метлой, не гнушаясь и фальшивками. Примером тому публикация РБК на днях о якобы новом робототехническом комплексе на базе Т-72, создаваемом якобы взамен того, что на базе «Арматы», от которой «отказались» — в реальности ребята просто увидели одну презентацию в Сети и выдают кое-что там описанное за реальную ОКР. А партию в сотню машин для войсковых испытаний именно для «отказа» изготавливают? А серийное производство на УВЗ готовят каких машин? Но мы отвлеклись, у нас Т-14 пока на «биатлоне» не выступает. Хотя очень бы хотелось, наверное, многим, его там увидеть.
Действительно, и в этом, и в предыдущем году российская команда ездила на танках, внешне выглядящих как обычный Т-72Б3 (танк с УБХ отличается динамической защитой «Реликт» на бортах и рядом других заметных деталей), с точно так же снятыми с бортовых экраном модулями ДЗ, как и у всех, но несложно, взглянув на выхлопной патрубок, понять, что двигатель там В-92С2Ф. В общем, не так важно, взяли это танки образца 2016 г. и убрали с них не нужный на соревнованиях защитный обвес, или сняли панорамный прицел с «биатлонной» версии — результат почти одинаков. Также, если взглянуть на танки других команд, то видно, что такой же двигатель и у братьев-белорусов. И тут нет ничего удивительного, именно танки Т-72Б3 УБХ Белоруссией теперь закупаются, и они могли и приехать со своими машинами, как это делают китайские товарищи с ZTZ-96B (или, если точнее, с танками, выглядящими одинаково со строевыми танками этой модификации), и договориться с россиянами о предоставлении в пользование таких же, как закупаемые, машин — тоже могли.
А всем остальным предоставляются Т-72Б3 с 840-сильным дизелем. Бесплатно, заметьте, и, учитывая число участников и то, что каждой команде положено по 4 только «ездовых» танка, набирается их на целый танковый полк! Простите, но у нас, конечно, уже много Т-72Б3 (их число значительно перевалило за 1 тыс. и было это достаточно давно), но это и для нас немало, а для какой-нибудь европейской державы типа Германии, Франции или Италии это будет половина танкового парка, если боеспособные машины посчитать, то еще неизвестно, наберется ли столько. А тут — пожалуйста, добрые русские дают тебе танки, только езди и стреляй. Гости и ездят, и стреляют, и танки расходуют ресурс, и весьма быстро, потому что и нагрузки очень велики, ведь в обычном режиме эксплуатации танки не носятся на максимальной скорости или за паспортными величинами, не прыгают при этом так, что или утыкание ствола происходит (не раз наблюдалось, еще повезло, что ни разу пушку никому не разорвало от оставшегося в ней грунта), или даже башня вверх подлетает (в этом году это случилось с казахстанцами, а также с китайцами, но у тех танки свои, и их нам не жалко). Были и серьезные поломки, и ремонт машинам после соревнований потребуется. Более того, пришлось даже ужесточать регламент, вводя наказания за серьезные поломки танков по вине экипажей, и список там немаленький. Так с чего бы нам еще всем предоставлять танки самой новейшей модификации, и тоже бесплатно?
В свое время гостям предлагали альтернативу, когда россияне ездили на «панорамной» версии Т-72Б3 — или бесплатно обычный Т-72Б3, или за разницу в стоимости получите такой же «биатлонный» танк. Никто почему-то не соглашался. Очевидно, что это же правило действует и сейчас. К тому же России, в общем, выгодно предоставлять свою технику с точки зрения коммерции — кто-то в итоге может и заказать себе похожую модернизацию Т-72 или купить новые танки Т-90С или МС.
И свои танки Россия тоже никому не запрещает привозить. Что мешает иранцам привезти что угодно из их обширного паноптикума — хоть «Чифтен», хоть М60, хоть Т-72С, хоть «Зольфагар-3» и «Каррар» своей разработки? Ничего, кроме нежелания тратить большие деньги на транспортировку и опасений проиграть с треском на или устаревших, или явно сырых изделиях. Что мешает сделать это же самое другим? Тоже ничего, ведь китайцы возят — для них возможность посоревноваться с бронетехникой «боевого народа» (как нас там часто зовут даже в официальной китайской прессе) стоит дорогого, и им очень хочется когда-нибудь выиграть, и такое может произойти — это все же спорт. А израильтяне, участвующие в ряде конкурсов, могли бы привезти «Меркаву» (другой вопрос, что ей там ничего не светит по целому ряду причин, и они это понимают, а отрицательный пиар им не нужен). Сборная ЮАР могла бы привезти свои Olifant-1B — но ведь это дорого для нынешней ЮАР. Индия привозила свои Т-90С, но вышло не очень хорошо, танки они свои тогда попортили. Но можно же попробовать еще — чего же не стали? Такие же танки может привезти и Азербайджан, а у Кувейта и «Абрамсы» М1А2 имеются — но ведь не хотят, а ездят на бесплатных танках. Когда еще Крым был не наш и американцы с натовцами еще делали вид, что они нам «друзья» и собирались приехать на наш танковый биатлон, мы ожидали, что кто-то из них приедет со своими танками и ждали их (и рассматривали различные варианты ответа, плодом чего явился и «биатлонный» Т-72Б3, и как вариант планировался и Т-80У). Хотя американцы и немцы, например, готовились выступить на Т-72, да потом очень удачно появился повод отказаться. Но если бы привезли «Абрамсы» и «Леопарды-2» (при всей слабости этой машины как танка для боя, соревновательный противник она сильный), то было бы и интересно, и никто, уверен, про «неодинаковость» танков из нынешних критиков не заикнулся бы.
Так что упреки про нечестность выглядят достаточно странно и ангажированно. Почему-то от самих танкистов их не услышишь, в том числе и от иностранных, тем более, у многих стран-участников Т-72 водятся, а вот модернизированных машин уровня Т-72Б3 нет, и им интересно на них ездить. Другое дело, что в любом спорте полно своих маленьких хитростей. Например, команды по-разному прорезают отверстия в передних грязезащитных щитках и бортовых экранах, чтобы танку при прыжке с разгона в воду не «раздуло» эти экраны водой, и потом танк не задевал этими «пышными юбками» за столбики и не зарабатывал штрафы. Используются разные приспособления и хитрости для улучшения обдува и вентиляции двигателей. У российских танков установлены ведущие звездочки увеличенного диаметра. Китайцы и вовсе имеют танк, который даже официально значительно легче наших, а сколько он весит на самом деле — вопрос. Учитывая китайские хитрости прошлых лет вроде пользования «дырой» в правилах, разрешающей использование подкалиберных выстрелов вместо практических кумулятивных (что значительно упрощает прицеливание) — от наших китайских друзей можно ждать любых вывертов.
Но это вполне нормально для технических видов спорта. Когда люди смотрят автогонки, мотогонки, или, скажем, велогонки, никто же не возмущается, что велосипеды или болиды у всех разные? А лыжники на биатлоне отчего все не бегают с одинаковыми винтовками? Чего же танки-то должны быть такими? Потому, что личностями с либеральным перекосом мозга хочется за что-то «попинать ненавистный режим»?
К тому же двигатели и прочие ухищрения — это еще не все на танковом биатлоне. Решает в конечном итоге экипаж. Умение механика-водителя, меткость наводчика-оператора или командира. Или, скорее, крепкие нервы, потому что промахи на таких соревнованиях носят куда более нервический, нежели технический характер. Достаточно пару раз промазать и сбить несколько столбиков — и полученные два штрафных круга и несколько контрольных штрафных остановок «съедят» то, что можно выжать на прямых за счет двигателя. И тому немало примеров. Так, более быстрые формально танки белорусов не позволили им выиграть в третьем полуфинале у казахстанских танкистов. Собственно, за подобные неожиданности и за борьбу технические виды спорта мы и любим, а ТБ все же спорт, пусть и на танках.