Для чего нужен тренинг
Кому и зачем нужны тренинги
«Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2012, N 11
КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТРЕНИНГИ
Сегодня тренинги являются самым актуальным инструментом для профессионального и личностного развития. В статье рассмотрены разновидности тренингов и цели их использования в бизнесе. Приведен практический пример эффективного использования тренинговой сессии при подготовке аспирантов и молодых ученых к работе со студентами. Показано, как тренинговые методики способствуют развитию личности, повышают уверенность в своих возможностях и перспективах.
Проведем аналогию. При подготовке научного доклада следует придерживаться правила ответов на вопросы: «Что? Кому? С какой целью?». Главное, чтобы сам автор мог быстро и четко ответить на эти вопросы. На эти же вопросы нужно отвечать и при подготовке тренинговых сессий.
Как тренинг соотносится с обучением?
В процессе тренинга участник может получить ответы на вопросы, которые не мог решить для себя в течение продолжительного времени. Все знания, полученные при помощи тренинга, усваиваются без особых усилий и готовы к немедленному использованию. Для многих высокая интенсивность тренировки создает впечатление искры в двигателе внутреннего сгорания.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку одного или нескольких навыков. Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.
Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он сочетает в себе элементы психотерапевтической группы и формирования навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг предназначен для развития навыков персонала с целью успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности и управленческих взаимодействий.
Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых для роста показателей эффективности деятельности организации.
Более подробно остановимся на результатах бизнес-мастерской с членами Совета молодых ученых и специалистов (СМУС) Самарского государственного технического университета, подготовленной и проведенной руководителями Студии практической психологии и бизнес-консалтинга «ЭКО-тренинг». Участниками были аспиранты и молодые ученые, имеющие опыт работы по организации студенческой научной работы в Молодежном научном обществе (МНО) от 1 до 3 лет.
При помощи специально организованных дискуссий, командных и активных игровых упражнений участники пришли к общему мнению о командной работе, значении неформального общения для построения деловых отношений и о важности вклада каждого члена команды в рабочий процесс.
В ходе стратегической сессии обсуждались вопросы: 1. Моя роль в СМУС. 2. Цели и задачи СМУС.
Группой были разработаны новые каналы распространения информации о стипендиях через председателей МНО и научных руководителей.
Участники тренинга дали описание проблем, возникающих при организации научной работы со студентами.
В результате дискуссии участники поделились своим опытом привлечения студентов к научной деятельности.
Тренинг позволил раскрыть потенциал каждого участника, а также оценить его профессиональную компетентность. Обратная связь от участников программы, записанная на видеопленку, а также отчет тренеров о проведенной бизнес-мастерской, где нашли отражение все предложения и замечания участников, были представлены руководству отдела координации научных исследований СамГТУ. После ознакомления с отчетом о проведенном тренинге руководством было принято решение проводить подобные мероприятия с членами СМУС не реже чем раз в квартал для обмена опытом и обсуждения не только текущих, но и стратегических вопросов. Используя результаты тренингов, руководители подразделений могут определять кандидатуры для выдвижения в кадровый резерв.
Таким образом, результатом участия в тренинговых программах являются:
1. Освоение новых приемов в работе.
2. Оперативное получение подробного ответа по интересующей теме как альтернатива самостоятельной работе с бесконечными источниками информации.
3. Получение информации о том, что нового происходит в мире по интересующей теме (новые законы, акты, инструкции, книги, тренеры, фильмы).
5. Обмен опытом с коллегами, имеющими аналогичные цели и задачи.
6. Возможность немного отвлечься от своего основного занятия, причем отвлечься в пользу решения стратегических задач [3].
1. Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России. 2001. 208 с.
2. Безносов С. П., Волков И. П., Воронина О. В. и др. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Питер. 2001. 352 с.
3. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер. 2011. 160 с.
Что такое тренинг и зачем он нужен
В массовом понимании тренинг – это сочетание приятного общения с получением новых знаний. Некоторые даже воспринимают его как одну из форм досуга, и увлекаются тренингами, как туризмом или театральными пьесами. Но в образовательной индустрии под этим термином подразумевают, прежде всего, активное обучение, имеющее целью общее развитие в заданной области и значительно отличающееся от обычного приобретения знаний в школах, колледжах, университетах и т.д.
Определение тренинга
Круг учебных методик, попадающих под понятие «тренинг», довольно широкий. У него есть сходства с другими формами обучения – лекциями, семинарами, курсами, и иногда некоторые учебные организации под его видом проводят именно эти мероприятия. Те, кто не осознают между ними разницы, рискуют «узнать много нового», с которым, к сожалению, потом «нельзя ничего сделать». Чтобы не получить на выходе разочарование и сожаление о напрасно потраченных времени и деньгах, давайте разберемся, что такое тренинг, для чего он нужен и как по внешним признакам отличить его от других образовательных форматов.
В отличие от тренинга, на лекциях и семинарах можно узнать много нового и интересного, но невозможно приобрести умения, как нельзя научиться плавать, наблюдая за плывущими по монитору слайдами. Исходя из этого, тренингу можно дать следующее определение – это занятие по передаче знаний, которые невозможно передать словами.
Мир тренингов богат и разнообразен, и единой общепризнанной классификации их нет, но, в зависимости от направленности воздействия и изменений их обычно разделяют на следующие виды.
Обучающий
Обучающие тренинги – это тренировки, направленные на формирование и выработку определенных навыков, жизненных или профессиональных. Они мало связаны с приобретением новых знаний и по характеру нередко напоминают натаскивание (делай, что говорит тренер, и научишься играть на гитаре, управлять автомобилем, плавать, быстро читать и т.д.). Их результат заранее очевиден – раньше не умел, теперь умеешь.
Тематическая направленность тренингов по наработке навыков, важных для повседневной жизни, весьма разнообразна. Сюда относят некоторые виды тренировок:
В сфере личностного роста к обучающим можно отнести тренинг знакомств, макияжа, скорочтения и т.д. Они не расширяют общую картину мировоззрения, но вызывают позитивные внутренние изменения. Так, парень, для которого знакомство с девушкой ранее было неразрешимой задачей, легко с ней справится после прохождения тренинга по технологии знакомств. С добавлением в свой арсенал знаний и умений какого-то прикладного, сугубо практического навыка происходит повышение самооценки – появляются личностные изменения.
В деловой среде обучающие тренинги настолько популярны, что их смело можно отнести к неформальным способам профессионального обучения работников. Зачастую их устраивают сугубо для сотрудников одной организации прямо на рабочем месте – ради усовершенствования профессиональных навыков. Что же такое тренинг на работе?
Тренировки, развивающие у сотрудников определенные навыки, имеют должностную и профессиональную ориентацию. Пальму первенства удерживают тренинги по совершенствованию навыков рядовых сотрудников – представителей профессий, в которых определяющим фактором является эффективность общения. Источником нового знания на них, как правило, становится не личный опыт, а готовые (взятые извне) поведенческие модели, приемы и техники, которые отрабатываются до тех пор, пока обучающиеся не станут выполнять их «на автомате», не задумываясь.
В коммерческих организациях это тренинги по технике ведения переговоров, продаж, обслуживанию персонала и проведению презентаций. Они охватывают универсальный блок вопросов. Например, на любом тренинге по продажам «продающего» менеджера обучат прорабатывать каждый момент его взаимодействия с клиентом (устанавливать с ним контакт, выяснять потребности, правильно презентовать продукт, отвечать на возражения, вести переговоры о цене, удерживать с помощью эффективных приемов и т.д.). Тематика занятий для сотрудников социально-ориентированных (некоммерческих) организаций подбирается более индивидуально, на заказ конкретной группы (например, тренинг для психотерапевтов по отработке навыков работы с пациентами).
Личностного роста
Цель тренингов этого вида – помочь навести порядок в голове и жизни, а их формат близок к психотерапевтической работе. Подобные мероприятия рассчитаны на людей, оказавшихся в сложных ситуациях, с которыми они не могут справиться сиюминутно и оттого начинают паниковать. В процессе занятий под руководством тренера проигрываются все варианты разрешения трудностей.
В зависимости от объекта приложения усилий можно выделить следующие типы тренингов личностного роста:
Личностно ориентированные тренинги обычно проходят в форме групповой встречи (сессии), во время которой люди общаются друг с другом, выражают себя и свои чувства различными способами. Среди участников встречаются студенты, бизнесмены, домохозяйки и супружеские пары.
Однако решение о посещении подобного мероприятия не должно быть скоропалительным. С одной стороны, человек, у которого в жизни «что-то не клеится», на занятиях не чувствует себя оставленным наедине со своими трудностями – вокруг него такие же, как он, и от этого уже становится легче на душе. Но если он не готов публично обсуждать свои проблемы, нарушение «личных границ» и вторжение на «личную территорию» может вызвать дискомфорт и негативные эмоции. Кроме того, во время тренинга участникам придется выполнять упражнения, смысл которых порой неочевиден, и делать то, что они не совсем понимают (например, просить денег у прохожих на улице), и при этом их будут «растормаживать» и дергать «за разные ниточки». Некоторые практики и вовсе проходят под загадочную музыку и в состоянии близком к гипнозу. Поэтому решаться на такую эмоциональную встряску стоит лишь тем, кто действительно готов меняться.
Коммуникативный
На коммуникативных тренингах обучают владеть собой и говорить уверенно в любой ситуации, а также дают массу других полезных навыков. Перечень рассматриваемых тем здесь очень обширный, и охватывает все виды наших контактов с окружающими, поэтому прежде, чем записаться на занятие, стоит определиться, чему именно хочется научиться.
Обучение проходит в игровой форме, путем разыгрывания различных жизненных ситуаций, которые могут произойти в семье, на работе, в общественном заведении – везде, где есть люди.
Что дают
Разбирая виды тренингов, мы уже вскользь коснулись того, зачем они нужны. Попробуем обобщить, какие же ценности несет подобный формат обучения.
Главный «плюс» тренингов – это возможность учиться не на своих, а на чужих ошибках. Выполняя специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации в искусственно созданных, безопасных условиях, осознавая полученный опыт, человек успешнее преодолевает трудности в повседневной жизни.
Среди его минусов зачастую можно выделить недостаточный профессионализм тренеров и непонимание участниками цели своего прихода на тренинг.
Хороший тренер не учит жизни, но заводит людей энергетически, выводит из так называемой «зоны комфорта», побуждает получать новые знания и попутно что-то делать, закреплять их на практике, изменять устоявшиеся представления. Если же ведущий заявляет, что «знает ответы на все ваши вопросы и готов решить все ваши проблемы», скорее всего вы напрасно потратите деньги. Прежде, чем записаться на занятие, стоит удостовериться, что тренер прошел специализацию и имеет тренерский опыт.
Однако даже профессионально проведенный тренинг может оказаться неэффективным, если нет четкого понимания цели прихода на него (например, за компанию). Не видя смысла в обучении, участник не видит и дальнейшего направления своего развития. В этом плане очень удачно заметил С. Кинг: «Привести лошадь к водопою можно, заставить напиться – нет».
Стоимость
Стоимость участия зависит от нескольких факторов:
Тренинг: что это такое и рекомендации по его поведению
Тренинг — это форма обучения, характеризующаяся небольшим периодом проведения и высокой информативностью. Они проводятся в онлайн и оффлайн форматах с любым числом участников. Его принцип в передаче полезны знаний тренером аудитории.
Тренинг может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Его можно назвать аналогом мастер-класса с парой отличий: во-первых, здесь дается информация, но почти нет практики, а во-вторых, здесь происходит более детальное и интенсивное погружение в тематику. Спикер умеет доносить информацию, а у слушателей есть больше времени для ее освоения. При этом данные удобно структурированы, поэтому даже большой объем нового легко усваивается.
Для тренинга нужно детально проработать программу, найти площадку и техническое оснащение. Обо всем этом в этой статье дальше.
Принципы тренинга
Есть базовые принципы тренингов. Спикер обычно озвучивает правила взаимодействия время занятия. Правила в разных тренингах могут различаться. Основные из них следующие:
Подбор места и оборудования для тренинга
Тренинги занимают много времени, поэтому проводиться он должен в комфортных условиях. При выборе площадки нужно следовать этим правилам:
Помимо этого, в организации тренинга нужно обратить внимание на используемое оборудование. Потребуется звук, свет, компьютеры, экраны для презентации, магнитные доски и т.д. все должно работать четко, без накладок — лучше убедиться в этом перед началом тренинга, проведя своего рода репетицию.
Важно позаботиться о том, чтобы все оснащение было расположено правильно и хорошо настроено. Если собственного оборудования нет, можно взять его в аренду, но только у проверенной компании. Помните, от этого зависит качество тренинга и ваша репутация.
Как правильно начать подготовку к тренингу
Если ранее вы не занимались подготовкой тренингов, обратитесь к мастерам и посмотрите, как действуют они. Это поможет понять, в каком направлении действовать и как избежать ключевых ошибок. В дальнейшем вы сможете организовывать такие мероприятия самостоятельно.
Как выбрать тренинг под свои цели?
Чтобы понять, какой тренинг выбрать, вам нужно детально проработать портрет человека, на которого ориентирован тренинг. Не стоит выбирать слишком широкую аудиторию: чем больше вводных, тем лучше.
Затем нужно сформулировать проблему, которую призван решить тренинг. Задача должна быть сформулирована подробно: никаких размытых формулировок и пустых красивых фраз.
Продумайте уникальную концепцию тренинга. Она должна отличать его от других аналогичных программ. Участники должны понимать, почему им лучше прийти к вам, и что они получат в итоге. Если придумать с нуля не получается, обратитесь к опыту других спикеров и адаптируйте их идеи под себя.
Почему тренинги дают результат?
Информация усваивается лучше, если рядом находится надежный наставник, который вовремя указывает на ошибки и мотивирует на новые свершения. В этом и заключается секрет эффективности тренингов. Также свою роль играет то, что формат тренинга подразумевает интенсивную подачу информации: большой поток структурированных данных в сочетании с авторскими методиками дают результат.
Конечно, бывает, что тренинги оказываются неэффективными. В таком случае проблема может крыться либо в неправильном определении целевой аудитории, либо в слабой проработке выдаваемого материала.
Формы проведения тренингов
Заключение: результативный тренинг
При правильной организации тренинги могут творить чудеса. От позволяют перенять опыт экспертов и быстро находить решения имеющихся проблем. Для проведения тренинга нужно провести большую работу: написать программу, подобрать помещение, найти оборудование. Но, несмотря на все эти сложности, игра стоит свеч: об этом вам обязательно скажут благодарные участники тренинга.
Обучение персонала: насколько эффективны тренинги?
Некоторые руководители до сих пор уверены, что текущие умения и навыки их рабочего персонала — это максимальные возможности работников, их так называемый потолок. Однако как показывает практика, возможности и потенциал сотрудников при должном обучении практически безграничен. Это доказывают различные тренинги, проводимые с целью повышения профессиональных, коммуникативных и интеллектуальных навыков.
Многие компании считают такое капиталовложение одним из самых выгодных для эффективной работы и развития бизнеса. Креативное мышление, расширенные профессиональные познания, умение брать инициативу в нужный момент на себя — вот те качества, которые развивает в себе постоянно обучающийся персонал.
Определение понятия
В более широком смысле любой тренинг — это также:
Востребованность
Практика показывает, что не бывает одинаковых тренингов, даже если их ведёт один и тот же человек, и они организованы по одной программе. Цель опытного тренера — найти оптимальный способ преподавания для той аудитории, которая находится перед ним в данный момент. Поэтому стиль преподавания и содержание занятий каждый раз изменяется.
К человеку, ведущему тренинг, выдвигаются особые требования:
Проблема любого молодого специалиста заключается в отсутствии практических навыков. Будучи студентом, он получил в вузе лишь общие теоретические познания. А вот их практическое применение ставит его в тупик. Хорошим примером такого состояния является первый врачебный опыт молодого врача. Без поддержки более опытного коллеги он с большой долей вероятности обречён на разочарование и неудачу в профессиональной деятельности.
Та же самая ситуация наблюдается в компаниях и даже крупных корпорациях.
Поэтому при проведении корпоративных тренингов упор делается на конкретные познания и навыки, необходимые сотрудникам в ежедневной трудовой деятельности.
Наиболее востребованы следующие темы:
История развития
Такой вид передачи ценной и полезной информации, как тренинги насчитывает тысячелетнюю историю.
Ну а первооткрывателем тренингов в современном понимании стал Дейл Карнеги, который с 1912 года занимался в своём центре обучением всех желающих навыкам публичного выступления и уверенности в себе.
Полноценные тренинговые группы стали создаваться чуть позже, с 1946 года Куртом Левиным, известным на то время социальным психологом. Его ученики успешно обучали политиков, менеджеров и управленческий персонал. Такие группы со временем приобрели большую популярность, а с 1960 года началась активная подготовка профессионалов разного уровня и самых различных профессий.
Основные виды
Руководители предприятий и компаний чаще всего организуют и оплачивают следующие виды тренингов для своего рабочего персонала:
Как строится обучение?
Результативность любого тренинга во многом определяется его правильным планированием, чёткой формулировкой задач и точным выбором целей. В этой сфере всё зависит от конкретных потребностей компании или предприятия. Тренер должен понимать, что именно и для чего он делает.
Упрощённый алгоритм обучения выглядит следующим образом:
Каким должен быть тренер?
Правильный выбор тренера (инструктора) играет решающую роль. По статистике 80% успеха обучения зависит именно от личности тренера.
Он должен:
Различают следующие методики подачи материала:
Как оплачивают больничный лист вы можете узнать в нашем подробном материале!
В нашей профессиональной статье полностью описан механизм формирования средней заработной платы.
Ваша командировка пришлась на выходной день? Изучите этот материал и узнайте какие бонусы вы можете получить в этом случае!
Достоинства и недостатки
При всех очевидных преимуществах у такой формы обучения существуют также некоторые недостатки, которые необходимо учесть руководителю компании или предприятия.
Это:
К очевидным достоинствам для участников относят:
А руководители компаний и предприятий выигрывают, получив в результате тренинга более сплочённый и обученный персонал.
Что такое тренинги и зачем их посещать?
Жизнь бьёт ключом! Как говорится, tempora mutantur et nos mutantur in illis. Времена меняются, и мы меняемся с ними. Сегодня у нас другие цели и приоритеты, другие идеалы и жизненные ценности. Центральные позиции в этих приоритетах занимают предпринимательство и личные достижения. Амбициозным, желающим быть в лидерах нужно совершенствоваться. А для этого параллельно с работой мы стремимся получить второе высшее образование, изучить иностранные языки, посетить курсы повышения квалификации и, конечно же, тренинги.
Сейчас тренинги можно найти в широком разнообразии на любой вкус, запрос и кошелёк. Это одна из самых интересных и эффективных форм обучения востребованных и высококвалифицированных специалистов.
Сегодня даже само слово «тренинг» стало популярным и модным. Люди воспринимают тренинг как некую волшебную палочку, с помощью которой можно легко решать даже самые невероятные задачи.
Что такое тренинг?
Для тех, кто перед тем, как решиться на что-то новое и неизвестное, предпочитает сначала получить об этом как можно больше теоретической информации, дадим одно из определений тренинга: «Тренинг — это спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности» (Роджер Бакли, Джим Кэйпл «Теория и практика тренинга»).
Когда тренинг перекочевал в сферу управления производством, его основной задачей стала выработка конкретных навыков и умений по эффективному управлению организацией, продажами и т.д. Как правило, это осуществляется через деловые и ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии, психодраму, психогимнастику и т.д.
В крупных компаниях тренинг сегодня является одним из основных элементов системы управления персоналом, особенно в условиях необходимости постоянного развития и усовершенствования бизнеса, поиска новых идей, повышения экономической эффективности. Профессионализм сотрудников играет определяющую роль в дальнейшем развитии компании и является способом обеспечения её конкурентных преимуществ и повышения рентабельности бизнеса. Всё большее число руководителей осознаёт, что в нынешних рыночных условиях лидерство будет за теми компаниями, чьи сотрудники обучены новым технологиям. Именно знания и умения персонала — основной капитал современной компании и основное конкурентное преимущество. А тренинг — высокоэффективный инструмент подготовки квалифицированных кадров. Это экономичность и результативность современной компании.
По форме проведения тренинги делятся на открытые и корпоративные.
Открытые тренинги проводятся для всех желающих по единой программе. На такие тренинги можно свободно попасть по предварительной записи с тем, чтобы обучиться определённой технологии. Смотрите полное расписание бизнес-тренингов в вашем городе.
Корпоративные тренинги являются элементом общего организационного консультирования компании и направлены на решение внутрикорпоративных задач.
Корпоративные тренинги, в свою очередь, делятся на следующие группы:
Коммуникативные и личностно-развивающие тренинги необходимы, например, в ситуациях, когда сотрудники осваивают новые должностные обязанности. Предположим, специалиста назначили руководителем отдела, а он никогда не занимался управлением персоналом. Чтобы стать высокоэффективным управленцем, ему понадобятся годы практики, когда он будет учиться на своих ошибках, принося предприятию убытки. Менеджерские курсы (курсы управления) дадут базовое представление о том, как и что должен делать грамотный руководитель: как замотивировать сотрудников (курс создания мотивации и целеполагания), распределить своё рабочее время (курс тайм-менеджмента), делегировать полномочия и ставить задачи своим подчинённым и т.д.
Тренинги отличаются от лекций и семинаров тем, что на них участники осваивают навыки, которые можно использовать на практике уже на следующий день.
Прямой и точный перевод слова «тренинг» звучит даже несколько жёстко — «дрессировка«.
Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в работе. На тренинге обучение происходит посредством действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные (или не очень) методы работы и стратегии взаимодействия с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.
Преимущество тренингов заключается в том, что, работая в группах, можно воздействовать сразу на несколько человек, что весьма эффективно. В группе происходит взаимное обучение её участников благодаря доверительному обмену личным опытом. Приёмы обучения могут быть различными: и лекции, и семинарские занятия, и моделирование, и различные формы проведения игры, и т.д.
Приглашаем всех, заинтересованных в самом эффективном способе обучения, в пространство современных тренингов и семинаров. Смотрите городское расписание тренингов.