Для чего нужен треппинг
Треппинг
О треппинге
Если цвета, печатаемые с цветоделенных форм, перекрываются или граничат друг с другом, неприводка печатной машины может привести к появлению зазоров между цветами. Для компенсации таких зазоров между красками в типографиях используют метод, называемый треппингом. Суть этого метода заключается в создании малых областей перекрытия (или треппинга) между двумя граничащими цветами. Треппинг можно выполнить автоматически с помощью специализированной программы или вручную в программе Illustrator.
Существует два типа треппинга: внешний, когда более светлый объект накладывается на темный фон и как бы расширяется относительно фона, и внутренний, когда более светлый фон накладывается на темный объект и как бы сжимает, или уменьшает, объект.
Если при наложении цветные объекты вместе используют общий цвет, возможно, треппинг не понадобиться, если цвет, общий для обоих объектов, создает автоматический треппинг. Например, если два перекрывающихся объекта содержат голубой в составе значений CMYK, зазор между ними будет заполнен голубой краской нижнего объекта.
Тип треппинга может вызвать некоторые проблемы. Старайтесь не применять смешанные триадные цвета или оттенки триадных цветов к тексту малого размера, поскольку при неприводке такой текст станет трудночитаемым. Кроме того, тип треппинга для мелкого текста может привести к практически неразборчивому тексту. Перед выполнением треппинга такого текста, как и при высветлении, проконсультируйтесь с типографией. Например, при печати черного текста на цветном фоне достаточным будет простого наложения текста.
Создание зоны треппинга
Команда «Треппинг» создает зоны треппинга для простых объектов с помощью определения более светлого объекта (объект или фон) и наложения (треппинга) этого объекта на темный объект. Команду «Треппинг» можно вызывать из палитры «Обработка контуров» или применять в качестве эффекта. Преимущество применения эффекта треппинга заключается в том, что в любое время можно изменить параметры зоны треппинга.
A. Область наложения цветов B. Область маскирования C. Фоновый цвет D. Основной цвет
В некоторых случаях верхний и нижний объекты имеют цвета примерно равной оптической плотности, поэтому сложно определить, какой из них более темный. В этом случае команда «Треппинг» определяет зону треппинга на основе незначительных различий цвета. Если зоны треппинга, заданной в диалоговом окне «Треппинг», не достаточно, можно воспользоваться параметром «Инверсный треппинг» для изменения способа создания зоны треппинга для двух объектов.
Блог провинциального дизайнера
В двух словах: треппинг — это наложение красок друг на друга в месте их стыка. Чтобы при возможном смещении между ними не просвечивала бумага. А смещение, скорее всего, будет, уж поверьте мне.
Вот, что сообщает нам википедия:
Треппинг — создание малых областей перекрытия между двумя граничащими цветами.
Треппинг добавляется при подготовке макета к печати, чтобы у печатной машины при последовательном наложении цветов был некий «люфт».
Современные печатные машины допускают несовмещение от 0,05 мм до 0,08 мм (примерно 0,25 пункта).
Конечно, это не много, однако белые ореолы вокруг объектов всегда выглядят неряшливо.
В жизни темный контур почти не заметен. К тому же его ширина всего 0,05 мм.
Треппинг бывает внутренним и внешним.
При использовании внешнего треппинга объект немного расширяется и накладывается на фон. На практике это можно проделать добавлением простой обводки того же цвета, что и объект шириной 0,5 пункта и с режимом наложения оверпринт. Если добавлять треппинг в фотошопе, то можно использовать режим смешивания multiply, он работает почти так же.
Как не трудно догадаться, при внутреннем треппинге область наложения сдвигается внутрь объекта. Осуществляется это добавлением обводки цвета фона в режиме оверпринт.
Еще один вид треппинга используется при наложении небольшого белого объекта на составной черный фон.
«Составной черный» означает, что вместо 100% black применяется заливка, например С60 M60 Y60 K100.
Такой цвет на крупных объектах и фоне выглядит гораздо насыщеннее и плотнее одной краски black.
Однако мелкий белый текст на этом фоне из-за несовмещения может почти полностью пропасть.
Чтобы подстраховаться вокруг каждой буквы добавляется контур в 0,25 пункта 100% black. Оверпринт в данном случае ставить не нужно.
Ну и не забывайте ставить оверпринт для черного текста и мелких черных объектов.
Trapping
Методы, правила, область применения, способ получения
Каталог статей
Содержание
Кратко о [trapping] читайте в словаре полиграфических терминов.
Цель статьи дать теоретическое обоснование такому технологическому процессу полиграфического производства как trapping. В статье будут освещены следующие вопросы: где и зачем необходим trapping; что из себя представляет trapping; как делался trapping раньше; когда trapping не нужен; trapping Pantone®.
Изначально статья создавалась на основе практического опыта в классической офсетной полиграфии, но затем была скорректирована с учётом практики создания упаковки.
Экспертиза нотгельдов
Читайте наше большое исследование попавших к нам на экспертизу германских нотгельдов. Эти заменители денег выпускались в Германии с 1914 по 1924 год. Примерно с 1920 г. нотгельды выпускались, преимущественно, для коллекционеров и были красочно оформлены. В 1923 году в Германии разразилась гиперинфляция и, выпущенные нотгельды, имели поминал млн и десятки млн марок. Задачей исследования было выяснить подлинность или поддельность купюр из прошлого века…
Необходимость trapping обусловлена особенностями технологии полиграфического производства, а также особенностями восприятия человека. Вследствие небольшого несовмещения, а также раздачи бумаги по краям от клапана, посадить два объекта вёрстки, не имеющих общих цветов, плотно друг к другу невозможно. Между ними всегда будет возникать полоса (цвета запечатываемого материала), толщина которой обусловлена качеством печати. Визуализация этой полосы противоречит дизайнерской задумке (рис. 2 верхняя строка). Либо обратно, при отсутствии trapping на границе контакта светлых объектов с тёмными будут возникать цветные полосы (рис.2 нижняя строка).
Объекты треппинга
Варианты: растровый объект→вектор и растровый объект→растровый объект – программы trapping не обрабатывают и им необходимо делать trapping вручную в программах растровой графики, например, в Photoshop.
Наиболее сложные (развитые) объекты треппинга – это шрифты. В том числе и правила треппинга для них наиболее продвинутые, например, программы trapping способны разделять шрифты на группы в зависимости от размера кегля, цвета и т.п. Например, к чёрным шрифтам применяется метод trapping overprint (печать поверх), но если это применить к крупным заголовкам, проходящим по неоднородно окрашенному фону, то рисунок фонового объекта под чёрным заголовком, будет просвещаться и заметен глазу. Поэтому для крупных шрифтов правильней установить иной метод trapping (spread или choke). В качестве иллюстрации вышесказанного привожу скан известного журнала (рис. 3). Вместо крупного шрифта используется чёрный прямоугольник (плашка) 100% Black, к нему был применён метод trapping overprint (оверпринт).
Что из себя представляет trapping?
Trapping – это контур по границе соприкосновения объектов треппинга. Контур треппинга создаётся вокруг объекта треппинга, т.е. объекта переднего плана. Цвет контура треппинга – это смесь цветов соприкасающихся объектов треппинга, но с уменьшенной интенсивностью (тоном). (На рис. 4 приведён пример trapping, сделанный RIP Prinergy методом choke. Контур вокруг объекта треппинга (зелёного квадрата) как раз и есть контур треппинга. Цвет объекта треппинга: C–80%, Y–100%. Цвет фона: B–15%. Цвет контура треппинга: C–80%, Y–100%, B–11%). В самом простом случае, контур треппинга получает цвет объекта треппинга с методом треппинга overprint, т.е. цвет контура треппинга представляет собой сумму цветов объекта треппинга и фона.
Часто цвет контура треппинга получается темнее чем цвет объекта треппинга и может быть заметен глазу. Ещё и поэтому следует визуально просматривать отРИПованные полосы прежде чем утвердить их в печать.
Напротив, в упаковке по причине применения очень мелких шрифтов (от 0,8 мм) используют специальный приём, называемый отбивкой (или методом треппинга spacing, подробно он рассматривается в статье «Треппинг в упаковке»), который увеличивает контраст границы шрифтов.
Расширять или сужать объект треппинга за счёт контура треппинга?
Этот вопрос всякий раз решает программа trapping. Как она это делает? Изначально краскам присвоены некоторые коэффициенты плотности. У чёрной он самый большой – 1,7, затем идёт Magenta – 0,76, Cyan – 0,61 и самая прозрачная Yellow – 0,16.
На основе этих данных высчитываются веса объекта треппинга и фона и принимается решение о том кто из них светлей. Если объект треппинга светлее фона, то контур треппинга расширяет его (Stroke to Outside). Этот метод trapping называется spread, т.е. расширение. Обратная ситуация, когда объект треппинга темнее фона. В этом случае контур треппинга сужает границы объекта треппинга (Stroke to Inside). Такой метод trapping называется choke, т.е. сужение. Есть ещё два крайних метода trapping – это knockout (нокаут) – «вырезать под» и overprint (оверпринт) – «печать поверх».
Метод треппинга | Суть метода | Цвет объекта | Цвет фона |
---|---|---|---|
knockout | вырезать под | белый | любой, кроме глубокого чёрного |
overprint | наложение | чёрный | любой |
spread | расширение Stroke to Outside | светлый | тёмный |
choke | сужение Stroke to Inside | тёмный | светлый |
стандартный размер контура треппинга | 0,288 pt ≅ 0,1 мм |
Метод trapping knockout вырезает в фоне дырку в размер объекта и помещает туда объект треппинга. Такой метод используется для объектов, имеющих белый цвет, для цветных объектов метод trapping knockout означает отсутствие trapping.
Метод trapping overprint – означает печатать поверх. Происходит наложение цветов объекта треппинга и фона. В основном, этот метод trapping используют для небольших чёрных (темных, если используются Pantone® или выкраски) шрифтов. Правила наложения объекта треппинга и фона для метода trapping overprint следующие: сравнивается плотность (интенсивность или тон tone) цвета в каждом цветовом канале поочерёдно (C→M→Y→B). Итоговым цветом канала становится более плотный цвет. Например, объект треппинга имеет цвет (C–30%, M–15%, Y–95%, B–0%). Фон имеет цвет: (C–0%, M–45%, Y–25%, B–30%). В результате trapping методом overprint итоговый цвет объекта будет (C–30%, M–45%, Y–95%, B–30%).
REG.ru
Треппинг белого на глубоком чёрном
Треппить белый объект на глубоком чёрном фоне следует не методом knockout, как может показаться на первый взгляд, а методом trapping spread.
На рис. 5 показан trapping фрагмента белого шрифта на глубоком чёрном (C–50%, M–40%, Y–40%, K–100%). Граница шрифта увеличивается в зону чёрного объекта (метод trapping spread) за счёт контура треппинга. Сам контур треппинга состоит из 100% Black.
В результате, граница глубокого чёрного отступает и, если несовмещение в границах допуска, то по краям букв не будет цветных полос.
Данный способ trapping особенно актуален для тонких шрифтов (с засечками) и тонкими линиями.
Треппинг глубокого чёрного на белом
Глубокий чёрный также нуждается в trapping, за исключением случаев, описанных в параграфе «Когда trapping не нужен». Вопреки ожиданиям методом trapping глубокого чёрного является не метод overprint, а метод trapping choke. Иными словами, контур треппинга сужает границу глубокого чёрного, причём цвет контура треппинга устанавливается как 100% black. Если объект глубокого чёрного располагается на фоне, цвет которого отличен от белого, то контуру треппинга необходимо задать атрибут overprint.
Треппинг Pantone®
Pantone® – особый вид красок, который невозможно получить в палитре CMYK. Способ треппинга Pantone® определяется его типом. Точнее сказать, его плотностью. Также как и базовым цветам палитры CMYK, Pantone® присваиваются коэффициенты плотности, которые учитываются программой trapping. Металлизированные Pantone® имеют самые высокие показатели плотностей, поэтому с цветами в палитре CMYK и другими видами Pantone®, контур треппинга будет сужать границы металлизированного Pantone®. Иными словами, в случае выступления металлизированного Pantone® в качестве объекта треппинга к нему следует применять метод trapping choke. Trapping между двумя Pantone® осуществляется по общим правилам trapping. Из-за особенностей Pantone®, размер треппинга с их участием часто понижают со стандартных 0,288 pt ≅ 0,1 мм до 0,144 pt ≅ 0,05 мм.
На рис. 6 приведены примеры неверно сделанного trapping для металлизированного Pantone®.
Часто Pantone® печатают без trapping, однако, при этом, возрастает риск » непосадки » элементов Pantone®. Если Вы рискнули печатать Pantone® без trapping, забыли или не смогли его сделать, а на приладке не удаётся качественно посадить элементы, печатаемые Pantone®, не стоит отчаиваться. Есть ещё один способ, сопоставимый с эффектом trapping – это изменение геометрии печатной формы. Суть метода в том, что заново выводится только одна форма, форма с Pantone®, но перед выводом к объектам Pantone® применяется масштабирование (подобно BWR к баркодам, подробно об этом читайте в статье «Штрих код». Размер масштабирования не должен превышать 1% и, обычно, составляет его доли. Точное понимание приходит с опытом, однако, эксперименты в этой области (имитации trapping) значительно эффективней, чем перевывод всего комплекта, как в случае с отсутствующим trapping.
Когда треппинг не нужен?
Когда в цвете объекта треппинга и фона есть общие базовые составляющие треппинг не нужен. Какой размер общих составляющих считать достаточным? Здесь была бы полезна формула, учитывающая плотности красок и процент перекрытия. Но если не усложнять, то можно говорить что более 10–15% вполне достаточно. Конечно, если объекты тёмные, а пересечение только по жёлтой, то этого может не хватить, в остальных случаях дополнительный trapping только навредит, т.к. может вызывать не равномерное утолщение объекта треппинга, что очень заметно на тонких шрифтах.
На рис. 7 фон имеет цвет (C–50%, M–80%), объект треппинга (M–15%, Y–70%, K–15%). У этих объектов есть общий цвет Magenta–15%, им треппинг не нужен. При просмотре этой картинки поканально можно увидеть соприкосновение объектов в цветовом канале Magenta.
На рис. 7а-7б представлены изображения в палитре CMYK, эмитирующие несовмещение. В первом случае изображению предварительно сделан треппинг, во втором – нет.
Белая полоса не пробивается, а в целом разницы нет, что и требовалось доказать.
Как делался trapping раньше?
Треппинг в упаковке
И по ныне в упаковке треппинг делается вручную в программах ArtPro от компании Esko под OS Mac или в Illustrator. Об особенностях треппинга во флексографии, с выборочными белилами и про отбивку текста – читайте в статье «Треппинг в упаковке». Также в статье можно ознакомиться и с многочисленными примерами треппинга: Треппинг белого текста; Треппинг цветного текста; Треппинг объектов; Треппинг растровых изображений…
В настоящий момент, большое количество программ trapping, автоматизировали этот процесс. Например, программные RIP, такие как: Сгео Trapwise или Heidelberg SuperTrap. Эти программы trapping научились делать его в композитных PDF. Однако сам формат PDF так и не умеет хранить информацию о trapping в композных файлах, хотя приобрёл много полезных и не очень возможностей, например, комментарии и ссылки. Для создания trapping методом spread или choke RIP создаёт новые объекты – это контуры треппинга. Естественно, что когда на полосе содержится много векторных объектов, RIP не справляется, вплоть до зависания.
Ещё один минус такого подхода – это опасность пропустить через программу trapping один и тот же PDF-файл дважды. Заметить трудно, а в результате файл чрезмерно перегружается векторными контурами и создаётся конфликт, когда trapping делается контуру треппинга.
Следует добавить, что возможности trapping в QuarkXpress, а также в Indesign примерно одинаковы: trapping возможен только для объектов созданных внутри этих программ вёрстки и не распространяется на импортируемые объекты; trapping сохраняется только в сепарённых PDF-файлах.
Trapping растровых изображений
На первый взгляд, создание trapping растровому изображению в программах векторной графики – задача неподъёмная. Но на самом деле всё гораздо проще и, в некоторых случаях, даже проще чем создание trapping векторным объектам.
Действительно, в реальной упаковке часто приходится сталкиваться с более сложными векторными объектами, чем в приведённых примерах. А также с комбинацией растровых объектов с векторными. Рассмотрим такой пример.
Открываем растровое изображение в Photoshop и делаем объекту маску. Photoshop позволяет как регулировать жёсткость края маски, так и границу маски. Данный приём хорош ещё и тем, что можно сделать границу маски градиентной, т.е. плавно сходящей на нет. В этом случае, контур треппинга и в целом trapping получаются идеальными. Можно сделать контур треппинга очень мягким, практически, визуально нейтральным. Сохраняем изображение в PSD, а потом просто подгружаем его в Illustrator. Для наглядности демонстрации работоспособности этого метода, в маске проведена полоса. Видно, что Illustrator полностью отработал маску.
Выводы и интуиции
Классический офсет (без учёта печати красками уф отверждения) всё дальше отдаляется от упаковки. Если в офсете процессы допечатной подготовки постоянно упрощаются и практически сошли на нет. Ну что можно добавить, если вёрстку делают уже в Word и в Power Point. Напротив, в упаковке прекрасно применяются приёмы, которые были актуальны для офсета конца прошлого века. Это касается не только trapping, но и цветопроб и цветокоррекции. Скажу больше, репро-центры успешно навязывают заказчикам упаковки, изготавливаемой по технологии классического офсета, процедуры, необходимые исключительно для флексопечати и ротогравюры.
Такая ситуация затрудняет миграцию кадров из классического офсета в упаковку и обратно, т.к. классический офсет формирует спрос, в основном, на дизайнеров, а упаковка – на технических специалистов.
Искренне благодарен всем посетителям нашего сайта.
Треппинг документов и книг
Если в документе для офсетной печати на одной странице используется несколько красок, все они должны быть правильно совмещены, то есть идеально выровнены между собой, чтобы не возникал зазор на стыке участков разного цвета. Однако гарантировать точную приводку всех объектов на каждом листе бумаги в печатной машине невозможно, вследствие чего наблюдаются случаи неприводки красок. В результате неприводки возникает нежелательный зазор между красками.
Неприводку можно компенсировать, если немного расширить объект, чтобы он незначительно накладывался на объект другого цвета; этот процесс известен как треппинг. По умолчанию при размещении одной краски поверх другой происходит маскирование, то есть удаление расположенной ниже краски, что препятствует нежелательному смешению цветов. Однако процесс треппинга предусматривает наложение красок, то есть печать одной краски поверх другой, чтобы они перекрывали друг друга хотя бы частично.
Обычно при треппинге происходит наложение — распространение границ светлого объекта на темный. Поскольку видимую границу объекта или текста определяет более темный из двух соседних цветов, при незначительном наложении более светлого цвета на более темный видимая граница сохраняется.
Методы треппинга
Обеспечьте хорошую приводку в документе с помощью любой комбинации из следующих методов.
Используйте триадные цвета, не нуждающиеся в треппинге.
Вручную настройте наложение обводки или заливки.
Используйте встроенный треппинг в программе Adobe InDesign CS4 или Adobe In-RIP Trapping.
Для импортированных графических объектов используйте функции треппинга тех иллюстрационных программ, в которых эти графические объекты были созданы. Обратитесь к документации по этим программам.
Выберите вариант треппинга, дополняющий используемую технологию вывода цвета, например, Adobe PostScript или PDF.
Треппинга можно избежать, исключив возможность неприводки цветов. Для предотвращения неприводки убедитесь в том, что сопредельные триадные цвета имеют общие краски. Например, если задан темно-лиловый цвет для обводки и ярко-красный для заливки, оба эти цвета будут содержать значительный процент пурпурной краски. Общий пурпурный цвет обводки и заливки будет печататься как единая область. Таким образом, если неприводка и возникнет в других триадных красках, из-за пурпурной краски печатной формы пробелы будут незаметны.
Об автоматическом треппинге
Программа InDesign может выполнить автоматический треппинг документов с помощью встроенного алгоритма треппинга. Можно также воспользоваться алгоритмом треппинга In‑RIP, который доступен на устройствах вывода Adobe PostScript, поддерживающих этот алгоритм.
Оба этих алгоритма рассчитывают треппинг как для текстовых, так и для графических объектов. Треппинг вычисляется для разных частей объекта, даже если текст или объект накладываются на несколько фоновых цветов. Корректировка треппинга происходит автоматически, и можно задать стили треппинга для определенных диапазонов страниц. Эффект треппинга можно увидеть только на цветоделении, созданном алгоритмом треппинга. Увидеть результаты треппинга на экране в программе InDesign невозможно.
Алгоритм треппинга обнаруживает края контрастных цветов, а затем выполняет треппинг, исходя из нейтральной плотности (яркости или интенсивности) сопредельных цветов. В большинстве случаев более светлый цвет расширяется на примыкающие более темные. Результаты треппинга зависят от параметров, заданных в палитре «Стили треппинга».
Условия для автоматического треппинга
Для треппинга документов встроенными средствами программы InDesign необходим файл PPD, поддерживающий цветоделения.
Для треппинга документов средствами In‑RIP необходимо следующее программное обеспечение и оборудование.
Устройство вывода, поддерживающее Adobe PostScript уровня 2 или более поздние версии и использующее RIP с поддержкой треппинга In-RIP. Выяснить, имеется ли эта поддержка, можно у изготовителя устройства или поставщика услуг допечатной подготовки.
PPD-файл (PostScript Printer Description) для принтера, поддерживающего треппинг In‑RIP. Этот PPD-файл необходимо выбрать во время установки принтера.
Разница между встроенным треппингом в программе InDesign и треппингом In‑RIP
Управление композитным цветом
С помощью встроенного треппинга можно разделить цвета документа, используя цветоделение InDesign или In‑RIP. Для использования треппинга In‑RIP необходимо использовать цветоделение In‑RIP.
Ширина зоны треппинга
Встроенный треппинг ограничивает зону треппинга 4 точками независимо от введенной ширины зоны треппинга. Если ширина зоны треппинга должна быть больше, используйте треппинг In‑RIP.
Векторные изображения в формате EPS
Встроенный треппинг не может выполнить треппинг векторных изображений в формате EPS; треппинг In‑RIP выполняет треппинг всех помещенных изображений.
Треппинг импортированных растровых изображений
Предусмотрены встроенные функции треппинга растровых изображений (например, фотографий) с текстом и графикой. Растровые изображения необходимо сохранять только в пиксельном файловом формате, поддерживающем цветовые требования типографской печати. PSD (Photoshop) и TIFF являются подходящими форматами для типографской печати; прежде чем использовать другие форматы, проконсультируетесь с поставщиком услуг предварительной печати.
При использовании сервера с открытым допечатным интерфейсом (OPI) убедитесь, что он создает изображения «только для позиционирования» (FPO) с использованием форматов TIFF или PSD. К изображениям, сохраненным в формате TIFF или PSD, можно применить встроенные функции треппинга, если во время вывода не выбран параметр «Треппинг через OPI». (Параметр «Треппинг через OPI» можно выбрать на вкладке «Дополнительно» диалогового окна «Печать» при печати с помощью принтера, поддерживающего PostScript.)
Поведение и точность функций треппинга в рабочем процессе OPI зависит от многих факторов, например от метода понижения разрешения, применяемого сервером OPI при создании изображений FPO. Для получения наилучших результатов проконсультируйтесь с поставщиком OPI о способах интеграции треппинговых решений Adobe с сервером OPI.
Треппинг импортированной векторной графики
Как встроенные средства треппинга, так и средства In‑RIP позволяют выполнять треппинг текста и графики, созданных с помощью инструментов InDesign, а также треппинг помещенных векторных файлов PDF. Но встроенный треппинг не может выполнить треппинг помещенных векторных изображений в формате EPS.
Правильный треппинг невозможен для текста, контуров и фреймов, которые созданы в программе InDesign и перекрывают фрейм с помещенным изображением, недоступным для встроенного треппинга (например, фреймы с векторным изображением в формате EPS). (Однако такие объекты будут правильно обработаны средствами треппинга In‑RIP.) Чтобы использовать встроенный треппинг для документов с векторными изображениями EPS, необходимо настроить фрейм изображения. Если помещенное изображение в формате EPS не имеет форму прямоугольника, попробуйте изменить форму фрейма так, чтобы фрейм находился как можно ближе к изображению и как можно дальше от других объектов. Например, можно выбрать команду «Объект» > «Обтравочный контур», чтобы приблизить границы фрейма к изображению.