Для чего нужен туризм
Почему нужно заниматься туризмом
ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ТУРИЗМОМ
Недалекие туристские прогулки можно совершать в выходные дни, отправляясь в путешествие рано утром в субботу, или накануне выходного дня, с тем чтобы ночевать за городом. Предварительно нужно правильно выбрать маршрут, чтобы он проходил по живописной местности и был по возможности кольцевым, чтобы не возвращаться обратно по уже пройденному пути.
Физически неподготовленные или пожилые люди могут пройти пешком 10-12 км. Тренированные в ходьбе туристы должны составлять маршрут, исходя из 20- 30 км на однодневную пешеходную туристскую прогулку со средней скоростью 4-5 км в час (5-8 часов в день на переходы).
Буквально два десятка лет назад интерес к окружающей среде стали проявлять не только экологи. С развитием туризма в жизнь вошло новое понятие – экотуризм. Экологический туризм несет в себе не просто прогулку по национальному парку и заповеднику. Этот новый вид туризма прививает разумное отношение к природе, экологически просвещает, соблюдает интересы местного населения, а также способствует сохранению живой природы. По-другому, туризм стал экологическим в тот час, когда, становясь на туристическую тропу, человек начинает осознавать ответственность перед живым миром.
Экотуризм как способ провести лето повсеместно распространен на Западе. К сожалению, это занятие в глазах жителей бывшего СССР, не является привлекательным. Главное правило в поездке в места первозданной природы – не навредить ей.
При таком туризме используют только экологически чистый транспорт, следят за чистотой в местах привалов, собирают дары природы только в разрешенных зонах. Кстати, экотуристические центры строятся из экологически чистых стройматериалов. Объектами экотуризма могут быть и природные, и культурные достопримечательности. Туристы посещают природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура сочетается с окружающей средой. Часто туристы исследуют объекты, представляющие историческую и культурную ценность для страны и мира.
Экотуризм сейчас один из наиболее быстро развивающихся секторов туризма. Этому способствует ряд причин. Во-первых, экотуризм позволяет при относительно небольших вложениях получать ощутимую прибыль в короткие сроки. Дело в том, что из-за меньшего объема необходимой туринфраструктуры, нужной для обслуживания одного туриста и на каждый доллар прибыли этот туризм требует минимальных вложений. Соответственно, это и полезно, и выгодно.
Во-вторых, экотуризм очень привлекает тех, кто любит активный отдых. Такие туристические маршруты в основном проходят через девственные уголки природы. Экотуристы имеют возможность познакомиться с заповедными уголками, исследуют скалы, купаются в гейзераx, наблюдают за редкими представителями флоры и фауны непосредственно на лоне природы. В некоторых странах такому туризму уделяется внимание на государственном уровне. Это происходит в Кении, Коста-Рике, Танзании, и других странах Латинской Америки и Восточной Африки. Для таких стран экологический туризм становится главным источником поддержки бюджета.
В России сейчас пока экотуризм развит слабо. Но природа страны создает огромные возможности для развития экотуризма в национальных парках и заповедниках. Этому способствуют уникальность российских ландшафтов, потрясающее изобилие флоры и фауны, изобилие нетронутых уголков природы. Озеро Байкал, Курильский заповедник, Алтайский край, величественные леса Сибири. Есть надежда, что со временем экотуризм в России приобретет популярность. И тогда можно будет говорить о России, как о мировом центре экологического туризма.
Подготовила Сысоева О.Н.
Почему туризм важен
Многие современные люди не могут представить свою жизнь без путешествий. Каждый год миллионы искателей приключений отправляются исследовать новые уголки земного шара. Но мало кто всерьез задумывался, почему туризм важен для любой экономически развитой страны.
Исторические моменты
Люди начали путешествовать еще в древности, задолго до появления письменности. В те времена необходимо было осваивать новые территории, чтобы найти пищу, а также защититься от врагов и стихийных бедствий.
Когда люди стали вести оседлый образ жизни, путешествия стали для них способом обмениваться товарами с жителями других поселений. Походы также организовывались в случае начала военных действий. В процессе торговли и захвата новых территорий начал происходить обмен идеями, навыками и взглядами на жизнь.
Во времена правления королей, знатные семьи переезжали из летних дворцов в зимние и обратно. Некоторые владения занимали большую территорию, и чтобы обеспечить порядок на отдаленных землях, правителям регулярно приходилось садиться в карету и объезжать все царство. При этом было задействовано множество людей: послов, придворных, просителей, солдат, кучеров. А посещение соседнего государства было необходимо для поддержания хороших отношений с другими правителями, а также для заключения брака. Естественно, периодически приходилось останавливаться и организовывать отдых для монарха и его подданных.
В настоящее время туризм является одной из важнейших экономических отраслей. Неудивительно, ведь это направление открывает новые каналы для сбыта продукции. Страны, в которых развит туризм, получают стабильный доход. Открываются новые заведения, а уже работающие организации не испытывают недостатка в клиентах. Поэтому каждое государство заинтересовано в том, чтобы поток путешественников увеличивался.
Возможность посещать разные города и страны позволяет туристам знакомиться с другими культурами и ценностями, осматривать интересные достопримечательности. Сейчас можно без труда выбрать место для проведения отпуска. Большинство стран открыто для путешественников, кроме того, стоимость путевок стала доступной для граждан с разным уровнем дохода.
Досуговый туризм
Несмотря на то, что в древние времена большинство людей путешествовали лишь в случае необходимости, находились и те, для которых странствия были способом удовлетворить свое любопытство. Ведь не каждый может спокойно жить, не зная, что находится за лесом или за горой. Такое изучение местности могло не принести очевидной пользы, но зато оно способствовало получению новых знаний. Путешественники делились своими впечатлениями с другими людьми и те, у кого хватало смелости, повторяли их опыт.
Сейчас такую разновидность странствий называют досуговым туризмом. Считается, что он впервые возник в Европе, в период существования Римской империи, а после путешествия Колумба появился снова. Сначала путешествия были доступны только богачам, но по мере развития отрасли, средний класс тоже получил возможность покидать пределы своей страны.
Люди начали ездить за границу, чтобы восстановить силы, поправить здоровье, получить образование или заработать деньги. А после того, как были построены транспортные системы, туризм стал одним из любимых вариантов досуга всех слоев общества.
Конечно, даже в настоящее время не каждый человек может выделить из бюджета деньги на путешествие. Более того, не у всех есть желание покидать пределы своего населенного пункта. А некоторые не могут свободно перемещаться по миру из-за ограничений, наложенных правительством. Но, несмотря на это, туризм играет важную роль в жизни большинства людей.
Аспекты психологии
Чтобы стать путешественником, достаточно покинуть пределы своей среды обитания. Но какая же сила толкает человека на этот шаг? Как утверждают психологи, многие люди начинают странствовать по миру из-за недовольства окружающей их реальностью. Путешественник надеется на то, что новое жизненное пространство сумеет удовлетворить его потребности. Это побуждает его выйти из зоны комфорта.
Туризм может быть настоящим испытанием решительности и смелости. Таким образом, человек раскрывает свой потенциал, примеряет другие социальные роли. Достижение заветной цели позволяет людям повысить свою самооценку и утвердиться в глазах окружающих. Для этого не обязательно достигать вершины Эвереста. Достаточно лишь вырваться из привычного круговорота дел и испытать новые ощущения, тем самым показав пример другим людям.
Польза поездок
Согласно законодательству, работающий человек может за год взять один длительный отпуск или разделить его на несколько частей. Ученые выяснили, что для поддержания высокой продуктивности, перерывы в трудовой деятельности должны быть регулярными. То есть несколько коротких путешествий принесут больше пользы, чем одно длительное.
Последнее исследование на тему влияния туристических поездок на здоровье и благополучие людей принадлежит Джессике де Блум, доктору университета психологии, который находится в Финляндии. Согласно полученным данным, человек, возвращается из путешествия не только здоровым, но и довольным своей жизнью. Доказано, что люди, которые тратят деньги на отпуск, считают себя более счастливыми, чем те, которые покупают ювелирные украшения, гаджеты и предметы гардероба. Джессика де Блум считает, что это связано с тем, что вещи быстро изнашиваются, а воспоминания сохраняются навсегда.
Это исследование может помочь работе туристических агентств. Ведь некоторые люди просто не знают о пользе отдыха и о том, какому риску они себя подвергают, когда в очередной раз отказываются от отпуска без веских причин. Переработка оплачивается, но из-за накапливающейся усталости человек начинает хуже выполнять свои обязанности, становится нервным и раздражительным.
Туризм предоставляет людям возможность сменить обстановку, улучшить свое здоровье и стать счастливее. Поэтому не стоит отказывать себе в удовольствии взять отпуск и совершить очередное путешествие.
Подпишись на новости туризма от Travel247 и читай их в Яндекс и Google!
Для чего нужен туризм и нужен ли он Вам
— Где ты провел отпуск?
— Первую половину в горах.
— А вторую?
— В гипсе…
Для начала, что такое туризм?
Если кратко — это путешествие с определенной целью.
А вот целей может быть великое множество. Они могут быть познавательными, оздоровительными, спортивными, деловыми и т.д. Исходя из целей, возникают виды туризма, которых также очень много.
Для примера некоторые из них:
На блоге я буду придерживаться только тех видов, которые связаны с активным отдыхом, потому что, основной целью туризма является отдых. Отдых от дома, работы, забот и проблем.
Для чего нужен туризм? Что привлекает в него людей?
В каждом из видов есть своя уникальная изюминка.
В экстремальном туризме это возможность пощекотать себе нервы, получить заряд адреналина, проверить себя на способность преодолеть страх. Этот вид подойдет не каждому, потому что требует от человека определенной смелости и хорошего физического здоровья.
В водном туризме, например в дайвинге, это возможность ознакомиться с красотой подводного мира и его обитателями. Мы привыкли к жизни на суше и потому, погружение в новую среду дает огромное наслаждение от познания чего-то незнакомого. Водный туризм требует от человека хорошего здоровья и некоторых навыков, которые приобретаются со временем.
В пешеходном туризме есть возможность побывать практически в любой намеченной точке, будь то горная вершина или лесная чаща. Возможность любоваться природой независимо от рельефа местности и наличия дорог.
Наверное, нет другого такого вида туризма, который бы больше чем пешеходный позволял ощутить единение с природой, успокаивал душу и восстанавливал здоровье.
Велотуризм привлекает свободой передвижения и темпом. Темп довольно быстр по сравнению, например с пешеходным, но не настолько чтобы упустить что-то интересное. Свобода передвижения подразумевает не привязывание себя к асфальтовому покрытию, многим велотуристам достаточно узкой горной или лесной тропы.
Кроме того велосипед обладает большей грузоподъемностью в сравнении с плечами туриста, а это немаловажно когда все свое несешь с собой (палатку, продукты и т.д.).
Для занятий этим видом туризма требуется хорошее здоровье и выносливость.
Автомобильный туризм привлекает возможностью быстро передвигаться от одного интересного места к другому, при этом, не сильно напрягаясь физически. Скорость и грузоподъемность автомобиля, конечно же, превосходит другие виды «туристического» транспорта, но привязывает путешественника к дороге. Если вас этот факт не особенно напрягает, то автотуризм для Вас идеален.
Понятно, что подойдет он лишь тем, кто имеет автомобиль, или может себе позволить взять его на прокат.
Как узнать, нужен ли туризм лично Вам?
Это сугубо личное дело каждого, и каждому для себя необходимо определить:
— Есть ли у меня желание свободы и тяга к познанию нового?
Если Вам приятнее поваляться у телика, чем с ветерком сплавиться по горной реке несколько раз перевернувшись и промокнув до нитки, а потом полночи сушиться у костра под звуки леса, гор и гитары.
Если приятнее попить пивка с друзьями в баре, вместо того чтобы с трудом протискиваясь в узком проходе пещеры забраться в ее недра, а позже замазывая царапины йодом радоваться обнаруженной в пещере наскальной живописи каменного века.
Если первый вариант Вам более близок, то, скорее всего, туризм Вас только вымотает и ни о каком отдыхе речь идти не будет.
Если же вам не страшны препятствия, синяки и ссадины на пути к чувству глубокого душевного удовлетворения, к гармонии внутреннего мира, радости побед над собой, — туризм, это как раз то, что Вы так долго искали.
Надеюсь что теперь мы определились для чего нужен туризм?
P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.
P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.
Туризм и все,что нужно о нем знать.
Туризм — это путешествие за пределы постоянного места жительства с любой целью кроме заработка и смены постоянного места жительства, а также удовлетворение общественных потребностей (рекреационных, деловых, политических, образовательных и др.), связанных с необходимостью перемещения в пространстве масс людей.
Человека, совершающего такое путешествие, называют туристом.
Проблема определения термина туризм
Нельзя отождествлять термины «туризм» и «путешествие». Во-первых, путешествие может быть коротким, без ночевки, а туризм обязательно предполагает ночевку вне дома. Во-вторых, путешествия часто осуществляются с целью заработка или смены места жительства. Туризм не может преследовать такие цели, он предполагает обратное — трату денег, заработанных туристом дома.
Дать краткое и при этом полное определение понятию «туризм», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. По определению, принятому ООН в 1954 году, туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение: туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: туризм — это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
Есть и другие определения, и каждое из них отражает те или иные стороны многоликого мира туризма. Разнообразие дефиниций связано с двойственностью внутренней природы самого туризма. С одной стороны, туризм есть частный случай путешествия, с другой — деятельность по производству туристского продукта. В принципе и путешествие, и производство турпродукта есть деятельность. Однако производство — это экономическая деятельность и его целью является получение прибыли, а путешествие — это всегда передвижение в пространстве. Найти грань между целями путешествия и целями туризма довольно сложно, поэтому стоит различать эти понятия.
Классификации туризма
В зависимости от критерия, по которому оценивается путешествие, можно выделить множество классификаций.
Рекреационный туризм
Деловой туризм
Функции туризма
Туризм как многоаспектное явление выполняет большое количество функций, которые можно подразделить на несколько больших групп.
Социально-гуманитарные функции:
· познавательно-образовательная функция – получение и пополнение знаний, знакомство с природой, историей, культурой как своего региона и страны, так и других стран и народов;
· воспитательная функция, т. е. формирование моральных, нравственных и эстетических качеств, прививание любви к окружающему миру, включая свой собственный вид;
· культурная функция – повышение культурного уровня граждан;
· оздоровительно-релаксационная функция – использование благотворного воздействия природных факторов для поддержания и восстановления физического, умственного, психического, эмоционального состояния организма, развитие адаптационных возможностей, восстановление трудоспособности;
· спортивная функция – специальная подготовка по туристской технике, способствующая укреплению общей физической подготовки, а также развитию разных сторон физического здоровья.
Социально-экономические функции: рациональное использование свободного времени, обеспечение занятости населения, рост уровня жизни трудящихся – важный фактор стабилизации и развития экономики.
Туризм занимает одно из первых мест в мировой экономике. В некоторых странах он является основной статьей национального дохода. По прогнозам аналитиков, в XXI в. туризм будет одной из наиболее перспективных сфер мировой экономики по устойчивости темпов развития.
Туризм также является одним из наиболее важных источников создания рабочих мест. В некоторых странах в этой отрасли задействованы до 10 % всей рабочей сферы.
Виды туризма
В настоящее время существует довольно много классификаций туризма. В зависимости от факторов, положенных в его основу, он делится на следующие виды:
1) по направленности – на международный (состоит из въездного и выездной) и внутренний;
2) по характеру – организованный исамодеятельный;
3) по временной продолжительности – краткосрочный и длительный (от однодневного до многодневного);
4) по дальности перемещения – ближний и дальний;
5) по количеству туристов – коллективный (групповой) и индивидуальный;
6) по способу передвижения – пешеходный, велосипедный, конный (а также передвижение с помощью других животных – собак, оленей, яков, верблюдов, мулов и т. д.), лыжный, автомобильный, мотоциклетный, водный, комплексный (включающий в себя два и более способов передвижения на маршруте) туризм;
7) по характеру маршрута – спелеотуризм, горный и др.;
8) по целям – культурный, образовательный, экологический, спортивный, оздоровительный, рекреационный;
9) по составу участников –детский, молодежный, для возрастных групп (почти не развит у нас в России) – или туризм «третьего возраста», комплексный (для родителей с детьми).
В последние десятилетия появились новые виды туризма: – деловой, интенсив-туризм, конгрессный, клубный, корпоративный, таймшерный, элитарный, этнокультурный, экстремальный.
Состав системы туризма
Туризм в настоящее время представляет собой целую систему, включающую в себя разнообразные элементы. К ним относятся: туристский продукт, т. е. совокупность туристских услуг и туров (или маршрутов, которые удовлетворяют основные потребности людей; субъект туризма – граждане России и зарубежных стран, общественные, государственные и частные предприятия и организации туризма и путешествий; участник туризма – т. е. гражданин, пользующийся продуктами и услугами, создаваемыми системой туризма; объект – вся сферы связанных с туризмом услуг (питание, проживание, транспорта, учреждения культуры, природные, культурно-исторические, спортивные, оздоровительные и прочие объекты); организатор – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие планирование и осуществление мероприятий, программ, создание и распространение турпродукта.
Экономические факторы развития туризма
На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.
В этих условиях социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала. Годовой доход от международного туризма ещё в 1995 году оценивался в 373 млрд долл. При этом совершено было 567 млн международных путешествий. Туризм обеспечивает работой 137 млн человек.
Быстрое усиление финансово-экономических позиций туристской отрасли привело к тому, что во многих странах мира туризм стал существенным фактором регионального развития. Органы территориального управления различных иерархических уровней, от графств и районов до федеральных властей, заботятся о развитии туризма и местностей, обладающих ценными рекреационными ресурсами. Туризм рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия.
Исходя из этого власти инициируют разработку стратегии туристской активности, совместно с бизнесом — разработку туристской инфраструктуры, создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион.
Согласно данным Всемирной туристской организации в 2007 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн (в 2004 году — 766 млн.). В 2005 году на Европу пришлось 444 млн прибытий, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 156 млн, на Северную и Южную Америки — 133 млн, на прочие регионы — 75 млн.
Туристский продукт окончательно превратился в экономическую категорию лишь в условиях массового туризма. Интенсивность туризма — показатель, дающий представление о том, какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну поездку. Когда интенсивность туризма выше 50 %, можно говорить, что в данной стране туризм имеет массовый характер. Туристский баланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный (Таиланд, Швейцария), если отрицательное — пассивный (Германия, Россия).
С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг — в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В туристской индустрии динамика роста объёмов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный.
Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.
Задача развития туризма требует решения множества сопутствующих задач, например развитие транспортной системы, развитие системы общественного питания, улучшение имиджа, развитие информационной инфраструктуры.
Основные понятия туризма в российском законодательстве
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов РФ, приняты следующие определения основных понятий:
— туризм — временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
-туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
— туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, проживающих постоянно в Российской Федерации;
— туризм выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
— туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
— туризм социальный — путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
— туризм самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
— турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
— туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
— туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
— тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;
-туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу;
— продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.);
— туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом);
— турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором);
— услуги гида-переводчика — деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;
— туристская путевка — документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
— туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.