Для чего нужен участковый пункт полиции
Участковый уполномоченный полиции
Служба участковых уполномоченных одна из самых старейших и важных в системе органов внутренних дел. Служба, основная задача которой, не столько раскрыть совершённое преступление или правонарушение, сколько предотвратить его.
Вы знаете, что участковый уполномоченный полиции – это сотрудник полиции, который работает с местным населением непосредственно на местах, даже самый маленький населенный пункт или самый отдаленный пункт Российской Федерации находятся на вверенном участковому уполномоченному участке.
Такая работа была востребована всегда. В российской империи существовали полицейские–десятские, во времена СССР – участковые инспектора милиции.
Фактически участковый уполномоченный полиции на своем участке – это сотрудник, который выполняет много функций, в том числе профилактическую работу, поддержание общественного порядка, выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений, принятие заявлений и сообщений граждан о происшествиях.
Основная задача участкового – охранять безопасность граждан на вверенном ему административном участке, пресекать возможные нарушения закона (хулиганство, драка, нарушение тишины и покоя). А самая главная задача участковых – это установление доверительных отношений с гражданами. Потому как для успешной работы очень важно, чтобы люди уважали и доверяли человеку в погонах, к которому они в первую очередь обратятся за помощью в трудную минуту.
Главные качества – терпение, трудолюбие, доброжелательность, наблюдательность, отличное знание законов, умение найти общий язык с людьми разного уровня. Участковых часто называют универсалами своего дела, ведь им приходится лично заниматься сразу всем: и вести документацию, и составлять протоколы, расследовать дела и раскрывать преступления. И, конечно, выполнять самую главную часть работы – общаться с жителями, поддерживать их и оказывать помощь в защите их прав на неприкосновенность собственности, свободы и жизни. А тот, кто работает с населением, несомненно, должен быть тонким психологом, умеющим найти подход к любому человеку, поговорить и с пожилыми людьми, и с молодежью. Ведь только такое поведение может заслужить доверие и уважение населения, без которых никак не обойтись в работе участкового уполномоченного.
К кандидатам предъявляются следующие требования:
– наличие высшего юридического образования;
– соответствующие деловые и моральные качества, хорошее состояние здоровья;
– наличие гражданства Российской Федерации.
Каждый житель Тюмени, попавший в трудную жизненную ситуацию, может в любое время обратиться к своему участковому уполномоченному.
Найти информацию об адресе и телефоне участкового пункта, который обслуживает ваш дом, можно в территориальном отделе полиции или на сайте УМВД России по Тюменской области в разделе «Ваш участковый».
Следует знать, что основная работа участкового проходит на административном участке, поэтому приём населения он ведет только в определенные часы. Они едины для всей Тюменской области: понедельник и среда с 18:00 до 20:00, суббота с 11:00 до 13:00.
«Фирменные» проверки от участкового милиционера
При визите представителя отдела внутренних дел бухгалтеры невольно напрягаются. Выяснить, насколько оправданно мнение, что посещение родной милиции может повлечь за собой большие неприятности для фирмы, взялся корреспондент «Московского бухгалтера».
Мы привыкли видеть в участковом человека, который периодически совершает обход жилых домов и следит за общественным порядком. А зря, его компетенция этим не ограничивается. В приказе Министерства внутренних дел от 16 сентября 2002 г. № 900 сказано, что участковый может проверять работу фирм на закрепленной за ним территории. Например, отслеживать наличие разрешений на ту или иную деятельность или применение ККТ. Кроме того, милиционер не только имеет право, но и должен контролировать правила лицензирования и регистрационного учета.
Юрист юридической компании «Туров и парт- неры» Роман Винокуров предупреждает, что сотрудник будет проверять те документы, которые ему нужны в зависимости от характера ревизии.
— Участковый уполномоченный руководствуется Конституцией, Законом «О милиции», приказом МВД от 16 сентября 2002 года № 900. Милиционер должен и имеет право выявлять на своем участке организации, которые работают без регистрации, специального разрешения (лицензии), а также нарушают правила торговли.
Что участковый может проверить? Это скорее зависит от «глубины» проверки. В одном случае он может просто посмотреть, не нарушается ли общественный порядок в магазине, есть ли регистрация у работников, или поинтересоваться наличием договора аренды. В другом, менее благоприятном случае милиционер проверит правоустанавливающие документы, например свидетельство о государственной регистрации, лицензию и правила торговли.
Знать свои права при общении с милицией весьма полезно. Но не всегда мнение проверяемых совпадает с точкой зрения самих участковых.
— Самое главное — не паниковать, — советует главный бухгалтер Дмитрий
Васильев. — Внимательно просмотрите удостоверения представителей милиции, лучше даже сделать их ксерокопию. Обычно после этого проверяющие ведут себя скромнее, так как понимают, что имеют дело с людьми, знающими свои права. Из своего опыта могу сказать, что милиция больше всего любит проверять предприятия общепита, поскольку в этом бизнесе нарушения найти проще всего. Должен признать, что с участковым проблем никогда не было, даже наоборот — оказывали посильную помощь, предупреждали о возможных проверках. А если вы лично знакомы с его непосредственным начальником, тогда бояться вообще нечего. Для того чтобы не бояться никаких проверок ни с чьей стороны, советую не хранить компрометирующую информацию, особенно в офисе.
Важно понимать, чем вызвана проверка, и действовать по обстоятельствам, но препятствовать проведению ревизии не стоит. Что из этого может выйти, рассказал участковый уполномоченный одного из районных отделов милиции по ЦАО г. Москвы.
— Заходить на территорию фирмы участковый может беспрепятственно. Ему необязательно иметь какие-либо предписания или постановления для проведения проверок. По закону участковому милиционеру достаточно полагать, что совершается правонарушение. Это и есть основание для проверки. Постановление или решение начальника должно быть, например, у налоговиков или ОБЭПа (отдел по борьбе с экономическими преступлениями). Сотрудникам уголовного розыска и участковым оно не нужно.
Если у директора или бухгалтера возникнет желание не пустить сотрудника милиции на территорию фирмы или не предоставить ему документы, то он и не будет особенно настаивать. Он напишет протокол о неповиновении законным требованиям представителя правоохранительных органов, затем приедут коллеги из ОВД и, возможно, заберут директора в отделение милиции часа на три. Потом, конечно, отпустят, но штраф заплатить все-таки придется.
На самом деле у участкового очень широкие полномочия. Он может прийти на фирму и потребовать предоставить практически любые документы. Например, учредительные, уставные, трудовые договоры. Кроме того, участковый проверяет соблюдение требований противопожарной безопасности, трудовых и санитарных правил организации труда. Взимать штраф милиционер не может, поэтому он должен составить протокол о совершении административного правонарушения и направить его в соответствующее ведомство. То есть в СЭС, трудовую инспекцию, пожарным, начальнику ОВД и т. д.
Участковый вполне может посмотреть штатное расписание и сравнить с реальным количеством работников, чтобы проконтролировать соблюдение трудового законодательства. Точно так же устанавливают наличие нелегалов или недолжным образом оформленных иностранцев. Кроме того, милиционер вправе проверить наличие медкнижек.
Сколько стоит визит участкового
Если при проверке будут выявлены нарушения, то фирма может понести административную ответственность. Полный список административных нарушений и ответственность за них перечислены в главе 14 Кодекса об административных правонарушениях. Наиболее часто фирмы штрафуют за такие нарушения (cм. таблицу).
Правонарушение | Сумма штрафа (руб.) | Основание | |
фирма | должностное лицо | ||
Предпринимательская деятельность без госрегистрации | — | 500 — 2000 | п. 1 ст. 14.1 КоАП |
Предпринимательская деятельность без лицензии при условии, что она обязательна | 40 000 – 50 000, могут конфисковать продукцию, орудия производства и сырье | 4 000 – 5 000, могут конфисковать продукцию, орудия производства и сырье | п. 2 ст. 14.1 КоАП |
Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия | 40 000 – 50 000 | 4 000 – 5 000 | п. 2 ст. 14.4 КоАП |
Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг, не соответствующих требованиям стандартов или образцам | 20 000 – 30 000 | 2 000 – 3 000 | п. 1 ст. 14.4 КоАП |
Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг без ККМ | 30 000 – 40 000 | 3 000 – 4 000 | ст. 14.5 КоАП |
Нарушение правил торговли отдельными товарами | 10 000 – 30 000 | 1 000 – 3 000 | ст. 14.15 КоАП |
Надейтесь на лучшее, а готовьтесь к худшему
Участковый может составить мотивированный рапорт и изложить в нем основания для возбуждения уголовного дела. Далее к вам в гости пожалует уже более серьезная проверка. Например, ОБЭП или сотрудники, занимающиеся налоговыми преступлениями. Перечень чинов, которые имеют право не только просмотреть, но и изъять документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность фирмы, приведен в приказе МВД от 2 августа 2005 г. № 636. В частности, к ним относятся начальники территориальных отделов внутренних дел и их заместители. Они могут забрать подлинники документов на срок проведения ревизии, который не должен превышать 30 дней. При этом представители МВД должны составить опись изъятого, один экземпляр которой остается в фирме, и копии.
Милиционеры должны составить протокол, в котором указать все, что изъято и досмотрено, и кто при этом присутствовал. Нужно проконтролировать, чтобы были указаны все реквизиты — полное название документа, дата составления, количество листов и т. д. А также подписи понятых, представителя фирмы и самого проверяющего.
Последствия обнаружения противоправных фактов предусмотрены Уголовным кодексом. Например, за незаконное предпринимательство фирме грозит штраф до 300 тысяч рублей. А для должностного лица штраф будет в размере заработной платы за период до 2 лет (п. 1 ст. 171 УК). Но не думайте, что за все нарушения можно будет отделаться только финансовыми потерями. Если вы производите, храните или продаете немаркированные товары, то помимо штрафа в размере до 200 тысяч рублей вы рискуете оказаться за решеткой на срок до 3 лет (ст. 171 УК), а за лжепредпринимательство — до 4 лет (ст. 173 УК).
Требовать предоставления финансовых документов милиционер не имеет права. Проверять сведения о расчете или уплате налогов может только сотрудник подразделения внутренних дел по налоговым преступлениям. В круг полномочий участкового это не входит. Если он все же потребует предоставить ему такие документы, вы смело можете сослаться на приказ МВД от 26 декабря 2003 г. № 1033.
Если к вам придет милиционер, обязательно поинтересуйтесь, из какого он подразделения, уточните цель визита и попросите показать служебное удостоверение. Можно даже переписать эти данные на случай, если к вам явятся «левые» участковые. А еще лучше позвонить в ОВД и выяснить, действительно ли он направлен для проверки.
Участковый – в шаговой доступности
Участковый – от слова «участие». Начиная с 1923 года, с момента создания службы, и до сегодняшнего дня этот представитель власти остаётся для наших граждан самым близким и доступным сотрудником органов внутренних дел, который живёт рядом с ними, знает многие проблемы, помогает в их решении.
Сегодня служба участковых уполномоченных полиции насчитывает более 50 тысяч сотрудников, которыми раскрывается почти четверть всех зарегистрированных преступлений. По линии ответственности МВД России ежегодно рассматривается порядка 13 миллионов обращений граждан, ведётся профилактическая работа с более чем миллионом лиц, состоящих на различных видах профилактических учётов.
Одно из основных направлений деятельности участковых уполномоченных, как и было с момента основания службы, – профилактика правонарушений и преступлений. Для успешного решения этой задачи важна в том числе и годами проверенная практика шаговой доступности участкового. Поэтому по всей территории России участковые пункты полиции располагают как правило в жилом секторе.
Это позволяет им постоянно взаимодействовать с населением и представителями местного самоуправления в вопросах поддержания правопорядка и предупреждения преступлений.
Обязанность предоставлять участковым уполномоченным служебные помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления (федеральные законы от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
К примеру, в Краснодаре при непосредственном участии краевой администрации в текущем году в новом жилом микрорайоне открыт участковый пункт полиции, рассчитанный на шесть сотрудников. А в Пермском крае администрацией запланировано к 2023 году отремонтировать все 308 участковых пунктов полиции, и на эти цели будут выделяться значительные средства (100 миллионов рублей ежегодно). Так, уже в текущем году проводится ремонт 47 пунктов.
На Ставрополье в 2020 году региональному главку из средств краевого бюджета выделено свыше 513 миллионов рублей, из которых 450 миллионов – в рамках госпрограмм «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка» и «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества», 63,5 миллиона рублей – в рамках муниципальных программ. В 27 муниципальных районах и городских округах местными администрациями осуществлён ремонт 176 участковых пунктов полиции. На эти цели из краевого бюджета выделены субсидии на общую сумму 27,4 миллиона рублей.
В городе Курске действует муниципальная программа, которой предусмотрено ежегодное выделение на ремонт участковых пунктов полиции по 2 миллиона рублей.
В рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда» (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года») МВД России во взаимодействии с Минстроем и депутатским корпусом продолжает проработку вопроса законодательного возложения на застройщиков обязанности возводить в новых микрорайонах современные участковые пункты полиции.
Не дожидаясь изменения федерального законодательства, такую работу уже начали в некоторых регионах. Так, при осуществлении массовой застройки нового микрорайона в городе Липецке за счёт регионального бюджета построен административно-жилой комплекс, в котором совмещены служебные и жилые помещения для участкового. Его проект разработан региональным УМВД России с учётом мнения главка о составе помещений участкового пункта полиции. Всего в границах малоэтажной застройки областного центра планируется построить три таких комплекса.
Подобные объекты в 2019–2020 годах построены в Республике Татарстан, Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе.
Оснащение таких комплексов должно соответствовать современным достижениям науки. В условиях цифровизации основных сфер деятельности органов государственной власти особое значение приобретает внедрение прогрессивных информационных технологий.
В ряде регионов, таких как Краснодарский край, Белгородская, Липецкая и Нижегородская области, уже сейчас занимаются введением в эксплуатацию новых участковых пунктов, оборудованных по последнему слову техники.
Помимо компьютерной техники в них предполагается размещать и современные средства связи, включая спутниковые системы для отдалённой местности, и систему идентификации правонарушителей с использованием оперативно-справочных учётов, системы контроля и управления доступом, видеонаблюдениея, в том числе с возможностью удалённого подключения к АПК «Безопасный город», и внедрение других инновационных систем.
Вместе с тем никакое техническое оснащение не заменит личного общения участкового с населением. Поэтому также необходимо повышать профессиональные навыки сотрудников, формировать их индивидуальные качества. Решение важнейшего вопроса интеллектуализации участковых уполномоченных полиции в перспективе должно оказать влияние на повышение их профессионального статуса.
Также прослеживается и ещё одна закономерность: если сотрудники обладают высоким индексом образованности, широким набором профессиональных качеств и, конечно же, общей культурой при соблюдении этики полицейского – их деятельность будет более эффективна и полезна как для граждан, так и для полиции.
Практический опыт показывает: создаёшь комфортные условия для приёма населения на местах – тем самым повышаешь имидж службы участковых, стимулируешь сотрудников на добросовестное, внимательное выполнение обязанностей. И интерес к работе повышается, и отток кадров в службе сокращается. Проверено.
Вместо настенных информационных стендов с бумажно-картонным наполнением мы планируем оснастить участковые пункты интерактивными электронными панелями для демонстрации в удобном формате профилактической, правовой и иной актуальной информации по вопросам деятельности полиции, необходимой для разрешения проблем населения. При использовании данного электронного устройства граждане смогут подать заявление в электронном виде, сделать видеообращение, получить информацию о своём участковом уполномоченном, записаться к нему на приём, в случае необходимости совершить онлайн-вызов участкового, оценить его работу.
Также планируем на автоматизированных рабочих местах организовать видео-конференц-связь, в том числе с органами местного самоуправления, посредством которой будут доступны удалённый приём граждан, дистанционное проведение отчётов перед населением, осуществление индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профучётах в органах внутренних дел.
Параллельно с развитием участковых пунктов полиции решается вопрос предоставления участковым и жилых помещений. С прошлого года законодательство (Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») позволило органам местного самоуправления расходовать средства на служебное жильё для участковых полиции.
Законодатели услышали «голос» МВД России о большом объёме работы и большой ответственности участковых. Эти люди круглосуточно обеспечивают правопорядок и охраняют покой граждан, а законодательные новеллы позволят обеспечить участковых жильём, находящимся близко к районам, в которых они работают. И это особенно важно для тех муниципальных образований, где идёт активное жилищное строительство.
Например, в Белгородской области действует программа по обеспечению служебным жильём участковых уполномоченных полиции, обслуживающих административные участки в сельской местности. Только в текущем году запланировано построить на территории сельских поселений области сто домов для участковых.
С учётом нового законодательного механизма обеспечения органами местного самоуправления жильём участковых за период с августа 2020 года по март 2021 года муниципалитетами дополнительно предоставлено 141 жилое помещение.
Надеемся и на дальнейшую поддержку местных властей, исходя из того, что участковые зачастую являются единственными представителями органов власти в сельской местности и граждане могут обратиться только к ним, рассчитывая на помощь по различным жизненно важным вопросам.
Далеко не случайно, что на одном из расширенных заседаний коллегии министерства (2018 г.) Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным было отмечено, что в последние годы растёт доля граждан, которые считают, что полиция оказывает существенную помощь в решении их проблем. Число людей, которые знают своего участкового, также повышается.
Действительно, наша общая задача – принять меры к тому, чтобы участковый уполномоченный был максимально близок к населению как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Вот почему создание и оснащение современных участковых пунктов полиции ставит своей непосредственной задачей формирование реального партнёрства между полицией и населением в целях поддержания правопорядка и общественной безопасности.
Приложение N 1. Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке
Приложение N 1
к приказу МВД России
от 29.03.2019 N 205
Инструкция
по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке
2 Пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2018, N 32, ст. 5100).
6. На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.
8. Помощник участкового уполномоченного полиции закрепляется приказом начальника территориального органа за конкретным участковым уполномоченным полиции и осуществляет деятельность под его непосредственным руководством на должности младшего начальствующего состава.
9. Участковый уполномоченный полиции при несении службы на обслуживаемом административном участке решает следующие задачи:
9.1. Принимает меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений в соответствии с распределением обязанностей, установленных нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими вопросы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
9.3. Проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами, состоящими на профилактическом учете.
3 Пункт 14 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2014 года, регистрационный N 34570), с изменениями, внесенными приказом МВД России от 7 ноября 2016 г. N 708 (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2016 года, регистрационный N 44510).
4 Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждена приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 года, регистрационный N 30957), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 26 февраля 2015 г. N 283 (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2015 года, регистрационный N 36396), от 20 апреля 2015 г. N 447 (зарегистрирован Минюстом России 18 мая 2015 года, регистрационный N 37310), от 23 ноября 2015 г. N 1115 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2015 года, регистрационный N 40129), от 1 декабря 2016 г. N 770 (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2016 года, регистрационный N 44969). Пункты 40-50 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736.
10. Участковый уполномоченный полиции при выполнении на обслуживаемом административном участке задач, указанных в пункте 9 настоящей Инструкции, в пределах компетенции участвует в следующих мероприятиях:
7 Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2014 года, регистрационный N 31238) с изменениями, внесенными приказами МВД России от 28 июня 2018 г. N 404 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2018 года, регистрационный N 52680) и от 31 декабря 2018 г. N 898 (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2019 года, регистрационный N 53623).
1 Пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции».
10.4. Раскрытие преступлений в соответствии с установленными нормативными правовыми актами МВД России обязанностями.
4 Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 22 марта 2018 года, регистрационный N 50460).
12. Помощник участкового уполномоченного полиции пользуется правами участкового уполномоченного полиции, за исключением права рассматривать дела об административных правонарушениях, а также выполняет его обязанности, за исключением принятия решений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
II. Несение службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 43, ст. 6072; 2013, N 9, ст. 948; 2014, N 46, ст. 6348; 2015, N 33, ст. 4848; 2017, N 39, ст. 4690).
14. Участковый уполномоченный полиции осуществляет деятельность по утвержденному заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) территориального органа или начальником отдела полиции графику несения службы, в котором указываются служебные и выходные дни, дни отпуска сотрудников, а также время заступления участковых уполномоченных полиции на службу (приложение N 1 к настоящей Инструкции).
15. Режим служебного времени участкового уполномоченного полиции определяется в установленном порядке 2 с учетом складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках и специфики выполнения поставленных задач.
2 Статьи 53 и 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
16. Перед заступлением на службу участковый уполномоченный полиции проходит инструктаж, осуществляемый заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) или начальником отдела полиции, либо непосредственным руководителем (начальником) с участием оперативного дежурного. Инструктаж должен продолжаться не более 20 минут.
Допускается проведение инструктажей с использованием средств подвижной радиотелефонной, радио- и проводной связи.
18. Участковый уполномоченный полиции должен находиться на доступной подвижной радиотелефонной, радио- или проводной связи с непосредственным руководителем или оперативным дежурным территориального органа.
Перед убытием в местность, на территории которой возможность поддержания связи исключена, участковый уполномоченный полиции информирует об этом указанных должностных лиц.
1 При несении участковым уполномоченным полиции службы в сельском поселении, либо отдаленной, труднодоступной местности порядок доклада и занесения информации в ежедневный отчет определяется начальником территориального органа.
20. В случае если участковый уполномоченный полиции по окончании несения службы не вышел на связь или не прибыл в территориальный орган или отдел полиции, должностное лицо, осуществлявшее взаимодействие с участковым уполномоченным полиции в порядке пунктов 17 и 18 настоящей Инструкции, незамедлительно докладывает начальнику территориального органа или отдела полиции либо лицу, его замещающему, и действует в соответствии с полученными указаниями.
Персональную ответственность за состояние участкового пункта полиции несет начальник территориального органа.
22. Основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции являются:
22.1. Профилактический обход административного участка.
22.2. Рассмотрение обращений граждан.
22.3. Индивидуальная профилактическая работа.
22.5. Отчеты перед населением о проделанной работе.
III. Профилактический обход административного участка
23. Профилактический обход проводится как самостоятельная форма несения службы участковым уполномоченным полиции, а также в сочетании с формами несения службы, указанными в подпунктах 22.2, 22.3 настоящей Инструкции.
24. В ходе профилактического обхода участковый уполномоченный полиции:
24.2. Посещает жилые помещения в целях общения и установления взаимного доверия с их собственниками и иными гражданами, проживающими в них.
24.3. Взаимодействует с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на территории административного участка, в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
24.4. Вручает визитные карточки гражданам и представителям организаций, расположенных на территории административного участка (приложение N 4 к настоящей Инструкции).
25. Во время профилактического обхода административного участка участковый уполномоченный полиции особое внимание уделяет информации, полученной в том числе путем визуального наблюдения, общения с гражданами, запроса сведений:
2 Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3420; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7341; 2012, N 53, ст. 7638; 2013, N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6952; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 78; N 27, ст. 3988; N 48, ст. 6724; 2016, N 23, ст. 3276; 2017, N 15, ст. 2140; 2018, N 53, ст. 8454).
3 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26, ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011, N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 1, ст. 29, 50; N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2318, 2321; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7043, 7061; N 50, ст. 7342, 7352; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6397; N 50, ст. 6967; N 53, ст. 7640, 7645; 2013, N 19, ст. 2309, 2310; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3461, 3470, 3477; N 30, ст. 4036, 4037, 4040, 4057, 4081; N 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955, 7007; 2014, N 16, ст. 1828, 1830, 1831; N 19, ст. 2311, 2332; N 26, ст. 3370; N 30, ст. 4231, 4233; N 48, ст. 6638, 6659; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 61, 72; N 10, ст. 1426; N 14, ст. 2016; 2016, N 1, ст. 86; 2018, N 1, ст. 77, 82).
25.3. О лицах, склонных к совершению бытовых преступлений.
25.4. О лицах, страдающих наркоманией и алкоголизмом.
25.5. О лицах, пострадавших от преступлений или подверженных риску стать таковыми в силу их малолетнего либо престарелого возраста, а также имеющих психические расстройства.
25.6. О лицах без определенного места жительства и занятий, находящихся на территории обслуживаемого административного участка.
25.7. О случаях антиобщественного или противоправного поведения жильцов квартир и домовладений.
26. Полученная в ходе профилактического обхода участковым уполномоченным полиции информация докладывается прямым начальникам либо передается заинтересованным должностным лицам органов внутренних дел, а также используется указанными лицами в целях выполнения служебных обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации 1 и нормативными правовыми актами МВД России.
1 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 26, ст. 3877; N 28, ст. 4558; N 52, ст. 7491; 2017, N 18, ст. 2664; N 24, ст. 3478; N 31, ст. 4825, ст. 4827). Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173,4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, 4243; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276; N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772; 2018, N 1, ст. 82).
28. Профилактический обход административного участка участковым уполномоченным полиции проводится ежедневно во время исполнения им служебных обязанностей в соответствии с графиком несения службы, а также с учетом складывающейся оперативной обстановки.
IV. Рассмотрение обращений и прием граждан
29. Обращения, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, полученные участковым уполномоченным полиции непосредственно от граждан, передаются в дежурную часть территориального органа для их регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
30. Непосредственное рассмотрение обращения, заявления или сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии участковый уполномоченный полиции осуществляет после соответствующего поручения уполномоченного должностного лица.
31. Прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет 3 на административном участке в помещении участкового пункта полиции 4 по вторникам и четвергам с 17.00 до 19.00, а также по субботам с 15.00 до 16.00 при несении службы на обслуживаемом административном участке. В случаях отсутствия на административном участке участкового пункта полиции, невозможности осуществления приема граждан на участковом пункте полиции, по решению начальника территориального органа участковый уполномоченный полиции может проводить прием граждан в здании территориального органа или помещении, предоставленном органами местного самоуправления.
3 Положения настоящей главы Инструкции, регламентирующие прием участковым уполномоченным полиции граждан, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
4 Часть 7 статьи 48 Федерального закона «О полиции».
32. Информация о месте и времени приема граждан доводится участковым уполномоченным полиции до населения, проживающего на обслуживаемом им административном участке в ходе профилактического обхода, отчета перед населением, а также путем размещения информации на информационных стендах в местах массового пребывания людей.
V. Проведение индивидуальной профилактической работы
33. Индивидуальная профилактическая работа проводится участковым уполномоченным полиции со следующими категориями лиц:
33.1. В отношении которых установлен административный надзор 1 :
1 Федеральный закон «Об административном надзоре».
3 Подпункт 7.3 Порядка осуществления административного надзора.
4 Подпункт 6.5 Порядка осуществления административного надзора.
33.2. Освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего 5 :
а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является информация об освобождении лица из мест лишения свободы;
б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, освобожденных из мест лишения свободы, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в месяц;
6 Пункт 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре».
33.3. Допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере:
б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфере, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;
в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере, проводится в течение одного года с момента принятия решения о ее проведении;
г) поступившее в отношении данной категории лиц заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии при подтверждении, допущенного ими факта правонарушения в семейно-бытовой сфере, является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в отношении их в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.
33.4. Больными алкоголизмом, состоящими на учете в медицинской организации, которые в течение года два и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также по части 1 статьи 20.20 КоАП 2 :
а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является информация подразделения по исполнению административного законодательства после подтверждения медицинской организацией нахождения данной категории лиц на учете в наркологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма;
б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, больных алкоголизмом, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;
в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, больными алкоголизмом, проводится в течение одного года с даты принятия решения о ее проведении;
г) совершение лицами, больными алкоголизмом, повторных административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также по части 1 статьи 20.20 КоАП является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в отношении их в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.
33.5. Больными наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации, которым в течение года два и более раза назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.9.1, частями 2 и 3 1 статьи 20.20 КоАП 2 :
1 В случае неприменения к лицу административного выдворения.
а) основанием для постановки на профилактический учет является информация подразделения по исполнению административного законодательства после подтверждения медицинской организацией нахождения данной категории лиц на учете в наркологическом диспансере в связи с лечением от наркомании;
б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, больных наркоманией, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;
в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, больными наркоманией, проводится в течение одного года с даты принятия решения о ее проведении;
г) совершение лицами, больными наркоманией, повторных административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, частью 2 статьи 20.20 КоАП, является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в отношении их в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.
33.6. Совершившими административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, при проведении общественно-политических 3 или спортивно-массовых 4 мероприятий 5 :
3 Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2485; 2011, N 7, ст. 901; 2015, N 18, ст. 2617; 2016, N 11, ст. 1488; N 27, ст. 4160; 2017, N 23, ст. 3476).
4 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2017, N 14, ст. 2003; N 17, ст. 2460; N 31, ст. 4751; N 50, ст. 7544).
а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является информация подразделения по организации охраны общественного порядка, а также должностного лица территориального органа, на которого возложены обязанности по организации охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении общественно-политических и спортивно-массовых мероприятий;
б) участковый уполномоченный полиции посещает лиц, совершивших административное правонарушение, по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в квартал;
в) индивидуальная профилактическая работа с лицами, совершившими административное правонарушение, проводится в срок, в течение которого в соответствии со статьей 4.6 КоАП лицо считается подвергнутым административному наказанию;
г) совершение повторного аналогичного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических или спортивно-массовых мероприятий является основанием для продления индивидуальной профилактической работы в порядке, определенном абзацами «б», «в» настоящего подпункта.
34. Основаниями для прекращения индивидуальной профилактической работы являются:
34.1. Истечение срока проведения индивидуальной профилактической работы.
34.2. Снятие лица, больного алкоголизмом или наркоманией, с учета в медицинской организации (при поступлении информации).
34.3. Осуждение лица к лишению свободы и его направление к месту отбывания наказания.
34.4. Прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
34.5. Признание гражданина безвестно отсутствующим (умершим) по решению суда.
34.7. Утрата гражданином дееспособности.
34.8. Издание акта амнистии или помилования.
34.9. Прекращение гражданства Российской Федерации или проживание гражданина за пределами территории Российской Федерации.
35. При несении службы на обслуживаемом административном участке участковый уполномоченный полиции использует следующие формы профилактического воздействия:
б) указанная информация доводится путем размещения ее на информационных стендах, в средствах массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории муниципального образования, а также на официальных сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» территориального органа или органа местного самоуправления.
1 Статья 18 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».
а) в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений участковый уполномоченный полиции при посещении лиц, указанных в пункте 33 настоящей Инструкции, проводит с ними профилактическую беседу;
б) при проведении профилактической беседы участковый уполномоченный полиции разъясняет лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения.
2 Статья 19 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».
1 Статья 20 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».
а) лица, указанные в пункте 33 настоящей Инструкции, подлежат постановке на профилактический учет;
в) в случае, если лицо подлежит постановке на профилактический учет по нескольким категориям, учет их количества проводится по каждой категории отдельно. При этом в Сервисе на лицо заводится одна карточка, в которой отражаются все категории, по которым лицо состоит на профилактическом учете;
г) при смене места жительства лица, состоящего на профилактическом учете, участковый уполномоченный полиции в течение трех суток с момента получения соответствующей информации посредством Сервиса направляет имеющиеся материалы в территориальный орган по новому месту жительства данного лица для постановки на профилактический учет и проведения с ним индивидуальной профилактической работы.
2 Статья 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений».
а) участковый уполномоченный полиции в пределах компетенции участвует в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, указанными в подпункте 33.1 настоящей Инструкции, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом;
б) компетенция участкового уполномоченного полиции при участии в осуществлении административного надзора определена в пункте 8 Порядка осуществления административного надзора.
3 Статья 1 Федерального закона «Об административном надзоре».
VI. Участие участкового уполномоченного полиции в иных мероприятиях по профилактике правонарушений
36. Участковый уполномоченный полиции принимает участие в пределах компетенции в осуществлении контроля за поведением:
36.1. Осужденных за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно 1 :
а) основанием для проведения работы является сообщение уголовно-исполнительной инспекции и предоставление копии приговора суда для осужденных лиц, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;
б) участковый уполномоченный полиции посещает осужденных за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно, не реже одного раза в квартал;
в) работа с осужденными за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно, проводится до снятия с учета в уголовно-исполнительной инспекции.
1 Пункт 7 Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений, утвержденного приказом Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г. N 190/912 (зарегистрирован Минюстом России 17 октября 2012 года, регистрационный N 25698), с изменениями, внесенными приказом Минюста России и МВД России N 2/22 от 20 января 2017 г. (зарегистрирован Минюстом России 7 февраля 2017 года, регистрационный N 45553).
36.2. Несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа 2 :
а) основанием для проведения работы является сообщение подразделения по делам несовершеннолетних о постановке на учет указанных лиц;
б) участковый уполномоченный полиции посещает несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа, не реже одного раза в квартал;
в) результат проверки докладывается рапортом на имя заместителя начальника полиции территориального органа (по охране общественного порядка) или начальника отдела полиции и направляется в установленном порядке в подразделение по делам несовершеннолетних по местонахождению на учете контролируемого лица;
г) работа с несовершеннолетними, родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, состоящими на учете в подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа, проводится до снятия с учета в подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа.
2 Подпункт 49.1, пункт 50 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845, с изменениями, внесенными приказом МВД России от 21 декабря 2017 г. N 948 (зарегистрирован Минюстом России 22 января 2018 года, регистрационный N 49718).
37. Участковый уполномоченный полиции ведет список лиц:
37.1. Освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость (за исключением лиц, указанных в подпунктах 33.1 и 33.2 настоящей Инструкции) 1 :
а) основанием для внесения в списочный учет является информация об освобождении осужденного из мест лишения свободы;
37.2. Страдающих психическими расстройствами, состоящих на учете в медицинской организации и представляющих опасность для окружающих:
а) основанием для внесения в списочный учет является сообщение из медицинской организации о постановке на учет лица указанной категории;
38. Список лиц ведется в целях принятия соответствующих мер реагирования при получении в отношении указанных лиц оперативно-значимой информации.
VII. Отчет перед населением
2 Инструкция по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, утвержденная приказом МВД России от 30 августа 2011 г. N 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России» (зарегистрирован Минюстом России 22 сентября 2011 года, регистрационный N 21859), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 19 февраля 2013 г. N 86 (зарегистрирован Минюстом России 12 марта 2013 года, регистрационный N 27611) и от 10 марта 2016 г. N 118 (зарегистрирован Минюстом России 8 апреля 2016 года, регистрационный N 41721).
40. График отчетов перед населением участковых уполномоченных полиции составляется в соответствии с прилагаемым рекомендуемым образцом (приложение N 5 к настоящей Инструкции).
41. Оповещение населения о проведении отчета участкового уполномоченного полиции производится заблаговременно любым доступным способом с использованием рекомендуемого образца (приложение N 6 к настоящей Инструкции).
42. Ход проведения отчета и принятые на нем решения оформляются протоколом согласно рекомендуемому образцу (приложение N 7 к настоящей Инструкции).