Для чего нужен учебник русского языка
Проект на тему «Почему нужно изучать русский язык»
Исследовательская работа на тему:
«Зачем нужно изучать русский язык?»
Автор: Семенович Александра учащаяся МАОУ «Школа №10 города Белогорск»
Руководитель: Данилова Ольга Станиславовна учитель русского языка и литературы.
Русский язык — один из самых распространённых языков в мире. Он входит в число восьми международных языков. Это означает, что люди разных национальностей общаются друг с другом на русском языке. Нужно ли его изучать русскоговорящим людям? Может, лучше изучить как можно больше иностранных языков? Конечно, чем больше языков знает человек, тем он культурнее и развитее. Но знать язык, на котором общаешься и мыслишь, — это просто необходимо!
Но не все школьники осознают важность изучения русского, не видят практического применения языка в дальнейшем.
Н о не все изучения русского языка
Наша цель выявить основные мотивы к изучению русского языка учащимися подросткового возраста и определить, что вызывает у них наибольший интерес во время уроков
Для достижения нашей цели нам нужно решить следующие задачи:
изучить научную литературу по данному вопросу;
провести опрос учащихся об их интересах;
проанализировать собранный материал и прийти к определенному заключению
Русский язык очень важен для современного человека.
Русский язык- это официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём, пишутся важнейшие документы страны, и ведётся преподавание в учебных заведениях.
Так как наша страна многонациональна, то русский язык служит средством межнационального общения людей: он понятен каждому гражданину России. Русский язык является родным для большей части населения нашей страны.
На протяжении всей своей истории русский язык существовал не автономно, а вступал в контакты с другими языками, которые оставляли в нем свои отпечатки.
Зачем человеку нужен язык, какова его роль в жизни общества? На эти вопросы искали ответы величайшие умы человечества. Но, если не углубляться в дебри славословия, то можно сказать коротко и емко: при помощи языка люди от одного поколения к другому передают свои знания и опыт. А в тот момент, когда речь зафиксировали в письменном виде, и возникла человеческая цивилизация.
В современном мире языки многих народов находят многогранное применение в народном хозяйстве, обучении, историческом аспекте, развиваясь вместе с научно-техническим прогрессом.
Почему надо быть грамотным
Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста. А порою делают его противоположным по своему значению.
Подростки больше любят практические знания, теория их занимает намного меньше. Они стремятся в экспериментах находить подтверждение полученным знаниям.
Подростки, не осознающие практической важности русского языка, не испытывают не малейшего желания изучать предмет и, соответственно, не видят смысла изучать его.
зыка, н е в
В ходе анализа сначала пишем требование, затем описываем, как оно выполнено в учебнике и обосновываем, приводим примеры.
Учебник русского языка. Функции учебника. Требования к учебнику.
Учебник по русскому языку является ведущим средством обучения предмету «Русский язык», реализующим требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО. Учебник выполняет в процессе обучения следующие функции:
Познавательная функция. Учебник по русскому языку, наряду со словом учителя, является важнейшим источником информации о языке.
Преобразующая функция. Научные знания не могут быть включены в школьные учебники по русскому языку без изменений. Они должны быть приспособлены для развития умений и навыков учащихся по русскому языку, формирования у них учебно-познавательной деятельности.
Развивающая функция. В учебниках представлены задачи репродуктивного и продуктивного характера, направленные на достижение как предметных, так и метапредметных, и личностных результатов.
Воспитательная функция. Содержание учебника способствует привитию любви к русскому языку, формированию нравственных качеств личности.
Функция самообразования. Учебник призван оказывать учащимся помощь в усвоении учебного материала: самостоятельно восполнять пробелы в знаниях и умениях; учить принимать, сохранять учебную задачу; планировать свои действия; контролировать и оценивать их; вносить коррективы в их выполнение; осуществлять самоконтроль. Совокупность названных умений составляет умение работать с учебной книгой как источником информации, которое относится к числу основных познавательных умений.
Содержание и структура учебника в целом.
Учебник включает следующие компоненты:
а) теоретические сведения о языке;
б) аппарат организации практической работы (вопросы, задания, материал для наблюдений, иллюстративный материал, схемы, таблицы, справочный аппарат, памятки);
в)аппарат ориентировки (оглавление, нумерация, заголовки, указатели, условные обозначения, сокращения).
Требования к учебнику русского языка
В ходе анализа сначала пишем требование, затем описываем, как оно выполнено в учебнике и обосновываем, приводим примеры.
Обязательным требованием к учебнику «Русский язык» является наличие двух составляющих: теоретической и практической частей.
Доказываем наличие каждой части: каким материалом каждая часть представлена.
К учебнику предъявляются и другие требования:
Содержательные: Учебник дает школьникам языковой материал, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в строгой системе, в соответствии с программой (соответствие тем) и ФГОС НОО.
1) Доказываем доступность материала, представленного в учебнике. Приводим примеры.
2) Описываем систему изложенного материала (логичность построения, связь изучаемых тем и т.п.). Приводим примеры.
Интегративные: Учебник объединяет в единую систему различные области изучаемого языка. В нем выступают в единстве и литературные тексты, и материал грамматики, фонетики, лексики, орфографии, графики, развития речи учащихся, культуры речи.
1) Пишем, какие литературные тексты представлены в учебнике, каких жанров, каких авторов.
Методические: Учебник организует познавательную деятельность учащихся в классе и дома, предлагает учителю и учащимся методически подготовленный языковой материал, различного назначения упражнения, задания, отобранную лексику и пр.
Методический аппарат учебника представлен совокупностью вопросов, заданий, упражнений, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и пр.
1) Описываем, какого назначения упражнения и задания представлены в учебнике (для изучения нового, закрепления, повторения). Приводим примеры.
2) Описываем методический аппарат учебника: наличие вопросов, заданий, упражнений, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и пр. Приводим примеры.
Требования к текстам в учебнике
а) образцовость языка, художественность текста;
б) богатство содержания, актуальность тематики;
в) наличие в тексте изучаемых языковых форм, средств;
г) разнообразие жанров и стилей;
д) богатство лексики;
е) развивающий характер: каждый текст, поэтический или прозаический, должен поднимать ученика на ступеньку выше в его развитии.
Перечисляем все требования к текстам. Доказываем те, которые сможем. Приводим примеры.
Если раньше учебник по русскому языку рассматривался как основной носитель содержания образования, как главный источник информации, то в настоящее время он все больше становится средством управления процессом формирования учебно-познавательной деятельности учащихся. В отличие от учебников предшествующего поколения, современный учебник по русскому языку должен быть ориентирован на решение задачи включения школьников в информационную среду, поэтому должен содержать отсылки к словарям, справочникам, дидактическим материалам, электронным носителям информации и др.
С точки зрения реализации идеи развивающего обучения современный учебник не может быть ориентирован на «среднего» ученика; в нем должны быть представлены задачи различной степени трудности, связанные с осуществлением как репродуктивной, так и продуктивной деятельности учащихся.
В современных учебниках должна быть представлена система упражнений, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий.
В учебнике должен быть реализован компетентностный подход: должна прослеживаться связь с самой жизнью, окружающей младшего школьника.
1) Пишем, отсылает ли учебник учеников к словарям, справочникам, дидактическим материалам, электронным носителям информации и др. Приводим примеры.
2) Приводим примеры репродуктивных и продуктивных заданий.
3) Пишем, представлена ли именно система упражнений по формированию всех УУД (или же лишь несколько заданий в учебнике, а остальные – репродуктивные). Приводим примеры заданий по каждой группе УУД.
4) Прослеживается ли в формулировках заданий или в самом языковом материале связь с жизнью. В чем именно. Приводим примеры.
5 главных компонентов современного учебника русского языка
Почему учебники должны видоизменяться
Многие люди в наши дни оглядываются на советскую модель учебника. Она действительно была эффективной — однако для своего времени. Хороший учебник удобен не только учителю, но и ученику, а портрет школьника за последнее время изменился. Психологи говорят о формировании нового типа восприятия — аудиовизуального. Кроме того, изменились источники информации. Главенствующую роль занял интернет, ставший устно-письменным источником. Современные дети понимают, что получить нужные данные они могут не только через учителя, учебник и дополнительные издания в библиотеке, но и через цифровые устройства, причем в удобной форме и в любом объеме. Поэтому неотъемлемые качества новых учебных изданий, интересных и полезных школьнику, — яркость, насыщенность материалом, и самое главное — нацеленность на определенный образовательный результат, ориентация на повышенную продуктивность.
У педагога должен быть выбор изданий, методик. Когда нет широкого выбора, существует риск потерять перспективу развития. При этом, как утверждают эксперты, важна умеренность: когда вариантов слишком много, учителя могут теряться в многообразии учебников, растрачивать драгоценное время на их изучение.
5 ключевых компонентов современного учебника
Разноуровневые задания. Этот компонент позволяет учителю выстроить индивидуальный маршрут (реализовать дифференцированное обучение) и провести ученика по лестнице достижений.
Аудирование. Компонент, пришедший из методик преподавания иностранных языков, очень важный для развития речи. Речь можно выстроить только на образцах. При аудировании школьник учится слушать и слышать, изучает интонационный рисунок. Современные комплекты содержат необходимые для аудирования аудиофайлы в электронных формах учебников.
Развитие устной коммуникации. Компонент как продолжение аудирования. Обеспечивает организацию на уроке ситуаций общения, выразительного чтения, подготовку к итоговому собеседованию. Используя материалы учебника, школьники работают в группах и парах, отрабатывают навыки публичного выступления, рассуждают о прочитанном.
Подготовка к итоговой аттестации. Превосходно, когда в учебнике представлен весь материал, необходимый для подготовки к экзаменам, и учителю не нужно искать дополнительные пособия. Через систему специальных заданий, тематические блоки, школьник знакомится с материалом, нужным для аттестации, без отрыва от общего изучения предмета.
Творческие задания и проекты. Ученик получает актуальные темы и формулировки для увлекательной учебно-познавательной деятельности. Компонент включает в себя как профильные задания (например, изучение звукописи), так и проекты, направленные на личностные и метапредметные результаты («Проведи день без компьютера, напиши об этом рассказ»).
Типы современных учебников
На основе статьи «Школьный учебник нового поколения — каким он должен быть?» Олега Кабардина (Институт научной и педагогической информации РАО) обозначим 4 типа современного учебника по русскому языку.
Учебник-букварь. Ориентирован на самостоятельную работу с книгой, самомотивацию ученика.
Учебник для работы с учителем. Предусматривает отказ от множества самостоятельных и контрольных работ. Формирование компетенций происходит через учебный процесс.
Учебник-энциклопедия. Раскрывает широкие возможности для демонстрации и объяснения новых фактов и явлений.
Учебник-индивидуальный навигатор. Содержит небольшой объем материала, акцент делается на углубленном изучении наиболее важных тем, проектной работе.
Многообразие наших изданий
Корпорация «Российский учебник» нацелена на то, чтобы в рамках одного предмета предоставить учителям широкий выбор линий с разными образовательными результатами и методическими преференциями. При этом все наши учебники по русскому языку входят в Федеральный перечень и, конечно, соответствуют ФГОС.
Базовый и продвинутый уровни изучения (ближе к традиционным курсам):
Продвинутый и углубленный уровни изучения (с введением инновационных методов)
Углубленный уровень изучения (с инновационными учебными разработками)
Учебник и учебные пособия по русскому языку. Функции учебника. Средства обучения русскому языку, их роль в формировании умений и навыков.
Учебник и учебные пособия по русскому языку. Функции учебника. Средства обучения русскому языку, их роль в формировании умений и навыков.
1. Основные средства обучения.
2. Учебник как ведущее средство обучения.
4. Средства обучения русскому языку.
1. Лернер И.Я. Дидактическая система обучения- М.,1976
2. Методика преподавания русского языка как иностранного./Под ред. А.Н. Щукина.-М., 1990. Средства обучения. С. 42-44.- Технические средства обучения русскому языку как иностранному. С. 178-216
3. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе.- Москва: «Просвещение»,1980
Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным средствам обучения относятся: 1) школьный учебник, 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сб. упражнений, справочники, словари;) 3) наглядные пособия различных типов. Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты и т.д.
К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники, учебные принадлежности, например, классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т.д.
Средства обучения могут сыграть дополнительную роль, если применяются в системе, если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач.
Система средств обучения
В структурном отношении принято выделять: средства обучения для преподавателя, для учащихся, аудиовизуальные (АВСО) и технические (ТСО) средства.
Средства обучения в своей совокупности составляют содержание учебно-методического комплекса – УМК, предназначенного для работы с конкретным контингентом учащихся в условиях определённого профиля обучения. Обязательными компонентами такого комплекса считаются: учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение в виде набора грамзаписей, аудиокассет, компьютерных программ, видеофильмов.
Средства обучения языку
Технические средства обучения
Справочная и научная литература
Пособие по развитию
Справочник по русскому языку
средства компьютерного обеспечения
Средства обучения для преподавателя
Такие средства призваны обеспечить организацию и успешное проведение занятий по языку, а также способствовать повышению профессионального уровня преподавателя.
Образовательный стандарт по обучению языку. Этот документ, являющийся лингвометодическим описанием целей изучения русского языка в рамках определённого профиля обучения (школьный, подготовительный, предвузовский, вузовский), содержания и структурной организации такого обучения с выделением языкового материала, сфер общения и коммуникативных задач, решение которых достигается средствами изучаемого языка. Образовательный стандарт предусматривает, с одной стороны, стандартизацию обучения в рамках профиля, а с другой стороны, его вариативность, т.е. возможность выбора учебных материалов и программ обучения. На основе образовательных стандартов разрабатываются программы обучения, учебники и учебные пособия.
Государственный образовательный стандарт по русскому языку содержит:
лингводидактическое описание конечных целей обучения;
характеристику содержания обучения в виде знаний, навыков, умений, составляющих основу формируемой коммуникативной, языковой, социокультурной, профессиональной компетенций;
перечень тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовывать свои коммуникативные намерения;
образцы тестов для определения достигнутого уровня владения языком.
Программа по языку является инструктивно-методическим документом, составляемым на основе Государственного образовательного стандарта и конкретизирующим его содержание применительно к конкретным условиям обучения. В программе даётся перечень знаний, навыков, умений, которые должны быть усвоены за отведенное для занятий время, определяются цели и задачи обучения. Значительное место отводится изложению учебного материала (лексика, грамматика, фонетика, темы и ситуации общения), приводится список учебных пособий и литературы для чтения, формулируются конечные требования к уровню владения языком.
Книга для преподавателя содержит методический комментарий к учебнику в целом и отдельным его компонентам. В ней рекомендуют приёмы и формы работы, способы организации педагогического процесса и тем самым способствуют повышению общего уровня преподавания, методической грамотности педагога. Материалы «Книги для преподавателя» особенно полезны для начинающего учителя русского языка.
Методическая литература знакомит преподавателя с существующим опытом обучения языку и тем самым способствует повышению уровня преподавания. В первую очередь преподаватель должен владеть материалом общих, частных и специальных методик. Незаменимую помощь преподавателю окажут публикации в журналах «Русский язык и литература в школах Таджикистана», «Русский язык за рубежом», «Русский язык в школе», в которых характеризуется современное состояние науки о языке, его преподавании и овладении им.
Справочная и научная литература содержит сведения о самом предмете обучения – русском языке и смежных с ним дисциплинах, считающихся для методики базисными. Такая литература расширяет научный кругозор преподавателя, позволяет ему быть в курсе научных достижений из разных областей знаний, использовать их на занятиях по языку.
Средства обучения для учащихся
Учебник является основным средством обучения для учащихся. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи, тексты художественной литературы, упражнения (языковые и речевые), словарь. Современные учебники реализуют концепцию коммуникативного метода обучения и ориентируют учащихся на обучение общению в различных сферах речевой деятельности.
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО)
АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов. При этом на занятиях успешно реализуется дидактический принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий.
Роль учебника по русскому языку в формировании речевой деятельности младшего школьника
Магистрант, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»,
РОЛЬ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Статья посвящена роли учебника русского языка в речевой деятельности учеников начальной школы. В материале рассматриваются возможности реализации задач развития речевой деятельности на уроках русского языка.
Ключевые слова: учебник, «Русский язык» (1 класс) УМК «Школа России», «Наша речь», «Текст, предложение, диалог», «Слово, слова, слова…», «Слово и слог. Ударение», «Звуки и буквы».
Keywords: textbook, «Russian language» (1st grade) UMK «School of Russia», «Our speech», «Text, sentence, dialogue», » Word, words, words. «, » Word and syllable. Stress», «Sounds and letters».
Учебник является основой учебного процесса,ибо он выполняет в процессе обучения следующие функции: воспитательную, познавательную, функцию развития интеллекта, умственных способностей, речи. Эти три функции неразделимы, как неразделимы воспитание интереса и любви к родному языку, его познание и усвоение умственных операций. Хорошо организованная систематическая работа по учебнику во многом определяет успех обучения — и теоретического, и практического.
1. Обозначить значение учебника в практике преподавания русского языка в начальной школе, определив его функциональную роль.
2. Рассмотреть основные структурные компоненты учебника русского языка в начальной школе.
3. Представить систему работы с текстом учебника с учетом задач урока и возрастных особенностей школьников.
Рассмотрим возможности реализации задач развития речевой деятельности на уроках русского языка, а конкретно – роль учебника как ведущего средства обучения [3].
Роль учебника в освоении содержания учебного курса многообразна. Он организует образовательную деятельность, т. е. помогает учиться; предоставляет сведения теоретического плана в определенной системе; обеспечивает (посредством системы заданий и упражнений) развитие предметных умений и навыков; выступает как справочное пособие для запоминания; воспитывает у учащихся познавательную активность, самостоятельность. Современный учебник по русскому языку построен с учетом планируемых результатов освоения программы «Русский язык» как нормативного документа, в котором фиксируется подлежащее усвоению содержание учебного предмета.
Учебник по русскому языку, являясь ведущим средством обучения, непосредственно или опосредованно связан с другими средствами обучения, оказывает влияние на их содержание и построение. В частности, содержание учебника определяет содержание справочной литературы, дидактических и методических пособий. Учебник взаимодействует со средствами изображения и отображения изучаемых явлений и с техническими средствами обучения. Наконец, учебник связан с самой жизнью, окружающей младшего школьника.
Вместе с другими средствами обучения учебник составляет систему средств обучения — в них не должно быть излишнего дублирования, противоречия друг другу в фактах, несоответствия по степени трудности и др. Использование того или иного дополнительного средства обучения русскому языку на практике определяет методическая целесообразность [5].
В учебнике «Русский язык» (1 класс) УМК «Школа России» представлен систематизированный учебный материал, данный в виде фонетических, графических, орфоэпических, лексических, синтаксических, речеведческих сведений и понятий, орфографических и пунктуационных правил, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в соответствии с программой «Русский язык» (предметная линия учебников «Школа России») [2].
Учебник объединяет в единую систему различные области изучаемого языка (текст, материал грамматики, лексики, орфографии, графики, орфоэпии, развития речи, культуры устной и письменной речи) и позволяет решать в комплексе основные задачи образовательной области «Филология».
В учебнике «Русский язык» (1 класс) выделены пять больших разделов курса русского языка: «Наша речь», «Текст, предложение, диалог», «Слово, слова, слова…», «Слово и слог. Ударение», «Звуки и буквы».
Учебник по русскому языку является ведущим средством обучения предмету «Русский язык«, реализующим требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО. Учебниквыполняет в процессе обучения следующие функции:
Познавательная функция. Учебник по русскому языку, наряду со словом учителя, является важнейшим источником информации о языке.
Преобразующая функция. Научные знания не могут быть включены в школьные учебники по русскому языку без изменений. Они должны быть приспособлены для развития умений и навыков учащихся по русскому языку, формирования у них учебно-познавательной деятельности.
Развивающая функция. В учебниках представлены задачи репродуктивного и продуктивного характера, направленные на достижение как предметных, так и метапредметных, и личностных результатов.
Воспитательная функция. Содержание учебника способствует привитию любви к русскому языку, формированию нравственных качеств личности.
Функция самообразования. Учебник призван оказывать учащимся помощь в усвоении учебного материала: самостоятельно восполнять пробелы в знаниях и умениях; учить принимать, сохранять учебную задачу; планировать свои действия; контролировать и оценивать их; вносить коррективы в их выполнение; осуществлять самоконтроль. Совокупность названных умений составляет умение работать с учебной книгой как источником информации, которое относится к числу основных познавательных умений.
Учебниквключает следующие компоненты:
а) теоретические сведения о языке;
б) аппарат организации практической работы (вопросы, задания, материал для наблюдений, иллюстративный материал, схемы, таблицы, справочный аппарат, памятки);
в) аппарат ориентировки (оглавление, нумерация, заголовки, указатели, условные обозначения, сокращения) [1].
Вернемся к характеристике самого учебника. Итак, в каждом разделе выделены темы. Так, один из самых значительных разделов — это раздел «Звуки и буквы»,который включает 12 тем: «Звуки и буквы», «Русский алфавит, или Азбука», «Гласные звуки», «Согласные звуки» и др. Каждая новая тема раскрывается на основе опыта, приобретённого учениками в период обучения грамоте, представляет систему упражнений, направленных на осознавание первоклассниками доступных их возрасту правильных научных представлений об изучаемых понятиях, правилах, закономерностях, их роли в речи.
Языковойматериал каждой темы структурирован следующим образом: общая целевая установка на изучение темы конкретизация задач в начале каждого урока (темы) реализация поставленных задач через систему методического аппарата учебника и «Рабочей тетради» проверочные задания.
Проиллюстрируем это на примерах.
Общая целевая установка на изучение темы. Например, выделена тема «Язык и речь» (с. 6) и задана еёцелевая установка в виде вопроса-задачи операционного характера: «Для чего нужна речь?», т. е. учащимся предлагается проанализировать зачем нам нужна речь и какие способы выражения речи существуют.
Конкретизация задач в начале каждого урока (темы). На этом этапе происходит обсуждение целевой установки и формулирование конкретных задач урока, при этом ученики могут высказать свои предположения о решении этих задач на основе имеющегося у них опыта, приобретённого в период обучения грамоте [2].
Реализация поставленных задач в содержании урока (темы, раздела) происходит через систему методического аппарата учебника и «Рабочей тетради» (упражнений, вопросов, заданий, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и др., которая направлена на включение младших школьников в деятельное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться [2].
В работе по развитию речевой деятельности учащихся большое значение имеет обогащение их словарного запаса. Языковой материал учебника позволяет ежеурочно обогащать лексику учащихся. При изучении той или иной темы дети знакомятся с новыми словами, узнают их значение. Так при изучении темы «Слово» лексика детей обогащается словами, которые можно было бы отнести к разным временам года. Ученики не только находят среди данных такие слова, но и по желанию могут определить настроение, которое возникло у них при чтении того или другого слова. Языковой материал текстов учебника способствует развитию у младших школьников творческого и воссоздающего воображения. Читая поэтические строки, учащиеся воссоздают в воображении картины, навеянные этими строками. Упражнения учебника заставляют задуматься над значением слов, уместностью их употребления в речевых ситуациях. Например, при изучении темы «Сочетание ЧК, ЧН», читая строки из стихотворения А. Блока «Вербочка», дети размышляют над тем,когда мы так говорим: верба и вербочка, свечка и свечечка [4].
Младшие школьникизнакомятся с этимологией ряда слов: как появилось слово в нашем языке, из какого языка оно пришло. Так выполняя упражнение № 48 (2-й класс, дети узнают, что в слове карандаш первая часть – «кара» – означает чёрный, а вторая – «даш» – означает камень. Этимология этого слова помогает детям правильно написать непроверяемую безударную гласную «а» в корне слова. В других упражнениях дети узнали, что слово «пальто» пришло к нам из французского языка, познакомились с образованием слова «алфавит» или «азбука», узнают, почему снегиря так назвали, что означает слово «фамилия». Обращение учащихся к истории отдельных слов позволит им внимательнее относиться к словам родного языка. С первого класса дети знакомятся с многозначностью слов. Рисунки и тексты упражнений помогают им создать конкретные образы, воспринять значения многозначных слов. Выполняя подобные упражнения, учащиеся соотносят предметы, изображённые на рисунке, с их названиями и делают вывод, что все предметы похожи по какому-то признаку и названы одинаково, хотя обозначают разные предметы. Также в 1-м классе дети знакомятся с синонимами и антонимами. Во 2-м – 4-м классах в процессе выполнения практических заданий уточняется и углубляется представление учащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, синонимах и антонимах [4].
В учебнике используются различные способы представления новой информации (введение нового знания). Их выбор зависит от специфики языковых фактов и явлений, особенностей учебной задачи и обусловлен также возрастными особенностями учащихся.
Большое значение в усвоении знаний имеет графический (таблицы, схемы, звуковые модели) и иллюстративный (предметные и сюжетные рисунки, фотографии) материал учебника, который предназначен для разъяснения, конкретизации, наглядного представления фактов и сведений о языке, развития устной и письменной речи, активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников [6].
Ученики рассматривают рисунки и читают текст, осмысливают содержание текста (в тексте рассказывается о том, как мальчик укрыл птенцов от дождя кепкой, а потом о них заботился, определяют главную мысль (мальчик спас птенцов от гибели, высказывают мысль о том, как бы они поступили на месте мальчика, всегда ли так надо поступать, придумывают к тексту заголовок, соотносят текст с рисунками и записывают только те предложения, которые соответствуют им.
В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственных речевых высказываний, что позволяет развивать не только устную,но и письменную речь учащихся: создание текста по заданному слову, предложению, пословице, рисунку и вопросам на заданную тему, составление продолжения текста и прочее [6].
Таким образом, осуществленный нами анализ содержания учебников по русскому языку, предназначенных для младших школьников, позволяет сделать вывод о том, что на основе материалов УМК Русский язык «Школа России» возможно формирование личностных универсальных качеств младших школьников, их коммуникативных, познавательных и социальных компетенций. Этому способствует система упражнений и творческих заданий, связанных с духовно-нравственной тематикой.
Список использованной литературы
6. К а н а к и н а В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2007. — (Библиотека учителя).