Для чего нужен учебник русского языка

Проект на тему «Почему нужно изучать русский язык»

Исследовательская работа на тему:

«Зачем нужно изучать русский язык?»

Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть фото Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть картинку Для чего нужен учебник русского языка. Картинка про Для чего нужен учебник русского языка. Фото Для чего нужен учебник русского языка
Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть фото Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть картинку Для чего нужен учебник русского языка. Картинка про Для чего нужен учебник русского языка. Фото Для чего нужен учебник русского языка

Автор: Семенович Александра учащаяся МАОУ «Школа №10 города Белогорск»

Руководитель: Данилова Ольга Станиславовна учитель русского языка и литературы.

Русский язык — один из самых распространённых языков в мире. Он входит в число восьми международных языков. Это означает, что люди разных национальностей общаются друг с другом на русском языке. Нужно ли его изучать русскоговорящим людям? Может, лучше изучить как можно больше иностранных языков? Конечно, чем больше языков знает человек, тем он культурнее и развитее. Но знать язык, на котором общаешься и мыслишь, — это просто необходимо!

Но не все школьники осознают важность изучения русского, не видят практического применения языка в дальнейшем.

Н Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть фото Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть картинку Для чего нужен учебник русского языка. Картинка про Для чего нужен учебник русского языка. Фото Для чего нужен учебник русского языкао не все изучения русского языка

Наша цель выявить основные мотивы к изучению русского языка учащимися подросткового возраста и определить, что вызывает у них наибольший интерес во время уроков

Для достижения нашей цели нам нужно решить следующие задачи:

изучить научную литературу по данному вопросу;

провести опрос учащихся об их интересах;

проанализировать собранный материал и прийти к определенному заключению

Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть фото Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть картинку Для чего нужен учебник русского языка. Картинка про Для чего нужен учебник русского языка. Фото Для чего нужен учебник русского языка

Русский язык очень важен для современного человека.

Русский язык- это официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём, пишутся важнейшие документы страны, и ведётся преподавание в учебных заведениях.

Так как наша страна многонациональна, то русский язык служит средством межнационального общения людей: он понятен каждому гражданину России. Русский язык является родным для большей части населения нашей страны.

На протяжении всей своей истории русский язык существовал не автономно, а вступал в контакты с другими языками, которые оставляли в нем свои отпечатки.

Зачем человеку нужен язык, какова его роль в жизни общества? На эти вопросы искали ответы величайшие умы человечества. Но, если не углубляться в дебри славословия, то можно сказать коротко и емко: при помощи языка люди от одного поколения к другому передают свои знания и опыт. А в тот момент, когда речь зафиксировали в письменном виде, и возникла человеческая цивилизация.

В современном мире языки многих народов находят многогранное применение в народном хозяйстве, обучении, историческом аспекте, развиваясь вместе с научно-техническим прогрессом.

Почему надо быть грамотным

Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста. А порою делают его противоположным по своему значению.

Подростки больше любят практические знания, теория их занимает намного меньше. Они стремятся в экспериментах находить подтверждение полученным знаниям.

Подростки, не осознающие практической важности русского языка, не испытывают не малейшего желания изучать предмет и, соответственно, не видят смысла изучать его.

зыка, н Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть фото Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть картинку Для чего нужен учебник русского языка. Картинка про Для чего нужен учебник русского языка. Фото Для чего нужен учебник русского языкае в

Источник

В ходе анализа сначала пишем требование, затем описываем, как оно выполнено в учебнике и обосновываем, приводим примеры.

Учебник русского языка. Функции учебника. Требования к учебнику.

Учебник по русскому языку является ведущим средством обучения предмету «Русский язык», реализующим требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО. Учебник выполняет в процессе обучения следующие функции:

Познавательная функция. Учебник по русскому языку, наряду со словом учителя, является важнейшим источником информации о языке.

Преобразующая функция. Научные знания не могут быть включены в школьные учебники по русскому языку без изменений. Они должны быть приспособлены для развития умений и навыков учащихся по русскому языку, формирования у них учебно-познавательной деятельности.

Развивающая функция. В учебниках представлены задачи репродуктивного и продуктивного характера, направленные на достижение как предметных, так и метапредметных, и личностных результатов.

Воспитательная функция. Содержание учебника способствует привитию любви к русскому языку, формированию нравственных качеств личности.

Функция самообразования. Учебник призван оказывать учащимся помощь в усвоении учебного материала: самостоятельно восполнять пробелы в знаниях и умениях; учить принимать, сохранять учебную задачу; планировать свои действия; контролировать и оценивать их; вносить коррективы в их выполнение; осуществлять самоконтроль. Совокупность названных умений составляет умение работать с учебной книгой как источником информации, которое относится к числу основных познавательных умений.

Содержание и структура учебника в целом.

Учебник включает следующие компоненты:

а) теоретические сведения о языке;

б) аппарат организации практической работы (вопросы, задания, материал для наблюдений, иллюстративный материал, схемы, таблицы, справочный аппарат, памятки);

в)аппарат ориентировки (оглавление, нумерация, заголовки, указатели, условные обозначения, сокращения).

Требования к учебнику русского языка

В ходе анализа сначала пишем требование, затем описываем, как оно выполнено в учебнике и обосновываем, приводим примеры.

Обязательным требованием к учебнику «Русский язык» является наличие двух составляющих: теоретической и практической частей.

Доказываем наличие каждой части: каким материалом каждая часть представлена.

К учебнику предъявляются и другие требования:

Содержательные: Учебник дает школьникам языковой материал, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в строгой системе, в соответствии с программой (соответствие тем) и ФГОС НОО.

1) Доказываем доступность материала, представленного в учебнике. Приводим примеры.

2) Описываем систему изложенного материала (логичность построения, связь изучаемых тем и т.п.). Приводим примеры.

Интегративные: Учебник объединяет в единую систему различные области изучаемого языка. В нем выступают в единстве и литературные тексты, и материал грамматики, фонетики, лексики, орфографии, графики, развития речи учащихся, культуры речи.

1) Пишем, какие литературные тексты представлены в учебнике, каких жанров, каких авторов.

Методические: Учебник организует познавательную деятельность учащихся в классе и дома, предлагает учителю и учащимся методически подготовленный языковой материал, различного назначения упражнения, задания, отобранную лексику и пр.

Методический аппарат учебника представлен совокупностью вопросов, заданий, упражнений, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и пр.

1) Описываем, какого назначения упражнения и задания представлены в учебнике (для изучения нового, закрепления, повторения). Приводим примеры.

2) Описываем методический аппарат учебника: наличие вопросов, заданий, упражнений, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и пр. Приводим примеры.

Требования к текстам в учебнике

а) образцовость языка, художественность текста;

б) богатство содержания, актуальность тематики;

в) наличие в тексте изучаемых языковых форм, средств;

г) разнообразие жанров и стилей;

д) богатство лексики;

е) развивающий характер: каждый текст, поэтический или прозаический, должен поднимать ученика на ступеньку выше в его развитии.

Перечисляем все требования к текстам. Доказываем те, которые сможем. Приводим примеры.

Если раньше учебник по русскому языку рассматривался как основной носитель содержания образования, как главный источник информации, то в настоящее время он все больше становится средством управления процессом формирования учебно-познавательной деятельности учащихся. В отличие от учебников предшествующего поколения, современный учебник по русскому языку должен быть ориентирован на решение задачи включения школьников в информационную среду, поэтому должен содержать отсылки к словарям, справочникам, дидактическим материалам, электронным носителям информации и др.

С точки зрения реализации идеи развивающего обучения современный учебник не может быть ориентирован на «среднего» ученика; в нем должны быть представлены задачи различной степени трудности, связанные с осуществлением как репродуктивной, так и продуктивной деятельности учащихся.

В современных учебниках должна быть представлена система упражнений, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий.

В учебнике должен быть реализован компетентностный подход: должна прослеживаться связь с самой жизнью, окружающей младшего школьника.

1) Пишем, отсылает ли учебник учеников к словарям, справочникам, дидактическим материалам, электронным носителям информации и др. Приводим примеры.

2) Приводим примеры репродуктивных и продуктивных заданий.

3) Пишем, представлена ли именно система упражнений по формированию всех УУД (или же лишь несколько заданий в учебнике, а остальные – репродуктивные). Приводим примеры заданий по каждой группе УУД.

4) Прослеживается ли в формулировках заданий или в самом языковом материале связь с жизнью. В чем именно. Приводим примеры.

Источник

5 главных компонентов современного учебника русского языка

Почему учебники должны видоизменяться

Многие люди в наши дни оглядываются на советскую модель учебника. Она действительно была эффективной — однако для своего времени. Хороший учебник удобен не только учителю, но и ученику, а портрет школьника за последнее время изменился. Психологи говорят о формировании нового типа восприятия — аудиовизуального. Кроме того, изменились источники информации. Главенствующую роль занял интернет, ставший устно-письменным источником. Современные дети понимают, что получить нужные данные они могут не только через учителя, учебник и дополнительные издания в библиотеке, но и через цифровые устройства, причем в удобной форме и в любом объеме. Поэтому неотъемлемые качества новых учебных изданий, интересных и полезных школьнику, — яркость, насыщенность материалом, и самое главное — нацеленность на определенный образовательный результат, ориентация на повышенную продуктивность.

У педагога должен быть выбор изданий, методик. Когда нет широкого выбора, существует риск потерять перспективу развития. При этом, как утверждают эксперты, важна умеренность: когда вариантов слишком много, учителя могут теряться в многообразии учебников, растрачивать драгоценное время на их изучение.

Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть фото Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть картинку Для чего нужен учебник русского языка. Картинка про Для чего нужен учебник русского языка. Фото Для чего нужен учебник русского языка

5 ключевых компонентов современного учебника

Разноуровневые задания. Этот компонент позволяет учителю выстроить индивидуальный маршрут (реализовать дифференцированное обучение) и провести ученика по лестнице достижений.

Аудирование. Компонент, пришедший из методик преподавания иностранных языков, очень важный для развития речи. Речь можно выстроить только на образцах. При аудировании школьник учится слушать и слышать, изучает интонационный рисунок. Современные комплекты содержат необходимые для аудирования аудиофайлы в электронных формах учебников.

Развитие устной коммуникации. Компонент как продолжение аудирования. Обеспечивает организацию на уроке ситуаций общения, выразительного чтения, подготовку к итоговому собеседованию. Используя материалы учебника, школьники работают в группах и парах, отрабатывают навыки публичного выступления, рассуждают о прочитанном.

Подготовка к итоговой аттестации. Превосходно, когда в учебнике представлен весь материал, необходимый для подготовки к экзаменам, и учителю не нужно искать дополнительные пособия. Через систему специальных заданий, тематические блоки, школьник знакомится с материалом, нужным для аттестации, без отрыва от общего изучения предмета.

Творческие задания и проекты. Ученик получает актуальные темы и формулировки для увлекательной учебно-познавательной деятельности. Компонент включает в себя как профильные задания (например, изучение звукописи), так и проекты, направленные на личностные и метапредметные результаты («Проведи день без компьютера, напиши об этом рассказ»).

Типы современных учебников

На основе статьи «Школьный учебник нового поколения — каким он должен быть?» Олега Кабардина (Институт научной и педагогической информации РАО) обозначим 4 типа современного учебника по русскому языку.

Учебник-букварь. Ориентирован на самостоятельную работу с книгой, самомотивацию ученика.

Учебник для работы с учителем. Предусматривает отказ от множества самостоятельных и контрольных работ. Формирование компетенций происходит через учебный процесс.

Учебник-энциклопедия. Раскрывает широкие возможности для демонстрации и объяснения новых фактов и явлений.

Учебник-индивидуальный навигатор. Содержит небольшой объем материала, акцент делается на углубленном изучении наиболее важных тем, проектной работе.

Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть фото Для чего нужен учебник русского языка. Смотреть картинку Для чего нужен учебник русского языка. Картинка про Для чего нужен учебник русского языка. Фото Для чего нужен учебник русского языка

Многообразие наших изданий

Корпорация «Российский учебник» нацелена на то, чтобы в рамках одного предмета предоставить учителям широкий выбор линий с разными образовательными результатами и методическими преференциями. При этом все наши учебники по русскому языку входят в Федеральный перечень и, конечно, соответствуют ФГОС.

Базовый и продвинутый уровни изучения (ближе к традиционным курсам):

Продвинутый и углубленный уровни изучения (с введением инновационных методов)

Углубленный уровень изучения (с инновационными учебными разработками)

Источник

Учебник и учебные пособия по русскому языку. Функции учебника. Средства обучения русскому языку, их роль в формировании умений и навыков.

Учебник и учебные пособия по русскому языку. Функции учебника. Средства обучения русскому языку, их роль в формировании умений и навыков.

1. Основные средства обучения.

2. Учебник как ведущее средство обучения.

4. Средства обучения русскому языку.

1. Лернер И.Я. Дидактическая система обучения- М.,1976

2. Методика преподавания русского языка как иностранного./Под ред. А.Н. Щукина.-М., 1990. Средства обучения. С. 42-44.- Технические средства обучения русскому языку как иностранному. С. 178-216

3. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе.- Москва: «Просвещение»,1980

Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным средствам обучения относятся: 1) школьный учебник, 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сб. упражнений, справочники, словари;) 3) наглядные пособия различных типов. Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты и т.д.

К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники, учебные принадлежности, например, классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т.д.

Средства обучения могут сыграть дополнительную роль, если применяются в системе, если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач.

Система средств обучения

В структурном отношении принято выделять: средства обучения для преподавателя, для учащихся, аудиовизуальные (АВСО) и технические (ТСО) средства.

Средства обучения в своей совокупности составляют содержание учебно-методического комплекса – УМК, предназначенного для работы с конкретным контингентом учащихся в условиях определённого профиля обучения. Обязательными компонентами такого комплекса считаются: учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение в виде набора грамзаписей, аудиокассет, компьютерных программ, видеофильмов.

Средства обучения языку

Технические средства обучения

Справочная и научная литература

Пособие по развитию

Справочник по русскому языку

средства компьютерного обеспечения

Средства обучения для преподавателя

Такие средства призваны обеспечить организацию и успешное проведение занятий по языку, а также способствовать повышению профессионального уровня преподавателя.

Образовательный стандарт по обучению языку. Этот документ, являющийся лингвометодическим описанием целей изучения русского языка в рамках определённого профиля обучения (школьный, подготовительный, предвузовский, вузовский), содержания и структурной организации такого обучения с выделением языкового материала, сфер общения и коммуникативных задач, решение которых достигается средствами изучаемого языка. Образовательный стандарт предусматривает, с одной стороны, стандартизацию обучения в рамках профиля, а с другой стороны, его вариативность, т.е. возможность выбора учебных материалов и программ обучения. На основе образовательных стандартов разрабатываются программы обучения, учебники и учебные пособия.

Государственный образовательный стандарт по русскому языку содержит:

лингводидактическое описание конечных целей обучения;

характеристику содержания обучения в виде знаний, навыков, умений, составляющих основу формируемой коммуникативной, языковой, социокультурной, профессиональной компетенций;

перечень тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовывать свои коммуникативные намерения;

образцы тестов для определения достигнутого уровня владения языком.

Программа по языку является инструктивно-методическим документом, составляемым на основе Государственного образовательного стандарта и конкретизирующим его содержание применительно к конкретным условиям обучения. В программе даётся перечень знаний, навыков, умений, которые должны быть усвоены за отведенное для занятий время, определяются цели и задачи обучения. Значительное место отводится изложению учебного материала (лексика, грамматика, фонетика, темы и ситуации общения), приводится список учебных пособий и литературы для чтения, формулируются конечные требования к уровню владения языком.

Книга для преподавателя содержит методический комментарий к учебнику в целом и отдельным его компонентам. В ней рекомендуют приёмы и формы работы, способы организации педагогического процесса и тем самым способствуют повышению общего уровня преподавания, методической грамотности педагога. Материалы «Книги для преподавателя» особенно полезны для начинающего учителя русского языка.

Методическая литература знакомит преподавателя с существующим опытом обучения языку и тем самым способствует повышению уровня преподавания. В первую очередь преподаватель должен владеть материалом общих, частных и специальных методик. Незаменимую помощь преподавателю окажут публикации в журналах «Русский язык и литература в школах Таджикистана», «Русский язык за рубежом», «Русский язык в школе», в которых характеризуется современное состояние науки о языке, его преподавании и овладении им.

Справочная и научная литература содержит сведения о самом предмете обучения – русском языке и смежных с ним дисциплинах, считающихся для методики базисными. Такая литература расширяет научный кругозор преподавателя, позволяет ему быть в курсе научных достижений из разных областей знаний, использовать их на занятиях по языку.

Средства обучения для учащихся

Учебник является основным средством обучения для учащихся. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи, тексты художественной литературы, упражнения (языковые и речевые), словарь. Современные учебники реализуют концепцию коммуникативного метода обучения и ориентируют учащихся на обучение общению в различных сферах речевой деятельности.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО)

АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов. При этом на занятиях успешно реализуется дидактический принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий.

Источник

Роль учебника по русскому языку в формировании речевой деятельности младшего школьника

Магистрант, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»,

РОЛЬ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья посвящена роли учебника русского языка в речевой деятельности учеников начальной школы. В материале рассматриваются возможности реализации задач развития речевой деятельности на уроках русского языка.

Ключевые слова: учебник, «Русский язык» (1 класс) УМК «Школа России», «Наша речь», «Текст, предложение, диалог», «Слово, слова, слова…», «Слово и слог. Ударение», «Звуки и буквы».

Keywords: textbook, «Russian language» (1st grade) UMK «School of Russia», «Our speech», «Text, sentence, dialogue», » Word, words, words. «, » Word and syllable. Stress», «Sounds and letters».

Учебник является основой учебного процесса,ибо он выполняет в процессе обучения следующие функции: воспитательную, познавательную, функцию развития интеллекта, умственных способностей, речи. Эти три функции неразделимы, как неразделимы воспитание интереса и любви к родному языку, его познание и усвоение умственных операций. Хорошо организованная систематическая работа по учебнику во многом определяет успех обучения — и теоретического, и практического.

1. Обозначить значение учебника в практике преподавания русского языка в начальной школе, определив его функциональную роль.

2. Рассмотреть основные структурные компоненты учебника русского языка в начальной школе.

3. Представить систему работы с текстом учебника с учетом задач урока и возрастных особенностей школьников.

Рассмотрим возможности реализации задач развития речевой деятельности на уроках русского языка, а конкретно – роль учебника как ведущего средства обучения [3].

Роль учебника в освоении содержания учебного курса многообразна. Он организует образовательную деятельность, т. е. помогает учиться; предоставляет сведения теоретического плана в определенной системе; обеспечивает (посредством системы заданий и упражнений) развитие предметных умений и навыков; выступает как справочное пособие для запоминания; воспитывает у учащихся познавательную активность, самостоятельность. Современный учебник по русскому языку построен с учетом планируемых результатов освоения программы «Русский язык» как нормативного документа, в котором фиксируется подлежащее усвоению содержание учебного предмета.

Учебник по русскому языку, являясь ведущим средством обучения, непосредственно или опосредованно связан с другими средствами обучения, оказывает влияние на их содержание и построение. В частности, содержание учебника определяет содержание справочной литературы, дидактических и методических пособий. Учебник взаимодействует со средствами изображения и отображения изучаемых явлений и с техническими средствами обучения. Наконец, учебник связан с самой жизнью, окружающей младшего школьника.

Вместе с другими средствами обучения учебник составляет систему средств обучения — в них не должно быть излишнего дублирования, противоречия друг другу в фактах, несоответствия по степени трудности и др. Использование того или иного дополнительного средства обучения русскому языку на практике определяет методическая целесообразность [5].

В учебнике «Русский язык» (1 класс) УМК «Школа России» представлен систематизированный учебный материал, данный в виде фонетических, графических, орфоэпических, лексических, синтаксических, речеведческих сведений и понятий, орфографических и пунктуационных правил, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в соответствии с программой «Русский язык» (предметная линия учебников «Школа России») [2].

Учебник объединяет в единую систему различные области изучаемого языка (текст, материал грамматики, лексики, орфографии, графики, орфоэпии, развития речи, культуры устной и письменной речи) и позволяет решать в комплексе основные задачи образовательной области «Филология».

В учебнике «Русский язык» (1 класс) выделены пять больших разделов курса русского языка: «Наша речь», «Текст, предложение, диалог», «Слово, слова, слова…», «Слово и слог. Ударение», «Звуки и буквы».

Учебник по русскому языку является ведущим средством обучения предмету «Русский язык«, реализующим требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО. Учебниквыполняет в процессе обучения следующие функции:

Познавательная функция. Учебник по русскому языку, наряду со словом учителя, является важнейшим источником информации о языке.

Преобразующая функция. Научные знания не могут быть включены в школьные учебники по русскому языку без изменений. Они должны быть приспособлены для развития умений и навыков учащихся по русскому языку, формирования у них учебно-познавательной деятельности.

Развивающая функция. В учебниках представлены задачи репродуктивного и продуктивного характера, направленные на достижение как предметных, так и метапредметных, и личностных результатов.

Воспитательная функция. Содержание учебника способствует привитию любви к русскому языку, формированию нравственных качеств личности.

Функция самообразования. Учебник призван оказывать учащимся помощь в усвоении учебного материала: самостоятельно восполнять пробелы в знаниях и умениях; учить принимать, сохранять учебную задачу; планировать свои действия; контролировать и оценивать их; вносить коррективы в их выполнение; осуществлять самоконтроль. Совокупность названных умений составляет умение работать с учебной книгой как источником информации, которое относится к числу основных познавательных умений.

Учебниквключает следующие компоненты:

а) теоретические сведения о языке;

б) аппарат организации практической работы (вопросы, задания, материал для наблюдений, иллюстративный материал, схемы, таблицы, справочный аппарат, памятки);

в) аппарат ориентировки (оглавление, нумерация, заголовки, указатели, условные обозначения, сокращения) [1].

Вернемся к характеристике самого учебника. Итак, в каждом разделе выделены темы. Так, один из самых значительных разделов — это раздел «Звуки и буквы»,который включает 12 тем: «Звуки и буквы», «Русский алфавит, или Азбука», «Гласные звуки», «Согласные звуки» и др. Каждая новая тема раскрывается на основе опыта, приобретённого учениками в период обучения грамоте, представляет систему упражнений, направленных на осознавание первоклассниками доступных их возрасту правильных научных представлений об изучаемых понятиях, правилах, закономерностях, их роли в речи.

Языковойматериал каждой темы структурирован следующим образом: общая целевая установка на изучение темы конкретизация задач в начале каждого урока (темы) реализация поставленных задач через систему методического аппарата учебника и «Рабочей тетради» проверочные задания.

Проиллюстрируем это на примерах.

Общая целевая установка на изучение темы. Например, выделена тема «Язык и речь» (с. 6) и задана еёцелевая установка в виде вопроса-задачи операционного характера: «Для чего нужна речь?», т. е. учащимся предлагается проанализировать зачем нам нужна речь и какие способы выражения речи существуют.

Конкретизация задач в начале каждого урока (темы). На этом этапе происходит обсуждение целевой установки и формулирование конкретных задач урока, при этом ученики могут высказать свои предположения о решении этих задач на основе имеющегося у них опыта, приобретённого в период обучения грамоте [2].

Реализация поставленных задач в содержании урока (темы, раздела) происходит через систему методического аппарата учебника и «Рабочей тетради» (упражнений, вопросов, заданий, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и др., которая направлена на включение младших школьников в деятельное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться [2].

В работе по развитию речевой деятельности учащихся большое значение имеет обогащение их словарного запаса. Языковой материал учебника позволяет ежеурочно обогащать лексику учащихся. При изучении той или иной темы дети знакомятся с новыми словами, узнают их значение. Так при изучении темы «Слово» лексика детей обогащается словами, которые можно было бы отнести к разным временам года. Ученики не только находят среди данных такие слова, но и по желанию могут определить настроение, которое возникло у них при чтении того или другого слова. Языковой материал текстов учебника способствует развитию у младших школьников творческого и воссоздающего воображения. Читая поэтические строки, учащиеся воссоздают в воображении картины, навеянные этими строками. Упражнения учебника заставляют задуматься над значением слов, уместностью их употребления в речевых ситуациях. Например, при изучении темы «Сочетание ЧК, ЧН», читая строки из стихотворения А. Блока «Вербочка», дети размышляют над тем,когда мы так говорим: верба и вербочка, свечка и свечечка [4].

Младшие школьникизнакомятся с этимологией ряда слов: как появилось слово в нашем языке, из какого языка оно пришло. Так выполняя упражнение № 48 (2-й класс, дети узнают, что в слове карандаш первая часть – «кара» – означает чёрный, а вторая – «даш» – означает камень. Этимология этого слова помогает детям правильно написать непроверяемую безударную гласную «а» в корне слова. В других упражнениях дети узнали, что слово «пальто» пришло к нам из французского языка, познакомились с образованием слова «алфавит» или «азбука», узнают, почему снегиря так назвали, что означает слово «фамилия». Обращение учащихся к истории отдельных слов позволит им внимательнее относиться к словам родного языка. С первого класса дети знакомятся с многозначностью слов. Рисунки и тексты упражнений помогают им создать конкретные образы, воспринять значения многозначных слов. Выполняя подобные упражнения, учащиеся соотносят предметы, изображённые на рисунке, с их названиями и делают вывод, что все предметы похожи по какому-то признаку и названы одинаково, хотя обозначают разные предметы. Также в 1-м классе дети знакомятся с синонимами и антонимами. Во 2-м – 4-м классах в процессе выполнения практических заданий уточняется и углубляется представление учащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, синонимах и антонимах [4].

В учебнике используются различные способы представления новой информации (введение нового знания). Их выбор зависит от специфики языковых фактов и явлений, особенностей учебной задачи и обусловлен также возрастными особенностями учащихся.

Большое значение в усвоении знаний имеет графический (таблицы, схемы, звуковые модели) и иллюстративный (предметные и сюжетные рисунки, фотографии) материал учебника, который предназначен для разъяснения, конкретизации, наглядного представления фактов и сведений о языке, развития устной и письменной речи, активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников [6].

Ученики рассматривают рисунки и читают текст, осмысливают содержание текста (в тексте рассказывается о том, как мальчик укрыл птенцов от дождя кепкой, а потом о них заботился, определяют главную мысль (мальчик спас птенцов от гибели, высказывают мысль о том, как бы они поступили на месте мальчика, всегда ли так надо поступать, придумывают к тексту заголовок, соотносят текст с рисунками и записывают только те предложения, которые соответствуют им.

В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственных речевых высказываний, что позволяет развивать не только устную,но и письменную речь учащихся: создание текста по заданному слову, предложению, пословице, рисунку и вопросам на заданную тему, составление продолжения текста и прочее [6].

Таким образом, осуществленный нами анализ содержания учебников по русскому языку, предназначенных для младших школьников, позволяет сделать вывод о том, что на основе материалов УМК Русский язык «Школа России» возможно формирование личностных универсальных качеств младших школьников, их коммуникативных, познавательных и социальных компетенций. Этому способствует система упражнений и творческих заданий, связанных с духовно-нравственной тематикой.

Список использованной литературы

6. К а н а к и н а В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2007. — (Библиотека учителя).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *