Для чего нужен велокомпьютер
Личный опыт: велокомпьютеры
Привет, Geektimes! Сегодня хочу поделиться опытом общения с такой штукой, как велокомпьютер. Модельки бывают разные, как дешёвые, так и дорогие, но почти все они, во-первых, одинаково устроены и работают по одному принципу, а во-вторых, имеют схожий набор функций.
Так что если не смотреть в сторону дорогих моделек с GPS и всякими биометрическими датчиками – что одна модель, что другая непрофессионалу – разницы почти не будет.
Как это устроено
Начать стоит, как водится, с теории. Измерять расстояние и скорость можно двумя способами.
Первый, самый простой с точки зрения реализации, требует от нас знания радиуса или диаметра колеса (и числа Пи), подсчитать количество оборотов за единицу времени.
Дальше немного школьной арифметики (вычисляем длину окружности, умножаем на обороты и делим на время) и результаты у нас в кармане. Собственно, так почти все современные спидометры и работают: что в машине, что на велосипеде.
Второй способ – использовать GPS, по которому всё также определять пройденное расстояние за единицу времени. Способ дороже, имеет некоторые ограничения и недостатки, но совершенно не зависит от технического состояния ТС и его механических частей. Все неточности измерения зависят только от приёмника и вычислительной системы. Сейчас почти у каждого есть смартфон (а у некоторых – и по два), так что такой способ измерения тоже допустим, тем более что всё необходимое вы и так носите с собой в кармане.
Велокопмьютеры, естественно, делаются максимально дешёвым, надёжным и неприхотливым способом (то есть первым), и состоят из магнита, закрепляемого на колесе, датчика, который закрепляется на вилке рядом с магнитом и срабатывает при приближении магнита, и выносного модуля, который и ведёт все подсчёты + отображает результаты.
Практика
У меня на тесте было две модели. Производитель, конечно, не самый популярный, но сути это не меняет. Внутри коробок набор примерно одинаковый: стяжки, крепления, сам модуль, батарейка, геркон на вилку, магнит на колесо.
В некоторых моделях есть ещё дополнительный комплект датчиков для установки на шатуны и раму – такие велокомпьютеры могут вдобавок к скорости и расстоянию определять каденс (скорость вращения педалей) и выдавать рекомендации по уменьшению/увеличению текущей передачи.
Установка на велосипед не вызывает трудностей. Маленькими стяжками крепим магнит на спицах, геркон и провод к самому компьютеру закрепляем на вилке. Вставляем батарейку в вычислительный модуль.
Прокладываем проводок так, чтоб он не был уязвим для случайных веток, камней и прочих неприятностей (то есть по задней стороне вилки), цепляем дисплейный модуль куда-нибудь на руль. Некоторые любят вешать велокомпьютер на вынос руля, мне же такое размещение не подходило – вынос не позволял.
Далее переходим к изначальной настройке всего этого великолепия.
Настройка
При включении велокомпьютер попросит ввести размер вашего колеса. Колёса велосипедов (если, конечно, у вас не какой-нибудь дикий самострой с нестандартными колёсами от мотоцикла) давно стандартизированы, и длины окружностей для них рассчитаны.
Подсказка может быть расположена как в инструкции к велокомпьютеру, так и на коробке. Смотрим на боковую поверхность шины, ищем заветные цифры. В моём случае (покрышки 26″ x 2.25″ в велокомпьютер следовало ввести цифры 2115). Установив на обоих компьютерах одинаковые значения и удостоверившись, что каждый срабатывает только от своего магнита (оба были поставлены с разных сторон и на разной высоте) я выкатился на тесты.
Велокомпьютер vs. GPS
Прежде чем доверять показаниям этих шайтан-коробок из поднебесной необходимо было проверить их показания на какой-нибудь дистанции, которая заранее известна. В парке была найдена соответствующая дорожка, по ней отмерено контрольное расстояние (4 раза по 300 метров), показания компьютеров сброшены в ноль, GPS-трекер и спидометр на телефоне также приведены в соответствующие режимы.
Тестовый заезд показал, что, во-первых, оба компьютера брешут (причём один больше другого), а во-вторых, GPS + другие методы определения скорости и расстояния на телефоне если и ошиблись, то на грани погрешности, обусловленной как принципами работы GPS, так и моей неидеальной траекторией.
Для внесения корректировок в работу велокпомьютера мне предстояло пересчитать «правильную» для полученных данных длину окружности колеса: используя простую пропорцию Svelo / SGPS = Lискомое / Lвведённое. Рассчитанные поправки были введены в компьютеры, после чего проведён ещё один тестовый замер. На этот раз все три показателя (GPS и двух компьютеров) совпадали с погрешностью в 2%, на чём я и остановился.
Повседневное использование
Две недели я усиленно катался то с одним компьютером, то с другим, а иногда и с двумя сразу, проверяя, не уехала ли погрешность измерений, и как точно они измеряют относительно GPS.
Очевидные плюсы велокомпьютера, на самом деле, не очень-то и нужны. Да, ты всегда знаешь пройденное расстояние, общий пробег за сезон и текущую скорость. Нужно ли это в парке? При спуске с моста или при активном увлечении каким-нибудь кросс-кантри? Возможно, но не критично.
Из неочевидных плюсов – велокомпьютер долгое время «подогревает» интерес к поездке: «ага, сколько я там накрутил?» и всякие «ух ты, 29 км/ч, надо попробовать сделать 30+». В принципе, банальный score’ing, так нежно любимый многими игроделами из азии в качестве «писькомерки» заставляет ездить больше, быстрее, техничнее.
Минусы, кстати, тоже есть. Во-первых, эти девайсы просто яростно бликует на солнце, а под «комфортным» для чтения информации углом ещё и отражает лучи точно в глаз. Как минимум это неприятно, а как максимум – ещё и опасно с точки зрения кратковременного ослепления. И от этих бликов не спасают ни матовые плёнки, ни «кривой» угол установки. Рано или поздно подлый солнечный зайчик вас настигнет. К слову, этот же минус отметили многие знакомые велолюбители. Решается он покупкой спортивных очков, которые эти самые блики и отражения гасят.
Второй минус сложно назвать очевидным, и, по сути, он является продолжением того же «неочевидного» плюса: в погоне за красивыми показателями, большими цифрами и прочими прелестями некоторые забывают о безопасности и это приводит к печальным последствиям.
Велокомпьютер vs. смартфон на руле
Основной вопрос лично для меня заключался в том, нужен ли велокомпьютер вообще, если у тебя и так с собой и навигатор, и спидометр и GPS-трекер в кармане. Быть может, проще закрепить на руле смартфон?
Кроме того, при любом падении или ощутимой кочке есть шанс потерять девайс, который стоит в 15-50 раз дороже велокомпьютера. Хорошо если отделаетесь парой царапин на задней панели или разбитым экраном, а то ведь может и вообще разлететься на запчасти так, что частей не соберёшь.
Подводим итоги
Велокомпьютер штука приятная, но не без минусов. Крутые модельки, с GPS и всякими датчиками сердечного ритма стоят немало и нужны, наверное, заядлым велолюбителям, которые и на работу на велике гоняют, и зимой по парку рассекают. Недорогие же варианты почти наверняка потребуют калибровки (к тому же с износом покрышки показания будут «уплывать» в большую сторону).
Велокомпьютер | Смартфон | |
Цена | Недорого (от 500 до 2 000 рублей за нормальные модели); | Скорее всего уже имеется; |
Простота установки | Всё необходимое есть в комплекте, может потребоваться калибровка; | Требуется поиск и покупка подходящего крепления; |
Автономность | 1 батарейка CR2032 на год работы; | Напрямую зависит от модели смартфона и сценария использования; |
Всепогодность | Практически полная, ограничена всепогодностью велосипеда и пользователя; | Боится холода и сильных дождей; |
Удароустойчивость | Повредить сложно, т.к. масса низкая, а крепление надёжное / без быстрого съёма гаджета; | Легко уронить при падении, ненулевые шансы «словить камень» из-за размеров девайса; |
GPS-трек | Только в дорогих моделях, требуется подключение к ПК или смартфону для скачивания информации; | Есть на любой платформе и на самых дешёвых девайсах, возможна автоматическая публикация; |
Работа в тёмное время суток | Подсветка имеется далеко не во всех моделях; | Без проблем. |
При аккуратной езде в городе и парке у смартфона миллион преимуществ, дело за малым, найти нормальное крепление на руль. Например, такое. В случае же экстрима… Пожалуй, велокомпьютер будет предпочитетельнее, как из-за массы и размеров, так и из соображений потенциального ущерба при падении. На этом у меня всё, а своим опытом применения таких девайсов вы всегда можете поделиться в комментариях. Хорошей вам погоды в эти выходные!
Выбираем велокомпьютер: о чем все эти цифры и на что обращать внимание
Телеметрия, то есть измерение ряда параметров при езде на велосипеде, является неотъемлемой частью профессионального велоспорта, а также активно используется любителями. Даже относительно недорогой велокомпьютер будет вполне точно измерять текущую и среднюю скорость, преодоленное расстояние, время в пути. Во-первых, это позволяет распределять усилия в дороге, во-вторых, помогает анализировать собственную физическую подготовку. Да и просто интересно знать: сколько проехал, с какой скоростью и т. д. Так какой же компьютер выбрать и о чем все эти цифры?
Есть мнение, что функции велокомпьютера может столь же эффективно выполнять смартфон. Разработаны приложения, которые, используя данные GPS, анализируют скорость движения, измеряют расстояние, рисуют маршрут. Но у такого метода сбора данных есть существенные недостатки. Смартфон может быть проблематично закрепить на велосипеде, да и не каждый рискнет. Соответственно, информация будет недоступна в течение всей велопоездки. Ее придется анализировать уже скорее постфактум, отставив велосипед в сторону. Куда продуктивнее отслеживать данные в режиме реального времени, что и приводит к разговору о велокомпьютерах.
С проводом или без
Самые бюджетные модели — проводные. Датчик, который крепится на вилку велосипеда, соединен проводом с велокомпьютером, размещаемым на руле или выносе. Провод лучше всего протянуть вдоль троса переднего тормоза.
Даже самые недорогие велокомпьютеры отслеживают текущую и среднюю скорость на велосипеде, расстояние и время в пути. Это минимум, благодаря которому велосипедист получит представление о том, как быстро и как далеко он может ехать, насколько долог его излюбленный маршрут.
Убедитесь, что ваш велокомпьютер имеет защиту от влаги. Будет обидно, если прибор выйдет из строя только потому, что вы попали под дождь во время велопрогулки.
Беспроводные велокомпьютеры удобнее в эксплуатации: нужно закрепить датчик (или датчики), непосредственно сам прибор — и все готово, никаких проводов. Но у каждой составляющей части будет свой элемент питания — не забывайте их вовремя менять.
Что такое каденс
Каденс — это частота, с которой велосипедист вращает педали. Спортсмены отслеживают этот параметр непременно, и такая информация однозначно не будет лишней увлеченным велосипедистам и людям, которые используют велосипед для фитнеса.
Если коротко — педалировать нужно с умом. Нельзя сильно затяжелять передачу, крутить медленно, прилагая серьезные усилия. Тот факт, что кто-то может провернуть педали на тяжелой передаче, не говорит о мышечной силе, а скорее указывает на то, что человек не бережет суставы. Такое силовое, энергозатратное педалирование изнашивает колени и совершенно не означает, что велосипедист будет ехать быстрее. Он раньше выдохнется — это неизбежно. Слишком быстро крутить еще сложнее — ноги забалтываются. А как вычислить правильный для себя каденс?
Крутить педали нужно относительно легко, без предельного напряжения мышц — если вы не спортсмен. Скорость педалирования — понятие индивидуальное, зависящее от возможностей организма. Но чаще всего называют усредненное число оборотов в минуту — 80—90. В зависимости от рельефа местности и физической подготовки конкретного велосипедиста, при таком каденсе можно ехать быстрее или медленнее, подбирая нужную передачу. Однако усилие, напряжение в ногах должны оставаться на умеренном уровне. В первую очередь это касается новичков и любителей. С профессионалами занимаются квалифицированные тренеры.
Поэтому велокомпьютер с измерителем каденса — это полезное вложение для превращения «велопокатушек» в более осознанные занятия фитнесом.
Что такое велокомпьютер и необходимость его приобретения
Велокомпьютер представляет собой электронный прибор, который предназначен для измерения различных параметров велосипеда (скорости движения, времени, температуры, давления, каденса, передачи и т.д.).
Принцип действия велокомпьютера. Велокомпьютер по виду напоминает электронные часы, которые устанавливаются на руле. Работает устройство от батарейки.
На датчик, установленный на вилке, воздействует магнит, закрепленный на спице колеса. Дополнительным элементом считается датчик каденса. Его устанавливают на велосипедной раме, а магнит крепится на шутун. В проводных байках передача информации осуществляется с помощью провода.
Чтобы установить велокомпьютер на велосипед
необходимо зафиксировать датчик (геркон) на ноге вилки, а на спицу закрепить магнит. Принцип работы устройства не сложен и заключается в следующем: при каждом обороте колеса магнит двигается мимо датчика, а компьютер регистрирует один оборот. Поскольку диаметр колеса известен, то рассчитать скорость и расстояние не сложно. Некоторые современные модели оснащены встроенными GPS датчиками для измерения скорости.
Виды компьютеров для велосипеда
Существует три вида велокомпьютеров
Проводные
— Проводные. От датчика, установленного на ногу вилки, проходит провод к закрепленному на руле дисплею. Таким образом передается информация. Преимущества данного вида состоит прежде всего, в стоимости (в сравнении с беспроводными). Кроме того, действия батареек хватает надолго, а для датчика батарейка не требуется. Данные более достоверные, радиопомехи не влияют на работу компьютера. Среди недостатков самым веским является наличие провода, который можно случайно задеть и повредить. Во время поездки такой компьютер нельзя снять и убрать, к примеру, в карман.
Беспроводные
— Беспроводные. Внешне похожи на проводные, но без провода, а также датчик имеет другую форму — он чуть больше, а передача информации осуществляется посредством радиоволн. Среди преимуществ данного устройства следует отметить отсутствие провода и возможность, к примеру, в непогоду, убрать устройство в карман. Это не повлияет на передачу информации.
Компактный прибор без лишних проводов смотрится аккуратно и красиво. Как недостаток нужно отметать стоимость (она значительно выше проводных), к тому же, батарейки быстро разряжаются (они необходимы для дисплея и датчика, установленного на вилке).
Укомплектованные GPS датчиком
— Укомплектованные GPS датчиком. Размеры такого устройства больше, нежели у предыдущих вариантов. Устанавливаются на руль, при этом не требуют дополнений в виде датчиков либо магнитов. Вся информация фиксируется путем отслеживания езды по GPS. Преимущество такого аппарата заключается в том, что помимо самого устройства не требуется никаких приспособлений. Маршрут движения, при желании, можно скачать на компьютер. Прибор можно использовать для поездок на разных велосипедах, так как при необходимости он быстро перемещается с места на место. Немаловажным является тот факт, что он подходит под любой размер колеса. Недостатком является цена устройства в сравнении с обычными моделями. Батарейки имеют свойство быстро разряжаться, хотя для их зарядки можно использовать USB.
Функции велокомпьютера
Функциональность гаджета зависит от стоимости устройства. Выделим основные три позиции.
— среднюю и максимальную скорость за время движения,
— одометр (расстояние в совокупности от времени установки девайса),
Многие велосипедисты считают, что этих данных вполне достаточно. Установить такое устройство можно на любую модель байка, учитывая диаметр колеса.
— расчет среднего значения скорости на определенном участке движения,
— счетчик оставшегося расстояния (в км),
— память с учетом километров, которые вы проехали,
— возможность настройки одновременно на несколько байков,
— возможность контроля процента заряда батареи (так как он высвечивается на экране),
— обеспечивает синхронизацию как с пульсометром, так и с датчиком каденса, что важно в случае, если тренировки нацелены на укрепление здоровья,
— отражение затраченных при тренировке калории,
— наличие GPS датчика,
— возможность разработать карту поездки и вывести ее на экран,
— загрузка пройденного пути на компьютер с последующим импортом в Strava либо аналогичный сервис,
— отражение высоту относительно уровня моря,
— расчет процента уклона либо спуска.
Как правильно выбрать велокомпьютер.
Учитывая все вышесказанное можно добавить несколько советов:
Гаджет можно установить своими руками и настроить, однако, при этом, следует руководствоваться инструкцией, которую рекомендует производитель.
Рейтинг гаджетов на велосипед
В рейтинге самых востребованных моделей следует выделить следующие:
— SVADIND (неплохой спортивный дизайн, непромокаемый корпус, легкий по весу, стоимость от 500 рублей).
— SIGMA BC 5.12. (надежен при работе в любых погодных условиях, его средняя стоимость составляет порядка 700 рублей).
— NEW VENTURA Х-5 24 (оснащен корпусом, предохраняющим от воздействия влаги, действует от аккумуляторной батареи, которая продается в комплекте с компьютером; минимальная стоимость составляет 880 рублей).
— AUTHOR CAT 86 S8 (проводной гаджет, оборудованный водонепроницаемым корпусом, экран одновременно отображает две опции, может быть установлен на разные по размеру колеса; его минимальная стоимость составляет 1 550 рублей).
— BBB DACH BOARD Bcr-05 (проводной гаджет, который может быть установлен не только на руль, но и на вынос, оснащен полноразмерным экраном; минимальная цена от 1 550 рублей).
— STELS BRI-11 W,11 (беспроводной гаджет, имеющий прочный корпус и большой монитор, с простым включением и настройкой; его минимальная цена составляет 2 970 рублей).
— SIGMA BC 14.12. ALTI (отличная модель для любителей горной езды: компактный, с прочным корпусом, можно подключать к персональному компьютеру; стоимость — от 3540 рублей).
Очень популярен среди велосипедистов электрический велосипед Eltreco XT 880 D, представитель нового поколения серии Eltreco XT. В его комплектацию входит информативный велокомпьютер с большим цветным монитором. В Москве эту модель можно приобрести по цене около 80 тысяч рублей.
Для любителей велосипедных прогулок велокомпьютер является незаменимым спутником на любых маршрутах. Однако, прежде чем купить это устройство, предварительно нужно, как минимум, изучить рынок, ознакомиться с описанием интересующих моделей и почитать отзывы на форуме.
Все про велокомпьютеры
Велокомпьютер — электронное устройство, которое используется для измерения скорости и пробега велосипеда, а также дополнительных параметров, таких как средняя скорость, время в пути, максимальная скорость, пульс, передача (на многоскоростных велосипедах), текущее время, температура, давление, каденс и многих других функций.
Как работает велокомпьютер
Принцип работы прост — на ногу вилки прикрепляется датчик — геркон, а на спицу магнит. Каждый раз, когда при движении колеса магнит проходит мимо датчика, компьютер фиксирует один оборот.
Таким образом, если длина окружности колеса известна, то вычислить скорость и расстояние не составит проблем. Более продвинутые модели могут измерять скорость при помощи встроенного GPS датчика, но об этом дальше.
Как устроен велокомпьютер:
Виды велосипедных компьютеров
Классификаций существует много. Рассмотрим те, которые могут помочь в выборе:
Велокомпьютеры делятся на следующие типы:
Проводные велокомпьютеры — хороши ли?
Датчик у такого компьютера крепится на ногу вилки, от этого датчика идет проводок к дисплею, установленному на руле, так и передаются все данные.
Проводной велокомпьютер с датчиком каденса
Беспроводные велокомпьютеры
Беспроводной комплект практически идентичен проводному, за исключением наличия провода и формы датчика. Датчик немного больше по размеру, а данные передаются с помощью радиоволн.
Велокомпьютеры с GPS датчиком
Такой компьютер немного больше по размеру. Крепится на руль, никаких сторонних датчиков или магнитов не требуется. Все данные записываются за счет отслеживания вашего движения по GPS.
Велокомпьютер с GPS датчиком
Какие функции есть у велокомпьютера
Количество функций будет зависеть напрямую от того, за какую цену продается велокомпьютер. Условно можно выделить 3 группы.
К первой группе относятся спидометры, которые показывают только базовую информацию, а именно:
Такой информации достаточно для большинства велосипедистов. Благодаря настройке диаметра колеса подходит на любой велосипед.
Ко второй группе добавим следующие преимущества:
Самое важное из списка выше — это синхронизация с датчиком каденса и пульсометром. Это особенно актуально, если вы нацелены на эффективные тренировки.
К третьей группе относятся самые умные спидометры на велосипед. Сюда можно добавить:
Сокращения на велокомпьютере
Сокращений может быть намного больше, полный перечень пишется в инструкции к вашему велокомпьютеру.
Как выбрать велокомпьютер
Если информации выше недостаточно для принятия решения о покупке, то вот еще несколько советов:
На первое время можно взять бюджетный вариант неизвестного китайского бренда, а позже выбрать что-то более известное и надежное.
Таблица настройки велокомпьютера
Вот таблица, по которой можно настроить велокомпьютер по диаметру колеса, в том числе найнера 29 дюймов. Но учтите, что данные вашей модели могут быть другими, поэтому пользуйтесь инструкцией, которая поставляется в комплекте к велокомпьютеру.
Таблица настройки велокомпьютера под колесо