В 1500 году в токарном станке появился стальные центры и люнет, который мог быть укреплен в любом месте между центрами. (Шишлов)
Токарные станки отличались в основном по методу вращения детали. Станок с ручным вращением представлял собой два соосно установленных центра, между которыми зажималась заготовка из дерева, кости или рога. Подмастерье вращал заготовку: один или несколько оборотов в одну сторону, затем в другую. Мастер держал резец в руках и, прижимая его в нужном месте к заготовке, снимал стружку, придавая заготовке требуемую форму.
В станке с принципом лучного вращения для приведения заготовки в движение применяли лук со слабо натянутой (провисающей) тетивой. Тетиву оборачивали вокруг цилиндрической части заготовки так, чтобы она образовала петлю вокруг заготовки. При движении лука то в одну, то в другую сторону, аналогично движению пилы при распиливании бревна, заготовка делала несколько оборотов вокруг своей оси сначала в одну, а затем в другую сторону.
Существующие токарные станки не позволяли вытачивать винт.Потому что для нарезки резьбы винта необходимо вращение детали в одну сторону.Поэтому при отсутствие токарного станка делали винт вручную. «Для получения резьбы на валу. сначала производили разметку, для чего на вал навивали бумажную ленту нужной ширины, по краям которой наносили контур будущей резьбы. После разметки резьбу опиливали напильником вручную. Не говоря уже о трудоемкости такого процесса, получить удовлетворительное качество резьбы таким способом весьма трудно.» (Шишлов) Гайка заменялась полым телом,внутри которого крепились штифты.
Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлический винт,а затем усовершествованный вертикальный пресс. «Приоритет изобретения винтового чеканочного пресса обычно отдается Донато Бараманте (1444-1514), в то время как Леонардо да Винчи (1452-1519) изобрел метод прокатки металлической полосы и придания монетным заготовкам равной толщины и диаметра. Думается, что и винтовой пресс и прокатная полоса использовались на римском монетном дворе приблизительно с 1512 года Хотя итальянцы изобрели оборудование, только южно-немецкие монетные дворы смогли усовершенствовать его и сделать машиную чеканку полностью реальной. Первым этого добился некий анонимный ювелир из Аугсбурга, который усовершенствовал машины для чеканки монет и медалей в 1540-х годов поразительного качества. От этого мастера Генрих II, король Франции, получил механизмы для прокатки полосы, вырубки кружков и собственно чеканки монет. Это оборудование было установлено в подвалах королевского дворца в Париже в 1552 году. Монетный двор был впоследствии перенесен в Moulin des Etuves на берегу Сены, чье быстрое и мощное течение могло быть использовано для вращения водяного колеса, которое приводило в движение прессы. Производство «машинных» монет началось в 1554 году, а двумя годами позже Генрих Наваррский основал конкурирующий монетный двор, использующий продвинутые методы в По.» ( Мэкей )
Типографии первых двух веков книгопечатания была весьма несовершенны. Сухая бумага плохо впитывала краску,поэтому каждый лист требовалось предварительно увлажнять.Затем лист укладывали на печатный станок. Л.А.Владимиров в «Всеобщей истории книги» (М. 1988) писал : «Главной частью печатного станка был деревянный винт с нажимным рычагом – кукой. Поворотом рычага винт вместе с тигелем можно было поднять или опустить.Работа у станка была тяжелой и требовала незаурядной физической силы в сочетании с точностью и координированностью движений. Печатную форму перед каждым оттиском смазывали краской вручную.Для этого также использовался особый работник. Затем лист сушили.Высушинные листы снова шли под пресс,чтобы получить оттиск на оборотной стороне.Потом их в течение 5-6 часов выдерживали под специальным грузом,чтобы как-то разгладить.»
Вторым нововедением Гутенберг было изобретение ручного типографского станка.Е.Л.Немировский подробно рассмотрел этот вопрос,поэтому приведу главу из его книги «Изобретение Гутенберга».
Любопытно, что в технике соревнование двух возможных направлений сплошь и рядом происходит по сходному сценарию: то одно направление развивается и достигает прочных позиций, то второе вдруг находит новые возможности, и оно ослабляет казавшееся прочным положение конкурента. И наоборот.
Так и в выжимании оливок. Использования рычага и сил гравитации соревновалось тут с динамичным мельничнным колесом. И если вначале рычаг и пресс побеждали, а потом их потеснила мельница, то настало время, когда пресс снова увеличил свою привлекательность. Вместо гравитации стали использоваться возможности винтовой резьбы.
Изобретателем винта считают Архита Тарентского
Рис. 16Арзхит Тарентский,428 год до н. э. — 347 год до н. э.Великий математик, чьи труды сохранились лишь в отрывках, музыкант, основатель механики, друг и спаситель Платона.
Рис. 16. Реконструкция прессов Герона
Уже в Помпеях (79 год) был найден одновинтовой пресс и изображение двухвинтового пресса (рис. 17).
Рис 18. В музее Плантин-Моретус / Museum Plantin-Moretus / в Антверпене выставлены 2 печатных пресса (это один их них) который считаеются старейшими в мире и относятся примерно к 1600 году. Потомоквинтовыхантичныхпрессовнесет ещезаметныечертыродства с предками.
Рис. 19. Пресс для чеканки монет 16 век, Germanisches Nationalmuseum Nurnberg Многие другие интересные экземпляры прессов 17-18 вв – см http://www.segoviamint.org/cth.htm
С винтовым прессом, как и с рядом других изобретений, античность вступала, казалось бы, в иные тенологические измерения, подавала руку позднему Средневековью и его достижениям. Как же так вышло, что накопленный уже к 1 веку потенциал не реализовал себя в дальнейших технических прорывах? Ясным образом, ссылаются на кризис, а потом и крах Римской империи. Цена общественного беспорядка оказывается очень высокой, и те средства, наука и техника, которые могли бы вывести общество из. кризиса, не находят должной оценки и применения.
2.Приоритеты изобрететательства,
Итак, пройдясь по истории оливковых прессов, мы выяснили несколько важнейших и более или менее документированных фактов – древность первых оливотерок (2 тыс. до н.ж, Крит), появление рычажного пресса (середина 2 тыс. до н.э.), появление оливковой мельницы (вероятно, 7 в. до н.э), скорей всего у греков, изобретение винтового пресса в греческой Александрии (1 в. н.э.)
Широкое распространение процессов получения оливкового масла и инноваций в этой области связано, как мне кажется, с торговой деятельностью минойцев, микенцев и древних греков. Последние, с их многочисленными колониями по всему Средиземноморью, были особенно богатой средой, которая поддерживала распространение нового.
Но, собственно, на фоне греческого производства оливкого масла (в те же времена) в одной только Киликии, исследованной турецким ученым Мехметом Башоглу (ANTİK ÇAĞDA KİLİKYA BÖLGESİNDE ZEYTİNYAĞI ÜRETİMİ Mehmet İsmail BAŞOĞLU) на примере многочиленных археологических свидетельств промышленного производства, эта палестинская активность, вероятно, была вполне рядовым явлением. Тем более, что Иудея не имела флота и не вела морской торговли.
Сама борьба за приоритеты конечно, понятна – оливковое масло важный библейский, культовый и исторический мотив, доказывающий древность еврейской культуры, причастность народа к техническому прогрессу. Этому много внимание уделяется в туристических программах в Израиле, где заботливо представлены все технические этапы развития процесса, реконструированы древние прессы. Но все же, доказательств оригинальности данного производства тут куда меньше.
Тем интересней становится тема: думается, что со временем появятся дальнейшие археологические находки, которые пополнят наши представления о ранней истории прессов.
В 1500 году в токарном станке появился стальные центры и люнет, который мог быть укреплен в любом месте между центрами. (Шишлов)
Токарные станки отличались в основном по методу вращения детали. Станок с ручным вращением представлял собой два соосно установленных центра, между которыми зажималась заготовка из дерева, кости или рога. Подмастерье вращал заготовку: один или несколько оборотов в одну сторону, затем в другую. Мастер держал резец в руках и, прижимая его в нужном месте к заготовке, снимал стружку, придавая заготовке требуемую форму.
В станке с принципом лучного вращения для приведения заготовки в движение применяли лук со слабо натянутой (провисающей) тетивой. Тетиву оборачивали вокруг цилиндрической части заготовки так, чтобы она образовала петлю вокруг заготовки. При движении лука то в одну, то в другую сторону, аналогично движению пилы при распиливании бревна, заготовка делала несколько оборотов вокруг своей оси сначала в одну, а затем в другую сторону.
Существующие токарные станки не позволяли вытачивать винт.Потому что для нарезки резьбы винта необходимо вращение детали в одну сторону.Поэтому при отсутствие токарного станка делали винт вручную. «Для получения резьбы на валу. сначала производили разметку, для чего на вал навивали бумажную ленту нужной ширины, по краям которой наносили контур будущей резьбы. После разметки резьбу опиливали напильником вручную. Не говоря уже о трудоемкости такого процесса, получить удовлетворительное качество резьбы таким способом весьма трудно.» (Шишлов) Гайка заменялась полым телом,внутри которого крепились штифты.
Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлический винт,а затем усовершествованный вертикальный пресс. «Приоритет изобретения винтового чеканочного пресса обычно отдается Донато Бараманте (1444-1514), в то время как Леонардо да Винчи (1452-1519) изобрел метод прокатки металлической полосы и придания монетным заготовкам равной толщины и диаметра. Думается, что и винтовой пресс и прокатная полоса использовались на римском монетном дворе приблизительно с 1512 года Хотя итальянцы изобрели оборудование, только южно-немецкие монетные дворы смогли усовершенствовать его и сделать машиную чеканку полностью реальной. Первым этого добился некий анонимный ювелир из Аугсбурга, который усовершенствовал машины для чеканки монет и медалей в 1540-х годов поразительного качества. От этого мастера Генрих II, король Франции, получил механизмы для прокатки полосы, вырубки кружков и собственно чеканки монет. Это оборудование было установлено в подвалах королевского дворца в Париже в 1552 году. Монетный двор был впоследствии перенесен в Moulin des Etuves на берегу Сены, чье быстрое и мощное течение могло быть использовано для вращения водяного колеса, которое приводило в движение прессы. Производство «машинных» монет началось в 1554 году, а двумя годами позже Генрих Наваррский основал конкурирующий монетный двор, использующий продвинутые методы в По.» ( Мэкей )
Типографии первых двух веков книгопечатания была весьма несовершенны. Сухая бумага плохо впитывала краску,поэтому каждый лист требовалось предварительно увлажнять.Затем лист укладывали на печатный станок. Л.А.Владимиров в «Всеобщей истории книги» (М. 1988) писал : «Главной частью печатного станка был деревянный винт с нажимным рычагом – кукой. Поворотом рычага винт вместе с тигелем можно было поднять или опустить.Работа у станка была тяжелой и требовала незаурядной физической силы в сочетании с точностью и координированностью движений. Печатную форму перед каждым оттиском смазывали краской вручную.Для этого также использовался особый работник. Затем лист сушили.Высушинные листы снова шли под пресс,чтобы получить оттиск на оборотной стороне.Потом их в течение 5-6 часов выдерживали под специальным грузом,чтобы как-то разгладить.»
Вторым нововедением Гутенберг было изобретение ручного типографского станка.Е.Л.Немировский подробно рассмотрел этот вопрос,поэтому приведу главу из его книги «Изобретение Гутенберга».