Для чего нужен яндекс вебмастер
Что такое Яндекс Вебмастер и как им пользоваться
Вебмастер — один из основных инструментов Яндекса у веб-мастеров в РФ и других странах СНГ. Инструмент помогает протестировать сайт на значимые для поисковой выдачи параметры и внести корректировки.
Что такое Яндекс.Вебмастер и зачем он нужен
Яндекс.Вебмастер — это инструмент, который помогает разработчикам и администраторам эффективно управлять сайтами.
Основная задача работы с сервисом — так настроить с его помощью сайт, чтобы обеспечить наиболее быстрое и простое нахождение его пользователями.
Робот Яндекса регулярно обходит сайты, фиксируя изменения и проводя ранжирование страниц в выдаче. Владелец сайта, используя кабинет Яндекс.Вебмастер, может ознакомиться со статистикой обходов и их подробностями.
Вам доступна информация о частоте посещений роботом вашего сайта. Также после внесённых обновлений вы можете вручную отправлять страницы на переобход и ускорять каждый из обходов, сообщая об обновлении файла Sitemap.
Целый раздел сервиса посвящён анализу поисковых запросов, которые приводят пользователей на сайт. Представленная информация отражает наиболее популярные запросы, с помощью которых вас находят.
Среди всех запросов можно выбрать конкретные и сформировать из них пользовательские группы, а также добавить в избранное. Это помогает анализировать динамику посещений по наиболее важным на данный момент запросам.
Поисковый трафик можно сравнить с сайтами идентичной тематики — она задаётся посредством фильтрации в соответствующем разделе.
Улучшить посещаемость поможет раздел рекомендаций, в которых сервис подбирает такие запросы, которые с наибольшей вероятностью способствуют росту трафика на сайт.
В Вебмастере тщательно диагностируются проблемы, которые могут помешать работе сайта. Они ранжируются от фатальных, способных вовсе исключить сайт из выдачи, до возможных, а также имеются рекомендации общего характера, не обязательные к исполнению.
Отслеживание неработающих внутренних ссылок помогает настроить эффективную внутреннюю перелинковку.
Новые возможности Яндекс.Вебмастера
В 2020 году появилась страница «Представление в поиске» — это улучшает отображение сайта в выдаче. В том же году была закрыта регистрация в программе «Товары и цены», а для отображения товарных предложений добавилась разметка Schema.org. Ресурсы из реестра бюро кредитных историй теперь могут получить отметку «Сайт финансовой организации по данным ЦБ РФ».
С марта 2021 г. действует функция, которая помогает отыскать одинаковые title и description на страницах. Если их слишком много — владелец получит предупреждение.
Как добавить новый сайт в Яндекс.Вебмастер
Необходимо авторизоваться в системе.
Чтобы добавить сайт в Вебмастер нажмите «+» в верхней части экрана или кликните на «Добавить сайт» в «Моих сайтах».
Далее необходимо указать адрес, затем выбрать «Добавить».
Выберите, как будет отображаться сайт в поисковике: с префиксом www или без этого. В адресе прописывается https в том случае, если на сайте работает сертификат безопасности ssl.
При добавлении в Яндекс.Вебмастер сайт должен отвечать HTTP-кодом 200 ОК.
Чтобы сэкономить свое время и взять расходы на рекламу под контроль — эффективнее и выгоднее использовать для этого единую систему. Попробуйте маркетинговые продукты Calltouch — систему сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой.
Эффективный маркетинг с Calltouch
Как подтвердить права на сайт в Яндекс.Вебмастер
Есть три варианта. Первый — добавить файл на сайт. Для этого нажмите на вкладку «HTML-файл». Система создаст готовый файл, который нужно скачать и указать в корневом каталоге сайта. После этого кликнуть на «Проверить» — сайт должен появиться в добавленных.
Если первый способ не сработал, то можно добавить мета-тег. Система генерирует строку кода, которую требуется вставить перед на главной странице.
Третий вариант — добавить в DNS-записи сайта уникальный TXT-документ.
Максимальный срок проверки прав — сутки.
Предварительная настройка Яндекс.Вебмастер
Здесь можно настроить индексацию страниц, отобрать страницы, которые поисковик видеть не должен (с персональными данными, либо ненужными пользователю) и определить регион.
Добавьте ссылку на sitemap
Чтобы ускорить процесс индексации, добавьте файл формата sitemap.xml, который содержит адреса всех страниц. Его можно сгенерировать в Gensitemap.ru (бесплатно до 1000 страниц) или Mysitemapgenerator.com (до 500). Размер файла в несжатом виде для Вебмастера не должен превышать 10 Мб. С помощью «Анализатора файлов sitemap» (раздел «Инструменты») в документе можно отыскать ошибки.
Проверьте robots.txt
В robots можно добавить страницы, которые нужно спрятать от поиска. Например, корзина и аккаунт хранят информацию о клиентах, а страницы с технической документацией или те, что пока в процессе разработки, не будут полезны пользователю. Для проверки документа можно воспользоваться «Анализом robots.txt».
Задайте регион сайта
В левой боковой панели выберите «Информация о сайте» — «Региональность». Это необязательно юридический адрес компании. Так, если товар из вашего магазина можно заказать в любой город России, то укажите всю страну. На некоторых сайтах «регион» — это вся планета.
Как работать с Яндекс.Вебмастером
Тем, кто уже работал с продуктами Яндекса, не составит труда освоить интерфейс — он выстроен по стандартной схеме из бокового меню с разделами, верхней строки и основного окна с информацией.
Чтобы начать работу, надо выбрать сайт из списка или добавить новый.
Нажав на адрес интересующего сайта, вы попадёте на страницу управления его настройками.
Сводка
В разделе Сводка отображается:
Качество сайта
Учитывая поведение пользователей на сайте, система определяет удобство работы с ним, доступность функционала и другие параметры качества. На основе собранных данных сайту присваивается значение ИКС.
Яндекс предоставляет подробные рекомендации о том, каким образом следует организовать сайт для привлечения большего объёма трафика.
В формировании качественной оценки сайта участвуют и пользователи напрямую. Оставленные на публичной странице в Яндекс.Справочнике отзывы учитываются системой.
Диагностика
Подраздел Диагностика сайта содержит информацию о проблемах и функциональных недостатках ресурса.
Внизу страницы вы можете увидеть ссылку на развёрнутый перечень анализируемых проблем. Среди них, в частности, проблемы с ответом сервера, некорректные редиректы и прочие факторы.
Кроме ошибок Яндекс.Вебмастер анализирует откровенно опасные явления. В частности, подраздел Безопасность и нарушения выявляет многие разновидности вредоносного кода, попавшего в исходники страниц, источники и цепочки заражения.
Также этот подраздел указывает на признаки некачественного сайта, такие как:
Именно раздел Диагностика требует наибольшего внимания, так как проблемы, обнаруженные в нём, могут напрямую нарушить индексацию сайта и его доступность для пользователей.
Раздел необходимо регулярно отслеживать, настроив автоматические уведомления. В случае выявления угроз и проблем вы незамедлительно получите оповещение и сможете в кратчайшие сроки принять меры по их устранению.
Устранив ошибку, вебмастер сообщает об этом сервису, нажав кнопку, и отправляет сайт на проверку.
Здесь же доступна история появления и решения проблем. Для отображения графического представления, вверху предусмотрена кнопка Другие дни.
Поисковые запросы
Все поисковые запросы, по которым пользователи переходят на сайт, собраны в специальном разделе.
В подразделе Все запросы и группы представлены запросы, по которым сайт отображался на первых 50 позициях в поиске Яндекса. Такие запросы принадлежат группе Все запросы. Доступно также изменение границ попадания в топ — вы можете настроить отображение запросов не из верхних 50 позиций, а из 3 или 10. Вы можете загрузить собственные фразы — они попадут в группу Загруженные. Запросы из обеих групп могут быть добавлены в Избранные.
Использовать данные подраздела можно для отбора ключевых фраз и улучшения сниппетов. Это реализуется с помощью фильтрации. Выберите показатель в первом окне фильтров. Пусть это будет Средняя позиция. В следующих фильтрах определим рамки значения. Например, больше 10 — показы со 2 страницы выдачи и далее.
По некоторым запросам есть смысл определить релевантную страницу. Скопируйте запрос и произведите по нему поиск в Яндексе, указав в качестве области поиска свой сайт. Первая позиция покажет самую релевантную страницу — она отображается выше других ваших страниц. Оптимизируйте в первую очередь именно её сниппет.
Хронология переходов по запросам отражена в подразделе Статистика запросов. Это дашборд, на котором представлен график и таблица с данными по показам и кликам.
Переключаясь между вкладками над графиков, пользователь может просматривать статистику разных типов запросов:
На каждой из первых трёх вкладок информация сортируется по регионам и устройствам. Можно задать тот или иной показатель:
Вместе с тем, есть выбор группы или отдельного запроса, по которому необходимо изучить показатели.
Наконец, имеется фильтр по датам и детализации по временным периодам: дни, недели, месяцы.
Что касается вкладки Тренд, фильтры на ней несколько отличаются. Данные сортируются по устройствам, группам и подгруппам. Последнее касается не групп запросов из личного кабинета вебмастера — имеются в виду тематические категории. Например, Авто, Бизнес и другие. Показателем же является среднее количество кликов за неделю по вашему и похожим сайтам.
Подраздел Рекомендованные запросы автоматически формирует запросы, которые помогут привлечь трафик. Яндекс анализирует тематику сайта, настройки похожих сайтов, поведение пользователей и в течение одного или нескольких дней предоставляет список рекомендованных запросов.
Индексирование
В подразделе отражены сведения об индексации страниц сайта роботом. По каждому обходу приведена дата, URL страницы, предыдущий и обновлённый статус с кодом ответа сервера.
Страницы постоянно появляются в поиске и пропадают из него. В данном подразделе вы увидите даты обновления статусов страниц, даты последнего посещения страниц роботом. На графике отображается динамика изменения количества страниц, добавленных в поиск и исключенных из него.
Место, где представлены разделы сайта, состоящие из 10 и более страниц, доля которых в общем числе страниц — не менее 1%. Владелец ресурса может добавить разделы меньшего объёма вручную.
Страница может быть проверена на предмет корректного индексирования в отдельном порядке — обходится ли роботом, статус в поисковой базе и код ответа при последнем обходе.
Страницу можно перевести в режим мониторинга как после проверки статуса, так и непосредственно добавив её адрес в специальное окно в указанном пункте меню. Каждая такая страница будет отображена в отдельной строке, в которой вы увидите атрибуты Title, Description, Canonical, даты последнего изменения, обхода и последней версии, код ответа и статус страницы в поиске.
Когда на важной странице произведены изменения, которые следует отобразить в индексации в приоритетном порядке, воспользуйтесь функцией внеочередного обхода.
В Яндекс.Вебмастере для загрузки и отслеживания файлов Sitemap создан отдельный загрузочный раздел. Удобство заключается в отображении статусов, дат загрузки и указании количества ссылок в файлах, а также возможности как подгрузки файлов из robots.txt, так и ручного добавления.
Привязывая счётчик Метрики к Вебмастеру, вы разрешаете роботу использовать данные Яндекс.Метрики при анализе каждой страницы с указанным счётчиком.
Чтобы сохранить наибольшее количество страниц в поиске при переезде сайта, воспользуйтесь функцией переезда в Вебмастере.
Для сайтов, на скорость загрузки которых влияют запросы робота, можно задать ограниченный объём обращений к серверу в единицу времени.
Ссылки
В разделе приведена информация по внутренним и внешним ссылкам. Указаны работающие и неработающие внутренние ссылки — адрес, по которому располагается каждая ссылка, и её целевой адрес. А также источники внешних ссылок, ИКС по каждому из них и дата создания ссылки.
В обоих подразделах имеется график, по которому можно отследить хронологию появления разных типов ссылок.
Информация о сайте
Когда сайт привязан к оказанию услуг, реализации товаров или организации, ведущей приём по некоторому адресу, полезно привязать ресурс к геолокации. Пользователь, осуществляющий поиск в Яндексе, по умолчанию привязан к региону. Приоритетом в его случае пользуются ссылки, ведущие на страницы с определённой региональностью — таков алгоритм выдачи.
Яндекс предложит вам загрузить новый текст перед публикацией, чтобы закрепить на него как непосредственного автора.
Функция, с помощью которой доменное имя визуально упрощается — не влияет на ранжирования.
Именно в этом подразделе владельцы интернет-магазинов могут загрузить товарный фид.
Список быстрых ссылок, размещённых Яндексом самостоятельно.
Турбо-страницы
В этом разделе вы можете управлять ранее созданными турбо-страницами, изменяя настройки, проводя отладку и диагностику.
Для контентных сайтов
Обычно их делают отдельно от основного контента для информационных страниц вроде статей и новостей. Чтобы подключить турбо-страницы, нужно сформировать RSS-канал, загрузить его в Вебмастер и установить счетчик аналитики. Затем подключить рекламу, проверить страницу, — и можно запускать.
Для интернет-магазинов
Чтобы подключить их к интернет-магазину, следует экспортировать товары в YML и загрузить файл в Вебмастер. Затем настроить способы оформления заказа и прописать информацию о магазине. Перед запуском не забудьте кликнуть на «Предварительный просмотр».
Турбо-страницы синхронизируются с CRM-системой и передают заказы в обработку заявок. Если клиент авторизован на Яндекс, то его личные данные автоматически заполнят форму при оформлении заказа.
Анализируйте спрос и следите за конверсией со сквозной аналитикой Calltouch для электронной коммерции. Вы сможете отслеживать корзины, звонки, заявки и продажи с привязкой к источнику.
Сквозная аналитика
Инструменты
Достаточно значимый раздел для:
Настройки
Здесь доступен список уведомлений, информация о предоставленных правах доступа к Вебмастеру, привязка счётчика Яндекс.Метрики, код для вставки иконки ИКС.
Полезные сервисы
Список ссылок на другие сервисы Яндекса.
Как удалить сайт из панели Вебмастер
Если веб-ресурс больше не существует или вы больше не работаете с сайтом заказчика, удалите его из Вебмастера. Для удаления нужно перейти в раздел «Мои сайты» и кликнуть на крестик рядом с тем веб-ресурсом, который требуется удалить. Права на управление сайтом у других пользователей сохраняются.
Заключение
Яндекс постоянно добавляет новые, полезные функции в Вебмастер для оптимизации работы. Благодаря инструменту владелец сайта может отслеживать ошибки и нарушения, смотреть за добавленными и исключенными страницами из поисковика. С помощью Вебмастера анализируют изменение позиций и видимость в поисковике, отслеживают динамику трафика и вырабатывают стратегию продвижения.
Яндекс.Вебмастер
Яндекс.Вебмастер – это специализированный сервис для оценки результатов индексации сайта, диагностики ошибок и отслеживания полной статистики поисковых запросов. Он позволяет получить подробную информацию о сайте, о позициях в выдаче, посмотреть статистику о статусе индексирования любой страницы. Является одним из основных инструментов Яндекса у веб-мастеров в РФ и других странах СНГ.
Функции
Функционал сервиса очень обширный. Среди функций нового Яндекс.Вебмастера:
Как добавить сайт в Яндекс.Вебмастер
Для работы с Яндекс.Вебмастером необходимо зарегистрировать учетную запись в Яндексе, перейти на страницу управления сайтами https://webmaster.yandex.ru/sites/ и добавить сайт.
Общая информация
На главной странице при выборе любого из сайтов отображается общая информация, где выведены необходимые графики и изменения. Основная из них – это проблемы сайта. Система оперативно обновляет данные и выводит все замечания и рекомендации на главной странице.
Здесь же отображаются последние обновления поиска, изменения страниц (последние 10) с полной информацией: датами, статусом обхода, полным URL. Представлена информация о самых популярных запросах, последних проиндексированных ссылках с других ресурсов и график изменения тИЦ.
Диагностика сайта
Это основной раздел, где можно увидеть все проблемы, которые препятствуют нормальной индексации страниц и ранжированию вашего сайта в поиске. Они разделяются по степени важности.
Фатальные проблемы. Самые серьезные проблемы и ошибки, которые обычно связаны с наложенными санкциями на сайт от ПС, вирусами, спамом.
Критичные проблемы. Ошибки, которые влияют на ранжирование вашего сайта. Например, долгий ответ сервера, закрытые от индексации страницы.
Возможные проблемы. Пустые описания (description), отсутствие карты сайта (sitemap.xml), некорректное заполнение файла robots.txt. Недочеты не обязательны для исправления, но для лучшего ранжирования все же лучше обратить на них внимание.
Рекомендации. Не самые важные, но полезные подсказки от Яндекс.Вебмастера. Например, оптимизация под мобильные устройства, установка принадлежности к региону.
В случае каких-либо изменений можно запросить проверку и корректность ваших действий, нажав на вкладку «Проверить» рядом с проблемой или рекомендацией. Время проверки может занимать до 14 дней. Полный список проверок можно найти в самом интерфейсе Вебмастера, перейдя по ссылке «Посмотреть всё, что проверяет Вебмастер», размещенной внизу блока Рекомендации.
Безопасность и нарушения
Здесь отображаются критические проблемы, связанные с безопасностью вашего ресурса, например рассылка спама через почтовые сервисы, вирусы, фейковые страницы. Также в этой вкладке отображена информация о наложенных санкциях на ваш сайт, например АГС, Минусинск и другие. После устранения нарушений можно отправить запрос в Яндекс, нажав кнопку «Я все исправил».
Поисковые запросы
Раздел Яндекс.Вебмастера предназначен для работы с поисковыми запросами разных групп. В нем есть 3 подраздела.
История запросов – полная статистика всех запросов, по которым пользователи попадали на ваш ресурс в течение всего времени. Можно анализировать все изменения по ключевым словам, показам, кликам, средним позициям и CTR.
Последние запросы – в этом разделе сервиса Яндекса отображается информация о последних ключевых фразах, по которым пользователи переходили на ваш ресурс. Можно анализировать данные по ТОПам, объединять в группы, загружать свои списки запросов и смотреть, на какой позиции они находятся в данный момент.
Рекомендованные запросы – в этом разделе представлены поисковые запросы, которые соответствуют тематике вашего сайта и могут привести дополнительный трафик. Как правило, они различаются в зависимости от региона поиска. Запросы можно использовать для таргетирования при ведении рекламной кампании. Их эффективность позволяют оценить прогнозируемые показатели на основе данных Яндекс.Директа. Также в сервисе отображаются адреса страниц, которые показываются в поиске по тому или иному запросу.
Индексирование
Раздел нового Яндекс.Вебмастера предназначен для просмотра полной информации об индексации сайта в поисковой системе и выявлении проблем, которые препятствуют этому. Он разбивается на следующие подразделы.
Статистика обхода – информация о последних изменениях индексации страниц, статус обхода, последние даты обхода.
Страницы в поиске – данные о страницах вашего сайта, которые находятся в поиске Яндекса на данный момент.
Структура сайта – здесь представлена вся структура сайта в виде иерархического дерева с разделами и подразделами.
Проверить статус URL – небольшой отдельный инструмент, позволяющий проверить статус индексации конкретной страницы.
Важные страницы – в разделе отображается список страниц, на которые чаще всего осуществлялись переходы пользователями из поисковых систем. Можно добавить свои важные страницы и отслеживать их изменения.
Переобход страниц – один из важных инструментов сервиса Яндекса, необходимый для переиндексации URL, на которых произошли какие-либо изменения.
Файлы sitemap – раздел, в котором вы можете указать путь к файлу sitemap. Также расположение дублируется в файле robots.txt.
Переезд сайта – здесь вы можете указать новое доменное имя, если вдруг решите сменить его или добавить защищенный протокол https, если приобрели сертификат у хостера.
Ссылки
Раздел Яндекс.Вебмастера для анализа ссылок внутри сайта (перелинковки) и внешних ссылок, размещенных на других ресурсах. Разбит на 2 вкладки.
Внутренние ссылки – информация о ссылках в рамках вашего сайта. Вы увидите все ошибки, несуществующие страницы, на которые ссылаются разделы или отдельные URL.
Внешние ссылки – информация о ресурсах, на которых упоминается ваш сайт. Это так называемые бэклинки. Один из важных инструментов для внешней оптимизации. Во вкладке отображается статистика ссылок, их возраст, тИЦ, анкоры.
Информация о сайте
Вспомогательный раздел Яндекс.Вебмастера, в котором можно указать региональность сайта, защитить контент авторским правом, посмотреть быстрые ссылки в результатах поиска. Раздел состоит из следующих вкладок.
Региональность – полезный пункт, если вы продвигаете сайт по определенному региону. В этой вкладке можно задать его принадлежность.
Оригинальные тексты – дополнительный сервис Вебмастера для защиты текстов, размещенных на вашем ресурсе. Добавляйте материалы в Яндекс.Тексты перед публикацией, чтобы защитить их авторским правом.
Регистр имени сайта – изменение регистра вашего домена. Например, можно указать, чтобы первая буква была прописной.
Товары и цены – вкладка для владельцев интернет-магазинов. Здесь вы можете указать данные о своем магазине, которые будут использоваться в результатах поиска. Заполнение осуществляется в формате YML.
Быстрые ссылки – наиболее популярные страницы, которые отображаются в виде подразделов в результатах поиска. Формируются роботом автоматически. Вы можете запретить их использование, скрыть отдельные ссылки или изменить анкоры.
Инструменты
Анализ robots.txt – инструмент Яндекс.Вебмастера предназначен для проверки ошибок в файле robots.txt.
Анализ файлов sitemap – сервис для проверки файла sitemap на наличие ошибок. Вы можете указать URL к карте сайта, скопировать его содержимое и вставить или загрузить с локального диска.
Проверка ответа сервера – инструмент Вебмастера для проверки ответа сервера, возвращаемый при запросе ботами Яндекса.
Удалить URL – быстрое удаление страниц сайта из поиска, которые больше не существуют или запрещены для индексации.
Проверка мобильных страниц – сервис позволяет проверить корректность загрузки и просмотра страниц на мобильных устройствах. Неоптимизированные страницы понижаются в поиске, поэтому крайне важно учитывать мобильные версии на ресурсе.
XML-валидатор – инструмент Вебмастера для проверки XML-фидов, которые необходимы для передачи данных в партнерские программы Яндекса: вакансии, товары, автомобили.