Для чего нужен язык общения
Какую роль играет язык в жизни человека
Содержание статьи
Главное отличие человека от животного в наличии второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система – это речь. Язык – система знаков и звуков, свойственная определенной этнической группе или народу для передачи речи. Все это давно известные факты. Таким образом, язык – это главное достояние человека, то, что позволяет ему не только воспринимать окружающую действительность, реагировать на нее, но и передавать эту реакцию окружающим, а также анализировать полученную информацию и пользоваться теми знаниями, которые люди уже получили до него.
Но если попробовать сказать проще о значении языка в жизни человека, получится примерно следующее.
Язык помогает нам мыслить
Способность к мышлению формируется у человека в детстве. Сначала новорожденный малыш видит предметы, фиксирует их в своем сознании, учится узнавать их и отличать друг от друга по форме, цвету, другим признакам. Этот доречевой этап развития мышления длится очень недолго.
Постепенно, слыша названия предметов и явлений, ребенок учится сопоставлять увиденное с тем, каким сочетанием звуков обозначает его взрослый. Он усваивает слова! Пока еще не умея произносить их, он уже уверенно отличает их на слух и уверенно показывает пальчиком стол или маму, когда его об этом просят. Но такое понимание речи свойственно и животным.
Дальше начинается освоения слов, их грамматических форм, появляется навык построения предложений. Ребенок уже выражает словом свои эмоции, желания, старается передать мысли. Когда этот этап завершен, можно сказать, что человек овладел языком.
Взрослому свойственно абстрактное мышление. Это значит, что он мыслит словами. Любая идея, эмоция, образ получает в человеческом сознании словесное выражение. Даже созерцая абстрактную картину, мозг бессознательно подбирает для облегчения ее восприятия знакомые понятия, то есть слова.
Видя любой предмет или явление, люди привычно подбирают слово для его обозначения, а если не знают точно, как он называется, находят похожие понятия и определения. Чувствуя что-то, человек более или менее четко формулирует это словами. И чем лучше у него это получится, тем более полно осознает он свое чувство.
Язык – средство общения
Не владея языком, общаться с себе подобными чрезвычайно сложно, даже невозможно. Это очень четко чувствует человек, помещенный в абсолютно чуждую языковую среду. Так, сложно иностранцу объясняться с местным населением, если язык данной страны не знаком ему даже отдаленно.
Но не только в повседневном общении люди используют язык. Посредством языка происходит общение поколений. Письменные источники доносят до современных людей знания, опыт, чувства и мысли тех, кто жил совсем недавно или многие поколения назад. Если меняется язык, то такой диалог становится уже крайне затруднителен: человеку из века XXI уже чрезвычайно сложно понять, что хотел выразить автор литературного произведения, написанного тысячу лет назад, даже если оба они – представители одного народа.
Язык – носитель национальной культуры
Считается, что человек принадлежит к тому народу, на языке которого он думает. И это мнение не случайно. Язык, его звуковой строй, система значений слов, их строение, способы образования тесно связаны с культурой и традициями народа-носителя языка.
Говорят, что европейцу сложно понять представителя славянского народа – не потому ли, что их языки не являются близкородственными? А менталитет народов Дальнего Востока столь загадочен не по той ли причине, что слишком сильно различие в языке? Не случайно считается, что понять менталитет чужой нации можно, изучив ее язык. Поэтому можно сказать, что язык – средоточие души народа, его духа и сути.
Детский час
для детей и родителей
Рассказ «Язык — важнейшее средство человеческого общения»
Величайшая ценность человечества – язык. Членораздельным языком, как высшим даром, отличается человек от животного.
История вопроса
И в каменном веке люди нуждались в общении. Мужчинам требовалось поговорить о правилах охоты, женщинам — поделиться секретами, где можно осуществить сбор провизии. Все выполняли какие-то дела, но озвучить членораздельно, кому и что нужно, не умели.
Но люди пытались вступать в диалог. Они делали друг для друга какие-то заметки в виде набора узелков, ракушек, позже рисовали картинки (это был период пиктографии). Постепенно человечество «дошло» и до осмысленной речи.
Что такое язык?
Язык – это уникальное средство общения. Без языка невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.
Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств.
Возникновение языка – одно из самых таинственных событий, связанных с появлением на земле человека. Язык, в отличие от иных составляющих человеческой культуры, нельзя причислить к изобретениям человека. Но с помощью языка люди придумали множество знаковых систем.
Для чего нужен язык?
Язык нужен для того, чтобы люди могли понять друг друга.
Язык появился потому, что в нём возникла необходимость: на работе и в быту нужно было общаться, оперативно принимать решения, давать ответы на вопросы. Язык – самая совершенная коммуникативная система.
Посредством языка духовное сокровище одного поколения передается другому.
Язык – это орудие мышления. Мышление индивида опирается на языковые средства.
Язык – мощный инструмент на пути совершенствования и прогресса.
Язык — важнейшее средство человеческого общения.
Ещё раз о главном
Зачастую мы не думаем о важном, например, о роли языка в нашей жизни, о том, как хорошо, что есть речь. Мы не испытываем счастья оттого, что есть буквы, слоги, предложения. А ведь язык – это великое благо.
Человек так устроен, что у него есть настоятельная потребность делиться своими знаниями, думами, чувствами с другими людьми.
Менялись эпохи, законы, представления о жизни – но общение было всегда. Важный инструмент, без которого неосуществимо это общение, неосуществимо мышление – это знак, то есть возможность наделять некий внешний сигнал, предмет или изображение определённым смыслом. Это по силам сделать только человеку. И человек постоянно работает над созданием новых и улучшением старых знаковых систем, чтобы с их помощью удовлетворить свои потребности в передаче и получении информации.
Язык – мощный союзник и помощник человека в овладении миром.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Что такое язык и каковы его основные функции
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Поскольку мы живем в социуме и активно общаемся между собой, каждый из нас понимает, что такое язык.
Но при этом даже лингвисту трудно дать четкую трактовку этому термину. Поэтому данный термин имеет огромное количество определений. И каждое из них может считаться правильным.
Сегодня поговорим об общепринятом значении слова, о признаках и функциях языка.
Что такое язык
Если открыть толковый словарь, энциклопедию или – на худой конец – Википедию, можно увидеть, что лексема «язык» имеет много специфических значений – от устаревшего обозначения этноса до части ледника или слоеного кондитерского изделия.
Подключив элементарное образное мышление, догадываемся, что основных значений два: во-первых, это подвижный мышечный орган в ротовой полости, во-вторых,
«Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения (что это такое?) в человеческом обществе».
Такое определение дает Большой академический словарь. В контексте данной статьи нам важна именно вторая трактовка. Впрочем, оба значения связаны между собой метонимически (по смежности). Что интересно, эта тенденция прослеживается не только в русском, но и во многих других языках, по крайней мере индоевропейских (ср. испанское la lengua).
Большинство остальных значений слова образовались как метафора к первому (это касается и ударной части колокола, и детали обуви, и прочих схожих элементов).
Признаки языка
Широкое трактование языка как семиотической системы позволяет ввести в его рамки многое:
общепринятое использование жестов («язык жестов»), крики животных для общения между собой, любую другую систему знаков.
Все это в какой-то мере справедливо. Но в узком значении специалисты характеризируют только язык человеческий. И он имеет такие ключевые признаки:
Расширяемость и предрасположенность к языку
Каждый язык имеет потенцию к расширению ради наименования всех явлений, которые окружают сейчас и будут окружать человечество в будущем.
При этом новые синтагмы укладываются в существующие модели. Об этом доступно рассказывает известный современный лингвист Татьяна Владимировна Черниговская:
В связи с ненаследуемостью может быть поднята тема родного языка.
Некоторым кажется, что ребенок рождается с генетической предрасположенностью к своему национальному наречию. Однако это не так.
Да, малыш как губка впитывает то, что слышит от родителей и прочих людей, которые его окружают. Но это всё же изучение.
Многочисленные исследования, бесчеловечные опыты прошлого, примеры детей-маугли и усыновленных в младенчестве ребят доказывают, что генетика в данном случае не важна.
Функции языка
Трудно переоценить значимость языка в нашей жизни. Как существо социальное, человек будет сильно ограничен, если не сможет пользоваться речью. Ярче всего о значимости языка говорят его основные функции:
Мировые языки (как английский, испанский, русский) используются для интеграции планетарного сообщества, для достижения всеобщего взаимопонимания. В то же время национальные языки играют роль в дифференциации – в обособлении и единении народа.
Такие функции выделяет Т.В.Жеребило. Они признаны большинством лингвистов. Остальные функции (к примеру, экспрессивную или эмотивную) относят к вариантам и стилям языка.
Тема, заданная в названии этой статьи, глубока и обширна. Ученые не одно тысячелетие бьются над разгадкой тайны языка как явления. И каждое из открытий и систематизаций только удаляет от нас секрет этого феномена.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Есть язык, а есть диалект. Например, американский английский и британский английский нельзя рассматривать как два разных языка, хотя между ними существенная разница. Потому что американец и британец без особого труда друг друга поймут.
Зачем человеку нужен язык?
Язык человека — это мышечный орган, как и у всех позвоночных.
Его функции — участие в обработке и глотании пищи, в речевых актах.
Распознавание вкуса
За распознавание вкуса ответственны вкусовые сосочки, расположенные на поверхности языка. У взрослых людей их примерно девять тысяч.
Вкусовой сосочек — это группы клеток-рецепторов (около 50 клеток для одной вкусовой «луковицы»). «Луковицы» имеют внешнюю форму грибка или сосочка — папиллы, на поверхности которых — тончайшие выступы-микроворсины, выходящие на поверхность языка. Между собой клетки групп связаны нервными волокнами, а с мозгом, куда они передают информацию, — лицевым и языкоглоточным нервами.
Сосочки реагируют на химические соединения с горьким, сладким, кислым и солёным вкусом. До конца ХХ века считалось, что только эти вкусы и их комбинации доступны человеку. И лишь в XXI веке был признан ещё один вкус — умами (umami), вкус глютаминовой кислоты, ощущаемый, когда мы едим мясо или помидоры, блюда из морских водорослей.
Открытие умами принадлежит Икеда Кикунае, который описал пятый вкус ещё в начале ХХ века. Однако вполне вероятно, что на этом открытия не закончатся. Французские учёные обнаружили вкусовые рецепторы, реагирующие на… жирный вкус. Дальнейшие исследования должны опровергнуть или подтвердить их находку.
Следует сказать несколько слов и о зонах распознавания вкусов. До недавнего времени считалось (хотя и часто оспаривалось), что за распознавание сладкого вкуса отвечают рецепторы на кончике языка; кислого — листовидные рецепторы по бокам языка; солёного — рецепторы на передней и средней части спинки языка; горького — цилиндрические рецепторы на задней части спинки. Теперь и эта информация подвергается основательным сомнениям.
Язык как орган глотания
Язык служит человеку и как глотательный орган. Он участвует в ротовой фазе глотания. Пережёванная, смоченная слюной пища формируется в болюс — комок до 15 мл в объёме.
С помощью языка и мышц щёк болюс попадает на спинку языка, прижимается к нёбу, транспортируется на корень языка, а далее — в глотку.
Язык как орган говорения, речи
Язык выполняет важнейшую функцию в образовании звуков речи. Его малоподвижность, врождённые дефекты — самые частые причины плохого произношения.
В образовании звуков принимают участие разные зоны языка. Если язык полностью опущен, расположен плоско и совершенно не препятствует выходу воздуха, образуется очень открытый, музыкальный [a]. При максимальном подъёме языка образуются гласные [у], [и], [ы], при среднем подъёме языка к нёбу образуются ударные звуки [о], [е].
Для образования согласных во рту с помощью языка и губ образуются препятствия для прохождения воздуха. Преодолевая их, воздух совершает трение, «размыкает» смычки, вызывает вибрацию языка.
Чтобы образовался чистый [т], нужно язык плотно прижать к зубам и «взорвать» смычку энергичной струёй воздуха. Аналогично образуется [д], но язык будто «приклеивается» к нёбу, после чего уже смычка раскрывается. [х] возникает, когда задняя спинка языка сближается с мягким нёбом. При образовании звука [р] кончик языка под воздействием выходящего воздуха вибрирует.
Другие согласные также образуются при помощи разного положения и работы языка, потому его силу, подвижность крайне важно тренировать, чтобы звуки получались чистыми, яркими, красивыми.
Интересные факты о человеческом языке как органе тела
– Язык — самая сильная мышца тела и наиболее чувствительная.
– Отпечаток языка у каждого человека — особый и в этом смысле похож на отпечатки пальцев.
– Язык — единственная мышца, закреплённая с одной стороны и свободная — с другой.
– С помощью языка новорождённые сосут материнское молоко, при этом — дышат и глотают — такой способностью не обладает ни один взрослый.
– Чем больше на языке вкусовых сосочков, тем реже человек испытывает чувство голода, чем меньше — тем чаще.
– Если слюна не способна что-то растворить (хотя бы частично), невозможно почувствовать вкуса.
– Самый длинный язык — у Шанель Тэппер. Его длина — 9, 75 см.
– К 60 годам 4/5 всех людей утрачивают половину и более вкусовых рецепторов.
Для чего нужен язык?
Теперь нам нужно выяснить, что мы делаем в реальной жизни при помощи языка?
Во-первых, общаемся с другими людьми, устанавливаем контакты, разрываем отношения;
во-вторых, выражаем свои чувства и эмоции;
в-третьих, вызываем чувства и реакции в других людях.
В-четвёртых, язык – это система магических знаний и действий в окружающем мире.
Язык – удивительный инструмент, посредством которого люди общаются между собой. Именно язык хранит все людские знания с древнейших времён и до наших дней. Именно язык делает возможным само существование и развитие человеческой культуры.
В общении двух людей есть две позиции: говорящий и воспринимающий. Слова говорящего явно и не явно воздействуют на воспринимающего. Что в этом явного?
Мы знаем, что голос человека, определённые вибрации от слов его воздействуют на слуховой анализатор воспринимающего. А вот что происходит дальше в мозгу человека, в его сознании. Вот здесь наука может только гадать.
Я влияю через свою мысль на окружающий меня мир, людей.
Часто приходится слышать от людей: «Этот человек пытался управлять мной, манипулировать» или «Он не даёт мне нормально жить».
Мы все влияем друг на друга. Без этого жить невозможно. Даже, если вы уйдете в лес, в горы, то всё равно будете ощущать влияние. В конце концов, цивилизация доберётся до вас, как когда-то добралась до индейцев Америки и Австралии.
Очевидно то, что слова каким-то образом воздействуют на человека. Но каким образом?
Ответ сокрыт в самом вопросе.
Именно образ является ключом к разгадке.
Слышим слово «Собака». Что происходит с нами? В сознании возникает образ собаки. Причём, у каждого он свой.
Вот другое слово – «Дом».
И снова образ-картинка. У одного человека это образ многоэтажки и квартиры в ней. У другого – это образ дома бабушки и дедушки, с русской печкой. Вот он уже ощущает запах свежеиспечённого хлеба и вкус парного молока, слышит мычание коровы и лай собаки.
А теперь соединим эти образы неким действием: «Собака бежит к дому». Картинка ожила. И оживил её глагол «бежит». Предлог «к» направил действие. Всё просто.
Слова говорящего вызвали к жизни образы в сознании у слушающего. Но, что особенно важно, они произвели в нём некое действие. Это действие очень тонкое, пока не видимое. Но оно произошло. Сочетания букв и слов могут вызывать в человеке разные чувства. Одни из них могут разрушать, другие будут благотворны и целительны. Именно звуки, слова, в том числе и напечатанные, вызывают в душе человека необычное движение чувств.
А если наделить слова неким смыслом, вызвать в слушающем движение чувств? То тогда можно сказать, что общение состоялось, и люди поняли друг друга.
Но вот что интересно. При общении не происходит передачи информации.
И для чего же нужно общаться?
Мы с вами уже знаем, что в подсознании человека есть вся информация, которая имеется во Вселенной. А раз есть ВСЯ информация, то что может быть передано при общении?
Что же тогда происходит при взаимодействии людей?
Я уже писал в своих предыдущих книгах о том, что общение с человеком – это всегда соприкосновение с другим миром. Мы воздействуем друг на друга на очень глубоком подсознательном уровне и помогаем друг другу задействовать чувства и образы. Происходит взаимодействие двух Миров, Вселенных. Но какова цель этого взаимодейситвия?
Оказывается, единственная цель общения – сотворчество, созидание. При общении происходит объединение мыслей-образов, а значит, и энергий людей, их усилий. Формируется коллективная мысль, которая силой обладает неимоверной. А под воздействием многих коллективных мыслей формируется общая реальность.
У одного человека нет никакого сознания. Есть только знание. Со-знание (совместное знание) есть как минимум у двух и более людей. Поэтому, когда человек говорит о сознании, он подразумевает связь со многими разумами.
Язык – это инструмент. Это система символов и знаков, это неявная философская система. Однажды Конфуций сказал: «Знаки и символы управляют миром». Но кто-то же их создал? Поэтому следует уточнить: управляет миром человек, создающий знаки и символы.
Общение побуждает к совместному действию. Это действие может быть созидательным или разрушительным. Происходит соединение энергий людей (если общение состоялось). Люди начинают производить одни и те же мысли, или очень похожие. Мысли, образы и чувства – становятся общими. Потом они переходят в действия. Так происходит процесс сотворения.
А вот на что мы направим этот процесс?
Ведь можно подумать о конце света и представить страшные картины. А можно дружно помечтать о прекрасном будущем и приблизить его своими действиями.
К вам подходит на улице женщина с какими-то книжечками в руках и начинает пугать апокалипсисом. А потом предлагает спастись вместе с ней.
Знайте, этот человек не хочет жить в этом мире. Но это его выбор. В мыслях он уже уничтожил этот мир. Но одной его мысли недостаточно, и поэтому он хочет привлечь вас и ещё людей, чтобы коллективная мысль стала сильнее и воплотилась в реальных событиях. Именно подобные мысли и способствуют разным катастрофам и стихийным бедствиям.
Если вы хотите жить, то вы не пойдёте за этими людьми.
Вывод: слова и общение нужны для совместного творения. Для того, чтобы включить коллективный разум, а значит, сделать мысль во сто крат, в миллион раз сильнее.
Потому человек и не может жить без общения. Оно необходимо ему как воздух, вода или пища. Именно с помощью общения человек обретает цельность, целостность. Общение – это жизнь.
Сказать что-то – сделать это
Мы используем как устную, так и письменную речь. Мы можем использовать ее посредственно, а можем понимать всю глубину происходящих явлений, порождаемых нашей речью и мыслями.
Значительная часть используемых нами форм речи активно влияет на окружающий мир. Другими словами, когда мы что-то говорим, мы уже делаем то, о чём мы говорим.
Это очень важно понять!
За любым словом стоит образ. У любого слова есть своя функция.
Существует два вида языка.
1. Чувственный язык. Описывает конкретные предметы и явления. Это то, что можно заснять на пленку.
«Стол стоит на полу»
2. Оценочный язык. Это понятия, абстракции, процессы.
«Я чувствую себя счастливым».
«Вы выглядите усталым».
Магия языка заключена в его структуре.
Давайте заглянем в словарь.
У каждого слова есть свое значение. Но значения эти, по сути, абстрактны.
Переживая субъективный опыт, человек называет предметы и явления своими именами и закрепляет за ними то или иное значение. Но значение – это иллюзия. Оно не присутствует в самом предмете. Это мы, люди, наделяем предметы значениями. Мы создаём образы.
В первом случае мы связали предмет (лимон) с неким качеством (кислый), определяемым нашими органами чувств.
Потом мы связываем один предмет или качество с другим, создавая ассоциации.
Например: Белый и сладкий
Сначала мы называем предмет или явление, т.е. даём ему название. Затем определяем его функцию, т.е. связываем с другими предметами и используем для получения чего-либо. Мы снова представляем себе то, что увидели, услышали и почувствовали. Слова позволяют нам описать свои образы, чувства.
С другой стороны, слово – это ключ к образам и чувствам, хранящимся в подсознании.
Но с лимоном как будто всё понятно. Это предмет и мы можем проверить на опыте его качества.
А что означает слово «Горе»? Как нам толкует его словарь?
Горе – скорбь, глубокая печаль.
Печаль – чувство грусти и скорби, состояние душевной горечи.
Ничем не лучше. Посмотрим ещё слово «Скорбь».
Скорбь – крайняя печаль, горесть, страдание.
Опять одни абстракции. Ходим вокруг да около.
Но пока мы искали в словаре значение всех этих слов, у вас уже наверняка возникло воспоминание, в котором проявились эти чувства. Значение этого чувства для вас зависит от конкретных образов, звуков, ощущений, которые появляются у вас в ответ на это слово.
Радость – ощущение большого душевного удовлетворения, весёлое чувство.
И здесь получается описание ощущений. Мы связываем это слово с теми чувствами, которые мы испытываем внутри себя. Но какие чувства мы испытываем, зависит только от нас. Так как одна и та же ситуация у первого человека может вызвать горе, а у второго – радость. Даже у одного человека в течение короткого времени чувства могут резко измениться, если изменится отношение к ситуации.
Как вы уже поняли из вышесказанного, никакого значения или смысла в реальности не существует отдельно от человека, так как значение предмету придаёт человек. Оно существует только в функционировании его нервной системы. Оно существует только благодаря Человеку.
Отсюда следует гениальный вывод! Так называемая объективная реальность – это среднестатистическая, совокупная, усреднённая характеристика субъективных реальностей всех людей. Получается, что Реальность – это своеобразное негласное соглашение людей. Почему негласное? Потому что действует на уровне подсознания.
Отсюда следует второй гениальный вывод: мы можем изменить объективную реальность только в том случае, если изменим свою субъективную реальность.
Вообще дело обстоит так. Создатель сотворил наш прекрасный мир, Природу и Человека, как венец своего творения по образу и подобию своему. Создатель отдал Человеку всё, что имел, в том числе и свободу воли. Далее Человек, обладая свободой выбора, может улучшить мир, созданный Отцом, создав свой уникальный, или уничтожить то, что ему уже дали. По какому пути пошло человечество – нетрудно догадаться!
Если мы на глубоком подсознательном уровне сможем понять, что мы сами конструируем реальность с помощью слов и значений, то станем хозяевами языка, а не только его потребителями, пользователями. Мы сможем творить чудеса при помощи слов. Мы сможем использовать свой язык магическим образом, меняясь при этом сами и помогая измениться другим.
Меня удивляет, что большинство людей просто не осознают своих уникальных волшебных возможностей. Они продолжают жить совершенно безсмысленно, не понимая сути происходящих явлений.
Язык не просто описывает взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира. Он создает и структурирует этот мир.
А сейчас проделаем небольшое упражнение.
Прочитайте фразу «Я люблю?»
Какой образ и какие ощущения возникли у вас? Что вы видите, слышите, чувствуете? Это события из прошлого или будущего? Где вы находитесь и есть ли кто-то рядом с вами?
Что же произошло? Возникло ли у вас переживание, образ? Если да, то вы поддались магическому действию слов. Вы отправились внутрь себя и придали этим словам свой смысл и значение. Причём, обратите внимание, у каждого человека возник свой образ. Это очень важный момент в осознании этого процесса! СВОЙ ОБРАЗ!
Именно мы сами создаём воздействие на себя, придавая ему некое значение. И в то же время мы воздействуем на окружающий мир, так как порождаем словами образы и чувства у других людей.
А теперь давайте раскроем волшебные механизмы воздействия языка.