Для чего нужна анкета
Зачем нужна анкета при приеме на работу и как ее грамотно составить?
Как правило, при приеме на работу на какую-либо должность соискатель помимо копий документов об образовании и удостоверения личности приносит еще и резюме, в котором указаны все сведения, которые он считает необходимыми для работодателя. Может быть, поэтому анкета при приеме на работу на предприятиях не слишком распространена.
Давайте попробуем разобраться, что из себя представляет такая анкета, так ли она необходима и как ее следует составлять.
Что такое анкета?
Анкета при приеме на работу– это опросный лист, который обычно составляют в отделе кадров, содержащий круг вопросов, которые интересуют работодателя.
Образец анкеты при приеме на работу
Какого-либо единого образца для анкеты нет. На каждом предприятии анкета разрабатывается под собственные нужды и содержит те сведения, которые необходимы. Например, некоторые используют анкету только как бумагу, на которой будут собраны все данные работника, необходимые для заведения личного дела. Некоторые используют анкету, чтобы определить, обладает ли соискатель данными, необходимыми для того, чтобы занять должность, на которую он претендует – ведь даже самое полное и грамотно составленное резюме может не отражать всех сведений.
Главное, что стоит помнить – статья 86 Трудового кодекса запрещает работодателю собирать и обрабатывать такие персональные данные работника, которые затрагивают его политические, религиозные и иные убеждения. Данные о частной жизни возможно получить только с письменного согласия работника.
Разглашение персональных данных (например, передача их третьим лицам, выдача этой информации в публичный доступ) нарушает уже уголовный кодекс (статья 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни») и может привести к аресту на несколько месяцев.
Как составлять анкету для приема на работу?
Как уже было сказано выше, анкету на предприятии необходимо составлять исходя из четко поставленной цели: собрать всю информацию о работнике в одном месте, определить его стрессоустойчивость и так далее.
Большинство анкет состоят примерно из таких разделов:
Часто в анкету включают вопросы, помогающие оценить также маркетинговую политику компании, например, вопрос о том, как соискатель узнал о данной вакансии.
Помогает ли анкетирование при приеме на работу?
Многие считают, что заполнение анкеты даст больше информации, чем резюме соискателя, а также, что информация, полученная из анкеты будет более достоверной. Но стоит учитывать, что соискатель в любом случае будет стараться дать ответ, который по его мнению устроит будущего работодателя, а не стремиться рассказать то, что есть на самом деле, поэтому никакая анкета не даст вам самого полного и достоверного впечатления. К тому же, проанализировав вопросы анкеты и их тон, соискатель и сам может составить впечатление о предприятии и его корпоративной этике.
Зачем проводить анкетирование. Цели, виды и основные вопросы
Использование уникальных техник сбора данных для получения достоверной информации о потребителе
Составление анкет и разработка вопросов в соответствии с целями вашей промо-акции
Букинг промо-площадок с высокой проходимостью для максимального охвата целевой аудитории
Опытный промо-персонал, имеющий профессиональные навыки общения с респондентами
Оперативная обработка данных и предоставление детального отчета по результатам анкетирования
Опредеяет дальнейший
курс действий
Охватывает широкую
целевую аудиторию
Собирает целевые контакты
Дает возможность
узнать больше о потребителях
Зачем проводить анкетирование
Конечно, в опросах есть свои недостатки, но это действенный способ, что б в короткие сроки получить информацию о ваших потенциальных клиентах.
Анкетирование является основой для маркетингового опроса, и дает возможность анализировать рынок и понять потребность покупателя.
Задача маркетолога создать социальный документ с определенным перечнем вопросов, чтобы максимально получить ответы для исследуемого опроса.Вывод: используя анкетирование вы как «психолог» собираете материал, чтобы лучше узнать своего клиента, а соответственно с помощью этой информации повышаете прибыль.
Цели Анкетирования.
Основной целью анкетирования является, как можно больше опросить людей в кратчайшие сроки. Ведь это самый эффективный способ проанализировать спрос на товар и понять свою целевую аудиторию. С помощью правильно поставленных вопросов вы получаете правдивую информацию о продукте и о возрастной категории ваших потребителей, откуда они, их статус и пол.
Вопросы при анкетировании
Виды Анкет для проведения опросов
Виды анкетирования делятся на несколько видов.
1. По количеству респондентов:
2. По полноте охвата:
3. По типу контакта с потребителем:
Социологическое анкетирование как инструмент для сбора статистических данных
Анкетирование в социологической науке служит одним из методов исследования и используется для сбора данных. Этот способ часто применяют психологи, педагоги, работодатели при собеседовании.
Понятие анкетирования
Анкетирование социологическое – метод опроса, проводимого для составления статистических данных. Служит для прогнозирования деятельности или событий. В анкетировании участвуют две стороны: анкетер (проводящий процедуру) и респондент (заполняющий анкету).
Задачи анкетирования
Главными задачами анкетирования являются:
Виды анкетирования
В зависимости от определенных критериев, анкетирование подразделяется на следующие виды.
По количеству респондентов
По способу распространения
По количеству «туров»
Структура анкеты
Опросник составляется по определенным правилам и делится на несколько логических частей:
Виды вопросов анкеты
Можно выделить следующие виды вопросов.
Открытые вопросы
Часто ответы на них непредсказуемы, что создает трудность при анализе. Однако такие ответы привносят оригинальность.
Вопросы с множественным выбором ответа
Ниже вопроса находятся варианты ответов, из которых предлагается выбрать наиболее близкий респонденту.
Например: «Сливочное масло какого производителя Вы предпочитаете?»
Дихотомические вопросы
Вопросы, подразумевающие только два типа ответа: да либо нет.
Пример: «Вас устраивает качество обслуживания в нашей стоматологической клинике?».
Матричные вопросы
Форма анкеты, состоящая из нескольких строк и столбцов. Позволяет экономить время и место на листе.
Масштабные вопросы
Ответы должны располагаться в заданном диапазоне значений: от 1 до 5, от 0 до 10. Нужно отметить выбранное значение на шкале.
Вопросы, которых следует избегать при анкетировании
Правила составления анкеты
Чтобы правильно составить анкету для получения наиболее точных результатов, рекомендуется:
Оформление результатов
Зачастую итоги анкетирования выводят в наглядной форме: в виде диаграмм, гистограмм, инфографики. Выбор конкретного инструмента для демонстрации сводных данных зависит от поставленных целей, от типов вопросов.
Достоинства метода анкетирования
К преимуществам метода анкетирования относятся следующие:
Недостатки метода анкетирования
К недостаткам анкетирования можно отнести следующие:
Социолог стремится к тому, чтобы исследование было максимально точным и содержательным. Поэтому для него важно участие определенного количества лиц, и их правдивые, искренние ответы. Проведение опроса, таким образом, сопряжено с умением специалиста произвести хорошее впечатление, завоевать доверие аудитории.
Этическая сторона анкетирования предполагает установление контакта с респондентами, включение вопросов, пробуждающих интерес, желание сотрудничать. В этих условиях социолог выступает и как психолог, задающий правильное направление коммуникации.
Анкета – что это такое, для чего нужна, структура, виды вопросов и каналы распространения
Добрый день, уважаемые гости моего блога! Сегодня я хочу продолжить разговор о различных видах опросов и рассказать вам, что такое анкета. Вы уже наверняка сталкивались с этим понятием и имеете представление о предмете беседы, однако углубить знания никогда не помешает.
Из моей публикации вы узнаете о том, какие бывают анкеты и зачем они нужны в различных сферах нашей жизни. Я расскажу вам о правилах составления опросников и их примерной структуре, а также дам общую информацию о вопросах, которые могут быть в них включены. Итак, поехали!
Содержание понятия
С анкетами мы сталкиваемся постоянно: мы их заполняем при всевозможных соцопросах, оформлении на работу и даже посещении врача. Любой опрос по типовому плану – это анкетирование, а значит, в нем присутствуют анкеты.
Согласно определению, анкета (или опросник) – это набор вопросов, который позволяет собрать данные для систематизации. Ее структура и наполнение определяется целью исследования.
Человек, проводящий анкетирование, именуется анкетером или интервьюером, а отвечающий на вопросы – респондентом или информантом. Анкеты могут быть анонимными или персонифицированными, но данные используются в обобщенном виде. Правильно составленные опросники обрабатываются очень легко, что позволяет получить и систематизировать данные с минимальными затратами.
Анкету следует отличать от теста. Она позволяет собирать общие данные о человеке (его социальном положении, предпочтениях, мнении о чем-либо) и не требует от респондента специальных знаний. А тест – это именно проверка знаний, возможностей и навыков в какой-либо сфере.
Сфера применения
Различные виды анкет нашли широкое применение практически во всех областях деятельности человека. Но наиболее часто они встречаются в:
Структура анкеты
Типовая анкета, издавна использующаяся в социологии, представляет собой бумажный бланк для заполнения. Рассмотрим классический образец, состоящий из нескольких блоков:
Какими бывают вопросы?
Перечень и структура вопросов для анкеты определяется целями исследования. Составлением опросников занимаются, как правило, специалисты: социологи, маркетологи, психологи и так далее.
Требования к вопросам очень жесткие. Они должны быть сформулированы очень четко и грамотно, быть понятными среднестатистическому информанту, не допускать двоякого толкования и не содержать психологических триггеров, могущих послужить подсказками. Имеет значение и логика построения опросника.
По структуре вопросы могут быть:
Помимо основных (касающихся непосредственно целей исследования) бланк может включать и другие вопросы: буферные (переходные), контрольные (ловушки для проверки истинности ответов), контактные (для установления доверительной атмосферы) и так далее.
Каналы распространения
Существует масса способов распространения анкет, которые и определяют их вид. Традиционные опросники, как правило, распространяются лично: анкетирование проводится в местах наибольшей концентрации ЦА: по месту работы (в общем помещении) или досуга, в торговых центрах, спортзалах и кинотеатрах, поликлиниках и школах и так далее. Это раздаточное анкетирование, которое, как правило, бывает групповым.
В некоторых случаях анкетеры приезжают по месту жительства представителей ЦА или рассылают бланки по почте (или бросают в почтовые ящики), а в наши дни нередки и опросы в мессенджерах. Кроме того, анкетирование может проводиться и по интернету.
Интернет-анкетирование
Абсолютно все пользователи интернета неоднократно заполняли всевозможные анкеты. В частности, они широко используются во всех формах авторизации в браузерах, ПС, соцсетях и других ресурсах.
Всевозможные внутренние формы широко используются в соцсетях (во многих есть даже специальная кнопка типа «Создать опрос»). А владельцы сайтов часто используют это нехитрое средство для удержания внимания посетителей. Заполни анкету и узнай, кем ты был в прошлой жизни – интересно же!
Большинство сетевых опросников заполняется либо в обязательном порядке (регистрация) или по велению души (развлечение или желание обозначить собственную позицию).
Заказчиками опросов обычно выступают маркетинговые агентства и частные компании, реже – государственные и общественные организации. Им интересно мнение пользователей относительно конкретных вопросов: компаний, товаров, услуг, общественных явлений и так далее.
Для того чтобы высказать свое мнение и получить небольшое, но приятное вознаграждение, нужно зарегистрироваться на любой из площадок-опросников (или на нескольких: чем их больше, тем доходнее) и заполнить профиль.
Информация о доступных опросах будет приходить в личный кабинет и на почту. Все предельно просто: вы заполняете электронную анкету, денежка поступает к вам на баланс, вы копите минимальную сумму и выводите ее любым из предусмотренных функционалом площадки способом.
Ну вот, теперь вы узнали, какой может быть анкета и где с ней можно повстречаться в повседневной жизни. Спасибо за внимание и до новых встреч!
Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.
Анкетирование – что это такое, где применяется, виды, плюсы и минусы, структура, правила составления анкет и типы вопросов
Доброго времени суток, уважаемые гости моего сайта! Надеюсь, вы сможете уделить моей сегодняшней публикации немного благосклонного внимания. Сегодня я хочу рассказать вам, что такое анкетирование, зачем оно нужно и стоит ли участвовать во всевозможных опросах.
Я попытаюсь раскрыть для вас суть некоторых специальных терминов, касающихся различных форм проведения опросов, рассказать о методах и формах анкетирования. Мы поговорим о правилах составления анкет и попробуем избежать ошибок при формулировании вопросов.
Что такое анкетирование
Наверняка вы уже участвовали в анкетировании хоть пару раз в жизни. Вот скажите, вы отвечали на вопросы относительно организации лечения или образования, заполняли мини-анкетки на каких-то сайтах, участвовали в опросах в соцсетях? Если да, то вы уже представляете себе анкетирование как явление.
Обратимся к определению. Анкетирование – это исследование, включающее перечень вопросов, касающихся событий, фактов или мнений, чувств и предпочтений опрашиваемого относительно чего-либо. Собственно говоря, это форма опроса, существующая в виде готового перечня вопросов, на которые отвечает информант или респондент (эти понятия тождественны) в письменном виде. В классическом варианте опросник оформляется в виде бланка, распечатывается и раздается респондентам.
Анкетирование часто отождествляется с тестированием, но это не совсем верно. Тестирование служит для определения уровня каких-либо компетенций (знаний, уровня интеллекта и так далее), в то время как анкетирование служит всего лишь для сбора информации и использования ее в обобщенном виде. Изучается мнение, определяется наличие/отсутствие чего-либо, выясняются перспективы и так далее.
Сферы применения
Анкетирование как метод исследования актуально для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто оно применяется при социологических опросах, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп.
Анкетирование используется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее.
Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике.
Подытожим: анкетирование особенно прочно прижилось в социологии, психологии, педагогике, маркетинге.
Плюсы и минусы
Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:
Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов.
Существует множество подходов к классификации подобных исследований. Например, опрос может проходить в индивидуальном или групповом порядке. Существует даже вариант с обменом заполненными опросниками, когда участники анкетирования анализируют результаты других членов группы. Этот вариант порой используется в фокус-группах.
Одним из наиболее важных моментов является способ донесения информации до респондентов. Сразу оговорюсь: очные опросы при участии явной персоны интервьюера – это несколько другой вид исследования, близкий, но не тождественный анкетированию. При интервьюировании можно задавать уточняющие вопросы, что при анкетировании исключено.
Зачастую несведущие люди задаются вопросом, чем анкетирование отличается от тестирования и даже путают эти понятия. При анкетировании люди высказывают свое мнение либо отвечают на вопросы касательно общеизвестных фактов. Тестирование же используется преимущественно для проверки знаний (например, ЕГЭ).
Несколько в стороне находятся и телефонные опросы – они занимают некое промежуточное положение между интервью и анкетированием. Для проведения телефонных опросов зачастую нанимают случайных людей, не имеющих понятия о правилах коммуникации с потенциальными респондентами, что увеличивает риски отказов и отрицательно сказывается на объективности ответов.
Сейчас мы поговорим именно о «чистокровных» вариантах – буквы, слова, письменные вопросы – и ничего более.
Раздаточное анкетирование
Перед вами классический тип исследования, когда опросные листы печатаются на бумаге и раздаются участникам. Это наиболее чистый в плане корректности данных вариант, особенно если речь идет о группе участников, собранных в одном месте в конкретное время (например, по месту работы или проведения какого-либо мероприятия).
В данном случае процент невозврата анкет крайне мал, отказы от заполнения и пропуски вопросов редки. Однако это трудоемкий вариант, по сложности уступающий лишь индивидуальной раздаче, когда собрать анкеты у участников, находящихся на приличном расстоянии друг от друга (например, по домам) весьма затруднительно.
Онлайн-опросы
Интересным вариантом являются всевозможные интернет-опросы. Их иногда размещают на тематических сайтах (коммерческих и информационных), в соцсетях, на форумах, в мессенджерах и так далее. Темы для опросов задаются заказчиком. Время заполнения опросников если и ограничивается, то в достаточно широких рамках.
Однако в таких формах кроется существенный недостаток – люди крайне неохотно тратят время на опросы, если они не связаны непосредственно с их интересами. Исключение составляют, разве что, весьма социально активные персоны, но таких в современном обществе не много, а среди некоторых слоев населения – и вовсе исчезающе мало. Если человек действительно занят, привлечь к участию в анкетировании его можно только финансовым поощрением.
Сейчас я хочу вам рассказать о специальных онлайн-опросниках, где аккумулируются предложения по анкетированию. Заказчиками исследований выступают всевозможные организации: коммерческие, общественные, социальные, политические и так далее.
Основная аудитория заказчиков – это сотрудники маркетинговых отделов компаний, рекламные агентства, организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований. Им достаточно создать опрос по шаблону в соответствии со своими целями и разместить его на соответствующей площадке.
Онлайн-анкетирование за денежку – это верный способ достучаться до труднодоступной целевой аудитории и провести отсев нецелевых пользователей. Правила проведения подобных опросов крайне просты: по профилям отбираются потенциальные участники, им предлагаются перечни вопросов, на которые нужно отвечать.
Перечисляю по порядку этапы подготовки к регистрации и участию в проектах-опросниках:
Иные виды анкетирования
Среди других форм анкетирования стоит упомянуть, прежде всего, почтовую рассылку. Опросники в распечатанном виде отправляются по адресам потенциальных респондентов (обычно с вложением оплаченных конвертов). Альтернативным вариантом является распространение опросников через печатные СМИ: следует вырезать анкету, заполнить ее и отправить по почте по указанному адресу.
Как вы сами понимаете, процент возврата заполненных анкет в этих случаях крайне мал. Поэтому распространение анкет по почте и через СМИ используется сейчас крайне редко: при очевидно высокой стоимости они крайне малоэффективны.
Правила составления анкет
При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:
Типовая структура анкеты
Классическая печатная анкета состоит из трех структурных частей:
Классификация вопросов
Попробуем разобраться в классификации вопросов. Итак, первая типология вопросов – по содержанию. Существуют вопросы, касающиеся фактов и событий, то есть, объективные. Например, «Бывали ли вы за границей за последние пять лет?», «Есть ли у вас высшее образование?» – только факты и ничего более.
Им противопоставляются вопросы, касающиеся мнений, суждений, предпочтений, то есть, субъективные. Например, «В какой стране вы хотели бы побывать больше всего?», «Планируете ли вы получить высшее образование?».
Переходим к классификации вопросов по функциям:
И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на:
Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм.
Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать.
Подведение итогов
Обработка анкет – очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.
Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.
Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.
Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили. Спасибо за интерес к моим публикациям!
Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.