Для чего нужна астролябия
Астролябия — виды, применение и значение прибора
В мире постоянно появляется усовершенствованная техника, внедряются на практике новые изобретения, но некоторые старинные вещи актуальны и в настоящее время. Предметы старины в виде автомобилей, одежды, мебели находят своих почитателей. К этой категории можно отнести и астролябию. Прибор окутан таинственностью, мало кто сейчас умеет им пользоваться. Ученые называют его древним компьютером.
Краткая информация и назначение
Астролябия представляет собой прибор для определения горизонтальных углов. С ее помощью происходит измерение долготы и широты небесных тел. Это старейший астрономический инструмент, который мог только придумать человек.
Принцип работы устройства выстроен по стереографической проекции. Из современных приборов прототипом измерительного агрегата является планисфера. Это своеобразная карта звездного неба, которая находит применение в учебных заведениях.
История появления
Первая астролябия была найдена на территории Древней Греции. О ней рассказал Витрувий в работе «Десять книг об архитектуре», называя неопознанным пауком. Ученый называл устройство необычным. Люди, видевшие его своими глазами, отзывались о нем как о божественном артефакте. Первыми авторами, которые создали трактаты про устройство прибора, были известные философы:
Из утверждений Витрувия следует, что морскую астролябию впервые придумал астроном Евдокс. Существует и другая версия, согласно которой труды принадлежат Аполлонию. Есть также мнение, что прибор для работы с небесными телами изготовила Марьям аль Астроляби.
Конструктивно прибор очень сложный и непонятный и в настоящее время вызывает массу вопросов у специалистов. Первые его вариации имели круглую форму и складывались из множества пазов с шестеренками и мелкими деталями. В центральной части располагался большой барабан, на нем подробно расписывался весь зодиакальный круг. Из альтернативной версии Клавдия Птолемея следует, что изделие имело сходство с армиллярной сферой.
После значительного периода существования модель подверглась преобразованию, над ней поработал математик из Греции Теон Александрийский. Это событие произошло примерно в IV веке н. э. В то время инструмент назывался «малый астролабон».
Усовершенствование устройства
На протяжении многих веков над измерительным устройством трудились выдающиеся математики Востока. В результате примененных на практике нововведений оно смогло точно устанавливать время суток, продолжительность дня и ночи. Возможным стало решение простых вычислений при сложении астрологического прогноза. О приборе оставили свои описания ал-Хорезми и Насир ад-Дина ат-Туси.
С течением времени интерес к компасу только повысился. О нем стало известно на просторах Западной Европы. На этих землях активно применялись арабские инструменты, астролябия не стала исключением. Европейские умельцы стремились воссоздать подобные устройства, для чего использовали чертежи, полученные у арабских мастеров. Постепенно они начали конструировать собственные модели на основе тех же документов. Их действия детально изложены в научных трудах Джеффи Чосера и Никифора Григоры.
Смена дизайна и модернизация
В эпоху Возрождения отмечается максимальная популярность астролябии. Она активно применялась во время преподавания астрономии в университетах, а получить образование в области этой науки было престижно в те времена. Студенты детально изучали инструмент, обязаны были знать все тонкости его использования на практике, делать необходимые замеры.
Европейские мастера много времени проводили над художественным оформлением прибора. Вскоре он стал приравниваться к дорогостоящему антиквариату, талисману. Преуспевающие и богатые люди стремились заполучить устройства в личные коллекции, изготавливали их по индивидуальным заказам. Так они демонстрировали высокое положение в обществе и прекрасный вкус.
С наступлением XVI века астролябия претерпела очередные изменения. Как позже объяснили специалисты, прибор на протяжении веков не полностью дорабатывался, не был приспособлен к эксплуатации в европейских широтах. Он скорее был похож на дорогостоящую игрушку или сувенир и не выполнял функции измерительного устройства или компаса.
Из известных ученых, дорабатывавших астролябию, выделяется фламандский умелец Гуалтерус Арсениус. Изделия, которые он создавал своими руками, поражали максимальной точностью, изящным внешним видом. Клиентам мастера не было счета, среди них был и Альбрехт фон Валленштейн. Его коллекционная уникальная астролябия сегодня выставлена в музее им. Ломоносова.
Структурные элементы
Основная округлая деталь дополнена кольцами, с помощью которых обозначаются линии горизонта, имеется также высокий один борт. Простое название элемента звучит как «тарелка». Внутри круга присутствует шкала, оцифрованная по градусам и часам. Подобные пометки находятся по всей окружности.
Внутрь тарелки помещается плоский диск, отличающийся меньшим диаметром, он называется тимпан. На нем присутствуют следующие пометки:
Они все хорошо просматриваются в стереографической проекции. В центральной части диска изображены полюса мира, по краям обозначена небесная сфера, вернее, ее большой круг. Присутствуют точки, определяющие северные и южные тропики, которые выступают условными границами ко второму диску.
Сверху на тимпане размещается ажурная небольшая сетка под названием «паук». Она дополняется точками, которые совпадают с самыми яркими небесными телами. При желании их можно также увидеть в стереографической проекции. Решетка оснащается зодиакальным кругом и специальной шкалой.
Инструмент дополняется несколькими функциональными дисками, визирной линейкой (алидадой). Обязательно присутствуют стрелки с поворотным ключом, который приводит устройство в действие. Все элементы крепятся на основном диске посредством центральной тонкой оси.
Особенности применения
Информация, полученная с помощью астролябии, использовалась в физике, математике и астрономии, а также при создании точных гороскопов. Отдельные вариации в результате модернизации и преобразования стали точным компасом для моряков. Астролябия — удобное ориентирование во времени и пространстве.
Про стереографическую проекцию впервые упомянул Клавдий Птолемей. Подобный процесс был им описан в труде «Планисферий». Это объемное изображение с выколотой точкой, переносимое на сферу, которой выступает наиболее подходящая плоскость.
При желании можно достать измерительный прибор в сувенирных магазинах или на аукционах, увидеть на музейных выставках. Самостоятельно его сложно соорудить, поскольку нужны глубокие знания и навыки в математике. Не обойтись и без умений черчения, поскольку придется выполнять замеры. Правильность результата напрямую зависит от изначально заданных точных параметров.
Перед работой прибор берется в руки. Он помогает определять высоту любой яркой звезды и Солнца. Стандартно результат обозначается линейкой (алидадой). Далее следует провернуть сетку «паук». После этого должны совпасть эклиптические точки на приборе с изображением альмукантарата (наименьшего круга в небесной сфере).
Если все манипуляции проведены правильно, на лицевой части инструмента появится стереографическая картинка неба. Затем несложно найти настоящее время и получить данные для создания актуального гороскопа.
Основные виды
Астролябия представлена несколькими вариациями, которые пользовались популярностью в тот или иной период. Принято выделять наиболее распространенные типы инструментов:
Отличительная черта челнообразного прибора заключается в наличии среднего и центрального диска. На круге, идущем вторым по размеру, присутствуют звездные значения и эклиптические отметки. В подвижной зоне имеется точка горизонта с альмукантаратом.
Совершенным является предмет, изобретенный ас-Сагани. В сравнении с аналогичными инструментами при его создании бралась произвольная отметка на небесной сфере. В кругах присутствовали прямые линии и сечения конического типа.
Интересным оказалось устройство, созданное ал-Ходжанди. За точку отсчета была взята центральная зона равновесия. Сферическая гарнитура напоминала сферу. Линейная астролябия стала результатом трудов Шарафа ад-Дин ат-Туси. Внешне такой инструмент похож на стержень, на котором присутствуют визирные нити и шкала. В XV веке появилось морское приспособление, приравнивающееся к наблюдательному прибору и помогающее ориентироваться на местности.
Астролябия является сложным и замысловатым прибором. Над его созданием и совершенствованием на протяжении веков трудились самые умелые мастера. В настоящее время он используется на практике. Об этом необходимо кратко написать в презентации или докладе по геометрии в средних классах, а также при необходимости приложить рисунок.
Астролябия. Инструкция по эксплуатации, часть 1
Описание операций с астролябией я буду давать с использованием фотографий моих астролябий. Во-первых, надписи на них на английском или латинском языках, не многие из читателей, я думаю, поймут надписи на персидском или арабском на музейных астролябиях. А во-вторых для иллюстрации различных ситуаций я могу вращать их составные части без магии фотошопа.
А вот так выглядит астролябия в сборе.
Что касается содержания статьи, я мог бы написать сухие инструкции по каждому из типов операций с астролябией ( в классическом трактате об астролябии великого персидского ученого Абу Рейхан Муххамед ибн Ахмед аль-Бируни, жившего в конце 10 века нашей эры “О том, что переводит потенцию астролябии в действительность” (Гусары, молчать!!) приводится 68 типов таких операций), однако широкому кругу читателей они могут показаться скучноватыми, поэтому я лучше смоделирую ситуации, в которых требуются те или иные действия с астролябией.
Операция 1. Определение положения Солнца на эклиптике для заданной даты.
А теперь взглянем на оборотную сторону астролябии:
Центральная часть нас пока не интересует. Обратим внимание на кольца календаря (1) и Зодиакальную шкалу (2). И рассмотрим их поближе:
Находим нужную нам дату на кольце календаря. Вращая алидаду, подводим ее к этой дате и читаем на зодиакальном кольце в каком созвездии и на каком положении в градусах находится Солнце в этот день.
Из примера на фото: 14-му января соответствует положение Солнца на эклиптике на 24 градусе созвездия Козерога. Отмечены на картинке красными кружками.
Существуют и обратные задачи, когда по данным наблюдений за Солнцем или звездами мы можем вычислить положение Солнца на эклиптике, однако такие задачи немного сложнее и их я опишу в будущих статьях.
Операция 2. Определение высоты Солнца/звезды над горизонтом.
Необходимо подвесить астролябию за кольцо, так чтобы она ни за что не цеплялась. Теперь обращаем внимание на оборотную сторону астролябии и вращаем алидаду так, чтобы искомый объект был виден в щель между визирами.
ОСТОРОЖНО! Ни в коем случае не смотрите прямо сквозь визиры на Солнце! При самом неблагоприятном исходе вы сможете это сделать только два раза в жизни!) Для определения высоты Солнца лучше смотреть на то, как изменяется луч света при прохождении между визирами.
Из примера на фото: высота Солнца составляет 22 градуса.
Постарайтесь не глядеть через визиры на яркие или быстро приближающиеся объекты.
Какие еще задачи связаны с определением высоты, я расскажу в будущих статьях.
Операция 3. Определение времени восхода Солнца и точки на горизонте, в которой Солнце пересечет линию горизонта
Первое упражнение с астролябией для тех, кто еще не совсем разобрался с устройством тимпана, но совершенно уверенно определяет положение Солнца на эклиптике.
Для данной операции нам необходимо найти линию горизонта на тимпане и кольцо эклиптики на рете. Линия горизонта это жирная линия (1) в которую упираются азимутальные дуги. Нас будет интересовать восточная половина неба (2).
Далее поворачиваем линейку таким образом, чтобы ее край проходил через точку пересечения кольца эклиптики с горизонтом и читаем значение времени на лимбе, куда указывает линейка: 3 часа 44 минуты.
— поправка на зимнее/летнее время. К примеру в Саратове, для которого сделана эта астролябия и который географически лежит в часовом поясе UTC+3, круглогодично используется зимнее время. Для зимнего времени (“на час позже вставать, ура. ”) поправка составляет +1 час.
— поправка на долготу. Рассчитывается для каждой астролябии отдельно при изготовлении и связана с удаленность по долготе от границы часового пояса города, в котором вы планируете использовать астролябию.
Часовые пояса расположены с шагом в 15 градусов. Удаленность места наблюдения от границы пояса дает поправку в 4 минуты на каждый градус долготы. Для того же Саратова (46 градусов восточный долготы) поправка составляет +4 минуты. Для Москвы (37 градусов восточной долготы) и окрестностей поправка составит уже +28 минут.
— поправка на уравнение времени. Вследствие орбитального движения Земли и наличия эксцентриситета наблюдается следующая зависимость данной поправки от времени года:
Таким образом, для Саратова, для которого изготовлена астролябия, получим:
3 часа 44 мин. (намерили астролябией) + 1 час (поправка на зимнее время) + 4мин. (поправка на долготу) – 2мин (поправка на уравнение времени) = 4 часа 46 минут.
Операция 4. Определение времени по высоте Солнца над горизонтом.
Точно посередине этой дуги оно проходит над точкой направления на юг (если мы говорим про северное полушарие). Это случается, когда Солнце пересекает локальный меридиан. То есть меридиан, который проходит точно над вами через зенит. В этот момент Солнце кульминирует, т.е. имеет максимальную высоту над горизонтом для данного дня. В связи с тем, что мы используем поясную систему времени, момент наступления истинного солнечного полдня не совпадает с 12 часами дня по местному времени и зависит от времени года.
Данное фото иллюстрирует, как изменяется тень от гномона в течение дня.
В нашем случае азимут Солнца, определялся с помощью компаса, входящего в стандартный набор снаряжения космодесантника и составил 130 градусов, стало быть Солнце не пересекало меридиан в ходе суточного движения и дело происходит до полудня. Вращать рете необходимо так, чтобы точка на эклиптике 12 градусов в созвездии Весов была на восточной стороне неба.
Поздравляю, вы определили время по положению Солнца. Во славу Императора!
Применяем поправки на зимнее/летнее время, поправку на долготу и поправку на уравнение времени и получаем (для Саратова):
9 часов 4 мин.+ 1 час. + 4 мин. + 11мин. = 10 часов 19 минут.
Внимание! Упоминание Императора из вселенной Warhammer 40000 и праздников, отмечаемых в России, не имеет политического подтекста и использованы лишь для создания атмосферы, связанной с космическим пространством и астрономией.
Операция 5. Определение времени по звездам.
Самая сложная операция в этой статье. Но оно того стоит!
Измерим высоту этих двух звезд над горизонтом уже известным нам способом (см. операцию 2) и получим для Ригеля 26 градусов и 43 градуса для Бетельгейзе.
Однако эти устройства предназначены лишь для иллюстрации расположения объектов на небе для известной даты и времени и не позволяют решать обратную задачу. А нам нужен сырок “Глаша”!
Применяем поправки (для Саратова, см. операцию 3):
Увы, магазин уже закрыт. Но это даже к лучшему, потому как есть такие калорийные штуки на ночь не стоит.
Еще раз спасибо за внимание, надеюсь вам понравилось.
В следующей статье мы продолжим погружаться в мир античной астрономии и рассмотрим продвинутые операции с астролябией: измерение времени в системе неравных часов и операции с тригонометрическими функциями.
Если вам нравится тематика древней и не очень астрономии — вы можете присоединяйтесь к моему сообществу в ВК. Будет много интересного!
Вопрос. Поправки на летнее/зимнее время и на долготу всегда одинаковые (если не путешествовать). Может есть смысл шкалу часов на лимбе делать довёрнутой на нужный угол, чтобы сразу поясное время показывалось (без учета уравнения времени)? Или там для чего-то важно чтобы было именно истинное солнечное?
Класс! Теперь буду искать ближайший винный магазин по астролябии!
@SupportTech, @moderator При публикации поста вылетала ошибка. В итоге опубликовал 3 дублирующих. Просьба удалить дубли, если это возможно
@SupportTech, @editors При публикации поста вылетала ошибка. В итоге опубликовал 3 дублирующих. Просьба удалить дубли, если это возможно
Пайка для «чайников». Выбор инструмента и советы
Набор из инструментов и материалов для более-менее комфортной пайки включает в себя:
Паяльник, конечно же. В паяльнике важны две составляющие: регулировка температуры и удобное жало. Едва ли не все начинающие берут себе дешман-паяльник без регулировок и с единственным жалом-конусом, а затем мучаются, прилепляя к проводам «сопли» из припоя. Паяльник перегревается, жало не хочет держать припой, припой мгновенно окисляется. Если и вы пошли этим путём, у меня есть хорошая новость: дешёвый паяльник можно доработать до приличного состояния. Но об этом ниже.
Припой. Самый распространённый имеет марку ПОС-61, что означает: припой оловянно-свинцовый с содержанием олова 61%. Свинец — металл токсичный, поэтому стоит принимать разумные меры предосторожности: не есть во время пайки, а после работы мыть руки. И вряд ли стоит паять таким припоем украшения, которые будут носиться на теле. Есть бессвинцовые припои, у них более высокая температура плавления и паять ими немного труднее. Кстати, практически вся электронная промышленность перешла на бессвинцовку из-за требований по экологии.
Ещё припой бывает как с добавлением канифоли, так и без неё, и разной толщины. Самый ходовой — тонкий, с канифолью внутри.
Заказывать припой у китайцев не советую, это лотерея. Хитрые производители научились делать начало и конец катушки из сплава разного качества, и внутренние витки могут состоять едва ли не из чистого свинца. Начинаешь паять — всё хорошо, 5 звёзд продавцу. Но счастье в этом случае длится недолго.
Канифоль. Классика жанра, поэтому пусть будет. Но я ею практически не пользуюсь.
Флюс ЛТИ-120, либо жидкий спиртоканифольный флюс. Флакон лучше с кисточкой. Это вещь! Заменяет твёрдую канифоль, сделан на её основе, однако гораздо удобнее в применении. Основное достоинство: намазывается непосредственно на место пайки и поэтому не выгорает, пока вы несёте паяльник. ЛТИ-120 является более активным флюсом, чем (спирто-)канифоль. Это значит, что с ним паять легче. Но из-за этого ЛТИ очень желательно смывать спиртом после пайки, а канифоль и спиртоканифоль — нет. При пайке точной электроники смывать ЛТИ строго обязательно. И вообще, промывать место пайки — хорошая привычка.
Зажим «третья рука». Паять без «третьей руки» можно, но очень неудобно. Дешёвую «третью руку» (как на фото) рекомендую сразу доработать. Во-первых, проклеиваем основания «крокодилов», чтобы они не разболтались и не слетели. Я использовал эпоксидный клей. Во-вторых, на губки надеваем кусочки термоусадки и термоусаживаем горелкой/зажигалкой.
Хирургический зажим (карцанг). Желательно — с самыми тонкими губками. На фото толстоват, хотя, смотря что паять. Прямые или изогнутые губки — на ваш выбор. В большинстве случаев заменяет пинцет, плюс его можно зафиксировать в зажатом состоянии. Очень удобная вещь! Вместо или в дополнение к зажиму рекомендую хороший пинцет с тонкими кончиками, которые хорошо смыкаются, не вихляют и имеют плоскую внутреннюю поверхность. Но очень не советую брать дешманские пинцеты из серии «5 штук за 100 рублей». Сделаны из сплава фольги с картоном, не держат ни-че-го! Маникюрные пинцеты тоже плохо подходят: губки не очень ровные и часто «гуляют» друг относительно друга.
1. Пинцет из сплава фольги с картоном.
2. Маникюрный пинцет.
4. Нормальный пинцет для тонких работ.
Губка для чистки паяльника. Специальная! Губка для посуды не подойдёт! Перед работой её нужно намочить и отжать. Об неё в процессе работы можно вытирать нагар, и держать жало паяльника в чистоте.
Маленькие бокорезы (кусачки). Мне больше нравятся именно такой конструкции, с тонкими острыми губками.
Дополнительно полезно иметь:
Оплётку для выпаивания. Это плетёнка из тонкой меди, пропитанная канифолью. Набирает на себя припой (лудится). Тем самым, упрощает демонтаж (выпаивание). Использованная, т.е. пропитанная припоем оплётка может помочь залудить какую-нибудь поверхность.
Инструмент для зачистки проводов. Китайский с фото вполне работает. Можно выбрать что-нибудь подороже, но инструмент должен соответствовать толщине зачищаемого провода. Иначе либо не зачистит, либо перекусит.
Подробнее про паяльник.
Паять, конечно, можно и гвоздём на газовой зажигалке. Но удовольствие это сомнительное. Рассмотрим главные, на мой взгляд, признаки хорошего паяльника.
Даже если у вас паяльник примитивный и без регулировок, ещё не всё потеряно. Идём в электротовары и покупаем диммер (регулятор яркости) для обычных ламп накаливания, подключаем паяльник через него. Регулируя мощность нагревателя, можно подобрать комфортную температуру жала. Внимание: мощность диммера должна соответствовать мощность паяльника. Паяльник мощностью 20Вт может не запуститься с диммером, требующим мощность нагрузки от 40Вт. А может запуститься, если вывести регулировку сначала на максимум, и затем на нужный уровень.
На фото, сверху вниз:
1. Удобное для меня жало формы «Скошенный конус».
2. Жало «Скошенный цилиндр» со слегка скруглённым концом. Не впечатлило.
3. Комплектное жало-иголка. Попытался было переточить, не получилось.
4. Жало-конус от самого дешманского паяла.
Хозяйке на заметку: в медном жале в процессе его эксплуатации образуется ямка. Если при правке жала на напильнике её не заравнивать до ровной плоскости, и оставить небольшое углубление, то может получиться даже удобнее, чем ровная плоскость. Углубление хорошо держит каплю припоя и по-умному называется «микроволна».
Итак. Дешёвый паяльник можно сделать весьма комфортным в работе, если докупить к нему диммер, выкинуть «не обгорающее» родное жало-конус и наделать из толстого медного провода жал удобной вам формы.
Флюсы. Это вещества или составы, облегчающие пайку или плавку металла. Паяльные флюсы бывают различными по консистенции: твёрдыми (например, канифоль), жидкими (примеры: спиртоканифоль, ЛТИ-120) или гелеобразными. Жидкий или гелеобразный флюс наносится непосредственно на место пайки, а значит, он не обгорит, пока вы несёте паяльник от баночки с флюсом к месту пайки. Твёрдый флюс в баночке (ту же канифоль) можно использовать для лужения (покрытия слоем припоя) проводов и самого жала паяльника.
Кроме того, флюсы отличаются по химической активности, электропроводности и, как следствие, необходимости отмывки после работы. И я встречал случаи неправильной маркировки производителем: флюс, который заявляется, как безотмывочный, на самом деле весьма неплохо проводит электричество.
Функции флюса при пайке:
1. Смазка. Помогает формироваться аккуратным шарикам припоя и не «прикипать» к поверхностям, которые не паяются.
2. Очистка паяемой поверхности от окислов и грязи, защита от окисления в процессе.
3. Защита припоя от окисления, убирание плёнки окислов с припоя.
Профессионалы советуют не набирать припой на жало, а прикасаться проволочкой припоя к месту пайки одновременно с паяльником. Плюс такого метода: и быстрее, если паять нужно много всего сразу, и канифоль в проволочке припоя попадёт на место пайки в свежем виде. Можно даже не пользоваться дополнительными флюсами. Но. Этот приём требует свободных обеих рук, однако часто одной рукой держим, второй паяем.
1. Набрать на жало капельку припоя и нанести флюс на место пайки. «Сухое» жало передаёт тепло плохо.
2. Греть дольше; ждать, пока прогреется. Но рядом с местом пайки могут располагаться детали, которые нельзя перегревать.
5. Подогреть объект пайки дополнительно. В бытовых условиях, в частности, можно прогреть градусов до 100 на перевёрнутом утюге, и на нём же выполнять пайку.
6. Пойти на хитрость: использовать легкоплавкий припой. И об этом поподробнее.
Содержащий свинец припой плавится легче бессвинцового. Промышленная пайка по экологическим причинам практически вся сейчас выполняется бессвинцовым припоем, разогреть который паяльником бывает сложновато. Но можно набрать на паяльник каплю обычного ПОС-61 и «поелозить» им в точке пайки, после чего уже весь припой становится жидким, поскольку разбавляется легкоплавким. Можно пойти дальше и использовать ещё более легкоплавкий состав. В частности, сплав Розе плавится при менее, чем 100 градусах Цельсия. Удобно! Но за удобство приходится платить легкоплавкостью результатов труда. Если изделие в процессе использования будет нагреваться, то такая пайка может развалиться сама по себе. Внимание: оставшийся на жале паяльника или в местах пайки сплав может привести к сюрпризам в будущем, сделав последующие пайки также легкоплавкими. Крайне нежелательно его использовать для ремонта заметно греющейся электроники: видеокарт, смартфонов, светодиодного освещения и т.д. И за злоупотребление розе можно огрести «пару ласковых» от профессионалов.
Кроме того, важна передача тепла от нагревателя к жалу. У меня был опыт, когда керамический нагреватель слегка болтался внутри жала. Паять было сложновато. Несколько слоёв медной фольги решили проблему.
Бывает, что припой после застывания оказывается матовым, а не красивым-блестящим. Почему так происходит? Во-первых, неправильный температурный режим и плёнка окислов. Во-вторых, состав самого припоя. Сюрприз, но это может зависеть от состава припоя, не все припои застывают в красивые глянцевые капли.
FAQ по основным явно заметным проблемам пайки (пайка не получается)
1. Жало не держит припой. При попытке набрать припой на жало, он скатывается каплями на стол. Прогреть место пайки почти не получается. Причина: жало не залужено. Нужно очистить жало, с помощью припоя и канифоли заново залудить. Если проблема часто повторяется, значит, жало перегрето.
2. Припой не держится на объекте пайки. Причина: плёнка окислов (либо лак) на объекте пайки. Да, встречается медь, покрытая бесцветным лаком. Например, провод наушников. Нужна либо механическая очистка, либо использование активного флюса.
3. Припой в месте пайки моментально застывает неаккуратными «соплями», плавится медленно и с явным трудом, паяльник слегка липнет. Причина: теплопередача от паяльника недостаточна.
4. При пайки образуются «сопли», шипы из припоя. Место пайки выглядит неаккуратно. Причина: нехватка флюса, плёнка окислов на припое.
Не очевидные «косяки» новичков (пайка получается некачественная или портится со временем):
1. Непропай. Паяное соединение держится на флюсе в роли клея. С электрическим контактом и надёжностью беда.
2. Злоупотребление активным флюсом. Он может разъедать пайку со временем, при работе разъедает «вечные» жала.
4. Сплав Розе. Да, с ним удобно, но пайка становится легкоплавкой.
6. Избыток припоя, который куда-то бодро уходит в процессе пайки. Может привести к сюрпризам в собираемой электрической схеме.