Для чего нужна астрономия в школе
Время астрономии: зачем нужен этот предмет в школе?
Материал подготовлен на основе вебинара «Зачем нужна астрономия?». Ведущий — Сергей Попов, астрофизик, доктор физико-математических наук,ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ, профессор РАН.
Астрономия вводится в учебный план с начала учебного года, закономерно возникает вопрос — зачем. Для чего тратить время на изучение объектов, которые находятся слишком далеко и никак не связаны с практической жизнью?
Недавно были названы лауреаты Государственной премии РФ 2017 года в области науки и технологий, ими стали лидеры мировой астрофизики Рашид Сюняев и Николай Шакура — за создание теории дисковой аккреции вещества на черные дыры. Теория дает возможность быстро идентифицировать не только черные дыры, но и нейтронные звезды, и белые карлики, и протопланетные диски вокруг молодых звезд. Теория применима для изучения экзопланет, которых астрономы открывают все больше. Но имеет ли это влияние на нашу жизнь? Спрашивают, зачем тратить миллиарды на телескоп? Но дело в том, что дорогой научный проект — как шоссе через джунгли: его трудно пробить, зато за ним пойдет большой поток научной информации и технологий, которые обогатят человечество. Космические проекты очень дорогие. В стоимость входят: уникальность разработки, единичность экземпляра, высокие технологии, космос, риски.
Сергей Попов, астрофизик, доктор физико-математических наук,ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ, профессор РАН: «Наука является едва ли не лучшим заказчиком самых современных технологий, которые при этом не становятся секретными, а сразу переходят в коммерческую, если хотите, часть технологического развития и в этом смысле очень быстро попадают к нам. Астрономия выступает лицом науки в коммуникации с обществом, это очень важная роль, не все науки в каждый данный момент времени могут ее играть. Сейчас — время астрономии».
Цель космических проектов — делать действительно важные открытия и продвигать науку вперед, причем не только физику и технологию. Астрономия помогает разным наукам проверять гипотезы в не достижимых на Земле условиях. За важными фундаментальными открытиями неизбежно следуют попутные, за ними — непредсказуемые будущие применения. Применение может быть отсрочено на десятки и сотни лет. Когда Ньютон делал доклад о результатах изучения тел солнечной системы, никто не мог думать о приборах в космосе для получения информации. Когда мы видим рентгеновские детекторы в аэропортах, мы не думаем, что сначала они понадобились астрономам. Или квазары: люди, возможно, и слова этого не понимают, но пользуются навигаторами. Квазары — база систем ориентации. Ну, а 50 лет назад люди, их открывшие, на вопрос о практическом применении только руками бы развели. Или WI-FI: это радиоастрономы решали задачу обработки радионаблюдений. Сейчас на очереди «приручение» рентгеновских пульсаров, которые будут самостоятельно ориентировать спутники, создавая локальную систему ориентации тела в космосе. То есть фундаментальные открытия пригождаются человечеству, но обычно не сразу.
Коротко о нескольких перспективных космических проектах:
Регистрация космических лучей самых высоких энергий. Обсерватория имени Оже в Аргентине — это 1000 наземных детекторов для обнаружения частиц плюс 24 телескопа. Возможно, в скором времени детекторы будут поставлены прямо в космосе. Цель проекта — изучение редких частиц очень высоких энергий. Их происхождение пока неизвестно.
Наблюдения нейтрино. Нейтрино — это и новый канал изучения космоса, и новый способ. Огромный детектор в Антарктиде обнаруживает нейтрино высоких энергий. Известно, что приходит нейтрино от Солнца, нейтрино от сверхновых звезд…происхождение неизвестно.
Гравитационные волны. От взаимодействия черных дыр образуется гигантская энергия, возникают волны. Их изучение — единственная возможность понять, как работает природа, в которой мы живем. Начинается эра гравитационно-волновой астрономии, это новый способ изучения вселенной. Первая ласточка — космический проект LISA.
Итак, астрономия — красивая и строгая наука, она захватывает. Заинтересовать школьников астрономией легко, но не в последнем классе школы, а тогда, когда у детей жив интерес к космосу, есть способность мечтать и готовность что-то изучать. Астрономия — область открытий, и только решенными задачами обходиться нельзя. Через научную фантастику, фильм «Интерстеллар», по шажочкам — к науке…
Записала Людмила Кожурина
По какому учебнику преподавать астрономию в школе?
Учебник Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике. Является единственным в России учебником астрономии, рекомендованным Министерством образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень (Приказ № 253 от 31.03.2014 г.). К учебнику прилагается рабочая программа. Купить учебник
Астрономия в школе: дело не только в звездах
Астрофизическая школа «Траектория» в Турку (Финляндия), 12–27 августа 2018 года
До конца 1980-х астрономия была обязательным предметом в советских школах. Потом ее убирали из программы, где-то она оставалась в качестве факультатива, где-то короткий курс под названием «Космос» был частью курса физики, но читался далеко не всегда. И вот сейчас астрономия постепенно возвращается в школу. Для чего нужен этот предмет, с какого возраста его лучше всего преподавать и как им увлечь школьников? На эти вопросы ответила преподаватель астрофизической школы «Траектория» канд. физ.-мат. наук Мария Богданова. Беседовала Светлана Михайлова.
— Мария, расскажите, пожалуйста, как развивалась ситуация с изучением астрономии в российских школах.
— В конце 1990-х астрономия еще была в школе отдельным предметом. Но уже не везде, а на усмотрение директора. Где-то ее включили в курс физики. Но по факту этот раздел учебника часто пропускали: мало кто знал, как преподавать астрономию. Ну, а в нулевых она уже практически нигде не преподавалась. И вот года три или четыре назад официальным указом министра образования она была возвращена в школу. Правда, базу для этого не подготовили: учителей по астрономии по-прежнему нет. Курсов повышения квалификации, точнее переквалификации, немного, и не каждый готов так быстро новую квалификацию получить.
— Что делает в этой связи фонд «Траектория»?
— Мы много общаемся с учителями. Наш фонд проводит семинар для учителей астрономии, куда приходит ежегодно около 100 человек, в том числе учителя физики. В прошлом году курс проводился онлайн, так что любые учителя со всей страны могли к нему подключиться. Он был бесплатный. Но участников в масштабах страны было не очень-то много: максимум 130 педагогов.
— Зачем вообще нужна астрономия в школе?
— На этот счет есть несколько мнений. Самое популярное: астрономия развивает мировоззрение и кругозор школьника. Это, конечно, так, но мне кажется, это скорее задача начальной школы, ну, может, средних классов. И она должна решаться на уроках окружающего мира, природоведения. Собственно, так это и происходит.
В старших классах, где и появляется астрономия как отдельный предмет, на мой взгляд, должна решаться совершенно другая задача. В школе есть немало предметов естественно-научного цикла: физика, химия, биология, география. Они не просто несут знания, но и учат человека мыслить научно, дают представление о том, как как выстроена логика науки, откуда мы вообще узнаем сведения об окружающем мире.
Причем на этих уроках многое завязано на экспериментах. И вот тут астрономия начинает дополнять все эти естественно-научные и другие предметы. Она немного иначе устроена. Да и предмет изучения у нее особый. Космические объекты находятся далеко от нас, и мы не можем поставить эксперимент, чтобы увидеть и понять, что было раньше и что будет потом, так, как это делается в биологии: там мы можем посмотреть, как существо развивается, как оно рождается, растет, умирает. А в астрономии — не можем: там очень большие масштабы времени и пространства. Однако мы сейчас представляем, как устроена Вселенная. Астрономия — наука с очень узким объемом информации, все наблюдения проведены в очень небольшом диапазоне времени. Но на их основании мы можем делать громадные выводы: какой Вселенная была раньше, какой она будет потом, какие процессы там происходят, каковы масштабы этих процессов. Это в каком-то смысле детектив: у нас есть улики, и мы понемногу раскручиваем, что было раньше, и пытаемся понять, что будет потом, связать с тем, что мы еще можем наблюдать.
— Как заинтересовать детей изучением астрономии?
— У астрономии есть преимущество: красивая зрительная часть. На этом можно играть. Сейчас очень много доступных видеоматериалов: снимки с «Хаббла»; снимки других планет, сделанные космическими аппаратами. Эта часть, мне кажется, должна всех заинтересовать. Правда, это хорошо работает на младших школьниках и не очень хорошо — со старшеклассниками, которые уже бывают довольно равнодушны к тому, что красивого нашли на Марсе.
Еще могут заинтересовать фантастические фильмы и книги, где используются астрономические теории.
Конечно, еще можно привезти школьников туда, где им будет интересно. Например, в обсерваторию. Потому что там всё не похоже на обычную жизнь. Это тоже очень впечатляет школьников.
— А вести собственные наблюдения за космосом?
— Безусловно, это тоже отличный вариант. Но он очень сложен технически, особенно в больших городах. Например, в Москве почти нет возможности вести наблюдения: сложно угадать погоду, мешает засветка. Но можно поручить вести самостоятельно наблюдения за Луной, Солнцем в течение длительного времени.
В сельской местности или маленьких городах всё проще организовать — можно сделать выезд, организовать экспедицию. Мы, например, ездили в такую экспедицию, где детям ботанику, географию и астрономию преподавали на местности. У нас в базовом лагере стоял телескоп, и мы вели наблюдения. Выезд наш длился три недели. Но это было в начале 2000-х, когда всё делалось легче. Хотя и сейчас есть школы, которые проводят такие походы.
— А какие выезды проводит «Траектория»?
— Мы ездим со школьниками в обсерватории, работаем там с большими инструментами и берем с собой маленький телескоп или несколько, по вечерам проводим наблюдения, чтобы всё увидеть своими глазами. В принципе, школьников это увлекает. Хотя, конечно, в Интернете картинки выглядят более красиво, но когда ты смотришь своими глазами, всё выглядит необычно, совсем иначе.
— А есть ли какие-то долгосрочные проекты в «Траектории»?
— Да, в «Траектории» есть уникальный проект, непохожий на другие. Это Астрофизическая школа фонда «Траектория», в которую поступают школьники после восьмого класса. Они могут жить в разных регионах, неважно где, поступают туда заочно, по результатам экзамена. А дальше на протяжении трех лет одни и те же школьники имеют возможность бесплатно участвовать в длинном проекте. Да, они могут его покинуть, если по какой-то причине что-то у них не пошло. Но если они хотят — доходят до конца. Они занимаются заочно физикой и математикой, астрономией, программированием и английским языком, и два раза в год мы с ними отправляемся в выездные школы в разные обсерватории или институты, связанные с астрономией и астрофизикой. Причем не только в России. У нас уже было два зарубежных выезда: в Финляндию и Армению. Ребята 9–11-х классов постепенно погружаются там в настоящую научную деятельность. То есть они сначала изучают тему, знакомятся с учеными, находят себе научных руководителей, постепенно включаются в какую-то работу. У нас даже были школьники, у которых уже на первом курсе института выходили публикации в научном журнале, сделанные на основе той работы, которую они вели с нашими научными руководителями. За это время они успевают понять, насколько это вообще их занятие. Те, кто почувствовал, что это прямо их, обычно хорошо понимают, куда и зачем им надо поступить. Это очень важно!
— Были ли уже выпуски из вашей Астрофизической школы?
— Да. Первый выпуск такого трехлетнего цикла состоялся. Больше половины школьников (28 из 42), которые поступили к нам после восьмого класса, дошли до конца. Это довольно много. Если уходили — в основном по собственному желанию, потому что осознали и решили, что это не совсем то, что им нужно. Все те, кто прошел наш цикл, поступили в технические вузы, чтобы изучать физику, астрофизику, математику, программирование и т. д. По крайней мере все, кто планировал. Сейчас они уже третьекурсники. Часть из них продолжают работать с нашими научными руководителями, с которыми начали работать еще в школе. Кто-то уже в вузе нашел себе новых.
— Идет ли сейчас работа в Астрофизической школе «Траектория»?
— Да, сейчас идет обучение школьников из второго набора. Они учатся уже второй год. Они сейчас десятиклассники. У них в школе был выбор специализации, и большинство из них пошли на физику, астрономию. Вообще, три года занятий для такой школы — это очень нетипичная деятельность. Есть летние лагеря, куда можно поехать на две недели, чтобы погрузиться в научную среду, — например, образовательные центры «Сириус», «Орлёнок», что-то еще из этой серии, где тоже есть научное направление. Туда можно пройти по конкурсу и участвовать бесплатно. Там тоже идет погружение в науку, есть естественно-научные предметы, школьники проводят исследования, выступают на конференциях, пишут работы. Но еще раз повторю, это история двух-трех недель: человек на полную смену съездил, погрузился, выгрузился — и пошел дальше жить. Правда, он может попасть на следующую смену. Но в этом случае надо заново конкурс пройти, а это довольно тяжелая история. А нашим школьникам, тем, кто попал в Астрофизическую школу «Траектория», очень повезло: если они к нам попадают, у них всегда есть возможность два раза в год с нами ездить. Но при этом, конечно, надо учиться.
— А как происходят ваши выезды с Астрофизической школой «Траектория» в обсерваторию?
— Например, мы выезжаем в Специальную астрофизическую обсерваторию РАН на Кавказе. Они наши основные партнеры в организации и составлении программ всех выездных школ. Мы приезжаем, школьники слушают лекции: или научно-популярные, или более специальные, которые больше похоже на чуть упрощенный курс для студентов. У ребят есть семинары. В частности, я организую семинар по астрофизике.
Там наши учащиеся активно решают задачи, но не школьные: это больше задачи на логику, понимание, научную компетенцию. Решая задачи, можно пользоваться всем — Интернетом, подсказкой друга. Важно понять идеи и суметь их объяснить.
Скажем, в обычной школе даются задачи такого типа: найди заданное число, причем чаще всего тебе известна формула, по которой число надо отыскать. Иногда для решения надо знать несколько формул, и в этом состоит сложность.
У нас иначе. Мы, например, даем изображение графика, на котором не подписаны оси. Участникам предлагается подписать их самим, объяснив при этом, что это за процесс. Графики берем из реальной науки, а некоторые сами специально создаем. У ребят есть Интернет, но мы просим не делать поиск по картинке, потому что они ее без труда находят и становится неинтересно. Они соглашаются с этими правилами, потому что им самим интересно что-то придумать. И тут становится понятно, что у задач могут быть совершенно разные решения. Можно придумывать совершенно разные подписи, главное — объяснить, почему кривая имеет именно такую форму, пояснить зависимость одной величины от другой. То есть задачи не имеют заведомо правильного решения. Важно понимать, что такое зависимость, что такое физические величины, почему график может иметь такую форму. Например, это может быть кривая, которая показывает, как меняется яркость звезды от времени. При этом в астрофизике есть переменные звезды разных типов, которые плавно меняют яркость или делают это с резкими выбросами. Соответственно, мы можем дать разные графики. Ребята довольно быстро учатся находить информацию. Если формулу какую-то не знают, они могут ее найти и применить.
— Это теоретическая часть. А что с практической работой?
— Практические работы для школьников ведут сотрудники обсерватории. Они, например, берут задачу из своей научной деятельности, где уже найден ответ, рассказывают школьникам, как это происходит, дают им примеры: вот вам числа, вот программа, вам надо в этой программе числа обработать и получить какой-то результат. Это чем-то похоже на лабораторные работы в институтах. Иногда ребята работают с программами, устанавливают специализированный софт, понимают, что и как устроено. Тут идет работа с числами, иногда есть немного программирования, надо применять незнакомое программное обеспечение; это тоже полезно — уметь быстро в нем разобраться, сразу применить в работе с данными. Такой деятельности много.
Также у нас проводятся экскурсии, где ученикам рассказывают истории создания инструментов, кто на них работает, какие объекты изучает. Например, в САО РАН есть радиотелескопы, несколько оптических телескопов, есть серии телескопов, которые работают вместе как одно целое. Ребята прямо сейчас могут спросить человека, который работает на этих телескопах, как, что и зачем применяется.
— Популярной формой работы, и в школе тоже, становятся конференции. Как у вас с этим обстоят дела?
— Конференция — это обязательная форма работы. Свою небольшую работу, которую школьники успевают проделать заочно (и частично очно) на наших занятиях, они представляют в виде доклада. Это очень полезная деятельность! Дети учатся это представлять, понятно рассказывать, отвечать на вопросы. Они работают в группе, но свой доклад обязательно делает каждый. Они могут разбить доклад на части. На некоторых школах выступают устно, а на некоторых проводим еще и постерные секции. В большом зале на стенах развешиваются плакаты формата А0, напечатанные заранее. На конференцию человек приезжает с тубусом, в котором везет напечатанные плакаты. Очень разные, надо сказать. У кого-то в основном картинки, кто-то текст прямо там печатает, кто-то делает что-то похожее на рекламный транспарант.
Участникам дается время, когда они могут ходить по этому залу, читать эти плакаты как стенгазету, а потом подходить к автору, чтобы задать вопросы. Это другой формат общения на конференции, он более похож на дискуссионный. Около одного постера люди могут стоять полдня и обсуждать его результат. А если у человека устный доклад на конференции, то у него всего пять минут, чтобы ответить на вопросы.
Обычно на научные конференции с устным докладом попасть сложнее: там конкурс больше. А с постером — проще. Поэтому студент чаще едет с постером, чем с устным докладом. Если ты студент четвертого-пятого курса и поехал на конференцию, скорее всего, у тебя будет постерный доклад, а не устный. Поэтому его надо научиться делать раньше, чем устный. Мы этим тоже занимаемся. У нас есть фотографии, где все стоят и обсуждают чей-то постерный доклад. Очень зрелищно!
Через учебники – к звездам
Астрономия вернулась в школы четыре года назад, и ей не очень-то обрадовались ученики 10‑11‑х классов, которые не всегда воспринимают этот предмет всерьез. И как результат путают солнцестояние и равноденствие, думают, что Полярная звезда самая яркая на небе. Учителя астрономии, которых, кстати, в педвузах-то не готовят, чтобы провести интересно космический урок не по устаревшим учебникам, занимаются на курсах, слушают лекции, вгрызаются в Глобальную сеть в поисках полезных и захватывающих материалов, чтобы школьники в том числе научились отличать научные астрономические достижения от мифов и ложных сенсаций.
Зачем нужна астрономия?
Астрономия – это мировоззренческая наука, которая позволяет школьникам определиться с местом человека во Вселенной. И это не философское, а вполне прикладное знание: ребята узнают о теориях происхождения Вселенной, роли астрономии в навигации, развитии российской и мировой космонавтики. Курс астрономии поддерживает и другие предметы: математику, физику, биологию, химию. Дисциплины пересекаются и дополняют друг друга. Сегодня астрономический вопрос есть, например, в ЕГЭ по физике.
Кроме того, астрономия – это действительно интересно, так считают некоторые школьники. Близнецы Настя и Полина, девятиклассницы московской школы, хотят стать астрофизиками. Еще в 7‑м классе они увлеклись космосом, год назад обе прошли отбор и поступили на трехгодичный курс в астрофизическую школу «Траектория», где, кстати, 5 человек на место. Школьной программы по астрономии им явно недостаточно.
– Одноклассники нас не понимают. Удивляются. Странный выбор для девочек – стать учеными-астрофизиками, ведь в моде IT-специальности, – говорит Полина.
Но заинтересованных учеников единицы. Согласно весенним исследованиям Института прогрессивного образования 38% российских школьников 8‑11‑х классов хотели бы исключить астрономию из учебной программы. Школьники уверены, что предмет слишком сложный и никогда им не пригодится в жизни.
Ситуация с астрономией в школах
– Мы с классом посетили планетарий, я вижу, что им эта тема не особо интересна. Астрономия нужна тем, кто собирается поступать в МГУ на астрофизиков, а у нас физику сдают 8 человек из трех выпускных классов. Школьной программы достаточно для общего развития. Если бы мы видели заинтересованность детей, организовали бы дополнительные занятия, – констатирует учитель физики школы №2120 Елена Носова.
В ее школе уроки астрономии проходят в электронном формате. Учитель прикрепляет материал для изучения, задания в дневнике МЭШ и оценивает учеников по результатам.
В других московских школах похожая ситуация – занятия проходят по учебникам, ребята посещают планетарий, в некоторых школах есть свой надувной купол для изучения звезд. Учитель физики школы №1392 имени Д.В.Рябинкина Алексей Калякин говорит, что среди его выпускников в этом году желающих стать учеными-астрофизиками не нашлось, а для ребят знания школьной программы более чем достаточно.
При этом, по данным ВЦИОМ, астрономия стоит на втором месте среди научно-популярных направлений, которыми интересуются россияне. Но среди старшеклассников наука о космосе совсем непопулярна.
Почему так происходит?
Астрономию в школе изучают в 10‑11‑х классах. К этому времени ученики, обычно уже определившиеся с будущей профессией, осознанно идут в предпрофессиональные классы: инженерный, медицинский, педагогический. А тут новый предмет. Одновременно с ним дети начинают готовиться к ЕГЭ и поступлению, и кроме этого едва ли их что-то еще интересует. В итоге астрономию подростки считают лишней, отнимающей драгоценное время.
Кажется, самым логичным решением было бы начинать преподавать астрономию в более раннем возрасте. Именно так и делают некоторые школы.
– В 2086‑й начинают знакомиться с астрономией еще в средней школе. В мобильном планетарии смотрим затмение. В образовательной организации есть астрономический кружок. Для 7‑9‑х классов это общее знакомство с космосом, для 9‑11‑х классов – подготовка к астрономическим олимпиадам, – рассказывает учитель астрономии Александр Ярцев.
Учитель астрономии школы №1368 Любовь Кушнир влюблена в астрономию и горит этим предметом:
– До пандемии мы ходили в астрономические походы, смотрели на звездное небо, говорили с ребятами о космосе. У меня есть выпускница, яхтсменка, она при встрече всегда меня благодарит, потому что пользуется знаниями, полученными на уроках, для ориентирования в море. У нас в школе есть мобильный планетарий, хотелось бы фильмов побольше. Есть интересные американские, но не хватает российских, о достижениях в нашей стране.
Кто и по каким материалам сегодня преподают астрономию?
Чаще всего в школах астрономию преподают учителя физики. Иногда – математики, биологи и даже учителя английского. Сложно вызвать живой интерес у школьника, если взрослый сам не погружен в предмет. В астрономии есть темы, в которые вникнуть без грамотного эксперта не получится.
Фонд некоммерческих инициатив «Траектория», который занимается образованием, стал проводить бесплатные семинары, чтобы помочь учителям астрономии, педагогам «началки», кружков и даже преподавателям вузов разобраться в звездном мире. Именитые ученые, доктора и кандидаты наук из космического мира рассказывают о методике преподавания, авторских разработках, опыте зарубежных коллег.
По словам преподавателя астрофизической школы «Траектория» кандидата физико-математических наук Марии Богдановой, на занятиях даже были обзоры европейских методик преподавания для разных возрастов. Богданова уверена: такие программы для передачи опыта среди учителей просто необходимы, ведь, если школа вводит астрономию в программу в средней или начальной школе, учителя могут сами не разобраться в сложном материале.
– Я слушал лекции таких ученых, как Дмитрий Зигфридович Вибе, Олег Васильевич Верходанов, Владимир Георгиевич Сурдин, Сергей Арктурович Язев. Эти встречи много дают учителям – энтузиастам астрономического образования. На занятиях определенная космическая атмосфера, – не сдерживает эмоций учитель астрономии Анатолий Гончаров.
Многие учителя жалуются на нехватку материалов для изучения астрономии. Учитель физики и астрономии Татьяна Чашкина отмечает:
– Сложно найти материалы, чтобы подача была интересная и соответствовала школьной программе. Есть много фильмов, но они о пришельцах или с антинаучной информацией. Детям такое не покажешь. Можно объяснить астрономию на пальцах. Но лишь объяснить, а не увлечь и заинтересовать. Мне в этом году повезло, я во время зимних каникул прошла бесплатные онлайн-семинары для учителей астрономии в фонде «Траектория» и была в восторге! Я поняла, что не одна со своими проблемами, и узнала новые методики, источники и материалы, даже фильмы фонда, которые использую на занятиях, и уроки стали незабываемыми.
– Трудности, безусловно, есть. Главная – быстрое устаревание учебников: астрономия развивается бурно, издатели не успевают. По правилам учебники годны до 5 лет. В Сети появляется много нового и интересного, приходится долго отбирать материал, а потом оформлять в виде презентаций. Существующие электронные ресурсы, хотя они качественные, тоже не успевают за временем, – говорит Анатолий Гончаров.
Педагог с детства увлекается астрономией и прослушал семинары фонда «Траектория». Теперь он использует на уроках материалы тех занятий. Иногда переделывает их под учеников более младшего возраста:
– Когда слушаешь лекции ученых, можно задать вопрос и получить ответ – это важная часть занятий. Кстати, материалы семинаров всем присылают. Лекции физиков и астрономов, биологов, гуманитариев выложены на сайте «Траектории».
Пока астрономия в школе сталкивается с нехваткой материалов, заинтересованных учителей и учеников. Это можно решить, если предмет будет идти в ногу с наукой, учителя – прокачивать свою квалификацию, рассказывать о невидимой темной материи и белых карликах, и тогда увлеченных астрономией школьников станет гораздо больше.