Для чего нужна ботаника в жизни человека
Ботаника: что она изучает, основные ее задачи
Ботаника — наука о растениях, в наши дни представляет собой большую многоотраслевую науку. Общая задача ее состоит в разноплановом изучении отдельно взятых растений и их совокупностей — растительных сообществ, из которых формируются луга, леса, степи.
Вот далеко не полный перечень вопросов, изучением которых занимаются ботанические науки (морфология, эмбриология, систематика, анатомия, физиология, экология, геоботаника, география растений и др.):
Задачи ботаники
Одна из первоочередных задач ботаники — разработка научных основ охраны природных и растительных ресурсов. Особенно большое внимание отводится изучению и охране редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу, поскольку потеря каждого вида — это не только уменьшение разнообразия растений, но и нарушение устойчивости растительного сообщества, сбалансированного в течение многих тысячелетий.
Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека определяется их способностью осуществлять процесс фотосинтеза. Без растений невозможно представить жизнь на Земле, так как в процессе фотосинтеза, происходящем в хлоропластах, не только образуются органические вещества из неорганических, но и выделяется поступающий в атмосферу кислород, необходимый для дыхания всех организмов.
Поскольку при этом происходит поглощение углекислого газа, то предотвращается накопление избытка его в атмосфере. Используя для образования органических веществ минеральные соля и воду из почвы, углекислый газ и атмосферный азот из воздуха, растения принимают активное участие в круговороте веществ в природе.
Растительными продуктами питаются другие живые организмы, в том числе и человек. Растения используются человеком в качестве топлива и строительного материала, сырья для различных отраслей промышленности (в том числе — в качестве лекарственного сырья).
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину.
Для чего нужно изучать ботанику?
Ответ или решение 2
Ботаника описывает строение и состав растительных групп, их жизнедеятельность, места обитания, способы размножения, классификацию, болезни и методы борьбы с ними.
Это наука естественного цикла, которая изучает эволюцию растений, их видовое разнообразие, историческое развитие, место и роль в природе, полезные свойства, влияние на человека и способы защиты природы.
Значение растений в природе:
Кроме этого, растения имеют и особое значение для человека:
Ботаника необходима людям
Исходя из огромного значения растений на планете и невозможности жизни на Земле без них, человек обязан их изучать. Медикам необходимо знать болезни растений, чтобы найти методы их защиты. Генетикам нужны знания ботаники для выведения новых сортов и закрепления полезных свойств растений. Экологи изучают ботанику для определения способов сохранения экосистем, природных зон и климата на Земле.
Наблюдая за растениями, грибами и водорослями, люди находят полезные свойства, которые используют в науке. Например, наблюдая за птицами, люди создали самолет. Обтекаемая форма тела рыб, позволила создать подводную лодку и днище корабля. Знания ботаники, помогают человеку находить лекарства от сложных болезней.
Что изучает ботаника: виды растений, систематика, морфология, классификация ботаники, предмет, задачи и методы изучения в ботанкие
Что изучает ботаника как наука?
Определение ботаники и этапы ее развития
Ботаника — это комплексная наука о растениях, рассматривающая их происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, классификацию, распространение по земной поверхности, а также охрану и экологию.
Что означает слово «ботаника»? Само слово «ботаника» происходит от греческого слова «βοτάνη», что означает зелень, трава, растение, овощ.
Ботаника — это раздел науки о растительном покрове поверхности Земли на всех уровнях: клеточном, молекулярном, организменном и популяционном. Соответственно, ботаник — это тот, кто непосредственно все этом изучает.
Ботаника как наука о растениях имеет богатую предысторию. Она зародилась в глубокой древности: в начале использования людьми растений для удовлетворения своих практических потребностей. В числе таких потребностей — еда, лечение, жилье, одежда.
На протяжении долгого периода времени естествоиспытатели только описывали растения: их размеры, специфику отдельных органов, характерную окраску и др. Это так называемый описательный характер ботаники.
Что такое ботаника, какие разделы ботаники существуют, кто такой ботаник и прочие вопросы активно ставились перед исследователями в 17-18 веках, во времена активного формирования ботаники как раздела биологии.
Систематизация растительного мира тесно связана с началом использования сравнительно-описательного метода. С его помощью растения описывались и сравнивались с другими по внешним (морфологическим) признакам.
Экспериментальное направление возникло и стало доминировать с момента изобретения микроскопа, а позже — в ходе развития науки и микроскопической техники.
Современная ботаника — это не просто наука, изучающая растения, и даже не наука, которая изучает классификацию растений.
Современная ботаника — наука, включающая множество отраслей.
Ботаника изучает все, что касается растений, и включает в себя различные разделы. Один из наиболее важных разделов — систематика.
В ботанике выделяют флористику и ботаническую географию. Первая занимается изучением сообществ растений на конкретной территории, а вторая — изучением особенностей распространения растений на планете.
Виды растений
Растения — важный источник биологически активных веществ (в растениях их количество может достигать десяти). Эти вещества непосредственно воздействуют на организм людей и животных, потому что употребляются в пищу.
Будучи неотъемлемым элементом человеческой жизни, растения стали пристально изучаться. Растения включают две большие группы:
Грибы, лишайники и бактерии изучают отдельно.
Систематика как ботаническая дисциплина
Что изучает наука систематика? Она занимается классификацией растений на основе подобных общих характеристик.
Являясь основной ботанической дисциплиной, систематика сконцентрировала внимание на классификации растений. Поэтому на вопрос, что изучает систематика проще всего ответить так: она изучает весь растительный мир, выделяет в нем отдельные группы, объясняет родственные и эволюционные связи между этими группами.
Для этих целей в ботанике существует специальный раздел — филогения.
Процесс систематизации растений происходил поэтапно. Вначале исследователи брали за основу внешние, морфологические признаки. Сегодня уже учитываются и внутренние признаки: смотрят, как устроены клетки, изучают их химический состав, какой хромосомный набор они имеют, какими экологическими особенностями отличаются.
Морфология как наука
Стоит отметить такую дисциплину как морфология растений. Эта наука изучает строение растений.
Она подразделяется на:
Разделы морфологии
Отдельные разделы морфологии — самостоятельные дисциплины:
Растительность в данном контексте — сочетание всех растений на одной территории, составляющие ее ландшафт.
Классификации ботаники по объекту изучения
Если выделять отдельные науки в ботанике кратко, то получится, что по объекту изучения эта классификация включает:
Если во внимание берется проживание изучаемого объекта, то можно говорить о специальных отраслях в ботанике растений. Среди них — лесоведение, болотоведение, луговедение, тундроведение и др.
Наука, изучающая лишайники — лихенология.
Предмет, задачи и методы исследования в ботанике
Предмет изучения в ботанике — растения: их строение, рост, родственные связи, возможности рационального применения.
Выделяют 5 основных задач ботаники:
Основных методов исследования в ботанике 6:
Статья «Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека. Ботаника — наука о растениях. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека.
Ботаника — наука о растениях. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Ц е л ь урока: на ярких примерах ознакомить учащихся с
разнообразием цветковых растений, их значением в природе,
жизни и производственной деятельности человека; дать общее
представление о других группах растительного мира и о науке
о растениях— ботанике, возбудить интерес учащихся к предмету.
1. Знакомство с классом.
2. Рассказ учителя о разнообразии цветковых растений и
значении их в природе, о существовании на Земле других групп
растительного мира (грибы, мхи, папоротники и др.).
3. Беседа о значении растений в жизни человека и народном
хозяйстве. Определение ботаники как науки о жизни растений.
4. Задание на дом. Знакомство с учебником и с порядком
5. Обобщение изученного материала.
Об о р у д о в а н и е : букет садовых или полевых цветов;
2—3 плода (муляжи или натуральные); 2—3 небольших снопика
зерновых культур; кактус; аквариум с водными растениями;
образцы мха; гербарный образец папоротника; рисунки
с изображением шляпочных грибов; коллекции на тему «Что
растения дают человеку», оформленные учащимися V класса
прошлого года, и 2—3 их тетради (из числа лучших); учебник.
Ук а з а н и я к п р о в е д е н ию у р о к а
Целью первого урока ботаники является первоначальное
ознакомление учащихся с разнообразием растений, их значением
в природе, жизни и производственной деятельности человека,
а также разъяснение задач ботаники. Однако не мёнее
важно на первом уроке возбудить у детей интерес к предмету,
который они будут изучать в 5 и 6 классах.
Возникновение интереса определяется уже тем, как учитель
знакомит детей с темой урока, как ведет урок, особенно первый.
На первом уроке проще всего написать на доске название
темы и изложить содержание первого параграфа учебника. Но
вряд ли подобное изложение вызовет большой интерес к изучаемому
Впервые встретившись с учащимися 5 класса на уроке ботаники,
учитель должен удивить детей новым для них материалом,
раскрыть значимость науки, которая занимается
изучением жизни растений, воздействовать на детей эмоционально.
Вот почему в начале урока учитель с успехом может рассказать
о многообразии растений, затем о значении их в природе
и жизни человека и в завершение предложить детям участвовать
в работе по охране растительных богатств своего
Рассказ нужно вести просто, убедительно и интересно, заранее
подбирая не только нужные примеры, но и наглядные
пособия, которые демонстрируются во время рассказа.
В рассказе учитель приводит цифру, характеризующую многообразие
растений земного шара— 500 тысяч растений разных
Существование множества разнообразных растений удивляет
учащихся, особенно если учитель перечислит десяток-другой
видовых названий (например: яблоня садовая, земляника
лесная, капуста огородная, редька дикая, крапива жгучая,
клевер луговой, василек синий, ромашка аптечная и т. д.) и за-
метит при этом, что перечисление десятка растений занимает
полминуты, а перечень всех 500 тысяч названий потребует более
Удивляет учащихся и то, что сами они могут вспомнить и
быстро перечислить сравнительно немного названий растений.
Используя затруднение учащихся, учитель напоминает детям
о небольшой осведомленности их в вопросах, характеризующих
жизнь растений, и необходимости изучения таких вопросов
Углубляя представление детей о многообразии растительного
мира, учитель говорит о повсеместной распространенности
растений (можно прочитать первые три абзаца первого параграфа
учебника) и различиях растений разных мест обитания.
При этом нужно показать детям карликовую полярную
березу или иву из тундры, колючие кактусы, растущие в пустыне,
даже взрослому человеку. Можно показать и водные растения,
растущие в аквариуме, подушкообразные растения горной местности,
веточку эвкалипта, достигающего в Австралии высоты
более 150 м, и ряску, умещающуюся на ногте большого
Надо показать детям удивительное и в растениях хорошо
им известных. Например, колосья или снопики пшеницы двух
сортов, отличающихся друг от друга по внешнему виду (ветвистую
пшеницу или пшеницу, приносящую большие урожаи,
необычные для данной местности); два разных сорта яблок, из
которых, один, например, выведен И. В. Мичуриным (можно
использовать рисунки или муляжи Бельфлер-китайки или Антоновки
шестисотграммовой); соцветия двух-трех сортов георгинов,
резко различающихся по своей форме, окраске и размерам
(например, из группы помпоновидных и стрельчатых, крупных
декоративных и кактусовых) и др.
Рассказ и показ растений поддерживает интерес учащихся
на протяжении всего урока.
А возникает этот интерес благодаря удивлению детей тому,
как мало они знают о растениях, окружающих их, и как
интересно знать новое даже о самых знакомых растениях.
В конце рассказа учитель подчеркивает, что цветковые растения
обладают чудесной зеленой окраской, имеют цветки й
цветут один или много раз в жизни.
Он говорит о значении зеленых растений в природе (оздоровляют
воздух, дают пищу животным, создают прохладу летом,
задерживают рост оврагов и движение песков, смягчают
Заканчивая рассказ, учитель объясняет, что такое ботаника
и из какого слова происходит название этой науки. После рас-
сказа учитель переходит к беседе. Опираясь на запас знаний
учащихся, он ведет беседу о значении растений в жизни человека
и в народном хозяйстве. В процессе беседы учащимся
предлагаются вопросы примерно следующего содержания: зеленые
цветковые растения имеют большое значение в природе,
а каково их значение в жизни человека? Какие растения человек
использует в пищу и на корм скоту? Из каких растений человек
получает одежду, делает бумагу, строит дома, изготовляет
мебель? Из каких растений человек получает лекарства? Какую
роль играют цветковые растения в украшении городов и
Заключая беседу, учитель помогает учащимся сделать вывод
о том, что цветковые растения разнообразны, роль их в
природе, в жизни человека и в народном хозяйстве очень велика,
что зеленые растения надо беречь и охранять, принимать
участие в посадках деревьев и кустарников и в других работах
по озеленению. Надо изучать растения, знакомиться с их строением,
не проходить мимо интересных явлений в жизни растений,
Успеху беседы, так же как и рассказа, в значительной мерб
содействуют самодельные наглядные пособия. Это коллекции
на тему «Что растения дают человеку», изготовленные учащимися
5 класса прошлого года обучения («Что человек получает
из льна и хлопка», «Образцы лекарств из лекарственных растений
», «Что можно получить из древесины», «Что получают
После беседы учитель знакомит учащихся с некоторыми
правилами поведения в биологическом кабинете; показывает
учебник и объясняет, как им нужно пользоваться; говорит о необходимости
ведения тетради для записей и зарисовок на уроках
ботаники; дает задание на дом: прочитать § 1 учебника,
подготовиться отвечать на вопросы, помещенные в конце параграфа,
а в течение недели сделать коллекцию «Что человек получает
В конце урока следует провести проверку учащихся по списку
в журнале. Это дает возможность учителю познакомиться с
классом, обратить внимание на тех, кто выделяется своей организованностью
или, наоборот, плохой дисциплиной, внешним
видом или другими особенностями; позволяет учителю быстрее
запомнить имена и фамилии детей, пришедших в 5 класс из
Если некоторые учащиеся толково отвечали на вопросы во
время беседы или сообщали что-либо интересное в связи с содержанием
урока, учитель может поставить им отличную или
хорошую оценку. Это вызовет у детей желание и дальше учиться
по ботанике хорошо и отлично
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа кружка:»Занимательная биология» 5класс
Биология 8 класс Тема «Дыхательная система»
Статья «Влияние человека на животный мир. Охрана животных. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Презентация по биологии на тему: «Витамины» (8 класс)
План-конспект открытого урока на тему: «Витамины»
Статья «Отряд непарнокопытных. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Тест по биологии 10 класс по теме «Метаболизм в клетке»
Тест в формате ЕГЭ по биологии 10 класс «Вирусы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5421093 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чем занимается и где работает ботаник
Ботаник – профессия, связанная с изучением растительного мира. Учет и мониторинг с целью сохранения существующих видов и открытие новых – эти задачи решают ее представители. Как стать таким специалистом и где можно трудоустроиться?
Из истории
Одно из первых занятий древнего человека – собирательство. Позднее растения стали не только пищей, но и лекарствами. Описания ряда их целебных качеств можно отыскать в книгах, которые посвящены изучению медицинской системы «Аюрведа», разработанной в Древней Индии. До Аристотеля ученые в основном интересовались лекарственными и представляющими бытовую ценность растениями. А в 4 столетии до нашей эры Аристотель первым начал размышлять о том, какое место они занимают в природе в целом.
Древних письменных документов о растениях до нашего времени дошло немного. Однако даже по тем, что сохранились, видно, что Аристотель делил всю окружающую среду на два царства: живую и неживую природу. Растения, с его точки зрения, относились к живой. Ученый был убежден, что у них есть душа, которая находится на низшей ступени развития – после животных и человека.
Отцом ботаники называют Теофраста – ученика Аристотеля. Его научные работы представляют собой сведение в единую систему всех познаний, собранных благодаря практикам в сфере медицины и сельского хозяйства, а также работам античных ученых. По сути, Теофраст – основатель ботаники. Именно он сделал ее самостоятельной наукой. Он не только описывал, как можно использовать растения в хозяйственных и медицинских целях, но и занимался теорией. Научные работы Теофраста оказывали огромное воздействие на развитие ботаники на протяжении многих веков. Как стройная система знаний о мире растений ботаника оформилась в 17–18 столетиях.
Описание профессии
Кто такие ботаники? Профессия относится к категории научных. Занимаются эти специалисты изучением растительного мира. Каждый из них обычно сконцентрирован на отдельно взятой сфере. К примеру, один может изучать внутреннее строение растений, а другой – исследовать их место в природе. В своей работе они опираются на труды ученых-предшественников. Это позволяет современному ботанику дополнить и расширить уже имеющиеся знания о растениях. Представители этой профессии совмещают работу в офисе (создание описаний, аналитика, гербарий) с трудом «в поле» – в естественной природной среде.
Что делает ботаник? Основная задача такого специалиста – изучение свойств растений и закономерностей их жизненного цикла. Он занимается поиском новых видов и классификацией уже известных науке. Кроме того, ботаник определяет, как растения воздействуют на животных и человека. Результаты кропотливого труда представителей этой профессии важны для развития прикладной науки и технологий: фармацевтики, сельского хозяйства, биотехнологий и так далее.
Чаще всего ботаники трудоустраиваются в научно-исследовательский центр, лабораторию, ботанический сад, парк-дендрарий, биосферный заповедник, а также на сельскохозяйственное предприятие. Те специалисты, которые имеют склонность к педагогике, идут работать преподавателями в вузы, защищают диссертации, пишут научные статьи и книги.
Специализации
В ботанике могут найти себя люди с разными характером и склонностями. Ведь профессия «ботаник» объединяет множество узких специализаций.
Образование и ЕГЭ
Как стать ботаником? Для этого, прежде всего, нужно получить высшее образование. Ваши специальности – «биология» или «агрономия». Они есть во многих вузах России. Учиться можно, например, в таких:
Абитуриенты, поступающие в один из перечисленных или любой другой вуз, должны сдать ЕГЭ по биологии, математике и русскому языку. В некоторых высших учебных заведениях также могут потребовать результаты ЕГЭ по химии. Чем больше баллов вы наберете, тем выше шанс пройти на бюджетную форму обучения.
Перечень обязанностей
Основная обязанность ботаника заключается в научном исследовании мира растений. Звучит внушительно, но не совсем понятно. Расшифруем, что делают представители этой профессии. Они собирают растения, составляют специальные справочники и классификаторы, ведут разработки, необходимые для успешного развития сельского хозяйства. Ботаники внимательно отслеживают текущую экологическую обстановку и состояние растений непосредственно в природе. Кроме того, они проводят научные эксперименты в полевых и лабораторных условиях. Результатом таких наблюдений становятся, например, новая систематика, методика разведения растений или способы выведения нового сорта. Специфика задач каждого представителя этой профессии корректируется в зависимости от выбранного профиля деятельности (специализации).
Вот чем занимаются ботаники в целом:
Знания, умения и личностные качества
Настоящим ученым-ботаником сможет стать тот, кто действительно любит растения, много знает о них и горит желанием постоянно их изучать. Без этого об успешной работе и профессиональном росте можно забыть. Следовательно, такому специалисту необходимы обширные, глубокие знания в таких сферах:
Ботаник должен владеть разными методами сбора и учета растений, уметь их систематизировать. Кроме того, ему придется принимать участие в природоохранных мероприятиях. Для этого важны внятная речь и умение правильно, грамотно излагать мысли.
Что касается личностных качеств, ботанику следует быть наблюдательным, внимательным, усидчивым и обладать аналитическим складом ума. Также ему потребуются хорошо тренированная память и склонность к систематизации, так как профессиональная деятельность такого специалиста связана с упорядочиванием больших объемов информации. Регулярное участие в научных экспедициях предполагает готовность к путешествиям в спартанских условиях. Если перспектива ночевать в спальном мешке и использовать кусты в качестве туалета повергает вас в ужас – эта профессия не для вас.
Заработная плата
Уровень оплаты труда ботаников невысокий. В основном они работают в государственных учреждениях. В среднем по России зарплата представителей этой профессии составляет порядка 20 тысяч рублей. Минимальная заработная плата подбирается к отметке 10 тысяч рублей. Максимальная – примерно 30 тысяч рублей.
Зарабатывать больше могут флористы и ландшафтные дизайнеры. Этим специалистам открыт путь в частные фирмы, где оплата труда зачастую выше, чем на государственных предприятиях.
Как строить карьеру
Ученый-ботаник может построить успешную карьеру, если будет постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, писать научные статьи в солидные международные издания, издавать книги и получать ученые степени. Первая ступень карьерной лестницы – младший специалист. При должном старании и успешной защите диссертации он может стать кандидатом и доктором наук.
Учтите, что карьерный рост ученого-ботаника – процесс длительный. Ведь исследования занимают долгие годы. Флористы и ландшафтные дизайнеры могут сперва устроиться учеником к опытному специалисту, а потом – возглавить фирму или же открыть собственную.
Перспективы профессии
Профессию ботаника, конечно, сложно назвать популярной. Но несмотря ни на что, наука продолжает развиваться. А это значит, что свежая кровь будет требоваться всегда. По состоянию на сегодняшний день ученые уже описали порядка 350 000 цветущих растений. Это достаточно большое количество. Некоторым может показаться, что в этой сфере делать больше нечего. Ничего подобного! Предположительно еще 70 000 видов только предстоит открыть. К тому же аграрный сектор требует новых исследований и разработок – в частности выведения новых сортов, более устойчивых к неблагоприятному воздействию внешних факторов.
Не стоит на месте и технический прогресс. Благодаря тотальной автоматизации и компьютеризации сегодня специалисты создают цифровые гербарии, распознавая растения с помощью специального программного обеспечения.
Автор: Юлия Заблоцкая