Для чего нужна буквица
Мощная молитва древних славян, или Как открыть в себе силу при помощи древней буквицы
Альтернативных версий истории Руси сегодня существует множество. К примеру, по мнению некоторых исследователей, до кириллицы на территории нашей страны действовала другая азбука — буквица.
У этой теории о старинной древнеславянской письменности имеется множество противников. Не признают ее и официальные историки. Однако теория существует и имеет своих поклонников. Что же такое буквица, чем она отличается от кириллицы и откуда взялась? Об этом и поговорим в статье.
Буквица — дар богов
Приверженцы теории существования на Руси в древности буквицы утверждают, что эта азбука имела 49 букв. Была эта азбука якобы настоящим даром богов и обеспечивала мощную связь с ними. Знаки буквицы являлись отражением древнеславянского языка, от которого произошли все современные славянские языки — русский, польский, болгарский, словацкий и т. д.
Буквица была не просто азбукой, как кириллица, а настоящим связным текстом — посланием будущим поколениям и поучением. Из буквицы была образована и современная азбука. Однако, по мнению приверженцев теории, Кирилл и Мефодий сильно упростили буквицу, убрав «лишние» символы и переименовав остальные.
Буквица была очень сложной азбукой, так как за каждой буквой в ней стояло какое-то особое значение. Каждое написанное в письме слово можно было разобрать на отдельные буквы-образы и понять его истинное глубинное значение.
Буквицу можно представить, к примеру, в виде набора красок из 49 цветов. В этом случае окружающий нас мир будет похож на своего рода холст. На этом холсте осуществляется взаимодействие 49 красок, рождающее все новые соединения цветов и оттенков.
Магические значения букв в буквице
Первая буква буквицы Азъ означает «Я», то есть разумный человек, старейшина. Буква Б — буки, буквы и боги. В — веди, познающий, ведающий. Г — глаголи, слова, грамота. Д — добро, нажитое богатство. Е — есть, быть, существовать. Ж — живот, жизнь и т. д. Зная расшифровку каждой буквы, можно узнать истинное значение любого слова. К примеру, таким образом можно разобрать на буквы собственное имя и узнать, что оно означает на самом деле. Это позволит, по мнению приверженцев теории, жить по заветам богов.
Поучения в самой азбуке
Поучения будущему поколению, как считают люди, верящие в существование древней азбуки, содержат многие сочетания букв в буквице. К примеру, сочетание первых трех букв — А, Б, В — можно расшифровать как «Я богов ведаю» (А — я, Б — боги, В — ведающий).
Если взять сочетание Б, В, Г, Д, получится «Боги в ведах учат добру» (Б — боги, В — ведать, Г — глаголить, Д — добро). Чтение истинного смыла сочетаний букв буквицы и обычных слов, по мнению приверженцев теории — дело индивидуальное. Точных расшифровок не существует. Каждый человек может найти что-то индивидуальное, импонирующее именно ему, но все равно мудрое и поучительное. Толковать в квадрате буквицы, по мнению приверженцев теории, можно в самых разных сочетаниях — по горизонтали, вертикали и даже диагонали.
Мощная молитва в буквице
Слов славяне на ветер не бросали. На Руси каждое слово имело большую силу. Сочетание первых восьми букв, по мнению приверженцев теории, в буквице являлось очень мощной молитвой к древним богам. АБВГДЕЕЖ (азъ боги веди глаголи добро есть езмъ живот) — я знаю бога, глаголю (несу в мир) добро и это и есть жизнь. То есть буквица в самом начале призывает познавать бога, развиваться и творить добро.
Буквы в буквице как обереги
Считается, что каждый символ буквицы хранит в себе светлый образ. Если иметь квадрат буквицы или отдельные символы при себе всегда, то можно к этим образам обращаться, подпитываясь их силой. Каждый знак буквицы может уберечь от беды и привлечь счастье. Но выбирать из древнего алфавита нужно подходящий именно для себя знак. Это может быть, к примеру, первая буква имени.
Выбрав символ, нужно узнать его значение, и тогда будет понятно, какую силу он может передать человеку. К примеру, А (азъ) олицетворяет человека или потомка богов. Настроившись на эту букву, можно разбудить в себе заложенный богами талант и развивать его. Буквица Д (добро) привлекает богатство. Ее можно написать на листке бумаги и положить этот листок в кошелек. Буквица Р (реци) делает жизнь упорядоченной, дает стабильность, помогает быстро находить выход из запутанной ситуации. Стать спокойнее и добиться успеха поможет буква ѣ (ять). Сделать дом полной чашей и привлечь в него достаток можно с помощью амулета с буквицей Ж (живот).
Теневые образы буквиц
У каждого символа буквицы, помимо основного светлого, есть еще и теневой образ. Это вовсе не означает, что древнеславянские символы можно использовать для того, чтобы навредить людям. Теневые образы букв в буквице могут применяться, к примеру, для того, чтобы понять, что привело к той или иной неприятности. Так, теневым образом А (азъ) является рабство, безволие и пассивность; В (веди) — невежество; Г (глаголи) — косноязычность и пр.
Цифровые значения
Помимо всего прочего, каждая буква буквицы в древние времена имела свое цифровое значение. Буквами буквицы обозначали летоисчисление, страницы в книгах, их писали на монетах. Отменена эта практика была только во времена Петра I. Буквицами могли даже обозначаться цифры на часах. К примеру, ниже можно видеть фото часов на стене одного из суздальских храмов.
Вместо привычных цифр на циферблате этих часов изображены кириллические буквы. Раньше, по мнению приверженцев буквицы, такое можно было видеть повсюду. И использовались для числовых обозначений буквы не кириллицы, а буквицы.
Первичность буквицы
Каждому человеку со школьной скамьи известна фраза «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Эта фраза является примером акрофонического способа запоминания. Русская азбука очень акрофонична и базируется на древнем устном способе запоминания. Акрофония обеспечивает быстрое обучение и устное запоминание, а следовательно, и быстрое распространение знания азбуки.
Русская азбука первична ко всем индоевропейским алфавитам, по мнению приверженцев теории, именно потому, что она акрофонична. Ведь все западные алфавиты этого свойства лишены. Включенные в них буквы не несут за собой никаких образов. Ни в одном из этих алфавитов не несет в себе какого-либо смысла и сочетание букв.
Что говорят противники теории
Противники теории существования на Руси до кириллицы буквицы называют ее ложью неоязычников. Первый вопрос, который возникает у здравомыслящих людей, когда они узнают о буквице: почему об этой азбуке раньше никто ничего не знал? И ответ для противников теории очевиден: потому что ее никогда не существовало.
Буквица — это новодел, придуманный руководителем секты неоязычников-инглингов А. Хиневичем. Он просто взял кириллицу и добавил в нее от себя несколько нелепых знаков. И, разумеется, за доверчивыми людьми дело не стало. Любители альтернативной истории косяками двинулись в академию Хиневича «Асгард» оставлять там свои деньги. Хлебное дело в последующем подхватили другие проходимцы. Таким образом, теория о буквице получила широкое распространение.
Одним из доказательств того, что никакой буквицы никогда не существовало, по мнению противников теории, является само название этой азбуки. Из истории известно, что древние славяне свои письменные символы буквами не называли. «Буква» является индоевропейским, заимствованным из готского языка словом. В русский язык это слово попало из болгарского именно как обозначение символов кириллического алфавита. Если бы у славян была азбука в очень древние времена, они бы назвали ее не «буквицей», а «письменницей» или чем-нибудь подобным.
←Буквица как переход между мирами
Что такое буквица и ее назначение?
Бу́квица (инициа́л) – крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.
Искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты. Тексты считались божественными, и, следовательно, требовали особого отношения. Тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора.
Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами и изображениями людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.
Тайный смысл буквицы
Буквица – это пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) и тайна слова (тайна преображения человека и мира под действием слова).
В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда буквицы потом раскрашивали и украшали вручную. Буквица по-прежнему оставалась искусством.
Но потом буквицы стали исчезать, так как все в мире идет по пути упрощения и минимализма. Но до сих пор в некоторых книгах можно встретить буквицы и это прекрасно!
Ниже представлены вашему вниманию лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких и буквица в детской книге сказок «Волшебный котёл».
И небольшой совет – вы сами можете создавать буквицы в Microsoft Word.
Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы
В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.
Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.
Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.
Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.
Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.
На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.
Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.
Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.
Русские буквицы К и Л, XII век.
В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.
В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).
Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.
В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.
Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.
Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.
Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.
Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.
У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.
Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.
Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год
Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков. Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле.«Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря.
Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.
Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.
В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы.
А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!
Буквы, вошедшие в «Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ» К.Д. Далматова (1895)
Буква А художника Сергея Чехонина, 1919 год – как раз очень популярен был «Балаганчик» Блока и одноимённый спектакль Мейерхольда. Вероятно, отсюда и идея с Арлекином.
В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.
Работы студентов Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, дисциплина «Шрифты и каллиграфия»
Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.
А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.
Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких
Буквица К к сказке «Эгле, королева ужей». Автор Аня Опарина
Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова
Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные.
Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.
Буквица О для «Алисы в стране чудес». Автор Ася Белова.
Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.
И напоследок – буквы Татьяны Мавриной из её «Сказочной азбуки». Какой же надо иметь талант, чтобы в таком многовековом искусстве, как буквица, выработать свой, сразу узнаваемый, стиль!
Что такое буквица и зачем этим буквицам имена?
К сожалению, не хватает пока моих возможностей, чтобы проявить образ слова Бɣкъвица. Это как раз тот случай, когда понимание сильно опережает возможности образного чтения. Поэтому, исходя из того, что многие образы языка дошли до наших дней в виде набора современных понятий, предлагаю попробовать распутать этот клубок потянув за ниточки с другой стороны.
В интернете полно всяких статей на тему, что буквица это вымысел бред и т.д.
Хотя в образном чтении в основном опираются на собственные образы буквиц, но нередко заимствуют образы и у других людей. Поскольку видят все одно и то же, но по-своему, то это как раз и дает возможность получить большее количество граней образов и проявить их точнее. Такой подход позволяет выявлять и убирать искажения, ведь искажающие факторы, влияющие на конечный результат, присутствуют практически у любого современного человека. Да даже если образ считан без искажений, то правильно его распознать, получив представление с одного бока, часто бывает проблематично.
Вот если этого не происходит, то возникает повод для разбирательств. Возможно какая-то грань-образ считана с тонкого плана с искажением или неверно проявлена, допущена ошибка в образном чтении, а может само имя буквицы имеет искажение. Проверить можно и конечный результат, подставляя полученный образ в другие слоги и слова.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей